ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
КЛЮКОВИЧ С.В.,
преподаватель, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, e-mail: [email protected]
В статье отражены экономические предпосылки создания системы налогообложения коммерческих банков в России, показаны ее место и роль в развитии налоговой системы страны.
Ключевые слова: банки; налогообложение; прибыль; доходы; законодательство; налогоплательщик; бюджет.
The article reflects the economic preconditions for establishing a system of taxation of commercial banks in Russia, shows its place and role in the development of the country's tax system.
Keywords: banking; taxation; profits; income; legislation; a taxpayer budget.
Коды классификатора JEL: H21, H25.
Налогообложение кредитных организаций, осуществляемое в рамках общей концепции налогообложения, определено их специфической ролью, поскольку они не только крупные налогоплательщики, но и экономические субъекты, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. С банковских счетов хозяйствующие субъекты в безналичном порядке рассчитываются за купленные товары, произведенные работы, оказанные услуги, осуществляют платежи в бюджет.
На банковских счетах находятся безналичные денежные средства предприятий и организаций, с банковских счетов осуществляется выплата заработной платы, что в значительной степени оказывает влияние на налично-денежный оборот в государстве.
Банки осуществляют кредитование организаций и предприятий, а также физических лиц, что позволяет кредитным организациям получать процентные доходы, которые являются основным источником совокупных доходов и оказывают значительное влияние на финансовый результат деятельности.
Актуальность вопросов налогообложения банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, доработки Налогового кодекса и, наконец, формирования целостной национальной налоговой системы. Налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство, однако возникает большое количество вопросов в связи с тем, на какие именно банки могут опираться государственный и частный секторы экономики.
Настоящий период характеризуется процессами трансформации некоторых крупных банков в банки-банкроты, появлением на рынке банковских услуг новых крупных банков, вырастающих из числа средних банков, прекращением деятельности целого ряда средних и мелких банков, особенно в регионах. Современная банковская система оказалась неустойчивой, а целый ряд ее основных элементов — неэффективны с точки зрения управления и достижения финансовых результатов. Государство не смогло найти в банковской системе достойной опоры ни в вопросах собираемости налогов непосредственно от банковской деятельности, ни в вопросах обеспечения банками своевременных налоговых перечислений предприятий-клиентов в бюджеты различных уровней. Частное решение вопроса о погашении задолженности перед бюджетом вследствие нарушения платежной системы страны было найдено при проведении Банком России специальных мер по «расшивке неплатежей».
Но это лишь частичное решение вопроса. Первый восемнадцатилетний опыт развития банковской системы страны свидетельствует о необходимости ее реструктуризации. Вместе с тем налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе. Актуальность вопросов реформирования национальной банковской
© С.В. Клюкович, 2011
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РОССИЙСКОЙ.
71
системы обусловлена переходом России к принципиально новым экономическим отношениям. Теоретические основы данной темы российские экономисты стали разрабатывать только с 1990 г., так как до этого времени система налогообложения нашей страны была развита очень слабо — практически все предприятия и организации принадлежали государству, а, следовательно, весь доход поступал в государственный бюджет.
Банковская система, созданная в начале 1990-х гг., для России была практически новым сектором экономики. Поэтому законодательная база, в том числе по налогообложению кредитных учреждений, была очень неустойчива и не подготовлена к тем условиям, при которых существовали банки. Кроме того, налоговое законодательство строилось на основе производственного сектора. С целью как можно быстрее наполнить бюджет деньгами налоговому законодательству в сфере кредитных учреждений было отдано очень мало места, поэтому нормальных налоговых платежей в бюджет от этого сектора экономики не поступало.
Анализ монографической и периодической литературы позволяет сделать вывод о том, что и в настоящее время налогообложению кредитных организаций уделяется довольно незначительное внимание, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем и нахождение путей выхода из них. Практически полностью отсутствует информация о доли налоговых платежей, собранных с коммерческих банков, в общей сумме доходов государственного бюджета, что сильно затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время не находится на стадии подъема, хотя и занимает существенную область в экономике нашей страны.
Только с конца 1990-х гг. начинает выходить в свет специализированный журнал «Налогообложение, учет и отчетность коммерческих банков», который стал более глубоко освещать проблемы налогового законодательства. Однако главная проблема, которая затрагивается в этом издании, — налог на прибыль организаций, что, в принципе, обоснованно, так как этот налог является главным налогом, уплачиваемым банками. Но все-таки здесь слабо затронуты другие налоги, уплачиваемые банками.
Обосновывается это, в первую очередь, тем, что эти платежи производятся практически так же, как и в других секторах экономики, но все-таки здесь есть свои особенности.
Проблемы учета налогов и сборов в банках изложены в российской профессиональной литературе, в ряде монографий. Вопросы налогообложения российских банков выступали предметом дискуссий и обсуждений различных форумов, конференций, съездов банковских специалистов. По опыту западных стран кредитные учреждения рассматриваются как опора налоговой системы, осуществляющими расчеты налогоплательщиков с налоговым ведомством; налоговыми агентами, по сбору и перечислению налогов в бюджет, служат источником информации о налогоплательщиках и их хозяйственной деятельности, а также создают новые финансовые технологии, обеспечивающие повышенный уровень контроля над денежными потоками в стране.
Особое положение банков в налоговой системе обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах:
♦ во-первых, непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;
♦ во-вторых, как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
♦ в-третьих, как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).
В новейшей истории становления налоговой системы России, которая началась с 1991 г., выделяются три этапа: этап налоговой централизации (1992-1993 г.), этап налоговой децентрализации (1994-1996), этап налоговой централизации (с 1997 г. по настоящее время).
Под действие впервые созданной в России налоговой системы попадали различные субъекты экономики, в том числе коммерческие банки. Время, прошедшее с начала проведения налоговых реформ, позволяет нам говорить не только о трансформации налоговой системы России, но и о становлении системы налогообложения в ряде сфер народного хозяйства, в том числе одной из важнейших — финансовокредитной. Зависимость от общих экономических условий и ряда других особенностей требует индивидуального, взвешенного подхода к системе налогообложения коммерческих банков.
В то же время система налогообложения в соответствии с ранее действующими законодательными актами и настоящим Налоговым кодексом во многом не учитывает ее специфичность. Вышеприведенная трехуровневая структура налоговой системы за пошедшие почти двадцать лет в течение четырех глобальных реформ налоговой системы России претерпела значительные изменения, особенно в видовой структуре налогов.
Данные изменения касаются и коммерческих банков, поскольку их система налогообложения является одним из элементов общегосударственной налоговой системы. В рамках ранее характеризуемых этапов качественное состояние системы налогообложения коммерческих банков России характеризуется также тремя основными периодами.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
72
С.В. КЛЮКОВИЧ
На первом этапе (1992-1993 гг.) банковская деятельность рассматривалась, в отличие от других видов деятельности, как имеющая особенности в механизме налогообложения. Второй этап (1994-2001 гг.) характеризуется распространением на банки общих положений в системе налогообложения, и прежде всего, налога на прибыль.
Однако ставка этого налога для них была установлена на более высоком уровне, чем для других предприятий. Кроме того, по банкам действовали специальные положения по составу затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль (например, «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и др. кредитными учреждениями» от 16 мая 1994 г. № 491). Третий этап ( 2002-2010 гг.), продолжающийся по настоящее время, начался с введением в действие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Наиболее значительные изменения на этом этапе связаны с главой 25 НК РФ, когда на все организации, относящиеся к финансово-кредитной сфере, в том числе и банки, распространились общие положения по налогу на прибыль, а также уровень налоговой ставки. При подготовке главы 25 вновь поднимался вопрос о возврате к налогу на доходы (или о введении налога на активы) в отношении банковской деятельности.
Ранее уже было отмечено, что в любой налоговой системе банки занимают особое положение, обусловленное тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает как самостоятельный налогоплательщик, посредник между государством и другими налогоплательщиками, налоговый агент. Анализ структуры и содержания НК РФ позволил выявить, что в нем в качестве субъектов налоговых отношений названы лишь шесть: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (Федеральная налоговая служба (ФНС России)), сборщики налогов, Государственный таможенный комитет и Министерство финансов РФ (Минфин России).
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в специфические самостоятельные участники налоговых отношений банки и кредитные учреждения прямо не выделены. В то же время отдельные статьи НК РФ устанавливают статус, права и обязанности банков, что фактически определяет их особую и важнейшую роль в отечественной налоговой системе. Взимание налогов с кредитных организаций банковского типа, как и с других налогоплательщиков, регулируется нормами налогового права. Современное налоговое право, история которого начинается с конца 1991 года, находится в стадии становления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология / Пер. с франц. В 2-х т. Т. 2. М.: Международные отношения, 1994. С. 500.
2. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы. 2007. № 9. С. 9-10.
3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. СПб.: Питер, 2008.
4. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 03.02.1996 г., в ред. от 03.06.2009 г.
5. МайбуровИ.А. Налоги и налогообложение / И.А. Майбуров и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
6. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: Юнити, 2007.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая // Принят ГД ФС РФ 16.07.1998г., в ред. от 03.06.2009 г.
8. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М., 2001.
9. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. «Профессиональное образование». 2007.
10. Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ”О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”».