Научная статья на тему 'Изучение народного костюма мордвы Заволжья и башкирского национального костюма в процессе подготовки фестивалей региональной культуры студентами-хореографами'

Изучение народного костюма мордвы Заволжья и башкирского национального костюма в процессе подготовки фестивалей региональной культуры студентами-хореографами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ОБУВЬ / ОДЕЖДА / ЭТНОС / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / NATIONAL COSTUME / SHOES / CLOTHING / ETHNOS / ETHNOGRAPHIC EXPEDITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джичоная Магда Алексеевна

Статья посвящена сравнительному анализу национального костюма мордвы Заволжья и башкирского национального костюма. Показано многообразие национальных костюмов этих народов, их сходства и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the National Costumes of the Mordovians from Zavolzhie and the Baskir during Preparation of Festivals on Regional Culture by Students-Choreographers

The article is devoted to the comparative analysis of the national costume of Mordovians Zavolzhja and Bashkir national costume. It is shown variety of national costumes of these nations, their similarities and differences.

Текст научной работы на тему «Изучение народного костюма мордвы Заволжья и башкирского национального костюма в процессе подготовки фестивалей региональной культуры студентами-хореографами»

УДК 351.858; 351.855.6

М. А. Джичоная

ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА МОРДВЫ ЗАВОЛЖЬЯ И БАШКИРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ФЕСТИВАЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТАМИ-ХОРЕОГРАФАМИ

Статья посвящена сравнительному анализу национального костюма мордвы Заволжья и башкирского национального костюма. Показано многообразие национальных костюмов этих народов, их сходства и различия.

The article is devoted to the comparative analysis of the national costume of Mordovians Zavolzhja and Bashkir national costume. It is shown variety of national costumes of these nations, their similarities and differences.

Ключевые слова: народный костюм, обувь, одежда, этнос, этнографические экспедиции.

Keywords: national costume, shoes, clothing, ethnos, ethnographic expedition.

Народный костюм мордвы Заволжья, развиваясь в относительной изоляции, сохранил вплоть до начала XX в. многие архаичные черты. В нем заметна связь с одеждой коренных жителей первоначальных мест расселения данной группы. Традиционный костюм северных районов сохранялся до 40-х гг. XX в. Но в ряде районов усилившееся с конца XIX в. влияние русских сказалось и на одежде мордвы. Это выразилось в использовании русского головного убора типа повойника, короткой кожаной обуви - котов, применении в качестве верхней одежды кофт из сатина. В отдельных группах сел мордовский костюм полностью был заменен русским.

Основа женского эрзянского костюма - туникообразная рубаха панар - не сохранила в большинстве районов свой традиционный покрой почти нигде в регионе. В большинстве сел покрой рубахи меняется. Она кроится из трех полотнищ холста. Центральное полотнище складывали пополам, а к нему сбоку пришивались два более коротких холста, образуя в верхней части стана квадратную

пройму для рукавов. Рукава немного не доходили до запястья. При этом продолжали сохраняться традиционные черты эрзянской рубахи: глубокий треугольный вырез на груди и разрез спереди на подоле, вышивка вокруг ворота, в виде продольной полосы спереди, по подолу, вдоль рукавов.

Белая холщовая распашная одежда из холста была типична для эрзи Заволжья. В большинстве районов ее называли руця. По сравнению с аналогичной одеждой коренных территорий эрзи, руця здесь была более узкой. Она относилась к разряду праздничной одежды. Для ее пошива применялся хорошо отбеленный холст. Она вышивалась тонко спряденными нитками с добавлениями мишуры - золотой нити. В восточных районах вышивку часто заменяли нашивкой чешуйчатых рядов медных блесток. Спереди руця повязывалась передником, поэтому вышивка шла в основном вдоль швов по спине, по плечам, на рукавах.

Неотъемлемой частью женского костюма был передник. В Заволжье в начале XX в. было распространено два типа передников: старинный - без грудки в форме прямоугольного полотнища на завязках и с небольшим нагрудником, мелко присборенный у пояса. Передник без грудки - покрышка - входил в комплект праздничного костюма и богато украшался бронзовыми пронизками, подвесками, колокольчиками, нитками бисера, бус, шерстяными кистями. Подол его вышивался.

Из украшений в комплекте женского костюма эрзи Заволжья особый интерес представляют разнообразные набедренники. Наиболее старыми являются щитковые набедренники, которые носили в комплексе с боковыми полотенцами. В их основе лежит правильный четырехугольник - щиток, уплотненный картоном или бумагой, в прошлом, возможно, это были луб или кожа. Лицевая сторона щитка украшалась вышивкой.

Обувью для мордовского населения Заволжья служили, как и в других местах, лапти мордовского образца. Типичные в других регионах сапоги со сборами были здесь рано утрачены. Праздничной обувью девушек и женщин были полусапожки - коты, с острыми носами и отделкой из зубчатых вырезанных кромок, медных бляшек.

Башкирский национальный южноуральский костюм формировался на протяжении более десяти веков и впитал в себя особенности покроя верхней одежды кочевых народов южной Сибири и

Центральной Азии. Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни.

Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым узором и вышивкой. Они имеют цельный стан, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, так как узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины. Полная замена покупными тканями домашнего холста внесла новые коррективы в покрой. Линия шва, соединяющая юбку и верхнюю часть платья, перемещается на талию, а оборка сохраняется и развивается лишь как декор. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. Распространенными считаются расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды.

Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка. Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и отно-

сятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.

Головной убор женщин прежде всего подчеркивал ее социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык).

Одним из значимых элементов костюма женщин были нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.

Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный тип тюркской рубахи. В северной части края покрой предусматривает отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин халаты из домотканых тканей. Зимой надевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун).

Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур другим придавала рисунку особую объемность. Такие комплекты (платье и фартук) готовили к свадьбе; в сундуках молодух можно было обнаружить несколько пар вышитой одежды, приве-

зенной в дом мужа в составе приданого. Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на очелыше головных уборов-колпачков.

Во всех башкирских деревнях процветал обычай готовить к свадьбе загодя нарядную одежду для невесты и жениха. Имелись прославленные мастерицы, выполнявшие заказы сельчан. После свадебного торжества вышитая одежда становилась праздничной. Помимо вышитого платья и нагрудного украшения из кораллов и монет, в женский комплект входило покрывало кушъяулык (двойной платок) с вышивкой по кромке у лица и традиционная обувь с белыми голенищами. В таких красочных нарядах молодые женщины ходили по деревне.

В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других народов Волго-Уральского региона, имелись рубаха (у женщин - платье) и штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная верхняя одежда: приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат. Южные башкиры нередко надевали несколько верхних одежд, каждая из последующих была длиннее и свободнее предыдущей. Ниспадающие полы халатов позволяли продемонстрировать разнообразие и нарядный вид одежд.

В будни поверх рубахи надевали камзол или казакин - кэзэкей. Нередко, выходя из дома, на эту одежду набрасывали чекмень или тканевый халат (елэн, бишмэт), а зимой - шубу или тулуп.

Многочисленность верхних одежд, особенно в праздничном костюме, была в обычае древних кочевников. Манера надевать несколько халатов, один на другой, сохранялась до недавнего времени не только у башкир, но и у полукочевых в прошлом народов Средней Азии каракалпаков, казахов, киргизов и др. Одевались так в любое время года, независимо от погоды.

Широкое использование в костюме металлических пластин и монет, кораллов - характерная особенность народной художественной культуры последнего тысячелетия. Она была свойственна, в первую очередь, населению Южной Башкирии, оренбургских и приволжских степей, челябинского и курганского Зауралья. Серебро и кораллы, иногда в сочетании с вышивкой, применялись не только в оформлении верхней одежды, но и головных уборов, обуви. Они использовались для создания самостоятельных украшений: нагрудников, наспинников, перевязей, ожерелий и др.

Все это в совокупности отличало башкирский костюм от одежды соседних народов.

Духовная жизнь общества как бы присутствует во всех общественных процессах: в политической, социальной, экономической и культурной сферах. Она выражается в виде различных взглядов, мнений, идей, учений, концепций, теорий в тесной связи с их осуществлением, реализацией в деятельности отдельных людей, социальных и этнических групп и слоев населения, различных организаций, в том числе политических, культурных, религиозных и др.

Одной из черт современного российского общества является быстро нарастающее разнообразие экономического развития отдельных регионов и областей, яркое проявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно новая, молодая генерация хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития.

Изучение общественных процессов в местном крае тесно, органически связано с познанием этнонациональных процессов. Социальное всегда сопряжено с национальным. Каждый местный этнос рассматривается как субъект исторического процесса. На конкретных примерах студенты знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Студенты выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

Знания, почерпнутые студентами во время походов, краеведческих экспедиций, беседы с местными жителями, старожилами, запись бесед - все это в целом поможет в организации и проведении фольклорных фестивалей, театров региональной моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.