ЯнковскаяЕА.Пермогорская^осписьподеревукаксредствоактивизации...
УДК 373.1.02:745/749
ЯНКОВСКАЯ Екатерина Александровна,
аспирант кафедры рисунка художественно-графического факультета Курского государственного университета, педагог дополнительного образования МБУДО «Дворец детского творчества» (г. Курск). Автор 5 научных публикаций
ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
В статье, посвященной проблеме активизации творческой деятельности учащихся подросткового возраста посредством пермогорской росписи по дереву, автор затрагивает одну из актуальных проблем современности: раскрытие творческого потенциала учащихся через знакомство с народным художественным промыслом Архангельского края. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, раскрывающая вопросы обучения и воспитания подростков средствами искусства и народного художественного творчества. Выявлены возрастные особенности усвоения учебного материала и соответствующий уровень познавательного интереса. В исследовании раскрывается опыт проведенной экспериментальной работы со школьниками подросткового возраста на базе средней школы. В работе приводятся основные положения диагностики имеющегося уровня творческой активности обучающихся, а также ключевые моменты внедряемой методики проведения занятий кистевой росписью на уроках изобразительного искусства. Основной целью проводимого эксперимента выступало максимальное раскрытие творческого потенциала, реализация потребностей и интересов подростков с учетом их психофизиологических особенностей. В ходе экспериментальной работы установлено, что наиболее полное раскрытие творческих способностей подростков, а также успешное усвоение учебного материала лучше происходит в специально подготовленных педагогических условиях при разработанной методической системе активизации креативности личности обучающегося. Исследование показало: чем более учащиеся вовлечены в творческий процесс создания собственных изделий в рамках изучения кистевой росписи, тем выше уровень творческой активности подростков на занятиях по изобразительному искусству. Благодаря методически верным формам воздействия качественно возрастает уровень творческой активности обучающихся подросткового возраста на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: активизация, творческий потенциал личности учащегося, подростковый возраст, пермогорская роспись, народная художественная культура, методика обучения.
© Янковская Е.А., 2014
177
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
В условиях введения стандартов образования нового поколения на первый план обучения выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. В связи с этим возникает необходимость воспитания активной творческой личности, способной самостоятельно и гибко решать задачи в нестандартных условиях посредством преобразования окружающей действительности.
Особо значимо развитие творческого потенциала человека в период социализации и становления личности, т. е. в подростковом возрасте, т. к. именно на этом этапе закладываются основы морали, нравственности, гражданственности, патриотизма. Формированию морально-нравственных качеств способствует приобщение учащихся к народной художественной культуре посредством включения в активную творческую деятельность.
Проблеме развития творческой активности в целостном педагогическом процессе придавали большое внимание Д.Б. Богоявленская, Ф.В. Андреев, И.И. Ильясов, А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева и др.; вопросы, раскрывающие педагогические условия использования народного декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, широко раскрыты в работах М.Е. Даутова, Б.М. Немен-ского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, ТЯ. Шпикаловой, А.С. Хворостова, ЕВ. Шо-рохова и др. Важные выводы о развитии интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству сделаны В.С. Кузиным, А.Н. Леонтьевым, А. Маслоу, РС. Немовым и др.
Однако в процессе теоретического и практического анализа научных исследований, связанных с проблемой активизации творческой деятельности подростков средствами декоративно-прикладного искусства, было выявлено, что существует ряд нерешенных вопросов теоретического и практического характера. Таким образом, возникает явное противоречие между потенциалом декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности учащихся на занятиях изобразительным искус-
ством и отсутствием разработанной методической системы.
Изучение и анализ разделов школьных программ по изобразительному искусству показал, что в большинстве из них не уделяется место народным художественным промыслам Северной Двины, в т. ч. пермогорской росписи, возможно, по причине удаленности центра выделенного нами промысла от ЦентральноЧернозёмного региона.
В ходе проведенной нами диагностики среди школьников среднего звена была выявлена большая заинтересованность учащихся подросткового возраста в данном промысле. На вопрос «Хотели бы вы в дальнейшем познакомиться с пермогорской росписью, узнать ее особенности и традиции?» учащиеся в большей свой части ответили положительно.
Опрос и беседа с учителями школы показали, что работа со школьниками изучаемого нами возраста требует новизны в подаче учебного материала, ребят привлекает новое и интересное, незнакомое им ранее. Работа над сложными творческими заданиями требует привлечения больших умственных затрат, напряжения и концентрации внимания, усидчивости, однако далеко не всем учащимся под силу перечисленные выше качества. В связи с этим у подростков пропадает интерес к изобразительному искусству, а соответственно, и желание заниматься творческой деятельностью, что является препятствием в развитии активной творческой личности школьников.
Это можно объяснить тем, что у учащихся старшего возраста частично пропадает интерес к изобразительной деятельности, если она не вызывает у них положительных ярких эмоций. Подростков легче заинтересовать чем-то новым, неизвестным ранее. Преподносить знания, по словам учителей, лучше в нестандартных формах организации образовательного процесса либо привнося новые виды деятельности. В противном случае учащиеся подходят формально к выполнению заданий.
Отсюда можно сделать следующий вывод: приобщение учащихся к народной художествен-
178
ЯнковскаяЕА.Пермогорская^осписьподеревукаксредствоактивизации...
ной культуре, в т. ч. к неизвестному им ранее промыслу, возможно осуществлять посредством целесообразного включения в учебную программу раздела, знакомящего с пермогор-ской росписью. Это тем более важно, что такого рода новизна в учебной работе способствует расширению кругозора учащихся, знакомит их с бытом, традициями, искусством Архангельского края, погружая в невероятно интересный мир архаичных росписей по дереву, а также позволяет непосредственно прикоснуться к живому источнику родной культуры.
Важнейшим средством в развитии творческой активности подростков в процессе их приобщения к художественным традициям является система постоянно усложняющихся заданий и упражнений по изучению и овладению пермо-горской росписью. Качество выполнения творческих заданий характеризует отношение учащихся к делу, а способность ответственно выполнить усложняющиеся виды творческой деятельности -степень приращения их способностей.
Достигнутый каждым школьником уровень творческой активности (наличные знания, умения, навыки и перспективный уровень творческой активности) выступает как внутренние противоречивые стороны выполнения творческого задания, несоответствие между которыми приводит процесс развития творческой активности подростков через изучение народных промыслов в движение. Для развития творческой активности учащихся подросткового возраста необходимо направлять воспитательные и развивающие воздействия педагогов на осознание школьниками целей, конкретизированных в предметных задачах деятельности, и на побуждение их интересов, положительной мотивации и потребностей для достижения этих целей. Таким образом, из вышесказанного следует, что для развития творческой активности подростков в процессе изучения народных промыслов особо значим переход внешней детерминации деятельности во внутреннее содержание личности.
Сутью указанного процесса является самостоятельное творчество учащихся в процессе
изучения народного прикладного искусства, когда они сами ставят и решают задачи, значимость которых им заведомо ясна, а выполняемая деятельность является осознанной.
Проведение формирующего эксперимента было направлено на организацию образовательной среды посредством учебно-творческих задач на развитие положительной мотивации и продуктивного мышления, что способствует развитию творческой активности подростков и ее реализации в создании оригинальных новых идей. Основной акцент делался на максимальном развитии потенциальных возможностей личности, а также реализации потребностей и интересов подростков. Цель формирующего этапа эксперимента состояла в организации методического пространства стимулирования творческого потенциала подростков в процессе изучения пермогорской росписи.
В процессе развития творческой активности подростков использовались такие организационные формы, как индивидуальные (выполнение творческих заданий), практические занятия (разработка эскизов композиций пер-могорской росписи, работа в материале), лекции, участие в выставке.
На практических занятиях школьники выполняли задания согласно разработанной нами программе спецкурса. Учащимся были предложены задания и упражнения, оформленные в рабочую тетрадь, задания в которой выстроены в строгой логической по следовательно сти по разделам: геометрические и растительные орнаменты, зооморфные мотивы, антропоморфные мотивы. Тетрадь составлена в качестве учебного пособия для развития и закрепления навыка кистевой росписи. Помимо тетради учащиеся работали самостоятельно над разработкой эскизов композиций по разделам.
Следует отметить, что новый вид росписи весьма заинтересовал учащихся подросткового возраста, о чем говорит их желание работать самостоятельно творчески. Дома они выполнили роспись ряда предметов на достаточно хорошем уровне, аккуратно, преимущественно с удачными композициями и цветовой
179
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
раскладкой. Каждая работа отличается оригинальностью идеи, смелостью фантазии. Очевиден творческий рост учащихся в их самовыражении при работе с материалом, что говорит о повышении мотивации к творчеству и познавательного интереса. Более того, подростки изъявили желание продолжить изучение пермогорской росписи в рамках программы общеобразовательной школы, в т. ч. во внеурочной деятельности.
Таким образом, чем более учащиеся вовлечены в творческий процесс создания собственных изделий в рамках изучения кистевой росписи, тем выше уровень творческой активности подростков на занятиях по изобразительному искусству.
Результаты эксперимента показали, что благодаря методически верным формам воздействия качественно вырос уровень творческой активности обучающихся экспериментальной группы.
Анализ результатов экспериментального обучения убеждает в эффективности выбранной методики, в правильности педагогического воздействия.
Можно сделать вывод о том, что в рамках учебных программ общеобразовательной школы можно найти достойное место знакомству с народными промыслами иных регионов нашей страны.
В ходе работы над исследуемой проблемой активизации творческой деятельности подростков в процессе знакомства с северодвинской росписью нами был разработан учебно-методический комплекс применения декоративно-прикладного искусства, в частности художественной росписи, на занятиях с подростками. Результаты исследования послужили основанием для корректировки учебных планов и программ, а материалы курса могут быть использованы в работе художников-педа-гогов, учителей общеобразовательных и художественных школ.
Проблема активизации творческой деятельности подростков средствами декоративно-прикладного искусства может быть решена путем правильной организации учебного процесса, разработанной целостной системы методических форм изучения основ декоративноприкладного искусства, а процесс овладения подростками кистевой росписи следует рассматривать как длительный целенаправленный процесс, который начинается с младших классов. Для того чтобы учащимся было интереснее изучать народные промыслы, необходимо разрабатывать наиболее эффективные приемы и методы освоения подростками кистевой росписи.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002. 320 с.
2. Андреев Ф.В. Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствования урока: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 1998.
3. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 200 с.
4. КирсановА.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1983. 32 с.
5. Некрасова А.И. Русское народное искусство. М., 1924 с.
6. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М., 1987. 255 с.
7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М., 2000. 256 с.
8. Сокольникова Н. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.
9. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1984. 444 с.
180
ЯнковскаяЕА.Пермогорская^осписьподеревукаксредствоактивизации...
10. ХворостовА.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие для учителей. М., 1981.
11. Шорохов Е.В. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции: межвуз. сб. науч. тр. М., 1989.
12. Кузин B.C. Психология. М., 1982. 256 с.
13. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М., 2005.
References
1. Bogoyavlenskaya D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey [Psychology of Creativity]. Moscow, 2002. 320 p.
2. Andreev F.V. Formirovanie tvorcheskoy aktivnosti shkol’nikov v kontekste sovershenstvovaniya uroka: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Creative Activity of Pupils in the Context of Improving the Lesson: Cand. Pedag. Sci. Diss.]. Cheboksary, 1998.
3. Il’yasov I.I. Strukturaprotsessa ucheniya [The Structure of the Learning Process]. Moscow, 1986. 200 p.
4. Kirsanov A.A. Pedagogicheskie osnovy individualizatsii uchebnoy deyatel’nosti uchashchikhsya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Pedagogical Bases of Individualizing Students’ Learning]. Leningrad, 1983. 32 p.
5. Nekrasova A.I. Russkoe narodnoe iskusstvo [Russian Folk Art]. Mosow, 1924 p.
6. Nemenskiy B.M. Mudrost’ krasoty: o problemakh esteticheskogo vospitaniya [The Wisdom of Beauty: On Aesthetic Education]. Moscow, 1987. 255 p.
7. Rostovtsev N.N. Metodikaprepodavaniya izobrazitel’nogo iskusstva v shkole [Methods of Teaching Fine Arts at School]. Moscow, 2000. 256 p.
8. Sokol’nikova N. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskoy aktivnosti shkol’nikov v sisteme esteticheskogo vospitaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Developing the Artistic and Creative Activity of Students in the System of Aesthetic Education: Dr. Pedag. Sci. Diss. Abs.]. Moscow, 1997.
9. Shpikalova T.Ya. Narodnoe iskusstvo v khudozhestvennom obrazovanii i esteticheskom vospitanii v sredney obshcheobrazovatel’noy shkole: teoreticheskoe obosnovanie sistemy obucheniya i vospitaniya, puti ee realizatsii: dis. ... d-ra ped. nauk [Folk Art in Aesthetic and Art Education in the Secondary School: Theoretical Justification of the Educational System and Ways of Its Implementation: Dr. Pedag. Sci. Diss.]. Moscow, 1984. 444 p.
10. Khvorostov A.S. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v shkole [Arts and Crafts at School]. Moscow, 1981.
11. Shorokhov E.V. Metodika razvitiya tvorcheskikh sposobnostey na zanyatiyakh po risunku, zhivopisi i kompozitsii: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Methodology of Developing Creativity in Drawing, Painting and Composition Classes]. Moscow, 1989.
12. Kuzin B.C. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, 1982. 256 p.
13. Leont’ev A.A., Leont’ev D.A., Sokolova E.E. Aleksey Nikolaevich Leont’ev. Deyatel’nost’, soznanie, lichnost’ [Aleksey Leontyev. Work, Mind, Personality]. Moscow, 2005.
Yankovskaya Ekaterina Aleksandrovna
Postgraduate Student, Kursk State University (Kursk, Russia)
TRADITIONAL WOOD PAINTING AS A MEANS OF ENHANCING CREATIVITY
IN TEENAGERS
The paper dwells on the problem of activating creativity in pupils and unlocking their potential by introducing to them folk arts and crafts of the Arkhangelsk Region. The author analyzed psychoeducational and methodological literature on teaching and moral education of teenagers by means of art and folk art in particular. Age-specific features of learning and levels of cognitive interest are singled out. The research is based on the experimental work with secondary school students. The paper presents the basic methods for determining the level of teenagers’ creativity, as well as the key ideas of the introduced methodology of brush painting at fine arts lessons. The experiment was aimed to unlock the creative
181
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
potential and meet the needs and interests of teenagers with regard to their psycho-physiological features. In the course of the experiment, we found out that their creativity was better expressed and their learning was more successful in specially created teaching conditions with a developed methodological system activating pupils’ creativity. The study found that the more they are involved in creating their own products using brush painting, the higher the level of their creative activity at fine arts lessons. Thus, using right methods one can raise the level of teenagers’ creative activity at fine arts lessons.
Keywords: activation, pupil’s creative potential, teenager, Permogory painting, folk art, teaching methods.
Контактная информация: адрес: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33;
e-mail: pusistik12@yandex.ru
Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики и психологии, директор научно-образовательного центра «Ломоносовский институт» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
182