педагогические науки
А.М. КОРОТКОВ, Н.К. СЕРГЕЕВ (Волгоград)
современный педагогический университет как центр пространства инноваций в социальном развитии региона
Рассматриваются теоретико-методологические основания, сложившиеся традиции и современные приоритеты для разработки концепции и программ развития педагогического образования в педагогических университетах как центрах пространства инноваций в социальном развитии регионов в современных условиях.
Ключевые слова: личностно ориентированное образование, университетский комплекс, непрерывное педагогическое образование, модернизация педагогического образования, предметная подготовка учителя, социальное развитие региона, университет как центр пространства инноваций.
В октябре 2016 г. исполнилось 85 лет Волгоградскому государственному социально-педагогическому университету. Позади славный путь, пройденный коллективом университета, - путь становления и развития одного из ведущих педагогических вузов страны, на всех этапах своей истории подтверждавшего способность реагировать на новые вызовы времени. Это стало возможным благодаря самоотверженному творческому труду многих поколений преподавателей, сотрудников и студентов, в том числе труду, направленному на осознание миссии педагогического образования, его приоритетов, концептуальных оснований, которые не могут не меняться, не уточняться, не корректироваться в условиях активно меняющегося социума, его запросов и потребностей.
За годы деятельности в коллективе сложились традиции, взгляды на подготовку учителя, определенный опыт, достигнуты заслуживающие уважения результаты деятельности. Достаточно сказать, что университет подгото-
вил более 100 тысяч учителей, которые успешно трудились и трудятся в образовательной сфере страны. И на протяжении всех лет своего существования Сталинградский-Волгоградский педагогический всегда был активным участником процессов совершенствования, перестройки, реформирования, модернизации педагогического образования страны [2].
Активно идут эти процессы и сейчас. Прежде всего, отметим серьезную корректировку векторов развития как всего российского образования - от дошкольного до послевузовского, так и педагогического. Приоритеты заявлены во многих выступлениях, интервью, разъяснениях, которые дает Минобрнауки РФ (в первую очередь его новый руководитель О.Ю. Васильева) в проектах, программах, новых нормативных документах Минобрнауки и Правительства рФ, активно обсуждаемых и в профессиональной среде, и в обществе в целом.
В их числе для нас особенно важными применительно к педагогическому образованию представляются такие позиции, как:
• воспитание как главная функция образования;
• формирование личностей при работе с детьми и молодежью;
• миссия учителя как служение, а не услуга;
• учитель как главная фигура современной школы, условия его успешного труда и творческой самореализации;
• новое обозначение миссии вузов (регионы представляются как пространство инноваций, а вузы - центры этих инноваций, источник и локомотив инновационного развития; задачи вузов - формировать идеи инновационного развития, быть активными участниками инновационных процессов [7]).
Анализ опыта разработки и реализации предыдущих программ развития нашего университета позволяет отметить ряд фундаментальных оснований и ориентиров, с учетом которых строилось содержание программ и формировались главные их традиции.
• Ориентация на личность во всех целевых установках и ситуациях функционирования университетского образовательно-воспитательного пространства, реализация идей личностно ориентированного образова-
О Коротков А.М., Сергеев Н.К., 2017
ния, обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса. Ключевой вопрос для понимания всей идеологии и практики образования и воспитания на всех его уровнях: каким мы хотели бы видеть на «выходе» нашего выпускника. Для многих школ, например, это учащийся, подготовленный к сдаче 2-4 экзаменов ЕГЭ, часть которых выбирается зачастую малоосознанно (авторы статьи не против ЕГЭ, тем более общепризнанно, что он имеет свои плюсы, в первую очередь - социальные, однако также общепризнанно, что он нуждается в совершенствовании, и этот процесс уже начался). Или же требуется другой результат - в виде высокообразованных, ответственных граждан, патриотичных и трудолюбивых людей со сложившейся ценностно-смысловой сферой, духовным стержнем, научным мировоззрением? Ответ для нас очевиден: да, нужен именно такой результат. А значит, нужен учитель, имеющий необходимый для этого личностный потенциал, важный для достижения указанной цели, владеющий необходимыми для этого компетенциями, а главное - соответствующей мотивацией профессиональной деятельности, мотивацией служения. Учитель, способный это обеспечить! Это ключевой повод к пересмотру и коррекции всей практики подготовки педагога.
• Поиск путей обновления, модернизации педагогического образования на основе глубокого понимания природы, сущности и современных особенностей педагогической деятельности. Например, такой ее особенности, как двойственность предмета труда. Учитель занят, с одной стороны, определенной областью культуры (не только учебным предметом в узком смысле слова), которую делает привлекательной и доступной для ученика, с другой - ребенком, которому надо открыть смысл учения, помочь найти и проявить способности, сотрудничать и отвечать за свои дела. главное из того, что ребенок должен «унести» от учителя, - это культура самоорганизации, собственная эффективная система выполнения любого дела, нравственный опыт, который можно обрести только в общении с его носителем [9].
Вот почему так важно сохранить (а скорее, возвратить, усилить) предметную подготовку учителя, обогатить ее личностным, ценностно-смысловым содержанием. Это задача совершенствования действующих государственных стандартов. Уже не только с позиций деятельностного, компетентностного подходов, но и за счет усиления присутствия культурно-исторического и аксиологического
кие науки -
подходов. Это предполагает обогащение профессионального портрета учителя, а значит, и стандарта этико-педагогических компетенций, задающих некий личностный базис учителя [4].
вместе с тем следует предостеречь от узкой трактовки понятия предметной подготовки. С учетом вышесказанного предметом деятельности учителя выступает ученик и его воспитание, образование и развитие. И очевидно, что все вузовские дисциплины, работающие на эти задачи, имеют право войти в пул предметной подготовки, в блок системы практик. в нашем представлении обязательные в этой части предметы - история России (с позиций историко-культурного стандарта, которому следует как можно скорее придать статус не проекта, а нормативного документа), философия, иностранный язык, ИКТ, педагогика, психология. в каких возможных долях -ответ надо искать и в научном обосновании, и в традициях отечественного педагогического образования, и в опытно-экспериментальной работе.
Все вузовские дисциплины, помимо решения задач овладения будущими педагогами содержанием и методами конкретной предметной области (математика, физика, биология, химия и т.д.), должны быть нацелены на решение личностно-развивающих задач [9]. Учитель должен уметь независимо от своей специализации:
- соотнести образовательный стандарт с реальной ситуацией развития учащихся и поставить конкретные образовательные цели;
- дать смысловую интерпретацию материала;
- включить учащихся в усвоение данного опыта, помня о том, что в зависимости от вида опыта могут быть различными формы его усвоения - воспроизведение, переживание, собственное создание (в традиционной практике педагогов готовят пока главным образом к первой форме);
- постоянно совершенствовать методики на основе собственного развивающегося опыта и др.
Это только часть действий педагога, которые нередко упускаются из вида в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации учителя при сведении его деятельности только к дидактико-преподавательской. И что существенно важно: кардинально меняется суть используемых учителем педагогических технологий - и в образовательной деятельности педагога в рам-
ках базового учебного процесса, и в организации развивающей личность ребенка деятельности в системе воспитательной и досуговой деятельности, дополнительного образования. Вектор этого изменения - включение детей в личностно-развивающую деятельность в рамках дидактических компьютерных сред, современных информационных технологий [5].
• Понимание того, что стратегический путь совершенствования педагогического образования связан с реализацией принципа непрерывного образования [3; 6], которая в трактовке идей личностно ориентированного образования означает прежде всего обеспечение субъектной позиции всех участников образовательно-воспитательного процесса во всех ситуациях их жизнедеятельности. Поэтому важнейшей функцией профессионального образования учителя является формирование его направленности на непрерывное профессионально-педагогическое самосовершенствование, преобразование себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности. Формирование такой направленности возможно, если педагог на всех этапах профессиональной социализации и последующей педагогической деятельности выступает как самоорганизующийся субъект [10]:
- свободного сознательного выбора и принятия педагогической профессии как приоритетной жизненной ценности и наиболее оптимальных с точки зрения его личностных склонностей путей овладения ею;
- учебной деятельности в профессиональном учебном заведении, которая характеризуется а) свободой выбора образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления; б) продуктивным взаимодействием преподавателя и будущего педагога, их взаимообогащением; в) рефлексией, осознанием и выработкой ее целей, смыслов; г) становлением индивидуального стиля, основанного на осознании будущим педагогом своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение, саморазвитие; д) творчеством, ориентированным на выработку каждым студентом осознанных планов, прогнозов и сценариев своей будущей профессиональной жизнедеятельности;
- поствузовской целенаправленной деятельности по совершенствованию своей профессиональной квалификации, повышению личностного профессионально-педагогического потенциала, необходимых для сознательного целеустремленного педагогического твор-
чества, включая его высший уровень - разработку и создание авторских педагогических систем.
• Подготовка такого специалиста может быть обеспечена педагогическим университетом, выполняющим специфическую функцию в целостном пространстве высшего образования. Содержание, направленность и традиции педагогического образования позволяют наиболее адекватно формировать специалиста, компетентного в вопросах педагогической деятельности, ориентированного на перманентное профессионально-личностное саморазвитие. Последнее предполагает органическое сочетание двух концентров: ориентации на ребенка и на предмет, который предстоит преподавать. Именно в педагогическом университете могут наиболее успешным образом быть реализованы технологии, в которых эти два направления органически сочетаются.
Система университетского непрерывного педагогического образования будет эффективной в решении обозначенных задач, если по своей структуре и содержанию будет выстроена как интегрированное объединение образовательных институтов, обеспечивающих:
- отбор, поэтапную подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, их социальную защищенность, возможность удовлетворения индивидуальных профессиональных запросов, востребованность творческих инициатив, динамическое развитие профессиональной среды;
- реализацию психолого-дидактических закономерностей овладения педагогической деятельностью, последовательное восхождение от недифференцированной направленности на сферу труда учителя к овладению стандартами педагогической профессиональности и далее - к развитию индивидуально-авторской концептуально-целостной системы деятельности педагога;
- многоуровневую систему педагогической информации, создающей основу методологического, теоретического и технологического обеспечения труда учителя;
- психологическую поддержку всех субъектов образовательного процесса;
- управляемое взаимодействие учреждений допрофессиональной, профессиональной подготовки учителя и повышения его квалификации на основе целостной концептуальной целевой программы.
Инновационный поиск такого рода форм интеграции, осуществляемый ВгСПУ на протяжении более 20 лет сначала инициатив-
но, затем в статусе федеральной экспериментальной площадки по проблемам университетских комплексов, свидетельствует о том, что эффективной формой организации системы непрерывного педагогического образования является университетский учебно-научно-педагогический комплекс как особого рода интеграция образовательных институтов региона, отвечающая требованиям принципа непрерывного педагогического образования и реализующая общественно-государственные механизмы управления данной структурой. Университетский комплекс непрерывного педагогического образования есть добровольное объединение образовательных организаций региона, вовлеченных в процессы подготовки педагогических кадров для региона и выступающих площадками формирования передовых педагогических практик [3; 10].
Система непрерывного педагогического образования, организованная в виде педагогического комплекса, создает благоприятные условия для применения качественно более эффективных технологий обучения и воспитания будущего педагога, прежде всего связанных с органическим единством учебной и практической деятельности в процессе профессионального становления учителя, оптимальным использованием учебно-материальной базы и преподавательского потенциала учреждений, входящих в комплекс, большими возможностями создания целостной ситуации профессионального развития будущего педагога с интеграцией многих аспектов педагогического опыта, реальной жизнедеятельности участников образовательного процесса.
Непрерывность педагогического образования реализуется в этом плане через единство сущностных, целевых, содержательных и процессуальных характеристик звеньев, входящих в педагогический комплекс, через учет специфической природы педагогического образования и профессионального педагогического труда, органически включающих целостную непрерывную жизнедеятельность развивающейся личности педагога. Критериями эффективности функционирования педагогического комплекса как целостной системы непрерывного педагогического образования являются реальная взаимосвязь, преемственность реализуемых в учреждениях комплекса образовательных программ, выстраивание для обучающихся возможности выбора собственных образовательных маршрутов, интеграция образовательного потенциала (кадрового, методико-технологического, управленческого, научного,
кие науки -
информационного и пр.) входящих в комплекс образовательных учреждений. Важнейшее условие эффективности - реализация принципа регионализации системы непрерывного педагогического образования, предполагающая учет а) специфики культурных традиций, особенностей производственно-экономической и социальной сфер жизнедеятельности региона; б) сложившихся традиций в сфере образования; в) условий их дальнейшего развития (потенциал научно-педагогических и практико-новаторских школ как интеллектуального ядра региональной системы непрерывного педагогического образования, эффективных механизмов взаимодействия различных компонентов образовательной системы и др.).
Проектирование и становление каждого компонента (звена, ступени, этапа) педагогического комплекса, его интегративных характеристик осуществляется на основе концептуальных представлений о региональной системе непрерывного педагогического образования в целом, ее ожидаемых возможностях и проходит более успешно, если в процессе его реализуются три взаимосвязанных аспекта:
1) адаптация целевых, предметно-содержательных, деятельностно-процессуальных и организационно-управленческих характеристик конкретного компонента, звена, ступени, этапа к основным параметрам всей системы;
2) коррекция содержания образования в данной образовательной системе, которое представляется гибким, многоуровневым, многопрофильным учебным планом, сочетающим государственный образовательный стандарт и регионально-вариативный компонент, а также учитывающим интересы входящих в педагогический комплекс учреждений в плане сохранения их целостности, автономности и независимости, с одной стороны, и «активной» включенности (взаимосвязи, сопряженности, преемственности) в систему в целом - с другой;
3) целенаправленное развитие возможностей педагогического комплекса в направлении развивающего личность педагога потенциала (последний обусловлен способностью стимулировать принятие личностью учителя (будущего, настоящего) педагогического труда в качестве сферы самореализации, осуществления интеллектуальных, практических, эмоционально-волевых, социальных, духовно-нравственных и других стремлений и склонностей, отвечать возможностям и ожиданиям субъекта овладения педагогической профессией, укреплять и развивать установку личности на постоянное самовоспитание, саморазвитие,
самообразование как основной путь приближения к вершинам профессии учителя.
Эффективное функционирование университетского педагогического комплекса как региональной системы непрерывного педагогического образования предполагает последовательное сотрудничество его субъектов, объединенных принятой ими концептуальной программой, специальной системой управления, связанной с реализацией условий и механизмов научного, методического, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения, стимулирования, экспертизы качества подготовки специалистов, отвечающих потребностям современной сферы образования [10].
• Достижения развитого информационного общества, технологии активного сетевого взаимодействия дают возможности дальнейшего развития идеи университетского комплекса как сетевого регионального центра непрерывного педагогического образования. Это является центральной идеей программы развития ВГСПУ на 2017-2022 гг.
другими ключевыми идеями новой программы выступают новации, заложенные в ряд принятых или находящихся в стадии утверждения, но уже широко обсуждаемых в профессиональной среде проектов и программ.
Прежде всего, это Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» [7] (утвержден в октябре 2016 г. президиумом Совета при Президенте рФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам), в котором введено понятие социального развития регионов и вузов как центров пространства инноваций в социальном развитии регионов. Это открывает перспективы гуманитарным вузам (педагогическим -в первую очередь) для активной реализации миссии центров социокультурного развития регионов, которая понимается нами как выполнение университетом роли инициатора и активного участника реализации инноваций в сферах образования и науки, культуры, рационального природопользования, социальной среды региона
V Прежде всего, педагогический университет должен стать центром современных фундаментальных исследований природы, специфики, закономерностей и факторов успешности педагогической деятельности в современных условиях и перспективе. Для этого необходимо обеспечить становление и активное развитие научных школ педагогического, психологического, методического профилей, ко-
торым по плечу были бы глубокое научное осмысление новой природы педагогической деятельности, выработка методологических регулятивов и эффективных педагогических теорий и технологий самых сложных проблем современного образования - от дошкольного до послевузовского, от базового, определяемого государственными образовательными стандартами различных уровней образования, до дополнительного, обусловленного потребностями субъектов образования, образовательными запросами населения, экономики и социокультурной сферы региона.
V Указанный приоритетный проект ориентирует на существенное изменение подходов к определению содержания и технологий подготовки специалистов. Прежде всего, это корреляция содержания подготовки с ФгоС общего образования, предметными концепциями, профессиональными стандартами, практическими потребностями рынка труда; внедрение проектно-ориентированных и практико-ориентированных образовательных программ педагогических профилей, предполагающих командное выполнение практически значимых проектов полного жизненного цикла.
Кроме того, как уже говорилось выше, в педагогическом образовании, помимо несомненной ценности и важности овладения собственно самим современным научным знанием в конкретной предметной области (специальность - учитель конкретного предмета), существует необходимость освоить его потенциал как средства «в руках учителя» для личностного развития обучающихся [4; 9]. Именно поэтому чрезвычайно важна всемерная поддержка исследований, направленных на изучение факторов, условий, дидактико-воспитательных средств, позволяющих эффективно использовать и повышать личностно-развивающий потенциал специального предметного знания. Конечно, успех такого рода деятельности во многом обусловлен индивидуальным научным потенциалом вуза.
V Влияние педагогического университета на социкультурное развитие региона осуществляется прежде всего через реализацию социально-образовательной миссии педагогического образования - играть генерирующую роль в развитии педагогического сознания общества, теоретическом, научно-методическом, кадровом, инновационно-консалтинговом и мониторинговом обеспечении системы качественного образования на уровнях общего, среднего профессионального и высшего образова-
ния [2; 7]. Педагогический университет в этом плане обязан выступать как генератор идей, моделей и образцов педагогической деятельности, инициатор и проводник инновационных процессов в региональном образовательном пространстве. Как упоминалось выше, выполнение указанной миссии обеспечивается опережающими фундаментальными исследованиями в области перспектив развития образовательных и культурных процессов в регионе, изучением и актуализацией механизмов воздействия науки и образования на экономику, социальную и этнокультурную сферы, экологию, подготовкой кадров - носителей новых образовательных стратегий для обновляющегося общества.
Воздействие университета на качество образования в регионе должно осуществляться через многоканальный механизм, который включает разработку инновационных педагогических идей, теорий и технологий; подготовку и повышение квалификации специалистов сферы образования, которые выступали бы носителями данных идей и технологий, обладающими компетенцией их реализации в образовательной практике.
V Важную роль играет разработка научных основ и программ деятельности властных структур региона, а также обеспечение информационной, правовой, социальной, материальной, психологической поддержки профессиональной деятельности выпускников университета, которые составляют подавляющее большинство педагогических работников региона - более 80 %.
Задача педагогического университета здесь -вести активную работу по теоретическому обоснованию, научно-методической поддержке и сопровождению инноваций, обусловливающих качество образования, разработке и сопровождению региональных образовательных проектов; обоснованию и внедрению моделей управления образовательными системами, обеспечивающими вовлечение работников образования в инновационную, научно-исследовательскую, социально-проектную деятельность. Взаимодействие с заказчиками образования должно строиться на основе учета запросов региона, инновационной экономики, через участие в создании систем профильного обучения, информационно-ресурсных центров (общественно-педагогических лабораторий, экспериментальных площадок, центров дистанционного обучения). Выполнение такого рода «региональной» миссии педагоги-
кие науки -
ческого университета предполагает поиск эффективной в каждом конкретном случае институциональной организации и механизмов взаимодействия вуза с региональными властями, органами управления образования и образовательными учреждениями региона.
V Наконец, университет должен вести непрерывный мониторинг эффективности своего влияния на образовательное и социокультурное пространство региона. Так, приоритетным проектом обозначено, что в университетских центрах социального развития региона должно реализовываться не менее 10 социальных и технологических проектов за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и регионального и муниципального бюджетов. Это могут быть проекты разного профиля и содержания, связанные с:
- предоставлением широкого спектра дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых (языковые центры, центры работы с одаренными детьми, центры современного художественного образования (театральные, музыкальные, живописи, художественных ремесел, каллиграфии, хореографии и др.));
- предоставлением образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по заказам организаций, предприятий, служб занятости, по переобучению персонала в соответствии с потребностями экономики и социокультурной сферы региона;
- организацией университетских структур (центров, бизнес-парков и пр.), ориентированных на выполнение заказов организаций и предприятий, органов управления регионом и муниципалитетов, проектов по разработке и внедрению различных инновационных проектов, прежде всего направленных на социокультурное развитие региона, территорий;
- выполнением заказов, проектов, исследований, направленных на реализацию Стратегии воспитания в РФ, государственной молодежной политики, гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, на приобщение их к здоровому образу жизни через физическую культуру и спорт, на вовлечение в волонтерскую деятельность, добровольчество.
Включенность университета в международное образовательное пространство - еще одно условие успешной реализации университетом миссии центра пространства инноваций в социальном развитии региона [7; 8]. Общий вектор международного сотрудничества уни-
верситета с образовательными учреждениями, международными организациями, фондами и программами определяется прежде всего пониманием целей интернационализации российского образования, направленной на повышение конкурентоспособности российского образования в мировом образовательном пространстве, содействие интеграции университета в мировые процессы, направленные на развитие образования и науки.
Сотрудничество ученых, преподавателей университета с зарубежными научными школами для решения конкретных исследовательских задач, содержательное наполнение программ обменов специалистами, создание совместных научных трудов и научных пособий, организация международных научных конференций - это и многое другое может способствовать вхождению университета в качестве равноправного партнера в международное научно-образовательное пространство, позволяет ученым университета постоянно ощущать себя «в мировом контексте», получать дополнительную информационную и научно-методическую поддержку, обмениваться опытом, результатами научных изысканий, использовать все это в интересах инновационного развития социокультурной среды региона.
V Системное взаимодействие с научными организациями, в том числе институтами государственных академий наук, посредством создания базовых кафедр, реализации совместных образовательных программ и научных проектов, которое входит в число ключевых линий реализации приоритетного проекта, может осуществляться в самых разных формах. В практике ВгСПУ, например, эффективно проявляет себя деятельность созданного по решению Президиума российской академии образования Волгоградского научно-образовательного центра российской академии образования (ВНОЦ РАО), который реализует пилотный проект новой формы регионального представительства РАО на основании договора о научном сотрудничестве между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия образования» (РАО) и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» от 17 декабря 2014 г. на базе ВГСПУ [1]. В соответствии с данным договором, РАО делегирует ВгСПУ ряд функций по координации научных иссле-
дований в сфере наук об образовании, проводимых научными и образовательными организациями в регионе, а также по осуществлению экспертизы их результатов; анализу состояния исследований в области наук об образовании в регионе; проведению по согласованной с РАО тематике научных исследований и внедрению их результатов в деятельность образовательных организаций региона; организации общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки региона и др.
В ближайшей перспективе - создание базовой кафедры РАО, которая будет активно вовлечена в различных современных формах (онлайн-курсы, дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, традиционное и про-ектно-ориентированное обучение) в реализацию основных и дополнительных образовательных программ университета.
V Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности (прежде всего через оказание наукоемких и «культуроемких» услуг, о чем говорилось выше), вовлечение студентов, аспирантов, НПР в инновационную и предпринимательскую деятельность также являются условиями успешного развития педагогического университета как центра пространства инноваций в социальном развитии региона [7].
V Наконец, еще одно условие - разработка и внедрение университетской системы отбора и поддержки педагогически одаренной молодежи, создание особой культурно-образовательной среды университета, развивающей профессионально-личностный потенциал студентов как будущих педагогов. такая среда должна быть пронизана духом уважения к профессии учителя, иметь ярко выраженную профессионально-педагогическую направленность, вооружать студентов опытом нравственной, патриотичной, креативной деятельности, который с успехом может быть применен ими в будущей профессиональной педагогической деятельности.
Желание учиться в родном вузе, преданность ему и выбранной профессии формируются в процессе увлекательной воспитательной работы. Подавляющее большинство партнеров ВгСПУ, коллег, гостей отмечают особую атмосферу отношений, которая сложилась между студентами и преподавателями, студенческими коллективами, научными сообществами. Для того чтобы эта атмосфера сохранялась и развивалась, принципиально важна поддержка всего того, что способст-
педагогические науки
вует личностному росту, раскрытию творческого потенциала студентов [2]. В университете созданы и развиваются все условия для активной жизнедеятельности студентов, для их гражданского самоопределения, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии. Социально-педагогические проекты, развивающаяся система конкурсов - Молодежная студенческая организация ВГСПУ «Студенческий марафон», студенческое самоуправление, студенческие театры, команды КВН, клуб знатоков «ученый кот», студенческий ансамбль казачьего фольклора - Народный коллектив «Покров», спектакли студенческой оперной студии «дебют», студенческое телевидение, СтЭМ «Пульс», академический хор, хореографические ансамбли, студенческий PR-клуб, студенческая газета '^еМот", около трех десятков спортивных секций, клубов и команд - участников и призеров международных, российских и региональных соревнований. Все это и еще многое другое и дает тот ценный личностный опыт реальной интересной практической деятельности, самореализации и саморазвития, который так полезен молодому учителю, особенно на старте его профессионального становления. такой университет через свои инициативы, реализацию творческих социально значимых проектов, предполагающих, с одной стороны, широкое вовлечение молодежи своего и соседних регионов, а с другой - активное включение студенчества университета в жизнь региона, заметно влияет на всю социокультурную сферу, духовную жизнь региона. Это тоже важнейший фактор успешного профессионального образования. Профессия, полученная с интересом, - залог будущего профессионального успеха.
список литературы
1. Борытко Н.М., Сергеев Н.К., Сериков В.В. Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования: опыт сетевого научного взаимодействия // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. 2015. № 9-10(104). С. 229-235.
2. Волгоградский государственный социально-педагогический университет в современных социокультурных условиях (к 80-летию университета) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. № 8(62). С. 4-14.
3. Волгоградский государственный педагогический университет: в поиске модели, адекватной времени (к программе развития ВГПУ в 20112015 гг.) // Непрерывное педагогическое образова-
ние. Научная школа Н.К. Сергеева: сб. науч. тр. / науч. ред. Н.К. Сергеев, сост. и отв. ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. С. 87-106.
4. Концепция развития МШУ на период 2017-2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования. М.: Изд-во МПгУ, 2017.
5. Коротков А.М. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в дидактической компьютерной среде // Непрерывное педагогическое образование. Научная школа Н.К. Сергеева: сб. науч. тр. / науч. ред. Н.К. Сергеев, сост. и отв. ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. С. 185-200.
6. Непрерывное образование учителя: теория и практика: кол. моногр / Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, С.В. Куликова [и др.]. Волгоград: Принт, 2016.
7. Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» / утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9).
8. российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена // Аналитические материалы к III Всероссийской педагогической ассамблее. СПб., 2017.
9. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. М.: Логос, 2013.
10. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя // Непрерывное педагогическое образование. Научная школа Н.К. Сергеева: сб. науч. тр. / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. С. 1787.
* * *
1. Borytko N.M., Sergeev N.K., Serikov V.V. Volgogradskij nauchno-obrazovatel'nyj centr Rossij-skoj akademii obrazovanija: opyt setevogo nauch-nogo vzaimodejstvija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 9-10(104). S. 229-235.
2. Volgogradskij gosudarstvennyj social'no-pe-dagogicheskij universitet v sovremennyh socio-kul'turnyh uslovijah (k 80-letiju universiteta) // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2011. № 8(62). S. 4-14.
3. Volgogradskij gosudarstvennyj pedagogiche-skij universitet: v poiske modeli, adekvatnoj vremeni (k programme razvitija VGPU v 2011-2015 gg.) // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaja shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev, sost. i otv. red. N.M. Borytko. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011. S. 87-106.
известия вгпу
4. Koncepcija razvitija MPGU na period 20172020 gody: ot vozrozhdenija k sozidaniju novogo oblika pedagogicheskogo obrazovanija. M.: Izd-vo MPGU, 2017.
5. Korotkov A.M. Podgotovka budushhego peda-goga k professional'noj dejatel'nosti v didakticheskoj komp'juternoj srede // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaja shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev, sost. i otv. red. N.M. Borytko. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011. S. 185-200.
6. Nepreryvnoe obrazovanie uchitelja: teorija i praktika: kol. monogr / N.K. Sergeev, V.V. Serikov, S.V. Kulikova [i dr.]. Volgograd: Print, 2016.
7. Prioritetnyj proekt «Vuzy kak centry prostran-stva sozdanija innovacij» / utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategiche-skomu razvitiju i prioritetnym proektam (protokol ot 25 oktjabrja 2016 g. № 9).
8. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena // Analiticheskie materialy k III Vserossijskoj pedagogicheskoj assamblee. SPb., 2017.
9. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaja dejatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v inno-vacionnom obshhestve. M.: Logos, 2013.
10. Sergeev N.K. Teorija i praktika stanovlenija pedagogicheskih kompleksov v sisteme nepreryvnogo obrazovanija uchitelja // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaja shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011. S. 17-87.
Modern teacher training university
as a centre of innovation space in social
development of the region
The article deals with the theoretical and methodological grounds, the traditions and the current priorities for creating the concepts and programmes of development ofpedagogical education in teacher training universities as centres of innovation spaces in social development of regions in the modern conditions.
Key words: student oriented education, university complex, continuous pedagogic education, modernization of pedagogic education, teacher training, social development of the region, university as a centre of innovation space.
(Статья поступила в редакцию 24.07.2017)
А.А. глЕБов (волгоград)
возможности
педагогических комплексов в совершенствовании непрерывного
педагогического образования
Раскрыт исторический опыт совместной деятельности ученых Волгоградского государственного социально-педагогического университета и работников образования Волгоградского региона по разработке и внедрению идей непрерывного педагогического образования. Показана структура научно-производственно-педагогического комплекса, роль университета в нем как структурообразующего компонента.
Ключевые слова: комплексно-целевая программа, научно-производственно-педагогический комплекс, непрерывное образование, про-фессиограмма.
Подготовка в педвузе - это часть непрерывного образования учителя, которое охватывает довузовский, вузовский и послевузовский периоды. Поэтому главное направление совершенствования профессионального образования ученые-педагоги Волгоградского государственного социально-педагогического университета видят в интеграции науки и образования на всех его уровнях. Они считали и теперь придерживаются мнения о том, что ни педагогическая теория, ни образовательная практика порознь не могут справиться с грандиозной задачей формирования личности. Необходимо объединение усилий ученых и практических работников народного образования в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Данное взаимодействие должно, с одной стороны, способствовать развитию широкой образовательной практики, с другой -обеспечить развитие самой педагогической науки.
Соединение теоретических взглядов с практикой работы представляется сложным динамическим процессом, в котором задействованы и руководящие органы народного образования, и ученые, и методисты, и общественные организации, и учителя - непосредственные участники претворения в жизнь выводов, полученных в ходе исследований или в практике обучения и воспитания.
О Глебов А.А., 2017