Научная статья на тему 'Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в профессиональной деятельности'

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SPECIFICITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PRIMARY SCHOOL TEACHER / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Н. В., Игнатова О. И.

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов. Так, результаты проведенного анализа научной литературы показали, что специфическими чертами, отличающими деятельность педагога начального звена школьного образования от деятельности учителя-предметника средней или старшей школы, является, во-первых, преподавание им разнопрофильных дисциплин математического, гуманитарного, естественно-научного, художественно-эстетического циклов, во-вторых, референтность его роли для младших школьников и, в-третьих, тесное взаимодействие учителя начальных классов с родителями учеников. Перечисленные выше психолого-педагогические особенности не исчерпывают всех характеристик профессиональной деятельности педагога общеобразовательной школы, они являются теми существенными рычагами, определяющими ряд требований к профессии учителя, и находят непосредственное отражение в его профессиональном самосознании, которое выступает основой профессионального становление личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Н. В., Игнатова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personal and professional development of primary school teachers in professional activity

The article reveals the psychological and pedagogical features of the professional activity of primary school teachers. The results of the analysis of scientific literature have shown that the specific features that distinguish the activity of the teacher of primary school education from the activity of the subject teacher of secondary or high school is, at first, teaching them a variety of disciplines of mathematical, humanitarian, natural sciences, artistic and aesthetic cycles; secondly, the reference of its role for primary school children and, thirdly, the close interaction of primary school teachers with parents of children. The above psychological and pedagogical features do not exhaust all the characteristics of the professional activity of the teacher of secondary school, they are the essential levers that determine a number of requirements for the profession of teacher and are directly reflected in his professional consciousness, which is the basis of professional formation of personality.

Текст научной работы на тему «Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в профессиональной деятельности»

^«Cr

# A \

Я. (В. Торбунова, О. Ж Жгнатова

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальны^ классов... яЯ^

ЧИЛПКРО

УДК 371.12

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в профессиональной деятельности

Н. В. Горбунова, О. И. Игнатова

Features of personal and professional development of primary school teachers in professional activity

N. V. Gorbunova, O. I. Ignatova

Аннотация. В статье раскрываются психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов. Так, результаты проведенного анализа научной литературы показали, что специфическими чертами, отличающими деятельность педагога начального звена школьного образования от деятельности учителя-предметника средней или старшей школы, является, во-первых, преподавание им разнопрофильных дисциплин математического, гуманитарного, естественно-научного, художественно-эстетического циклов, во-вторых, референтность его роли для младших школьников и, в-третьих, тесное взаимодействие учителя начальных классов с родителями учеников. Перечисленные выше психолого-педагогические особенности не исчерпывают всех характеристик профессиональной деятельности педагога общеобразовательной школы, они являются теми существенными рычагами, определяющими ряд требований к профессии учителя, и находят непосредственное отражение в его профессиональном самосознании, которое выступает основой профессионального становление личности.

Abstract. The article reveals the psychological and pedagogical features of the professional activity of primary school teachers. The results of the analysis of scientific literature have shown that the specific features that distinguish the activity of the teacher of primary school education from the activity of the subject teacher of secondary or high school is, at first, teaching them a variety of disciplines of mathematical, humanitarian, natural sci-

ences, artistic and aesthetic cycles; secondly, the reference of its role for primary school children and, thirdly, the close interaction of primary school teachers with parents of children. The above psychological and pedagogical features do not exhaust all the characteristics of the professional activity of the teacher of secondary school, they are the essential levers that determine a number of requirements for the profession of teacher and are directly reflected in his professional consciousness, which is the basis of professional formation ofpersonality.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное развитие, специфика профессиональной деятельности, учитель начальных классов, младшие школьники.

Keywords: professional activity, professional development, specificity of professional activity, primary school teacher, primary school children.

Обострение духовно-материальных противоречий в условиях фундаментальных политических, социально-экономических преобразований, происходящих в России, предусматривает решение целого ряда важных для становления современного государства задач, среди которых одной из приоритетных является задача всестороннего гармоничного развития подрастающего поколения новой генерации, реализация которой обеспечивается прежде всего системой образования.

Следовательно, в процессе формирования детской личности, будущего гражданина страны задействованы все уровни образовательной отрасли, среди которых удельный вес, в первую

очередь, приходится на школу, в частности ее среднее и старшее звено.

Необходимо отметить, что, подчеркивая значимость II и III ступеней школьного образования в психическом и личностном развитии ребенка, целесообразно подчеркнуть, что не менее важной по своим функциональным возможностям и потенциалу является начальная школа (1-4-е классы) (Ш. А. Амонашви-ли [1], Л. И. Божович [2], О. И. Киличенко [3], С. А. Литвиненко [4], Г. А. Люблинская [5], А. А. Острянская [6], А. Я. Савченко [7], В. А. Сухомлинский [8], Л. А. Хомич [9], Т. М. Яблонская [10]).

Активно исследуя специфику профессиональной деятельности педагога, представители психологической и педагогической науки пришли к выводу, что учителю начальных классов принадлежит исключительно ответственная роль в становлении личности ребенка младшего школьного возраста (от 6-7 до 10-11 лет). Переход от дошкольного детства к школьной жизни, в основе которого лежит изменение роли личности во взаимоотношениях с социальным окружением, принятие дошкольником новой социальной позиции - позиции школьника с определенным кругом прав и обязанностей, которые должны согласовываться с новым режимом дня, выступает сложным, критическим, переломным этапом в жизни ребенка. От того, насколько профессиональной, квалифицированной, слаженной будет помощь учителя, будет зависеть успешность включения первоклассника в систему школьной жизни, эффективность его учебной деятельности не только в начальных классах, но и в средней и старшей школе.

Подчеркивая роль учителя начальных классов в образовательном процессе, следует отметить, что если в прошлом она преимущественно сводилась к обучению детей азам предметных знаний, формированию простейших учебных умений, навыков, то сегодня ее функции значительно расширились, она стала многограннее, что позволяет педагогу начального звена школьного образования одновременно выполнять обязанности преподавателя, воспитателя, организатора деятельности и общения как с учениками, так и с их родителями, коллегами, быть исследователем учебно-воспитательного процесса в новейших условиях реформирования образовательной отрасли.

Обращаясь к основным видам профессиональной деятельности учителя начальных классов, следует заметить, что каждый из них обусловлен спецификой целей, задач, методов, средств и форм работы в начальной школе, вытекающих из особенностей психического и личностного развития младшего школьника.

Так, преподавательская деятельность учителя начальных классов, в отличие от педагога среднего или старшего звена школьного образования, который, как правило, преподает только одну учебную дисциплину, отличается своей многопредметностью, основу которой составляют дисциплины разного профиля - математического, гуманитарного, естественного, художественно-эстетического. А это, по мнению ряда ученых (К. А. Евстафьевой [11], Д. Ф. Николен-ко [12], Л. М. Проколиенко [12]) требует от первого учителя высокого уровня сформированно-сти академических способностей - широты мировоззрения, теоретической осведомленности, энциклопедической подготовки, поскольку именно ему отводится сложная миссия научить ребенка счету, математическим действиям, письму, чтению, открыть мир знаний о человеке, обществе, природе, искусстве.

Однако, подчеркивая значение общей эрудиции педагога общеобразовательной школы, представители психологии и педагогики, чьи научные поиски направлены на исследование очерченного звена школьного образования (М. Г. Казанский [13], Т. С. Назарова [13],

A. А. Острянская [6], А. Я. Савченко [7],

B. А. Сухомлинский [8]), отметили, что не менее важной профессиональной деятельностью учителя начальных классов является его умение в доступной, понятной, четкой, простой, интересной форме донести эти знания до учащихся, то есть должный уровень развития его дидактических способностей.

Так, реализуя собственную методическую деятельность на практике, учитель начальных классов должен помнить, что ее эффективность в значительной степени будет определяться успеваемостью учета в учебно-воспитательном процессе, прежде всего, особенностей развития познавательной и личностной сфер детей данной возрастной группы. Ведь непроизвольность познавательных процессов младших школьников требует от педагога постоянной поддержки их внимания на уроке, в частности путем выбора

Н. В. Горбунова, О. И. Игнатова

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов...

оптимального темпа его проведения, определение последовательности представления материала, его практической значимости, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной работы. Кроме того, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке способствует и ряд используемых учителем методов обучения -словесные (рассказы, беседы с элементами дискуссии, проблемного обучения, объяснение), наглядных (показ наглядных пособий, привлечение технических средств обучения) и практических (устных и письменных упражнений), которые, формируя представления, научные понятия о предметах, явлениях действительности, раскрывая внутренние связи между ними и закрепляя полученные школьниками теоретические знания на практике, расширяют кругозор детей об окружающей среде, пробуждают их интерес к содержанию, процессу обучения, способствуя тем самым развитию устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, смысловой памяти, абстрактно-логического мышления, творческого воображения, устной и письменной речи учащихся начальных классов, определяя становление их познавательной мотивации, волевых качеств (целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности, самостоятельности) и черт характера (любознательности, доброжелательности, склонности к наследованию).

Впрочем, подчеркивая разнообразие вышеупомянутых методов в начальной школе, необходимо обратить особое внимание на широкое использование педагогом на уроке различных средств наглядности - иллюстративных (показ рисунков, фотографий, картин, таблиц, схем) и демонстрационных (показ натуральных объектов, демонстрация диафильмов, кинофильмов). Ведь преобладание у школьников наглядно-образного мышления, которое находится в тесной связи с их сенсорным опытом, требует от учителя активного вовлечения наглядности, которая, выступая в качестве иллюстрации при объяснении нового материала, является незаменимой опорой познавательной деятельности учащихся, важным, необходимым источником новых знаний по различным дисциплинам. Именно поэтому К. Д. Ушинский [14] - автор наглядной концепции в педагогической науке, подчеркивая значение данного метода, отметил, что обучение, которое строится не на отвлечен-

ных представлениях и словах, а на конкретных непосредственно воспринятых ребенком, обеспечивает активизацию различных органов чувств, соответственно, адекватное осознание нового материала и его эффективное усвоение.

В то же время, раскрывая специфику дидактической системы начального образования, следует остановиться на еще одном методе, который достаточно распространен на уроках в начальных классах, методе дидактических игр. Выступая мощным инструментом профессиональной деятельности учителя начальных классов, игра в сочетании с обучением позволяет избежать ряда трудностей, связанных со сложным переходом от дошкольного детства к школьной жизни, обусловливающей постепенное изменение ведущих видов деятельности -игровой на учебную. Создавая атмосферу естественности, раскованности, ненавязчивости, непосредственности, творчества, дидактические игры поднимают рабочее настроение детей, делают процесс обучения интересным, позволяют быстро привлечь внимание и длительное время поддерживать у учащихся интерес к тем важным и сложным предметам, явлениям, на которых в обычных условиях сосредоточиться не всегда удается. Следовательно, как отмечает А. Я. Савченко: «Выполняя с удовольствием игровые действия и увлекаясь ими, дети легко усваивают заложенный в игре учебный смысл» [7, с. 216]. Реализуя таким образом в скрытой от школьников форме все ведущие функции учебно-воспитательного процесса - образовательную, развивающую и воспитательную, которые действуют в единстве.

Так, акцентируя внимание на доминировании в мотивационной сфере младшего школьника потребности во внешних впечатлениях, в игровой деятельности, следует подчеркнуть, что не менее важна его потребность в двигательной активности. Ведь переход двигательного режима с относительно произвольного на обусловленный жесткими правилами поведения определяет пребывание ребенка в основном и в статическом положении, что приводит к переутомлению. Именно поэтому учитель начальных классов, обнаружив у учеников, особенно первоклассников, которые не могут высидеть на уроке больше десяти минут, признаки ухудшения самочувствия, снижения работоспособности, нарушения дисциплины, должен помнить, что выход дет-

ской энергии возможен благодаря умелому использованию на уроке перерывов, во время которых школьники могли бы выполнять несложные физические упражнения. Такие физкультминутки, физкультпаузы, часто сопровождаются стихотворными текстами, музыкальными произведениями, снимающими напряжение с их органов зрения и слуха, с уставших от письма пальцев, нормализуют тонус мышц, которые поддерживают правильную осанку, восстанавливая тем самым активность, бодрость и работоспособность младших школьников.

О. А. Острянская справедливо отмечает, что учителю «Необходимо сдерживать свои негативные эмоции, поскольку крикливый, раздражительный педагог, осуществляющий постоянное давление на детей для достижения высоких результатов, негативно влияет на работоспособность младших школьников, вызывает у учащихся такие эмоциональные переживания, как состояние тревоги, неуверенности, чувство страха, незащищенности, зависимости от настроения учителя» [6, с. 38].

В исследованиях К. А. Евстафьевой [11], Т. М. Яблонской [10] подчеркивается референт-ность роли учителя в личностном становлении младших школьников, которые признают его авторитет, лидерство, доверяют ему, стремятся быть похожими на него в манере одеваться, говорить, держаться, в поступках. Учащиеся начальных классов прибегают к одному из ведущих видов поведения, характерных для данного возраста, к подражанию, некритическому копированию большинства характеристик первого учителя.

Уникальность профессии педагога начального звена школьного образования подчеркивал на страницах своих произведений В. А. Сухомлин-ский. Важнейшей чертой первого учителя он признал глубокую любовь к детям, проявляющуюся в неуклонном желании и стремлении работать со школьниками, получая при этом истинное наслаждение от общения с ними: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам когда-то был ребенком...» [8, с. 24].

Определяя индивидуально-психологические качества учителя начальных классов, Ш. А. Амо-нашвили [1] пришел к выводу, что это должен быть сердечный, добрый, отзывчивый, искренний, открытый, честный человек, способный проявлять уважение, заинтересованное отношение к тем ценностям учащихся, которые являются содержанием их внутренней позиции.

С. С. Ермакова [15], подчеркивая значение доброты и ласки, способности педагога к состраданию и сопереживанию (эмпатийности) в общении с младшими школьниками, отметила, что данные характеристики являются составляющими гуманистической направленности учителя начальных классов, без которых невозможна его профессиональная деятельность. По мнению И. А. Зимней [16], указанные внутренние проявления более присущие женщинам, что свидетельствует о незначительном представительстве в данной профессиональной сфере мужчин.

А. Я. Савченко [7] отмечает, что педагог общеобразовательной школы - режиссер и актер, постановщик и техник ежедневного труда. Среди индивидуально-психологических характеристик его личности она выделила гуманное и терпеливое отношение к детям.

В диссертационной работе К. О. Евстафьевой [11] раскрыта структура профессионально важных качеств учителя начальных классов, подчеркнута необходимость развития у него сдержанности и терпеливости. В общении с учениками начальных классов, которые из-за недостаточного социального опыта не всегда действуют согласно установленным нормам и правилам, склонны к шалостям, учитель всегда должен сдерживать себя, не торопиться принимать необдуманные решения, упорно работать над формированием у младших школьников соответствующих умений и навыков взаимодействия с окружающими.

Г. К. Брыль обратила особое внимание на коммуникативные способности современного учителя начальных классов: «Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам относятся способность к рефлексии, гибкость, общительность, стремление к сотрудничеству» [17, с. 234].

Н. В. Горбунова, О. И Игнатова

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов.

Авторы ряда исследований (С. С. Ермакова [15], О. А. Острянская [6], Т. М. Яблонская [10]), подчеркивая стремление младших школьников быть рядом с педагогом, желание понравиться своему наставнику, порадовать его успехами в различных видах деятельности, отметили выраженную потребность учащихся начальных классов в общении с учителем. Поэтому, налаживая отношения с детьми на основе личностно-ориентированного общения, основанного на уважении, доброжелательном отношении к своим воспитанникам, признании их человеческого достоинства, лучших личностных проявлений, педагог начального звена школьного образования, с одной стороны, способствует развитию внутреннего потенциала школьников, прежде всего, их самопознания, моральных качеств (доброты, отзывчивости, внимательности, честности, справедливости, скромности), с другой, - создает соответствующие условия для возникновения между детьми прочных дружеских связей, атмосферы искренности, открытости, бескорыстия, которая поможет им почувствовать собственную неповторимость, уникальность и самобытность.

Подчеркивая значение коммуникативных способностей учителя начальных классов в общении с учениками, стоит отметить, что не менее важную роль они играют и в процессе его взаимодействия с родителями школьников, прежде всего, первоклассников. Со вступлением ребенка в школу одновременно происходит и налаживание активного сотрудничества с их семьями через проведение просветительской, воспитательной и организационной работы (Т. И. Шанскова [18]).

С. А. Литвиненко [4] рассматривает педагогическое общение как одну из форм взаимодействия учителя начальных классов с участниками учебно-воспитательного процесса, в частности родителями школьников, выделяет несколько ролей, которые реализует первый учитель в сотрудничестве с ними, - советчика (информирует семью об особенностях физического и психического развития ребенка [19], дает советы по сохранению его здоровья, обучения и воспитания), консультанта (предоставляет информацию о путях предупреждения и преодоление семейных конфликтов), защитника (отстаивает интересы, права ребенка) и организатора жизни и деятельности учащихся, их общего досуга с взрослыми

в системе «образовательная организация - ребенок - семья».

Исследуя специфику работы педагога с семьями первоклассников, А. А. Острянская [6] среди первичных задач его деятельности отметила вооружение родителей знаниями о новом социальном статусе ребенка - статусе школьника, в основе которого лежит перестройка разных сторон его жизни как в рамках семьи, так и в процессе посещения учеником образовательного учреждения (предоставление информации об изменении режима дня ребенка, организации в домашних условиях его рабочего места, отношение к школьнику как к полноправному члену семьи с определенным кругом прав и обязанностей, о формировании позитивного восприятия учебной деятельности в целом и всех ее субъектов в частности).

Л. А. Хомич [9], рассматривая вопросы психолого-педагогического образования родителей, признаёт целесообразным ознакомление членов семьи первоклассника с уровнем школьной зрелости ребенка, поскольку комплексное представление о физическом и различных аспектах (интеллектуальный, личностный, социально-психологический) психологической готовности ребенка в школе позволяет прогнозировать успешность его обучения и воспитания в начальных классах.

В исследовании О. И. Киличенко [3] подчеркивается необходимость формирования у педагога умения сотрудничать с родителями учеников, поскольку активное сотрудничество с семьей положительно сказывается на учебных результатах школьников. Готовясь к сотрудничеству с родителями, индивидуальная и коллективная работа педагога должна носить доброжелательный характер и способствовать налаживанию целенаправленного, планомерного и систематического взаимодействия между учителем и родителями, направленного на ориентацию единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи.

Таким образом, на основе анализа исследований выделена специфика профессиональной деятельности учителя начальных классов: преподавание разнопрофильных дисциплин математического, гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов; рефе-рентность его роли для младших школьников; тесное взаимодействие учителя начальных клас-

сов с родителями детей, прежде всего, первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.

Библиографический список:

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 1988. -208 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 468 с.

3. Киличенко О. И. Подготовка будущего учителя к педагогическому взаимодействию с учащимися младшего школьного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / О. И. Ки-личенко. - Ивано-Франковск, 1997. - 222 с.

4. Литвиненко С. А. Теоретико-методические основы подготовки будущих учителей начальных классов к социально-педагогической деятельности : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / С. А. Литвиненко. - М., 2005. - 443 с.

5. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. -М. : Просвещение, 2017. - 224 с.

6. Острянская О. А. Формирование комплексных педагогических умений будущих учителей начальных классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. А. Острянская. - Полтава, 2002. - 281 с.

7. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы : учеб. для студентов пед. инст. /

A. Я. Савченко. - К. : Абрис, 2010. - 416 с.

8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям /

B. А. Сухомлинский. - К. : Советская школа, 1985. - 557 с.

9. Хомич Л. А. Система психолого-педагогической подготовки учителя начальных классов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Л. А. Хо-мич. - К., 2009. - 443 с.

10. Яблонская Т. М. Развитие способности к рефлексии в профессиональном становлении личности учителя начальных классов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. Н. Яблонская. - К., 2000. -199 с.

11. Евстафьева Е. А. Самооценка студентов педагогических училищ как фактор их профессионального самоопределения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Евстафьева. - К., 1997. -188 с.

12. Проколиенко Л. М. Педагогическая психология : учеб. пособ. / Л. М. Проколиенко,

Д. Ф. Николенко. - П. : Высшая школа, 2011. -183 с.

13. Казанский Н. Г. Дидактика (Начальные классы) : учеб. пособ. для студентов педагогических институтов / Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. - М. : Просвещение, 1978. - 224 с.

14. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К. Д. Ушинский. - Москва; Ленинград : Академия пед. наук РСФСР, 1948-1952. -956 с.

15. Ермакова С. С. Формирование профессионально-педагогических ценностей у будущих учителей начальных классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. С. Ермакова. - Одесса, 2003. - 263 с.

16. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - Об. : Лотос, 2001, 384 с.

17. Брыль Г. Имидж современного учителя начальных классов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: irbis-nbuv.gov.ua (дата обращения: 11.06.2019).

18. Шанскова Ш. И. Социально ориентированная подготовка будущих учителей начальной школы к работе с родителями : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Т. И. Шанскова. - К., 2002. - 224 с.

19. Ващенко О. М. Физкультминутки в начальных классах : учеб.-метод. пособие / О. М. Ващенко, Т. И. Люрина, Л. В. Романен-ко. - K. : Учебная книга, 2002. - 24 с.

References:

1. Amonashvili Sh. A. Hello, children! [Zdrav-stvuyte, deti!], Moscow, 1988. 208 р.

2. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood: Psychological research [Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste: Psikhol. is-sledovanie], Moscow, 1968. 468 p.

3. Kilichenko O. I. Preparation of the future teacher for pedagogical interaction with students of primary school age: Diss. of cand. of ped. sci. [Podgotovka budushchego uchitelya k pedagog-icheskomu vzaimodeystviyu s uchashchimisya mladshego shkol'nogo vozrasta: Dis. kand. ped. nauk], Ivano-Frankivsk, 1997. 222 p.

4. Litvinenko S. A. Theoretical and methodical bases of preparation of future primary school teachers for social and pedagogical activity: Diss. of dr. of ped. sci. [Teoretiko-metodicheskie osnovy podgotovki budushchikh

Н. В. Горбунова, О. И. Игнатова

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов.

uchiteley nachal'nykh klassov k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti: Dis. d-ra ped. nauk], Moscow, 2005. 443 p.

5. Lyublinskaya A. A. Teacher of psychology of primary school children [Uchitelyu o psikhologii mladshego shkol'nika], Moscow, 2017. 224 p.

6. Ostransky O. A. Formation of a complex of pedagogical skills of future teachers of initial classes: Diss. of cand.of ped. sci. [Formirovanie kom-pleksnykh pedagogicheskikh umeniy budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov: Dis. ... kand. ped. nauk], Poltava, 2002. 281 p.

7. Savchenko A. Ya. Didactics of primary school: textbook for students of the Pedagogical Institute [Didaktika nachal'noy shkoly: ucheb. dlya studentov ped. inst.], 2010. 416 p.

8. Sukhomlinsky V. A. I give my Heart to children [Serdtse otdayu detyam], 1985. 557 p.

9. Khomich L. A. System of psychological and pedagogical training of primary school teachers: Diss. of cand. of ped. sci. [Sistema psikhologo-pedagogicheskoy podgotovki uchitelya nachal'nykh klassov: Dis. d-ra ped. nauk], 2009. 443 p.

10. Yablonskaya T. M. Development of the capacity for reflection in the professional development of individual teachers of initial classes: Diss. of cand. of psych. sci. [Razvitie sposobnosti k re-fleksii v professional'nom stanovlenii lichnosti uchitelya nachal'nykh klassov: dis. ... kand. psikhol. nauk], 2000. 199 p.

11. Evstafieva E. A. Self-esteem of students from teachers ' colleges as a factor of their professional self-determination: Diss. of cand. of psych. sci. [Samootsenka studentov pedagogicheskikh uchilishch kak faktor ikh professional'nogo sa-

moopredeleniya: dis. ... kand. psikhol. nauk], 1997. 188 p.

12. Prokopienko L. M., Nikolenko D. F. Educational psychology: textbook [Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik], 2011. 183 p.

13. Kazanskiy N. G., Nazarova T. S. Didactics (Primary school): textbook for students of pedagogical institutes [Didaktika (Nachal'nye klassy): uchebn. posob. dlya studentov pedagogicheskikh institutov], Moscow, 1978. 224 p.

14. Ushinsky K. D. Collected works: in 11 Vol. [Sobranie sochineniy: v 11 t.], Moscow; Leningrad, 1948-1952.956 p.

15. Ermakova S. S. Formation of professional-pedagogical values of the future teachers of initial classes: Diss. of cand. of ped. sci. [Formirovanie professional'no-pedagogicheskikh tsennostey u budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov: Dis. kand. ped. nauk], Odessa, 2003. 263 p.

16. Zimnyaya I. A. Pedagogical psychology: textbook for universities [Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebn. dlya vuzov], 2001. 384 p.

17. Bryl G. Image of a modern primary school teacher [Imidzh sovremennogo uchitelya na-chal'nykh klassov]. Available at: irbis-nbuv.gov.ua (accessed date: 06/11/2019).

18. Shanskova Sh. I. Socially oriented training of future primary school teachers to work with parents: Diss. of cand. of ped. sci. [Sotsial'no ori-entirovannaya podgotovka budushchikh uchiteley nachal'noy shkoly k rabote s roditelyami: Dis. kand. ped. nauk], 2002. 224 p.

19. Vashchenko O. M., Lurina T. I., Roma-nenko L. V. Physical education in primary school [Fizkul'tminutki v nachal'nykh klassakh], 2002. 24 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.