Хесле В. 1994. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. -Вопросы философии. № 10. С. 112-123.
MITROKHINA Tatyana Nikolaevna, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Professor of the Chair of History, Philosophy and Political Science, Saratov Socio-Economic Institute — the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radischeva St, Saratov, Russia, 410003;mtn002@rambler.ru)
SHAYDULLOV Ainur Azatovich, postgraduate student of Saratov Socio-Economic Institute — the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89Radischeva St, Saratov, Russia, 410003;mr.ppksgtu@mail.ru)
POLITICAL DESIGN: SOME ASPECTS OF THE PROBLEM OF DESIGNING CIVIL IDENTITY IN MODERN RUSSIA
Abstract. Within the framework of the article, an analysis of the formation of civil identity in modern Russian society in the context of project problems is proposed. The authors maintain the idea of purposeful design, formatting of identity in order to obtain the desired result. Identities are formed under the influence of a variety of different factors, primarily natural, organic or ascriptive. However, in the context of the project problematic, the fact that identities are formed under the influence of subjectively built, coordinated, directed and controlled impacts acquires special significance. A targeted design of identity can be carried out by entities that have a legitimate right to implement a project to manage consciousness, and to form a future. Elites build and direct the development of the community to ensure legitimacy, loyalty and order. The realization of the project on the formation of identity is carried out in a number of directions, such as the definition of an idea that fosters the integration of society; the interpretation of the past as the basis for shaping the future; the design of the desired public device; the definition of symbolic boundaries with others. Keywords: political project, design of identity, elites, shaping of future
АЛИХАНОВА Сайкинат Арсланалиевна — кандидат политических наук, доцент кафедры социо-гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета (367000, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Нахимова, 5а-57; sakinat-alikhanova@yandex.ru)
особенности молодежного парламентаризма в республике дагестан
Аннотация. В статье рассматривается специфика молодежного парламентаризма в Дагестане как одной из форм политического участия молодежи. Подчеркивается важность и актуальность молодежной политики и молодежного политического участия в республике, где треть населения составляют молодые граждане до 35 лет. Исследуются особенности деятельности и политическая роль молодежного парламента при Народном собрании Республики Дагестан. Автор выделяет основные проблемы, препятствующие развитию политического участия дагестанской молодежи, ключевыми среди которых являются аполитичность и низкая политическая грамотность большинства молодых граждан республики. Ключевые слова: молодежные организации, молодежный парламент, политические партии, политическое участие, молодежная политика
Молодежь как наиболее активная часть населения формирует образ будущего, поэтому проблема политического участия молодежи является все более актуальной в практической политике. Тем не менее политологи сходятся во мнении, что в современной России механизмы участия молодежи в госу-
дарственной политике пока недостаточно разработаны. Доля молодых граждан в законодательных органах власти разных уровней и представительных органах местного самоуправления крайне мала. Например, в Дагестане из 90 депутатов республиканского парламента только пятеро моложе 30 лет.
Большая доля молодежи в структуре населения Дагестана и всего Северного Кавказа делает проблемы молодежной политики и молодежного политического участия весьма актуальными для властей региона. Так, в 2017 г. доля молодых граждан Дагестана в возрасте от 14 до 30 лет составила около 30% населения, поэтому государство обязано строить общую политику с учетом потребностей молодого поколения1.
Одной из наиболее эффективных форм привлечения молодежи к участию в политических процессах является молодежный парламент. Сегодня молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства. Исследователи выделяют такие основные функции молодежных парламентских структур, как 1) представление интересов молодежи в органах власти; 2) участие в нормо-творческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики; 3) подготовка молодых кадров; 4) проведение социально значимых мероприятий; 5) просветительская деятельность [Тумуров 2013: 13-14].
Молодежные парламенты создаются по решению законодательного органа власти. Так, в Дагестане, согласно постановлению Народного собрания РД, «молодежный парламент при Народном Собрании Республики Дагестан является коллегиальным и совещательным органом при Народном Собрании Республики Дагестан и осуществляет свою деятельность на общественных началах»2. В качестве основных целей и задач молодежного парламента выдвинуты: выработка и реализация молодежной политики в РД; привлечение молодых людей к депутатской работе, развитие политико-правовой культуры и поддержание гражданской активности молодых людей; соучастие в обсуждении законопроектов; содействие в реализации информационно-аналитической и консультативной практики в области молодежной политики; исследование молодежного мнения о деятельности органов государственной власти РД; обеспечение взаимодействия молодежного парламента с Общественной молодежной палатой Госдумы ФС РФ, с другими молодежными объединениями в регионах РФ.
Таким образом, институт молодежного парламентаризма направлен не только на формирование кадрового резерва республики, но и на обучение социально активных и талантливых молодых людей правилам общественной и государственной деятельности. Разнообразная деятельность молодежного парламента дает возможность через проведение в жизнь социально значимых законопроектов организовать молодежные дискуссии по проблемам развития республики, города, села, точечно выдвигать законотворческие инициативы и претворять их в жизнь. Таким образом, в Дагестане молодежный парламент является обще-
1 Курбанов М.Р. Дагестан - молодежная республика. - Народы Дагестана. Доступ: http:// narodidagestana.ru/vipusk/58/stat/dagestan_%E2%80%93_molodejnaya_respublika/ (проверено 19.03.2018).
2 Постановление от 27.05.2004 № 236-III НС РД «О создании Молодежного парламента при Народном Собрании Республики Дагестан. Доступ: http://www.zakonprost.ru/content/regional/13/1215812 (проверено 10.01.2018).
ственно-политической площадкой для дискуссий власти и молодых граждан, чтобы предотвратить развитие религиозно-политического экстремизма среди молодежи и обширнее привлекать наиболее активных молодых людей к участию в законотворческом процессе.
В соответствии с положением о молодежном парламенте при Народном собрании РД молодежный парламент состоит из 62 чел.1 Особо отметим, что молодежный парламент Дагестана наделен правом законодательной инициативы. В 2017 г. был утвержден состав молодежного парламента 4-го созыва, в который вошли 31 чел. на основе конкурсного отбора: от «Единой России» -24, от КПРФ - 3, от «Справедливой России» - 42. Председателем молодежного парламента стал Сергей Никитин. Молодежные парламентские структуры вносят вклад в формирование кадрового потенциала региона, основными направлениями их деятельности являются: подготовка и обучение социально активной и талантливой молодежи практике общественной и государственной деятельности; повышение социального, образовательного и культурного уровня молодых граждан; развитие и реализация собственного потенциала, выстраивание собственной карьеры молодыми людьми.
Одной из главных задач развития молодежного парламентаризма в Дагестане является создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста. Исходя из этого, молодежный парламент при Народном собрании РД можно назвать стартовой площадкой для начинающих депутатов. Например, следует отметить, что из состава 1-го, 2-го и 3-го созывов молодежного парламента достаточно много парламентариев смогли реализовать себя в дальнейшем: Анна Безрукова, Тимур Гусаев, Магомед Курбанов стали депутатами Народного собрания РД; Магомед Хатипов - руководителем исполкома «Единой России»; Магомед Багомаев и Нариман Ниматулаев - соучредителями организации «Ассамблея развития гражданского общества» и т.д.
Ключевая цель молодежного парламентаризма в Республике Дагестан - поднять уровень действенного участия молодежи в жизни республики, что будет содействовать реальному достижению конкретных социально-экономических результатов и привлечению молодых людей в политику; повышению уровня правовой культуры и гражданской активности. Другая, не менее существенная задача - активно воздействовать на происходящие в республике политические процессы, предлагать законодательные инициативы, способные искоренить религиозный экстремизм, создать молодежные программы направленного действия, касающиеся трудоустройства, строительства жилья, учебы и досуга.
В настоящее время развитие молодежного парламентаризма позволило в значительной степени решить проблему вовлечения в политику наиболее активных молодежных лидеров, для которых в рамках этого направления открываются перспективы реализации их политических амбиций и развития политической карьеры. Однако остаются пока нерешенными проблемы вовлечения в политику широких молодежных масс. К сожалению, сегодня среди наиболее актуальных проблем молодежной политики в Дагестане - низкий интерес большинства молодежи к политическим проблемам, невысокий уровень политической грамотности среди молодых граждан и низкий уровень политической активности. Именно поэтому очень важно в рамках молодежного парламента-
1 Заседание Комитета по делам молодежи, спорту и туризму. Доступ: //www.nsrd.ru/pub/novosti/ zasedame_komiteta_po_delam_molodeji_sporto_i_18_12_2013 (проверено 19.01.2018).
2 Официальный сайт Народного собрания РД. Доступ: http://nsrd.ru/info/sostav_molodejnogo_ parlamenta_postanovlenie_n (проверено 09.03.2018).
ризма более активно использовать новые, современные формы работы с молодежной аудиторией, опираясь на сетевые технологии, новые, или социальные медиа - различные виды электронных СМИ, каналы И-коммуникации, блоги, новостные интернет-агрегаторы, социальные сети и пр., предоставляющие своим пользователям принципиально новые возможности по продвижению их политических интересов [Василенко, Василенко 2016: 91-92].
Пока все эти новые направления сетевой активности недостаточно развиты в молодежном парламентаризме Дагестана, поэтому активизация связей с общественностью позволит использовать этот ресурс для вовлечения молодежи в политику с помощью новых, современных форм политических коммуникаций. Поднять интерес к политике у молодежной аудитории помогут и новые формы дискуссионных площадок в социальных сетях, молодежные интернет-издания, которых пока очень мало в республике.
Таким образом, сегодня для более активного вовлечения молодежи Дагестана в политические процессы важно активизировать новые, современные формы работы с молодежной аудиторией, опираясь на инновационные технологии связей с общественностью.
Список литературы
Василенко И.А., Василенко Е.В. 2016. Связи с общественностью в органах власти. М.: Кнорус. 320 с.
Тумуров Ж.Т. 2013. Молодежный парламентаризм — форма реализации молодежной политики: автореф. дис. ... к.полит.н. Чита. 26 с.
ALIKHANOVA Saikinat Arslanalievna, Cand.Sci. (Pol.Sci. ), Associate Professor of the Chair of Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (ap. 57, 5a Nakhimova St, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, 367000; sakinat-alikhanova@yandex.ru)
SPECIFICS OF YOUTH PARLIAMENTARISM IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The article considers the specifics of youth parliamentarism in Dagestan as a form of political participation of young people. The author points out the high importance of youth policy and youth political participation in Dagestan, where one third of the population are young citizens under 35 years. The author analyzes activity and political role of the youth parliament under the People's Assembly of the Republic of Dagestan. The article outlines the main problems that impede the development of political participation of Dagestan youth. The key ones are indifference towards politics and low political literacy of the majority of young citizens of the republic.
Keywords: youth organizations, youth parliament, political parties, political participation, youth policy