УДК 376
Байдикова О.В.
учитель-логопед МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области», РФ
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация
В статье рассматривается процесс обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ конструктивной деятельности, учитывая особенности, которые необходимы при работе с данной категорией детей. Подчеркивается положительное влияние конструктивной деятельности на развитие детей с ОВЗ. Анализируются методы и приемы обучения детей в ОВЗ конструированию.
Ключевые слова:
Дети с ОВЗ, дошкольный возраст, педагог, конструктивная деятельность.
В современном образовательном пространстве происходит смена акцентов в теоретических исследованиях и педагогической практике в сторону обеспечения целостности процессов социализации и индивидуализации детей. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью обеспечения доступного и качественного дошкольного образования, с одной стороны, и необходимостью создания оптимальных условий для приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к миру взрослых, с другой стороны. Современные исследования указывают на тот факт, что дети испытывают трудности в социокультурной адаптации, в построении социального взаимодействия, в овладении стилем здорового поведения из-за специфических нарушений развития. Именно поэтому сегодня особое внимание уделяется процессам адаптации детей с ОВЗ и их успешной социализации. Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ - это проблема формирования и развития в обществе равноправной и свободной личности, способной вести нормальную жизнь среди здоровых людей.
Сегодня возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения детей с ОВЗ. Существуют нетрадиционные методы и приемы, которые предотвращают утомление детей, развивают познавательную деятельность, повышает результативность работы в целом. Одним из таких методов является конструктивная деятельность. Она влияет на психическое здоровье ребенка, на его восприятие, мышление, развитие речи, зрительно-моторную координацию, а также овладение обще-трудовыми умениями. Из-за того, что конструктивная деятельность носит моделирующий характер, она учит детей моделировать окружающий мир со стороны пространственных отношений и взаимосвязей [3].
Конструирование (construo- строю, создаю) - вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно с взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.
Хочется отметить, что конструктивная деятельность эффективна лишь тогда, когда ее методы и приемы соответствуют уровню и возможностям детей. Если не соблюдать эти условия, то дети с ОВЗ не смогут овладеть не только элементарной конструктивной деятельностью, но и игрой или рисованием. В возрасте 4-5 лет нормально развивающиеся дети могут создавать постройки по сюжетно-ролевых игр, а дети с ОВЗ, в свою очередь только начинают осуществлять предметные действия, которые являются примитивными манипуляциями. Например, используя строительные наборы, дети с ОВЗ чаще всего их просто перекладывают с одного места на другое без какой-либо цели.
Важным элементом обучения детей с ОВЗ конструированию является формирование интереса к
данному виду деятельности. Поэтому так важно давать ребенку возможность наблюдать за примерами конструирования. Педагог, в свою очередь, должен выглядеть заинтересованным и сопровождать свои действия пояснением вслух [2].
Таким образом, процесс конструирования способствует появлению новых знаний в различных областях окружающего мира, совершенствует запас знаний и навыков, стимулирует фантазию и творческую инициативу, содействует значительному улучшению общей и мелкой моторики, улучшает способность самостоятельных умозаключений, помогает укреплению принципов дисциплины и порядка, положительно влияет на социальный климат группы, способствует развитию самостоятельности личности, обогащает социальные связи, развивает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, способствует развитию речи. А для детей с ОВЗ занятия конструированием помогают специалистам активизировать скрытые возможности воспитанников, что позволяет повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Авдеева Н. И., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ. Психологические основы формирования личности. - М., 1986.
2. Адилоаа М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефектология. - 1988. - № 4.
3. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.— М.,1972.
© Байдикова О.В., 2023
УДК 378
Кулинченко И.В.
Старший преподаватель кафедры ФП ВУНЦ ВВС «ВВА»,
г. Воронеж, РФ Тесля Д.Н.
Старший преподаватель кафедры «Авиационных двигателей»
ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ Сысоев Р.А.
Преподаватель кафедры ФП ВУНЦ ВВС «ВВА»,
г. Воронеж, РФ Пересыпкин Д.Д.
Курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ
КОНКУРЕНЦИЯ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Одна из основных целей преподавателя - это совершенствование методов передачи материала