Научная статья на тему 'Особенности конструирования субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля'

Особенности конструирования субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ИНЖЕНЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY-PRACTICAL MODULE / ENGINEER PROFILE / PROFESSIONAL ACTIVITIES / SUBJECT-ORIENTED CONTENT / LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струкова София Вячеславовна

Выявлена специфика, сформулировано определение и перечислены исходные принципы конструирования субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля в условиях высшего учебного заведения, имеющего статус технического университета. В контексте исследования выявлены сущностные признаки личности студента инженерного профиля. Предложен деятельностно-практический блок-модуль субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Струкова София Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Engineering Student’s Learning and Cognitive Activity’s Subject-oriented Content Construction

The specificity of engineering student’s learning and cognitive activity’s subject-oriented content construction within the framework of tertiary education institution having technical university statute is unveiled, its definition is formulated and its initial insights enumerated. In the meaning of this research the essential attributes of engineering student’s personality were exposed. An activity-practical module block of learning and cognitive activity’s subject-oriented content is proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности конструирования субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля»

УДК 378.4

Особенности конструирования субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля

С. В. Струкова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Выявлена специфика, сформулировано определение и перечислены исходные принципы конструирования субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля в условиях высшего учебного заведения, имеющего статус технического университета. В контексте исследования выявлены сущностные признаки личности студента инженерного профиля. Предложен деятельностнопрактический блок-модуль субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: деятельностно-практический модуль; инженерный профиль; профессиональная деятельность; субъект-ориентированное содержание; учебно-познавательная деятельность.

В контексте социально-экономических и технологических преобразований, осуществляемых в современном российском обществе, перед системой высшего образования поставлена задача перестроить содержание и структуру профессионального образования в соответствии с требованиями общества и государства к уровню подготовки специалистов инженерного профиля.

Современному обществу необходимо, чтобы такой специалист выходил из стен вуза профессионально компетентным и конкурентоспособным, уверенно смотрящим в будущее, не только обладающим глубокими и прочными знаниями, но и способным сознательно и ответственно принимать обоснованные решения в нестандартных жизненных ситуациях.

Смещение акцентов в шкале общественных ценностей в сторону личностной индивидуальности ориентирует высшее профессиональное образование на утверждение приоритета субъекта-творца, вершителя своего жизненного пути, личности с субъектно-преобразовательным отношением к миру [1].

Конструирование субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля в техническом вузе, имеющем статус университета, способно выступить действенным инструментом при решении этих задач, обеспечить возможность эффективного освоения и преобразования окружающего мира, актуализировать творческое саморазвитие индивидуальных способностей будущих специалистов инженерного профиля.

В рамках нашего исследования данная педагогическая технология определена как интеллектуально-смысловая и практическая деятельность по построению и организации образовательного процесса на основе совокупности связанных между собой комплексных блок-модулей, с учетом целостности содержания инженерных дисциплин и целевой направленности на становление субъектной позиции студента, обеспечивающей в будущем успешную самореализацию на профессиональном поприще.

© Струкова С. В.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

99

___________________Проблемы общественного развития и образования__________

В качестве исходных принципов конструирования содержания учебно-познавательной деятельности предлагается использовать следующие:

1) взаимодействия учебно-познавательной деятельности с практикой перемен в современном обществе;

2) включения в учебные программы не только дидактического материала, но и видов учебно-познавательной деятельности студентов, а именно исследования, дискуссии, конструирования и т. п. [2] (по мнению академика А. В. Хуторского, это позволит формировать личность и ее способности посредством активной деятельности самого студента);

3) личностной ориентации содержания учебно-познавательной деятельности, направленный на содействие естественному процессу личностного саморазвития студента и учитывающий его индивидуальные способности;

4) диалогичности, обеспечивающий продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса.

К сущностным признакам личности студента инженерного профиля, формируемым в контексте конструирования субъект-ориентированного содержания учебнопознавательной деятельности, можно отнести:

1) намерение успешно адаптироваться к постоянным изменениям в образовательной и социальной сфере;

2) способность к творческой активности, стремление к самоопределению с позиций успешного овладения избранной специальностью;

3) проявление самостоятельности и инициативности в процессе обучения;

4) готовность к самоуправлению как внутреннему способу организации собственной учебно-познавательной деятельности и планированию своего поведения.

Профессиональную направленность студента инженерного профиля формируют и развивают специализированные содержательные блоки учебных дисциплин, а также практика (ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная). Каждый этап практики все более усложняется с целью максимально приблизить характер выполняемых заданий к будущей профессиональной деятельности: от пассивного наблюдения, изучения и анализа разных ее аспектов до активного внедрения самих студентов в процесс непосредственного решения профессиональных и организационных задач в области выбранной ими специализации [3].

Деятельностно-практический блок-модуль субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности предполагает освоение студентами профессиональных знаний, соответствующих конкретной специализации выпускника университета и обеспечивающих востребованность молодых специалистов на рынке труда; создание организационно-управленческих комплексов, позволяющих организовать и спланировать учебно-познавательную деятельность; выработку умений применять полученные знания на практике, способностей извлекать и анализировать информацию из различных библиографических изданий, а также ориентироваться в новых, нестандартных ситуациях.

Итак, конструирование субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности позволяет поместить в центр педагогического процесса личность студента инженерного профиля, учесть присущие ей возрастные и индивидуальные черты, а также, используя современные средства обучения [4], найти новые методы и формы учебно-познавательной деятельности и обновить содержание известных.

100

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

Струкова С. В.

Литература

1. Белошицкий А. В., Бережная И. Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. 2006. № 5. С. 60—66.

2. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: ВЛаДоС-ПРЕСС, 2005. 383 с. (Педагогическая мастерская).

3. Струкова С. В. Основные характеристики студента физико-математической направленности как субъекта образовательного процесса университета // Сборник материалов конференции молодых преподавателей и студентов Лискинского филиала ВГУ (16—17 апр. 2010 г., Лиски — Воронеж). Вып. 5. Воронеж: ВГУ, 2010. С. 154—159.

4. Струкова С. В. Проблема субъект-субъектных отношений в образовательном процессе высшего учебного учреждения // Современное образование: содержание, технологии, качество: Мат-лы междунар. форума (21—22 апр. 2010 г., Воронеж). СПб.: Изд-во СПбГУ «ЛЭТИ», 2010. Т. 2. С. 322—323.

Струкова София Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики № 2 (ВМ-2) МИЭТ. E-mail: [email protected]

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.