Научная статья на тему 'Молодежный парламент как форма реализации региональной молодежной политики: опыт Самарской области'

Молодежный парламент как форма реализации региональной молодежной политики: опыт Самарской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
942
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / YOUTH PARLIAMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL YOUTH POLICY / ГОСУДАРСТВО / STATE / САМАРА / SAMARA / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / SAMARA REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергеев Артем Константинович, Гнатюк Максим Александрович, Гнатюк Кристина Юрьевна

В данной статье авторы ведут речь о том, что в российском государстве остро стоит проблема неучастия, пассивности молодежи в политической жизни, равнодушие к социальным проблемам. Однако запрос на участие в общественно-политической жизни от молодежи присутствует, о чем свидетельствуют различные эмпирические исследования на региональном уровне. Одним из самых заметных и эффективных механизмов реализации потенциала участия российской молодежи в социально-политической жизнедеятельности являются создаваемые в регионах молодежные парламенты. Молодежный парламент это форма молодежного самоуправления, предполагающая активное участие молодых россиян в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся ее социально здоровой жизнедеятельности. В статье в рамках реализации государственной молодежной политики отмечается положительный опыт Общественного молодежного парламента при Самарской Губернской Думе. Авторами показано, что молодежный парламент предоставляет широкие возможности молодежи для реализации своего потенциала в общественно-политической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сергеев Артем Константинович, Гнатюк Максим Александрович, Гнатюк Кристина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH PARLIAMENT AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF REGIONAL YOUTH POLICY: THE EXPERIENCE OF THE SAMARA REGION

In this article, the authors talk about the problem of non-participation in the Russian state, the passivity of young people in political life, and indifference to social problems. However, the request for participation in social and political life from youth is present, as evidenced by various empirical studies at the regional level. One of the most visible and effective mechanisms for realizing the potential of Russian youth's participation in social and political life is the youth parliaments created in the regions. The Youth Parliament is a form of youth self-government that assumes the active participation of young Russians in the preparation, adoption and implementation of managerial decisions related to its socially healthy livelihoods. In this article, within the framework of the implementation of the state youth policy, the positive experience of the Public Youth Parliament under the Samara Provincial Duma is noted. The authors show that the youth parliament provides broad opportunities for young people to realize their potential in social and political activities.

Текст научной работы на тему «Молодежный парламент как форма реализации региональной молодежной политики: опыт Самарской области»

УДК 316.012

DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-199-204

МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ОПЫТ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Гнатюк Максим Александрович

Сергеев Артем

Константинович

Гнатюк

Кристина

Юрьевна

председатель комиссии по образованию и науки, Общественный молодежный парламент при Самарской Губернской Думе (443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 187). E-mail: Artemsergeev1@mail.ru кандидат социологических наук, преподаватель кафедры управления персоналом, Самарский государственный университет путей сообщения (443066, Россия, г. Самара, ул. Свободы, 2В). E-mail: gnatyuk@samgups.ru аспирант, Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67). E-mail: K.y.popova@gmail.com

Аннотация

В данной статье авторы ведут речь о том, что в российском государстве остро стоит проблема неучастия, пассивности молодежи в политической жизни, равнодушие к социальным проблемам. Однако запрос на участие в общественно-политической жизни от молодежи присутствует, о чем свидетельствуют различные эмпирические исследования на региональном уровне. Одним из самых заметных и эффективных механизмов реализации потенциала участия российской молодежи в социально-политической жизнедеятельности являются создаваемые в регионах молодежные парламенты. Молодежный парламент - это форма молодежного самоуправления, предполагающая активное участие молодых россиян в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся ее социально здоровой жизнедеятельности. В статье в рамках реализации государственной молодежной политики отмечается положительный опыт Общественного молодежного парламента при Самарской Губернской Думе. Авторами показано, что молодежный парламент предоставляет широкие возможности молодежи для реализации своего потенциала в общественно-политической деятельности.

Ключевые слова: молодежь, молодежный парламент, региональная молодежная политика, государство, Самара, Самарская область.

Проблемы социальной интеграции молодежи в политическую жизнедеятельность общества находятся в фокусе внимания политического и научного сообществ. Бесспорно, что только активная, ответственная молодежь с высоким уровнем правовой культуры может стать гарантом формирования успешного гражданского общества и развития демократического государства. Поэтому важным является инициирование готовности и способности молодежи к активному взаимодействию с государством, к участию в решении различных социальных проблем общества. В этой связи актуализируется развитие молодежного парламентаризма на федеральном и региональном уровнях как формы реализации молодежной политики [1].

Однако механизм политического участия молодежи в государственном управлении на сегодняшний день не является совершенным, т.к. процент молодежи в органах

законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органах регионального самоуправления очень мал. Как отмечают белгородские ученые В.П. Бабинцев, Т.И. Морозова и др. необходимость налаживания сотрудничества государственных и региональных органов власти с молодежью и молодежными организациями в интересах решения многих молодежных проблем очень велика [2].

С целью решения молодежных проблем возникает необходимость формирования действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи [3]. Пусковым механизмом в этом направлении стал феномен молодежного парламентаризма, своеобразной формы молодежного самоуправления, предполагающего активное участие молодых людей в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся ее социально здоровой жизнедеятельности, а также защиты молодежных прав и интересов [4].

Основной задачей парламента является анализ федерального, регионального законодательства, разработка проектов нормативно-правовых актов, проведение просветительской деятельности в молодежной среде, направленной на повышение правовой культуры и общественно-политической активности молодежи.

Становление и развитие молодежного парламентаризма в России отражено в трудах Ахметьянова Р.С., Данилкина Р.С., И.Н. Гуковой, Л.С. Пастуховой, К.А. Стародуб-цевой, О.Б. Фурсова и др.

Как указывает И.Н. Гукова, молодежный парламентаризм - это «система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти и местного самоуправления специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи в виде молодежного парламента, молодежного правительства, молодежной палаты, молодежного совета» [5, с. 170].

В положениях, выносимых на защиту О.Б. Фурсовым, опыт работы молодежных парламентов показывает эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению социальных и политических проблем. В ряде российских регионов молодежные парламенты получили право активного взаимодействия с государственной властью, и выступать от лица всего молодежного сообщества [6].

Нельзя обойти вниманием тот факт, что в рамках Федерального проекта Молодежного парламента при Государственной Думе 21 апреля 2018 года во всех регионах России был проведен «Тест по истории Великой Отечественной войны» («Тест по истории победы над фашизмом») (Тест). Организатором данной международной акции выступила Общественная молодежная палата (Молодежный парламент) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Тест был проведен в рамках федерального проекта Молодежного парламента «Каждый день горжусь Россией!».

Тестирование проводилось с целью оценки уровня общественно-исторической грамотности молодых граждан Российской Федерации, молодых соотечественников, проживающих за рубежом, иностранных граждан о Великой Отечественной войне (истории победы над фашизмом), привлечения внимания молодежи к получению знаний о Великой Отечественной войне. Участие в Тесте являлось добровольным и бесплатным.

В Самарской области в Тесте приняли участие 13124 человека. Средний балл составил - 17,74, средний возраст - 18,53 лет. Согласно данным рейтинговой таблицы по среднему баллу участников теста Саратовская область показала 18,01 балла, что является несколько выше среднего показателя [7].

Итак, в качестве положительного примера активного взаимодействия российской молодежи с государственной властью рассмотрим опыт работы молодежного парламента Самарской области.

Самарская область - один из крупных региональных студенческих центров российского государства, где проживает и обучается много молодежи. В настоящее время в Самарской области, как и во всей стране, остро стоит проблема слабого участия молодежи в социально-политической жизни, равнодушие к социальным проблемам, ориентация исключительно на собственные интересы.

Однако запрос на участие в политической жизни общества от молодежи все-таки существует, этот факт убедительно доказывают различные социологические исследования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Потенциальную политическую активность молодежи пока еще сложно реализовать через существующие на данный момент структуры, их крайне мало сегодня либо их деятельность расценивается как малоэффективная.

Один из самых заметных и эффективных механизмов реализации потенциала участия молодежи в политической жизни регионального сообщества является созданный в апреле 2004 года Общественный молодежный парламент при Самарской Губернской Думе. Надо сказать, что указанный Молодежный парламент представляет собой общественный, коллегиальный, консультативный, совещательный орган при Самарской Губернской Думе и состоит из представителей муниципальных районов, общественных организаций и политических партий. Количество членов Молодежного парламента составляет 92 человека [8].

Основными целями деятельности Молодежного парламента при Думе VI созыва городского округа Самары являются:

1) привлечение молодежи к активному участию в разработке и реализации эффективной молодежной политики путем сотрудничества с депутатами Думы в процессе нормотворчества;

2) организация взаимодействия органов местного самоуправления городского округа Самара с общественными молодежными объединениями в целях эффективного осуществления молодежной политики на территории городского округа Самара;

3) привлечение молодежи к разработке стратегии развития округа Самара, целевых программ, правовых актов, реализации социальных инициатив, молодежной политики в городском округе Самара [8].

Членами Молодежного парламента при Самарской Губернской Думе подготовлено несколько законодательных инициатив регионального и федерального значения. Стоит отметить наиболее значимую из них.

Особо значимой является принятая в феврале этого года законотворческая инициатива молодых парламентариев. Проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» разработан в целях установления права на получение социальной помощи малоимущим студентам [9].

Проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» разработан в целях установления права на получение социальной помощи малоимущим студентам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории

Самарской области, по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Самарской области, местных бюджетов.

Инициирование данного законопроекта общественным молодежным парламентом при Самарской Губернской Думе связано с внесением изменений в порядок назначения студентам государственной социальной стипендии.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 312-Ф3) право получать государственную социальную стипендию с 1 января 2017 года предоставлено только тем студентам, которым фактически назначена государственная социальная помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи [10].

Согласно указанному выше Закону Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» право на получение таковой имеют:

- семьи с детьми в возрасте до шестнадцати лет (обучающимися общеобразовательных организаций - до окончания обучения, но не старше восемнадцати лет);

- семьи с детьми (обучающимися профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования до окончания обучения, но не старше двадцати трех лет), у которых один из родителей является неработающим инвалидом или оба - неработающие пенсионеры;

- семьи с неработающими пенсионерами или инвалидами;

- одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды.

Социальная помощь оказывается, если среднедушевой доход (доход) семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже установленной в Самарской области величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам на первое число текущего квартала.

Таким образом, в настоящее время студенты профессиональных образовательных организаций Самарской области и федеральных образовательных организаций высшего образования, проживающие в Самарской области, могут получать государственную социальную стипендию только в случае, если они получают социальную помощь по одному из вышеуказанных оснований.

Вместе с тем до внесения изменений в федеральное законодательство получать государственную социальную стипендию также могли студенты, обучающиеся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований, входящие в состав малоимущей семьи, в которой нет несовершеннолетних детей, пенсионеров и инвалидов, а также малоимущие одиноко проживающие студенты, обучающиеся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований.

В настоящее время указанные категории граждан лишены возможности получать государственную социальную стипендию. Вместе с тем такие студенты, как правило, в силу объективных причин (занятость в образовательной организации, отсутствие профессионального образования и опыта работы) не в состоянии сами обеспечить себе достойное существование и особо нуждаются в поддержке государства. В целях оказания малоимущим студентам материальной поддержки законопроектом предлагается

предоставить им право на получение социальной помощи в виде ежегодного единовременного пособия.

Размер ежегодного единовременного пособия малоимущим студентам предлагается установить аналогично размеру ежегодного единовременного пособия на ребенка к началу учебного года, установленному Законом Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» (200 рублей).

Документ о получении указанной социальной помощи будет являться основанием для получения такими студентами в дальнейшем государственной социальной стипендии в профессиональных образовательных организаций Самарской области и федеральных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Самарской области.

В целом, молодежный парламент предоставляет широкие возможности молодым людям для реализации своего потенциала в общественно-политической деятельности, а также в области защиты прав и интересов молодых поколений россиян [11]. Члены парламента занимаются пропагандой активной жизненной позиции в молодежной среде, сотрудничают с органами законодательной и исполнительной власти, перенимают законотворческий опыт. Сегодня важной задачей, стоящей перед молодежным парламентом, является задача разработки нормативно-правовых актов, внедрение новых социальных проектов, а также совершенствование системы сотрудничества с другими институтами гражданского общества.

Таким образом, молодежный парламент как форма реализации региональной молодежной политики доказывает свое право на существование, он позволяет «молодежи принять непосредственное участие в обсуждении законопроектов, затрагивающих права и интересы четвертой части населения страны, заявить о своих проблемах, вести диалог с властью, быть услышанной и понятой, сформировать активную гражданскую позицию» [6].

Опыт работы молодежного парламента на примере опыта Самарской области как субъекта РФ показал эффективность его деятельности по привлечению молодежи к решению различных социальных проблем, в частности, проблемы оказания социальной помощи малоимущим студентам.

Литература

1. Стародубцева К.А. Молодежный парламентаризм как форма реализации государственной молодежной политики // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. №2 (16). С. 85-90.

2. Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Сапрыка В.А., Бояринова И.В., Шмигирилова Л.Н. Государственная молодежная политика в России. Белгород, 2011. С. 90.

3. Муллахмедова С.С., Шихалиева Д.С. и др. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества. Махачкала: ДГТУ, 2017. - 189 с.

4. Гафиатулина Н.Х. Государственная молодежная политика в сфере социального здоровья молодежи // Вестник науки и образования. 2012. №2 (42). С.158-164.

5. Гукова И.Н. Роль молодежного парламентаризма в развитии общественно-политической активности современной российской молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2014 №1 (172). Вып. 29. С. 169-174.

6. Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм в современной России (социологический анализ): автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Самара, 2006. 22 с.

7. Федеральный проект Молодежного парламента при Государственной Думе. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по итогам проведения Международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны» («Тест по истории победы над фашизмом»).

8. Официальный сайт Самарской Губернской Думы http://mol.samgd.ru/institution/history/.

9. Закон Самарской области от 15.07.2013 №67-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области».

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 312-Ф3).

11. Верещагина А.В., Гафиатулина Н.Х. Благополучное детство как основа социального здоровья молодых поколений: индикаторы социологического измерения [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 40, № 1 (40). URL: http:// ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2016/3527 (дата обращения: 22.05.2018).

Sergeyev Artem Konstantinovich, Chairman of the Commission for Education and Science of the Public Youth Parliament at the Samara Provincial Duma (187, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100, Russian Federation).

Gnatyuk Maksim Aleksandrovich, Candidate of Sociological sciences, teacher of the Personnel Management Department; Samara State Transport University (2B, Svobody str., Samara, 443066, Russian Federation). E-mail: gnatyuk@samgups.ru

Gnatyuk Kristina Yurevna, graduate student; Samara State Social and Pedagogical University (65/67, M. Gorkogo St., Samara, 443099, Russian Federation). E-mail: K.y.popova@gmail.com

YOUTH PARLIAMENT AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF REGIONAL YOUTH POLICY:

THE EXPERIENCE OF THE SAMARA REGION

Abstract

In this article, the authors talk about the problem of non-participation in the Russian state, the passivity of young people in political life, and indifference to social problems. However, the request for participation in social and political life from youth is present, as evidenced by various empirical studies at the regional level. One of the most visible and effective mechanisms for realizing the potential of Russian youth's participation in social and political life is the youth parliaments created in the regions. The Youth Parliament is a form of youth self-government that assumes the active participation of young Russians in the preparation, adoption and implementation of managerial decisions related to its socially healthy livelihoods. In this article, within the framework of the implementation of the state youth policy, the positive experience of the Public Youth Parliament under the Samara Provincial Duma is noted. The authors show that the youth parliament provides broad opportunities for young people to realize their potential in social and political activities.

Keywords: youth, youth parliament, regional youth policy, the state, Samara, Samara region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.