Таким образом, модель педагогического взаимодействия в становлении общенаучных понятий у студентов имеет абстрактный характер и в упрощенном виде отображает фрагмент образовательного процесса, направленного на становление общенаучных понятий у студентов. Она имеет отличительные признаки и охарактеризована в морфологическом, структурном, генетическом и функциональном планах.
Библиографический список
1. Брунер, Дж. Процесс обучения [Текст] / Дж. Брунер ; пер. с англ.
О. К. Тихомирова ; под ред. А. Р. Лурия. - М. : изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.-84 с.
2. Да хин, А. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и. .. неопределенность [Текст] / А .Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2004. - С. 65.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2001. - 720 с.
4. Сериков, Г. Н. Образование : аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. - Курган : Зауралье, 1997. — 464 с.
УДК 378
Л. Г. Лак
КОНСТРУИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
Современные реалии социально-экономической жизни общества обуславливают системные изменения в сфере образования: переосмысление целей высшего образования, смены парадигмы образования, введение образовательных стандартов второго и третьего поколения, развитие многоуровневой системы высшего профессионального образования, реструктуризацию системы высших учебных заведений. Неотъемлемое условие модернизации высшего образования-освоение студентами спектра новых социальных навыков и ролей, систематизированных преставлений о способах преобразующей деятельности в области экономики и социальных отношений, развитие индивидуальной культуры, профессиональной компетентности с учетом адекватных тенденций общественного развития.
В связи с этим перед высшей школой России стоит комплекс проблем, связанных с подготовкой специалистов, способных к самореализации и фун-
кционированию в новых изменяющихся условиях социума, сочетающих в себе целостное знание о профессии, системное представление об окружающей действительности с развитием индивидуальности, субъектности, уникальности, творческой активности.
В решении этих вопросов важную роль играет конструирование субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента в вузе, обеспечивающее возможность эффективного освоения и преобразования окружающего мира, накопления опыта личностно-средового взаимодействия и актуализации творческого саморазвития индивидуальных способностей будущих специалистов.
Конструирование по смысловому значению ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, однако имеет локализованную область применения в педагогике: этот термин используется, чтобы подчеркнуть взаимное расположение частей какого-либо построения, системы, структуры. Т. А. Панкова считает, что в педагогической деятельности конструирование происходит как мысленное комбинирование и подбор факторов будущей ситуации образовательного процесса на основе анализа педагогической действительности и выбора оптимального варианта реорганизации прошлого или создания нового. Существенными характеристиками конструирования являются: осмысливание, преобразование, законосообразность, принятие решений, удовлетворение потребностей [3].
В контексте нашего исследования конструирование субьект-ориенти-рованного содержания образовательной деятельности студента - это интеллектуально-смысловая и практическая деятельность по построению и организации образовательного процесса, представленного совокупностью взаимосвязанных комплексных блок-модулей с учетом целостности содерэюания общепрофессиональных и предметных дисциплин, и целевой направленности на становление субъектной позиции студента, обеспечивающей выпускнику успешную самореализацию в профессиональной деятельности.
Целесообразность конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента в вузе обусловлена рядом предпосылок пересмотра традиционных представлений о роли и функциях высшего образования как института социализации студенчества с присущим знаниецентристким и социально-ролевым способом организации, подчиняющим личность функциональным империативам общественных отношений.
Во-первых, в связи с реформированием существующей системы образования меняется смысл конструирования всех функциональных элементов образовательной системы - изменяются целевой, содержательный и процессуальный аспекты подготовки будущего специалиста. В статье 14 Закона РФ «Об образовании», указывается, что содержание образования
должно быть ориентировано на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации и обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, национальную и мировую культуру».
Во-вторых, происходит согласование параметров отечественной системы образования с формирующимся единым европейским образовательным пространством в рамках Болонского процесса; ориентация на ГОС ВПО третьего поколения, учитывающие акценты запросов рынков труда, специфику и миссию вуза, связи высшего образования с другими уровнями профессионального образования, что ориентирует на достижение более глубокого освоения знаний, умений, устойчивых результатов в формировании общих и специальных компетенций будущего специалиста.
В-третьнх, обеспечивается внедрение личностно-ориентированной парадигмы высшего образования, связанной с включением студента в изменяющийся социокультурный контекст жизни посредством содержательно-деятельностного взаимодействия ее субъектов; обогащением созидательных возможностей личности будущих специалистов; усилением внимания к роли профессиональных мотивов самообразования и самовоспитания студента. В концепции модернизации российского образования до 2010 года заявлено: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [4].
Следовательно, смысловые акценты современного образования смещаются в своей целевой направленности с формирования у образовывающегося характерной для данного общества системы ценностей, содержания и способов действий на содействие ориентированности образовывающегося в системах культурных ценностей, норм и правил конструирования индивидуально-неповторимого внутреннего мира [2].
Логика реализации достижения целей конструирования субъект-ориенти-рованпого содержания образовательной деятельности студента в вузе осуществляется при опоре на следующие закономерности:
а) цели конструирования выводятся с учетом согласованности целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, общественных, региональных и др., адекватно меняющимся запросам общества и социальноэкономическим условиям Российской Федерации;
б) содержание определяется социально-личностной ориентацией образовательного процесса, и обусловлено мерой собственной активности студента в выборе вариативного содержания, зависящего от потребностей личности и ее предстоящей профессии;
в) результат находится в сфере социальных знаний, мотивов, установок ценностей, жизненных и профессиональных планов, системообразующих субъектных компонентов профессионально значимых личностных качеств студента в области многосторонних отношений личности и общества.
В качестве исходных принципов конструировании содержания образовательной деятельности студента вуза выступали следующие:
- принцип связи образовательной деятельности с практикой перемен в обществе, ориентирующий на овладение будущими специалистами знаниями, навыками и способностями их воспроизводить и совершенствовать в соответствии с требованиями современного постиндустриального общества;
- принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностного компонента-целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся - исследований, дискуссий, конструирования и т. п. (А .В. Хуторской);
- принцип личностной ориентации содержания образовательной деятельности, направленный на содействие естественному процессу личностного саморазвития студента на основе знания его закономерностей, возрастных, индивидуальных особенностей;
- принцип полисубъектности, обеспечивающий построение жизни обучающихся с учетом продуктивного взаимодействия, ориентации субъектов образования на необходимость считаться друг с другом, осознания индивидуальной и групповой ответственности, позитивной взаимозависимости субъектов посредством включения в разнообразные субъект-субъектные социальные связи;
- принцип саморазвития субъектности, который ориентирует на формирование способности студента к осмыслению и прогнозированию долгосрочных профессиональных перспектив, полноту самовыражения и интенсивности взаимодействия с социумом, определение субъектной включенности в социум с продуктивным использованием внутренних потенций и мерой возможных преобразований в самом себе;
- принцип тъюторского сопровождения, предполагающий использование системы целенаправленного содействия студенту, разноплановости усилий со стороны педагогического коллектива, социальных партнеров образования в проектировании и реализации индивидуальной траектории профессиональной деятельности будущего специалиста.
Полученные результаты исследования были подвергнуты анализу и выводы легли в основу целевого конструирования субъектно-ориентированного содержания образовательной деятельности посредством использо-
вания комплексных блок-модулей, основной задачей которых было усиление аспектов, которые существенно влияют на социальное и профессиональное становление будущих специалистов.
Общая структура конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента включает: информационно-ориентировочный, профессионально-регулирующий и деятельностно-практический модули, которые соотносятся с основными компонентами развития личности: когнитивным, мотивационным, деятельности ым.
Каждый блок-модуль субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности ориентирован на социализацию личности студента в целом, при этом информационно-ориентировочный модуль ценен для накопления социальных знаний, профессионально-регулирующий - для самопознания, деятельностно-практический - для самореализации личности.
Такое понимание конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента позволяет более четко структурировать общетеоретическую, профессионально-специализированную направленность каждого образовательного модуля, организовать профессиональную подготовку специалиста с учетом целевой направленности на реализацию индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей накопление социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и обогащение социального опыта личности будущих специалистов.
Для каждого модуля формируется учебно-методический комплекс материалов, включающий учебные программы, пособия, спецкурсы, тестовоизмерительные материалы, методические рекомендации по дисциплинам, перечень тем семинарских, практических и лекционных занятий, перечень вопросов для проведения зачета, список основной и дополнительной литературы по курсам, программы самостоятельной познавательной деятельности студентов, электронные пособия по самообучению, аудио-, видеоматериалы и др. Учебно-методический комплекс представляет комплексную логически взаимосвязанную систему учебно-методических материалов, достаточных для значительного повышения эффективности учебного процесса за счет активной и продуктивной работы обучаемых в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
При этом учебно-методические материалы характеризуются следующими особенностями: содержание каждой отдельной дисциплины рассматривается как органическая часть целостного содержания всесторонней подготовки специалиста определенного профиля; содержание, структура материалов разрабатывается в соответствии с нормативными документами и характеризуются оригинальностью, диалогичностью, практикоориентиро-
ванностью, вариативностью характера способов структурирования комплекса материалов и др.
Конструирование комплексных образовательных блок-модулей соотносится с положениями общеевропейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING) о необходимости включения ком-петентностного подхода в систему образования, который определяется происходящей в настоящее время сменой образовательной парадигмы.
Компетентностный подход ориентирован на достижение определенных результатов, приобретение профессионально и социально-значимых компетенций будущих специалистов. Понятие компетенций и навыков включает: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). В результате образования у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми [1].
В соответствии с вышеизложенным информационно-ориентировочный блок-модуль субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента предполагает формирование:
системы общенаучных (фундаментальных) знаний: общие гуманитарные и социально-экономические, включающие базовые знания по математическим и естественнонаучным дисциплинам, гуманитарным и социально-экономическим наукам; основные информационные и филологические знания и др.;
методологических знаний: общенаучные термины, философские категории (законы - закономерности - принципы познания), знание о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, взаимообусловленности явлений и процессов окружающей действительности в контексте метасистем - культуры, цивилизации, общества, освоение таких видов мыслительной деятельности, как философское размышление, критический анализ, диалектическое мышление и др.
Многоуровневая, информационно-насыщенная система знаний, охватывающих философские, социальные, социологические, психолого-педагоги-ческие аспекты, осуществляется на основании перехода от выявления и констатирования фактов к установлению, пониманию и раскрытию их сущности, закономерностей возникновения. Ведущая роль в образовательном пространстве вуза принадлежит студенту как субъекту познания, и направленность педагогического действия становится связанной с «незаметным выращиванием субъектности» (В. В. Сериков). Успешное обучение студента происходит не только при усвоении знаний и операциональных умений, необходимых
для будущей деятельности, но прежде всего при наличии познавательной активности и субъектной позиции студента, сопровождаемых самореф-лексией и самостоятельным научным поиском (И. А. Зимняя, И. Б, Котова, А. К. Осницкий, Е. Н. Шиянов и др.).
Содержательно-смысловая ценность информационно-ориентировочного блока-модуля заключается в том, что он направлен на формирование «организованного мышления», которое позволяет студенту успешно привести свои случайные впечатления о разных явлениях окружающего мира в единую систему проверенных суждений, обоснованных пониманием сущности той или иной сферы действительности (будь это сфера науки, нравственности, права или искусства) (В. В. Давыдов).
Мотивационно-регулирующий блок-модуль знаний предполагает формирование:
профессиональных знаний: базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности, связанные с обретением студентом общих субъектных смысловых ориентиров в будущей профессиональной деятельности, которые возникают как результат самопознания своих потребностей, склонностей, мотивов, способностей;
социально-личностных и коммуникативных компетенций, включающих способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям.
Целевая направленность реализации данного блок-модуля заключается в закреплении профессионального выбора, воспитании профессионального патриотизма будущего специалиста, стимулировании у студентов положительных мотивов на позитивное взаимодействие с социумом, ориентировании и согласовании действий в социально значимой деятельности, установление взаимного сотрудничества.
Акцент в конструировании образовательного процесса делается на использование разнообразных форм организации образовательной деятельности студента (организационно-деятельностные игры, тренинги, группы личностного роста), в которых у студента развивается умение размышлять о своем месте, роли и позиции в профессионально-личностных взаимоотношениях с другими субъектами в контексте собственных жизненных смыслов. Интерес представляют многообразие вариативных спецкурсов, курсов по выбору, таких как: «Самоменеджмент», «Профессиональный портрет социального педагога», «Развитие культуры мышления» и др., обеспечивающих реальную возможность профессионально-творческого саморазвития, направленность на рефлексивное осмысление своего профессионального и личностного развития, необходимых для раскрытия индивидуальности, самоконтороля и самоанализа, способствующих профессиональному становлению и самоосуществлению.
Важным моментом мотивационно-регулирующего блок-модуля является организация учебного процесса, в котором учебная группа становится условием формирования, и развития свойств души, экспериментальной лабораторией для развития навыков общения, взаимодействия, взаимопомощи (В. Н, Цивитая).
При реализации данного модуля происходит освоение социальных отношений, стимулирующих формирование мотивационного компонента социализации студента, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; удовлетворенность межличностными отношениями, самооценка в системе статусно-ролевых связей общества. Существенным при организации процесса обучения является усиление внимания к роли профессиональных мотивов самообразования и самовоспитания, которые являются важным условием раскрытия потенциальных возможностей личности студента, развития его субьектности.
Деятельностно-практический блок-модуль субъект-ориентирован-ного содержания образовательной деятельности студента предполагает формирование:
— профессионально профилированных (специализированных) знаний в соответствии с конкретной специализацией выпускника, которые обеспечивают востребованность будущих специалистов профессиональной средой и обществом (успешность трудоустройства и перспектива «найти себя» в реальной действительности в современном социуме);
организационно-управленческих компетенций, включающих способность организовать и спланировать работу; способность применять полученные знания на практике; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности.
Профессиональная направленность студента обеспечивается специализированными содержательными блоками учебных предметов, практиками (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной), организацией научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты принимают участие в научных конкурсах студенческих работ факультета и университета, в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях, которые предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, связанных с развитием умений и навыков самостоятельного творческого поиска, формированием интереса к научному поиску и профессиональному саморазвитию студентов, разностороннему самосовершенствованию и т. п.
Данный блок-модуль обеспечивает вариативное использование полученной информации, побуждающей студента к преобразовательной деятельности, творчеству; проявление самостоятельности, инициативы, многовариантности самовыражения личности в коллективе; выбор эффективных
способов деятельности и их реализации. В ходе реализации деятельностно-практического блок-модуля происходит развитие интегративно-ценностного взаимодействия «преподаватель - студент» на уровне субъект-субъектных отношений, сотрудничества, сотворчества преподавателя и студента, нацеленность на инновационные способы освоения и преобразования социума, выбор средств самореализации, становление активной позиции студента.
Таким образом, общая структура конструирования субъект-ориен-тированного содержания образовательной деятельности студента характеризуется как совокупность, взаимосвязь и единство информа-г^юнно-ориентировочного, профессионально-регулирующего и деятельностно-практического образовательных блок-модулей. Освоение информационно-ориентировочного блока-модуля обеспечивает приобретение студентом общепрофессиональных, гуманитарных и общекультурных компетенций; мотивационно-регулирующий модуль знаний способствует приобретению социально-личностных и коммуникативных компетенций; деятельностно-практический блок-модуль направлен на формирование организационно-управленческих, общепрофессиональных и специальных (профессиональных) компетенций.
Конструирование субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента предполагает развитие на основе реализации образовательных блок-модулей интегративных аспектов «самости» (самовыражения, самоорганизации, самовоспитания, самореализации, самоактуализации), цельной философии (сформированность взглядов об обществе, окружающей действительности, методах их познания), жизненных ориентаций (основанных на общечеловеческих ценностях, признании самоценности другого человека), социальных умений и навыков общения, обеспечивающих самоопределение личности в деятельной активности.
Библиографический список
1. Богословский, В. А., Караваева, Е. В., и др. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России [Текст] / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Н. И. Максимов, Б. А. Сазонов, А. М. Салецкий, В. В. Тихомиров. — М.: Издательский отдел факультета ВМиК МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. - 131 с.
2. Гогоберидзе, А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. - Санкт-Петербург, 2002. - 425 с.
3. Панкова, Т. А, Социально-педагогические основы конструирования воспитательных систем: Монография [Текст] / Т. А. Панкова. - Оренбург; РИО ОГИМ, 2003. - 196 с.
4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования». - М.: Просвещение, 2003.