Е.М. Пластинина
Особенности формирования самооценки у подростков, обучающихся в учреждении дополнительного образования художественного профиля
В статье рассмотрены результаты экспериментального исследования самооценки подростков, обучающихся в учреждении дополнительного образования художественного профиля (детская художественная школа). В ходе исследования определено значение формирования адекватной самооценки для полноценного развития личности подростков, описаны особенности ее динамики, оценены возможности художественно-творческой деятельности детей в рамках системы дополнительного образования в аспекте ее влияния на самооценку подростков. В работе использовалась методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн для подростков и юношей. Полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу.
Ключевые слова: подростки, дополнительное образование художественного профиля, личностное развитие, самооценка подростков, уровень притязаний, уровень самооценки.
Особенности становления личности в подростковом возрасте - одна из наиболее интересных и социально значимых проблем современной психологии, привлекающих к себе внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Подростковый период часто называют трудным, критическим, переломным, что отражает всю важность и сложность процессов, происходящих в этом возрасте, являющимся по сути переходом от детства к взрослой жизни. Ситуация развития в подростковом возрасте характеризуется особой многогранностью, связанной с развитием всех сфер личности подростков. Одной из причин этого является характерная для данного периода склонность к рефлексии, в ходе которой подросток осознает свои личные особенности, определяет свое место в социуме и формирует самооценку.
По мнению А.В. Гайфуллина, самооценка - это сложная система, формирующая характер самоотношения индивида и включающая как общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие либо непринятие себя, так и парциальные, иначе говоря,
о о
¡± о
2 £ го
Ч VO
Ф О
§ | частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторо-| о нам своей личности, действиям, поступкам, успешности либо неуспешен 5 ности отдельных видов деятельности [2].
§ А.А. Реан определяет самооценку как компонент самосознания, вклю-
с чающий непосредственное знание о себе и оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценку самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей [4]. Иными словами, самооценка - это ценность, приписываемая человеком себе или отдельным качествам своей личности.
Исходя из приведенных определений и психологических особенностей подросткового возраста, можно утверждать, что формирование самооценки у подростков совершается не всегда гладко. Потребность разобраться и оценить качества собственной личности создает у них повышенную чувствительность к оценке окружающих, а поскольку представление о себе у подростков еще не вполне сложилось, они особенно остро воспринимают и переживают мнение других людей.
Зачастую подросток ставится перед сложным выбором: обесценить либо свое стремление, либо оценку окружающих, признать «плохим ребенком» себя или признать плохими тех, кто дает негативную оценку его поведению. В этих ситуациях подросток испытывает борьбу и столкновение разнонаправленных стремлений и чувств, напряжение, дискомфорт, неудовлетворенность, переживает ощущение того, что он не знает, чего хочет [1].
Из подобного конфликта подросток зачастую находит выход в искажении своего опыта, отрицании своих истинных ощущений и желаний, которые, даже будучи неосознаваемыми, продолжают оказывать на него влияние. Как бы мы ни расценивали источники побуждений, определяющих поведение подростков, остается несомненным, что они очень чувствительны к отношению окружающих, что их легко ранит неодобрение, негативная оценка со стороны значимых лиц, что они тяжело переживают свою неуспешность. Отсюда неверное представление о себе, заниженная самооценка, далее - серьезные аффективные переживания, препятствующие нормальным взаимоотношениям подростков с окружающими людьми, «беспричинные» и «немотивированные», с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих, те или иные обстоятельства их жизни [Там же].
Рассмотрение самооценки личности и анализ соотношения самооценки и сторонней оценки со стороны референтных лиц - учителей или сверстников, имеет большое значение для понимания подростковой агрессии. Если самооценка не находит ожидаемой опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми для
к
а: г^
него лицами дисгармонирует с его самооценкой, нам следует рассма- | & тривать эту ситуацию как фрустрирующую, а значит потенциально спо- о 2 собную провоцировать проявление агрессии. Ряд исследований, прове- 5 ° денных в отношении описанной проблемы (Ж.К. Дандарова, А.А. Реан, ^ § 1999), показали, что подростки, чья самооценка находится в конфликте | 2 с внешней оценкой социального окружения (оценка ниже и отлична о $ от самооценки) отличаются от своих сверстников более высокими пока- § ю зателями агрессивности [4]. с
Напротив, если ребенок обладает устойчивой адекватной самооценкой, быть на ее уровне для него не менее, а зачастую даже более значимо, чем быть на уровне оценки окружающих [1]. Самооценка в подобных случаях играет роль некоего ориентира, внутреннего стержня личности, оказывающего влияние на поведение и поступки подростков.
Уровень самооценки подростков неразрывно связан с уровнем их притязаний, отражающим стремление к достижению намеченной цели. Уровень притязаний, исходя из этого, можно рассматривать как уровень трудности выбираемых подростком заданий с ориентиром на прошлый успех либо неуспех. Действительно, именно оценка субъектом деятельности своих достижений как успешных или неуспешных оказывает существенное влияние на уровень его притязаний и самооценки. Особую значимость здесь приобретает не просто оценка подростком своего предыдущего опыта, но лояльность, доброжелательное отношение и поддержка со стороны близких.
Следует помнить, что самооценка не является статичной величиной, испытывая постоянное влияние со стороны. Здесь важно отметить, что в подростковом возрасте возможности выбора референтной группы достаточно обширны - в силу своей возросшей самостоятельности и активности подростком может стать членом многих сообществ, предоставляющих ему возможности для самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Мы полагаем, что система дополнительного образования в этом случае может играть роль альтернативного круга общения, формирую своего рода сообщество по интересам, располагающее весомым потенциалом по формированию самооценки подростков.
Вопрос формирования самооценки подростков в системе дополнительного образования не нашел еще достаточно широкого освещения в работах отечественных и зарубежных исследователей, тогда как он представляется нам достаточно интересным и открывающим перед педагогами дополнительные возможности в области формирования личности подростков.
Изучение самооценки подростков было проведено нами в рамках исследования индивидуально-личностного развития подростков
§ | в учреждениях дополнительного образования художественного профи-| о ля [3]. Целью настоящей работы являлась оценка возможностей худо-о 5 жественно-творческой деятельности подростков в системе дополни-§ тельного образования художественного профиля в аспекте ее влияния на развитие самооценки подростков.
Нами было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя два последовательных этапа:
1. На первом этапе (2016/2017 уч. г.) при помощи методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн для подростков и юношей [5] нами были оценены уровни самооценки и притязаний подростков, обучающихся в 1-4 классах детской художественной школы (далее - ДХШ). Полученные результаты дополнительно сравнивались нами с результатами подростков, посещающих среднюю общеобразовательную школу (далее - СОШ) и не обучающихся в ДХШ. Поскольку на обучение в ДХШ принимаются дети, достигшие возраста 10 лет и старше, мы смогли стандартизировать выборки учащихся, что позволило нам в последующем осуществить их попарное сравнение: в состав выборки 1 класса ДХШ вошли подростки в возрасте от 10 до 12 лет, обучающиеся в 5 классе СОШ; в состав выборки 2 класса ДХШ вошли подростки в возрасте от 11 до 13 лет, обучающиеся в 6 классе СОШ, и так далее. Выборки учащихся СОШ также были стандартизированы по возрастному признаку. Для определения статистической значимости различий нами был выполнен расчет статистического ^критерия Стьюдента для независимых выборок.
2. На втором этапе исследования (2017/2018 уч. г.), нами были повторно оценены уровни самооценки и притязаний подростков, обучающихся в ДХШ. Полученные результаты сравнивались с результатами подростков, не обучающихся в ДХШ, а также с результатами, полученными в этой же группе подростков на первом этапе исследования. Для определения статистической значимости различий нами был выполнен расчет статистического ^критерия Стьюдента для независимых выборок (при сравнении подростков, обучающихся и не обучающихся в ДХШ) и связанных совокупностей (при сравнении результатов, полученных на одной и той же группе подростков в 2016/2017 и 2017/2018 уч. г.).
В исследовании приняли участие 196 учащихся 1-4 классов бюджетного отделения МБУ ДО ДХШ г. Михайловск (Ставропольский край) в возрасте от 10 до 15 лет и 154 учащихся 5-8 классов МКОУ СОШ № 4 г. Михайловск, также в возрасте от 10 до 15 лет. Диагностика проводилась в малых группах учащихся в составе учебных классов.
В ходе экспериментального исследования нами были получены следующие данные.
1. Средний уровень притязаний подростков, обучающихся в ДХШ, высокий по всем возрастным группам, в то же время нами было отмечено, что средние значения уровня притязаний подростков по всем шкалам максимальны в первом классе, а во втором и последующих классах они имеют более низкие значения. Статистическая значимость различий между средними уровнями притязаний подростков, обучающихся в первом и четвертом классах ДХШ, - 0,01. Самооценка у обучающихся в ДХШ подростков оценена нами как средняя, при этом значения уровня самооценки, зафиксированные нами в первом классе, также максимальны. Статистически достоверной значимости различий выявлено не было (р > 0,05). Степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки подростков, обучающихся в ДХШ, варьирует от средней до сильной (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения уровней притязаний и самооценки подростков, обучающихся в ДХШ (2016/2017 уч. г.)
1 класс ДХШ 2 класс ДХШ 3 класс ДХШ 4 класс ДХШ Р (1-4 класс)
Средний уровень притязаний 91,64 82,90 82,70 82,40 0,01
Средний уровень самооценки 68,93 61,78 60,98 63,05 > 0,05
Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой 22,71 21,12 21,72 19,35
2. Средний уровень притязаний у подростков, не обучающихся в ДХШ, ниже, чем у их сверстников, обучающихся в ДХШ, и варьирует от среднего до высокого уровня. Средний уровень самооценки у необу-чающихся в ДХШ подростков колеблется от низкого до среднего уровня. Статистически достоверных различий между группами подростков нами выявлено не было. Степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки подростков, не обучающихся в ДХШ, также располагается в диапазоне от средней до сильной (табл. 2).
о о
¡± о
2 £ го
Ф О
Таблица 2
Средние значения уровней притязаний и самооценки подростков, не обучающихся в ДХШ (2016/2017 уч. г.)
5 класс СОШ 6 класс СОШ 7 класс СОШ 8 класс СОШ Р (5-8 класс)
Средний уровень притязаний 82,14 79,85 81,94 75,16 > 0,05
Средний уровень самооценки 58,44 61,48 68,20 59,15 > 0,05
Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой 23,70 18,37 13,74 16,01
3. С целью подтверждения достоверности результатов исследования в 2017/2018 уч. г. мы вновь оценили уровни притязаний и самооценки подростков, обучающихся и не обучающихся в ДХШ. Полученные нами результаты (табл. 3, 4) сравнивались как между группами подростков, обучающихся и не обучающихся в ДХШ, так и с результатами, полученными в этих же группах подростков в 2016/2017 уч. г. Считаем необходимым пояснить, что в связи с переходом детей в следующий учебный класс данные, полученные нами в 2016/2017 учебном году в 1 классе ДХШ сравнивались с данными, полученными в 2017/2018 году во 2 классе ДХШ, и так далее (сравниваемые данные выделены во всех таблицах цветом).
Таблица 3
Средние значения уровней притязаний и самооценки подростков, обучающихся в ДХШ (2017/2018 уч. г.)
1 класс ДХШ 2 класс ДХШ 3 класс ДХШ 4 класс ДХШ Р (1-4 класс)
Средний уровень притязаний 90,97 87,56 81,13 72,27 < 0,001
Средний уровень самооценки 77,32 65,85 59,94 54,71 < 0,001
Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой 13,65 21,71 21,19 17,56
г о
а: г^
Таблица 4 | &
Средние значения уровней | 2
притязаний и самооценки подростков, ¡у ™
не обучающихся в ДХШ (2017/2018 уч. г.) ^ 1
5 класс СОШ 6 класс СОШ 7 класс СОШ 8 класс СОШ Р (5-8 класс)
Средний уровень притязаний 86,17 85,08 81,94 81,58 > 0,05
Средний уровень самооценки 71,45 62,31 63,93 68,48 > 0,05
Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой 14,72 22,77 18,01 13,10
Тенденции, отмеченные нами в 2016/2017 уч. г., были выявлены и в 2017/2018 уч. г. Более того, после статистической обработки данных нами было обнаружено снижение уровней притязаний и самооценки, не достигающее однако уровня статистически достоверно значимых различий, во всех группах подростков, обучающихся в ДХШ, в то время, как у подростков, не обучающихся в ДХШ, мы наблюдали противоположную картину (рис. 1, 2).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
1 класс ДХШ (2016/2017)
2 класс ДХШ (2017/2018)
2 класс ДХШ (2016/2017)
3 класс ДХШ (2017/2018)
3 класс ДХШ (2016/2017)
4 класс ДХШ (2017/2018)
| Уровень притязаний (2016/2017) | | Уровень притязаний (2017/2018)
] Уровень самооценки (2016/2017) Уровень самооценки (2017/2018)
Рис. 1. Динамика уровней притязаний и самооценки подростков, обучающихся в ДХШ
и о ф ^
г о
5 класс ДХШ (2016/2017)
6 класс ДХШ (2017/2018)
6 класс ДХШ (2016/2017)
7 класс ДХШ (2017/2018)
7 класс ДХШ (2016/2017)
8 класс ДХШ (2017/2018)
Щ Уровень притязаний (2016/2017) ] Уровень самооценки (2016/2017)
] Уровень притязаний (2017/2018) | Уровень самооценки (2017/2018)
Рис. 2. Динамика уровней притязаний и самооценки подростков, не обучающихся в ДХШ
Основываясь на приведенных выше результатах нашего исследования, мы сочли возможным сделать следующие выводы.
1. Подростки, начинающие обучение в ДХШ, имеют достоверно больший уровень притязаний и самооценки, чем их сверстники, не обучающиеся в ДХШ, что представляется нам закономерным в связи с их высокой направленностью на получение дополнительного образования, успешным прохождением вступительных испытаний в учреждении дополнительного образования художественного профиля, а также верой родителей, педагогов и самих подростков в их одаренность. В то же время мы отметили достаточно высокую степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки подростков, обучающихся в ДХШ, достигающую в ряде случаев высокой степени.
Их сверстники, не посещающие ДХШ, имеют более низкий уровень притязаний и самооценки, однако и степень их расхождения заметно меньше, чем у подростков, обучающихся в ДХШ, и может быть оценена как средняя - эта ситуация является более благоприятной для личностного развития подростков и может свидетельствовать об их адекватном отношении к себе и поставленным перед собой целям.
2. В ходе исследования нами было выявлено статистически достоверное снижение как уровня притязаний, так и уровня самооценки подростков, обучающихся в ДХШ, в течение всего периода обучения. Причиной этого, как мы полагаем, могут являться академичность в обучении, настрой подростков на строгое следование указаниям педагогов, чрезмерная критика обучающихся, что приводит к искусственному ограничению самостоятельности подростков, недостаточному предоставлению
а: г^
им возможности для проявления своего «Я», для реализации собствен- | ё ного, пусть и не отвечающего требованиям преподавателей, творческого о 2 замысла. 5 °
Данная ситуация, по нашему мнению, не является благоприятной ^ §
для обучения и личностного развития подростков, т.к. способна поро- | 2
Е о
ждать неверие подростков в свои силы, снижение интереса к занятиям, о $ негативное отношение к педагогам и даже изменения личности. § ю
В то же время, подростки, не обучающиеся в ДХШ, обнаруживают с тенденцию к повышению уровней притязаний и самооценки, что представляется нам закономерно связанным с овладением подростками учебными компетенциями, накоплением знаний, стремлением к самоопределению.
3. Исходя из результатов проведенного исследования, считаем, что развитие личности подростков в учреждении дополнительного образования художественного профиля не может рассматриваться в качестве второстепенной задачи, а должно происходить параллельно с развитием художественно-творческих способностей.
На наш взгляд, коррекционная работа в ДХШ, реализующей в основном общеразвивающие программы дополнительного образования, должна быть направлена на поддержание высокого уровня притязаний подростков и повышение их уровня самооценки доступными педагогическими средствами, при этом следует отметить ведущую роль организации грамотного педагогического взаимодействия; создания для обучающихся подростков ситуации успеха; заслуженного одобрения и поощрения обучающихся, в том числе в присутствии соучеников.
Нам хотелось бы обратить особое внимание на то, что склонность ребенка к занятиям художественно-творческой деятельностью не стоит расценивать как его готовность к профессиональной деятельности в сфере искусства. Количество выпускников ДХШ, поступающих в средние либо высшие образовательные учреждения художественного профиля, в течение ряда лет не превышает 20% от общего количества обучающихся.
Таким образом, сугубо академичный подход к обучению подростков в учреждениях дополнительного образования художественного профиля может быть оправдан, на наш взгляд, только при реализации дополнительных предпрофессиональных программ, т.е. среди тех обучающихся, которые имеют намерение продолжить художественное образование в средних и высших образовательных учреждениях художественного профиля.
В настоящей работе приведены результаты исследования самооценки подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования
g I художественного профиля, свидетельствующие о недостаточном разви-| о тии личности подростков в ДХШ. Нами намечены некоторые направле-о 5 ния коррекционной работы, направленной на создание в детских образо-§ вательных учреждениях художественного профиля ситуации обучения, с благоприятной как для собственно обучения, так и для личностного развития подростков. На следующем этапе нашей работы мы планируем подготовить методические рекомендации для педагогов учреждений дополнительного образования художественного профиля и студентов, обучающихся в средних и высших образовательных учреждениях педагогической направленности, по развитию личности подростков в учреждениях дополнительного образования художественного профиля.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
2. Гайфуллин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1 (79). С. 73-76.
3. Пластинина Е.М., Плугина М.И. Особенности личностного развития подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественного профиля // Акмеология. 2018. № 1 (65). С. 58-63.
4. Реан А.А. Психология личности. СПб., 2013.
5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
Пластинина Елена Михайловна - аспирант кафедры психологии отделения психологии и дефектологоии, Ставропольский государственный педагогический институт
E-mail: plastinina. lenochka@ mail.ru
E. Plastinina
Features of self-assessment skills formation of teenagers in continuing education establishment of art profile
The article discusses the results of an experimental study of the self-esteem of adolescents enrolled in the institution of continuing education of an artistic profile (children's art school). The study determined the importance of the formation of adequate self-esteem for the full development of the personality of adolescents, described the peculiarities of its dynamics, assessed the possibilities of artistic and creative activity of children within the framework of the system of continuing education in terms of its influence on the self-esteem of adolescents. The author used
o o
the method of measuring the self-assessment of Dembo-Rubinstein for adolescents and young men. The obtained data was subjected to qualitative and quantitative analysis.
Key words: adolescents, continuing art education, personal development, adolescent self-esteem, level of aspirations, level of self-esteem.
Plastinina Elena M. - postgraduate student at the Departments of Psychology of Office of Psychology and Defektology, Stavropol State Pedagogical Institute g
CP