УДК 656.13:658 (075.8)
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЕМ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
л
© Н.В.Тарханова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья посвящена методике оценки факторов, оказавших влияние на выполнение плана перевозок грузов и пассажиров. Выполнение плана перевозок грузов и пассажиров является основной задачей транспортного предприятия. Результаты выполнения плана перевозок оказывают влияние на многие показатели работы предприятия. Поэтому анализ выполнения плана перевозок предшествует анализу всех остальных показателей деятельности автотранспортного предприятия. Работники экономических подразделений предприятий автомобильного транспорта, управленческие кадры, финансовые работники должны хорошо знать и понимать условия проведения, особенности реализации, методологическую специфику и управленческую ценность аналитических процедур в приложении к конкретным отраслевым структурам и экономическим ситуациям. Они обязаны в полной мере владеть всеми методами анализа применительно к конкретным проблемам предприятий и потребностям управления. Ключевые слова: анализ плана перевозок грузов и пассажиров; аналитическая работа; анализ выполненной транспортной работы; план перевозок по закрепленной клиентуре; ритмичность перевозок; технико -эксплуатационные показатели.
ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE AMOUNT OF TRANSPORTATION SERVICES N.V. Tarkhanova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the evaluation methods of factors affecting the implementation of freight and passenger transportation plan. The latter is the main task of a motor transport enterprise. The results of the transportation plan implementation affect many indicators of enterprise operation. Therefore, the analysis of transportation plan implementation precedes the analysis of all other indicators of transportation enterprise performance. Employees of economic subdivisions of motor transport enterprises, senior executives, financial workers should know and clearly understand the implementation conditions and features, methodological specificity and managerial value of analytical procedures as applied to specific branches of industry and economic situations. They must have a good command of all the methods of analysis as applied to specific problems of enterprises and management needs.
Keywords: analysis of the freight and passenger transportation plan; analytical work; analysis of performed transportation; transportation plan for fixed clients; transportation rhythmicity; technical and operational indices.
Планирование на транспортном предприятии -необходимая часть его функционирования, позволяющая принять меры и уменьшить, а иногда предотвратить затраты в наиболее весомых статьях расходов. Верное и подкрепленное расчетами решение помогает руководителю предприятия принимать правильные обоснованные решения. Результаты выполнения плана перевозок оказывают влияние на многие показатели работы предприятия (например, на доходы, себестоимость, производительность труда, прибыль). Поэтому анализ выполнения плана перевозок является важнейшим этапом аналитической работы [3].
На первом этапе аналитической работы дают оценку выполнения плана перевозок, количества перевезенных пассажиров и выполненной транспортной работы за ряд лет. При анализе динамики показателей исчисляют абсолютный прирост перевозок, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста. Если при анализе фактического выполнения плана по годам выясняется, что этот рост не обеспе-
чивается, то под угрозой срыва находится выполнение плана. В данном случае необходимо выявить причины, изыскать резервы и наметить пути для восполнения допущенного отставания, обеспечив большие темпы роста объемов перевозок в последующие годы.
На втором этапе анализа факторов, оказавших влияние на объем транспортных услуг, целесообразно оценить такой важный показатель эффективности работы транспортного предприятия, как ритмичность перевозок. Анализ ритмичности дает возможность вскрыть дополнительные резервы увеличения объема перевозок, роста производительности труда, снижения себестоимости, увеличения прибыли. Анализ результатов работы за дни, когда план не выполнялся, позволит наметить конкретные мероприятия по ликвидации помех в работе [1].
Далее проводится анализ выполнения плана перевозок по закрепленной клиентуре, выявляющий причины изменения объема перевозок по предприятиям-грузоотправителям.
1Тарханова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте; тел.: (3952) 405135, e-mail: tarnato@yandex.ru
Tarkhanova Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (S952) 4Q51S5, e-mail: tarnato@yandex.ru
1S4
ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (1Q1 ) 2Q15
1814-S52Q
На следующем этапе анализа необходимо обосновать факторы, оказавшие влияние на объем транспортных услуг. Отличие отчетных данных от плановых по объему перевозок может происходить по причинам, зависящим от предприятия и не зависящим от него. Изменение таких технико-эксплуатационных показателей, как среднесписочное количество автомобилей, средняя грузоподъемность, средняя длина ездки, среднее расстояние перевозки, происходит в основном по причинам, не зависящим от предприятия. Для определения влияния указанных факторов следует рассчитать аналитический объем перевозок, воспользовавшись приемом выравнивания начальных точек анализа. Аналитический объем перевозок в данном случае - это количество тонн, которое можно было перевезти имеющимся подвижным составом с учетом структуры парка и сложившейся длины ездки. Все остальные показатели применяются в плановом значении.
Таким образом, определяют, чему бы равнялось плановое задание по тоннам и выполненным тонно-километрам, если бы планом предусматривалось отчетное среднесписочное количество автомобилей, отчетная структура автомобильного парка, отчетная длина ездки и отчетное расстояние перевозки.
коэффициент использования грузоподъемности статический; Асс - среднесписочное количество автомобилей; ав - коэффициент выпуска автомобилей на линию; Дк - календарные дни; ¡е - длина ездки с грузом, км; 1„.р - время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку, ч; ¡п - среднее расстояние перевозки, км.
Аналитический объем перевезенных пассажиров определяют по формуле
■Уэ-р-д'-уАса ■ Дк
Т
Q" =Тн-
11
(3)
Q" =
Тн V-Р-q''7c A-ав-Дк i'e+ vt -Р-1„-р
(1)
Ра = ОЧ'п, (2)
где Тн - время в наряде, ч; чТ - техническая скорость, км/ч; р - коэффициент использования пробега; ц - средняя грузоподъемность автомобиля, т; ус -
При планировании и учете по моделям автомобилей аналитический объем перевозок исчисляют по каждой модели отдельно. Результаты расчетов суммируют. Таким образом, определяют аналитический объем перевозок в целом по предприятию.
Рассчитав значение и определяют величину абсолютного, относительного и допустимого отклонений, используя прием выравнивания начальных точек анализа. Для выполнения указанных расчетов необходимо иметь сведения о выполнении плана по эксплуатации подвижного состава (табл. 1).
В данном примере после вычислений по формулам (1)-(2) аналитическая величина объема перевозок грузов составляет 347,578 тыс. тонн и показывает, каким был бы план предприятия с учетом факторов, оказывающих влияние на объем перевозок (среднесписочное количество автомобилей, средняя длина ездки с грузом и грузоподъемность автомобилей). Аналитический грузооборот составляет
73 582,262 тыс. т/км.
Выполнение плана по эксплуатации подвижного состава
Таблица 1
Показатель План Отчет Выполнение плана, %
Среднесписочное количество автомобилей Асс 145 145,6 100,414
Коэффициент технической готовности аТ 0,817 0,809 99,0
Коэффициент выпуска автомобилей на линию ав 0,49 0,541 110,408
Время в наряде ТН, ч 12 9,5 79,167
Техническая скорость Vm, км/ч 25,5 25 98,039
Коэффициент использования пробега р 0,498 0,5 100,402
Средняя грузоподъемность q, т 14,37 14,36 99,93
Коэффициент использования грузоподъемности ус 1,348 1,48 109,792
Средняя длина ездки /ег, км 297 227,6 76,633
Время простоя под погрузкой и разгрузкой t„.p, ч 0,79 0,73 92,405
Среднее расстояние перевозки /п, км 331,5 211,7 63,861
Объем перевозок Q, тыс. т 249,328 306,519 122,938
Грузооборот Р, тыс. т/км 82 652,1 64 890 78,51
1814-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101 ) 2015
135
Таким образом, после расчетов у аналитика имеются в распоряжении три величины, характеризующие плановый, отчетный и аналитический объемы перевозок. Исходя из этих величин, определяется абсолютное, относительное и допустимое отклонения. Отклонения от плана определяются по формулам:
- Абсолютное отклонение
4 = &-Q. (4)
- Относительное отклонение
Ое = &- &. (5)
- Допустимое отклонение
Дв = & - &. (6)
Аналогично рассчитываются отклонения для объема выполненной транспортной работы (табл. 2).
в = А,
(8)
где i - текущий индекс вышеуказанного технико-эксплуатационного показателя; П, - процент выполнения плана по 1-му технико-эксплуатационному показателю.
Определение влияния средней длины ездки, технической скорости, коэффициента использования пробега и времени простоя под погрузкой и разгрузкой на выполнение плана перевозок производятся с помощью поправочного коэффициента, учитывающего непропорциональную зависимость 8 :
вве = 8 - 1)100; (9)
АР1е = П, -100 ; (10)
Абсолютные, относительные и допустимые отклонения
Таблица 2
Абсолютное отклонение Относительное отклонение Допустимое отклонение
Показатель Натур. ед. % Натур. ед. % Натур. ед. %
Объем перевозок 0 57,191 22,9 -41,059 11,81 98,251 39,41
Грузооборот Р -17 762,07 21,49 -8 692,222 11,81 -9069,848 10,97
В результате вычислений выявлено, что план по показателю «Объем перевозок» перевыполнен на 57,1912 тыс. т, по грузообороту план не выполнен на 17 762,07 тыс. т/км. Перевыполнение плана по объему перевозок произошло по объективным, не зависящим от предприятия причинам (изменение количества автомобилей, средняя их грузоподъемность и средняя длина ездки), так как допустимое отклонение составило 98,2504 тыс. т.
Относительное отклонение показывает, что предприятие по причинам, зависящим от предприятия, не выполнило план как по объему перевозок на 41,0592 тыс. т, так и по грузообороту на 8692,222 тыс. т/км. Допустимое отклонение указывает, что по причинам, не зависящим от АТП, предприятие не выполнило план по грузообороту на 9 069,848 тыс. т/км.
Данная методика позволяет определить характер причин, влияющих на выполнение или не выполнение плана, как технико-экономических, так и технико-эксплуатационных показателей предприятия. Таким образом, в данном примере предприятие перевыполнило план по объему перевозок благодаря причинам, не зависящим от предприятия, план по грузообороту не выполнен как по причинам, зависящим, так и не зависящим от транспортного предприятия.
Задачей дальнейшего анализа является выявление факторов, обусловивших выполнение плана. Все изменения, происходящие в организации перевозочного процесса, обязательно скажутся в той или иной степени на величине эксплуатационных показателей. Анализ влияния технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) на выполнение плана перевозок грузов и пассажиров проводится с помощью приема цепных подстановок.
Для показателей Асс, ае, , q , ус применяются формулы:
Щ = П -100 ; (7)
Ав,^ = (8,, -1)100;
Аа_ р =А,;
АвуТ = П¥т 8. -100; Авт =АГт; Ав, = Пр8р-100; Авр=АРр.
(11) (12)
(13)
(14)
(15)
(16)
Для расчета 8,
, в знаменатель подставля-
( ьУг.р.,,-р) 14
ется значение соответствующего ТЭП в отчетном периоде:
8 =
(1е + р )
(К + р)
(17)
Для выполнения указанных расчетов необходимо иметь сведения о выполнении плана по эксплуатации подвижного состава.
Для анализа влияния технико-эксплуатационных показателей (Тн, чэ, К, ц, у, Асс, ав) на выполнение плана перевезенных пассажиров применяются формулы (7)-(8).
Влияние среднего расстояния перевозки пассажиров определяется по формуле
в = 1у-100-100 .
(18).
Пример анализа влияния технико-эксплуатационных показателей на выполнение плана перевозок грузов приведен в табл. 3. Перевыполнение плана по таким технико-эксплуатационным показателям, как время в наряде, техническая скорость, грузоподъемность и среднесписочное количество автомобилей, привело к увеличению объема перевозок и грузооборота на 43,110%, 4,265%, 4,223% и 8,065 % соответственно.
Невыполнение плана по коэффициенту использования грузоподъемности, коэффициенту выпуска ав-
136
ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015
1814-3520
томобилей на линию привело к снижению объема перевозок и грузооборота на 8,081% и 75%.
Перевыполнение плана по средней длине ездки увеличило грузооборот на 0,742%, но при этом объем перевозок снизился на 0,6%. Перевыполнение плана по таким показателям, как время простоя под погрузкой-разгрузкой и среднее расстояние перевозки, привело к снижению объема перевозок и грузооборота на 8% и 18,092% соответственно.
телей, таких как: время в наряде; техническая и эксплуатационная скорость движения; коэффициент использования пробега; грузоподъемность подвижного состава; коэффициент использования грузоподъемности; время простоя под погрузкой и разгрузкой; средняя длина ездки и среднее расстояние перевозки; коэффициент технической готовности.
Изменение уровня технико-эксплуатационных показателей вызывает множество различных причин [4].
Таблица 3
Влияния технико-эксплуатационных показателей на выполнение плана перевозок
Показатель Выполнение плана, % Поправочный коэффициент Влияние ТЭП на объем перевозок, % Влияние ТЭП на грузооборот, %
Тн, ч 143,110 AQTa = 143,110 -100 = 43,110 APr„ = 43,110
Vm, км/ч 105,000 SVt = 0,993 AQvT = пГт 8 -100 = = 105,000 • 0,993 -100 = 4,265 APvt = 4,265
ß 100,000 8ß = 1,000 AQß= nß-8ß-100 = = 100,000-1 -100 = 0 APß= 0
q, т 104,223 AQ = 104,223 -100 = 4,223 APq = 4,233
Yc 91,919 AQr = 91,919-100 = -8,081 APJc =-8,081
Асс 108,065 AQa* = 108,065 -100 = 8,065 APacc = 8,065
ав 25,000 AQa^ = 25 -100 = -75 APa =-75
1ег, км 100,742 8 = 0,994 AQh = 8 -1) • 100 = = (0,994 -1)-100 = -0,6 AP = П -100 = le le = 100,742 -100 = 0,742
tnp ч 162,500 8 = 0,920 ^п-р AQv р = 8 р -1'100 = = (0,920 -1) • 100 = -8 AP =-8 ^n-р
1п, км 122,088 AQß = ln / l'n -100 = = 249/304 -100 = -18,092 AP, =-18,092
Анализ эксплуатационных показателей устанавливает конкретные причины, обусловившие их отчетное значение [2]. На данном этапе анализа необходимо рекомендовать мероприятия по увеличению значений исследуемых технико-эксплуатационных показа-
Знание факторов, влияющих на эти показатели, умение выделить основные факторы, понимание взаимосвязи между показателями и овладение техникой их расчета являются для аналитика обязательным.
Статья поступила 25.03.2015 г.
Библиографический список
1. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 320 с.
2. Матвеева М.А., Ковалева Т.С., Шаров М.И. Повышение
качества функционирования интермодальных узлов приго-
родного железнодорожного пассажирского транспорта иркутской агломерации // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. № 6 (11). С. 115-122.
3. Тарханова Н. В. Анализ факторов, влияющих на транспортную подвижность льготных категорий населения // Вестник ИрГТУ. 2011. № 11 (58). С. 146-151.
4. Яценко С.А. Качество логистики с позиций обслуживания клиентуры в транспортно-логистических компаниях // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 19 (146). Вып. 9. с. 88-91.
1814-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015
137