УДК 574 (571.5):1 UDC 574 (571.5):1
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В НОВЫХ MIGRATION OF POPULATION IN NEW
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS ( ON THE
УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ EXAMPLE OF REPUBLIC BURYATIA)
БУРЯТИЯ)
Петонов Владимир Константинович Petonov Vladimir Konstantinovich
аспирант post-graduate student
Институт монголоведения, буддологии и Institute of Mongolism, Buddhology and Tibetology
тибетологии СО РАН, Россия of SO RAS, Russia
В статье рассматривается проблема миграции Migration problem of population of the republic
населения Республики Бурятия в период Buryatia in the period of cardinal changes in the
кардинальных изменений в стране. Анализируются country is considered in the article. Main factors and основные факторы и причины миграций в регионе causes of migration in the region in this period are в этот период. Отдельное внимание уделяется analyzed. Special attention is paid to ethnic migration
этнической миграции и деятельности and activity of governmental structures on regulation
государственных структур по регулированию of migratory streams.
миграционных потоков.
Ключевые слова: РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ, Key words: REPUBLIC OF BURYATIA,
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, САЛЬДО MIGRATION PROCESSES, BALANCE
МИГРАЦИИ, ЭТНИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ, OF MIGRATION, ETHNIC MIGRATION,
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. DEMOGRAPHIC POLICY.
Среди многочисленных проблем, порожденных системным кризисом нашего общества в 1990-е годы, для Сибири и Дальнего Востока особо выделяется проблема отрицательной миграции населения. Совокупность негативных социально-экономических и социальнополитических явлений привела к трансформации миграционных процессов, как по всей стране, так и в пределах Республики Бурятия. Процессы территориального перемещения населения становятся непредсказуемыми и слабоуправляемыми, в то время как миграции советского периода были относительно регулируемы и прогнозируемы. Сокращение доходов, утрата льгот по предоставлению жилья, значительный рост тарифов на товары и услуги привели к оттоку населения из районов на востоке и северо-востоке страны, заселение и развитие которых имеет для нее стратегическую значимость. В связи с этим колоссальное значение в рассматриваемый и в настоящий периоды
имеет деятельность государственных органов по регулированию миграций. http://ej.kubagro.ru/2007/10/pdf/4.pdf
Процесс индустриализации и урбанизации, начатый Советским государством, явился основной исторической предпосылкой миграции населения Республики Бурятия в 1980-е годы. Плановый характер экономики стал определяющим фактором специфичности советской модели урбанизации. Развитие миграционной динамики во многом обусловлено сильным влиянием центральной власти. Одной из главных причин интенсивных территориальных перемещений населения в Бурятии в 1980-е годы практически из всех регионов страны стало строительство БАМа. Советская власть в это время стимулировала миграционные потоки в этот регион, создавая необходимые условия для этого: системы льгот, наличие вакантных мест, высокая миграционная емкость городских и сельских поселений в зоне строительства БАМа, повышение размеров заработной платы через районные коэффициенты, надбавки за работу в экстремальных условиях, возможность приобретения недвижимости и других материальных благ. В 1980 г. по уровню среднемесячной заработной платы среди всех экономических регионов РФ Восточная Сибирь занимала второе место после Дальнего Востока. Более 67 % всех мигрантов составляли выходцы из союзных республик, около 30 % прибывших - это выходцы из соседних регионов (Иркутская, Читинская и Амурская области). В целом к 1980 г. население БАМа на 48,2 % было сформировано за счет переселенцев из Сибири и на 40,2 % из европейской части страны [4, с. 108].
1990-е годы - это поворотный момент в истории нашей страны,
поскольку изменилась политическая, социально-экономическая ситуация.
Столь радикальные изменения не могли не сказаться на миграционной
ситуации, как в масштабах всей страны, так и в рамках конкретного
региона - Республики Бурятия. В этот период возникли принципиально
новые тенденции в характере и структуре территориальных перемещений. http://ej.kubagro.rU/2007/10/pdf/4.pdf
Так, ухудшение социально-экономического положения в республике привело к массовому оттоку населения в другие регионы России, за пределы страны. Вполне закономерным явлением становится резкое сокращение миграционного притока в города Бурятии. Причинами этому, прежде всего, послужили: распад СССР в 1991 г. и вызванная этим суверенизация республик, а также свертывание производства, рост безработицы, резкое падение уровня жизни и другие негативные процессы постперестроечного периода. Особенностью этого периода является то, что широкое распространение получили вынужденные переселения, появились беженцы. Миграционная динамика приобрела замкнутый характер, сократилось число направлений с интенсивными связями, резко возросли спонтанные перемещения населения. Эти события значительным образом повлияли на увеличение оттока городского населения республики в западные районы страны, прежде всего, в Иркутскую область, в Москву и Московскую область, Центральный, Западно-Сибирский регионы. По данным Госкомстата РБ, в 1989-2001 гг. из республики выбыли 409,3 тыс. человек. Таким образом, республика потеряла 3,1 % населения по сравнению с 1989 г. [5, с. 4]
Подобное развитие миграционной динамики в республике привело к отрицательным социально-экономическим и демографическим
последствиям, т.к. уезжали в основном квалифицированные специалисты и молодежь, т.е. наиболее трудоспособная, активная часть общества.
В 1990 г. за пределы республики в другие регионы России выбыло
179,8 тыс. человек, при этом только Восточно-Сибирский регион
обеспечивал республике положительное миграционное сальдо - на 8,6 тыс.
выбывших приходилось 9,1 тыс. прибывших человек. В обмене
населением с другими регионами республика имела отрицательное сальдо
миграции. Наибольшие потери республика несла в обмене населением с http://ej.kubagro.rU/2007/10/pdf/4.pdf
Северо-Кавказским регионом, в этот год из этого региона в Бурятию прибыло 534 человека, а число выбывших составило более 1 тыс. человек [5, с. 5].
В начале 1990-х годов миграционный приток в города Бурятии резко сократился. Кроме того, в этот период наблюдалось перемещение населения из городских поселений в сельские, это было вызвано экономическими причинами - спадом производства и сокращением рабочих мест. В результате значение миграционного прироста городского населения стало отрицательным, абсолютные его размеры уменьшились в 2 раза. В совокупности со значительным снижением естественного прироста это привело к уменьшению численности населения таких городов, как Северобайкальск и Гусиноозерск. Положительное сальдо миграции сохранялось в г. Улан-Удэ. Однако в 1992-1993 гг. также отмечено сокращение механического прироста в 2,5 раза, в итоге в 1993 г. население города увеличилось лишь на 4,2 тыс. человек.
В начале 1990-х годов наблюдалась значительная ориентация миграционных потоков в центральные районы Бурятии и, особенно, в столицу. Вследствие этого внутренняя миграция приобрела несколько территориально замкнутый характер. При этом происходило постепенное сокращение оттока сельского населения. В целом за 1990-1993 гг. территориальные перемещения из села уменьшились в 1,5-2 раза. Однако индустриально развитые районы республики продолжали привлекать население. Миграционный приток происходил, прежде всего, из тех районов, в которых доминировало сельскохозяйственное производство.
Миграция оказывает существенное влияние на половозрастную
структуру населения. Наиболее высокой миграционной подвижностью
обладает население в трудоспособном возрасте, особенно молодежь. В
1995 г. на их долю приходилось более 70 % всех мигрантов, из них больше http://ej.kubagro.rU/2007/10/pdf/4.pdf
половины - молодежь в возрасте 16-29 лет. Прежде всего, это связанно с тем, что большинство мигрантов приезжают в города с целью трудоустройства. Важным источником пополнения городского населения Бурятии, особенно г. Улан-Удэ, является учебная миграция. Функции Улан-Удэ, как одного из крупных центров Восточной Сибири по подготовке кадров, обуславливают значительный приток молодежи (15-24 лет) не только из сельских районов республики, но и из других регионов страны. В последние годы заметна тенденция роста числа молодежи из сельской местности, поступающей в вузы и средние специальные учебные заведения города. Активно проводится политика квотирования мест в вузах для абитуриентов из сельской местности.
Что касается межобластной миграции, то здесь тенденция оттока населения Бурятии в другие регионы России сохранилась: за 1995-1996 гг. из городов республики выбыло 2897 человек. Традиционно наибольшие миграционные потери республика несет в обмене населением с Центральным, Западно-Сибирским, Уральским регионами.
По данным Госкомстата Республики Бурятия, в 1998 г. население республики сократилось на 4,5 тыс. человек. Основной причиной такого процесса явилась миграционная убыль на 4,8 тыс. человек, тогда как естественный прирост составил только 0,4 тыс. человек [5, с. 10].
В последние два года ХХ в. ситуация кардинально не менялась,
продолжала сохраняться центростремительная урбанистическая
направленность территориальных перемещений сельского населения в
города Бурятии. В целом за 1999 г. в результате миграции Республика
Бурятия потеряла 4,7 тыс. человек. В результате обмена населением с
другими регионами России республика стабильно демонстрирует
отрицательное сальдо миграции, наибольшие потери обеспечивают такие
регионы, как Центральный (-953 тыс. человек), Западно-Сибирский (-669 http://ej.kubagro.rU/2007/10/pdf/4.pdf
тыс. человек), Восточно-Сибирский (-1465 тыс. человек), в том числе Иркутская область (-1125 тыс. человек) [5, с. 10].
Не менее удручающая ситуация в 1999 г. наблюдалась во внутриреспубликанской миграции, практически все районы республики имели отрицательное миграционное сальдо. Наибольшие потери были в Северобайкальском (-492 чел.), Баргузинском (-403 чел.), Заиграевском (602 чел.) и Селенгинском (-573 чел.) районах [5, с. 11]. В Северобайкальском районе продолжается отток населения, обусловленный прекращением реализации проекта развития БАМа во 2-й пол. 1980-х годов. В 1990-е годы социально-экономические показатели в этом регионе только ухудшались, что приводило к установлению отрицательного миграционного баланса. Заиграевский и Селенгинский районы находятся в относительной близости от г. Улан-Удэ, что в определенной степени облегчает миграцию в столицу республики. Распространенным явлением в данном случае становится сезонная, маятниковая и эпизодическая миграция.
С конца 1998 г. формировался механизм экономического ограничения
легального переселения сельских жителей Бурятии в ее столицу.
Достаточно обратить внимание на диспаритет цен на жилье в г. Улан-Удэ
и в абсолютном большинстве районов республики. Зачастую, продажа
добротного дома или трехкомнатной квартиры в сельском населенном
пункте не обеспечивает приобретение однокомнатной квартиры в г. Улан-
Удэ. Другим обстоятельством, затрудняющим переезд на постоянное место
жительство в столицу республики, выступает сложная ситуация на рынке
труда. Следует отметить, что сегмент высокооплачиваемых рабочих мест
на рынке труда в г. Улан-Удэ весьма ограничен, и здесь существует
высокий уровень конкуренции. В массовом порядке предлагают
малооплачиваемые и социально не престижные вакансии. В то же время http://ei.kubagro.ru/2007/10/pdf/4.pdf
сложился устойчивый сектор теневой экономики, зачастую, построенный на криминальном производстве. Во многом не контролируемая и не регулируемая миграция сельских жителей закладывает социальные проблемы для города. В различных частях столицы Бурятии, в основном на ее окраинах, возникли целые улицы и поселки незаконно возведенного жилья. В настоящее время трудно определить перспективы разрешения данной конфликтной ситуации, но очевидно, что несколько тысяч, а может быть, десятков тысяч «неофициальных» улан-удэнцев образуют зону социального неблагополучия.
Бурятия по своим демографическим показателям занимает промежуточное положение между соседними областями (Иркутской и Читинской), давно испытывающими естественную убыль населения, и республиками Восточной Сибири, сохранившими небольшой естественный прирост, как правило, за счет высокой рождаемости титульного населения. По этой причине в республиках Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия и Алтай титульное население значительно моложе русского.
Ситуация в Бурятии отражает существующие этнические различия: естественную убыль, миграционный отток и старение русского населения и более благополучные демографические характеристики развития бурят. Численность русских, по итогам Всероссийской переписи 2002 г., снизилась и составила 67,8 % от общей численности населения Бурятии. Одновременно увеличилась доля бурятского населения с 24 % (1989 г.) до 27, 8 % (2002 г.) как за счет естественного, так и механического прироста. Общая численность национальных меньшинств также снизилась с 6 % до 4,4 %, в то же время выросла их полиэтничность. Если по переписи 1989 г. в республике проживало 128 национальностей, то по переписи 2002 г. -уже 142 [8].
http://ej.kubagro.ru/2007/10/pdf/4.pdf
Этническая миграция является неотъемлемой частью и важным элементом современных миграционных потоков и по многим параметрам занимает в них особое место. В Бурятии в конце 1990-х годов наблюдался отток русского и сохранялась постоянная тенденция оттока титульного населения. В национальном потоке мигрантов преобладали русские: в 2000 г. - 67 % в потоке прибывших, 71 % - в потоке выбывших, буряты -соответственно 25 % и 17 %. За пределы республики выезжают в основном русские, составляющие большинство населения: 70 %, по данным переписи населения 1989 г. (буряты - 24 %). Буряты более интенсивно перемещаются в пределах республики. Их доля в этом потоке составила в 2000 г. 44 %. В последние годы увеличился удельный вес среди мигрантов бурят: с 26 % в 1990 г. до 34 % в 2000 г. При этом снизилась доля всех других национальностей, в том числе русских [1, с. 23]. В целом по Бурятии отток русских начался в середине 1990-х гг. и характеризуется более высокими темпами и масштабами. Масштабы миграции титульной нации в это период менее существенны. Общее сальдо миграции бурят Республики Бурятии за 1994-1996 гг. сократилось в 1,5 раза. Более интенсивен процесс концентрации коренной национальности, то есть в общем притоке населения в республику значительная часть принадлежит мигрантам бурятской национальности. Буряты, как и русские, в 1990-е годы выезжали не из «своих» этнических республик [1, с. 23]. Особенностью миграции представителей титульной национальности является то, что буряты ориентированы, в большей мере, на локальные, чем на дальние миграции. Основные причины этого заключаются в том, что, во-первых, это типичная миграционная ситуация, когда миграция населения представителей титульной нации интенсивнее на близкие расстояния, во-вторых, сдерживанию миграционного потенциала
способствует резкое увеличение этнической интолерантности в этот период в целом по России.
О предпочтениях мест вселения по этническому признаку можно сделать следующий вывод. Для титульных народов России привлекательными для обустройства являются территории, входящие в группу «русских» или своей этнической принадлежности, чем регионы других титульных национальностей. Буряты предпочитают этнические территории других (не соседних) регионов, например: Центральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский, Поволжский экономические районы. Таким образом, во внутренней миграции осевой поток устойчиво направлен с севера и востока в центр и на юго-запад, то есть территория страны четко делится на две зоны - принимающую и отдающую. Республика Бурятия относится ко второй.
Среди русских мигрантов, выезжающих из республики, по данным Министерства труда и социального развития, наблюдается более ровная половозрастная структура, то есть соответствующая демографической структуре русского населения. Так, например, мигранты в возрасте 16-29 лет составляют в общей массе русских внешних мигрантов 40 %. Определенную долю составляют семьи кадровых военнослужащих, прошедших службу в Забайкальском военном округе, и специалисты, приехавшие на строительство БАМа и другие крупные стройки в 1970-е годы. Они мигрируют в основном из городов Улан-Удэ и Северобайкальска, а также из двух северных районов -Северобайкальского и Баунтовского.
Удельный вес выбывающей из Бурятии группы в возрасте 16-29 лет
среди бурятского населения составляет около 73 % от общего числа
мигрантов бурят и постепенно увеличивается, что значительно превышает
среднереспубликанские годовые показатели по этой возрастной группе, http://ej.kubagro.ru/2007/10/pdf/4.pdf
которые, начиная с 1994 г., выглядят достаточно стабильно - на уровне 45 %. Причем буряты уезжают преимущественно в центральные города РФ на учебу или работу.
Причины миграционных настроений русского населения вполне традиционны. В первую очередь, их определяют факторы социальноэкономического характера: низкий уровень заработной платы, высокий уровень бедности и безработицы. Внутриреспубликанский рынок труда предлагает низкооплачиваемые вакансии и социально не престижные рабочие места для молодых специалистов.
В период экономических преобразований рост населения стал одним из индикаторов социально-экономической привлекательности региона. Выбор мигрантов более тесно коррелирует с такими критериями, как уровень дохода, стоимость потребительской корзины, состояние рынка труда, качество социальной среды и, не в последнюю очередь, определяется возрастом и уровнем образования потенциального мигранта. За время между двумя переписями населения произошли изменения в численном составе городских и сельских жителей. В столице республики Улан-Удэ уменьшилась численность русских от общего числа населения (1989 г. - 72, 7 %, 2002 г. - 67 %) и увеличилось число бурят (1989 г. -21, 1 %, 2002 г. - 28, 9 %) (таблица 1).
Таблица 1 - Соотношение городского и сельского населения
Бурятии, %
Национальность Удельный вес сельских Удельный вес
граждан городского населения
в общем составе в общем составе
населения РБ населения РБ
1989 г. 2002 г. 1989 г. 2002 г.
Русские 23, 7 24, 7 46, 2 43, 1
Буряты 13, 3 14, 3 10, 7 13, 5
Источник: Численность и размещение населения. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т.1. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. С. 222.
Бурятское население моложе по возрастным показателям, чем русское. Доля лиц моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте у русских меньше, чем у бурят. А пожилых людей среди русских, наоборот, больше. Таким образом, потенциал трудовых ресурсов у бурятского населения значительно выше, чем у русского (таблица 2).
Таблица 2 - Потенциал трудовых ресурсов Республики Бурятия
среди основных контактирующих этнических групп (2002 г.), %
Национальность Удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста Удельный вес лиц трудоспособного возраста Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста
Русские 22, 2 61, 5 16, 3
Буряты 26, 2 62, 4 11, 5
Источник: Занятия населения. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года.
Т. 9. М.: ИИЦ «Статистика России», 2005. С. 304.
Общеизвестно, что оптимизация миграционных процессов в регионе возможна при комплексной миграционной политике, направленной на закрепление лиц молодых трудоспособных возрастов и привлечение в регион потенциальных мигрантов. В принятой Правительством РБ в 2002 г. Концепции демографического развития Республики Бурятия [6] решение миграционных проблем является одной из приоритетных задач, стоящих
перед республиканской властью. Меры по реализации Концепции являются частью демографической политики Российской Федерации. В целом Концепция демографического развития Республики Бурятия представляет собой систему определений целей, задач и приоритетов государственного воздействия на демографическое развитие, в ней сформулированы основные направления государственной политики Республики Бурятия в области народонаселения до 2010 г. В рамках реализации Концепции демографического развития Республики Бурятия выделен самостоятельный раздел «Стабилизация миграционных процессов». Основной целью мероприятий по данному разделу является снижение уровня миграционной убыли. В соответствии с поставленной целью формулируются задачи:
- оптимизация миграционных связей Республики Бурятия с другими регионами Российской Федерации и зарубежными странами;
- создание условий самореализации молодежи;
- регулирование внутриреспубликанской миграции путем достижения соответствия объемов, состава и направлений интересам социальноэкономического развития Республики Бурятия;
- создание условий для миграционного притока в Республику Бурятия с целью возмещения естественной убыли и удовлетворения потребностей рынка труда.
Отдельно отмечается в Концепции повышенное значение
деятельности по закреплению населения, особенно молодежи, внутри
Республики Бурятии. Для решения этой задачи необходимо создание
условий для самореализации потенциальных групп мигрантов в
республике, соответственно, необходимо осуществление мероприятий по
совершенствованию структуры занятости населения, увеличению уровня
доходов, отвечающих ожиданиям населения. http://ei.kubagro.ru/2007/10/pdf/4.pdf
Результаты реализации Концепции за 2003-2004 гг. условно можно разделить на два блока. Первый блок мероприятий направлен на теоретическое изучение миграционных процессов. В рамках этого были проведены социологические исследования по изучению социальнодемографических процессов в РБ, в частности, осуществлена подготовка и проведено комплексное социологическое исследование по теме «Современные миграционные процессы, факторы их деформации в Республике Бурятия» на социальном массиве Бичурского, Джидинского, Северо-Байкальского, Селенгинского, Заиграевского, Тарбагатайского районов. Проводится регулярный мониторинг миграционных процессов в Республике Бурятия. В большинстве муниципальных образований республики (19 из 23) организована система оперативного учета выбытия населения [2].
Второй блок - практического направления, в рамках которого решаются задачи сокращения миграционной убыли населения и привлечения мигрантов в республику. Здесь основными направлениями деятельности республиканской власти являются разработка и реализация комплексных мер, направленных на совершенствование структуры занятости населения и увеличение уровня доходов. В рамках этого направления идет исполнение: Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия, Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 20052007 гг., Плана мероприятий по снижению уровня бедности населения Республики Бурятия на период до 2007 года [2].
Отдельно разработаны мероприятия, призванные сократить
миграцию молодых специалистов и молодежи вообще. Так, реализуется
республиканская целевая программа «Обеспечение жильем молодых
специалистов», происходит поддержка молодых специалистов в рамках http://ei.kubagro.ru/2007/10/pdf/4.pdf
отраслевой программы «Кадры», подготовлены предложения,
законодательные инициативы в области занятости молодежи, трудового
обучения, профориентации, трудоустройства молодежи на временные,
сезонные, общественные работы. В целях профилактики безработицы и
информирования населения и работодателей о положении на рынке труда
республики регулярно проводят ярмарки вакансий учебных и рабочих
мест. Для привлечения мигрантов в республику предпринимаются меры
для социально-экономической и психологической адаптации мигрантов,
помощи в трудоустройстве и размещении мигрантов. Так, при содействии
Территориального органа Минфедерации РФ (правопреемник Управления
по делам миграции МВД РБ) в Республике Бурятия создана и действует
Региональная общественная организация вынужденных переселенцев и
беженцев, подписано Соглашение о сотрудничестве и разработан план
совместных действий [2]. Таким образом, деятельность Правительства РБ
по реализации мероприятий Концепции демографического развития
Республики Бурятия имеет определенные позитивные результаты в
решении проблемы миграционной убыли населения. Однако для того,
чтобы изменить современную миграционную ситуацию в республике,
необходима планомерная реализация комплекса мероприятий, отмеченных
в Концепции. К сожалению, в связи с сокращением финансирования,
многие конструктивные предложения в регулировании миграционных
процессов остались нереализованными. Подобная картина наблюдается не
только в нашей республике, но и в целом по России и в других субъектах
Федерации. Концепция миграционной политики, разработанная
Министерством по делам федерации, национальной и миграционной
политики совместно с другими ведомствами (Минтрудом, Минэкономики,
МВД, ФПС), рассчитанная на 2002-2010 гг., была принята в конце 2002 г.
В Концепции определена цель миграционной политики РФ - обеспечение http://ei.kubagro.ru/2007/10/pdf/4.pdf
устойчивого социально-экономического развития, принципов
национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества
[3].
Таким образом, в 1990-е годы произошла кардинальная смена общего вектора миграционной динамики населения Республики Бурятия по сравнению с советским временем. Миграции этого периода имеют четкую социально-экономическую детерминированность. В отличие от других регионов в самой Бурятии в меньшей степени актуальны такие факторы, влияющие на решение людей мигрировать сюда или отсюда, как национализм, этническая интолерантность, шовинизм и т.д. В то же время эти явления продолжают иметь чрезвычайную социальную остроту в других регионах страны.
В деятельности Правительства РБ по реализации мероприятий Концепции демографического развития Республики Бурятия наметились определенные позитивные результаты в решении проблемы миграционной убыли населения. Разработанные нормативно-правовые акты государственных органов Республики Бурятия не идут в разрез федеральными программами миграционной политики, но в полной мере дополняют их, учитывая региональную специфику. Однако чтобы изменить современную миграционную ситуацию в республике, необходима планомерная реализация комплекса мероприятий, отмеченных в Концепции.
В целом, стабилизация ситуации и закрепление населения в
республике возможны только при условии устойчивого повышения уровня
социально-экономического развития Бурятии. http://ei.kubagro.ru/2007/10/pdf/4.pdf
Список литературы
1. Борзунова, Т.Н. Республики России: этническая миграция и ее последствия / Т.Н. Борзунова, Л.В. Макарова, Г.Ф. Морозова. - М., 1997. 60 с.
2. Информация о выполнении мероприятий Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года за 2003 год / Информационный центр Правительства РБ // www.gov.buryatia.ru.
3. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Русский архипелаг. - 2002. - № 2. - С. 8.
4. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития. -Улан-Удэ, 1995. - 120 с.
5. Миграция населения в Республике Бурятия в 1999 г. (стат. сб. № 04-3). - Улан-Удэ, 2000. - 15 с.
6. Постановление Правительства РБ от 29.04.2002 № 129 «Концепция
демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года».
7. Национальный состав постоянного населения РБ (итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.) // Аналитическая записка N 02 - 03 - 18. - Улан-Удэ, 2005. - С. 17.
8. Национальный состав постоянного населения Республики Бурятия (итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.). - Улан-Удэ, 2004. - Ч. 1. - С. 7-14.
9. Численность и размещение населения // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т.1. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. - С. 222.
10. Занятия населения // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 9. -М.: ИИЦ «Статистика России», 2005. - С. 304.