Научная статья на тему 'Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте'

Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6000
815
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Дараган Роман Валерьевич

В данной статье рассматриваются психологические особенности подростков, влияющих на межличностное общение. Рассмотрены психологические факторы межличностных конфликтов в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте»

SCIENCE TIME

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Рогова Евгения Евгеньевна, Дараган Роман Валерьевич, Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону

E-mail: evgrogova@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические особенности подростков, влияющих на межличностное общение. Рассмотрены психологические факторы межличностных конфликтов в подростковом возрасте. •

Ключевые слова: общение, самоутверждение, межличностные конфликты.

Подростковый возраст - это один из самых существенных периодов в индивидуальном развитии человека. Подростковый период С. Холл называл периодом «бури и натиска». По его мнению, подростковый возраст характерен двойственностью и парадоксальностью. В этом возрасте имеют место большое количество стрессов и конфликтов, в нем значительную роль играют нестабильность, энтузиазм и смятение.

Подростковый возраст является наиболее важным периодом, так как в это время складываются основы нравственности. В этом возрасте формируются социальные представления о сложных явлениях и феноменах, социальные директивы, отношение к себе, к людям, к обществу. У подростков становятся стабильными основные черты характера и существенные формы межличностного поведения, создаются главные мотивационные линии этого возраста -самопознание, самовыражение, самоутверждение.

К наиболее важным новообразованиям этого возраста можно отнести становление нового уровня самосознания, изменение образа Я, Я-концепции. Развивается рефлексия, с помощью которой подростки стремятся понять себя, свои возможности, особенности, свою личную ответственность за совершенные действия; оценить свои поступки и поступки других людей; понять, что их объединяет, и чем они отличаются от других людей, что их делает уникальными. Сопоставления с другими людьми предопределяют неустойчивость самооценки. Усиленное формирование самосознания подростка характеризуется усилением

647

о

Щ SCIENCE TIME Щ

социальной ответственности, ответственности за общественное дело. В рамках вышеизложенного определяются ведущие потребности детей этого возраста, которыми являются самоутверждение и общение со сверстниками.

Д.Б. Эльконин находит общение со сверстниками ведущей деятельностью. Согласно другой версии, которую выдвинул Д.И. Фельдштейн, предполагает в качестве ведущей деятельности просоциальную активность, то есть потребность ребенка занять определенное место в обществе и оценить самого себя в системе «я - общество».

Вторая ведущая потребность подростков - самоутверждение.

Самоутверждение проявляется в стремлении утвердить свое Я в системе более общих связей и отношений общества. Самоутверждение, по мнению Д.И. Фельдштейна, неразрывно связано с процессом социализации-индивидуализации. В подростковом возрасте этот этап определяется наиболее выраженной реальной индивидуализацией, которая проявляется в структурируемой самодетерминации, самоуправлении растущего человека, при ярко выраженной тенденции субъекта к индивидуальному проявлению на социально значимом уровне [5].

С социализацией непосредственно связана проблема общности подростков и их подчинение групповым нормам и правилам. Подростков рассматривают как особенную социально-психологическую группу со своими нормами, установками, ценностями, со своей субкультурой. Чувство принадлежности к какой-либо группе имеет немаловажную роль для формирования личности подростка. Нормы и ценности группы интериоризируются подростком. Они становятся как бы его собственными. Теми, которые влияют на нравственное развитие. Существующее расхождение между нормами группы подростков и нормами взрослых выражает одну из важнейших потребностей подростка - в самостоятельности, в личной автономии.

Подростковый возраст характеризуется появлением в самосознании так называемого «чувства взрослости». Это проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Одним из способов проявления чувства взрослости является нигилизм, протест и неподчинение, негативизм к требованиям взрослого. С помощью этих средств подросток старается добиться равного положения по отношению ко взрослым, стремится выскользнуть из-под их опеки. В силу этих факторов (отношения со взрослыми) и практически полной подчиненности нормам группы, в подростковом возрасте существует опасность возникновения различных форм девиантного и противоправного поведения [4].

Личность формируется под влиянием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность. Движущей силой развития являются противоречия, к которым непосредственно относятся конфликты. Удачно разрешенное противоречие (конфликт) приводит к очередному скачку (или

648

о

Щ SCIENCE TIME Щ

плавному развитию) личности.

Колоссальное воздействие на формирование личности оказывает общение. По мнению Я. Л. Коломинского, общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Оно опосредует связь отдельного человека с обществом, являясь одним из путей усвоения социального опыта. В детстве межличностное общение стимулирует психическое развитие и облегчает социальную приспособляемость индивида. Именно в общении, и, главным образом в непосредственном общении со значимыми людьми (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.), происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

В подростковом возрасте на развитие личности оказывают воздействие групповые и общественно сформированные нормы и правила, такие психологические механизмы, как интериоризация и экстериоризация [3].

Действие интериоризации заключается в обращении внешних предметных действий, норм, способов поведения во внутренние процессы, психические образования. Экстериоризация, наоборот, предполагает переход внутренних состояний во внешние, практические действия, формы поведения. С каждым переходом внутреннего во внешнее происходит улучшение поведения человека. Следовательно, процессы интериоризации и экстериоризации обеспечивают развитие личности человека.

На развитие личности оказывают влияние и другие психологические механизмы, такие как, подражание и идентификация, внутригрупповая внушаемость, которая проявляется в некритичном принятии мнений и позиций значимой группы (младшие школьники и подростки), а также самоконтроль и самоанализ, то есть механизм рефлексии, который свойственен старшим подросткам и старшим школьникам.

Следующим своеобразием социализации является обусловленность развития ребенка не только актуальными, но и прошлыми влияниями, которые отражены в его идеалах, мечтах, целях и других психических образованиях.

Этот список факторов, влияющих на развитие личности отнюдь не полон. Многие из факторов развития личности реализуются в определенных педагогических условиях. Более подробно остановимся на межличностном общении. Общение играет немалую роль в жизни общества, выступая необходимым условием формирования не только отдельной личности, но и психологической средой развития основных психических и социальных качеств человека. Без межличностного общения неосуществимо полноценное формирование психических функций человека, психических свойств и всей личности в целом.

649

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Из вышесказанного можно сделать вывод: нарушение общения может пробудить нарушения в процессе формирования личности, формирования психических функций, присвоения социальных норм и ценностей и, в целом, процессе социализации. Неразрешенный конфликт с деструктивным уклоном неизбежно нарушает общение с оппонентом. Если в качестве оппонента выступает группа или, что гораздо хуже, все общество в целом, то возможны глобальные нарушения всей личности человека. Но конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным. Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода.

Неблагополучие в отношениях подростков между собой, разрыв отношений друг с другом имеет для подростка многосторонние отрицательные последствия как в плане возникновения тяжелых переживаний, так и формирования его личности в целом. С усложнением системы общественных отношений, с включением индивида в разнообразные общности, потребность в

принадлежности к какой-либо группе удовлетворяется только при подчинении разнообразным общественным нормам и предписаниям, удовлетворяя при этом социальные ожидания окружающих. Постепенно на этой основе вырабатывается потребность следовать нормам, обычаям, традициям группы, поскольку в ином случае личность неизбежно вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и в конечном счете будет отторгнута группами, к которым она принадлежит.

Множество подростков испытывают затруднения в контактах со сверстниками и болезненно переживают свое одиночество. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка.

Кроме межличностного на развитие личности подростка оказывает большое влияние внутриличностный конфликт, который, безусловно, тесно связан с первым: причиной внутриличностного конфликта может стать межличностный, а межличностного - внутриличностный.

В подростковом возрасте расхождение между внешним и внутренним становится глобальным: собственное Я, каким его воспринимает и осознает тринадцатилетний человек, и весь остальной мир разъединены бездной, которую, как ему кажется, никак и никогда не преодолеть. Все содержание психической жизни становится для подростка объектом осмысления, обобщения, внутренний мир - реальностью, которая затмевает настоящую действительность [2].

Развитие интереса к себе, собственной внутренней жизни, к личности в целом, а не к отдельным ее качествам, осознание противоречивости своих устремлений, желаний, потребностей - все это становится содержанием

650

о

Щ SCIENCE TIME Щ

конфликтных переживаний подростков. Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей усугубляет конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с педагогами, с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще.

Кроме того, подростки ценят умение постоять за себя. Здесь завуалирована другая проблема - проблема поведения в конфликте, выборе стратегии поведения. Стремление кого-то из подростков защитить себя с помощью взрослых также вызывает осуждение сверстников.

Вероятным отрицательным результатом межличностных конфликтов как со взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких подростку людей и ощущением своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье или обществе, _ можно выделить обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, в том числе и с учителями (если конфликт происходил с родителями или иными близкими людьми), формирование негативного отношения к учебной деятельности и к школе в целом.

Л.Н. Винокуров, считая конфликты источниками неврозов, выделяет следующие их психологические факторы:

а) семейно-бытовые, конфликтные отношения между членами семьи, ее дисгармоничное функционирование, несовершенства воспитания, которые создают хроническую психотравмирующую ситуацию, невротичность самих родителей и т. п.;

б) школьные конфликты, связанны с неспособностью ребенка справиться с нагрузкой в учебной деятельности, враждебным отношением педагога, сменой школьного класса, неприятием детского коллектива; острые психические травмы различного происхождения; алкоголизм, наркомания, психические заболевания родителей [1].

Говоря о положительной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, можно выделить, что для развития личности конфликты необходимы. Только лишь преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития. Поэтому нам кажется необходимой руководяще-контролирующая роль учителя (непосредственно в классе) или школьного психолога в разрешении подросткового конфликта с одноклассниками, со сверстниками или со взрослыми. Однако важно помнить, что несвоевременное или неправильное, неосторожное

о

Щ SCIENCE TIME Щ

вмешательство в конфликт или попытка руководить, или разрешить его сверху не только не приведут к каким-либо позитивным изменениям, а, может быть, только усилят противоречия, добавят к существующему новый конфликт - с учителем.

Бесспорно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления труднейших ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности ребенка. Преобладание конструктивных способов умножает

положительный потенциал личности, оказывает содействие для развития уверенности в своих силах, развития чувства компетентности и собственной ценности, приводит к становлению важных волевых качеств. И, наоборот, преобладание деструктивных способов поведения, которые не приводят к реальному разрешению проблем, может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям психического здоровья ребенка.

В заключение рассмотрения проблемы конфликтности подростков, мы вернемся к поведению в конфликтной ситуации, в конфликте. Как мы отметили выше, подростки ценят умение постоять за себя. В этом заключается определенная проблема. Очевидно, что наиболее продуктивным способом разрешения конфликта является сотрудничество, поиск взаимно-

удовлетворяющих решений. Тем не менее подобная стратегия требует много времени и психических средств индивида. Кроме того, она не всегда уместна, когда требуется мгновенное решение, от которого зависит, вероятно, и жизнь субъекта, стратегия сотрудничества бесплодна.

Человек должен уметь постоять за себя, должен уметь дать отпор, защитить свои честь и достоинство, должен уметь обладать навыками самообороны. И здесь нужно руководствоваться стратегией соперничества. При этом

соперничество не должно носить тотальный характер.

Таким образом, подростковый возраст характерен излишней

конфликтностью во всех сферах. Но конфликт является неотъемлемой частью становления личности. Без конфликта личность невозможна, поскольку в конфликте происходит воспитание и развитие личности, дающее огромный скачок в случае разрешения конфликтной ситуации. Конфликт невозможно представить без конфликтных отношений: именно через конфликтные отношения происходит взаимодействие в конфликте. Подросток учится разрешать конфликтные ситуации на практике, и ему нужно ненавязчиво помочь в этом с максимально возможным позитивным результатом. Как было показано, проблема подростков в конфликтах рассмотрена в научной литературе и исследована достаточно подробно. Вместе с тем, появляются немногочисленные исследования, которые посвящены анализу представлений подростков о различных явлениях и феноменах. Стало быть, одной из актуальных проблем изучения социальных представлений является проблема их происхождения. В научной литературе изучены и рассмотрены разнообразные

о

Щ SCIENCE TIME Щ

способы выхода из конфликтных ситуаций и способы разрешения конфликтов, в том числе и в среде подростков, положено начало изучению представлений подростков о социальных явлениях и феноменах, изучению представлений людей о конфликте в целом, но почти неизученными остаются вопросы возможностей внешнего воздействия на конфликтную ситуацию в подростковой среде специалиста - социального педагога.

Литература:

1. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. - М.: Смысл, 1996. - 372с.

2. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. - М., ИНФРА. 2003. - 112с.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. - 347с.

4. Краковский А.П. О Подростках. - М.: Педагогика, 2009. - 384с.

5. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. -

6 368с.

653

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.