УДК 378.4
Особенности конструирования субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля
С. В. Струкова
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Выявлена специфика, сформулировано определение и перечислены исходные принципы конструирования субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля в условиях высшего учебного заведения, имеющего статус технического университета. В контексте исследования выявлены сущностные признаки личности студента инженерного профиля. Предложен деятельностнопрактический блок-модуль субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: деятельностно-практический модуль; инженерный профиль; профессиональная деятельность; субъект-ориентированное содержание; учебно-познавательная деятельность.
В контексте социально-экономических и технологических преобразований, осуществляемых в современном российском обществе, перед системой высшего образования поставлена задача перестроить содержание и структуру профессионального образования в соответствии с требованиями общества и государства к уровню подготовки специалистов инженерного профиля.
Современному обществу необходимо, чтобы такой специалист выходил из стен вуза профессионально компетентным и конкурентоспособным, уверенно смотрящим в будущее, не только обладающим глубокими и прочными знаниями, но и способным сознательно и ответственно принимать обоснованные решения в нестандартных жизненных ситуациях.
Смещение акцентов в шкале общественных ценностей в сторону личностной индивидуальности ориентирует высшее профессиональное образование на утверждение приоритета субъекта-творца, вершителя своего жизненного пути, личности с субъектно-преобразовательным отношением к миру [1].
Конструирование субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности студента инженерного профиля в техническом вузе, имеющем статус университета, способно выступить действенным инструментом при решении этих задач, обеспечить возможность эффективного освоения и преобразования окружающего мира, актуализировать творческое саморазвитие индивидуальных способностей будущих специалистов инженерного профиля.
В рамках нашего исследования данная педагогическая технология определена как интеллектуально-смысловая и практическая деятельность по построению и организации образовательного процесса на основе совокупности связанных между собой комплексных блок-модулей, с учетом целостности содержания инженерных дисциплин и целевой направленности на становление субъектной позиции студента, обеспечивающей в будущем успешную самореализацию на профессиональном поприще.
© Струкова С. В.
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
99
___________________Проблемы общественного развития и образования__________
В качестве исходных принципов конструирования содержания учебно-познавательной деятельности предлагается использовать следующие:
1) взаимодействия учебно-познавательной деятельности с практикой перемен в современном обществе;
2) включения в учебные программы не только дидактического материала, но и видов учебно-познавательной деятельности студентов, а именно исследования, дискуссии, конструирования и т. п. [2] (по мнению академика А. В. Хуторского, это позволит формировать личность и ее способности посредством активной деятельности самого студента);
3) личностной ориентации содержания учебно-познавательной деятельности, направленный на содействие естественному процессу личностного саморазвития студента и учитывающий его индивидуальные способности;
4) диалогичности, обеспечивающий продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса.
К сущностным признакам личности студента инженерного профиля, формируемым в контексте конструирования субъект-ориентированного содержания учебнопознавательной деятельности, можно отнести:
1) намерение успешно адаптироваться к постоянным изменениям в образовательной и социальной сфере;
2) способность к творческой активности, стремление к самоопределению с позиций успешного овладения избранной специальностью;
3) проявление самостоятельности и инициативности в процессе обучения;
4) готовность к самоуправлению как внутреннему способу организации собственной учебно-познавательной деятельности и планированию своего поведения.
Профессиональную направленность студента инженерного профиля формируют и развивают специализированные содержательные блоки учебных дисциплин, а также практика (ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная). Каждый этап практики все более усложняется с целью максимально приблизить характер выполняемых заданий к будущей профессиональной деятельности: от пассивного наблюдения, изучения и анализа разных ее аспектов до активного внедрения самих студентов в процесс непосредственного решения профессиональных и организационных задач в области выбранной ими специализации [3].
Деятельностно-практический блок-модуль субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности предполагает освоение студентами профессиональных знаний, соответствующих конкретной специализации выпускника университета и обеспечивающих востребованность молодых специалистов на рынке труда; создание организационно-управленческих комплексов, позволяющих организовать и спланировать учебно-познавательную деятельность; выработку умений применять полученные знания на практике, способностей извлекать и анализировать информацию из различных библиографических изданий, а также ориентироваться в новых, нестандартных ситуациях.
Итак, конструирование субъект-ориентированного содержания учебно-познавательной деятельности позволяет поместить в центр педагогического процесса личность студента инженерного профиля, учесть присущие ей возрастные и индивидуальные черты, а также, используя современные средства обучения [4], найти новые методы и формы учебно-познавательной деятельности и обновить содержание известных.
100
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
Струкова С. В.
Литература
1. Белошицкий А. В., Бережная И. Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. 2006. № 5. С. 60—66.
2. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: ВЛаДоС-ПРЕСС, 2005. 383 с. (Педагогическая мастерская).
3. Струкова С. В. Основные характеристики студента физико-математической направленности как субъекта образовательного процесса университета // Сборник материалов конференции молодых преподавателей и студентов Лискинского филиала ВГУ (16—17 апр. 2010 г., Лиски — Воронеж). Вып. 5. Воронеж: ВГУ, 2010. С. 154—159.
4. Струкова С. В. Проблема субъект-субъектных отношений в образовательном процессе высшего учебного учреждения // Современное образование: содержание, технологии, качество: Мат-лы междунар. форума (21—22 апр. 2010 г., Воронеж). СПб.: Изд-во СПбГУ «ЛЭТИ», 2010. Т. 2. С. 322—323.
Струкова София Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики № 2 (ВМ-2) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
101