УДК 378.1
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СУБЪЕКТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
В УСЛОВИЯХ ВУЗА
©2009 Л.Г.Пак
Оренбургский государственный педагогический университет
Статья поступила в редакцию 27.07.2009
Рассматривается целесообразность конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента вуза в современных условиях. Раскрываются исходные принципы и общая структура конструирования содержания образовательной деятельности будущего специалиста.
Ключевые слова: конструирование, принципы конструирования содержания образовательной деятельности студента вуза, образовательные блок-модули вуза.
В условиях преобразования экономических, социально-политических и общественных отношений необходима существенная перестройка содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями общества и государства к уровню подготовки будущих специалистов. Неотъемлемое условие модернизации высшего образования - освоение студентами спектра новых социальных навыков и ролей, систематизированных преставлений о способах преобразующей деятельности в области экономики и социальных отношений, развитие индивидуальной культуры, профессиональной компетентности с учетом адекватных тенденций общественного развития.
В связи с этим перед высшей школой России стоит комплекс проблем, связанных с подготовкой специалистов, способных к самореализации и функционированию в новых изменяющихся условиях социума, сочетающих в себе целостное знание о профессии, системное представление об окружающей действительности с развитием индивидуальности, субъектности, уникальности, творческой активности.
Современному обществу необходим профессионально компетентный специалист, обладающий чувством собственного достоинства и проникновенностью к достоинствам других людей, способный к диалогу, мобильности, критичности, творчеству, устремленный применить свои знания, опыт в области избранной профессии. Смещение акцентов в шкале общественных ценностей в сторону человеческой индивидуальности ориентирует высшее профессиональное образование на утверждение приоритета субъекта-творца, субъекта диалога культур, вершителя своего жизненного пути с субъектно-преобразовательным отношением к миру. В решении этих вопросов важную роль играет конструирование субъект-ориентированного содержания обра-
зовательной деятельности студента в вузе, обеспечивающее возможность эффективного освоения и преобразования окружающего мира, накопления опыта личностно-средового взаимодействия и актуализации творческого саморазвития индивидуальных способностей будущих специалистов.
Конструирование по смысловому значению ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, однако имеет локализованную область применения в педагогике: этот термин используется, чтобы подчеркнуть взаимное расположение частей какого-либо построения, системы, структуры. Т.А.Панкова считает, что в педагогической деятельности конструирование происходит как мысленное комбинирование и подбор факторов будущей ситуации образовательного процесса на основе анализа педагогической действительности и выбора оптимального варианта реорганизации прошлого или создания нового. Существенными характеристиками конструирования являются: осмысливание, преобразование, законосообразность, принятие решений, удовлетворение потребностей1.
В контексте нашего исследования конструирование субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента - это интеллектуально-смысловая и практическая деятельность по построению и организации образовательного процесса, представленного совокупностью взаимосвязанных комплексных блок-модулей, с учетом целостности содержания общепрофессиональных и предметных дисциплин и целевой направленности на становление субъектной позиции студента, обеспечивающей выпускнику успешную самореализацию в профессиональной деятельности.
При конструировании субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента необходимо учитывать «оптимальное сочетание индивидуализации и социализации, в резуль-
Пак Любовь Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики. Е-mail: lyubov-pak@mail. pu
1 Панкова Т.А. Социально-педагогические основы конструирования воспитательных систем: монография. - Оренбург: 2003.
тате которой у выпускника развивается готовность не только к воспроизведению на высоком уровне профессиональных знаний, умений и навыков (хороший исполнитель - объектность), но и желание и потребность действовать конструктивно, самостоятельно и этически самодеятельно (субъектность). Если в большинстве случаев социализация в вузе сопряжена, прежде всего, с приспособлением к социуму (адаптацией) любой ценой, то индивидуализация связана с осознанной потребностью в необходимости внесения конструктивного вклада в существующий порядок вещей, вплоть до реформирова-2
ния» .
Логика реализации достижения целей конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента в вузе осуществляется при опоре на следующие закономерности: а) цели конструирования выводятся с учетом согласованности целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, общественных, региональных и др., адекватно меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям Российской Федерации; б) содержание определяется социально-личностной ориентацией образовательного процесса, и обусловлено мерой собственной активности студента в выборе вариативного содержания, зависящего от потребностей личности и ее предстоящей профессии; в) результат находится в сфере социальных знаний, мотивов, установок ценностей, жизненных и профессиональных планов, системообразующих субъектных компонентов профессионально значимых личностных качеств студента в области многосторонних отношений личности и общества.
Стратегической целью конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента является создание условий для многогранного включения студента в социальную практику общества, усвоения знаний, ценностей, установок социума, обеспечивающих функционирование индивида в качестве активного субъекта общественных отношений. Формируемыми сущностными признаками личности студента в контексте конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности являются: 1) готовность успешно адаптироваться к постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации; 2) способность к активному познанию и овладению совокупностью ценностей, социальных норм, знаний, умений, навыков, качеств в соответствии с приобретенным и приобретаемыми статусами; 3) реализация субъектности, творческой активности, стремления к самоопределению с позиции успешного овладения избранной специальностью; 4) способность ориентироваться в системе социально-духовных ценностей изменяющегося мира; 5) готовность к самоуправлению как внутреннему способу
2 Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Киров: 2002.
самоорганизации собственной деятельности и планированию своего поведения; 6) определенная степень самостоятельности и инициативности в коллективной деятельности; 7) способность качественного перехода к критически-рефлексивному, инновационному стилю мышления в сферах деятельности и самосознания.
В качестве исходных принципов конструировании содержания образовательной деятельности студента вуза выступали следующие: 1) принцип связи образовательной деятельности с практикой перемен в обществе, ориентирующий на овладение будущими специалистами знаниями, навыками и способностями их воспроизводить и совершенствовать в соответствии с требованиями современного постиндустриального общества; 2) принцип единства содержательной и процессуально-деятель-ностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностного компонента - це-леполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся - исследований, дискуссий, конструирования и т.п. (А.В.Хуторской); 3) принцип личностной ориентации содержания образовательной деятельности, направленный на содействие естественному процессу личностного саморазвития студента на основе знания его закономерностей, возрастных, индивидуальных особенностей; 4) принцип полисубъектности, обеспечивающий построение жизни обучающихся с учетом продуктивного взаимодействия, ориентации субъектов образования на необходимость считаться друг с другом, осознания индивидуальной и групповой ответственности, позитивной взаимозависимости субъектов посредством включения в разнообразные субъект-субъектные социальные связи; 5) принцип саморазвития субъектности, который ориентирует на формирование способности студента к осмыслению и прогнозированию долгосрочных профессиональных перспектив, полноту самовыражения и интенсивности взаимодействия с социумом, определение субъектной включенности в социум с продуктивным использованием внутренних потенций и мерой возможных преобразований в самом себе; 6) принцип тьюторского сопровождения, предполагающий использование системы целенаправленного содействия студенту, разноплановости усилий со стороны педагогического коллектива, социальных партнеров образования в проектировании и реализации индивидуальной траектории профессиональной деятельности будущего специалиста.
Конструирование комплексных образовательных блок-модулей соотносится с положениями общеевропейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING) о необходимости включения компетентностного подхода в систему образования, который определяется происходящей в настоящее время сменой образовательной парадиг-
мы. Компетентностный подход ориентирован на достижение определенных результатов, приобретение профессионально и социально-зна-чимых компетенций будущих специалистов. Понятие компетенций и навыков включает: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). В результате образования у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми .
Теоретические результаты исследования были подвергнуты анализу и выводы легли в основу целевого конструирования субъектно-ориентированного содержания образовательной деятельности посредством использования комплексных блок-модулей, основной задачей которых было усиление аспектов, которые существенно влияют на социальное и профессиональное становление будущих специалистов. Общая структура конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента включает: информационно-ориентировочный, профессионально-регу-
лирующий и деятельностно-практический модули, которые соотносятся с основными компонентами развития личности: когнитивным, мотивационным, деятельностным. Каждый блок-модуль субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности ориентирован на социализацию личности студента в целом, при этом информационно-ориентировочный модуль ценен для накопления социальных знаний, профессионально-
регулирующий - для самопознания, деятельностно-практический - для самореализации личности.
Такое понимание конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента позволяет более четко структурировать общетеоретическую, профессионально-специализированную направленность каждого образовательного модуля, организовать профессиональную подготовку специалиста с учетом реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей накопление социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и обогащение социального опыта личности будущих специалистов.
В соответствии с вышеизложенным информационно-ориентировочный блок-модуль субъект-ориентированного содержания образовательной дея-
3 Богословский В.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И., Сазонов Б.А., Салецкий А.М., Тихомиров В.В. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России. - М.: 2005.
тельности студента предполагает формирование: 1) системы общенаучных (фундаментальных) знаний, включающие базовые знания по математическим и естественнонаучным дисциплинам, гуманитарным и социально-экономическим наукам; основные информационные и филологические знания и др.; 2) методологических знаний: общенаучные термины, философские категории (законы - закономерности - принципы познания), знание о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, взаимообусловленности явлений и процессов окружающей действительности в контексте метасистем - культуры, цивилизации, общества, освоение таких видов мыслительной деятельности, как философское размышление, критический анализ, диалектическое мышление и др.
Многоуровневая, информационно-насыщен-ная система знаний, охватывающих философские, социальные, социологические, психолого-педагогические аспекты, осуществляется на основании перехода от выявления и констатирования фактов к установлению, пониманию и раскрытию их сущности, закономерностей возникновения.
В плане обеспечения успешного конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента необходимо глубокое осмысление сущности изменений во взаимодействии субъектов образовательного процесса, «смещение акцента с накопления знаний, умений, навыков на поиск индивидуальной стратегии самоопределения обучающихся в жизни» (В.А.Сластенин). В связи с этим при реализации данного блок-модуля в образовательном процессе осуществлялось применение активных методов, инновационных форм обучения студентов: риторического диалога, эвристических бесед, дискуссий, спор-игр, игровых аукционов, игровых импровизаций, выполнение исследовательских заданий про-блемно-иссле-довательского характера, игрового проектирования и др. Ведущая роль в образовательном пространстве вуза принадлежит студенту как субъекту познания, и направленность педагогического действия становится связанной с «незаметным выращиванием субъектности» (В.В.Се-риков). Мы считаем, что система знаний, основанная на взаимосвязи научного знания и самостоятельной, активной деятельности студента является «ценностным знанием», обеспечивающим формирование «организованного личностно-смыслового мышления», необходимого для конструирования у будущих специалистов концептуальной картины профессиональной деятельности с позиции формирующихся ценностных представлений, потребностей и интересов. Успешное обучение студента происходит не только при усвоении знаний и операциональных умений, необходимых для будущей деятельности, но прежде всего при наличии познавательной активности и субъектной позиции студента (И.А.Зимняя, И.Б.Котова, А.К.Ос-ницкий, Е.Н.Шиянов и др.).
При реализации информационно-ориентировочного блока в содержании образовательного процесса используются интегрированные курсы, в которые объединены предметные дисциплины из разных образовательных областей, что обеспечивает разностороннее воздействие на интеллект студентов и способствует актуализации и углублению теоретических знаний будущих специалистов. Особое значение в процессе усвоения учебного материала придается информационным технологиям, насыщенным разнообразными профессионально-образовательными ресурсами, способствующим целостному восприятию студентом мирового образовательного пространства, развитию нового уровня умения ориентироваться во все возрастающем информационном потоке общества.
Профессионально-регулирующий блок субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности необходим, так как студенты, овладевая совокупностью научных знаний, слабо представляют их использование в дальнейшей профессиональной области, в связи с чем процесс овладения специализированными знаниями и умениями порой связан не с ценностным отношениям к знаниям, а потребительской позицией в получении знаний, внешней необходимостью и регламентацией образовательного процесса. Учитывая это, при конструировании субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности, необходимо обеспечить устойчивую мотивацию студента на познание и развитие интеллектуально-побуждающих мотивов, сформированность мотивационной основы в избранной профессии.
Профессионально-регулирующий блок-мо-дуль знаний предполагает формирование: 1) профессиональных знаний: базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности, связанные с обретением студентом общих субъектных смысловых ориентиров в будущей профессиональной деятельности, которые возникают как результат самопознания своих потребностей, склонностей, мотивов, способностей; 2) социально-личностных и коммуникативных компетенций, включающих способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям.
Основными формами организации занятий в данном блоке являются лекция-пробле-матизация, лекция-визуализация, лекция с ошибками, бинарная лекция, профессиональный брейн-ринг, деловые игры, инсценировка и обсуждение профессиональных (квазипрофессиональных) ситуаций, защита проектов и т.д. Интерес представляют многообразие вариативных спецкурсов, курсов по выбору, таких как: «Самоменеджмент», «Культура профессионального общения», «Психология личностного роста» «Профессиональный портрет будущего специалиста», «Развитие культуры мышления» и др., обеспечивающих реальную возможность профессионально-творческого саморазвития, направленность
на рефлексивное осмысление своего профессионального и личностного развития, необходимых для раскрытия индивидуальности, самоконтороля и самоанализа, способствующих профессиональному становлению и самоосуществлению.
Разнообразие форм, техник и технологий, активизирующих профессиональное развитие будущих специалистов, обеспечивает закрепление новых профессионально-поведенческих паттернов, осознание профессиональных требований и своих возможностей, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, путей совершенствования себя в этой деятельности. С целью обучения студентов способам самоорганизации, самонаблюдению, самоотчету, самоанализу использовались приемы организации жизнедеятельности исторических личностей Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Д.Эйзенхауэра, умеющих ценить время: пословицы, поговорки, тесты и др. В данном блоке используется локбук -одна из стратегий развития рефлексии, отстаиваемая зарубежными исследователями (Зейчнер, Фр. Корт-хеген). Локбук - записная книжка в виде спирали, в которую студент записывает свои идеи, размышления над отдельными занятиями, затруднения или проблемы в процессе обучения. Ведение «локбука», направленного на развитие рефлексивных умений, позволяет будущему специалисту осуществлять самоанализ, самооценку, самоконтроль за принимаемыми решениями и совершаемыми поступками.
Основной акцент в профессионально-регулирующем блоке делается на специальные ситуации, решаемые в совместных коллективно-распределительных формах общения и взаимодействия участников образовательного процесса. Они задают предметно-профессиональный и социокультурный контексты будущей деятельности специалиста, действия, в которых студенты усваивают (присваивают) не только нормы компетентных действий специалистов, но и нормы социальных отношений. Единицей активности студента выступают поступки, посредством которых личностные смыслы превращаются в социальные ценности, в систему отношений к миру, труду, другому человеку и самому себе. На профессионально значимом материале и в формах, приближенных к формам реального общения и взаимодействия специалистов, осуществляется предметное и социальное развитие личности, ее включение в профессию как часть профессиональной культуры .
Направленность реализации данного блок-модуля заключается в закреплении профессионального выбора, воспитании профессионального патриотизма будущего специалиста, стимулировании у студентов положительных мотивов на позитивное взаимодействие с социумом, ориентировании и согласовании действий в социально значимой деятельности, установление взаимного сотрудничества.
4 Социальная работа. Теоретические основы подготовки социальных работников. - М.: 1992. - Вып. 5.
Деятельностно-практический блок-модуль субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента предполагает формирование: 1) профессионально профилированных (специализированных) знаний в соответствии с конкретной специализацией выпускника, которые обеспечивают востребованность будущих специалистов профессиональной средой и обществом (успешность трудоустройства и перспектива «найти себя» в реальной действительности в современном социуме); 2) организационно-управленческих компетенций, включающих способность организовать и спланировать работу; способность применять полученные знания на практике; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности.
Профессиональная направленность студента обеспечивается специализированными содержательными блоками учебных предметов, практиками (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной). Комплексный характер практики носит постоянно усложняющийся характер, максимально приближенный к профессиональной деятельности: от пассивного наблюдения, изучения и анализа разных сторон профессиональной деятельности, инструктивных обязанностей специалистов подразделений предприятия, законодательных актов, обеспечивающих нормативное регулирование деятельности учреждения, до активного внедрения самого студента в процесс непосредственного решения профессиональных и организационных задач в области избранной специализации. Продуманная непрерывная и последовательная система реализации практики в вузе обеспечивает развитие функционально-ролевой готовности студента к профессиональной деятельности, совершенствование практических умений, навыков необходимых в избранной специальности, стремление к самоанализу, самокоррекции в контексте личностного и профессионального роста. По окончании практики проводится итоговая конференция в форме творческих отчетов, презентаций и т.д.; лучшим практикантам предоставляется возможность публикации статьи в студенческом сборнике научных работ.
В качестве важной компоненты профессиональной подготовки специалиста в деятельностно-практическом блок-модуле определяется овладение современными методами и технологиями исследовательского поиска. Научно-исследовательская деятельность студентов как вид учебной деятельности имеет ярко выраженный творческий характер, расширяет кругозор, способствует накоплению знаний по избранной специальности, включает самообразовательную работу студентов. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, учебных заданий проблемно-исследовательского характера при изучении отдельных учебных курсов, спецкурсов требует глубокого осмысления существующих
подходов к решению проблем из разных научных областей и деятельное воспроизводство усвоенных знаний и умений при решения широкого круга практических задач.
По итогам выполнения исследовательских работ будущие специалисты принимают участие в научных конкурсах студенческих работ факультета и университета, в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях. Для формирования интереса к научному поиску и профессиональному саморазвитию студентов, проводятся смотры-конкурсы на лучшую организацию научной деятельности будущих специалистов в подразделениях университета, лучшую учебную группу по участию в научной деятельности, лучший курсовой проект, лучшее исследование в контексте дипломного проектирования и т.п. Для усиления внимания к роли профессиональных мотивов самообразования и самовоспитания студентов проводятся семинары, обсуждения, встречи с выпускниками, конкурсы, выставки, круглые столы по актуальным проблемам профессионального образования в современных условиях. Формы научно-исследовательской деятельности, сопровождаемые саморефлексией и самостоятельным научным поиском существенно повышают уровень готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Таким образом, общая структура конструирования субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента характеризуется как совокупность, взаимосвязь и единство информационно-ориентировочного, профессионально-регулирующего и деятельностно-практического образовательных блок-модулей. Конструирование субъект-ориен-тированного содержания образовательной деятельности студента обеспечивает не только присвоение студентом новой информации, расширение диапазона знаний об окружающей действительности, но и накопление опыта преобразовательской деятельности, эмоционально-твор-ческого отношения к миру и человеку в нем, а также систему ценностных ориентаций, определяющих его поведение в многообразии окружающего мира. На практике это означает, во-первых, постановку в центр образовательного процесса студента, с его потребностями, мотивами, устремлениями с учетом закономерностей развития, возрастных, индивидуальных особенностей личности; во-вторых, поиск и обновление содержания, форм, методов образовательной деятельности с обоснованным применением интенсифицирующих средств обучения; в-третьих, установление субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями в их учебной и обучающей деятельности посредством включения их в процесс гуманистически-ориентированного, полисубъектного диалога; в-четвертых, реализацию субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента, обеспечивающего возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира, и построение траектории
жизни будущих специалистов с учетом продуктив- ного взаимодействия в социуме.
SUBJECT-FOCUSED CONTENT OF STUDENTS EDUCATIONAL ACTIVITY:
DESIGN PECULIARITIES
© 2009 L.G.Pak°
Orenburg state pedagogical university
The article reveals the design expediency of the subject-focused content of the high school students' educational activity. The initial principles of educational activity designing of the high school maintenance are revealed in this article.
Keywords: design, design principles, design principles of high school students' educational activity content.
PakLjubov Gennadevna, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate Professor of the Social Pedagogy department. E-mail: [email protected]