УДК 378.02
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
© 2015
З.К. Малиева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. Проблема отчуждения личности от традиционных общечеловеческих моральных норм в современном мире приобретает особую актуальность. Последняя возможность профессионального, компетентного решения данной проблемы находится в пространстве высшего профессионального образования. Одним из внешних условий, детерминирующих эффективность процесса профилактики и коррекции морального отчуждения студентов, является воспитательно-развивающая среда вуза. В данной статье исследуется сущность воспитательно-развивающей среды вуза, представляющая собой совокупность социально-психологических и организационно-педагогических условий, в которых реализуется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства, их самореализация, адаптация, формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, моделей поведения. Раскрывается содержание воспитательно-развивающей среды вуза, интегрирующей в себе сочетание условий и особенностей социальной, культурной, природной, информационной, профессиональной, образовательной среды. Доказывается ее значимая роль в решении проблемы морального отчуждения студентов. Приводятся основные компоненты воспитательно-развивающей среды вуза, выявляются условия ее проектирования, включающего взаимосвязанное проектирование каждого из трех ее составляющих компонентов: пространственно-предметного, социального и технологического (психодидактического). Результаты исследования расширяют знания о сущности, возможностях и особенностях проектирования воспитательно-развивающей среды вуза, организация которой способствует преодолению духовно-нравственного отчуждения студентов.
Ключевые слова: моральное отчуждение, воспитательно-развивающая среда, компоненты образовательной среды, проектирование, социальная среда, образовательная среда, воспитание, образование.
В понятие среды входят социальные, культурные, экологические факторы и природные условия жизни людей. Среда является одним из основных факторов, влияющих на развитие личности. В связи с этим проблема организации и совершенствования воспитательно-развивающей среды в образовательном учреждении в современном мире приобретает особую актуальность.
Воспитательно-развивающая среда высшего учебного заведения представляет собой интегративное понятие, включающее совокупность социально-психологических и организационно-педагогических условий, в которых реализуется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства, их самореализация, адаптация к социальным изменениям, формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, коммуникативных навыков, моделей поведения. В связи с этим решение проблемы профилактики и коррекции морального отчуждения студентов невозможно рассматривать вне контекста среды, в которой студенты обучаются и воспитываются.
В педагогическом плане впервые понятие «среда» употребил П.Ф. Лесгафт, определивший взаимосвязь между уровнем личностного развития человека и соответствующим типом педагогической среды. Исследование роли образовательной среды в процессе развития личности было отражено в трудах отечественных ученых, как прошлого, так и настоящего (З.А. Галагузова, А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, И.А.Колесникова,
A.С. Макаренко, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, В.А.Орлов,
B.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т.Шацкий, Н.Е. Щуркова и др.).
С категорией «воспитательно-развивающая среда» соотносятся понятия «социальная среда», «культурная среда», «природная среда», «информационная среда», «профессиональная среда», «образовательная среда».
Социальная среда - это окружающие человека люди, группы, учебные и производственные коллективы, то есть все те, кто окружает человека в его социальной жизни и с которыми он находится в специфических отношениях. Социальная среда выступает важнейшим фактором и условием развития человека. По своей структуре социальная среда представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее в себя различные социальные группы, с которыми человек вступает во взаимодействие и которые в своей совокупности влияют на его психическое, духовно-нравственное, культурное и физическое развитие.
Культурная среда включает в себя институты и уч-
реждения, которые оказывают влияние на основные ценности, предпочтения и поведенческие нормы общества. Культурная среда вуза представляет собой совокупность национальных, исторических и социальных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития культуры студентов, акцентирующих ее креативный потенциал для творчески-созидательного развития личности. Это «своеобразный интеллектуально-эмоциональный фон, нравственное, креативное поле эмпатий и смыслоощущений, которое выступает важным фактором утверждения куль-туротворческого статуса будущих специалистов» [1, 77].
Культурная среда вуза связана с ценностями, обрядами и традициями, которые прочно и надолго вошли в университетскую жизнь. Организация и проведение таких традиционных мероприятий, как посвящение в студенты, общегородские студенческие слеты, актовые речи и лекции, посещение музеев и театров, дни студенческой поэзии, «Студенческая весна», КВН, «Осенний бал», празднование Нового Года, создает благоприятные условия для решения проблемы морального отчуждения студентов.
Природная среда - это природная составляющая часть среды обитания и производственной деятельности человечества. Это часть окружающей среды, включающая природные условия, которые прямо или косвенно способствуют или препятствуют его развитию. Составляющими природной среды являются элементы живой и неживой природы, а также элементы, созданные человеком в процессе его деятельности.
Основные свойства природной среды заключаются в том, что она:
- по-разному влияет на жизнь организмов;
- представляет собой набор условий для жизни живого существа;
- включает естественные факторы окружающей среды и те, которые искусственно созданы человеком [2].
Информационная среда представляет собой совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации [3]. По определению И.В.Роберт, информационная среда представляет собой очень динамичную систему полей деятельности, охваченных компьютеризацией информационных процессов. Динамизм среды выражается во взаимовлиянии ее на развитие производительных сил и на интеллектуализацию деятельности членов общества. Это в свою очередь вле-
чет расширение информационной среды, в том числе всех ее сфер, включая образовательную [4].
Профессиональная среда является разновидностью социальной среды и представляет собой определенную совокупность условий, с которыми взаимодействует субъект в процессе профессиональной деятельности.
Профессиональная среда образовательной организации, - по мнению Е.С. Игнатович, - представляет собой систему «структурных (цель, состав педагогических работников, педагогически интерпретированная информация профориентационного назначения, последующая система учебной, трудовой или иной деятельности, обучающиеся, средства педагогической коммуникации, критерии оценки качества и показатели развития данной системы) и функциональных (проектировочный, гностический, конструктивный, прогностический, организаторский, коммуникативный, оценочный) компонентов» [5, с. 6].
Образовательно-профессиональная среда вуза способствует формированию профессионально-значимых характеристик студентов, их психологических особенностей, способствующих достижению успеха в будущей профессиональной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса в вузе студенты получают профессиональный опыт - те знания, умения и навыки, которые им будут необходимы в последующей профессиональной деятельности; формируется их профессиональная мотивация, отношение к труду вообще, к конкретной профессиональной деятельности, к своей специальности, к себе как специалисту [6].
Образовательная среда в общем виде представляет собой психолого-педагогическую реальность, включающую совокупность условий для формирования личности по заданному образцу. По мнению В.В. Рубцова образовательная среда представляет собой систему как прямых, так и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, организующих в явном или опосредованном виде педагогические установки преподавателей, отражающие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса. В этом случае выделяются следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность образовательной организации, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся [7].
Основными характеристиками образовательной среды являются:
- взаимодействием субъектов образования между собой;
- процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии;
- историко-культурным компонентом [8].
Воспитательно-развивающая среда не относится ни
к одному из указанных выше видов сред. При этом она одновременно обладает свойствами социальной, природной, культурной, информационной, профессиональной и образовательной среды, объединяя таким образом в себе всю совокупность факторов, которые влияют на человека в процессе получения образования.
Рассмотренные определения позволяют сделать вывод о том, воспитательно-развивающая среда представляет собой совокупность условий (социальных, материально-технических, профессиональных, организационно-практических, культурных, информационных) для формирования личности по заданному образцу, обеспечивающих возможности для ее продуктивного развития в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Проанализированное содержание определений и описаний воспитательно-развивающей среды образовательной организации, приведенное в психолого-педагогической литературе, позволяет выделить ее основные признаки, а именно:
- это пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования (В.И. Слободчиков);
- это фактор развития человеческих отношений, определяющий и устанавливающий поведение человека (Л.С. Выготский);
- это не только условие, но и средство обучения, воспитания, развития человека (Ю.С. Мануйлов).
Выявленные особенности позволяют сделать вывод о том, что воспитательно-развивающая среда играет особую значимость в решении проблемы морального отчуждения студентов. Это обусловлено тем, что она предоставляет субъектам учебно-воспитательного процесса возможность для:
- развития способностей обучающихся (физических, эмоциональных, умственных, личностных, нравственных) в соответствии с имеющимися у каждого природными задатками и склонностями [9];
- удовлетворения возникающих потребностей в общении, взаимопонимании, принадлежности к определенному социуму, признании и уважении окружающих, самоутверждении, саморазвитии, и трансформации этих потребностей в жизненные ценности [10];
- развития чувств и эмоциональных состояний (любви к своей Родине, любви к профессии, своей специальности, положительного отношения к труду, воли, уверенности, любознательности, чести, личного достоинства, уважения к законам) [11];
- обеспечения участников образовательного процесса системой возможностей для самореализации, побуждения к их активной деятельности [12].
Позитивное влияние воспитательно-развивающей среды на личность, находящуюся в состоянии отчуждения, осуществляется через:
- учебный процесс (методы и технологии обучения, само содержание изучаемых дисциплин, деятельность студентов в процессе обучения обладают воспитательным потенциалом) [13], [14];
- внеучебную деятельность (различные формы организации досуга, направленные на решение задач воспитания и социализации, самообразования и самовоспитания в свободное от учёбы время) [15];
- взаимодействие с преподавателями (профессиональная и методическая подготовленность преподавателя, его нравственные качества, культура, педагогический такт, интерес к судьбе воспитанника во многом определяют эффективность воспитательного процесса) [16];
- межличностные взаимоотношения в группе (благоприятный социально-психологический климат в группе, способствует продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе) [17].
В воспитательно-развивающей среде реализуется целый комплекс потенциальных возможностей для профилактики и коррекции морального отчуждения обучающихся, основывающийся на позитивном воздействии на психологическую основу отчуждения (негативную направленность личности, неудовлетворенные потребности, отрицательные эмоции, убеждения, ценностные ориентации, мотивы и установки). В ней происходит удовлетворение потребностей обучающихся в усвоении мировоззренческих принципов, норм морали; любви и уважении, признании; труде, общественно-полезной деятельности; сохранении или улучшении самооценки; самоактуализации личности и др.
Проектирование воспитательно-развивающей среды осуществлялось нами на основе алгоритма, предложенного В.А. Ясвиным, и включающего взаимосвязанное проектирование каждого из трех компонентов образовательной среды: пространственно-предметного, социального и технологического (психодидактического) - в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образовательного процесса [18].
Пространственно-предметный компонент образовательной среды - это совокупность материальных и пространственных факторов учебно-воспитательного
процесса - здание, его расположение, двор и территорию, внешний вид и обустройство кабинетов; оборудование; наличие актового и спортивного залов, столовой, библиотеки и т.д. «Все воспитывает, - писал А.С. Макаренко, - обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых. Собственно, воспитательный процесс является лишь одним из факторов, формирующих человека» [19, с. 75].
Социальный компонент - это «человеческий фактор» образовательной среды, к которому Г.А. Ковалев относит пространственную и социальную плотность среди субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности и ее влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость обучающихся, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т.д. [20].
В решении проблемы морального отчуждения личности важную роль играет проектирование условий для развития социального компонента, как необходимое условие плодотворного взаимодействия субъектов образовательного процесса, их позитивного настроя, способствующего сплочению и установлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности. Значимым результатом эффективной организации социального компонента является переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса, которое выступает как необходимое условие их эффективного личностного развития.
Психодидактический компонент образовательной среды составляют содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса. Это соответствующее содержание образовательного процесса и осваиваемые обучающимся способы действий.
Психодидактический компонент развивающей образовательной среды может проектироваться и организовываться на базе существующих систем развивающего обучения и образования (Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин и д.р.).
Наличие системных связей между пространственно-предметным, социальным и психодидактическим компонентом не только обеспечивает высокую результативность процесса обучения, но и способствует раскрытию личностного потенциала обучающегося.
Интегративным критерием качества проектируемой образовательной среды, способствующей профилактике и коррекции морального отчуждения студентов, является ее способность к удовлетворению всего комплекса потребностей обучающихся, формированию у них системы социальных ценностей, обеспечивающих активную успешную адаптацию к современной изменяющейся среде обитания [21-0000].
Таким образом, образовательная среда вуза одновременно обладает свойствами социальной, природной, культурной, информационной и профессиональной среды, объединяя всю совокупность факторов, которые влияют на студентов в процессе обучения в вузе. Учитывая особенность феномена морального отчуждения логично предположить, что эффективность процесса профилактики и коррекции возможна лишь при условии реализации идеи интеграции сред, способствующих в процессе наращивания образовательного и социального потенциала обучающихся развитию их личностных характеристик, что в дальнейшем позволяет им постепенно избавиться от негативных установок, мотивов и ценностей.
Степень влияния образовательной среды на процесс профилактики и коррекции морального отчуждения студентов определяется качеством составляющих ее компонентов (пространственно-предметного, социального и психодидактического) и качеством связей между ними.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чибисова Н.Г. Социокультурная среда вуза - фундамент накопления студентами культурного капитала // Вестник высшей школы . 2011. №3. 18-26.
2. Гаврилов В.П., Ивановский С. И. Общество и природная среда. М.: Наука, 2006. 214 с.
3. Петрова Е.В. Человек и информационная среда: проблемы взаимодействия // Материалы XXII Международного философского конгресса. Сеульский национальный университет, Сеул. Корея, 2008.
4. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дрофа, 2007. 282с.
5. Игнатович Е.С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.С. Игнатович; БГПУ им.М. Танка. Минск, 2010. 26 с.
6. Течиева В.З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Монография. Владикавказ: изд-во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2011. С. 130.
7. Рубцов В.В., Поливанова К.Н. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. М.: ПИ РАО, 2007. 215 с.
8. Рубцов В.В., Ивошина И.Т. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2003. 272 с.
9. Кокоева Н.В. Проектная деятельность студентов педагогического вуза как фактор развития их творческих способностей // Вектор науки. №2. 2014. С.111-115
10. Малиева З.К. Воспитательный потенциал применения технологии телекоммуникации в образовательном процессе вуза //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4; URL: http://www.science-education. ги/127-20445
11. Огоева А.Л. Гражданско-патриотическое воспитание студентов педагогического вуза //В сборнике: Научный поиск в современном мире сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции. 2014. С. 190-193.
12. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 113-115.
13. Верниенко Л.В., Суховеева Н.Д. Личностно-профессиональное становление субьектов высшей школы в условиях полипрофессионализма деятельности // Акмеология. 2014. №3-4. С. 207-208.
14. Токаева А.Б. Современные технологии преподавания в вузе //Успехи современного естествознания. 2014. № 12-2. С. 166а.
15. Малиева З.К. Роль корпоративной культуры вуза в профилактике девиаций социального здоровья студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 132-134.
16. Бекоева М.И. Педагогические условия использования модульного подхода в современном вузе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№3 (14). С. 295298.
17. Малиева З.К. Педагогическая коррекция морального отчуждения студентов. Дисс... канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. 181 с.
18. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
19. Макаренко А.С. О воспитательной системе. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
20. Ковалёв Г.А. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.
21. Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза //Вестник Северо-
Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 283-287.
22. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В. Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 48-53.
23. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
24. Джамирзе Н.К., Басте А.К. Психологические
особенности адаптации иностранных студентов в Адыгейском государственном университете // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 73-76.
25. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
26. Созаев К.Г. Социально-психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников в процессе обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 187-190.
PROJECTION EDUCATIVE-DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL AS CONDITION PROCESS THE PREVENTION AND CORRECTION OF MORAL ALIENATION OF STUDENTS
© 2015
Z.K. Malieva, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of "Pedagogy and psychology" North Ossetian State University in K. L Khetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The problem of alienation of the individual from traditional universal moral norms in the world today gets a special urgency. Last possibility of professional, competent solution to this problem is located in space of higher professional education. One of the external conditions that determine the effectiveness of process the prevention and correction of moral alienation of students, it is educative-developing environment of high school. This article explores the essence and content of educative-developing environment of the university, which is a combination of social, psychological, organizational and pedagogical conditions in which realized the livelihoods of subjects educational space, their self-realization, adaptation, formation of attitudes, beliefs, values, behaviors. Disclosed the contents of educative-developing environment of the university, which integrates in itself a combination of conditions and characteristics of the social, cultural, natural, information, professional and educational environment. It is proved her important role in solving the problem of moral alienation of students. Disclosed peculiarities and conditions of design educative-developing environment of the university, comprising a designing of each of its three constituent components: spatially-subject, social and technological (psychodidactic). Results of research expand the knowledge of the essence, of possibility and design features educative-developing environment of the university, an organization that contributes to overcoming of spiritual and moral alienation of students.
Keywords: moral alienation, educative-developing environment, the components of the educational environment, planning, social environment, educational environment, upbringing, education.