УДК 37.008
Ануфриева Юлия Валерьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика транспорта» Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Anoufryeva Julia Valerevna
PhD in Pedagogy, Associate Professor of "Transport Economy" department, Siberian State University of Railway Communication, [email protected], Novosibirsk
PECULIARITIES OF MOTIVATION OF HIGHER AND HIGH SCHOOL STUDENTS
Происходящие в России изменения в системе управления трудовыми ресурсами и трудовыми отношениями затронули глубинные основы всей системы образования, к числу которых относятся вопросы мотивации к обучению. Эти вопросы непосредственно касаются содержания и мотивов обучения, организации управления учебным процессом, отношением всех объектов и субъектов образования, на уровне вуз-(школа)-отрасль, преподаватель-студент и т. д. Это сложная многоуровневая система взаимоотношений, где важной составляющей общей мотивации является отношение человека к труду.
Можно выделить три группы факторов, определяющих отношение к труду: 1- зависящих от самого работника (преподавателя, студента, учащегося); 2 - общее положение дел в трудовом коллективе, вузе или школе; 3 - ситуация в государстве (в отрасли). В рамках рассматриваемой проблемы эти реалии можно представить в виде следующей структуры (рис. 1).
Рис.1. Организационная структура взаимосвязанных факторов, влияющих на мотивацию обучающихся
_Ю. В. Ануфриева_
Существенно определить какие факторы являются определяющими в реальной практике общества. Проведенное нами выборочное тестирование преподавателей показало, что в число мотивов работы они включают такие факторы, как:
- мое призвание (63%),
- желание повысить квалификацию (54%),
- мнение коллег по работе (15%),
- отсутствие другой работы (25%),
- преподавание - единственный источник средств к существованию (36%).
Обращает внимание, что оценка труда преподавателей, со стороны обучающихся, слабо интересует самих преподавателей (80%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что мотивация преподавателей к работе, заметно ухудшается. Подобная ситуация наблюдается и у значительной части студентов, которые не видят своего потенциала развития, недостаточно понимают пользы от самосовершенствования, саморазвития. Как результат, эти выпускники на рынке труда испытывают заметные трудности при трудоустройстве. Основными причинами являются:
- отсутствие знаний о механизме функционирования рынка труда и неумение вести переговоры с работодателем;
- несоответствие практических и теоретических знаний, умений с требованиями производства;
- отсутствие практического опыта работы, низкая профессиональная квалификация;
- мотивация выпускников только на высококвалифицированную и престижную работу.
Вопросы подготовки современных кадров непосредственно связаны сегодня с проблемой снижения рисков при приеме на работу выпускников вуза. Проведенные исследования, в начале 2000 года, показали необходимость применения в учебном процессе педагогических методов и условий, которые развивают морально-нравственные составляющие личности будущих специалистов. Наиболее высокую оценку со стороны обучающихся получили такие качества, как ответственность, трудолюбие, принципиальность и др.
На рис. 2 приведены примеры изменений ранговых характеристик учащихся за два года обучения в профильных классах СГУПС. Видно, что в процессе изучения экономики у учащихся происходит перераспределение приоритетов.
Полученные результаты указывают на достаточно высокую степень готовности учащихся к выбору профессии. Проведенное тестирование в 2011 году учащихся профильных классов и участников лидерской группы студентов экономического факультета показало, что произошли существенные изменения в мотивации и ценностных качествах обучающихся. На первый план выходят такие качества, как коммуникативность, умение работать в
_ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ..._
коллективе, общительность, креативное (творческое) мышление. Таким образом, появляется необходимость использования в учебном процессе педагогических технологий, позволяющих развивать творческое, практическое мышление, лидерские и коммуникативные качества (рис. 3). Все большую актуальность, приобретают иракаические занятия, ориентированные на активные формы обучения.
Рис. 22. Ранговые характеристики личности учащихся
Рис. 3. Характеристика личностных качеств участника лидерской группы
(в баллах)
Процесс отбора и обучения участников лидерской группы студентов инженерно-экономического факультета СГУПСа, подтвердил необходимость именно такого подхода.
Сегодня необходимо у обучаемых формировать в учееном процессе профессиональные и общеобразовательные компетенции. К примеру, подеотов-
□ степень делового стиля
□ доверие
□ ответственность
□ интеллект
□ нравственные качества
_Ю. В. Ануфриева_
ка бакалавров должна быть неразрывно связана с требованиями корпоративной культуры компаний, в которых будут работать выпускники вузов. Как следствие формирование и развитие элементов корпоративной культуры в учебном процессе является в настоящее время важной задачей, как школ, так и вузов.
Следует ответить на множество вопросов: какие основные знания, умения из существующих компетенций необходимы в современных условиях экономисту; каким образом должны быть откорректированы учебные и рабочие планы? Однако, при всех этих вопросах, стержнем подготовки является формирование у обучаемых позитивного экономического мышления, профессиональной культуры. Именно культура проявляется в различных аспектах производственной деятельности специалиста, выявляя его профессиональные знания и умения в социально-производственных отношениях. Примером профессиональной культуры является умение инженера-экономиста планировать свою производственную деятельность, вмещающую систему отношений с трудовым коллективом.
Рассмотренные факторы доказывают необходимость создания специальных учебных программ по подготовке отдельных лидерских групп студентов, ориентированных для работы, как в малых, так и в крупных производственных структурах.
Сегодня уровень и качество подготовки выпускников вуза неразрывно связан с содержанием, структурой, организацией образовательного пространства вуза. Вопрос в том, каким требованиям должна отвечать подобная пространственно-временная среда? С позиций настоящего времени основное требование к университетам - это содержательное единство образовательного и научного пространств. Подобной организации может соответствовать обобщенное информационное пространство, где как в образовании и в науке главное место отводиться информации и работа с ней (поиск, структурирование, передача, усвоение и т. д.) Следует отметить, что данному пространству отвечают единые структурные единицы (понятия), свойства и отношения, и любые изменения этих понятийных структур влияют на общее состояние всего информационного пространства. Составляющие личности, в рамках обозначенного здесь информационного пространства, являются динамическими, т. е. могут измениться в ходе учебного процесса.
Рассмотрим некоторые из них. Как известно, учебный процесс в вузе включает несколько принципов:
1. Функции обучения: стимулирующая, системообразующая.
2. Оценка знаний: объективность, всесторонность.
3. Средства обучения: информационная поддержка учебного процесса.
В рамках обозначенного подхода, с позиции науки образовательная среда должна соответствовать определенным требованиям, некоторые из них приведены в табл. 1.
В силу различных причин сегодня в вузах наблюдается снижение уровня требований к студентам, незначительное внимания уделяется решению
_ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ..._
творческих задач, содержащих элементы научного поиска. Решение существующих проблем, требует высокой степени интеграции кафедр различного профиля, наличию в университете базы данных интеллектуальных заданий. Особое место здесь занимают вопросы организации и содержания практических занятий, проведения эксперимента, формирования практических навыков обработки данных на базе соответствующего программного обеспечения. К сожалению, в силу ряда объективных причин уровень заданий, предлагаемых для решения, оторван от производственных реальных задач, хотя очевидно, что решение конкретных ситуационных задач должно отвечать базовым элементам подготовки и мотивации будущих специалистов в области экономики.
Таблица 1
Основные требования научной и образовательной среде вуза
Наука Образование
Практические умения Программирование, техника и организация экономического эксперимента; бизнес-образование
Интеграция знаний Межпредметные, интеграционные знания
Способность ставить задачу, предлагать идею, гипотезу, способ решения Активные, нетрадиционные методы обучения и развитие
Знания о сфере применения научного продукта Производственное обучение, связь с производством
Библиографический список
1. Ледаков, А. Л. Диагностика мотивации профессионального становления учащихся НПО и СПО в условиях социального партнерства [Текст] / А. Л. Ледаков // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 113-119.
2. Арсирян, А. Г. Мотивация студентов не государственных вузов [Текст] / А. Г. Арсирян // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. - С. 353-359.
3. Яковлева, И. М. Профессиональная мотивация студентов дефектологических специальностей [Текст] / И. М. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. - 2009.- № 13. - С. 368-378.