УДК 328. 188
Тумуров Жаргал Тумурович Ghargal Tumurov
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
FUNCTIONAL SPECIFICATIONS OF YOUTH PARLIAMENTARISM IN MODERN POLITICAL SYSTEMS
Определены функциональные характеристики молодежного парламентаризма как необходимой составляющей молодежной политики в современной политической системе, выявлены сферы соприкосновения функций молодежного парламентаризма с реализацией молодежной политики в современной России. Даны теоретические характеристики молодежного парламентаризма, раскрыты принципы формирования молодежных парламентских структур. Выявлены уровневые модели молодежного парламентаризма в контексте федерального, регионального и местного самоуправления, а также внутренние формы этих моделей. Особо выделяется понятийный аппарат молодежного парламентаризма в России. Делается вывод, что молодежный парламентаризм из стадии экзотики перешел в фазу становления как особого инструмента или площадки для активной деятельности современной молодежи, которая должна сменить нынешнее поколение. Статья ознакамливает с современными функциональными тенденциями молодежного парламентаризма в политической структуре
Ключевые слова: молодежный парламентаризм, современная политическая система
The functional characteristics of youth parliamentarism as a necessary component of youth policy in modern political systems, identifies the scope of the contact functions of youth parliamentarism with the implementation of youth policy in modern Russia. The theoretical characteristics of youth parliamentarism are given; principles of youth parliamentary structures are disclosed. The level models of youth parliamentarism in the context of federal, state and local governments are identified, as well as internal forms of these models. The conceptual apparatus of youth parliamentarism in Russia is highlighted. It is concluded that the youth parliamentarism has moved from the stage of exoticism to a phase of becoming a special tool or platform for activities of today's youth that must change the current generation
The article familiarizes with modern functional trends of youth parliamentarism in the political structure
Key words: youth parliamentarism, modern political system
В настоящее время этап формирования гражданского общества через самоорганизующиеся молодежные структуры набирает новые обороты, когда первоочередное значение придается вовлечению молодежи в процесс принятия политических
решений, предпринимаются конкретные шаги в предоставлении молодежи возможности высказывать свое мнение.
Опыт молодежных парламентов показывает, что гражданское общество должно развиваться во взаимодействии с системой
власти, путем применения подхода «снизу — вверх», чтобы инициатива на местах не оставалась незамеченной. Разнообразие потребностей молодежи должно получить адекватное отражение в законотворческой и правоприменительной деятельности.
В современный период молодежный парламентаризм представлен различными формами:
1) молодежный парламент, имеющий статус общественного объединения;
2) молодежное правительство;
3) молодежные парламенты, созданные при органах законодательной (представительной) власти, имеющие статусы: научно-консультативного, совещательно-консультативного, совещательно-исполнительного органов. Разнообразие форм молодежного парламентаризма показывает, что в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации создаваемый представительный молодежный орган получает тот статус, который восполняет определенную нишу молодежной политики региона. Молодежный парламентаризм в наибольшей степени отражает специфику молодежи по национальному, демографическому и гендерному признакам, по занятости в различных сферах производства, по месту проживания. Таким образом, нами учитываются особенности молодежи как социально-демографической группы.
На современном этапе развития молодежного парламентаризма можно выделить следующие основные функции молодежных парламентских структур:
1) представление интересов молодежи в органах власти;
2) участие в нормотворческой деятельности, прежде всего, в сфере государственной молодежной политики;
3) подготовка молодых кадров;
4) проведение социально значимых мероприятий;
5) просветительская деятельность.
Следует констатировать, что в настоящее время не более 10 % молодежи Российской Федерации участвуют в деятельности различных общественных и политических институтов, что подтверждает существова-
ние ряда проблем в практике реализации молодежной политики. В частности, можно сделать вывод о том, что деятельность общественно-политических формирований молодежи носит фрагментарный характер, отсутствует анализ имеющихся и потенциальных проблем и стратегическое планирование по их решению, что ведет к формированию в качестве требующих решений конъюнктурных и текущих проблем.
Основными принципами развития молодежного парламентаризма должны стать:
1) приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;
2) доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека;
3) легитимность создания, функционирования и развития различных форм молодежного парламентаризма;
4) демократический принцип формирования состава молодежного парламента на основе выборов и конкурсов;
5) использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма;
6) свободный выбор форм осуществления молодежного парламентаризма, отвечающих потребностям и законным интересам молодежи;
7) рациональное сочетание представительской и просветительской функций молодежного парламентаризма;
8) участие непосредственно самой молодежи в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики.
Создание молодежных парламентов можно считать одним из значимых направлений в становлении правового государства в Российской Федерации, которое должно отражать и выражать интересы гражданского общества. Например, Федеральный уровень связан с созданием молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной молодежной палаты при Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации. Данная федеральная модель молодежного парламентаризма показывает
позицию государства по вопросу развития молодежного парламентаризма.
Обобщение и научный анализ существующего опыта работы молодежных представительных структур субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) позволяет определить наиболее оптимальные модели молодежного парламента и пути их развития в тех субъектах, где данные структуры уже существуют. Молодежные парламенты прикладывают усилия для достижения социально значимого результата, преодолевая межведомственные и иные организационные барьеры. Очевидно, что в режиме развития демократических институтов в государстве наиболее приемлемая форма осуществления молодежной политики — государственно-общественное партнерство в решении проблем молодежи.
Молодежный парламентаризм имеет следующие характеристики:
1) является школой подготовки молодежи к политическому участию в решении социально-экономических проблем;
2) способствует вовлечению потенциала молодежи в социально-экономическое, политическое, культурное развитие российских территорий;
3) обеспечивает электоральную активность молодежи и политическую социализацию молодых людей;
4) создает кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления [2].
Развитие молодежного парламентаризма доказывает, что молодежь действительно заинтересована в том, чтобы ее интересы были услышаны и поддержаны государством.
Можно выделить следующие основные функции молодежных парламентских структур.
Представление интересов молодежи в органах власти. Следует признать, что при всем разнообразии форм молодежного парламентаризма существует главная объединяющая их функция — выявление и представление интересов молодежи
субъекта Российской Федерации (муниципального образования), повышение эффективности участия молодежи в жизни республики, края, области, автономного округа, города, района. Различные молодежные парламентские структуры позволяют эффективно формулировать и доводить проблемы, интересы и ожидания молодежи до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Это способствует достижению конкретных социальных и экономических результатов, вовлечению молодых граждан в общественно-политические процессы, повышению общей правовой культуры и гражданской активности молодежи. Перед молодежным парламентаризмом должна стоять задача формирования консолидированного социального заказа молодежи государству. Это достигается различными формами работы, например, общественные приемные для молодежи призваны сформировать перечень молодежных проблем, а мониторинги в молодежной среде позволяют оценить эффективность управленческих решений.
Участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики. Создание условий для участия самой молодежи в формировании законодательного поля для обеспечения своих прав и свобод является важным моментом для формирования доверительных отношений между государством и молодыми гражданами. Участие молодежи и ее объединений в обсуждении законов и иных нормативных правовых актов, касающихся молодежи, подготовка и выдвижение своих нормотворческих инициатив дают возможность им влиять на определение основных направлений государственной молодежной политики, расходной части федерального (регионального, местного) бюджета Российской Федерации по разделу «социальная политика», в части, касающейся реализации молодежной политики, и иные вопросы.
Подготовка молодых кадров. Молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры — поле для
выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Применение различных форм и методов работы в рамках системы молодежного парламентаризма позволяет одновременно получать некоторые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время из числа членов молодежных парламентов формируется группа единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти (местного самоуправления), направленные на развитие региона (муниципального образования). Практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом подготовки грамотных специалистов для соответствующего субъекта Российской Федерации.
Проведение социально значимых мероприятий. Молодежные парламентские структуры принимают активное участие в реализации государственных (местных) программ и отдельных социально значимых акциях, проводимых на уровне региона (муниципального образования). К работе по осуществлению данных мероприятий привлекаются не только сами молодые парламентарии, но и те общественные объединения, которые они представляют (молодежные общественные организации, студенческие профсоюзы, активы сельской молодежи и т.д.). Как показывает опыт ряда субъектов Российской Федерации, данное направление может стать важным в деятельности молодежных парламентских структур. Члены молодежного парламента в разных формах могут привлекаться к акциям, проводимым соответствующим органом по молодежной политике, который и определяет формы такого взаимодействия.
Просветительская деятельность. Это, с одной стороны, организация обучения молодых людей — членов молодежных парламентских структур, с другой, это — просветительская деятельность в широкой молодежной среде, направленная на по-
вышение правовой культуры молодых избирателей и доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодых людей. В реализации этого направления деятельности основными партнерами могут и должны быть избирательные комиссии всех уровней.
Для эффективной реализации данных функций необходимо соблюдать следующие общие принципы взаимодействия молодежных парламентских структур с государственными и муниципальными органами власти:
1) органы государственной власти и органы местного самоуправления берут на себя обязательства по обучению членов молодежных парламентских структур основам социального управления, законодательства субъекта Российской Федерации, парламентской процедуры и разработки нормативных правовых актов;
2) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязуются создать необходимые и достаточные условия для легитимного и демократичного формирования молодежных парламентских структур, их функционирования и развития;
3) молодежные парламентские структуры обязаны содействовать государственным и муниципальным органам в исполнении возложенных на них функций, проявляя разумную инициативу.
На основе взаимоотношений деятельности общественно-политических формирований молодежи выделены основные характеристики, функции и принципы функционирования молодежных парламентских структур. Полученные результаты привлечения молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства по реализации эффективной молодежной политики могут быть применены путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в молодежных парламентах.
Совокупность функций и полномочий в отношении определенных предметов ведения образует компетенцию законодатель-
ного органа. Специфичность компетенции парламента в сравнении с компетенцией иных государственных органов связана с его природой как высшего представительного органа, осуществляющего законодательную власть. Парламент сам вправе определять свою компетенцию путем принятия законов, и даже конституции (в тех государствах, где Конституция принимается или утверждается парламентом). Он формирует также основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти, устанавливает основы их взаимодействия и сферы ведения. Помимо перечисленных функций парламента Г. Махначев выделяет еще ряд, среди которых необходимо отметить функцию обратной связи и стабилизирующую функцию парламента.
Таким образом, функциональные характеристики парламентского органа можно представить следующим образом: законодательная, представительная, леги-тимизационная, финансово-бюджетная, контрольная, стабилизационная и идеологическая функции.
Каждая из перечисленных функций парламентского органа подразумевает определенный объем действий по ее выполнению. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности той или иной функции парламента. Соответственно, необходимо определить функциональный объем парламентского органа с целью предотвращения его перегрузки путем выполнения второстепенных, не свойственных представительному (законодательному) органу задач. Для этого каждую из функций парламентского органа следует рассмотреть в отдельности.
Главной функцией любого парламентского органа является законодательная, которая обуславливает организацию и функционирование парламента как органа законодательной власти. Первостепенная значимость рассматриваемой функции заключается в процедуре принятия законов и нормативно-правовых актов — документов, направленных на защиту интересов государства, социальных групп и отельных личностей.
Относительно функции представительства необходимо отметить, что парламент является органом, который непосредственно выражает мнение населения, его избравшего. В этом качестве парламент следует рассматривать как официальный орган народного представительства.
Таким образом, представительная функция парламента формирует нормативную связь государства и нации. При различных формах и видах народное представительство призвано выражать интересы, способствующие выполнению законодательной функции парламента. Кроме того, представительство является неотъемлемым признаком демократии, который позволяет избежать узурпирования и концентрации в одном органе властных полномочий.
Легитимизационная функция представляет собой состояние того или иного политико-правового явления, при котором их правомерность является признанной. Следовательно, к функциям легитимизации российского парламента следует отнести функции, перечисленные в ст. 102 и ст. 103 Конституции Российской Федерации, что, в свою очередь, подтверждает значимость рассматриваемой функции для парламента. Статья 106 Конституции Российской Федерации закрепляет механизм реализации бюджетно-финансовой функции парламента, которая заключается в возможности управления финансовой системой государства.
Контрольная функция парламента позволяет парламенту занять особое место в системе государственных органов. При реализации рассматриваемой функции парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов посредством направления запросов ответственным лицам того или иного органа исполнительной власти.
Все рассмотренные ранее функции парламента составляют функциональную характеристику представительного органа власти, созданную с целью управления и развития политической системы. С другой стороны, осуществление российским парламентом своих функций происходит
недостаточно эффективно. В связи с этим, представляется верным нормативно формализовать сокращение функций парламента для более эффективной реализации его основных и ряда дополнительных функций.
Рассматривая сущностные аспекты парламентаризма и учитывая многоаспект-ность рассматриваемого политического явления, необходимо отметить, что парламентаризм сочетает признаки политического, юридического, исторического и социокультурного характера. Вполне объяснимо, что при взаимодействии столь разноплановых проявлений возникает ряд проблемных моментов, которые касаются признаков парламентаризма как определенной системы организации государственной власти.
Ввиду того, что основой парламентаризма является не устойчивый и подверженный изменениям принцип независимости и самостоятельности трех ветвей власти, место парламентского органа в системе органов государственной власти также подвержено различным изменениям. Данное обстоятельство можно считать одним из недостатков парламентаризма.
Вместе с тем, исторические факты говорят о присущей реформаторству тенденции на усиление исполнительной власти и противоречивом отношении к принципу разделения властей. Эта проблема, впрочем, характерна для любого общества, в том числе и для современной России. О дисбалансе в пользу исполнительной власти свидетельствуют и меры по укреплению вертикали власти, например, изменение статуса и порядка формирования Совета Федерации — верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Однако при этом не следует говорить о полном превосходстве исполнительной власти над представительной.
В то же время существуют институты, способствующие выравниванию баланса сил представительной и исполнительной властей. Такими институтами можно считать независимое правосудие, свободную прессу и гласность. Как правило, они функционируют в условиях политически зрелого гражданского общества.
Другим недостатком парламентаризма является недостаточная реализация его представительной природы. Главной задачей выборов в органы представительной власти является обеспечение представительного характера и легитимности властных институтов. В научной литературе большинство подходов к изучению парламента сводится к представительной природе парламентаризма. Парламентарии, в свою очередь, являются непосредственными избранниками народа, которым делегированы полномочия для выражения и защиты интересов народа в пределах своей законодательной деятельности.
Наблюдается тенденция, в соответствии с которой мнение граждан относительно деятельности парламентариев ослабевает. Это объясняется разной степенью заинтересованности, информированности и политической вовлеченности граждан. Так, К.П. Победоносцев, один из виднейших государственных деятелей второй половины XIX в. и принципиальный противник теории парламентаризма, писал, что итоги выборов как способа отбора лучших представителей народа никаким образом не отражают волю избирателей. Избиратель отдает свой голос за человека не потому, что знает его и доверяет ему, а потому, что наслышан о нем в период предвыборной агитации. Что касается политических решений, то они принимаются не во время парламентских дебатов, а на основании партийных или личных интересов. Рассуждения К.П. Победоносцева о негативных явлениях парламентаризма, представленные в его в книге «Великая ложь нашего времени», остаются актуальными и сегодня.
Тем не менее, представительная функция парламента сохраняется, поскольку помогает сводить к общим интересам системы противоречивые интересы и устремления различных слоев и групп населения, позволяет учитывать социально-политические сдвиги в обществе и корректировать государственный курс в нужном направлении. В связи с этим, приходится констатировать, что по сравнению с ранним периодом парламентаризма в настоящее время пред-
ставительная функция имеет гораздо меньшее значение, что следует признать крайне негативной тенденцией.
Таким образом, проблемы современного парламентаризма — это совокупность сложных и противоречивых явлений российской политической действительности. Для решения одних достаточно принятия соответствующих нормативно-правовых актов, а условием решения других является изменение политической и гражданской культуры общества. Как уже отмечалось, все проблемные сюжеты касаются признаков парламентаризма как особой демократической системы, и поэтому разрешение их также должно иметь системный характер. Место и роль парламента в системе государственной власти, его характер представительства, профессиональность и, в конечном счете, ответственность парламентария перед электоратом во многом зависят от тех, кто выбирает.
В рамках рассмотрения основных моментов в отношении современного понимания и сущностных аспектов парламентаризма можно сделать ряд выводов: парламентаризм является сложным политико-правовым явлением, сочетающим различные сущностные аспекты в зависимости от политических, правовых и экономических условий государства на определенном этапе его развития.
Парламентаризм как сложное политико-правовое явление предполагает его понимание в широком и узком смыслах. В узком значении парламентаризм представляется как процесс организации представительной власти, функциональная характеристика которого проявляется в его представительной природе, законодательных, контрольных и легитимизационных полномочиях, осуществляемый посредством реализации принципов народного представительства. В широком понимании под парламентаризмом следует считать способ организации государственной власти, структурно и функционально основанный на принципах верховенства закона, разделения и независимости властей, при существенном юридическом и политическом
значении парламента, сформированный в целях развития гражданского общества, основанного на высоком правосознании.
В основе парламентаризма лежит его представительная природа, что подтверждается теоретическим обоснованием многих мыслителей. Основу современного парламентаризма составляет выборное представительство, предоставляющее возможность гражданам государства влиять на процесс формирования представительных органов государственной власти.
Говорить о приоритетной роли парламента в государственном механизме как о главном признаке существования парламентаризма не представляется правильным. Подобное видение рассматриваемого вопроса позволяет утверждать о существовании парламентаризма как в современной России, так и в большинстве развитых и развивающихся государств мира. Кроме того, открывается важная перспектива более широкого толкования понятия «парламентаризм».
Функциональную характеристику парламентского органа, созданную с целью управления и развития правовой и политической системы, можно представить следующим образом: законодательная функция, представительная функция, функция легитимации, финансово-бюджетная функция, контрольная функция, стабилизационная функция, идеологическая функция. В настоящее время осуществление российским парламентом своих функций происходит недостаточно эффективно. В связи с этим, представляется верным нормативно формализовать сокращение функций парламента для более эффективной реализации его основных (законодательная, представительная) и ряда дополнительных функций (контрольная, легитимации).
Принципу разделения властей, как основе парламентаризма, свойственна трансформация в зависимости от существующей политической ситуации в государстве. В России наблюдается смещение властных полномочий в сторону исполнительной власти. Данный процесс следует считать вполне логичным, соответствующим круп-
номасштабным реформам, проводимым в России во многих отраслях общественной жизни. Выравниванию баланса властных полномочий каждой из ветвей власти способствует развитие институтов независимого правосудия, свободной прессы и гласности как формы гражданского контроля за деятельностью всех ветвей власти. Кроме того, данные институты предполагают наличие политически зрелого гражданского общества.
Формирование и осуществление молодежной политики связано с включением в данный процесс многообразных социальных ресурсов: экономических, интеллектуальных, информационных, коммуникативных, демографических, экологических, инновационных, кадровых, организационных и др.
В то же время пассивность молодежи в реализации региональных молодежных программ является очевидным фактом. Она объясняется следующими причинами: низкий уровень информированности о проводимых мероприятиях; недостаточная их эффективность; отсутствие лидеров, способных организовать молодежь на решение собственных проблем; не самые лучшие традиции политической культуры российского общества, ориентированные на пассивность.
Особенностью современного этапа реализации молодежной политики в России является смещение центра тяжести работы от федеральных государственных органов к регионам. Возрастание роли региональных и местных органов власти в реализации молодежной политики подтверждается результатами практики работы с молодежью. Федеральная власть оказывает решающее влияние на экономические и политические процессы в регионах, прежде всего, через формирование нормативно-правовой базы. Федеральные законы, касающиеся молодежи, служат основой для соответствующих региональных законов.
Муниципальная молодежная политика обеспечивает целенаправленное формирование условий для полноценной социализации и индивидуализации подрастающего
поколения. В г. Иркутск для упорядочения и повышения эффективности молодежной политики созданы и реализуются ряд молодежных программ, основной задачей которых является объединение усилий различных субъектов социальной политики, направленных на включение подростков и молодежи в становление единой городской культуры через основные сферы жизнедеятельности — труд, быт, отдых.
В процессе реализации молодежной политики в регионе необходимо определять, на основе каких ценностей осуществляется молодежная политика, а также обеспечивать сочетание этих ценностей с общероссийскими, региональными, культурно-историческими традициями.
Реализация молодежной политики вполне может быть представлена и как деятельность по обеспечению преемственности между культурно-ценностным развитием предшествующих поколений и молодежью. Таким образом, молодежная политика всегда имеет ценностные ориентиры, воспитательную направленность.
Молодежная политика в регионах включает комплекс мер, направленных на формирование активных граждан, имеющих навыки жизни в условиях рыночного общества, успешно сочетающих общественные интересы и личные устремления. Молодежная политика в регионах должна соответствовать местным условиям. Ориентация руководителей молодежных структур, прежде всего, на региональную политическую конъюнктуру стала неизбежной. Молодежную политику в регионах в решающей степени определяют региональные политические элиты и руководители. Наиболее оптимальным решением молодежных проблем в настоящее время является достижение определенного социального равновесия между общими целями молодежной политики и социокультурной средой в конкретном регионе.
По результатам исследования эффективность деятельности органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации и местного самоуправления оказывалась выше, чем соответствующих федеральных
органов. Активная позиция региональных и местных органов по отделам молодежи обеспечивает известную стабильность осуществления государственной молодежной политики в масштабе всей страны.
При реализации молодежной политики необходимо учитывать то, что сама молодежь предлагает сделать в целях повышения уровня жизни населения. Результаты социологических исследований в Иркутской области, а также в других регионах показывают, что молодые жители региона предлагают создавать новые рабочие места, реально определять потребительскую корзину, обеспечить возможность хорошо заработать.
Значительная часть молодежи включилась в экономические и демократические преобразования. Система ценностей раз-
Литература _
1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Современная российская молодежь. Методология изучения // Молодежь и общество на рубеже веков. Под ред. И.М. Ильинского. М.: Альфа, 2012. 340 с.
2. Коряковская А. Молодежный парламентаризм — общественное явление современности, социологическое исследование, 2010. Режим доступа: http://www.baikalib.ru/yuong_creativ/ixzbirpravo/ shalikova_n_i.php.
3. Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // Журнал о выборах. 2008. № 4. С. 1015.
4. Макарова О.А. Социальный портрет молодых парламентариев // Вестник ЗабГУ. 2010. Вып. 6. С. 168-171.
5. Номоконов М.В., Русанова А.А. История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом. Чита: ЧитГУ, 2010. 314 с.
6. Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества: автореф. дис. канд. полит. наук. М., 2007.
7. Тумуров Ж.Т. Молодежный парламентаризм: региональный аспект // Вестник ЗабГУ, 2013. № 05(96). С. 60-64.
вивающегося предпринимательского слоя становится значимой для большой части подрастающего поколения. Происходит становление рыночных стандартов поведения (экономическая активность и свобода действий, предприимчивость и способность к риску). Главными достижениями современной России молодые люди считают права и свободы в политике, экономике, культуре и частной жизни, хотя и убеждены, что большинство свобод не гарантируется, а лишь декларируется государством. Тем не менее, Россия как демократическое государство становится значимым и неоспоримым фактом для сознания молодых людей. Следовательно, современная политическая система способствует развитию функциональных характеристик молодежного парламентаризма.
_References
1. Vishnevsky Yu.R., Shapko V.T. Molodezh i ob-shhestvo na rubezhe vekov (Youth and Society at the turn of centuries). Ed. I.M. Ilyinsky. Moscow: Alpha, 2012.340 p.
2. Koryakovsky A. Molodezhny parlamentarizm — obshhestvennoe yavlenie sovremennosti, sotsio-logicheskoe issledovanie (Youth parliamentarism -social phenomenon of our time, a case study), 2010. Available at: http://www.baikalib.ru/yuong_creativ/ ixzbirpravo/shalikova_n_i.php.
3. Kostrova E. Molodezhnoe parlamentskoe dvizhenie kak odna iz form molodezhnogo samou-pravleniya (Youth parliamentary movement as one of the forms of youth movement), Journal on elections, 2008, no. 4, pp. 10-15.
4. Makarova O.A. Sotsialny portret molodyh parlamentariev (Social portrait of young parliamentarians), Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2010, vol. 6, pp. 168-171.
5. Nomokonov M.V., Rusanova A.A. Istoriya i sovremennoe sostoyanie molodezhnogo dvizheniya v Rossii i za rubezhom [History and current status of youth movement in Russia and abroad]. Chita: Chit-GU, 2010. 314 p.
6. Pastukhova L.S. Youth parliamentarism as a factor in the development of civil society [Molodezhny parlamentarizm kak faktor razvitiya grazhdanskogo ob-shhestva]: Abstract dis. cand. political sciences. Moscow, 2007.
7. Tumurov Zh.T. Molodezhny parlamentarizm: regionalny aspekt (Youth parliamentarism: regional aspect), Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 05 (96), pp. 60-64.
8. Тумуров Ж.Т. Развитие молодежного парламентаризма в Забайкалье. Сб. ст. избирательной комиссии Читинской области, 2009 г.
9. Тумуров Ж.Т. Формирование молодежного парламентаризма: теория и практика // Вестник ЧитГУ. 2012. № 6 (85).
8. Tumurov Zh.T. Razvitie molodezhnogo parlamentarizma v Zabaikalie (Development of youth parliamentarism in Transbaikalie): Coll. Art. Election Commission of the Chita Region, 2009.
9. Tumurov Zh.T. Formirovanie molodezhnogo parlamentarizma: teoriya i praktika (Formation of youth parliamentarism: theory and practice), Vestn. Chit. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2012, no. 6 (85).
Коротко об авторе
Briefly about the author
Тумуров Ж.Т., канд. полит. наук, кафедра «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия zhargal@list.ru
Zh. Tumurov, candidate of political sciences, Municipal Administration and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Научные интересы: политика, международная политика, молодежный парламентаризм
Scientific interests: politics, international politics, youth parliamentarism