Научная статья на тему 'Особенности личностного и профессионального развития студента в образовательной среде современного вуза'

Особенности личностного и профессионального развития студента в образовательной среде современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HIGH SCHOOL / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шогенова Фатимат Амедовна

В статье рассматриваются основные принципы и подходы к управлению процессом личностного и профессионального развития студента в условиях современного вуза, проанализированы ресурсы образовательной среды, выделены основные направления развития высшего образования в контексте решения современных задач социально-экономического развития страны.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article main principles and approaches to management of process of personal and professional development of the student in the conditions of modern high school are considered, resources of the educational environment are analysed, the basic directions of development of higher education in a context of the decision of modern problems of social and economic development of the country are allocated.

Текст научной работы на тему «Особенности личностного и профессионального развития студента в образовательной среде современного вуза»

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

ШОГЕНОВА Ф.А.

В статье рассматриваются основные принципы и подходы к управлению процессом личностного и профессионального развития студента в условиях современного вуза, проанализированы ресурсы образовательной среды, выделены основные направления развития высшего образования в контексте решения современных задач социально-экономического развития страны.

In article main principles and approaches to management of process of personal and professional development of the student in the conditions of modern high school are considered, resources of the educational environment are analysed, the basic directions of development of higher education in a context of the decision of modern problems of social and economic development of the country are allocated.

Модернизация высшего профессионального образования в современной России обусловлена усилением конкуренции в условиях рыночной экономики. Это в первую очередь связано с повышением требований к профессиональной компетентности выпускников вузов. Аналогичные изменения можно обнаружить в высшем образовании развитых стран, которые заинтересованы в более устойчивом положении выпускников на рынке труда, в усилении их конкурентоспособности на основе профессиональной компетентности. Последовательное решение указанных задач в мировом высшем образовании началось с конца 70-х годов ХХ века на основе технократического подхода [1, с.9-12.]. В настоящее время одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни нашего общества, является усиление внимания к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня. При этом важно ориентироваться на то, что будущий специалист- это не столько простой исполнитель определённой социальной роли, детерминированной внешними условиями, сколько творческая и созидающая личность. Специалист-профессионал формируется через развитие и саморазвитие, в процессе которого вызревают профессиональные качества специалиста, новообразования в структуре личности, способствующие творческой самореализации. [2, с.5-10].

В ходе реформирования в 90-е гг. ХХ века были определены принципы плюрализма, вариативности, многоукладности, альтернативности образования (Э.Д. Днепров), реализация которых способствовала открытию различных типов государственных и негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, в этот период возникла возможность преобразования отечественной системы профессионального образования по следующим ключевым направлениям:

- концептуальное обоснование цели реформирования образования, состоящей в подготовке специалиста к реализации личностно - ориентированного образования и создание условий, способствующих индивидуально - личностному и профессиональному становлению будущего специалиста;

- переход к многоуровневой системе профессионального образования и определение ее оптимальной структуры, позволяющей создавать пространство выбора и самоопределения будущего специалиста;

- стандартизация высшего профессионального образования, дающая дополнительные возможности в создании для студента условий выбора индивидуальной образовательной траектории;

Профессиональное образование. Столица | № 10 2010

1

- определение непрерывности и преемственности как основы и перспективы развития высшего и среднего образования, моделирование условий реализации такого рода взаимодействий;

- концептуальное обоснование и определение функционального содержания и условий образовательной деятельности современного университета как показателя и условия вхождения России в мировое образовательное пространство.

Столь динамичные и сложные преобразования в системе вузовской подготовки, с одной стороны, требуют историко-педагогического анализа и обобщения с целью прогнозирования дальнейших перспектив развития профессионального образования. С другой стороны, начавшиеся преобразования в рассмотрении функций профессионального образования нуждаются в рассмотрении альтернативных подходов к его научно-методическому обеспечению. Иными словами, речь должна идти о теоретическом обосновании и разработке целостной модели научнометодического обеспечения реформационных процессов в профессиональном образовании.

Учитывая современные тенденции глобализации и интенсификации общественного развития, организация образовательного процесса высшей школы должна быть такой, чтобы знания выпускников были не только адекватны современному времени, но и имели опережающую профессиональную направленность [3, с.193]. На практике это возможно благодаря реализации многоуровневой системы образования, руководствующейся принципом фундаментальности образования, ориентирующейся на такие универсальные знания, которые не устаревают с течением времени, помогают приспособиться к любым изменившимся условиям.

Многоуровневая система образования создает достаточно гибкую и разветвленную структуру образования, дифференцирует уровни профессионального образования, обращается к новым технологиям обучения, действует в русле концепции непрерывного образования. По существу, это система, обращенная к человеку, который становится ее центром, ее активным участником в отличие от традиционной системы [4, с.53].

В стратегии проектирования интегративного образовательного пространства вуза одним из видов реализации многоуровневой системы образования может являться непрерывная ступенчато-уровневая технология подготовки специалистов, являющаяся своего рода квинтэссенцией современных систем профессионального образования. Именно она призвана повысить уровень общекультурной, научной и профессиональной подготовки будущих специалистов, отвечающих требованиям и культурно-образовательным запросам современного общества, рынка профессионального труда. При этом мы солидарны с Л.Л. Редько, указывающей на то, что ценность ступенчато-уровневой системы образования состоит в ее адаптивной и экономической эффективности, предусматривающей сокращение затрат на подготовку специалистов в условиях резко ограниченного бюджетного финансирования [5, с.87].

Данное утверждение в полной мере подтверждается научными исследованиями В.А. Сластенина и В.П. Окулич-Казарина, акцентирующими внимание на следующих утверждениях:

1. чем больше ступеней при равной мотивации, тем с меньшими энергетическими издержками функционирует любая система;

2. чем меньше размер ступени, тем больше желания и уверенности у обучаемых в овладении этой ступенью;

3. чем сильнее мотивация, тем успешнее обучаемые овладевают большим количеством ступеней [3, с.193].

Мы полагаем, что система непрерывной ступенчато-уровневой подготовки будущих специалистов в полной мере решает основные проблемы современного этапа реформирования образования, а именно: социальную адаптацию обучающихся; реализацию принципа преемственности и опережающего характера обучения с учетом имеющегося образовательного по-

тенциала; направленность на модульное формирование содержания образования, многова-риативность и гибкость форм, методов и средств обучения; разнообразие источников финансирования; решение комплекса вопросов по оптимизации учебного процесса и затрат на оказание услуг по профессиональному обучению. При этом опережающий характер обучения и гибкость педагогических технологий выступают, с нашей точки зрения, основным показателем качества профессионального образования, получаемого студентами в вузе.

В этой связи данная структура подготовки специалистов ориентирована на предоставление в современном обществе различного уровня образования для различной по способностям студенческой молодежи. Она основала своего рода различное качество образования: «элитное», «массовое» и «универсальное» [5, с.96].

Понятие «непрерывное ступенчато-уровневое образование» рассматривается как система подготовки специалиста на базе соотнесенных (сопряженных) между собой образовательных программ (Н.Л. Стефанова, Л.Л. Редько, Н.Л. Шубина). При этом личность обучаемого включена в образовательный процесс на всех стадиях ее развития с учетом преемственности при переходе с одной ступени обучения на другую. Традиционный опыт работы высшей школы показывает, что уровневость и непрерывность образовательных программ в массе своей не согласована по специальностям, объему содержания и направлениям подготовки специалистов. Совмещение образовательных программ — это не формальное соединение в линейную вереницу разных образовательных программ, а сложный процесс сопоставления, анализа, сравнения и интеграции отдельных тем, циклов, тематических модулей в предметах изучения и др., которые, будучи выстроены в полностью соответствующий государственным образовательным стандартам учебный план, должны быть соотнесены с уровнями, ступенями образования и обеспечивать последовательное освоение всего цикла дисциплин за максимально короткий срок с максимальным качеством [5, С.93].

Уровневость образовательных программ предполагает разные уровни и ступени базового, общего, полного высшего профессионального образования, среднего профессионального (традиционного и повышенного); с дополнением образовательных программ, позволяющих обучающимся получать специализации, дополнительное образование, второе образование; с маневренностью, что делает доступной для человека возможность сменить профиль профессиональной деятельности, обучаться в двух институтах по разным специальностям с условием преемственности профессиональных образовательных программ, согласовывая их на всех этапах образования — от начального до постдипломного, где «выход» из одной образовательной программы «стыкуется» со «входом» в последующую (Редько Л.Л.).

Вместе с тем, основу ступенчатости педагогического образования составляют его относительно дискретные этапы, их оптимальная последовательность, дающая целостный, адекватный социальному запросу уровень профессионализма специалиста применительно к различным образовательным учреждениям. При этом ступени педагогического образования представляют собой последовательность качественных перестроек в профессиональном сознании и деятельности, в образе профессионального «Я», в рефлексии, функциях и технологиях их использования. Ступени профессионального развития могут характеризоваться различными временными и содержательными рамками (продолжительность подготовки, структура учебного плана и т. д.), однако имеются сущностные инвариантные параметры.

Одним из основных признаков ступенчато-уровневой системы образования будущих специалистов является ее открытость, которая выражается в различных профилях подготовки, специализациях, в возможности продолжения образования, в создании переходных модулей и т.п. Такая структура подготовки всегда взаимообусловлена, взаимосвязана и предполагает наличие обязательной вариативности.

Ступенчато-уровневая модель непрерывного образования создает мощную методологическую, теоретическую и технологическую основу для подготовки специалистов, способных работать в современных образовательных системах, осуществлять выбор приоритетных технологий и реализовывать себя в образовательном пространстве (Е.В. Бондаревская, А.А. Греков, В.И. Данильчук, Л.В. Левчук, В.Л. Матросов, А.Н. Новиков, А.И. Пискунов,

H.А. Селезнева, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Л.Л. Редько, А.П. Тряпицина, И.Д. Чечель и др.).

В современной России уже сложилась модель уровневого образования как в системе педагогических вузов, так и в системе технических высших учебных заведений. Основная модель уровневого непрерывного образования представлена первым уровнем образования -бакалавриатом, приравненным к уровню неполного высшего образования. Второй - базовое высшее профессиональное образование, выпускник которого получает диплом специалиста или магистра. Уровневые образовательно-профессиональные программы позволяют студентам получить фундаментальную подготовку в той или иной области науки и культуры, а также усвоить основы профессиональных знаний по выбранному направлению обучения. Для развития модели непрерывного образования в системе уровневого высшие учебные заведения унифицируют учебный план подготовки бакалавров. И лишь на старших курсах предоставляют студентам право выбора продления образования по программам специалитета или магистратуры. Такая модель непрерывного уровневого образования становится базовой в деятельности высших учебных заведений. В данной модели качество образования достигается путем установления логических связей между различными дисциплинами и разработкой учебнометодических пособий, раскрывающих способы самостоятельного освоения студентами образовательных программ. Как показывает практика, данная структура подготовки будущих специалистов обеспечивает создание единого широкопрофильного, гуманитарного и культурно-гуманистического образовательного пространства вуза как среды личностнопрофессионального развития, реализующего этнические, национально-культурные и образовательные запросы.

Разработка и апробация технологии непрерывной ступенчато-уровневой подготовки специалистов выстраивалась на основе учета следующих требований:

I. в аспекте целей и задач:

- наличие разработанных процедур целеполагания на основе интересов и потребностей разноуровневых субъектов образовательных систем (государства, профессионального сообщества, образовательных институтов, студентов и преподавателей);

- адаптивность целей и возможность их иерархического упорядочения (цели фундаментальные, соответствующие общим ориентирам развития личности и образовательной системы и цели локальные и модульные, соответствующие потребностям и функциям отдельных этапов образования);

2. в аспекте содержания:

- организация содержания как совокупности содержательных линий, каждая из которых соответствует приобретению некоторого уровня компетентности в той или иной сфере социокультурной практики и жизнедеятельности;

3. в аспекте методов:

- приоритет методов обучения и педагогических технологий, опирающихся на использование рефлексивных процедур, экспертизы, организационно-деятельностного моделирования реальности;

4. в аспекте средств образовательной

деятельности:

- обязательность накопления индивидуальной информации о результативности образовательного процесса (использование «образовательных портфелей», диагностических папок и др.);

- адаптация и взаимная дополняемость диагностических и самодиагностических материалов, компьютеризация и информатизация образования как условия накопления диагностической личностно-значимой информации о результатах в образовательном процессе;

5. в аспекте форм организации образования:

- индивидуализация профессионального образования, создание поля личностного выбора вариативных образовательных траекторий;

- наличие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса включая анализ и самоанализ профессиональной и личностной «Я - концепции», использование профессионального и психолого-педагогического консультирования [6, с.129-131].

В основе разработанной структуры подготовки кадров в вузе лежат концептуальные подходы, теоретико-методологические положения, раскрывающие организационнопедагогические основы интеграционных процессов в системе непрерывного ступенчатоуровневого профессионального образования:

1. обоснованы принципы, на основе которых реализуются интеграционные процессы в системе профессионального образования:

- маневренности профессиональных образовательных программ (возможность смены человеком профиля профессиональной деятельности);

- преемственности профессиональных образовательных программ (согласование и сопряжение учебных планов);

- интеграции образовательных структур и гибкости организационных форм профессионального образования;

- концентричности изложения (материал предыдущего этапа изучения рассматривается и на следующем уровне, но с новых позиций [7, с.11-17].

2. осуществлена преемственность уровней, не только включающая комплексность содержания, технологии обучения и воспитания, но и углубляющая специализацию на всех ступенях и обеспечивающая координацию деятельности всех организационных структур образовательного учреждения;

3. реализована гибкость и вариативность образовательных программ, реализующих принципы индивидуализации и дифференциации обучения в соответствии с общественными потребностями, личными способностями и позволяющих каждому студенту проявлять свободу и самостоятельность в выборе своей образовательной траектории с учетом не только личностных, но и региональных, социальных, экономических и других факторов;

4. обосновано и опытным путем доказано, что рациональность интеграции уровней и ступеней профессионального педагогического образования обеспечивается линейной стратегией, которая связана с организационно-структурной перестройкой образовательной системы и реорганизует её, выстраивая вертикальную структуру в образовательном учреждении, что в свою очередь создает условия для преемственности, взаимообусловленности, целостности образовательного пространства вуза.

Основными преимуществами многоуровневой структуры подготовки будущих специалистов являются её разнообразные возможности:

- в реализации новой парадигмы образования, заключающейся в её фундаментальности, целостности и направленности на личность будущего специалиста;

- в диверсификации и адекватном реагировании на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

- в повышении образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от нынешнего «образования на всю жизнь»;

- в свободе выбора «траектории обучения» и отсутствии тупиковой образовательной ситуации;

- в возможности эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;

- в стимулировании значительной дифференциации среднего образования;

- в широких возможностях для последипломного образования;

- в интеграции в мировую образовательную систему [8, с.114].

Проведенный нами анализ проблемы позволяет сделать вывод о том, что в стратегии проектирования интегративного образовательного пространств вуза внедрение непрерывной многоуровневой технологии подготовки будущих специалистов обеспечивает:

- целостность образования, предусматривающего интеграцию всех его подсистем и способствующего достижению конечной цели - становлению личности специалиста-профессионала, отвечающего потребностям современной системы образования;

- непрерывность образования, которая осуществляется «вертикальной» интеграцией, обеспечивающей поступательное развитие личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и «горизонтальной» интеграцией, координирующей все структуры на различных уровнях образования;

- возможность свободного «входа» личности в образовательную систему и «выхода» из нее.

Библиографический список:

1. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя//Мир образования. - 1997. - №1. - С.63-64.

2. Ценностный мир современного студента (Социологическое исследование). - М.: Молодая гвардия, 1992. - 192 с.

3. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Взгляд в XXI век //Высшее образование в России. - 1993. №4.

4. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 86 с.

5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Рус. язык, 1989. - 318 с.

6. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала ХХ в. // Педагогика. - 2000. №4. - С.63-70.

7. Новородцева А.Л. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания групп людей: Автореф. дисс. канд. псих. наук. - М. - 1989. - 19с.

8. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. - 1989. -№ 4.

Ключевые слова: образовательная среда, вуз, профессиональное и личностное развитие. Keywords: the educational environment, high school, professional and personal development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.