РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Боброва
STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION
Bobrova I.A.
The article deals with studying the development of students' cognitive activity in the system of continuous professional education. It reveals general results of the problem research. The essence of "continuous education" and main directions of its construction in contemporary educational conditions are considered.
Статья посвящена изучению развития познавательной активности студентов в системе непрерывного профессионального образования. В ней раскры/ваются основные результаты исследования по данной проблеме. Рассмотрено содержание понятия "непрерывное образование" и основные направления его построения в современных образовательных условиях.
УДК 37.026:378.1
В нынешних социально-экономических условиях понятие «познавательная активность» целесообразно рассматривать в контексте подготовки специалиста нового типа на основе современных образовательных технологий (непрерывного образования, многоуровневого высшего образования).
Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования. Во многих странах резко расширилась сеть учебных заведений всех типов. Так же актуальна проблема непрерывного образования и в нашей стране.
Построение системы непрерывного образования - проблема чрезвычайно сложная, так как создание такой системы потребует коренной перестройки всего содержания образования. На этом этапе основными противоречиями становятся противоречия, обусловленные корпоративностью, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью и самоизоляцией в содержательном, организационном, кадровом вопросах.
Рассмотрим содержание понятия «непрерывное образование» (1, 59), которое можно отнести:
• к личности - человек учится постоянно, без длительных перерывов. Причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием;
• к образовательным процессам (образовательным программам) - непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности чело-
ы
ы
Боброва И.А.
«Развитие познавательной активности студентов в системе непрерывного...»
века в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;
• к организационной структуре образования - непрерывность характеризует номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создаёт пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить всё множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, у каждого человека.
Возможны два основных направления построения системы непрерывного образования:
• рассматривать существующие структуры образования, определять возможности их реорганизации и создания новых структур;
• рассматривать непрерывное образование как систему образовательных процессов (образовательных программ), обеспечивающих становление и дальнейшее развитие человека в соответствии с его потребностями и социально-экономическими требованиями.
Все это является причиной для пересмотра целевых ориентаций педагогического образования, разработки принципиально иных теоретических оснований обучения специалиста для сферы образования, нового содержания и технологической подготовки педагога.
По мнению Ю.М. Лопанцева, А.В. Петрова и др. (4, 3), в качестве основного методического ориентира в достижении главной цели - формирования личности будущего педагога - выступают идеи целостного подхода к личности и процессу ее формирования, развития концепции лично-стно ориентированного образования.
В структуре предметно-содержательного компонента профессиональной подготовки важное место отводится представлениям о механизмах личностного раз-
вития, ценностном содержании специальных предметов и путях их гуманитаризации. Повышаются профессиональная направленность этих дисциплин и интегративная функция педагогики как источника новой парадигмы педагогического мышления.
Существенные изменения претерпевает технологическая подготовка будущего педагога, основа которой - овладение технологиями достижения образовательного стандарта в единстве с формированием личностного опыта (потенциала) обучаемых. Системообразующую роль при этом играют технологии развивающих моделей обучения, межсубъектного диалога, обучения на основе многовариантного учебного плана, имитационной игры, организации когнитивной деятельности с полной ориентировочной основой, задачного подхода с элементами информационных технологий.
Концепция многоуровневого непрерывного профессионального образования призвана обосновать пути разрешения фундаментального противоречия - между необходимостью обеспечить обусловленное социальным заказом дискретное ступенчато-уровневое развитие педагогических функций будущего педагога и целостно непрерывной природой педагогической деятельности.
В основе уровней готовности к педагогической деятельности лежит овладение ее определенными моделями, типами, различаемыми по критериям целостности, системности, функциональной полноты, лично-стно развивающей направленности. Соответственно, основу ступенчатости педагогического образования составляют его относительно дискретные этапы, их оптимальная последовательность, дающая целостную, адекватную социальному запросу профессиональность педагога применительно к различным образовательным учреждениям.
По мнению Данильчука В.И., Лопанцева Ю.М., Петрова А.В., функции каждого этапа соотнесены со структурой региональной системы образования, имеют определенную адресность (4, 21).
При проектировании многоуровневой системы образования важно иметь в виду
специфическую природу педагогической деятельности, которая не обладает конечным набором функций, четко ограниченным предметным полем, а её объективно-операционная сторона неотделима от субъ-ектно-личностной. В связи с этим достижение педагогической профессиональности нельзя представить в виде «шагов» и этапов, приводящих к достижению «стандартов», как, например, в инженерной сфере. Ступени педагогического образования не могут дифференцироваться по таким «простым» критериям, как объем полученной информации, количество освоенных функции и операций, поскольку при личностно ориентированной педагогической подготовке мы, говоря языком точных наук, имеем дело с нелинейным феноменом.
Ступени педагогического образования представляют собой последовательность качественных перестроек в профессиональном сознании и деятельности, в образе профессионального «Я», в рефлексии, функциях и технологиях их использования.
Следует отметить, что любая образовательная система надежно функционирует лишь при наличии соответствующего ей профессионала. Согласно точке зрения Е.И. Горовой (2, 39), коренные изменения в высшем образовании должны быть связаны с подготовкой нового типа специалиста. Понятие «новый тип специалиста» выступает феноменом, отражающим принципиально новые социально-ценностные и нравственно-психологические ориентации общества, современные тенденции в развитии науки, построений и функционировании системы образования с учётом накопленного мирового и отечественного опыта. В нашем понимании новый тип специалиста - это личность, в которой органично сочетаются высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало. Новый тип специалиста это образ и образец культуры, а потому к числу его основных качеств должны быть отнесены выработан-ность оценочных суждений, глубина научных познаний, способность к диалогическому общению, творческая активность и самостоятельность.
Подготовка такого специалиста связана с сущностным изменением методологии образовательного процесса и созданием наиболее эффективной среды обучения.
Также хотелось бы отметить, в дидактическом процессе важным аспектом является деятельность преподавателя по активизации деятельности студента. И.Ю. Серо-усов и другие ученые подчёркивают неизбежность симметрии структуры категории «познавательная активность» и категории «активизация познавательной деятельности». Понятия «активизация познавательной деятельности» и «познавательная активность» не являются идентичными, но они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга в образовательном процессе высшей школы.
В своем исследовании мы рассматривали познавательную активность как продуктивную деятельность, в которой проявляется личность студента с его отношением к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия в условиях, направленных на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов.
Чрезвычайно важным представляется то, что активность индивида, ее рост, расширение и развитие во многом определяются образовательной средой. Современная образовательная среда настоятельно требует поиска новых путей ее совершенствования. Одним из них является развитие познавательной активности студентов в системе непрерывного профессионального образования.
Безусловно, решение этой проблемы во всем объеме - задача комплексного исследования многих ученых. Однако важным моментом ее осуществления становятся обоснование и раскрытие сущности самой проблемной ситуации. Именно поэтому наше внимание было сосредоточено на более конкретной цели - теоретическом обосновании и опытной проверке педагогической модели развития познавательной активности студентов в системе непрерывного профессионального образования.
ы
ы
Боброва И.А.
«Развитие познавательной активности студентов в системе непрерывного.»
Теоретическая модель предпринятого нами исследования опиралась на научные основы организации обучения с учетом особенностей обучения в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, изучение психологических особенностей личности студента, позитивные тенденции развития проблемы активности в мировом и отечественном педагогическом опыте.
Структура получения педагогического образования в системе непрерывного профессионального образования позволяет обеспечить, с одной стороны, разноуровне-вость, дифференциацию социально-профессиональной подготовки в системе среднего и высшего профессионального образования, а с другой, преемственность, непрерывность, интеграцию всех компонентов образовательного пространства, управленческой структуры учебного заведения на всех уровнях: учебном, методическом, социальном, досуговом, самообразовательном, в новых видах социально-педагогической практики формирования специалиста.
Таким образом, повышение уровня познавательной активности студентов в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования предстает как сложная задача, требующая системного подхода. В связи с этим экспериментальная модель развития познавательной активности студентов строилась как системное воздействие, осуществляемое в различных формах и на разных уровнях обучения студентов. Модель учитывает различные формы и методы работы, позволяющие достигать необходимый результат как в развитии отдельных составляющих познавательной активности, так и в становлении субъекта познания в целом.
Процесс развития познавательной активности студентов в условиях непрерывного профессионального образования включает в себя следующие особенности:
- создание положительного эмоционального отношения к познанию;
- организация образовательно-познавательной деятельности поискового, продуктивного характера;
- организация познавательной деятельности таким образом, чтобы в ней возникала «ненасыщаемостъ» знаний.
Практическая реализация данной модели процесса обучения происходила при следующих психолого-педагогических условиях:
• целевая направленность образовательного процесса на формирование устойчивых, познавательных интересов и мотивов у студентов в процессе учебной деятельности;
• психолого-педагогическая диагностика познавательной активности студентов;
• моделирование содержания, форм и методов учебно-познавательной деятельности студентов;
• воздействие педагогов на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферу личности студента в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования;
• субъект - субъектное взаимодействие участников образовательного процесса вуза.
Критериями сформированности познавательной активности студентов выступали:
- устойчивость познавательного интереса;
- наличие соответствующего уровня познавательной потребности;
- направленность мотивации личности на активный процесс познания;
- практическая готовность студентов к самостоятельной познавательной деятельности и др.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность развития познавательной активности студентов в условиях непрерывного профессионального образования при использовании в процессе обучения следующих форм и методов:
• контекстных форм и интерактивных методов обучения (лекция - визуализация, лекция - парадокс, лекция вдвоем, игровое моделирование, дискуссия);
• анализа конкретных учебно-педагогических ситуаций;
• приемов активизации творчества: мозговой штурм, метод аналогии, принцип конфликтной ситуации и т.д.;
• применение рейтинговой системы контроля знаний;
• широкого применения наряду с индивидуальными, фронтальными, групповых форм работы, способствующих межличностному общению студентов.
Проведенный теоретический анализ и результаты экспериментальной работы позволили выделить условия, соблюдение которых способствует формированию благоприятных отношений преподавателя и студентов в процессе формирования познавательной активности студентов в системе непрерывного профессионального образования:
• прямое и косвенное побуждение студентов к диалогу;
• критический самоанализ результатов педагогической деятельности на основе изучения мнения студентов (например, анкета «Преподаватель - студент: обратная связь»);
• эталонное общение преподавателя со студентами.
Развитие познавательной активности в системе непрерывного профессионального образования было реализовано на трех этапах:
- мотивационно-прогностическом;
- операционно-доказательном;
- рефлексивно-оценочном.
Структура мотивационно-прогнос-
тического этапа состояла из следующих учебных действий:
• создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в предмет изучения предстоящей темы;
• выбор актуальных целей;
• совместное планирование предстоящей деятельности.
Для эффективности операционно-доказательного этапа, в ходе которого студенты овладевают теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками,
необходимо от репродуктивной перейти к интерпритирующей и поисковой деятельности, а затем к творческому уровню познавательной активности.
Процесс формирования профессиональных умений должен проходить на основе углубления связи обучения с жизнью, рационального сочетания теоретических знаний с умением решать практические задачи.
Итоговым в развитии познавательной активности является рефлексивно-оценочный этап, включающий самоанализ и самооценку студентами результатов учебного труда. Рефлексивное отношение к себе способствует развитию самоценности личности.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что наиболее высокий уровень познавательной активности обусловлен учебной мотивацией, которая достигается постоянным побуждением студента к самосовершенствованию при создании соответствующих условий в системе непрерывного профессионального образования, а также появлением у студентов желания добиваться новых, более высоких, по сравнению с предыдущим уровнем обучения, результатов познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булавенко О.А. Новые подходы к непрерывному образованию // Школьные технологии. - 2006. - №1. - С. 58.
2. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь: СГУ, 1995. - 160 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
4. Многоуровневое педагогическое образование в Волгоградском государственном педагогическом университете. Особенности. Концепция. Модель / Под ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград: Перемена, 1994. - 36 с.
5. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. -1989. - № 6. - С. 5 - 13.
Об авторе
Боброва Ирина Анатольевна, методист отдела педагогических инноваций Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. Сфера научных интересов - развитие познавательной сферы студентов высшей школы.