Научная статья на тему 'Особенности национального платья жительниц Бухары в XIX веке'

Особенности национального платья жительниц Бухары в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1064
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХАРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тухтаева Шаходат Мухаммадиевна

Статья посвящена подробному описанию характеристик национальной одежды жительниц Бухары в XIX веке, их символическому и практическому значению, а также их ценности в изучении истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности национального платья жительниц Бухары в XIX веке»

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЬЯ ЖИТЕЛЬНИЦ

БУХАРЫ В XIX ВЕКЕ Тухтаева Ш.М.

Тухтаева Шаходат Мухаммадиевна - учитель технологии, Школа № 28,

Гиждуванский район, Бухарская область. Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена подробному описанию характеристик национальной одежды жительниц Бухары в XIX веке, их символическому и практическому значению, а также их ценности в изучении истории. Ключевые слова: Бухара, национальная одежда, история.

Национальная одежда является важным элементом изучения истории народа. Она отражает традиции, социальные отношения, идеологию, религиозные взгляды, нормы культуры и этики людей. Кроме того, в одежде находят своё воплощение этапы жизни человека, окружающая среда, время, сезоны хозяйственных работ, а также радостные и грустные события истории общества в целом, и человека в частности. По мере изменений происходящих в обществе, на ряду с эволюцией быта, языка и взглядов населения, под влиянием внешних и внутренних причин, меняется и стиль одежды, которую это население носит.

Учитывая что, изменения в элементах мужской одежды менее ярко выражены, чем женской, эту статью я бы хотела посвятить особенностям женского костюма жительниц древней Бухары позапрошлого века, на примере образцов представленных в музеях города.

Изучив весь доступный мне материал и рассмотрев экспонаты в музеях Бухары я пришла к выводу что, сохранившиеся до наших дней образцы старой национальной одежды, в основном, относятся к концу XIX, началу XX веков. Более ранние экземпляры, к сожалению, крайне редки, так как одежда и ткани, находившиеся в постоянной эксплуатации, использовались до износа. Кроме того, сильное воздействие на натуральные ткани оказывает время.

Среди тех образцов, которые всё же дошли до наших дней большинство, имело религиозное или культурное значение и передавалось из поколения в поколение как реликвия. Сегодня, знания о тканях, методах шитья и украшения одежды Бухарских женщин из прошлого, специалисты черпают из отчетов археологов, образцов тканей, старых рисунков, резных фигурок и прочих исторических артефактов найденных на раскопках дворцов и сооружений таких древних поселений как Афросиёб, Варахша, Панжикент, Болаликтепа, Халчаён, Айртом.

Исследования ученных установили, что ткаческое искусство формировалось и развивалось регионально. Несмотря на схожесть в манере шитья, регионы отличались друг от друга методами подбора тканей и определения цветов. И чем развитей был регион, тем нарядней и богаче были наряды его жительниц.

Сегодня, большинство сохранившихся образцов бухарской национальной одежды прошлых веков можно увидеть на экспозициях в "историческом" зале музея АРК в древней Бухаре, в зале "женской и детской одежды" бывшей резиденции Эмира Бухарского Ситораи Мохи Хоса, а также музее народного прикладного искусства в Ташкенте.

Музей Ситораи Мохи Хоса крайне популярен среди местного населения, особенно людей небезразличных к истории. Коллекция национальной одежды хранящаяся в музее, по своему разнообразию, богатству и исторической ценности является одной из лучших в регионе. Не смотря на то, что основу коллекции составляет одежда относящаяся к периоду позднего феодализма ^Кв.) и периода колонизации Средней Азии, есть в ней и более ранние образцы.

Жемчужинами коллекции являются знаменитые золотошвейные халаты -зарчапон, древние женские платья - мурсак и большое количество редких драгоценных украшений, которыми должна была обладать любая уважающая себя женщина Бухарского эмирата. Ведь на протяжении многих веков Бухара была одним из культурных центров всей Центральной Азии. [1]

Особое место в музее уделено национальным свадебным одеяниям невест. В основном, костюм невесты это белая, широкая, легкая, хлопковая рубашка с вырезом, стоячим воротником и длинными свободными рукавами, поверх неё одевалось более плотное светлое одеяние, вышитый золотом «передник» и ювелирные украшения. Завершающим штрихом был бархатный халат, в основном покрытый рисунками и узорами из золоченой нити. Узором обычно был круг, с цветами, вышитыми в нем по часовой стрелке. Это являлось символом течения времени, и пожеланием безмятежной жизни невесте.

На голову невеста надевала золотошвейный головной убор (пешонабанд), а на него - длинный шелковый платок. Обувь, в основном, кожаные тапочки (махси) с вышитыми узорами. У золотошвейных халатов, которые невесты одевали поверх всей одежды, обычно не было видно ткани, т.к. они были полностью покрыты золоченой нитью. Вес таких халатов достигал 10 кг. [2]

Помимо одежды невест, в музее представлена богатая коллекция одеяний гостей на свадьбе. Различия в одежде зависели от роли человека на свадьбе, его социального статуса и происхождения. Таким образом, коллекция одежды помогает понять, как было устроено общество того периода.

Кроме того, представлено несколько разновидностей коротких сюртуков. В отличие от национальных камзолов, они имели более узкие рукава ушитые подмышками. Чаще всего, сюртуки шились из семи разных видов бархата, сшитых между собой и покрытых богатыми узорами вокруг. Под сюртук, обычно, одевалась легкая, красная рубашка из шелка, с цветами вышитыми золотом. Рукава рубашки были длиннее рукавов сюртука.

Часть коллекции музея посвящена велюровым платьям придворных дам. Обязательным элементом этих платьев были вышитые позолоченной нитью узоры в виде цветов по всей длине платья, с шелковыми элементами по краям. Под эти платья обязательно одевалась белая сорочка. Под стиль узоров и цвета платья изготавливались, также, головные уборы и платки. Для нанесения узоров использовались краски исключительно природного происхождения, при этом, ныне утерянная технология позволяла делать краски, которые не тускнеют уже сотни лет.

Традиционной повседневной одеждой женщин древней Бухары были платья куйлак и шаровары - лозим. Платья были в форме туники, длинные, до щиколоток, прямые, иногда расширяющиеся к низу. В основном из шелка или хлопка. Ворот платьев с вертикальным вырезом обшивался тесьмой из золотого шитья (пешкурта) и украшался вышивкой. Рукава были прямыми и длинными, закрывающими кисть. Позже, в конце XIX века, появились платья с отрезной кокеткой и платья со стоячим воротником и рукавами с манжетами. Глухие шаровары лозим, стягивались на талии поясом из тесьми, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Зачастую шаровары шили из двух видов ткани: нижнюю часть, из более дорогого и нарядного материала, а верхнюю (не видную под платьем) - из более простой и дешевой материи. В более ранний период шаровары были длинными и широкими. Со второй половины XIX века начали появляться и более коротки и сужающиеся к низу варианты. К слову сказать, комплекты платьев и шаровар из знаменитого хан-атласа или яркого шелка являются основной формой национального костюма и по сей день.

В отличии от современных женщин, женщины древней Бухары, поверх платьев одевали халат. В основном это были легкие длинные распашные халаты (румча), слегка прилегающие к талии, со свободными коротким рукавами. Ворот открытый и

широкий. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак - распашная в форме туники длинная, в пол, накидка без воротника. Иногда утепленная. Ворот, полы и низ рукавов обшивались тканой тесьмой. Этот вид одежды обязательно присутствовал в приданом каждой невесты. Кроме того, при погребении на носилки усопшей накидывали два мурсака.

По восточной традиции женщины Бухары не могли находиться в обществе с непокрытой головой. До середины XIX века на голову женщины, обычно, одевали платок. Чаще один платок набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В будничные дни голову покрывали платком из белой кисеи, иногда с вышивкой. Платки состоятельных женщин обшивались золоченой, либо посеребренной нитью. С конца XIX века, среди женщин распространение получили вышитые шелком или золотой нитью тюбетейки. Женские тюбетейки существенно отличались от мужских дизайном, формой и узором.

В целом, одежда женщин Бухары того периода, весьма самобытна, и при этом включает в себя большое количество элементов орнамента и образцов тканей свойственных как для арабских стран, так и государств Индокитая. И это не удивительно, ведь на протяжении веков, Бухара была в центре пересечения торговых путей Великого шелкового пути, перенимая лучшие достижения, как с Востока, так и с Запада.

Список литературы

1. Абдуллаев Т.А., Хасанова С.А. Одежда узбеков (XIX нач. XX в). Ташкент. Фан, 1978. С. 7-94.

2. Гончарова П.А. Бухоро зардузлик санъати. Альбом. Т. Узб-н. КПМКнинг нашриёти, 1997.

3. Сухарева О.А. Костюм народов Средней Азии. (Историко-этнографические очерки). М. Наука, 1979.

4. Наймов Н. Бухорои Шариф. Бухара, Бухоро нашриёти, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.