УДК 658.511
DOI: 10.21779/2500-193 0-2022-3 7-4-52-5 8 Д.А. Сулейманова
Особенности методики управленческого анализа деятельности автотранспортных
организаций
Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]
В статье обозначена значимость автомобильного транспорта в отраслевой структуре современной экономики (в отличие от других видов транспорта), обладающего высокой подвижностью и скоростью удовлетворения транспортных потребностей организаций и населения на относительно небольшие расстояния. Главным элементом транспортной системы выступает автотранспортная организация. В связи с этим необходимо проведение анализа ее деятельности, обеспечивающей работу других предприятий. Для этих целей более применимы методики управленческого анализа, имеющие особенности в различных отраслях.
Изучение методики управленческого анализа автотранспортных организаций предполагает прежде всего учет отраслевых особенностей деятельности, целью которой является оказание услуг по транспортировке грузов и перемещению пассажиров, что требует решения специфических задач внутрихозяйственного анализа, соответствующего информационного обеспечения, системы оценочных показателей, конкретных этапов аналитической работы, ранжирования факторов, влияющих на уровень и динамику объема грузооборота и пассажирооборота.
В статье отмечено, что проведение управленческого анализа в автотранспортных организациях должно быть первоочередным по отношению к финансовому анализу, что дает возможность не только комплексной оценки результатов деятельности и выявления резервов, но и определения стратегических ориентиров развития организации.
Ключевые слова: объем перевозок, технико-эксплуатационные, грузоподъёмность, пробег с грузом, выработка автомобиля.
В отраслевой структуре современной экономики автомобильный транспорт приобретает все большую значимость в удовлетворении транспортных потребностей, отличаясь от других видов транспорта высокой подвижностью, скоростью и способностью осуществлять прямую доставку грузов и людей на относительно небольшие расстояния. Главным элементом транспортной системы выступает автотранспортная организация, основной целью деятельности которой является оказание услуг по транспортировке грузов и перемещению пассажиров.
Специфика деятельности автотранспортных предприятий заключается в том, что она, являясь вспомогательной, обеспечивает непрерывную работу организаций других отраслей экономики, но при этом автотранспортные предприятия осуществляют финансово-хозяйственную деятельность как самостоятельные коммерческие организации с целью получения прибыли.
Повышение функциональной значимости и результативности деятельности автотранспортной организации во многом определяется качеством аналитической информации, необходимой для выработки эффективных управленческих решений,
направленных на решение как тактических, так и стратегических задач социально-экономического развития конкретной организации. В связи с этим управленческий анализ деятельности автотранспортной организации становится важным для объективной оценки результатов внутрихозяйственной деятельности и определения факторов экономического роста организации.
Проведение анализа деятельности автотранспортных организаций прежде всего предполагает учет их отраслевых особенностей:
- разнообразие оказываемых услуг по доставке грузов потребителю, связанных с перемещением грузов из сферы производства в сферу потребления, косвенное участие в создании потребительной стоимости и формировании рынка;
- процесс производства и процесс реализации услуг по перевозке грузов и пассажиров происходит одновременно;
- многообразие подвижного состава, в том числе и специализированного, для перевозки разнообразных по составу и комплектности грузов;
- зависимость от географических условий (горные, прибрежные районы и т. п.) и природно-климатических условий;
- влияние социально-экономических факторов (размер и масштаб деятельности самой транспортной организации, транспортно-экономические связи, местоположение туристических и курортных центров);
- высокая маневренность и оперативный характер деятельности, при этом работа основной категории персонала организации (водителей) выполняется за пределами самой автотранспортной организации;
- многообразие и специфичность показателей деятельности (грузоподъёмность, пассажирооборот, пробег, машино-день и т. д.);
- широкий спектр используемых для анализа учетных источников информации, в том числе данных оперативного учета, внеучетной информации (хронометраж наблюдений работы автотранспорта, фотографии рабочего дня); технической документации (технологические карты перевозок, схемы маршрутов, карты проведения техосмотра и др.).
Учитывая вышеназванные особенности хозяйственной деятельности автотранспортных организаций, можно установить, что для достижения цели анализа - повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации в результате увеличения объема перевозок и улучшения их качества, необходимо последовательное решение ряда аналитических задач [4]:
- анализ динамики и выполнения плана по объемам грузоперевозок и перевозок пассажиров, определение факторов изменения объема грузооборота и объема пассажирооборота;
- анализ работы подвижного состава, оценка уровня и динамики технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей с точки зрения скорости, грузоподъемности, пробега и т. д.;
- оценка обеспеченности автотранспортных организаций ресурсами (материалы, топливо, запчасти, оборудование, персонал) и анализ эффективности их использования;
- анализ затрат на услуги автотранспортных организаций и себестоимости автоперевозок;
- оценка и анализ качества услуг по перевозке грузов и перемещению пассажиров, контроль за ритмичностью и регулярностью автомобильных перевозок;
- выявление резервов увеличения объема перевозок и повышения конкурентоспособности автотранспортных организаций на рынке услуг.
Основным оценочным показателем деятельности грузовой автотранспортной организации является объем грузооборота, то есть объем перевезенных грузов на определенное расстояние. Соответственно для пассажирской автотранспортной организации таким показателем будет объем пассажирооборота, т. е. число пассажиров, перемещенных на определенное расстояние [5].
Изучая объемы грузооборота и пассажирооборота, необходимо оценить выполнение заданий по объему перевозок и их динамику за отчетный период (год, квартал, месяц), а в рамках проведения оперативного анализа - за неделю, декаду, день. При этом анализ целесообразно проводить исходя из структурных изменений в номенклатуре грузооборота и пассажирооборота (по видам грузов и срокам их доставки, конкретным грузополучателям, видам транспортных средств, по отдельным маршрутам и др.)
В числе основных факторов, влияющих на уровень и динамику объемов грузооборота и пассажирооборота, необходимо выделить следующие: обеспеченность подвижным составом и структура автопарка; техническое состояние автомобилей, организация их техобслуживания и ремонта; обеспеченность необходимыми материалами; наличие соответствующих категорий персонала и квалификация водителей; планирование и организация маршрутов, в том числе введение новых скоростных экспресс-маршрутов и ликвидация старых маршрутов; номенклатура и структура грузооборота и пассажирооборота; время нахождения на маршруте, скорость движения автомобиля, регулирование уличного движения; эффективное использование пробега, степень загруженности автомобиля и его грузоподъемность; состояние и покрытие дорог, дальность расстояния перевозок; устройство подъездных путей к местам погрузки и выгрузки, механизация погрузочно-разгрузочных работ; уровень пассажиропотока в отдельных районах и в определенное время дня и др.
Для определения влияния вышеназванных факторов на динамику объемов грузооборота и пассажирооборота используют известные способы факторного анализа методами элиминирования. При этом можно строить различные факторные модели в зависимости от числа влияющих факторов и их соподчинённости по порядковым уровням.
Обобщающими показателями для анализа объемов грузооборота и пассажиро-оборота автотранспортной организации являются показатели выработки, характеризующие объем грузооборота или пассажирооборота в расчете на один автомобиль за определённое время: годовая, дневная, часовая выработка автомобиля [6].
Наибольшее влияние на объемы перевозок грузов и пассажиров оказывают факторы, связанные с изменением скорости, эффективности пробега, грузоподъемности машин и их технического состояния. Оценка влияния этих факторов возможна на основе расчета и анализа технико-эксплуатационных показателей оценки качества работы автомобилей. Раскроем содержание и аналитическую интерпретацию некоторых из них.
Техническое состояние находящихся в парке автомобилей и возможность их использования в работе характеризуются коэффициентом технической готовности машины. Этот коэффициент показывает долю технически готовых машин в общей численности машин автопарка с учетом числа дней. Его уровень зависит от числа дней нахождения подвижного состава в хозяйстве и числа дней нахождения в ремонте. Чем выше значение данного показателя, тем лучше техническое состояние, готовность автомоби-
лей к работе. Снижение данного показателя в динамике свидетельствует об ухудшении технического состояния машин, о наличии целодневных простоев при проведении ремонта и техобслуживании, о низкой пропускной способности пунктов технического обслуживания и ремонта машин.
Для характеристики степени использования автомобилей в работе в анализе применяют расчет коэффициента выпуска автомобилей на линию, низкий уровень которого будет говорить о простоях технически готовых автомобилей, например из-за необеспеченности материалами, топливом, природно-климатических условий, плохой работы диспетчерской службы, неподготовленности грузов, невыхода на работу водителя и др.
Важным показателем качества работы автотранспортной организации (АТО) может служить коэффициент использования рабочего времени, который показывает время нахождения автомобиля в пробеге по отношению ко времени нахождения в наряде. Снижение данного показателя свидетельствует о росте внутрисменных простоев машин, увеличении времени нахождения под погрузкой и разгрузкой сверх нормы.
Конечно же, при оценке работы АТО важно не только время в пробеге, но и то, каким был этот пробег: с грузом или без груза. Эффективным считается пробег машины с грузом. Снижение уровня коэффициента использования пробега свидетельствует об увеличении нулевых и порожних пробегов, о преобладании односторонних маршрутов пробега или же о широком использовании специализированных кузовов автомобилей, позволяющих перевозить в них только специфический груз при отсутствии такого груза, обратный пробег может оказаться порожним.
Объем грузооборота напрямую зависит от грузоподъемности машин и полноты загруженности машины, которую в анализе можно оценить коэффициентом использования грузоподъемности. Он показывает полноту загруженности отдельной машины по отношению к средней технической грузоподъемности данной машины. Низкий уровень этого коэффициента свидетельствует о неполной загруженности машин, перевозке маловесных грузов в грузовых автомобилях большого тоннажа.
Говоря о технико-эксплуатационных показателях использования автотранспорта, нельзя не отметить важность в анализе таких показателей, как дальность перевозки (среднее расстояние), техническая скорость движения и среднеэксплуатационная скорость работы автомобиля.
Дальнейший анализ деятельности автотранспортной организации сводится к изучению обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами и использования по классической методике анализа, применяемого в коммерческих организациях.
В процессе анализа себестоимости услуг автотранспорта целесообразно определять такие показатели, как затраты на содержание и эксплуатацию автомобилей, затраты на содержание одного автомобиля, себестоимость одного тонно-километра или пас-сажиро-километра.
При этом анализ следует проводить в разрезе переменных и постоянных затрат. Состав переменных расходов в АТО, зависящих от объема грузооборота (пассажиро-оборота) несколько специфичен, так к нему относят стоимость нефтепродуктов, износ автопокрышек, затраты на ремонт автомобилей, расходы на заработную плату водителей. Влияние постоянных расходов, переменных расходов и объема грузооборота на общую сумму затрат можно определить, используя их корреляционно-регрессионную зависимость.
Все вышеобозначенные аспекты методики управленческого анализа деятельности автотранспортных организаций учитывают отраслевые особенности и возможность ее применения при проведении внутрихозяйственного анализа в различных сегментах предпринимательской деятельности АТО организаций (организация в целом, участок, бригада, передел, заказ и т. д.).
Ранее мы уже исследовали особенности методик управленческого анализа в коммерческих организациях различных отраслей: торговли, сельского хозяйства, строительства и пришли к подтверждению того, что проведение управленческого анализа должно быть первоочередным по отношению к финансовому анализу, хотя на сегодняшний день менеджеры предприятий уделяют этому недостаточное внимание, а управленческий анализ практически не проводится [7]. И тем не менее залогом результативной финансовой деятельности коммерческой организации любой отрасли является все-таки ее внутрихозяйственная деятельность. Поэтому проведение управленческого анализа в автотранспортных организациях с учётом вышеизложенных особенностей методики анализа дает возможность комплексной и более объективной оценки результатов деятельности, выявления резервов экономического роста и определения стратегических ориентиров развития организации.
Литература
1. Никифорова Н.А., Тафинцева В.Н. Управленческий анализ. - М.: Юрайт, 2016. - 468 с.
2. Гаджиев Н.Г., Халидов М.М., Гаджиев М.Н. Системный подход к анализу факторов экономического роста // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2017. Т. 32, № 1. - С. 6-12.
3. Афонцов В.А. Учет и анализ наличия и использования автотранспорта // Евразийское Научное Объединение. 2018. № 6-3 (40). - С. 121. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35328972
4. Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Ненастин С.В. Особенности финансово-экономического анализа деятельности автотранспортных предприятий // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2015. Вып. 3 (43). -С. 137-141. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-finansovo-ekonomicheskogo-analiza-deyatelnosti-avtotransportnyh-predpriyatiy/viewer
5. Чернявская С.А., Ходаринова Н.В., Агафонова А.С. Анализ особенностей развития предпринимательской деятельности автотранспортной компании // Вестник Академии знаний. 2020. № 39 (4). - С. 352-368. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-razvitiya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-avtotransportnoy-kompanii/viewer
6. Вандина О.Г., Манукайло И.А. Анализ результатов деятельности автотранспортных организаций как фундамент оптимального планирования // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 12 (72). - С. 80-88. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25625743
7. Сулейманова Д.А. Методические аспекты управленческого анализа в отдельных отраслях хозяйства // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2019. Т. 34, № 1. - С. 15-20.
8. Матанцева О.Ю. Правовые аспекты экономической устойчивости автотранспортной организации: монография. - М., 2016. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26377418
9. Surakatov Nurmagomed S., Abdullaeva Tamara K., Gamidullaev Rami В.Ю., Sul-tanov Garun S. Management processes reengineering: implementation principles and tools of industrial and innovative enterprise activity // Revista ESPACIOS. 2019. Vol. 40, по. 16. -P. 14.
10. Зюзина Н.Н., Кадасёв Д.А., Воронин Н.В. Экономические аспекты управления транспортной системой региона // Инновационная экономика и право. 2022. № 2 (21). -С. 46-55. - Режим доступа: https:// elibrary. ru/item. asp? id =48684448
References
1. Nikiforova N.A., Tafintseva V.N. Managerial analysis. - M.: Yurayt Publishing House, 2016. - 468 p.
2. Hajiyev N.G., Khalidov M.M., Hajiyev M.N. A systematic approach to the analysis of economic growth factors // Bulletin of Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2017. Vol. 32, no. 1. - Pp. 6-12.
3. Afontsov V.A. Accounting and analysis of the availability and use of vehicles // Eurasian Scientific Association. 2018. no. 6-3 (40). - P. 121. https://elibrary.ru/item.asp?id=35328972 .
4. Konovalova T.V., Nadiryan S.L., Nenastin S.V. Features of financial and economic analysis of the activities of motor transport enterprises // Bulletin of the Siberian State Automobile and Road Academy. 2015. Issue 3 (43). - Pp. 137-141. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-finansovo-ekonomicheskogo-analiza-deyatelnosti-avtotransportnyh-predpriyatiy/viewer.
5. Chernyavskaya S.A., Khodarinova N.V., Agafonova A.S. Analysis of the peculiarities of the development of entrepreneurial activity of a motor transport company//Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. по. 39 (4). P. 352-368. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-razvitiya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-avtotransportnoy-kompanii/viewer.
6. Vandina O.G., Manukailo I.A. Analysis of the results of the activities of road transport organizations as the foundation of optimal planning // Modern Economy: problems and solutions. 2015. no. 12 (72). pp. 80-88. https://elibrary.ru/item.asp?id=25625743
7. Suleymanova D.A. Methodological aspects of management analysis in certain sectors of the economy // Bulletin of Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2019. Vol. 34, no. 1. - Pp. 15-20.
8. Matantseva O.Yu. Legal aspects of economic sustainability of a motor transport organization. Monograph. Moscow, 2016. https://elibrary.ru/item.asp?id=26377418 .
9. Surakatov, Nurmagomed S., Abdullayeva Tamara K., Gamidullaev Rami B., Sul-tanov Garun S. Management processes reengineering: implementation principles and tools of industrial and innovative enterprise activity // Revista ESPACIOS. 2019. Vol. 40, по. 16. -P. 14. ISSN 0798.
10. Zyuzina N.N., Kadasev D.A., Voronin N.V. Economic aspects of regional transport system management // Innovative economics and law. 2022. no. 2 (21). - Pp. 46-55. https:// elibrary. ru/item. asp? id =48684448.
Поступила в редакцию 6 декабря 2022 г.
UDC 658.511
DOI: 10.21779/2500-193 0-2022-3 7-4-52-5 8
The Management Analysis Procedure in the Activities of Transport Companies
D.A. Suleymanova
Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
The article outlines the importance of road transport in the sectoral structure of the modern economy (unlike other types of transport) characterized by its high mobility and readiness to meet the transport needs of organizations and the population over relatively short distances. The main element of the transport system is a motor transport organization. In this respect, it is necessary to analyze its activities that ensure the work of other enterprises. For these purposes, the management analysis techniques that have features in various industries are more applicable.
The management analysis procedure in the activities of car companies firstly involves taking cue for the features of their activity, aimed at providing services for the transportation of goods and passengers, requiring to solve some specific tasks of intra-business analysis, appropriate information support, a system of evaluation indicators, specific stages of analytical work, ranking factors affecting the level and dynamics of the volume of cargo and passenger turnover.
The article substantiates that the management analysis in road transport companies should be a priority in relation to financial analysis, which makes it possible not only to comprehensively assess the results of activities and identify reserves, but also to determine strategic guidelines for the development of the organization.
Keywords: volume of transportation, technical and operational, load capacity, mileage with cargo, car production.
Received 6 December 2022