Психология
УДК 159.9
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Барышева Тамара Александровна
Институт детства Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург);
аспирант кафедры психологии развития и образования Матюшичева Мария Ильинична
Институт психологии Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КРЕАТИВНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье приведены результаты эмпирического исследования межличностных отношений и креативности младших школьников, исходя из представлений о социально-психологическом статусе современного ребенка. Определены психологические аспекты развития креативности на данном возрастном этапе. Выделены группы креативности, сопоставление которых с отдельными параметрами межличностных отношений позволяет сформулировать общую специфику неоднозначных взаимосвязей социально-психологической адаптации детей с различным уровнем развития креативности.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, межличностные отношения, социальный статус, креативность, младший школьный возраст.
Annоtation. The article presents results of empirical research of interpersonal relationships and creativity of primary schoolchildren at elementary schools, on the basis of representations of the socio-psychological status of the modern child. The psychological aspects of development of creativity at this age were defined, also as different groups of creativity. Comparison of revealed groups with certain parameters of interpersonal relationships allows us to formulate general specifics of ambiguous interrelations of socio-psychological adaptation of children with various level of development of creativity.
Keywords: socio-psychological adaptation, interpersonal relationships, social status, creativity, primary school
age.
Введение. Современный ребенок в обществе, в частности, в системе начального образования, подвержен различным факторам, влияющим не только на возможности личностного развития, но и успешной социально-психологической адаптации.
Креативные дети в стандартизированной системе образования, не всегда получают возможность реализовывать свой потенциал, это может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками (в классе), сложностями в отношениях с учителями и др. Тем не менее, современные дети, в своем большинстве, обладают достаточно высокой степенью развития креативности. Но в зоне «риска» - младшие школьники с очень высоким и, наоборот, с очень низким уровнем развития креативности [3].
Когда речь идет о социально-психологическом статусе личности, в психологической науке обязательно подразумеваются такие понятия, как социально-психологическая адаптация (адаптированность, дезадаптация), социальный статус (социальная роль), межличностные отношения (в группе).
В младшем школьном возрасте особую значимость приобретает межличностный уровень взаимоотношений в классе. Так, Е.П. Ильин, рассуждая об особенностях общения младших школьников, указывает, что ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, формируется устойчивый круг ближайшего общения, а проблемными становятся случаи «ложного товарищества», «круговой поруки» [2, C. 172 - 173].
Необходимость эмпирического исследования проблемы развития креативности в младшем школьном возрасте, социально-психологической адаптации детей, отдельных параметров межличностных отношений на данном возрастном этапе обуславливается фундаментальными теоретическими положениями, подтверждающими неразработанность проблемных нарастающих вопросов, изучение которых может привести к положительным результатам впоследствии, в практической деятельности.
Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование проводилось в 2017 - 2018 гг. в государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга: школа № 163, № 211 с углубленным изучением французского языка, № 30о (Центральный район); школа № 18 с углубленным изучением математики (Василеостровский район); школа № 235 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (Адмиралтейский район). Общая численность младших школьников, участвовавших в исследовании - 128 человек, ученики 4-ых классов (в возрасте 10 - 11 лет).
Исследование развития креативности в младшем школьном возрасте проводилось с помощью диагностических тестов креативности Дж. Гилфорда - Е.П. Торренса (вербальный, изобразительный, словесно-звуковой блоки), опросника креативности Дж. Рензулли (экспертный), опросника Ф. Вильямса для учителей по оценке личностной креативности ребенка. Исследование отдельных параметров социально-психологической адаптации на эмпирическом уровне включало: определение социального статуса в группе методом социометрии Дж. Морено (в модификации), экспертную оценку успешности социальных контактов по Э.М. Александровской, диагностику параметров межличностных отношений по методике К. Роджерса - Р. Даймонд.
Первоначально, перед нами стояла задача выявить основные аспекты проявления креативности в младшем школьном возрасте, определить уровень развития креативности каждого ученика, тем самым определяя ребенка в одну из пяти групп: I - очень низкокретивная, II - низкокретивная, III - среднекреативная, IV - высококреативная, V - очень высококреативная. Формирование групп креативности происходило по результатам полученных в совокупности данных: результативные показатели креативности, экспертные оценки (учителями начальных классов) личностных и поведенческихкреативных проявлений у детей.
Основой креативности с позиций мультифакторного подхода Дж. Гилфорд считал дивергентность, преобразования, импликации. Ведущая идея концепции креативности Е.П. Торренса - идея преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов [1, C. 34 - 35]. Тесты дивергентного мышления Гилфорда -Торренса [4] предусматривают обработку полученных данных, творческих работ детей по показателям
креативности: беглость (вариативность, количество идей), гибкость (способность действовать в широком диапазоне возможностей, разнообразие подходов и категорий), оригинальность (нестандартность), разработанность (детализация, сложность). Экспертная оценка (Дж. Рензулли, Ф. Вильямс) предполагает идентификацию проявлений креативности (качественное отображение, в количественном выражении) каждого ученика по таким показателям, как любознательность, чувство юмора, воображение, чувство прекрасного, склонность к риску и др.
Таблица 1
Распределение младших школьников по группам креативности, в общей выборке, в %
Показатели креативности Результативные Личностные
Диагностические методики Креативные тесты (Гилфорд -Торренс) Экспертная оценка (Вильямс) Экспертная оценка (Рензулли) Экспертная оценка (Вильямс)
Группы креативности кол-во чел., в %
V очень высококреативная 16 26 6 17
IV высококреативная 50 14 28 25
III среднекреативная 28 27 31 29
II низкокретивная 5 12 20 13
I очень низкокретивная 1 21 15 15
Полученные данные свидетельствуют о том, что около 30% всех исследуемых младших школьников имеют средний уровень развития креативности. Классические креативные тесты показали, что минимум 1/3 всех испытуемых обладает повышенным уровнем креативности, в основном за счет показателей невербальной беглости - способности к изображению множества образов, решений; невербальной разработанности - способности к детализации изображаемых образов. Экспертная же оценка по результативным показателям креативности подтверждает выявленные закономерности, лишь с той разницей, что дети определены к группе более высокого уровня креативности (очень высококреативной). В группах низкой и очень низкой креативности отмечается тенденция к выявлению учителями большего количества детей с заниженным уровнем развития креативности, в частности, в проблемной зоне показатель гибкости -способности переходить от одного аспекта к другим, оригинальности - способности к выдвижению идей, отличных от очевидных, разработанности - способности к изобретательству, конструктивной деятельности.
Экспертная оценка личностных характеристик креативности показала, что в очень высококреативной группе младшие школьники обладают такими креативными личностными качествами, как упорство и настойчивость, независимость в выражении собственного мнения, способность к преобразованиям объектов окружающего мира, нонконформизм (отсутствие страха быть непохожими на других). Тем не менее, количество таких детей минимально. Большее количество младших школьников этой группы (V), которые обладают любознательностью и сложностью - проявление интереса к сложным вещам и идеям. В группах низкой креативности отмечаются проблемы, связанные с воображением, возможностями самовыражения, низкой эмоциональной чувствительностью.
На последующем этапе, мы изучали специфику межличностных отношений в данном возрасте.
С помощью социометрического опроса (разработанного Дж. Морено), модифицированного для младших школьников (параметрическая процедура социометрии с ограничением числа положительных / отрицательных выборов до четырех), были построены социоматрицы, на основании которых возможно проранжировать всех учеников в выборке (в каждом классе), учитывая количество положительных и отрицательных выборов конкретного ребенка среди одноклассников. Присвоен социальный статус каждому младшему школьнику.
Экспертная методика Э.М. Александровской предполагает изучение социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста по критериям, среди которых - успешность социальных контактов, шкала III «Взаимоотношения с одноклассниками».
Диагностика межличностных отношений с помощью шкал социально-психологической адаптации (СПА), разработанной К. Рождерсом и Р. Даймонд, адаптированной Т.В. Снегиревой, помимо множества исследуемых интегральных показателей, позволяет выявлять степень доминирования или подчиненности детей в коллективе, открытости или замкнутости, независимости или зависимости от группы (класса).
В соответствии с выделенными группами креативности (V - I), были сопоставлены уровни межличностных отношений по определенным исследуемым параметрам, с указанием возможных интервалов полученных значений для группы. Данные представлены ниже в Таблице 2.
Таблица 2
Сопоставление групп креативности младших школьников с уровнями межличностных отношений
V IV III II I
ГРУППЫ
очень высокая (8,6 %)
КРЕАТИВНОСТИ высокая (46,9%) средняя (32,0%) низкая (7,8%) очень низкая (4,7%)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - уровни, интервалы измерений
Открытость («приятие других») средний- очень высокий высокий высокий средний - высокий средний - высокий
(46- 83) (60 - 71) (58 - 66) (49 - 78) (48 - 71)
Замкнутость («неприятие других») низкий -средний средний средний низкий -высокий низкий -средний
(3 - 8) (5 - 7) (6 - 9) (4 - 10) (4 - 9)
Доминирование низкий -высокий средний средний средний низкий - средний
(3 - 11) (5 - 7) (5 - 9) (5 - 9) (4 - 9)
Подчиненность низкий -высокий средний -высокий средний средний низкий -высокий
(4 - 12) (7 - 10) (6 - 9) (7 - 8) (4 - 12)
высокий - высокий - средний - cредний - cредний -
очень очень высокий очень очень
Успешность высокий высокий высокий высокий
социальных контактов
(4 - 5) (4 - 5) (3 - 4) (3 - 5) (3 - 5)
от очень от очень смешан-ный, очень очень низкий
высокого до высокого до высокий высокий - - средний, с
очень среднего; индекс высокий высоким
низкого высокий отвер- ИЛИ очень индексом
Социальный статус индекс социо-метрического статуса жения низкий -низкий (с высоким индексом отвержения) отвер-жения
Средний уровень открытости («приятия других») зафиксирован в очень высококреативной группе и группах низкой кретивности (низкой и очень низкой). Данная шкала позволяет определять степень потребности ребенка во взаимодействии с окружающими людьми, тот минимальный уровень общения, при котором совместная деятельность позволяет формировать позитивный образ социума.
Самый высокий уровень замкнутости («неприятия других») определен в низкокреативной группе. Это может быть связано как с индивидуальными личностными особенностями, так и с позицией в обществе. Как показали наши исследования, дети, вошедшие в эту группу, обладают низкой эмоциональной чувствительностью, не способны отстаивать свое собственное мнение, им не хватает решительности. Такие дети могут обладать средним уровнем успешности социальных контактов.
Показатель доминирования в группе отражает не только возможности брать на себя ответственность за решение определенных поставленных задач (в том числе за счет окружающих), но и говорит о наличии тех лидерских качеств, которые могут, как препятствовать, так и способствовать социально-психологической адаптации личности. В группах «риска» по этому показателю дети очень низкого и очень высокого уровня развития креативности, где, соответственно, выявлены уровни доминирования от низкого до высокого.
В противоположность, высокие показатели по шкале подчиненности (ведомости), во всех группах развития креативности, кроме средней и низкой, могут интерпретироваться как возможности детей выполнять поставленные перед ними задачи, так и уровень стремлений быть подчиненными, что не говорит об исключении у них лидерских качеств. Таким образом, в данных группах, возможен высокий уровень подчиненности при различных уровнях (низкий - высокий) доминирования.
В группах средней креативности и ниже, зафиксирован средний минимум по параметру межличностных отношений - успешность социальных контактов. С помощью этого параметра исследуются взаимоотношения с одноклассниками экспертным методом. В остальных группах этот показатель принимает высшие значения.
Данные, полученные эмпирическим путем, по показателю социально-психологической адаптации -социальный статус в группах, не менее интересны для анализа. Невозможно определить всю группу детей в один единственный образ, так и с социальным статусом. Поэтому, для каждой группы определены интервалы. Высокий индекс социометрического статуса (в высококреативной группе) говорит о том, что члены этой группы имеют положительное влияние на структуру группы (класса) в целом. На практике, это множество положительных выборов членов группы по отношению к определенному индивиду, из общей численности человек (в классе). Иными словами, наличие множества друзей. Высокий индекс отвержения (в группах I - III) говорит об обратном. Это те негативные выборы одноклассников, которые характеризуют
отдельного члена группы, указывают на наличие индивидуальных социально-психологических свойств личности, ведущие к такого рода результатам. Нередко, когда индекс социометрического статуса равен индексу отвержения.
В очень высококреативной группе выявлены противоречия по социальному статусу, уровень которого распространяется от очень высокого до очень низкого. Иными словами, таких детей либо принимает коллектив, ориентируясь на высшие возможности очень креативных детей, либо отвергает.
Выводы. Цель, которая стояла перед нами - эмпирическое социально-психологическое исследование межличностных отношений младших школьников с различным уровнем развития креативности.
К достигнутым результатам относятся:
Креативность и социально-психологическая адаптация, в том числе межличностные отношения ребенка - две неоднозначно взаимосвязанные линии развития в младшем школьном возрасте. Определены социальные статусы групп креативности и проблемы их взаимодействия. Так, в группах риска очень высококреативные дети с очень низким (и низким) уровнем развития креативности. Противоречия в этих группах по социальному статусу связаны с нелинейностью полученных значений, вариации которых могут зависеть, к примеру, от поведенческих особенностей детей, в нашем случае показателен высокий уровень индекса отвержения (множество полученных отрицательных выборов в группе к общему количеству детей в классе).
Выделены группы креативности (от очень низкой до очень высокой) и соответствующие им личностные психологические особенности детей. Такие личностные особенности детей, как любознательность и сложность - неизбежно провоцируют повышение уровня развития креативности. Достижение высших показателей креативности возможно под влиянием способностей к преобразованию информации и др. Избранное количество таких детей способны обладать упорством и настойчивостью, независимостью в выражении собственного мнения, нонконформизмом. Развитие воображения, эмоционального интеллекта, способностей к самовыражению необходимо развивать у детей с низким и очень низким уровнем развития креативности, что также будет способствовать социально-психологической адаптации.
Выявлена специфика социально-психологической адаптации по показателям межличностных отношений. Дети 10 - 11 лет, в условиях образовательной среды, обладают низким - средним уровнем замкнутости. Показатели открытости, успешности социальных контактов высокие (даже в группах низкой и очень низкой креативности). Показаны противоречия у очень высококреативных детей: при высоком уровне успешности социальных контактов, могут быть сложностипо показателю социально-психологической адаптации- открытости. Эмпирические данные также свидетельствуют о возможностях повышения социально-психологической адаптации при условии более высокого уровня подчиненности по сравнению с доминированием в группе. Так, в группах риска по показателю подчиненности - дети очень высокого и очень низкого уровня креативности. Стремление к доминированию наиболее ярко и противоречиво выражено в очень высококреативной группе.
Выявлены психологические аспекты проявления креативности в младшем школьном возрасте. В актуальной зоне развития: динамический показатель - беглость (способность к порождению большого количества идей, образов), качественный показатель - разработанность (тщательность, детализация образов, фиксирует способность к изобретательству). Проявления актуализируются в невербальной сфере (изобразительной), в группах детей среднего - высокого - очень высокого уровня креативности. В проблемной зоне развития креативности: гибкость (разнообразие интеллектуальных стратегий, подходов, гипотез, категорий), в большей степени выраженности в группах низкого - очень низкого уровня креативности.
В статье предпринята попытка изучения таких значимых для современного общества вопросов, как исследование и развитие креативности, креативного поведения детей в социуме, возможностей социально-психологической адаптации, уровней межличностного взаимодействия. Не вызывает сомнений перспективность научных исследований, результаты которых могут быть значимы для педагогов в практической деятельности, родителей обучающихся, психологов.
Литература:
1. Барышева Т.А. Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии. Монография / Т.А. Барышева. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. - 316 с.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.: ил. -(Серия «Мастера психологии»).
3. Матюшичева М.И. Креативные дети: социально-психологическая адаптация в младшем школьном возрасте / М.И. Матюшичева // Психология - наука будущего: Материалы VII Международной конференции молодых ученых, 14 - 15 ноября 2017 года, Москва. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. -С. 528 - 532.
4. Torrance E. P. The Nature of Creativity as Manifest in the Testing // The Nature of Creativity. Cambridge: Camb. Press, 1988. P. 43-75.
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Бостанова Лариса Шамильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой Бостанова Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФОРМИЗМА В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
Аннотация. В статье рассматриваются ведущая деятельность и особенности проявления конформизма в общении подростков со взрослыми и сверстниками. Подросток находится между детством и зрелостью, а это затрудняет ему усвоение взрослых ролей и рождает многочисленные внутренние и внешние конфликты. Именно в общении со сверстниками существуют оптимальные условия для развития и укрепления у подростка ощущения собственной взрослости.
Ключевые слова: «кризис подростничества», рефлексия, самосознание, социальная взрослость, конформизм, «стадии социального созревания».
Annotation. The article deals with the leading activities and features of the manifestation of conformism in the communication of adolescents with adults and peers. The teenager is between childhood and maturity, and this makes it difficult for him to assimilate adult roles and gives rise to numerous internal and external conflicts. It is in communication with peers that there are optimal conditions for the development and strengthening of a teenager's sense of his own adulthood.
Keywords: "crisis of adolescence", reflection, self-awareness, social adulthood, conformism, "stages of social maturation".
Введение. Поиск новых подходов к изучению особенностей проявления конформизма в общении подростков со взрослыми и сверстниками становится очень востребованным в современное время. В онтогенезе одним из самых решающих и кризисных периодов считается подростковый возраст. В этом возрасте подростки стремятся приобщиться к миру взрослых, ориентируют свое поведение на убеждения, ценности и установки этого мира, т. е. меняется социальная ситуация общего развития юношей и девушек. С этим связано и характерное для подростков чувство «взрослости», и формирование своего «Я» и самооценки, и повышенного интереса к своим личностным качествам, к своим объективным достижениям и дарованиям. Подросток способен добиваться уважения от взрослых, полноправного к себе отношения, он стремится к самостоятельности, к тому, чтобы с его мнением считались. Но подросток несколько переоценивает свои возможности, стремясь к большей независимости и самостоятельности, это повышает их критичность и болезненную обидчивость к старшим [4].
Исходя из вышесказанного, социальная ситуация развития определяет критичность и переломность этого возраста. А конкретные условия жизни и развития подростков и их социальное положение во взрослом мире определяют индивидуальные особенности протекания подросткового периода. Еще К. Левин с «кризизным» положением в социуме связывал конфликтное поведение подростков [4]. Он говорил о том, что в современном обществе существуют две самостоятельные группы- взрослых и детей и каждая имеет преимущества, которыми не обладает другая. Подростки находятся посередине - между группой детей и группой взрослых и уже не хотят принадлежать к первой, но не могут полноценно примкнуть ко второй, потому что взрослые их еще не принимают. Левин констатировал, что чем больше период непринадлежности к той или иной группе, тем намного труднее протекает период подростничества. Суть подросткового кризиса, как думал Л. С. Выготский, - это перестройка взаимоотношений между социумом и ребенком и возникновение нового мышления у подростков [4]. Д. И. Фельдштейн и И. С. Кон «переломность» и «критичность» этого возраста объясняют особенностями общественной ситуации развития неординарной позиции детей по отношению к миру взрослых и специфичным способом взросления [4]. В разных условиях у разных людей существует индивидуальный временной ритм (состоящий из социальных, биологических и психологических аспектов), для вступления во взрослую жизнь. Хочется отметить, что общественный статус подростка схож с детским, так как дети еще находятся на иждивении взрослых; «переломный» он скорее в биологическом смысле, а психологической особенностью является чувство взрослости, характеризующееся неоднозначными диспропорциями в развитии. Уровень притязаний подростков превышает реальное положение в семье и обществе, которого он еще не достиг. И на этой почве возникают конфликты с самим собой, с педагогами и родителями. В общем - это пора окончания детства и «выхождения» из него [4].
Изложение основного материала статьи. Ребенок находится между детством и зрелостью, а это затрудняет ему усвоение взрослых ролей и рождает многочисленные внутренние и внешние конфликты. К примеру, продолжительность периода подростничества зависит от индивидуальных условий развития индивида, а также от контрастных требований и норм, которые инсценируются взрослым и детям: ребенок должен быть послушным, взрослый - должен уметь проявлять инициативу и быть самостоятельным. Детей не посвящают во взаимоотношения полов, а для взрослых - вопросы пола важны.
В подростковом возрасте происходят всеохватывающие сильные изменения личности (прежде всего это половое созревание, которое меняет мотивацию ребенка), из-за чего он считается «переходным» и «критическим». Подростки меняются на физическом и психологическом уровнях и им нелегко сохранять стабильность своего «Я» и чувство идентичности с социумом. Еще Д. И. Фельдштейн и И. С. Кон [2] говорили о том, что именно от взрослых дети ждут понимания и доверия, и происходит это во взаимодействии с миром взрослых, когда подросток удовлетворяет свои стремления и возможность оценить, осознать и усовершенствовать свои личные качества.
В случае, если родители и общество, общаются с подростками, как с маленькими детьми, это порождает обиду и разнообразные формы протеста- непослушание, грубость, своеволие, замкнутость, упрямство. Однако все эти черты проявляются в характере подростка только вследствие неправильного подхода к воспитанию подростков, когда не принимаются в расчет его психологические особенности, как результат