ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 370+378+ 615.832
Ануфриева Юлия Валерьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономика транспорта, Сибирский государственный университет путей сообщения, [email protected], Новосибирск
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы анализа внутренних рисков вуза с учетом результатов мониторинга ситемы образования. Особое внимание уделяется характеристике организационных и кадровых рисков. Представлены результаты социологического исследования мнений о действующей системе образования среди будущих выпускников экономического профиля обучения и их мотивации выбора будущей профессиональной деятельности. В работе рассматриваются положительные и негативные факторы двухуровневой системы образования. Отмечено, что с положительными тенденциями профессионального самоопределения молодежи наметились и негативные. Современная система подготовки кадров осуществляется в условиях значительной неопределенности, наличия рисков. Уделено внимание основным ком-панентам формирования модели подготовки молодого специалиста Холдинга «РЖД». Рассмотрены некоторые направления минимизации рисков системы профессионального образования.
Ключевые слова: внутренние риски, подготовка кадров, молодой специалист, мотивация, минимизация рисков.
Anoufryeva Julia Valerevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Transport Economy department, Siberian State University of Railway Communication, [email protected], Novosibirsk
COMMON PROBLEMS OF FUNCTIONING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN MODERN CONDITIONS
Abstract. The article examines questions of the analysis of the main internal risks of higher education institution taking into account results of monitoring of a sitema of education are considered. Results of sociological research are presented to the operating education system among future graduates of an economic profile of training and their motivation of a choice of future professional activity. The attention to the main components of formation of model of training of the young specialist. Some directions of minimization of risks of system of professional education are considered. Keywords: internal risks, training, young specialist, motivation, minimization of risks.
Мониторинг подготовки кадров современной системы образования свидельствует о наличии существенных проблем в вопросах подготовки управленческих кадров. Понятно, что любые ошибки управленческих решений вызывают риски разного уровня и их продолжительности. Эффективное функционирование высших учебных заведений зависит как от внутренних, так и от внешних (отраслевых) факторов [9]. Возможное расширение автономии вузов делает необходимым оценку возможных видов
риска, степени их влияния на жизнеспособность самих образовательных структур. Анализ системы функционирования отраслевых вузов позволяет предложить следующую квалификацию внутренних рисков: организационные (образовательные); финансовые; кадровые (управленческие); инвестиционные (маркетинговые); информационные. Особое внимание следует обратить на организацинные (образовательные) и управленческие риски.
Организационный риск - недобросовест-
ность, профессиональные ошибки сотрудников; отсутствие системы повышения образовательного уровня кадров; низкий уровень использования новых педагогических и информационных технологий; отсутствие педагогических платформ для воспитания личности студентов; статус (репутации) вуза; слабая материально-техническая база, неразвитая инфраструктура и др [8]. Так сегодня около 40% абитуриентов указывают, что причиной их поступления в СГУПС явился его высокий статус среди других вузов.
Управленческий риск - недостаток профессионального менеджмента; отсутствие мотивации и стимулирования деятельности персонала; отсутствие делегирования полномочий, низкий уровень научно-исследовательской работы со студентами по системе грантов и др. В настоящее время 80% руководителей предприятий не уделяют достачно внимания высокой текучести кадров, не отслеживают подготовку кадрового резерва. Таким образом, формирование способности управления кадрами становиться общей экономической проблемой в сфере управления трудовыми ресурсами. Заметная часть университетов, к примеру, снижают этот риск, выделяя в своей структуре отдельные институты [7].
Финансовый риск - неудовлетворительное управление финансами; необоснованное снижение стоимости образовательных услуг и др.
Инвестиционный (маркетинговый риск) -ошибочное ценовое позиционирование (стоимость услуг); неэффективность рекламы и РЯ-деятельности; низкий уровень маркетинговых исследований образовательных услуг, отсутствие реального мониторинга показателей эффективности вузов и др.
К характеристикам инвестиционного риска можно отнести диспропорцию между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу; неустойчивость спроса на выпускников; отсутствие мониторинга рынка трудовых ресурсов и др.
В рамках количественной оценки рисков можно выявить слабые места, оценить степень влияния различных факторов на деятельность вузов. Первичный анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов указывает на наличие управленческих, инвестиционных (маркетинговых),
отраслевых рисков. Можно сделать вывод, что наряду с положительными тенденциями профессионального самоопределения молодежи наметились негативные, связанные с противоречиями между профессионально-образовательными намерениями молодежи и реальной ситуацией на рынке труда. Подобная ситуация наблюдается у значительной части студентов, которые не видят своего потенциала развития, недостаточно понимают пользу от самосовершенствования, саморазвития. Как результат эти выпускники на рынке труда испытывают заметные трудности при трудоустройстве.
Основными причинами являются:
- отсутствие знаний о механизме функционирования рынка труда и неумение вести переговоры с работодателем;
- несоответствие практических и теоретических знаний, умений с требованиями производства;
- отсутствие практического опыта работы, низкая профессиональная квалификация;
- мотивация выпускников только на высококвалифицированную и престижную работу [3].
Образовательное пространство России сегодня фактически представлено трехступенчатой системой подготовки: «бакалаври-ат-магистратура-специалитет (сохранился во многих вузах)». Главное преимущество бакалавриата - это возможность после четырех лет обучения выбрать узкую специальность магистратуры, получить две разные специальности, получить диплом за рубежом.
К недостаткам такой образовательной системы можно отнести невысокий спрос на выпускников-бакалавров на рынке труда. Работодатели (60%) не спешат принимать их на работу, так как их профессиональная подготовка существенно уступает специалистам [6].
Результаты нашего исследования свидетельствуют о скептическом отношении к двухуровневой системе образования. Существует мнение среди профессорско-преподавательского состава вузов, что транспортным предприятиям нужны только специалисты, способные поддерживать техническое состояние, надежность, безопасность и бесперебойность функционирования транспортной системы. Безусловно, железным дорогам в первую очередь
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
нужны специалисты [10].
Из 158 показателей, характеризующих эффективность работы вузов, 14 из них отражают результаты социологических исследований. Целью нашего исследования являлось выявление мнения о действующей системе образования среди будущих выпускников экономического профиля обучения и их мотивации выбора будущей профессиональной деятельности. Результаты анализа по разработанной нами анкете, позволили сделать выводы о том, что: 77 % респондентов считают, что при принятии решения о введение Болонской системы не были учтены все функциональные риски вузов в условиях российской ситемы рыночных отношений; 23%- считают, что это решение было ошибочным, так как ухудшилось качество подготовки кадров. Также выяснилось, что большинство предпочли бы специалитет. Около 50 % опрошенных ответили, что если бы магистратура была бесплатной, то 50-70% студентов продолжили бы свое обучение в магистратуре. На вопрос о реакции родителей на то, что их дети обучаются на бакалавра, были получены неоднозначные ответы: 6% - положительных, 30% - противоречивых (не понимают современную систему образования), 37% -выразили недовольство отсутствием специ-алитета по профилю подготовки, 27% - не определились.
Студентам были предложены следующие варианты ответов на вопрос: «Ваши будущие планы: продолжение обучения в магистратуре; выход на работу; выход на работу в ОАО «РЖД»; служба в армии и другое».
По результатам опроса респондентов старших курсов инженерно-экономического факультета из 115 человек лишь 16 (12,2%) хотят связать свою жизнь с железной дорогой. Продолжать обучение в магистратуре решили 19 (16,5%) человек, в армию собрались идти 15 (13%) юношей. 23(20%) студента выбрали пункт «другое», объясняя это тем, что еще не определились с выбором. Эти результаты свидетельствует о необходимости повышения мотивации студентов на работы по специальности.
Наш анализ основных профессиональных компетенций молодых специалистов, показывает, что на первый план выходят: лидерские качества, умение нести ответствен-
ность за результат своих решений, организаторские способности [1,3]. Можно сделать вывод, что при формировании модели подготовки молодого специалиста особое внимание необходимо уделять таким компонентам как: компетентность, понимание и принятие стратегии компании, знание и выполнение функциональных обязанностей, ориентация на развитие специальных знаний, корпоративную социальную ответственность и др. На основе Распоряжения ОАО РЖД от 04.05.2008 № 970р «О положении молодого специалиста ОАО РЖД», к молодым специалистам относятся выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, очной формы обучения в возрасте до тридцати лет, принятые на работу в Холдинг в год окончания учебы в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста или на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с компанией.
Необходимо обозначить гарантии и компенсации, предоставляемые молодому специалисту ОАО «РЖД» такие как: продвижение по карьерной лестнице (ОАО «РЖД») создает условия для производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов); повышение квалификации в Холдинге «РЖД» (с целью углубления знаний в сфере управления, производственно-хозяйственной и иной деятельности, направлять молодого специалиста на курсы переподготовки и повышения квалификации, а также в подразделения железной дороги с передовыми технологиями производства). В соответствии с Концепцией жилищной политики ОАО «РЖД», предоставлять льготные условия для участия молодых специалистов в ипотечном строительстве и жилищной программе ОАО «РЖД», при приеме на работу выплачивается единовременное пособие в размере месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки), оплачиваются расходы по переезду молодого специалиста и членов его семьи, а также по обустройству на новом месте жительства в размере месячного должностного оклада, устанавливается ежемесячная плата за содержание детей в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах-интернатах ОАО «РЖД» в размере 5 % ежемесячных за-
трат на содержание воспитанника в образовательном учреждении ОАО «РЖД», с возмещением расходов до полной стоимости за счет средств ОАО «РЖД» [5].
Таким образом, современная система подготовки кадров осуществляется в условиях значительной неопределенности, наличия рисков. Основными направлениями минимизации рисков являются: педагогический менеджмент подготовки кадров в образовательной системе «школа - вуз - производство - бизнес»; расширение довузовской подготовки на базе вузов, активная и профессионально построенная РЯ-компания; организация подготовки и переподготовки кадрового ресурса вузов; развитие системы профессиональной ориентации; усиление структуры менеджеров на всех уровнях [2; 4]. Необходимо создание на базе единых научно-образовательных комплексов инновационно-экспертных центров, предназначенных для организационно-методического сопровождения внедрения различных элементов профессиональных стандартов (ФГОС) РФ в профессиональном образовании.
Несомненно, реализация двухуровневой системы в России имеет потенциал развития. Однако мониторинг деятельности вузов необходим не только для профессионального становления личности обучающихся, но и для эффективного функционирования самих вузов на основе современных педагогических технологий с учетом возможных рисков.
Библиографический список
1. Ануфриева Ю. В. Процесс педагогического менеджмента подготовки экономических кадров в образовательной системе «школа-вуз-
производство-бизнес» // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2 (45). - С. 75-80.
2. Ануфриева Ю. В. Функциональные риски вуза как факторы, определяющие качество подготовки кадров // Труды научно-практической конференции «Современные реалии, тренды и инновации в управлении бизнес-процессами на транспорте». - М.: Министерство образования и науки РФ, ФАЖТ, ФГБОУ ВПО «МГУПС», 2014. - С. 49-52.
3. Ануфриева Ю. В. Особенности мотивации студентов и учащихся старших классов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №12. -С. 61-65.
4. Ануфриева Ю. В. Практические вопросы подготовки кадрового резерва в вузе // Социальная политика и социология. - 2009. - №5. -С. 162-167.
5. ГлушковВ. Ф., Ануфриева Ю. В. Педагогика во временном аспекте // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - №2. - С. 165-171.
6. Заярная И. А. Влияние внутренних рисков на управление вузами // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-4. - С. 785-788.
7. ЛедаковА. Л. Диагностика мотивации профессионального становления учащихся НПО и СПО в условиях социального партнерства // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 3. - С.113 -119.
8. Шевченко В. А. Теоретико-методологические вопросы управления образовательными системами в условиях реализации компетент-ностного подхода // Образование. Наука. Инновации. - 2010. - № 2. - С. 40-46.
9. Rogers C. R. Some observations on the organization of personality // Amer. Psychologist, 1947. - № 2. - P. 358-368.
10. Maddi S., Harvey R. The Personality Construct of Hardiness III: Relationships with Repression, Innovativeness, Authoritarianism and Performance // Journal ofPersonality. - 2006. - No32, P. 575-598.