ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения Златина А. А.
Златина Александра Александровна / Zlatina Aleksandra Aleksandrovna - военнослужащая,
войсковая часть 84841, г. Анапа
Аннотация: работа посвящена проблеме изучения причин возникновения и особенностей протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения. Несмотря на большое количество исследований по проблеме конфликтов в школьных коллективах подростков, проблема возникновения конфликтов между мальчиками и девочками освещена недостаточно. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему и цель исследования - изучить причины возникновения и особенности протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения и разработать рекомендации по их предотвращению. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют приблизиться к пониманию специфики конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения. Содержащиеся в работе выводы и практические рекомендации для учителей и родителей подростков позволят предупредить межличностные конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста.
Ключевые слова: подростки, конфликты, девочки, мальчики, раздельно-параллельное обучение.
Введение
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Периодом наиболее интенсивного развития личности, проявляющимся в значительных качественных внутриличностных новообразованиях и сопряженным с множеством внутренних и внешних конфликтов, является подростковый возраст. В ряде исследований отмечается, что конфликтное взаимодействие подростков происходит, как правило, в трех взаимосвязанных системах: «подросток - родители», «подросток - учителя», «подросток - подросток». Последняя из них имеет особое значение, так как среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков.
Проблематика межличностных конфликтов в системе «подросток - подросток» крайне разнообразна и имеет свою специфику. Одним из малоизученных ее аспектов, как отмечают Л. Г. Борисова, А. Н. Дахин, С. Баныкина, В. П. Шейнов и др., является исследование причин и особенностей протекания конфликтов между мальчиками и девочками. Проведенный анализ научных исследований в данной области показал, что практически нет работ о влиянии разных типов обучения, в том числе раздельно -параллельного, на возникновение конфликтов и формирование стратегий поведения в конфликте между девочками и мальчиками подросткового возраста.
Исследование этих вопросов позволит разработать научно обоснованные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов девочек и мальчиков при раздельно-параллельном обучении.
70
Цель исследования - изучить причины возникновения и особенности протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения и разработать рекомендации по их предотвращению.
Объект исследования: конфликты.
Предмет исследования: конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в условиях раздельно-параллельного обучения конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста могут возникать чаще, чем в рамках традиционного обучения (в смешанных классах).
Задачи исследования:
1) изучить литературные источники по проблеме исследования;
2) провести эмпирическое исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения;
3) провести сравнительный анализ причин возникновения и особенностей протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного и традиционного обучения;
4) разработать рекомендации по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения.
Методы и методики исследования: анализ документов, анкетирование учителей и подростков, методика К. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» (адаптация Н. В. Гришиной), методика Дж. Морено «Социометрия», тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха) [8].
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 85 учащихся подросткового возраста (7 класса) одной из школ Краснодарского края, из них 37 обучаются в условиях раздельно-параллельного обучения, 48 - в условиях традиционного обучения, из них 45 мальчиков и 40 девочек; 30 педагогов, из них 15 работают в образовательном учреждении с раздельно-параллельным обучением.
Причины возникновения и особенности протекания конфликтов в подростковом возрасте
Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные такой группой, принятия его другими, складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытается демонстрировать нечто свое собственное, оригинальное [2]. Конечно, нельзя представить себе, что общение всегда и при всех обстоятельствах протекает гладко и лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается несогласие, антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается враждебностью - возникает межличностный конфликт [7].
Конфликтное поведение в подростковом возрасте в работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий подростка между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.
В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего «Я».
Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Главными переживаниями для подростка становятся поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Появление у подростка «чувства взрослости», возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых, физическое возмужание подростка дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением, и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. Появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва - родители. С детским преклонением перед родителями расстаются практически все подростки. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов [3].
Большинство конфликтов подростков по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:
- недостаточно хорошее знание человека;
- неправильное понимание его намерений;
- неверное представление о том, что он на самом деле думает;
- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
- неточная оценка отношения данного человека к другому [3].
С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения. Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым - переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности (А. А. Ершов).
Конфликтность является чертой личности, а основной причиной их возникновения является склонность к ним (Л. И. Божович, Л. С. Славина, Б. С. Волкова). На основе этого выделяют три вида психологических причин подростковой конфликтности:
1) причины, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
2) собственно психологические причины - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
3) социальные причины - факторы микро- и макросреды. Эти причины включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования) и др. [4].
Причинами конфликтного взаимодействия «подросток-подросток» также могут быть:
- личная неприязнь подростков;
- неадекватность оценок и самооценок подростков;
72
- различия в ценностных ориентациях подростков;
- бестактность в общении, зависть к успехам другого и др. [5, а 464].
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Д. Ситковская, О. Ю. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.
На основании теоретического анализа работ (Дж. Дуайер, Дж. Мэйер, Р. Г. Симонз, П. Розенберг), можно выделить следующие основные причины конфликтов между девочками и мальчиками - подростками:
1. Психологические трудности пубертатного развития. Внешность рассматривается как фактор самоутверждения личности. В связи с этим у подростков нередко возникает чувство внутреннего протеста против происходящих изменений -как во внешности, так и в психическом состоянии (например: высокий рост, излишний вес, юношеские угри, и т. п.).
2. «Любовные переживания» (например: первая влюбленность, ответное, безответное чувство, конкуренция среди сверстников, запрет родителей дружить с конкретным подростком, публичное высмеивание чувств).
3. Проявление психологической андрогинии. Наличие у девочек и мальчиков подростков психологических качеств, присущих противоположному полу и др.
На основании анализа литературных источников по проблеме конфликта были сделаны следующие выводы:
1. Существуют гендерные различия в проявлении конфликтного поведения. Установлено, что мальчики более склонны в конфликтам, могут проявлять в них активную прямую физическую агрессию, то есть если конфликтуют мальчики, то это часто сопровождается драками. Отстояв свою точку зрения, они не жалеют и не переживают о содеянном. Конфликты девочек часто сопровождаются проявлением вербальной агрессии.
2. Отмечается, что в условиях традиционного обучения среди учащихся-подростков наиболее распространены конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех «лидеров», мальчиков или девочек и их группировок за первенство в классе. Только в 5 % случаев возникающих конфликтов среди девочек причиной становится понравившийся мальчик.
3. Конфликтное поведение подростков с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности по отношению друг к другу связано с дефектами социализации личности и требует психолого-педагогической коррекции. Установлено, что конфликтные мальчики и девочки воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура).
Эмпирическое исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения и традиционного (смешанного) обучения
Анкетирование (анкета приложение № 1) 15 педагогов, работающих в общеобразовательной школе, показало, что в смешанных классах часто происходят конфликты между девочками и мальчиками. За один год обучения было не менее 8 конфликтных ситуаций, которые пришлось разбирать с приглашением родителей. Девочки-подростки в смешанных классах вступают в конфликты наравне с мальчиками, не боятся с ними конфликтовать, часто выступают инициаторами конфликта. Отчасти это связано с тем, что рост девочек больше, они не чувствуют себя слабыми. Также они не стесняются мальчиков, общаются с ними «на равных». В то же время следует отметить, что девочки быстро мирятся с мальчиками, умеют договариваться с ними.
Также было проведено анкетирование 15 педагогов, работающих в классах с раздельно-параллельным обучением. По мнению 15 (100 %) педагогов гимназии, в условиях раздельно-параллельного обучения у мальчиков конфликтность выше, чем у девочек. У них ярче выражена склонность к прямой агрессии (драки, стычки, «приставание» к девочкам). У девочек прямая активная физическая агрессия практически не проявляется, они стараются уклониться от возможных конфликтов с мальчиками, предпочитая меньше с ними общаться. Несмотря на то, что количество открытых конфликтов между девочками и мальчиками меньше, чем в обычной школе, педагоги указывают на то, что иногда наблюдается молчаливое противостояние между детьми, «скрытые» конфликты. Некоторые мальчики считают зазорным общаться с девочками, а девочки предпочитают обходить мальчиков стороной. За один год обучения было не менее 12 случаев, когда родители высказывали беспокойство по поводу того, что девочки не хотят общаться с мальчиками.
Анкетирование подростков (анкета приложение № 2) показало, что 50 % мальчиков, 23,5 % девочек, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения, не хотели бы обучаться в смешанных классах. Они практически не общаются с детьми противоположного пола. Около 20 % мальчиков указали, что те, кто дружит с девочками - похожи на девчонок, слабые, их нужно наказывать. 18 % девочек указали, что те, кто дружит с мальчиками - как правило, плохо учится, с ними не стоит связываться и лучше держаться в стороне.
В начале общих занятий эти дети, как правило, демонстрируют отчужденность или пренебрежительное отношение к детям противоположного пола. Такое отношение проходит, когда дети готовятся к балу, вместе едут на туристический слет, т. е. проводят более длительное время вместе.
Данные результаты подтвердили результаты социометрии (приложения № 3, 4, 5). Только 3 мальчика, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения, отметили, что их друзья - девочки, они хотели бы сидеть с ними за одной партой и т. д. И 4 девочки указали, что они дружат с мальчиками.
В условиях традиционного обучения ситуация другая. Анкетирование и социометрия (приложение № 4) показали, что 100 % детей дружат с детьми противоположного пола и не хотели бы учиться раздельно с ними.
Методика К. Томаса позволила выявить стратегии поведения в конфликтах подростков при раздельно-параллельном и традиционном обучении (табл. 1).
Таблица 1. Результаты исследования методики К. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» (адаптация Н. В. Гришиной)
Типы поведения в конфликтах Раздельно-параллельное обучение Традиционное обучение (смешанный класс)
мальчики девочки мальчики девочки
Соревнование (конкуренция) 35 % (7 ч.) - 20 % (5 ч.) 8,7 % (2 ч.)
Сотрудничество 15 % (3ч.) 29,5 %(5 ч.) 32 % (8 ч.) 39,1 % (9ч.)
Компромисс 25 % (5 ч.) 47 % (8 ч.) 28 % (7 ч.) 26,1 % (6 ч.)
Избегание 10 % (2 ч.) 17,6 % (3 ч) 8 % (2 ч.) 17,4 % (4 ч.)
Приспособление 15 % (3ч.) 5,9 % (1ч) 12 % (3 ч.) 8,7 % (2 ч.)
Из табл. 1 видно, что в конфликтах большинство, 7 (35 %) мальчиков подросткового возраста, обучающихся по программе раздельно-параллельного обучения, склонны демонстрировать такую стратегию поведения как соперничество (соревнование, конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Они проявляют активность в классе мальчиков, стремятся к лидерству, не заинтересованы в сотрудничестве с другими и достигают цели, используя свои
волевые качества, стараются в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других.
В рамках традиционного обучения мальчиков с такой стратегией поведения в конфликте меньше - 20 %, большинство из них склонны к стилю сотрудничества (32 %) и компромисса (28 %).
Большинство девочек (47 %), обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения, предпочитают в конфликте компромисс, когда обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путём торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чём-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идёт не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.
В смешанных классах большинство девочек (39,1 %) склонны к такой стратегии поведения в конфликте, как сотрудничество. Они активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают свои интересы, но стараются при этом сотрудничать с другим человеком. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.
Проведенное исследование показало, что в классах с раздельно-параллельным обучением большинство детей испытывают затруднения в выборе конструктивной стратегии поведения в конфликте.
Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха) применялся нами для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений (табл. 2).
Таблица 2. Соотношение результатов исследования теста коммуникативных умений Л. Михельсона подростков при раздельно-параллельном и традиционном обучении
Типы реагирования Раздельно-параллельное обучение Традиционное (смешанное) обучение
мальчики девочки мальчики девочки
зависимый 25 % (5 ч.) 65 % (11 ч.) 20 % (5 ч.) 26,1 % (6 ч.)
компетентный (уверенный, партнерский стиль) 40 % (8 ч.) 35 % (6 ч.) 60 % (15 ч.) 65,2 % (15 ч.)
агрессивный 35 % (7 ч.) - 20 % (5 ч.) 8,7 % (2 ч.)
Из табл. 2 видно, что при раздельно-параллельном обучении количество мальчиков с агрессивным типом реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия выше (35 %), чем при традиционном обучении (20 %). У девочек агрессивный тип реагирования при раздельно-параллельном обучении не выявлен, при традиционном обучении он обнаружен у 8,7 % девочек.
Компетентный тип реагирования выявлен у большинства девочек (65,2 %) и мальчиков (60 %), обучающихся в рамках традиционного обучения (в смешанных классах).
Зависимый тип реагирования в большей степени проявился у девочек (65 %), обучающихся в рамках раздельно-параллельного обучения.
С помощью методики Л. Михельсона нами также было проанализировано, насколько подростки умеют правильно реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника противоположного пола. Были выявлены
статистически значимые различия (по критерию Манна-Уитни) в показателях девочек. Большинство девочек, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения, теряются, когда собеседник-мальчик начинает вести себя агрессивно, вызывающе. Девочки, обучающиеся в смешанных классах, готовы постоять за себя.
Рекомендации по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения
Профилактика конфликтов - это их предупреждение.
Разработок по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками подростками при раздельно-параллельном обучении небольшое количество, широко описана профилактика подростков при традиционном (смешанном) обучении.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
Деятельность по предупреждению конфликтов между мальчиками и девочками -подростками при раздельно-параллельном обучении могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школы, школьный психолог.
Несколько правил, которым можно научить девочек и мальчиков-подростков:
- уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение;
- следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить;
- старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете;
- спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными;
- не оставляйте неясностей, разъясняйте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала;
- научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).
Этим правилам бесконфликтного поведения можно научиться на психологических тренингах, при решении ситуационных задач.
Организуя раздельно-параллельное обучение, важно помнить, что совместные уроки и внеклассные мероприятия, на которых девочки и мальчики присутствуют вместе, необходимо использовать в воспитательных целях. Важно прививать мальчикам желание заботиться о девочках (пропускать их перед входом в класс, брать на себя самую тяжелую работу при дежурстве в классе и школе и др.). К примеру, в гимназии «Эврика» г. -к. Анапа эта работа ведется: каждый год мальчики и девочки готовятся к балу и танцуют вместе, вместе путешествуют, отправляются в турпоходы, вместе участвуют в воспитательных мероприятиях и др.
Девочкам прививается поведение, свойственное девочке. Поощряется забота о животных, растениях, прививается культура ношения женской одежды, культура
76
поведения за столом и др. Девочка — нежная, заботливая, будущая мать, не должна драться, использовать в речи нехорошие слова.
Именно в этом состоит суть раздельно-параллельного обучения: учиться не раздельно. Только на основных уроках мальчики и девочки учатся в разных классах, а в остальном (уроки эстетического цикла, внеклассные и внешкольные мероприятия, факультативы) живут как один класс. Вместе танцуют и поют, готовятся к мероприятиям, участвуют в соревнованиях, выезжают на экскурсии и на природу, общаются на переменах. Эти мероприятия необходимо тщательно планировать.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что раздельно -параллельное обучение может способствовать увеличению частоты возникновения конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста, то есть в условиях раздельно-параллельного обучения конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста могут возникать чаще, чем в рамках традиционного обучения (в смешанных классах).
Педагогу, преподающему в классах с раздельно-параллельным обучением, важно помнить, что на него дополнительно ложится ряд воспитательных задач, связанных с построением межличностных отношений между мальчиками и девочками. Важно понимать и чувствовать идею раздельно-параллельного обучения, правильно расставляя акценты при планировании воспитательных мероприятий. Воспитательные моменты должны присутствовать на каждом совместном занятии и мероприятии. Дети разного пола должны быть вместе, но выполнять разные функции. Такая работа станет профилактикой конфликтного поведения подростков.
Приложение 1
Анкета для педагогов
1. Как вы считаете, в каких классах чаще происходят конфликты между мальчиками и девочками? Почему?
а) в смешанных классах (традиционное обучение);
б) в классах, обучающихся по программам раздельно-параллельного обучения.
2. Какие причины конфликтов, по Вашему наблюдению, наиболее часто встречаются между мальчиками и девочками?
3. Кто в большинстве случаев является зачинщиком конфликтов: девочки или мальчики?
4. Обращались ли к Вам родители детей с жалобами на конфликты ребенка с детьми противоположного пола? Сколько было таких обращений за учебный год?
5. Как, по Вашему наблюдению, ведут себя девочки по отношению к мальчикам? Как они ведут себя в конфликтах?
6. Как, по Вашему наблюдению, ведут себя мальчики по отношению к девочкам? Как они ведут себя в конфликтах?
Приложение 2
Анкета для подростков, обучающихся по программе раздельно-параллельного обучения
1. Хотел(а) бы ты обучаться в смешанном классе? Почему?
2. Как часто ты общаешься с мальчиками (девочками) во время учебного дня (на переменах, совместных мероприятиях, занятиях)?
- часто;
- редко, время от времени;
- практически не общаюсь;
- не общаюсь вообще.
Почему? Обоснуй свой ответ.
3. Общаешься ли ты с мальчиками (девочками) после занятий в школе?
- часто;
- редко, время от времени;
- практически не общаюсь;
- не общаюсь вообще.
Почему? Обоснуй свой ответ.
4. Хотел(а) бы ты больше общаться/дружить с мальчиками (девочками)?
- да;
- нет.
Если на вопрос ты ответил(а) - «нет», то напиши причину по которой не хочешь общаться/дружить?
5. Вступал(а) ли ты когда-нибудь в конфликты с мальчиками (девочками)?
- да;
- нет.
6. Если на предыдущий вопрос ты ответил (а) «да», то скажи, из-за чего возникали конфликты, как долго они продолжались и кто был инициатором примирения.
7. Как часто возникают конфликты между девочками и мальчиками в ваших классах, кто чаще является их зачинщиком, из-за чего они возникают?
8. Что бы ты предложил(а), чтобы конфликтов между девочками и мальчиками стало меньше?
Приложение 3
Социограмма - мишень № 1 взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста при раздельно-параллельном обучении 37 человек (17 девочек и 20 мальчиков)
Приложение 4
Социограмма - мишень № 2 взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста при традиционном обучении (смешанный класс) 26 человек (12 девочек и 14 мальчиков)
Мальчики Девочки Взаимный выбор ■ Выбор
Приложение 5
Социограмма - мишень № 3 взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста при традиционном обучении (смешанный класс) 22 человека (10 девочек и 12 мальчиков)
-Мальчики -Девочки
-Взаимный выбор ^ ►
-Выбор _____▼
Приложение 6
Результаты проведения методики К. Томаса с подростками раздельно -параллельного обучения приведены в виде диаграммы.
47%
соревнование сотрудничество компромисс избегание приспособление
Результаты проведения методики К. Томаса с подростками традиционного обучения приведены в виде диаграммы
Приложение 7
Результаты проведения Теста коммуникативных умений Л. Михельсона с подростками при раздельно-параллельном обучении в виде диаграммы.
Результаты проведения Теста коммуникативных умений Л. Михельсона с подростками при традиционном (смешанном) обучении в виде диаграммы.
Литература
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. - М: Владос, 2003. С. 38, 40, 41.
2. Баныкина С. В. Конфликты в современной школе: изучение и управление / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов. М.: КомКнига, 2006.
3. Белинская А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде) / А. Б. Белинская. М.: Прометей, 2000. С. 212.
4. Бодалев А. А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов / А. А. Бодалев // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986. С. 18-26.
5. ГришинаН. В.Психология конфликта / Н. В.Гришина. СПб.: Питер, 2008. С. 544.
6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М., 1981.
7. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Мир, 1994.
8. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной), методика Дж. Морено «Социометрия», тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю. З. Гильбуха) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2007. С. 249.