References
1. Belinskaya T.V. Psihologicheskiesostavlyayuschierazvitiyacennostnogootnosheniyakzdorov'yuustudentovpedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
2. Bojkov V.'E. Zdorov'e kak bazovaya cennost' v soznanii i bytu rossijskogo naseleniya. Sociologiya vlasti. 2009; 2.
3. Bondarenko E. V. Osnovy zdorovoj zhiznedeyatel'nosti v professional'nom stanovlenii buduschego prepodavatelya vysshej shkoly. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta. Recenziruemoe izdanie VAK Rossii po psihologii i pedagogike. Stavropol', 2009; Vyp. 65 (6): 142 - 147.
4. Bondarenko E.V., Solov'eva E.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitiya i zdorov'ya sub'ekta truda. Social'nye, gumanitarno-'ekonomicheskieiyuridicheskie nauki: sovremennye trendy v izmenyayuschemsya mire. 2014: 119 - 121.
5. Danilyuk A.Ya. i dr. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie. 2009; T. 23.
6. Ischenko A.R. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k svoemu zdorov'yu. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012; 6: 86 - 91.
7. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E. M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; T. 10; № 5S: 1007 - 1019.
8. Tretyakova N.V. et al. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; T. 11. № 15: 8281 - 8292.
Статья поступила в редакцию 05.06.19
УДК 378
Anufrieva Yu.V, Cand. of Saiences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian State University of Communication Line, recognised teacher of University of the West
of Scotland (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A CONDITION OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL AND VALUABLE SELF-DETERMINATION OF A FUTURE EXPERT IN THE SYSTEM "SCHOOL - UNIVERSITY". The article presents results of some trends of development of professional orientation and vocational training of future experts in the sphere of economy in the system "School - University" in modern social and economic conditions. Vocational training of future experts in conditions of modernization of education does necessary change of maintenance of the components of the educational and professional environment promoting formation of key valuable orientations and competences of the expert of the 21st century. The attention in on aksiologization of contents of scientific and methodical support of educational routes of students in the course of professional orientation work and vocational training as to the necessary pedagogical condition promoting successful professional self-determination of future experts and the decrease in pedagogical risks. Ensuring unity of the main components of scientific, educational and production perhaps processes only on a valuable basis of individualization of scientific and methodical support of professional self-determination of future experts in the system "School - University" in new conditions of integration into digital economy.
Key words: individual educational route, valuable orientations, competences, personal development, educational and professional environment, scientific and methodical support, professional and valuable self-determination, pedagogical risks.
Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск,
сертифицированный преподаватель Университета Западной Шотландии (UWS), E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»
В статье представлены некоторые тенденции развития профориентационной и профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономики в образовательной системе «школа - вуз» в современных социально-экономических условиях. Профессиональная подготовка будущих специалистов в условиях модернизации образования делает необходимым изменение содержания компонентов образовательно-профессиональной среды, способствующих формированию ключевых ценностных ориентаций и компетенций специалиста XXI века. Акцентируется внимание на аксиологизации содержания научно-методической поддержки образовательных маршрутов обучающихся в процессе профориентационной работы и профессиональной подготовки как необходимого педагогического условия, способствующего успешному профессиональному самоопределению будущих специалистов и снижению педагогических рисков. Обеспечение единства основных компонентов научного, образовательного и производственного процессов возможно только на ценностной основе индивидуализации научно-методической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в системе непрерывного образования в новых условиях интеграции в цифровую экономику.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, ценностные ориентации, компетенции, личностное развитие, образовательно-профессиональная среда, научно-методическая поддержка, профессионально-ценностное самоопределение, педагогические риски.
1. Актуальность исследования
В современных условиях социально-экономических, информационно-технологических преобразований, связанных с появлением новых профессий, возрастающими требованиями со стороны работодателей, государства и общества к подготовке будущих специалистов, наблюдаются значительные затруднения среди учащихся школ и студентов вузов при формировании профессиональных знаний, умений и навыков в ходе образовательного процесса. Модернизация системы непрерывного образования требует необходимости разработки нового содержания научно-методического комплекса, способствующего успешному профессиональному самоопределению обучающихся на основе определения приоритетных ценностных ориентаций, универсальных компетенций будущих специалистов XXI века в любой сфере производственной деятельности.
Сегодня многие российские и зарубежные исследователи задают вопрос: «Каким должно быть содержание образовательных ресурсов, способствующих формированию духовных, культурных и общественных ценностей, ориентированных на индивидуальные особенности профессионально-личностного становления будущих специалистов, ключевых компетенций, основанных на современных требованиях рынка труда к качеству и содержанию подготовки обучающихся, тенденциях развития системы подготовки кадров на базе новых государственных и профессиональных стандартов?».
В своем докладе на World Skills Russia «Россия 2025»: от кадров к талантам» Дж. Равен отмечает, что сегодня: «компетентность - это многофункциональ-
ный пакет знания, способностей (умений) и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активного гражданства и эффективного включения в жизнь общества» [1].
Современная модернизация системы образования ориентирована не только на учет факторов, оказывающих влияние на изменение ценностных ори-ентаций, профессионального самоопределение молодежи, но и на поиск путей привлечения школьников и студентов к разработке и реализации социально-экономических, социокультурных проблем молодежи XXI века.
Вопросам обновления содержания профориентационной и профессиональной подготовки отводится важное место в документах, определяющих сферу образования в нашей стране: Закон «Об образовании РФ», «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Государственная программа РФ «Развитие образования на 2018 - 2025 годы»; «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года»; Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»; Федеральные государственные образовательные стандарты, программа «Стратегия образования - 2030» и др.
Всё это делает необходимым корректировку образовательных ресурсов по всем направлениям подготовки кадров с учётом требований работодателей и формирования универсальных компетенций специалиста XXI века: познавательных (организованность, саморазвитие, управленческие навыки, умения решать нестандартные задачи, адаптивность); социально-поведенческих -
межличностных и межкультурных коммуникаций); цифровых (обработка и анализ данных, программирование и др.); проектных (проектирование и моделирование образовательных маршрутов, научно-исследовательских проектов).
Динамичность современных информационных и технологических процессов, возникновение новых профессий вызывает необходимость подготовки будущих специалистов, способных сочетать личностные ценности с общественными и профессиональными интересами; самостоятельно проектировать индивидуальные образовательные траектории на основе новых научно-обоснованных комплексов, инновационных форм и методов обучения, направленных на оказание помочи обучающимся стать субъектом культуры, исторического процесса, самоопределения.
В содержании любой профессиональной деятельности человека находятся компетенции, основанные на системе ценностей, определяющих её цели, смыслы, средства для его успешного профессионального самоопределения. Центральное место в профессиональном становлении личности занимают ценностные основы процессов профориентационной работы и профессиональной подготовки будущих специалистов для любой сферы экономической деятельности, в том числе транспортной отрасли. Процесс формирования профессионально-ценностного самоопределения затрагивает все структуры личности: познавательные и поведенческие, эмоционально-волевые и определяется уже на стадии довузовской подготовки на основе психологических, возрастных особенностей и мотивации учащихся и носит индивидуальный характер.
В основе нашего исследования заложено понимание, что в старшем звене интеллектуальное развитие учащихся тесно связано с их профессиональным самоопределением. На основе результатов диагностики, отбора интерактивной формы учебных занятий, методов, средств организации учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на стадии оптации и профессиональной подготовки.
Анализ социально-экономических проблем, ценностных ориентаций молодежи XXI века свидетельствуют о необходимости поиска новых подходов к обучению на всех этапах их обучения и воспитания. Так, результаты анкетирования 200 учащихся старшего звена профильных классов ЦДО СГУПС (инженерного направления подготовки) показали, что к основным факторам, влияющим на успешность их будущей профессиональной карьеры, они относят: трудолюбие (23%), материальное обеспечение (17%), образование (16%), амбиции (14%), связи (12%), талант (10%). Среди приоритетных ценностных ориентаций учащиеся выделяют следующие: образованность (15%), карьера (15%), самореализация (12%), материально-обеспеченная жизнь (10%), семья (40%). На наш взгляд, прослеживается желание учащихся самостоятельно выбирать свою траекторию будущей профессиональной деятельности уже на стадии профориентации в школе.
В ходе нашей профориентационной работы и профессиональной подготовки научно-методическая поддержка профессионального самоопределения учащихся и студентов включала реализацию следующих педагогических условий:
- маршрутизацию образовательного процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся как основы индивидуализации субъектов образовательно-профессиональной среды, учитывающую возрастные особенности, индивидуальные качества, возможность самостоятельного выбора учащимся и студентам способов реализации аксиологических основ в различных дисциплинах (предметах) как на довузовском, так на вузовском этапах обучения, применение различных дополнительных траекторий образовательных маршрутов, способов участия во внеурочной деятельности;
- организацию направленности образовательной деятельности, пробуждающей интерес будущих специалистов к преобразованиям; формированию новых групп компетенций современного профессионала;
- усиление количества социокультурных предметов, дисциплин, факультативов, вариативных курсов;
- использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий, методов на каждом этапе обучения в системе «школа-вуз».
2. Методы и материалы исследования
В рамках исследования образовательная система «школа-вуз» рассматривалась нами как инновационная система непрерывного многоуровневого образования, включающая целенаправленное получение обучающимся знаний, формирования личностной системы социальных и профессиональных ценностных ориентаций, компетенций на этапах профориентации, профессиональной подготовки на основе самообразования, на принципах индивидуализации, ак-сиологизации, поэтапности, преемственности, междисциплинарности, результативности, отвечающих личным, общественным интересам, производственным потребностям с учетом динамических изменений в общественной жизни, науке и технологиях.
Довузовский и вузовский этапы подготовки будущих специалистов потребовали разработки инновационного содержания научно-методической поддержки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся на основе лонгитюдного исследования, современных методов диагностики, технологий обучения и проектирования, что позволило обеспечить успешное профессионально-ценностное самоопределение обучающихся [2].
Наша педагогическая практика позволила внедрить новые формы и методы активизации учащихся и студентов в социально-значимую деятельность и проектирование индивидуальных маршрутов («Предпринимательство», «Моя будущая
профессия»); участия в ежегодных научно-практических конференциях «Шаг в будущее» на базе Центра довузовского образования СГУПС, во всероссийских мероприятиях внеурочной деятельности; в олимпиадах с использованием бизнес-симуляторов; в разработке видео-проектов «Мой класс», «Мой университет», «Мой город», «Моя страна»; в реализации социальных и межпредметных проектов. Конструктивные условия общения, атмосфера доброжелательности для каждого обучающегося, проведение фото и видеозаписей, фиксирующих эмоциональность моментов высказываний выступающих в ходе учебных занятий, конференций, фокус-групп обусловили позитивное взаимодействие в процессе реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
В ходе проведённого нами исследования были разработаны и апробированы на практике учебно-методические, информационно-технологические комплексы, траектории индивидуальных образовательных маршрутов в рамках следующих вариативных дисциплин, предметов: «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда», «Экономика труда», «Мотивация и стимулирование труда», «Корпоративная социальная ответственность», «Лидерство и управление изменениями», «Организация научно-педагогической работы в высшей школе», что позволило нам оказать научно-методическую поддержку старшеклассников и студентов в ходе образовательного процесса, снизить педагогические риски.
В содержании учебно-методических комплексов, нами выделялись приоритетные профессиональные ценности молодежи, такие как: ответственность, лидерство, творчество, эмоциональный интеллект, профессиональная культура, умение работать в команде, инновационность, предпринимательство и другие.
Для индивидуализации образовательного процесса обучающимся предлагалось спроектировать самостоятельно план-график с возможностью корректировки форм, сроков обучения (в виде информационной карты изучаемых дисциплин на основе диаграммы Г Ганта). В педагогической практике нами использовались диагностические материалы; тестовые методики, задания для: расчетно-графических работ, производственной практики, рефератов, научно-исследовательских проектов, выпускных квалификационных работ; видео-уроки для дистанционного обучения в системе «Moodle»; проектирование портфолио, способствующих формированию персональной «образовательной траектории» школьников и студентов, персонификации их образовательного процесса.
Успешность формирования профессиональных компетенций, ценностных ориентаций будущих специалистов зависит от использования современных интерактивных форм и методов обучения, развивающих социально-поведенческие навыки межличностной, межкультурной сетевой коммуникации, а также командной работы. Современные технологии обучения, способствующие формированию социальных, коммуникационных и исследовательских компетенций включают: дискуссию, квест-метод, кейс-метод, деловую игру, видео-конференцию, фокус-группы, тренинг, экскурсию и др.
Технологический компонент проектирования индивидуальных образовательных маршрутов позволяет актуализировать формирование навыков, умений межличностных и межкультурных обучающихся [3]. Развитие компетенций на основе диагностики мотивации, приоритетных ценностных ориентаций студентов, с помощью образовательно-информационных ресурсов предоставляет возможности формирования индивидуальных маршрутов в различных траекториях на основе дополнительных образовательных программ, например, «Предпринимательство», «Лидерство», «Социальный менеджмент», «Социальный маркетинг» и др.
Например, в ходе проектирования научно-методической поддержки индивидуального образовательного маршрута «Лидерство», для студентов были разработаны и адаптированы: содержание дисциплин: «Лидерство и управление изменениями», «Корпоративная культура в системе управления производством», «Корпоративная социальная ответственность». На основе результатов диагностики отбора студентов в лидерские группы необходима возможность выбора вариативных, элективных курсов, факультативов, олимпиад, конкурсов, конференций, научно-исследовательских проектов, творческих конкурсов [2].
При проектировании индивидуального образовательного маршрута в процесс взаимодействия преподавателя и студента, необходимо включить элементы морального стимулирования, благоприятного социально-психологического климата, направленные на формирование ответственности, корпоративной культуры, самоорганизации будущего специалиста, способствующих их дальнейшему успешному профессионально-ценностному самоопределению.
В современной модели специалиста необходимо сделать акцент на ключевых универсальных компетенциях, профессиональных ценностных ориентаций будущих специалистов, которые отражают необходимый для всех уровень ком-петентностей для различных областей деятельности, с учетом междисциплинарных связей в рамках содержания дисциплин.
3. Результаты исследования
В опытно-экспериментальной работе принимали участие около 1200 обучающихся школ, лицеев, студентов. Этапы исследования логически связаны между собой и определялись общей целью исследования с 2001 по 2019 гг. С учётом этих целей, содержания, конкретных условий проведения эксперимента выбирались методы исследования, основанные на методологических принципах объективности, научности, имеющих место изменений и развития исследуемых объектов их выбора.
Достоверность и корректность полученных результатов проектирования индивидуальных образовательных маршрутов как основного условия форми-