Научная статья на тему 'Особенности логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида в условиях сельской местности'

Особенности логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида в условиях сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида в условиях сельской местности»

основной жизненный опыт человека закладывается в период до трех, пяти лет. К условиям развития толерантности мы относим: наличие преемственности между данными ступенями образования; демократический стиль общения с детьми; реализацию технологий, обеспечивающих ребенку активную позицию на разных ступенях образования; право на свободу выбора деятельности по интересам; учет природных особенностей детей; их любознательности и подвижности; отслеживание уровня развития толерантности по развитию эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуальной сферы, физического и психического здоровья дошкольника и ученика.

Непрерывность образования растущего человека - гарантия преемственности и эффективности накопления навыков взаимодействия ребенка со сверстниками в разных условиях пребывания его в учебно-воспитательном процессе детского сада и начальной школы. Это обеспечивает детям возможность для развития новых способов мышления, деятельности, а так же умения контактировать друг с другом в условиях решения разнообразных учебных и игровых задач.

Результаты свидетельствуют - дети в нашем опыте становятся доброжелательными, спокойными, с высоким чувством собственного достоинства. Анализ показывает, что сформированные качества личности ребенка находят свое дальнейшее развитие в последующей взрослой жизни человека.

Е. А. Воронина

Особенности логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида в условиях сельской местности

«Детский сад комбинированного вида» - дошкольное образовательное учреждение, в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании1.

Сопровождение детей с задержкой психического развития - это структурированный, динамический процесс, комплексная деятельность специалистов, работающих с ребёнком (учитель - дефектолог, педагог - психолог, учитель - логопед, воспитатель, врач, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель, и др.) при совместной работе с родителями, и координировании всей деятельности представителем администрации дошкольного образовательного учреждения. Структурой сопровождения решаются задачи:

1 www.krao.ru/files/fck/.../prim polozhenie det skii sad kombinir.doc

47

систематическое отслеживание медицинского, психологического, педагогического статуса ребенка в динамике его комплексного развития; систематическая психолого-педагогическая и медицинская помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, групповых и индивидуальных занятий, психокоррекции, псиxoлoгичecкoй и медицинской поддержки; консультативная помощь родителям детей с ЗПР; отслеживание социокультурного и психологического развития ребёнка с ЗПР в школе.

Сопровождение детей дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида должно являться неотъемлемой частью коррекционно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Это можно объяснить следующими причинами: особенностями психического развития детей - дошкольников с ЗПР; отсутствием у родителей детей с ЗПР возможности дополнительного развития своих детей в условиях сельской местности, недостатком квалифицированного педагогического персонала; удалённостью села от города, где родители не могут себе позволить систематически отвозить детей в ближайший город; чрезмерной занятостью родителей детей с ЗПР, они не могут уделять должного внимания своим детям; недостаточностью в медицинских учреждениях в селе медработников, поэтому прослеживается недостаточное медицинское сопровождение детей; неспособностью родителей детей с ЗПР в сельской местности адекватно оценить уровень развития своего ребенка, поэтому, достаточно часто мнение родителей о своих детях преувеличены, не соответствуют действительности.

Детский сад комбинированного вида для сельских детей является единственной развивающей средой, в которой они пребывают. Поэтому комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида в сельской местности является необходимым условием их обучения, воспитания, развития и коррекции.

Разработкой теории и практики комплексного сопровождения детей с ЗПР занимались Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Н. Н. Яковлева, И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, У. В. Ульенкова и др.

Целью нашего исследования является выявление особенностей психического и речевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР для формирования у них недостающих знаний, умений и навыков; коррекции речи в процессе комплексного сопровождения.

Наш эксперимент проходил на базе сельского МДОУ «Детский сад № 25 комбинированного вида», в д. Сяськелево Гатчинского района Ленинградской области. Для проведения эксперимента, была отобрана группа испытуемых, в которую вошли дети старшей группы.

48

При рассмотрении личных дел воспитанников, мы обнаружили задержку психического развития и речевые нарушения. У 55,5 % детей обнаружились соматические заболевания.

Логопедическое обследование детей заключалось в проверке качества знаний, умений и навыков по основным разделам программы (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: М., Просвещение, 2009) и у детей проверялись знания в соответствии с программными требованиями на конец учебного года средней группы. Материал был отобран с учётом основных требований по каждому разделу программы:

Звукопроизношение: проверялось произношение всех групп звуков.

Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха: повторение слогов с оппозиционными звуками, выделение на слух ударного гласного звука в начале слова, дифференциация смешиваемых в произношении звуков, выделение заданного звука на фоне слова по картинкам и на слух.

Воспроизведение слоговой структуры слова: звуконаполняемость, воспроизведение предложений.

Состояние грамматического строя речи: словоизменение (преобразование имён существительных им. падежа ед. числа во множественное число, согласование имён числительных 2 и 5 с именами существительными), словообразование (образование имён существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, употребление предлогов).

Лексический строй речи: знание обобщающих слов, домашних и диких животных и их детёнышей, профессий, транспорта, времён года, дней недели, слов с противоположным значением.

Понимание речи: выполнение двух - трёх поручений в заданной последовательности, понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам, понимание соотношения между членами предложения по сюжетным картинкам, понимание сложноподчинённых предложений.

Связная речь: беседа, рассказ по картинке, рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ, составление рассказа - описания предмета.

Проверка знаний, умений и навыков детей с ЗПР проводилась учителем - логопедом, индивидуально с каждым ребёнком.

Анализируя данные, мы выявили как каждый ребёнок произносит звуки, и усваивает программный материал, какие потенциальные возможности имеются у каждого ребёнка.

49

В процессе анализа экспериментальных данных нами были выделены уровни сформированности ЗУНов: высокий, средний, низкий. Высокий уровень нами считался в тех случаях, когда ребёнок полностью справлялся с предъявляемыми заданиями и выговаривал все звуки правильно. Средний уровень мы считали, когда ребёнок не мог выговаривать 1-2 группы звуков и справлялся с заданием с помощью взрослого, понимая основное содержание вопроса. Низкий уровень нами засчитывался, когда ребёнок даже с помощью взрослого испытывал затруднения в задаваемом вопросе, не мог выговорить от 3-х групп звуков.

Анализируя данные логопедического обследования, мы обнаружили, что высокий уровень развития речевой деятельности не имеет ни один испытуемый ребёнок, и можем сделать подробные выводы по основным разделам программы (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009).

Звукопроизношение. Средний уровень показали 44,4 % детей, высокий - 55,5 % детей.

Фонематическое восприятие. Состояние фонематического слуха. Не смогли выделить на слух ударный гласный звук в начале слова, а также, испытывали большие трудности в дифференциации смешиваемых в произношении звуков по 88,8 % детей, 55,5 % детей не смогли повторить слоги с оппозиционными звуками. Все дети не смогли выделить заданный звук на фоне слова.

Воспроизведение слоговой структуры слова. Самым сложным в этом виде речевой деятельности оказалось воспроизведение предложений. С этим заданием не справились 88,8 % детей. 77,7 %

- не смогли воспроизвести нужную звуконаполняемость слов со сложной слоговой структурой.

Гоамматический строй речи. По 88,8 % исследуемых детей не смогли справиться с заданиями словообразования и словоизменения.

Лексический строй речи. Самым сложным в этой части эксперимента для детей оказалось называние домашних и диких животных, а также называние времён года и дней недели. С этим заданием не справились все 100 % детей. 88,8 % не смогли назвать слова - антонимы. 33,3 % не смогли обобщить слова.

Связная речь. С оставлением рассказа по серии сюжетных картинок и пересказом не смогли справиться все 100 % испытуемых, 88,8 % детей не составили рассказа по сюжетной картинке, и 77,7 %

- не смогли составить рассказ - описание предмета.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что испытуемые дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в приобретении знаний, умений и навыков во всех компо-

50

нентах речевой деятельности, предусмотренных программой (Фи-личева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009).

Кроме этого, по каждому разделу программы присутствует большой процент детей не справившихся с заданием: 100 % детей не выделили заданный звук на фоне слова. 88,8 % не справились с заданиями требующих словоизменения и словообразования, а также на воспроизвели предложения со сложной слоговой структурой. Не знают домашних и диких животных, их детёнышей, а также, времён года и дней недели 100 % детей. Этот факт мы можем объяснить недостаточностью знаний и представлений детей об окружающем мире, что доказывает необходимость более серьёзной работы со стороны воспитателей. Не умеют пересказывать несложные тексты, и не могут составить рассказ по серии сюжетных картинок 100 % детей. Большинство испытуемых не увидели логической последовательности между сюжетными картинками, что требует более углублённой работы со стороны педагога-психолога в данном ДОУ. 88,8 % детей не смогли составить рассказ по картинке. Работа воспитателя на занятиях по развитию связной речи находится на низком уровне.

Таким образом, из исследования, мы видим, что дети, посещающие логопедическую группу имеют комплекс речевых нарушений, и это усугубляется педагогической запущенностью, возникающей вследствие халатного отношения к своим должностным обязанностям со стороны воспитателей и незаинтересованности родителей.

Наше практическое исследование показало, что уровень знаний, умений и навыков детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в соответствии с программой (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009) демонстрирует низкий уровень речевого развития, что требует более эффективной коррекционно - развивающей, комплексной работы с данным контингентом детей.

Л. М. Шипицына предложила следующую коррекционнологопедическую работу с детьми с ОНР в логике сопровождения.

Со стороны медицинского персонала: детям делают массаж, осуществляют физиотерапевтическое лечение, ДФК, оказывают психотерапевтическую помощь.

Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приёмы коррек-

51

ционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и воспитателями.

Поскольку мы (Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. -СПб., 2005) говорим о детях с нарушениями речи, значит, ведущим будет логопедическое сопровождение, состоящее из:

1. Работы по развитию понимания речи.

2. Создания мотивации для развития речевых коммуникаций.

3. Формирования пространственных представлений и сенсомоторных навыков.

4. Коррекции неправильного звукопроизношения.

5. Развития фонематического восприятия, фонематического восприятия, синтеза и представлений.

6. Уточнения и расширения словарного запас.

7. Усвоения грамматических категорий.

8. Развития психических функций.

9. Воспитания эмоционально - волевой сферы.

10. Подготовка к обучению в школе.

11. Проведения логопедической работы по коррекции конкретных речевых нарушений при осложнённых формах общего недоразвития речи. Коррекционно-логопедическая работа в группе осуществляется под контролем логопеда.

Содержание логопедической работы строится с учётом программы обучения и воспитания, по которой работают в каждом конкретном ДОУ. Учитывая проблемы дошкольника с ОНР, можно с полной уверенностью сказать, что тот объём материала, который предлагается в очень интересных, содержательных программах «Детство», «Развитие», и др., на первых тапах коррекционной работы будет сложен. Поэтому, рекомендуется использовать:

• «Программу для детей с общим недоразвитием речи» - авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

• «Систему коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» - автор Н. В. Нищева.

• Программу «Аккорд» для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, разработанную коллективом ДОУ № 19 Центрального района Санкт - Петербурга.

• Парциальные программы; технологии.

Учитывая диагноз - ОНР разной степени, планирование составляется таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над речевой системы в целом, то есть, в каждое занятие включается, в той или иной степени сложности, виды деятельности и на развитие фонетико-фонематической стороны, и лексикограмматического строя, и связной речи. Коррекционно-

52

логопедическое воздействие осуществляется с максимальным включением анализаторов, привлечением яркой выразительной наглядности.

План работы логопеда и воспитателей составляется на основе диагностики. В зависимости от уровня речевого развития определяется приоритетное направление коррекционно-логопедической работы (Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р.

В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб., 2005).

В логике логопедического сопровождения считаем нужным выделить следующие направления работы: коррекция нарушенного звукопроизношения, развитие фонематического анализа и синтеза, восприятия, коррекция нарушений звукослоговой структуры слов, развитие грамматического строя речи, развитие лексического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие понимания речи, развитие связной речи, обучение грамоте.

Учитывая, что наше исследование проводилось в условиях детского сада в сельской местности, мы определили специфические дополнения к предложенному Л.М. Шипицыной логопедическому сопровождению: систематизированные и качественные занятия детей со штатным психологом, создание на базе детского сада дополнительных занятий (кружковых, секционных, и т. п.), направленных на развитие психических процессов, и речевых нарушений, требующих коррекции, привлечение в сельскую местность молодых специалистов (как педагогов, так и медиков), создание семинаров (лекториев) для родителей в удобное для них время, чётко отлаженная взаимосвязь логопеда с воспитателями логопедических групп и специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями.

Детский сад комбинированного вида для сельских детей является единственной развивающей средой, в которой они пребывают. Поэтому логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида в сельской местности является необходимым условием их обучения, воспитания, развития и коррекции.

И. Б. Гладкова, Н. В. Иванова

Использование потенциала мемориального зала М. А. Ульянова в формировании социокультурного пространства местного сообщества

Работа по краеведению, сохранению историко-культурного наследия, воспитанию подрастающего поколения на примере извест-

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.