Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СТАТИКА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СТАТИКА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
образование / школа / физика / статика / углубленное изучение / профильный класс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова П. А.

В работе представлен результат анализа и систематизации учебно-методической литературы, предназначенной для изучения раздела «Статика» в профильных классах средней школы. Сделаны выводы о необходимости корректировки содержания учебного материала для реализации принципа преемственности изучения данной темы в школе и вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СТАТИКА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Стандарты обучения иностранному языку направлены на то, чтобы воспитать учителя, умеющего выражать свои мысли и чувства устно и письменно.

В программе указано, что по окончании курса студенты должны овладеть следующими навыками: понимание темы сообщения, логики развития мысли и извлечение необходимой информации из речевого потока (аудирование);

вести диалог, выстраивать монолог в любой ситуации;

умение понимать содержание незнакомого текста, используя лексический материал и элементы лингвистического предсказания (чтения);

умение создавать собственные письменные тексты на различные темы, используя необходимые языковые средства (письмо).

Список использованной литературы:

1. Агабекян, И. П. Английский язык для ссузов: учебное пособие / И. П. Агабекян.- Москва: Проспект, 2015.

2. PlanetofEnglish: учебник английского языка для учреждений НПО и СПО/ Г. Т. Безкоровайная, Е. А. Койранская, Н. И. Соколова, Г. В. Лаврик. -Москва: Академия, 2014. - 208с.

© Сапармурадова Г., 2024

УДК 372.853

Солдатова П.А.

студент ЕИ КФУ, г. Елабуга, РФ

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «СТАТИКА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация

В работе представлен результат анализа и систематизации учебно-методической литературы, предназначенной для изучения раздела «Статика» в профильных классах средней школы. Сделаны выводы о необходимости корректировки содержания учебного материала для реализации принципа преемственности изучения данной темы в школе и вузе.

Ключевые слова

образование, школа, физика, статика, углубленное изучение, профильный класс.

Понятие механики объединяет множество наук, изучающих механическое движение твердых тел, а также жидкостей и газов. В школьном курсе физики в рамках механики помимо кинематики и динамики рассматривается раздел «Статика», который стоит несколько особняком.

Статика является важным разделом физики, в частности, позволяющим установить закономерности, помогаю создавать устойчивые механизмы, служащие для преобразования силы. Еще в древности люди начали задумываться о приспособлениях, позволяющих поднимать и передвигать тяжелые объекты. Можно заметить, что с каждым годом данная тема становится всё актуальнее, ведь сейчас инженеры создают высокотехнологичные инновации, не всегда подчиняющиеся законам логики.

Статика - это раздел механики, в котором изучаются силы и условия равновесия тел под действием нескольких сил. Следует отметить, что данный раздел является исключительно важным в общеинженерной подготовке во всех технических вузах по всем специальностям [1]. Дело в том, что он входит в программу курса «Теоретическая механика», который является фундаментом для изучения всех

остальных технических дисциплин таких, как «Сопротивление материалов», «Детали машин», «Теория машин и механизмов» и т. д. Между тем, в школьном курсе физики раздел «Статика» представлен, на наш взгляд, недостаточно полно для того, чтобы обеспечить реализацию принципа преемственности его изучения в школе и в вузе.

Как и все разделы школьного курса физики, статика изучается в две ступени. Вначале школьники получают первоначальные знания об основных понятиях статики и простейших механизмах для преобразования сил в 7 классе. Более серьезное изучение данной темы предусмотрено на ступени среднего общего образования, обычно в 10 классе. Между тем, анализ содержания учебно-методической литературы показывает отсутствие единообразия изложения необходимого материала и его объема в школьных учебниках физики разных авторов.

Как уже отмечалось выше, раздел «Статика» рассматривается только в учебниках, предназначенных для углубленного изучения физики, однако в совершенно разных объемах.

В учебнике Касьянова В.А. данный раздел представлен в трех параграфах, в которых рассматриваются следующие вопросы: условие равновесия для поступательного движения, условие равновесия для вращательного движения, центр тяжести системы материальных точек и твердого тела. [2].

Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. представили данную тему в одном параграфе с тремя подтемами. Здесь разобраны более узкие вопросы, схожие с программой университета, с разбором решения ряда стандартных задач (лестница у стены, палочка в стакане, колесо и ступенька), для которых выделена отдельная подтема «Готовимся к ЕГЭ». Это и представляет, на наш взгляд, основное достоинство данного учебника, так как аналогичные вопросы появились в содержании заданий единого государственного экзамена. Условия равновесия обозначены уже как «первое» и «второе», вводится понятие «треугольник сил», определение АТТ не упоминается [3].

Учебник физики под авторством Грачева А.В. и др. включает в себя три параграфа раздела «Статика», один из них которых содержит решение задач повышенного уровня сложности. Задачи алгоритмизированные, то есть описана пошаговая инструкция выполнения заданий каждого типа. Здесь также более подробно рассмотрены простые механизмы, которые обычно изучаются в 7 классе и редко появляются в 10 классах [4].

Учебник Мякишева Г.Я. и др. очень схож по содержанию с вышеупомянутым изданием, однако есть отдельные недостатки. Так, например, тема «Центр масс» вообще не рассмотрена, небольшое количество интересных задач [5].

Проведенный анализ учебников школьного курса физики, позволяет сделать вывод о том, что не во всех учебниках информация по разделу «Статика» достаточно систематизирована и есть существенные расхождения с материалом, изучаемым в высших учебных заведениях, что и приносит трудности в жизнь выпускников школы. Общим итогом являются следующие понятия:

• Абсолютно твёрдое тело - тело, для которого расстояние между любыми точками неизменно при любой деформации.

• Статика - раздел механики, в котором изучаются условия равновесия абсолютно твердых тел в инерциальной системе отсчета.

• Первое условие равновесия. Если тело в ИСО находится в равновесии, то векторная сумма (равнодействующая) приложенных к нему сил равна нулю.

•Линия действия силы - линия, вдоль которой действует сила.

• Плечо силы - кратчайшее расстояние (длина перпендикуляра) от оси вращения до линии действия этой силы.

• Момент силы - физическая величина, равная произведению модуля силы на ее плечо.

• Второе условие равновесия. Вращение твердого тела не возникает при действии нескольких сил, когда алгебраическая сумма моментов всех приложенных внешних сил относительно любой оси была

равна нулю.

• Центр тяжести тела - точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все части тела при любом его положении в пространстве.

В определения данных понятий, на наш взгляд, следует внести некоторые корректировки для того, чтобы они стали более полными и совпадали с определениями, которые используются в курсе теоретической механики, изучаемой в технических. Это поможет выпускнику школы гораздо легче усваивать уже более сложный учебный материал данного раздела, основываясь на своих школьных знаниях.

Список использованной литературы:

1. Шурыгин В.Ю., Фунт И.П. Обеспечение преемственности при изучении темы «Статика» на разных ступенях образования // Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественнонаучным и техническим дисциплинам: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАН К.А. Валиева. - Казань: КФУ, 2023. - С. 564-568

2. Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник. -М: Просвещение, 2023. - 480 с.

3. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1.: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций (базовый и углублённый уровни). - М.: Мнемозина, 2020. - 328 с.

4. Грачёв А.В., Погожев В.А., Салецкий А.М., Боков П.Ю. Физика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни: учебник. - Москва: Просвещение, 2023. - 463 с.

5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни: учебник. - М: Просвещение, 2019. - 432 с.

© Солдатова П.А., 2024

УДК 338.48

Солтанов К.,

Преподаватель

Туркменского института национальных мировых языков имени Довлеттмаммета Азади.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Аннотация

В статье рассматривается преподавания английского языка и анализируются ее особенности.

Ключевые слова: преподавания английского.

На домашней странице большинства англоязычных школ перечислены «преимущества», которые сразу привлекают посетителей: носители языка, офисы в центре города, сертифицированные преподаватели и уникальная методика. Возникает вопрос: что это за техника? Начинаешь читать об этом и кажется, что лучшей методики в мире нет. Но когда вы зайдете на сайт другой школы, вы увидите, что подход к обучению неплох. Поэтому методика преподавания языка является одним из основных элементов, влияющих на выбор курсов.

Каковы общие методы преподавания английского языка? Если существует только один английский язык, почему существует так много разных способов? Поэтому в этой статье мы остановимся на видах методов преподавания английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.