УДК 314 (571.54) © З.А. Бутуева, А.В. Козулин
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БУРЯТИИ В НАЧАЛЕ XXI В. И МЕРЫ ПО ИХ РЕГУЛИРОВАНИЮ
В данной статье авторы попытались проанализировать особенности количественных и качественных характеристик миграционных процессов в Республике Бурятия и предложить меры по их регулированию.
Ключевые слова: демографическая ситуация, мигранты, миграционные процессы, трудовая миграция
Z.A.Butueva, Â.V.Kozulin PECULIARITIES OF MIGRATION PROCESSES IN BURYATIA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY AND MEASURES ON THEIR REGULATION
The authors attempted to analyze the special features of quantitative and qualitative characteristics of migration processes in the Republic of Buryatia and to propose measures for their regulation.
Keywords: demographic situation, migrants, migration processes, labor migration.
Данная статья является логическим продолжением предыдущих исследований, посвященных анализу миграционной ситуации в Республике Бурятия [2, 3, 13]. В 2009 г. на основании анализа темпов развития миграционных процессов мы попытались спрогнозировать динамику территориального перемещения населения. Однако мировой экономический кризис и особенности его протекания в Российской Федерации внесли свои коррективы в передвижение населения по стране. Интересные явления наблюдались в Бурятии. Таким образом, у нас появилась возможность сравнить наши прогнозы с официальными статистическими отчетами. Данное исследование позволяет продемонстрировать отличия реально происходящих миграционных процессов с прогнозами, которые даются на основании вычислений усредненных показателей темпов прироста.
Закономерности демографического перехода определили протекание процессов изменения движения и структуры народонаселения в Бурятии. Демографические процессы в республике в основном имеют схожие тенденции с общероссийскими. К ним относятся старение населения, снижение рождаемости, повышенная смертность (в особенности трудоспособной части населения), изменение брачно-семейных отношений, быстрый рост городов и городского населения, а также миграционная убыль населения [3, с. 261]. Обширность территории и удаленность ее от политических и культурных центров России, недостаточное развитие транспортных коммуникаций, суровые климатические условия, малая плотность населения, особенности формирования расселенческой сети во многом предопределили миграционные процессы в Бурятии.
Резко изменился характер миграционных процессов с начала 1990-х гг. Основные события этого периода - распад СССР, экономический и политический кризис - быстро отозвались на миграции населения. С начала 1990-х гг. Бурятия имеет отрицательный миграционный баланс в обмене населением практически со всеми регионами Российской Федерации (кроме Уральского и Восточно-Сибирского) и бывшими союзными республиками. Интенсивность выбытия населения республики в эти регионы значительно превышает интенсивность прибытия, в результате эффективность миграции населения крайне низкая [4, с. 112]. В начале XXI в. наметилось замедление миграционных процессов. Так, в 2008 г. миграционная убыль составила -2573 человек, что на 31 % меньше, чем в 2006 г. (3553 человек) [10, с. 55]. В 2009 г. внешнее миграционное сальдо составило - 1513, что
на 41 % меньше, чем в 2008 г., и на 25 % меньше, чем прогнозируемые нами данные. В абсолютном исчислении почти на 5 тыс. снизилось число прибывших в республику извне и на 2 тыс. человек уменьшилось число выбывших из региона. Отрицательное миграционное сальдо сократилось за один год на 1060 человек, что составило 41% (таблица). Однако официальные статистические данные за 2010 г. констатируют, что внешнее миграционное сальдо составило 3235 человек, что более чем в два раза больше показателей 2009 г. Пик экономического кризиса в Бурятии пришелся именно на 2009 г. Это сказалось на уменьшении интенсивности миграционных процессов в целом. Усиление оттока населения в 2010 г., с одной стороны, свидетельствует о постепенном улучшении экономической ситуации в республике в целом. С другой стороны, несмотря на предпринимаемые меры
на местном уровне, тенденция оттока населения из республики продолжает усиливаться. Это один из наиболее объективных показателей реальной социально-экономической ситуации.
Важен анализ миграционных процессов, происходящих в настоящее время в республике в городских и сельских поселениях. Происходит значительное увеличение городского населения за счет фактического расширения городских поселений при сохранении административных границ. Так, статистические данные за 20042007 гг. констатируют некоторый отток городского населения в Заиграевский, Иволгинский, Кабанский, Прибайкальский и Тарбагатайский районы [9, с. 2]. Те земли, куда переселяются городские жители «де-факто», уже являются территорией города, «де-юре» - сельской территорией. Основное место среди мигрантов занимают сельские жители, переезжающие в город на постоянное место жительства или сезонные работы. Переезд на постоянное место жительства связан с поступлением детей в высшие и средние профессиональные учебные заведения.
Процесс переселения жителей в город из сельской местности вполне закономерен и объективен. Это показывает мировая практика. Подобные процессы происходили по всей Европе, Америке, а также в Азии. Деревни и села исчезают как вид поселения. На их место приходят одиночные фермерские хозяйства. В России эти закономерности были исследованы давно. В начале XX в. такую реформу проводил П.А. Столыпин, переселяя крестьян из сел и деревень на хутора и отруба.
В конце 50 - начале 60-х гг. XX в. под руководством Н.С. Хрущева проводилась известная кампания по ликвидации малоперспективных сел. В настоящее время эти процессы происходят стихийно, вызывая множество проблем в первую очередь социального плана. Сельское население разделилось на две части - оставшихся и уезжающих на постоянное место жительства или на заработки. Люмпенизация одних и миграция других выступают как закономерное следствие исчезновения деревни как вида поселения.
Другой составляющей процесса увеличения городского населения является приток иностранных граждан в основном из Китая, Кореи, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Эти миграции носят сезонный характер и относятся к трудовым. В теории и практике данный вид миграций для региона прибытия традиционно считают негативным. Мигранты, приезжая на место, занимают свободные ниши, усугубляя и
без того проблемную ситуацию с трудоустройством. Во-вторых, большую часть своего заработка они отправляют на родину. В-третьих, присутствие мигрантов из других государств на территории республики часто вызывает недовольство населения. Здесь начинает работать механизм противопоставления «мы - они». Мигранты успешно конкурируют с местными жителями в бизнесе, на рынке наемной рабочей силы. Местные жители часто считают, что мигранты покушаются на самое святое - родную землю, родину. Используя патриотические мотивы, местное население пытается легитимизировать собственный статус и поставить мигрантов за рамками правового поля. Это демонстрируется в организации, условиях и оплате труда иностранных граждан.
Несмотря на всю «негативность» данного вида миграций, нельзя отрицать их объективность и закономерность. Мигранты занимают незанятые ниши - они приезжают в поисках работы. Их не пугает низкая заработная плата, труд характеризуется высокой производительностью, рабочий день не ограничивается трудовым кодексом. Казалось бы, власти и общество имеют хорошее представление о ситуации с мигрантами. Но реальная картина (численность мигрантов, сфера общения, их местопребывание) не представлена полностью, не говоря уже о регулировании данных процессов.
Как отмечает А. Молчанов, соответствующими органами власти прилагаются немалые усилия по регулированию и упорядочению миграционных процессов, профилактике межнациональной напряженности, единого концептуального подхода в данной области не выработано. Даже в рамках одного органа власти вопросами внешней миграции и межнациональных отношений занимаются обычно разные подразделения, а кое-где работа в области межэтнических отношений возложена на консультативные общественные советы [7, с.13].
Мигранты не стремятся перенимать городской образ жизни, слабо инкорпорируются в городскую среду, практически напрямую переносят тот хозяйственно-бытовой и культурный уклад, которым они жили ранее.
Эти процессы несут целый ряд неоднозначных последствий. Это и затруднения в энергетической, дорожной отраслях, проблемы бытового обслуживания города, увеличение числа самовольных жилых застроек, рост уличной преступности, снижение общего уровня культуры повседневного общения населения. Данные яв-
ления носят не только количественный, но и качественный характер.
С 1995 г. началось стабильное сокращение численности населения. Если в 1995 г. в республике проживало 1052,8 тыс. человек, в 2010 г. численность населения упала до 963,5 тыс. человек [6, с. 1-3]. За 15 лет убыло около 90 тыс. человек, причем в большинстве своем это население трудоспособного возраста, активные творческие люди не желающие мириться с ситуацией. Если миграционное движение будет сохранять прежние темпы и тенденции, то в скором времени наш регион может пострадать в плане интеллектуальных ресурсов.
Межрегиональная миграция оказывает значительное влияние на изменение численности населения республики. Сальдо миграции населения республики с регионами России было положительным только до 1990 г. Отток населения с 1990 по 2009 г. в основном происходил в Сибирский федеральный округ - 22,4 тыс. человек; в Центральный - 18,4; в Южный - 7,9 и Приволжский - 7,2. Среди регионов России, откуда прибывают и куда выбывают мигранты, лидируют Иркутская область и Забайкальский край.
За период с 1990 по 2009 г. отток в Иркутскую область составил 11,7 тыс. человек, что составляет 52 % оттока населения в Сибирский федеральный округ. Регионом-донором для нашей республики в последние четыре года являлся Забайкальский край [5, с. 2]. Соседние регионы выступают как более близкие и привлекательные для проживания, чем Бурятия. Переезд туда, по сути, не является полным отрывом от малой родины, тесные связи продолжают сохраняться, и одновременно качественно меняются условия проживания. Так, доля прибывших из Иркутской области и Забайкальского края составляла чуть более половины всех прибывших в республику извне, доля убывших - от 43 % (2004 г.) до 36,8 % (2009 г.).
Более половины мигрантов на межрегиональном уровне составляет население в возрасте от 20 до 39 лет. В 2008 и 2009 гг. эта цифра составила 59% и 60 % среди прибывших и 53 % и 55 % среди убывших соответственно. Что касается населения трудоспособного возраста, то оно составляет преобладающую часть среди мигрантов - около 80 % среди прибывших и убывших. Национальный состав мигрантов характеризуется абсолютным лидерством русского населения (доля прибывших составила 57,3% от общего числа прибывших и выбывших - 63,6% от общего числа выбывших). Доля бурятского населения среди мигрантов также значительна.
В 2007 г. среди прибывших она составила 27,4%, среди выбывших - 17,1% [6, с. 32]. Представители всех этнических групп активно участвуют в миграционных процессах пропорционально доле своего присутствия в структуре населения региона. Это характерно и для титульного для региона этноса, представители которого также стремятся покинуть родину в поисках лучшего места жительства.
Так, по данным социологического опроса более половины выпускников четырех государственных вузов республики (51% опрошенных) намерены покинуть республику после окончания обучения, причем наибольшее число наблюдается среди выпускников ВСГТУ. В качестве причин выезда указываются слабое социально-экономическое развитие республики (указало 34% опрошенных), низкая заработная плата (25%), отсутствие вакантных мест по специальностям (21%) и т.д. [1, с. 177-178].
Местные вузы готовы принять гораздо больше выпускников школ республики, однако количество бюджетных мест ограничено. В этих условиях абитуриенты выезжают в мегаполисы, где есть больше возможностей поступить на бюджетное обучение.
Таков краткий количественный замер миграционных потоков. Несмотря на всю свою очевидность, он зачастую не дает представления о качественной стороне миграций - мотивы перемены места жительства, механизмы распространения информации в среде мигрантов и потенциальных мигрантов, адаптация к новым условиям проживания и т.д.
По данным Бурятстата, опубликованным в 2010 г., причинами, вызывающими необходимость смены места жительства, являются обстоятельства личного и семейного характера, возврат к прежнему месту жительства и ситуация, связанная с работой и учебой. В 2009 г. из республики по семейным обстоятельствам выехало 47 % всех мигрантов, в связи с поиском новой работы - 19 %, возвратом к прежнему месту жительства - 15 % и в связи с учебой - 12 % [5, с.1-2].
Для более объективного освещения ситуации приведем несколько примеров.
Выпускница юридического факультета одного из государственных вузов Иркутска после окончания обучения вернулась на родину в Бурятию для трудоустройства. По ее словам, Бурятию ожидал скачок в развитии, и ей хотелось принять активное участие в процессе. Девушка, имея диплом с отличием, не смогла устроиться ни в государственную, ни негосударственную
структуру, - везде требовался опыт работы. Разослав свое резюме по иногородним учреждениям, она получила приглашение на работу юристом в администрацию г. Иркутска.
Молодая семья переехала на обучение в аспирантуру одного из вузов г. Москвы. После окончания аспирантуры была возможность остаться в Москве. Однако неудовлетворенность главы семьи условиями проживания и столичным образом жизни сыграли решающую роль в их возвращении на родину. Вернувшись на родину, они сумели получить достойное место работы и открыть свой бизнес. Они не просто вернулись, в их лице республика вновь обрела высоких профессионалов.
Молодой человек по окончании обучения в вузе по специальности «менеджмент» некоторое время работал в сфере жилищно-коммунального хозяйства г.Улан-Удэ. Неудовлетворенность размером заработной платы, стремление к более высокому уровню культурно-досуговой жизни, повседневного общения, наличие дальних родственников и друзей в конечном итоге повлияли на его переезд в Санкт-Петербург.
Каждый из приведенных примеров уникален, но их объединяет вот что. В первую очередь, их участники являются мигрантами трудоспособного возраста, занимающими активную жизненную позицию. Как отмечает П.А.Чукреев: «Без повышения качества рабочих мест республику будут продолжать покидать специалисты, поскольку цель выезда для их значительной части не сводится только к поиску высокооплачиваемой работы, хотя данный фактор является определяющим, а в крупных экономических центрах страны специалисты из Бурятии стремятся реализовать свои профессиональные амбиции» [12, с. 301]. Таким образом, в последние годы появилась новая доминирующая тенденция - мигранты выбирают не конкретное место работы, а в первую очередь город для проживания.
Сложившаяся демографическая ситуация становится серьезным фактором, препятствующим позитивной динамике развития региона. Для решения данных проблем необходимо в кратчайшие сроки предпринять ряд мер. Основное место в регулировании миграционных процессов продолжает занимать государство. В 2002 г. в Бурятии была принята Концепция демографического развития, главной целью которой являлась стабилизация численности населения, преодоление тенденций демографического спада, создание условий для последующего роста населения [8, с. 2].
К первостепенным мерам также следует отнести создание благоприятного информационного фона. В настоящее время необходимо внедрение идеологической составляющей в информационное пространство республики через сотрудничество с СМИ, содействие росту гражданского патриотизма, популяризация региона среди местного населения. Необходимо менять моноцентризм развития страны и пропагандировать регион как уникальную полиэтническую и мультикультурную зону с высокой степенью толерантности.
Существует острая необходимость в изменении пассивного отношения к мигрантам из других стран. В лучшем случае власти и СМИ констатируют данные количественных замеров. Необходимо заняться регулированием миграционного движения. Граждане других государств будут продолжать мигрировать на заработки в Бурятию, поскольку местное население не стремится или не способно занять эти ниши. В этом случае необходимо повышать образовательный и культурный уровень мигрантов и местных жителей для регулирования производственных отношений. Необходимо не только пассивно созерцать прибывание мигрантов, но и приобщать их к местному социально-культурному укладу. Мигранты из других регионов и стран являлись бы не только трансляторами наличной денежной массы из региона, но и распространяли бы информацию о национально-культурной и социальной специфике региона.
Вышеописанные действия стратегического характера имеют значительный временной период, т.е. результат их реализации скажется не сразу и не будет столь явным.
Не менее важным является решение следующих вопросов. Одной из основных проблем при устройстве на место жительства в республике и в Улан-Удэ является поиск жилья. Это показывают многочисленные социологические опросы. Одним из выходов может стать строительство общежития для молодых специалистов, аспирантов, студентов, рабочих (в перспективе -расширение общежития до статуса молодежного кампуса с собственной социально-бытовой и культурно-досуговой инфраструктурой). Строительство такого рода кампусов, финансируемое за счет республиканского и муниципального бюджетов, во-первых, позволило бы разрешить проблему обеспечения жильем молодежи. Во-вторых, приобщение молодежи к досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности способствовало бы организации культурного досуга и снижению уровня таких проблем, как алкого-
лизм, табакокурение, преступность. В-третьих, молодежный кампус приобщал бы мигрантов к городскому образу жизни, качественно изменяя культуру повседневного общения. В-четвертых, молодежный кампус может стать экспериментальной площадкой не только в плане жилищнокультурной и досуговой деятельности, но и в плане развития молодежных инициатив.
В развитии кадрового потенциала республики наблюдается следующее. Существует кадровый голод при наличии большого числа безработных, т.е трудно устроиться на работу, но в то же время не хватает квалифицированных, творческих, активных специалистов. В качестве одного из путей решения может быть целевая подготовка и переподготовка специалистов, возможно, путем увеличения бюджетных мест в высшие учебные заведения за счет республиканского и муниципального заказов.
Культурно-досуговая и спортивно-оздоровительная виды деятельности в республике находятся в удручающем состоянии. К сожалению, действующие учреждения не справляются со своими обязанностями. Мировая практика показывает, что немалую часть своих доходов население тратит именно на организацию досуга и отдыха. Необходимо не только простое увеличение числа учреждений, расширение сферы (ассортимента) культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности в целом по республике. Выходом из положения являлась бы передача подобных учреждений высшим учебным заведениям соответственно профилю. Это помогло бы частично или полностью решить целый ряд проблем - обслуживание, финансирование, кадровое обеспечение, трудоустройство, наполняемость. Проблема заключается не столько в количественной характеристике данной сферы, сколько в качественном управлении.
Таблица 1
Данные по миграции
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008** 2009** 2010**
Прибывшие
Всего 17847 17347 18103 19414 18880 23453 25478 23555 (27499) 21366 (29520) 20151 (31541)
Внутри республики 11757 11677 12085 13679 13766 17133 18386 16479 (19955) 14657 (21524) 13549 (23093)
Извне 6090 5670 6018 5735 5114 6320 7092 7076 (7544) 6709 (7996) 6602 (8448)
Выбывшие
Всего 22576 21656 21639 23066 23159 27006 28229 26128 (29950) 22879 (31671) 23386 (33392)
Внутри республики 11757 11677 12085 13679 13766 17133 18386 16479 (19955) 14657 (21524) 13549 (23093)
За пределы республики 10819 9979 9554 9387 9393 9873 9843 9649 (9995) 8222 (10147) 9837 (10299)
Внешнее миграционное сальдо -4729 -4309 -3536 -3652 -4279 -3553 -2751 - 2573 (-2451) -1513 (-2151) -3235 (-1851)
Доля прибывших из соседних регионов * 53% 3242 57% 3222 55% 3302 55% 3178 56% 2886 55% 3479 53% 3792 53,8% 3806 57,5% 3857
Доля выбывших в соседние регионы * 42% 4531 40% 3989 41% 3896 43% 4063 44% 4132 40% 3941 38% 3765 39,5% 3809 36,8% 3026
* Иркутская и Читинская области.
** В скобках приведены данные, высчитанные авторами в 2009 г. на основе темпов прироста показателей 2004-2007 гг.
Для стабилизации миграционных процессов и снижения миграционной убыли населения необходимо привлекать жителей соседних регионов. Если разница в развитии с регионами Центральной России, особенно такими, как Москва и Санкт-Петербург, практически не устранима даже в далеком будущем, то по отношению к сибирским и дальневосточным регионам воз-
можность выравнивания показателей развития вполне реальна.
Данные мероприятия будут способствовать изменению моноцентрической модели развития России. Миграция активного творческого населения не является целью, а лишь средством достижения высокого, качественно нового, уровня развития региона.
Таким образом, подвижность населения является характерной чертой развития мировой цивилизации в последние 100 лет. Миграция является одной из разновидностей движения населения. К другим относятся естественное (рождаемость, смертность) и социальное движения. Последнее подразумевает изменение социального статуса, продвижение в общественной структуре как вертикально, так и горизонтально. Часто это движение либо невозможно осуществить, либо оно чрезвычайно затруднено. Эта черта характерна для современного развития республики. Население не имеет возможности улучшить свое положение, повысить уровень доходов, совершить карьерное продвижение в силу определенных обстоятельств. В этом случае миграционное движение дает возможность совершить это путем перемещения в район, где границы между различными группами населения более проницаемы. Люди меняют место жительства в первую очередь по причине того, что в предполагаемом регионе пребывания есть более широкие возможности для реализации.
Приведенные нами данные демонстрируют быструю реакцию населения на изменения рынка занятости, рост безработицы, изменение курса национальной валюты. Немаловажным фактором являются мотивы поведения населения, в первую очередь мигрантов. Так, не последнюю роль в качестве решающего фактора в принятии решения о переезде играет обострившийся в последнее время национальный вопрос. Анализ мотивации демографического поведения жителей республики и мигрантов, прибывших в нее, будет являться предметом нашего будущего исследования.
Литература
1. Антонова Н.С. Особенности мотивации миграционного поведения студенческой молодежи Бурятии // Международный опыт и региональные особенности социальной работы в современном трансформирующемся обществе. -Ч.1. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. - С.177-178.
2. Бутуева З.А. Факторы, влияющие на демографическое постарение населения в Республике Бурятия // Социальная среда - потенциал конкурентоспособности развития регионов: материалы всерос. науч.-практ. конф. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 80-85.
3. Бутуева З.А. Постарение населения Республики Бурятия: история вопроса и современная ситуация // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 5 Психология, социальная работа. - 2011. - С.260-265.
4. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - 131 с.
5. Миграции в Бурятии [Электронный ресурс]. Опубликовано 24.05.2010. Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ. - URL: http://www.ulan-ude-eg .ru/news/for
6. Миграции населения Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2008.
7. Молчанов А. Знакомьтесь: мигранты // Свободная мысль. - 2011. - № 1. - С.11-16.
8. О концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 г. / Постановление Правительства РБ от 29.04.2002 №129 // Бурятия. - 2002. - № 81.
9. О миграционной ситуации в Республике Бурятия в 2007 году // Буряад Унэн. - 2008. - №58.
10. Статистический ежегодник: ст. сб. / Бурятстат. -Улан-Удэ, 2009. - 351 с.
11. Миграция населения Республики Бурятия: сборник №02-03-02. - Улан-Удэ, 2009. - 49 с.
12. Чукреев П.А. Демографическая ситуация и социальная работа органов власти Республики Бурятия по ее оптимизации / П.А.Чукреев // Вестник Бурят. госуниверси-тета. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та. - 2009. - Вып. 5. - С. 300-305.
13. Козулин А.В. Основные тенденции регулирования миграционных процессов в Бурятии на современном этапе // Реализация молодежной политики на муниципальном уровне: материалы всерос. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 1б-17 сентября 2009 г.). - Улан-Удэ: Бэлиг, 2009. -С.163-174.
Бутуева Зинаида Арсентьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected], [email protected]
Козулин Андрей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Butueva Zinaida Arsentevna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of the theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected], [email protected]
Kozulin Andrey Vladimirovich, candidate of historical sciences, associate professor, department of history of Buryatia, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a