Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-21-25
Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей
@ 2018 Джабраилова М. М. 1 Далгатов М. М. 1 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить особенности проявления тревожности и агрессивности подростков из неполных и смешанных семей. Методы. Методика диагностики агрессивности Басса-Дарки и шкала личностной тревожности А. М. Прихожан. Результат. В данной статье было выявлено, что высокими показателями по шкалам «тревожность» и «агрессивность» обладают дети, воспитывающиеся в неполных и смешанных семьях, по сравнению с подростками из полных семей. Было установлено, что у подростков из неполных семей тревожность и агрессивность более выражены, чем у детей из смешанных семей. Вывод. Высокие показатели тревожности и агрессивности наблюдаются у подростков из неполных и смешанных семей, чем у их сверстников из полных семей. Также были выявлены различия в психологической структуре тревожности и агрессивности у подростков, относящихся к различным группам семей (полная, неполная, смешанная). Полученные нами данные эмпирического исследования дают основание заключить, что социально-психологический климат в полных семьях является важнейшим фактором благоприятного психо-эмоционального развития детей подросткового возраста, в то время как неполный и смешанный статус семьи негативно сказывается на формировании эмоциональной сферы личности подростка, в частности, на развитии тревожности и агрессивности.
Ключевые слова: тревожность, агрессивность, неполные, смешанные семьи, подростковый возраст.
Формат цитирования: Джабраилова М. М., Далгатов М. М. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных семей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 21-25. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-21-25_
The Features of Manifestation the Anxiety and Aggression of Teenagers from Incomplete and Mixed families
@ 2°i8 Malikat M. Dzhabrailova 1, Magomed M. Dalgatov 1 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected] 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the research is to study the features of manifestations the anxiety and aggression of teenagers from incomplete and mixed families. Methods. Bassa-Darki technique of diagnostic the aggression and A. M. Prikhozhan scale of personal anxiety. Result. In this study, it is identified that strong performance of anxiety and aggression scales have children who are brought up in incomplete and mixed families, in contrast with the teenagers from full families. It has been discovered that the teenagers from incomplete families have the anxiety and aggression more than children from mixed families. Conclusion. Strong performance of anxiety and aggression are observable among teenagers from incomplete and mixed families than their peers from full families. Differences in the psychological structure of anxiety and aggression among teenagers belonging to different groups of families (complete, incomplete, mixed) are also revealed. The findings of empirical research give ground to enclose, that social and psychological climate in full families is the most important factor in the favorable psycho-emotional development of teenagers, while the incomplete and mixed status of the family adversely affects the formation of the emotional sphere of the teenager's personality, in particular development of anxiety and aggression.
Key words: anxiety, aggression, incomplete, mixed families, teenage years.
For citation: Dzhabrailova M. M., Dalgatov M. M. The Features of Manifestation the Anxiety and Aggression of Teenagers from Incomplete and Mixed families. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 21-25. DOI: 10.31161/1995-0659-201812-4-21-25 (In Russian)
Введение
В последние десятилетия официальная статистика России приводит
неутешительные результаты по вопросу бракоразводных процессов. Речь идет о возрастании числа неполных и смешанных семей. Увеличение числа таких семей порождает наряду с социально-экономическими также психолого-педагогические проблемы, связанные с психологическим сопровождением,
обучением и развитием детей, воспитывающихся в неполных и смешанных семьях.
Несомненно, статус семьи (полная, неполная, смешанная), как показывают исследования [1], накладывает зримый отпечаток на формирование личности ребенка и прежде всего на развитие эмоциональной сферы. Семья выступает, пожалуй, ключевым фактором и институтом социализации индивида. Трудно переоценить роль родителей и взаимоотношения в семье в развитии эмоциональной сферы индивида.
Решение психологических и психолого-педагогических задач сопровождения детей из неполных и смешанных семей во многом зависит от научной основы, на которую опираются практики (психологи, педагоги). Теоретической базой психолого-педагогического сопровождения
выступают исследования особенностей проявления, функционирования
эмоциональной сферы детей,
воспитывающихся в условиях неполной и смешанной семей.
Исследованию психологических
особенностей из неполных семей посвящен ряд трудов российских и зарубежных авторов (В. М. Целуйко, Г. Фигдор, 3. Матейчик и другие) [3]. Однако мы обнаружили небольшое количество исследований, посвященных
непосредственному исследованию влияния статуса семьи (полная, смешанная, неполная) на развитие таких качеств как тревожность и агрессивность подростков, относящихся к эмоциональной сфере личности. Таким образом, наше исследование направлено на восполнение этого пробела.
Целью нашего исследования является изучение влияния статуса семьи (полная, неполная, смешанная) на формирование тревожности и агрессивности детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: социальный статус семьи, соответственно полнота или неполнота обуславливает развитие у подростков тревожности и агрессивности.
Выборка составляла 150 испытуемых, 50 подростков из полных семей, 50 из неполных и 50 из смешанных. Исследование проводилось в марте-июне 2018 г. Для изучения тревожности была использована шкала личностной тревожности А. М. Прихожан и диагностика агрессивности по методике Басса-Дарки [2].
При обработке и интерпретации результатов проведенного эмпирического исследования было использовано несколько групп статистических методов.
1. Методы сравнения.
а) дисперсионный анализ (ANOVA);
б) непараметрические критерии -критерий и-Манна-Уитни.
2. Структурный анализ: анализ обобщенных показателей функционирования структуры - индекс когерентность (ИКС), индекс дифференцированность (ИДС) и индекс организованность структур (ИОС).
Результаты и обсуждение
Результаты исследования роли статуса семьи на показатели тревожности и агрессивности отображены на рис. 1. Они показывают, что в неполных семьях более значимыми являются такие показатели, как общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая тревожность. В смешанных семьях показатели этих видов тревожности ниже, а самые низкие показатели обнаружены в полных семьях.
На рис. 2 отображены результаты дисперсионного анализа влияния статуса семьи на показатели агрессии. Эти показатели различаются на высоком уровне статистической значимости у детей из неполных, смешанных и полных семей. Лишь в показателях физической агрессии у детей из разных семей не было обнаружено значимых различий.
№
I неполный
I смеша ин ые
Рис. 1. Гистограмма средних значений тревожности (школьной, самооценочной, межличностной и магической) при различном статусе семьи
ШТ- школьная тревожность, СТ- самооценочная тревожность, МТ- межличностная тревожность, МАГТ- магическая тревожность.
10 8 6 4 2 0
1 1 _■ 1 ■
1. 1 1 1 п
1 пи
неполные семьи
смешанные семьи
I полные семьи
ЧР'
Рис. 2. Гистограмма средних значений показателей агрессии, измеренных с помощью методики агрессивности Басса-Дарки
ФА - физическая агрессия, КА - косвенная агрессия, РАЗД- раздражительность, НЕГ-негативизм, ОБ - обида, ПОД - подозрительность, ВА - вербальная агрессия, ЧВ- чувство вины.
Таблица 1
Показатели психологической структуры тревожности в неполных, смешанных и полных семьях
Неполная семья Смешанная семья Полная семья
ИКС 40 59 46
ИДС 0 0 0
ИОС 40 59 46
Базовые общая тревожность, общая тревожность, общая тревожность,
характеристики школьная, самооценочная, школьная, самооценочная,
самооценочная, магическая
межличностная,
магическая
ИКС - индекс интегрированности структуры. ИДС - индекс дифференцированности структуры. ИОС - индекс организованности структуры. Базовые характеристики - имеющие наибольшее количество статистически значимых положительных корреляций с другими элементами структуры и, следовательно, больший вес, превышающий средний вес элементов структуры.
Итак, полученные в ходе исследования результаты позволяют заключить, что показатель агрессивности и тревожности у подростков в неполных семьях выше, и относительно выше в смешанных семьях, чем в полных семьях (табл. 1). Это дает основание утверждать, что статус семьи имеет влияние не только на развитие
уровня тревожности, но и формирование агрессивности у детей подросткового возраста.
Также в данной работе были выявлены явные отличия в структурной организации тревожности и агрессивности у подростков, которые воспитываются в условиях полного,
неполного и смешанного статуса семьи (табл. 2).
Таблица 2
Показатели психологической структуры агрессивности в неполных, смешанных и полных семьях
Неполная семья Смешанная семья Полная семья
ИКС 22 86 19
ИДС 0 0 0
ИОС 22 86 19
Базовые характеристики физическая, косвенная, раздражительность, подозрительность чувство вины физическая, раздражительность, обида, подозрительность, вербальная раздражительность, негативизм
ИКС - индекс интегрированности структуры. И, ЦС - индекс дифференцированности структуры. ИОС - индекс
организованности структуры. Базовые характеристики - имеющие наибольшее количество статистически значимых положительных корреляций с другими элементами структуры и, следовательно, больший вес, превышающий средний вес элементов структуры.
Данные, представленные в таблице 1, показывают, что мера интегрированности структуры тревожности в смешанных семьях выше, чем в неполных и полных семьях. Однако эти различия незначительные, что позволяет нам сделать вывод, что влияние статуса семьи на степень интегрированности структуры тревожности носит количественный характер.
Структура агрессивности максимально интегрирована в смешанных семьях, а дифференцированность у подростков этой группы не выражена (табл. 2).
Полученные результаты подтверждают, что структура агрессивности в смешанных семьях является хорошо организованной, это говорит о взаимосвязанности видов агрессии. Сравнивая степень
интегрированности в полных и неполных семьях мы обнаружили, что в полных семьях показатель развитости структуры агрессивности ниже, чем в неполных семьях. Это позволяет нам утверждать, что статус семьи влияет на степень интегрированности структуры
агрессивности.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
- в исследовании были установлены достоверные различия в проявлении тревожности и агрессивности у испытуемых полной, неполной и смешанной групп семей, что свидетельствует о влиянии статуса семьи на развитие эмоциональной сферы подростков;
- на уровне статистической значимости было доказано, что статус семьи оказывает
влияние на показатель агрессивности и тревожности подростков;
- были обнаружены различия при обращении к психологической структуре тревожности и агрессивности. Структура тревожности и агрессивности в смешанных семьях является более интегрированной и организованной, чем у подростков из полных и неполных семей. Данный факт требует самостоятельного научного анализа и теоретической концептуализации. Однако, полученные нами результаты в целом подтверждают выдвинутую нами гипотезу, что, несомненно, говорит о ключевой роли семьи и детско-родительских отношений в формировании эмоциональной сферы личности ребенка.
Выявленные в нашем исследовании достоверные различия в проявлении тревожности и агрессивности, а также в структуре этих базовых качеств личности подростков трех исследуемых групп свидетельствуют о влиянии статуса семьи (полный, неполный и смешанный) на эмоциональное развитие детей
подросткового возраста. Очевидно, что отсутствие одного из родителей, либо его замена другим (мачехой или отчимом), возможно, создает эмоциональную депривацию, вследствие которой у подростков формируется высокий уровень тревожности, недоверие к окружающему миру, враждебность и агрессивность. Несомненно, к воспитанию таких детей и подростков требуется особый подход, соответственно индивидуально-
психологическое сопровождение в целях коррекции эмоциональной сферы их личности.
Литература
1. Далгатов М. М., Джабраилова М. М. Эмоциональное развитие подростков в неполных и смешанных семьях // Известия Дагестанского государственного
педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С. 18-22.
1. Dalgatov M. M., Dzhabrailova M. M. Emotional development of teenagers in incomplete and mixed families. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2014. No. 3. Pp. 18-22. (In Russian)
2. Raygorodsky D. Ya. Prakticheskaya diagnostika. Metodika i testy [Practical diagnostics. Methods and tests]. Samara, 2001. 664 p. (In Russian)
3. Figdor G. Deti razvedennyh roditelej: mezhdu travmoj i nadezhdoj [Children of divorced parents: between injury and hope]. Moscow, 1995. 376 p. (In Russian)
2. Райгородский Д. Я. Практическая диагностика. Методика и тесты. Самара, 2001. 664 с.
3. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995. 376 с.
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Джабраилова Маликат Магомедовна,
аспирант, старший лаборант, кафедра психологии, Дагестанский
государственный педагогический
университет (ДГПУ), Махачкала, Россия: [email protected]
Далгатов Магомед Магомедаминович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, ДГПУ; профессор, кафедра общей и социальной психологии, Дагестанский
государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail:
THE AUTHORS INFORMATION Affiliations
Dzhabrailova Malikat Magomedovna,
postgraduate, the chair of Psychology, senior assistant, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia:
Magomed M. Dalgatov, Doctor (Psychology), professor, the head of the chair of Psychology, DSPU; professor, the chair of General and Social Psychology, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Принята в печать 21.10.2018 г.
Received 21.10.2018.