Научная статья на тему 'Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации'

Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1227
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ГОРОД / СЕЛО / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / TEENAGER / CITY / COUNTRYSIDE / PERSONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хван Андриан Андрианович

Рассмотрены личностные особенности городских и сельских подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборках городских (n = 620) и сельских (n = 580) подростков (12-18 лет) c применением психодиагностического инструментария: «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций» А. Басса А. Дарки, «Опросник эмоциональной напряженности» Е. С. Романовой, «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Симпбортера Ю. Ханина, «Шкала астенического состояния» Л. Д. Майковой, «Гиссенский опросник соматических жалоб» Е. Брюхлера и Дж. Снера. Показано, что в различных социокультурных условиях формируются специфические комплексы личностных характеристик. Городские подростки реагируют на окружающую их ситуацию формированием устойчивых форм различных видов утомления и увеличением ипохондричности (жалобы на состояние здоровья, иногда без объективных признаков болезни). Сельские подростки адаптируются к окружающей среде через формирование высоких уровней тревожности и агрессивности. При этом у сельских подростков-юношей доминирует «Обида», у сельских подростков-девушек «Чувство Вины». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения личности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хван Андриан Андрианович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Peculiarities of City and Countryside Teenagers within the Context of Socialization Problem

The article views personal peculiarities of city and countryside teenagers. It presents the result of the empiric investigation, which was carried out on a sample of city (n = 620) and countryside (n = 580) teenagers (aged 12-18) with application of the following psychodiagnostic tools: questionnaire regarding change of aggressive and hostile reactions (Buss-Durkey Inventory), E. S. Romanova’s questionnaire of emotional strain; State-Trait Anxiety Inventory STAI by Spielberger and Khanin, L. D. Moionova’s scale of asthenic reaction, The Giessen Subjective Complaints List. It is shown that specific complexes of personal characteristics are being formed under various socio-cultural conditions. City teenager’s reaction to the surrounding environment is expressed through formation of stable forms of different types of tiredness and the increase of hypochondria (complaints about state of health, sometimes without any objective traits of the disease). Countryside teenagers adapt to the environment through formation of high levels of anxiety and aggressiveness. Offence dominates in countryside male teenagers, while the Feeling of Guilt is predominant in countryside female teenagers. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the development of programs of psychological and educational support programs for teenagers.

Текст научной работы на тему «Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

stages of socialization and development of a personality in the on-togenic and professional aspects. The study reveals peculiarities of children's and adults' expectations. The article suggests that junior school age is the most sensitive age, which means that it is the most suitable age for formation and socialization of social expectations of a personality. The author comes to the conclusion that social expectations can act as a foundation component of the system of personal behavior regulation, which promotes its evolution and development as an object of self-activity.

Key words: social expectations, evolution of a personality, personal development, self-regulation of a personality, children's expectations, professionalization, subject of self-activity.

References

1. Popovich I. S. Social'no-psihologichni ochikuvannya v lyuds'kikh vzaeminakh (Social-psychological expectations in human relationships). Herson, 2009. 240 p. (in Ukrainian).

2. Borishevs'kiy M.J. Osobistist' u vimirah samosvidomosti (Personality in dimensions of consciousness). Sumi, 2012. 608 p. (in Ukrainian).

3. Kon I. S. V poiskakh sebya. Lichnost'i ee samosoznanie (In

quest of myself. Personality and her self-consciousness). Moscow, 1984. 335 p. (in Russian).

4. Kostyuk G. S. Navchal'no-vihovniy protses i psihichniy rozvitok osobistosti (Process of education and mental development of the personality). Ed. by L. M. Prokolienko. Kyiv, 1989. 608 p. (in Ukrainian).

5. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshcheypsikhologii (Elements of general psychology). St.-Petersburg, 2000. 712 p. (in Russian).

6. Zeer E. F. Psikhologiyaprofessional 'nogo razvitiya: ucheb.

posobie dlya stud. vuzov (Psychology of professional development : the study guide for universities students). Moscow, 2006. 240 p. (in Russian).

7. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni (Life strategy). Moscow, 1991. 299 p. (in Russian).

8. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie (I-conception development and education). Moscow, 1986. 422 p. (in Russian, trans. from English).

9. Bobneva M. I. Sotsial'nye normy i regulyatsiyapovedeniya (Social norms and behavior regulation). Moscow, 1978. 311 p. (in Russian).

10. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya vpsikhologii (Self-consciousness problem at psychology). Moscow, 1997. 144 p. (in Russian).

11. Orban L. E. Akmeologicheskaya kontseptsiya nravstven-nogo stanovlennya lichnosti: avtoref. dis. ... d-rapsikhol. nauk (Acmeological conception of personality's moral development: autoref. dis. ... doct. of psychology). Moscow, 1992. 60 p. (in Russian).

12. Titarenko T. M. Zhitteviy svit osobistosti: u mezhakh i za mezhami budennosti (Life environment of the personality, inside and outside the routine). Kyiv, 2003. 376 p. (in Ukrainian).

13. Karpitskiy N. N. Fenomenologiya detskogo ozhidaniya (Phenomenology of child's atitude). Privolzhskiy nauchnyy vesnik (Volga scientific reporter), 2013, iss. 11 (28), part 1, pp. 75-76 (in Russian).

14. Shibutani T. Sotsial'naya psikhologiya (Social psychology). Rostov-on-Don, 2002. 544 p. (in Russian, trans. from English).

15. Rotter J. B. The development and applications of social learning theory: selected papers. New York, 1982. 367 p. (in English).

УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

А. А. Хван

Хван Андриан Андрианович - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии образования, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, Россия

E-mail: [email protected]

Рассмотрены личностные особенности городских и сельских подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборках городских (n = 620) и сельских (n = 580) подростков (12-18 лет) c применением психодиагностического инструментария: «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций» А. Басса - А. Дарки, «Опросник эмоциональной напряженности» Е. С. Романовой, «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Симпбортера - Ю. Ханина, «Шкала астенического состояния» Л. Д. Майковой, «Г иссенский опросник соматических жалоб» Е. Брюхлера и Дж. Снера. Показано, что в различных социокультурных условиях формируются специфи-

ческие комплексы личностных характеристик. Городские подростки реагируют на окружающую их ситуацию формированием устойчивых форм различных видов утомления и увеличением ипохондричности (жалобы на состояние здоровья, иногда без объективных признаков болезни). Сельские подростки адаптируются к окружающей среде через формирование высоких уровней тревожности и агрессивности. При этом у сельских подростков-юношей доминирует «Обида», у сельских подростков-девушек - «Чувство Вины». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения личности подростка.

Ключевые слова: подросток, город, село, особенности личности.

Введение

В настоящее время социальный институт детства - школа - испытывает колоссальные

© Хван А. А., 2015

А. А. Хван. Особенности личности городских и сельских подростков

изменения и во многих случаях не в состоянии обеспечить адекватную социализацию подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют показатели суицидального поведения подростков, которые традиционно рассматриваются как индикатор социально-психологической дезадаптации. Добавим, что за короткое время число сельских школ, по данным Росстата (на 25.02.2015), сократилось с 40,1 тыс. в 2005/2006 учебном году до 25,9 тыс. в 2014/2015 учебном году и этот процесс продолжается. Признание твоей школы неперспективной, а значит в какой-то мере и тебя самого, не может не сказаться на психологическом состоянии подростка.

Как совершенно справедливо считает Д. И. Фельдштейн, мы просто обязаны изучать, как изменяются ранее устойчивые характеристики личности подростков под влиянием «социально-культурной ситуации российского социума в целом до различных отдельных макро- и микросред, в которые включен ребенок» [1, с. 9]. Поэтому представляется важным изучение личностных особенностей подростков как психологических индикаторов возможных проблем в связи с меняющейся социальной ситуацией. Именно с этих позиций мы провели ряд взаимосвязанных исследований городских и сельских подростков в 2004-2012 гг. Проведено последовательное изучение трех территориально независимых выборок городских и сельских подростков.

Выборка, методики и методы исследования

Использовались «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций» А. Басса - А. Дар-ки, «Опросник эмоциональной напряженности» Е. С. Романовой, «Гиссенский опросник соматических жалоб» (регистрирует жалобы респондентов, классифицированные по определенным симптомо-комплексам различных заболеваний), «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Симпбортера - Ю. Ханина, «Шкала астенического состояния» Л. Д. Майковой и три опросника диагностики: физического, умственного и хронического утомления А. Б. Леоновой. Все методики были предварительно стандартизированы на других выборках подростков. В общей сложности было обследовано более 2000 городских и сельских подростков в возрасте 12-18 лет. По стандартизированному опроснику А. Басса и А. Дарки было обследовано более 500 городских и сельских подростков в возрасте 12-15 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ показал определенные различия в особенностях проявлений агрессивности и враждебности городских и сельских подростков. Установлено, что у сельских подростков намного выше (р < 0,01) «подозрительность» и они более

(p < 0,05), по сравнению с городскими, склонны к «физической агрессии».

В структуре форм агрессивности у городских подростков с большим отрывом лидирует «чувство вины», далее идут, с минимальным разрывом между собой, «негативизм» и «вербальная агрессия». У сельских подростков лидер тот же (Чувство Вины), далее, с минимальными разрывами, следуют Подозрительность и Физическая Агрессия.

Сравнительный анализ показывает, что имеются определенные различия в проявлениях агрессивности как интегрального показателя поведения (по А. Бассу - А. Дарки) по стандартизированным данным. Установлено, что с возрастом происходит значительная дифференциация в уровне проявления агрессивности: так, на уровне 5-7 классов выявлено примерное равенство между городскими (43% с «высоким» уровнем) и сельскими подростками (27,3% с «высоким» и 14,3% с «очень высоким» уровнем агрессивности). А уже на уровне 8-9 классов у городских подростков выявлено 29% лиц с «высоким» уровнем агрессивности, а у сельских подростков - 27% с «высоким» и 15% с «очень высоким» уровнем агрессивности. Очевидно, что у городских подростков происходит определенная социализация через купирование крайних форм проявления агрессивности, а у сельских уровень агрессивности с возрастом не меняется.

Анализ показал, что агрессивность у сельских мальчиков и девочек выше, чем у городских подростков: более 40% сельских мальчиков демонстрируют «высокий» и «очень высокий» уровень агрессивности, у городских мальчиков этот показатель составляет только 25%. Аналогично у сельских девочек 44% обследованных показывают «высокий» и «очень высокий» уровень проявления агрессивности, а у городских девочек выявлено только 27% лиц с «высоким» уровнем агрессивности. Интересно, что сельские девочки проявляют агрессивность практически наравне с сельскими мальчиками, аналогичная картина наблюдается при сопоставлении городских мальчиков и городских девочек, что лишний раз подчеркивает особенности социоадаптации в городских и сельских условиях.

Приведенные данные показывают, что сельские подростки, по сравнению с городскими, более склонны к проявлению агрессии. Это проявляется как в уровне проявляемой агрессии, так и в ее специфических особенностях (все рассмотренные различия достоверны на уровнеp < 0,001).

Полученные результаты не совсем тривиальны: тот факт, что сельские подростки более агрессивны, чем городские, возможно, связан с восприятием диссонанса между возможностями большого мира, представленного средствами массовой информации, и реальностью, окружающей сельского подростка. Некоторые основания думать таким образом дают материалы обследования группы сельских подростков.

Психология социального развития

163

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

Установлено, что у старших подростков формируется жестко сцепленная, замкнутая структура (все связи на уровнер < 0,01, р < 0,001), включающая взаимосвязанные показатели тревожности, агрессивности, ипохондричности (жалобы на здоровье), астенизации и эмоционального напряжения. Минимальное количество связей - по две -обнаружено у показателей: «сердечные жалобы», «истощение» и «подозрительность». Лидируют показатели «эмоционального напряжения» (8 связей) и «личностной тревожности» (8 связей). Эти два показателя являются своеобразными центрами притяжения, системообразующими факторами состояния напряженности (стресса) сельских старших подростков.

Вероятно, подобные состояния связаны с социальной ситуацией развития сельских подростков - необходимостью выбора жизненного пути и объективно ограниченными возможностями этого выбора [2]. Так или иначе имеющиеся данные позволяют предположить, что и городские, и сельские подростки находятся в состоянии стресса («тяжело быть молодым!»), но проявления этого стресса имеют свою специфику, в зависимости от места проживания.

Проверке этого предположения было посвящено дальнейшее исследование. Было обследовано 620 городских и 580 сельских подростков 13-18 лет. Исследование проводилось на юге (Новокузнецкий, Прокопьевский и Беловский районы) и севере (Кемеровский район) Кемеровской области и в городах Новокузнецке и Между -реченске.

Полученные результаты показали, что городские подростки больше устают (как физически, так и умственно) и значительно больше предъявляют жалоб на состояние своего здоровья. Сельские школьники, как и в предыдущем исследовании, значительно более агрессивны в своем поведении, за исключением косвенных форм агрессии. По индексу «враждебности» сельские школьники значительно опережают городских, аналогично сельские подростки являются более тревожными по сравнению с городскими сверстниками. Все выделенные различия являются достоверными (на уровне р < 0,01, р < 0,001).

Сравнительный анализ городских и сельских подростков-юношей показал, что городские больше устают, предъявляют больше жалоб по всем зарегистрированным параметрам; сельские юноши намного более агрессивны. Несколько неожиданным оказалось появление параметра «обида», по которому впервые были выявлены значимые различия: у сельских юношей высокий уровень развития Обиды был выявлен у 53% обследованных, а у городских - в 36% случаев.

Анализ показал, что существенно больший уровень «личностной тревожности» сельских подростков обеспечивается её развитием именно среди старших подростков-девушек (у 69% обследованных лиц выявлен «высокий» уровень

тревожности). Этот высокий уровень «личностной тревожности» у сельских девушек 16-18 лет сочетается с высокоразвитым «чувством вины» (51% обследованных девушек характеризуется «высоким» «чувством вины»).

Очень интересно соотношение показателей «обида» в рассмотренных группах: в городе и у девушек, и у юношей с возрастом этот показатель несколько снижается; в селе он только растет и достигает максимума у 16-18-летних подростков, причем стартовые показатели в 13-15 лет сельских подростков выше аналогичных показателей городских.

Очевидно, сложность и неопределенность внешней ситуации вызывают у сельских школьников устойчивую тревожность, которую они пытаются компенсировать агрессивным поведением в различных формах, при этом у старших подростков-юношей ведущей формой является «обида» с последующими вариантами поведения, а для девушек - «чувство вины».

Установлено, что с увеличением возраста резко (в два раза) увеличиваются количество и номенклатура параметров, по которым выявлены значимые различия между старшими городскими и сельскими подростками, в то же время сохраняются основные тенденции, выявленные в среднем подростковом возрасте. Городские подростки больше устают как физически (р < 0,001), так и умственно (р < 0,01) и предъявляют больше жалоб на состояние здоровья (р < 0,01).

Сельские подростки проявляют достоверно большие агрессивность (р < 0,01) и тревожность (р < 0,001), причем агрессивность приобретает качественно другую окраску: это уже не банальная «физическая агрессия», но интегральное чувство «враждебности» к окружающему миру, базирующееся на выраженной «обиде». Враждебный мир является постоянным источником угрозы, что находит выражение в увеличении «тревожности» сельских подростков.

Качественный анализ показывает, что количество городских подростков с высоким уровнем «физического и умственного утомления» в 1,5-2 раза превышает аналогичное число сельских подростков (47% и 22, 38 и 26% соответственно). Более половины сельских подростков (54%) характеризуются высоким уровнем развития «обиды», у городских подростков этот показатель составляет 33%.

Совершенно особая ситуация с развитием тревожности. Так, до 90% сельских подростков характеризуются высоким уровнем развития «ситуативной тревожности» и более половины из них (52%) высоким уровнем развития «личностной тревожности». Аналогичные результаты городских старших подростков значительно ниже (63% и 40% соответственно).

Проведенный анализ показывает, что городские и сельские подростки с учетом пола и возраста качественно различаются: городские реагируют

164

Научный отдел

А. А. Хван. Особенности личности городских и сельских подростков

на окружающую их ситуацию формированием устойчивых форм различных видов утомления и увеличением ипохондричности (жалобы на состояние здоровья, иногда без объективных признаков болезни); сельские подростки адаптируются к окружающей среде через формирование высоких уровней тревожности и агрессивности, при этом у сельских подростков-юношей доминирует «обида», у сельских подростков-девушек - «чувство вины».

Фактически мы видим, что подростки выбирают различные способы адаптации к ситуации. По-видимому, это означает, что в городе и селе мы имеем принципиально различные социокультурные ситуации, которые объединяет только одно - школа, институт образования.

Заключение

Полученные данные, с учетом особенностей социокультурной ситуации, позволяют отнести старших подростков, как городских, так и сельских, к группе риска, по разным основаниям, но к группе риска. Эта проблема приобретает еще большую актуальность в связи с социальным и материальным неравенством молодежи в доступе к качественному образованию. Как показывает опыт инновационного строительства в образовании в последние годы, это неравенство будет только увеличиваться, порождая соответствующие психологические проблемы, в том числе и в плане успешной социализации. Игнорирование личностных особенностей школьников как субъектов образовательных реформ будет снижать эффективность инновации и, возможно, увеличивать риски нарушений соматического и психологического здоровья подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. URL: http://www.grs.ru/ free_doc/new_sit/population/obraz/O_obr1.htm (дата обращения: 23.03.2015).

2. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестн. практ. психологии образования. 2011. № 4 (29). С. 3-12.

3. КонстантиновскийД. Л. Неравенство и образование : опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи. М., 2008. 552 с.

Personal Peculiarities of City and Countryside Teenagers within the Context of Socialization Problem

Andrian A. Khvan

Novokuznetsk's branch of Kemerovo State University 23, Tsiolkovskaya str., Novokuznetsk, 654041, Russia E-mail: [email protected]

The article views personal peculiarities of city and countryside teenagers. It presents the result of the empiric investigation, which was carried out on a sample of city (n = 620) and countryside (n = 580) teenagers (aged 12-18) with application of the following psychodiagnostic tools: questionnaire regarding change of aggressive and hostile reactions (Buss-Durkey Inventory), E. S. Romanova's questionnaire of emotional strain; State-Trait Anxiety Inventory -STAI by Spielberger and Khanin, L. D. Moionova's scale of asthenic reaction, The Giessen Subjective Complaints List. It is shown that specific complexes of personal characteristics are being formed under various socio-cultural conditions. City teenager's reaction to the surrounding environment is expressed through formation of stable forms of different types of tiredness and the increase of hypochondria (complaints about state of health, sometimes without any objective traits of the disease). Countryside teenagers adapt to the environment through formation of high levels of anxiety and aggressiveness. Offence dominates in countryside male teenagers, while the Feeling of Guilt is predominant in countryside female teenagers. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the development of programs of psychological and educational support programs for teenagers.

Key words: teenager, city, countryside, personal peculiarities. References

1. Chislo gosudarstvennykh i munitsipalnykx obshcheobrazo-vatelnykh organizatsiy (The number of state and municipal educational organisations). Available at: http://www.gks.ru/ free_doc/new_sit/population/obraz/o_obr1 .htm (accessed 23 March 2015).

2. Fel'dshteyn D. I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiyapsikhologo-ped-agogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya (Profound changes of modern childhood and due to their actualization of psycho-pedagogical problems of educational development). Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya (Bulletin of practical educational psychology), 2011, no. 4 (29), pp. 3-12 (in Russian).

3. Konstantinovskiy D. L. Neravenstvo i obrazovanie : opyt sotsiologicheskikh issledovaniy zhiznennogo starta rossi-yskoy molodezhi (Inequality and education: experience of

sociological research of Russian youth's life start). Moscow, 2008. 552 p. (in Russian).

Психология социального развития

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.