ИНВЕСТИЦИИ
УДК 338:658.7 doi 10.29039/2312-5330-2024-2-89-106
Ваховская Маргарита Юрьевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Тушнолобова Диана Владимировна,
менеджер по продажам,
ООО «ТОРГ-МИР»,
г Симферополь, Российская Федерация.
Vakhovskaya Margarita Yurievna,
Ph. D in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Management,
Institute of Economics and Management,
V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation
Tushnolobova Diana Vladimirovna,
Sales Manager,
TORG-MIR LLC,
Simferopol, Russian Federation
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
FEATURES OFTHE INVESTMENT STRATEGY OFA TRANSPORTATION COMPANY IN THE RUSSIAN MARKET
Статья носит прикладной характер и затрагивает актуальные вопросы стремительных изменении на российском рынке. Они заставляют компании в различных отраслях искать стратегические альтернативы, эффективные и адекватные текущей ситуации, чтобы сохранить рыночную долю и продолжить развитие. Не исключение и транспортная отрасль, которая пережила стрессовые ситуации в связи с пандемией COVID-19 и введением санкционного режима в 2022 г., и продолжает принимать вызовы в связи с революционными изменениями в цифровых технологиях. При этом очевидно, что роль пассажирских и грузовых перевозок для поддержания хозяйственных связей и экономики государства в целом первостепенна. Однако под воздействием указанных факторов изменились и продолжают трансформироваться важнейшие векторы материальных потоков, что требует переориентации бизнес-партнерства в логистическом обслуживании на восточное направление, остро встает вопрос импортозамещения программного обеспечения и использования современных технологий в логистике для сохранения конкурентоспособности.
В статье рассмотрены современные особенности рынка грузовых перевозок России, в том числе факторы роста и ключевые логистические тенденции, определяющие его развитие. Раскрыты преимущества, риски и проблемы влияния процессов цифровизации на различные аспекты грузовых перевозок. Освещаются инициативы Министерства транспорта Российской Федерации в аспекте цифровой трансформации транспортной отрасли. Во второй части статьи представлена общая характеристика ООО «ПЭК» — одной из ведущих компаний в сфере грузоперевозок по России, и результаты диагностики ее финансово-хозяйственной деятельности за 2021 -2023 гг. Далее на основании данных анализа конкурентной среды на рынке грузоперевозок России, макросреды и внутренних возможностей бизнеса ООО «ПЭК» сформулированы особенности и основные направления стратегии развития компании.
Ключевые слова: грузовые перевозки, инвестиционная стратегия, цифровые технологии, транспортные услуги, платежеспособность, рентабельность, финансовая устойчивость.
The article is an applied nature and touches on current issues of rapid changes in the Russian market. They force companies in various industries to look for strategic alternatives that are effective and adequate to the current situation in order to maintain market share and continue development. The transport industry is no exception, which has experienced stressful situations due
89
to the COVID-19 pandemic and the introduction of the sanctions regime in 2022, and continues to face challenges due to revolutionary changes in digital technologies. At the same time, it is obvious that the role of passenger and freight transportation in maintaining economic relations and the economy of the state as a whole is paramount. However, under the influence of these factors, the most important vectors of material flows have changed and continue to transform, which requires a reorientation of business partnerships in logistics services to the eastern direction; the issue of import substitution of software and the use of modern technologies in logistics to maintain competitiveness arises.
The article examines modern features of the Russian freight transportation market, including growth factors and key logistics trends that determine its development. The advantages, risks and problems of the influence of digitalization processes on various aspects of freight transportation are revealed. The initiatives of the Ministry of Transport of the Russian Federation in the aspect of digital transformation of the transport industry are covered. The second part of the article presents a general description of PEK LLC, one of the leading companies in the field of cargo transportation in Russia, and the results of diagnostics of its financial and economic activities for 2021-2023. Further, based on data from an analysis of the competitive environment in the Russian cargo transportation market, the macro environment and the internal business capabilities of PEK LLC, the features and main directions of the company's development strategy are formulated.
Keywords: freight transportation, investment strategy, digital technologies, transport services, solvency, profitability, financial stability.
ВВЕДЕНИЕ
Грузоперевозки являются одной из важнейших отраслей мировой экономики. В современном мире значимость этой сферы деятельности сохраняется на высоком уровне. В связи с ростом мирового производства и торговли, а также увеличением численности населения, спрос на услуги грузоперевозок остается стабильно высоким. При этом события последних лет показывают, что рынок грузоперевозок как никогда подвержен влиянию различных внешних факторов, таких как воздействие пандемии, санкционный режим и пр., которые вызывают измерение скорости, качественных характеристик и направления материальных потоков. В таких условиях важнейшим вопросом для любой транспортной компании становится выработка адекватной рыночным условиям стратегии развития и взвешенный подход к инвестированию свободных ресурсов.
Формирование стратегии развития компании путём всестороннего изучения и анализа аспектов внешней и внутренней среды, результатов работы за предыдущие периоды имеет решающее значение для стабильного функционирования и долгосрочного развития любого предприятия. Формирование стратегического поведения компании подразумевает определение направления развития, создание плана мероприятий для успешного достижения поставленной цели, а также оценку и контроль выполнения выбранной стратегии. При этом ключевым аспектом здесь является поведение предприятия на рынке. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является выявление направлений и особенностей формирования инвестиционной стратегии транспортной компании (на примере ООО «ПЭК») в современных условиях на российском рынке.
МЕТОДЫ
В исследовании использовались такие методы как обобщение и систематизация, сравнение, методы финансового и экономического анализа, статистического и экономико-математического анализа. Информационная база исследования состоит из работ российских и зарубежных ученых и практиков в области стратегического и инвестиционного менеджмента; статистических данных; публикаций научных и прикладных изданий; нормативно-правовых актов Российской Федерации; первичной бухгалтерской отчетности ООО «ПЭК»; информации различных ресурсов сети Интернет.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Современные особенности рынка грузовых перевозок России.
Транспортный комплекс — одна из ключевых отраслей любой экономики, тем более для России с огромной протяженностью ее территории. Автомобильный транспорт традиционно занимает наибольшую долю в перевозке грузов по объему. По оценкам BusinesStat, в 2023 г коммерческие перевозки грузов автомобильным транспортом в России выросли на 12 %: с 2,17 до 2,42 млрд т. «Увеличение массы перевозимых автотранспортом грузов было вызвано постепенным развитием импортозамещения, оживлением производства промышленных и потребительских товаров.
90
Частичное восстановление спроса на рынках непродовольственных товаров, отложенного в 2022 г, также способствовало увеличению объема грузоперевозок» [1].
По данным Росстата, в 2022 г коммерческим грузовым автотранспортом было перевезено 2,17 млрд т грузов, что на 29,4 % превысило значение 2021 г [9].
«Основными факторами роста стали:
• рост затрат перевозчиков из-за удорожания обслуживания парка на фоне санкций и падение тарифов из-за снижения спроса на перевозки в европейском направлении привели к уходу мелких серых игроков;
• передача функций по перевозке грузов производственными и торговыми компаниями на аутсорсинг;
• перераспределение спроса с других секторов рынка перевозки грузов;
• через маркетплейсы, которые имеют разветвленную сеть распределительных центров» [1].
В рамках Транспортной стратегии доля дорог регионального значения в нормативном состоянии
к 203 5 году достигнет 85 %. «Крупнейшими проектами по строительству автодорожной инфраструктуры до 2025 года являются: автодорога М-12 (Москва-Нижний, Новгород-Казань); обход г Тольятти; обход г Твери в рамках трассы М-11 «Нева»; завершение строительства ЦКАД» [10].
Развитие перевозок сборных грузов (ЬТЬ) является ключевым фактором роста рынка автомобильных грузоперевозок. Согласно оценкам ВЭБ.РФ, ЬТЬ-сегмент будет расти быстрее рынка в целом (на 9 % в год) до 2025 года. Это связано с увеличением электронной торговли и открытием региональных распределительных центров [5].
В последние годы развитие рынка автомобильных грузоперевозок определяется рядом ключевых логистических тенденций:
1. Переориентация рынка на новые сегменты (рост интернет-торговли; сокращение объемов отправляемых грузов; внедрение цифровых технологий для оптимизации маршрутов при перевозке грузов).
2. Трансформация логистических направлений и географии грузоперевозок (усложнение и удлинение цепочек поставок; модификация глобальных маршрутов; усовершенствование терминально-складской инфраструктуры).
«География поставок на рынке автомобильных грузоперевозок претерпевает изменения за счет развития транспортной инфраструктуры:
• развития опорной транспортной сети на принципах национальных транспортных коридоров;
• развития перевозок грузов по международным транспортным коридорам.
Развитию рынка автомобильных грузоперевозок также способствует развитие терминально-складской инфраструктуры:
• увеличение географии присутствия складских терминалов крупных транспортных компаний;
• создание региональных распределительных центров» [10].
3. Экологическая устойчивость и экологичность поставок (развитие и внедрение «зелёных» технологий в транспорте; повышение привлекательности компании благодаря использованию «зелёных» технологий). Крупные компании активно предлагают экологические решения своим клиентам, такие как электрические грузовики, системы учёта и оптимизации выбросов С02 и др.
4) Автоматизация и цифровизация процессов грузоперевозок.
Влияние процессов цифровизации на грузовые перевозки.
Развитие и внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на конкурентоспособность компаний, занимающихся грузоперевозками (табл. 1).
«Цифровизация сектора автомобильных грузоперевозок будет способствовать:
• внедрению систем, повышающих эффективность и надежность существующих логистических процессов;
• сокращению сроков доставки и росту удовлетворенности клиентов;
• сокращению загруженности транспортной инфраструктуры за счет оптимизации транспортных потоков;
• повышению прозрачности и безопасности доставки;
91
Таблица 1. Цифровизация процессов грузоперевозок *
IT-решения Преимущества
Цифровизация документооборота
Сервисы для автоматизации цепочки документооборота в грузоперевозках: • Контур. Диадок; • СБИС; • Умная логистика. • сокращение затрат на печать и доставку документов; • получение информации о перемещении груза в режиме онлайн; • быстрая оплата за доставку груза; • доступ к документам в любое время и в любом месте.
Управление цепочками поставок
• программное обеспечение — ГЛОНАСС/GPS мониторинг, TMS (система управления перевозками), FMS (система управления автопарком) и WMS системы; • оборудование — трекеры и терминалы ГЛОНАСС/GPS, дополнительные датчики и NFC и RFID-метки. • предотвращение потерь и повреждений при транспортировке и хранении товара; • снижение количества задействованных транспортных средств, увеличение обслуживаемых в рейсе заказов; • сокращение трудозатрат логистов; • отслеживание специфических параметров (уровень топлива, температура в кузове и т.д.)
Автоматизация процессов логистики
• роботизация систем складского хранения; • дроны; • умные дороги; • беспилотные автомобили. • быстрая транспортировка грузов; • автоматизация логистики и увеличение эффективности; • сокращение уровня природного загрязнения ввиду оптимизации транспортных потоков.
* Разработано по материалам [10].
• сокращению издержек и увеличению эффективности в цепи поставок» [3].
«Вместе с тем, процесс цифровизации грузоперевозок предполагает наличие рисков и проблем:
• вопросы безопасности и сохранности персональных данных;
• невысокий уровень доверия между участниками процесса;
• отсутствие единых стандартов качества услуг;
• сложность интеграции новых технических средств в существующие инфраструктуры;
• длительный процесс подключения, обучения и адаптации компании» [3].
В 2021 году Министерство транспорта Российской Федерации начало реализацию Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Эта стратегия состоит из шести ключевых инициатив:
• использование беспилотных автомобилей для перевозки грузов;
• создание «зелёного цифрового коридора» для удобства пассажиров;
• оптимизация грузовой логистики без перебоев;
• внедрение цифровых технологий для управления транспортной системой и обеспечения безопасности;
• создание «цифровых двойников» объектов транспортной инфраструктуры.
В этом же году Минтранс Российской Федерации «приступил к реализации проекта беспилотных грузоперевозок по трассе М-11 «Нева». До конца 2024 года планируется оборудовать магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом цифровой инфраструктурой для движения автономных грузовиков. Полностью в автономном режиме грузовики должны поехать в 2025 году, когда будет достроен обход Твери» [6].
92
Один из основных трендов в сфере автомобильных грузоперевозок — это постепенный отказ от бумажных документов в пользу электронных. В соответствии с ФЗ .№336 от 02.07.2021 г. с 1 января 2022 г. все грузоотправители, перевозчики и грузополучатели должны были перейти на электронной документооборот в области автомобильных грузоперевозок [8]. Документы обмениваются через операторов электронного документооборота (ЭДО), которые соответствуют требованиям Министерства транспорта Российской Федерации.
«Получаемые эффекты от внедрения:
• сокращение издержек транспортных компаний на оформление и отправку документов;
• ускорение процессов обмена данными;
• повышение качества транспортных услуг;
• сокращение количества ошибок, связанных с обработкой документов;
• создание условий для внедрения мультимодальных перевозок в Российской Федерации» [10].
Цифровизация документооборота способствует появлению новых цифровых сервисов и компаний в этой сфере, что предполагает быстрое развитие цифровой трансформации транспортной отрасли в целом.
Общая характеристика «ООО «ПЭК»
«ООО «Первая экспедиционная компания» (ПЭК) — мультисервисный оператор логистических услуг, эксперт в сфере комплексных решений и организации грузоперевозок на территории России и за рубежом. Компания основана в 2001 году. Филиальная сеть ПЭК насчитывает более 280 отделений в России и за рубежом. Отделения компании открыты в Армении, Беларуси, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Турции и Китае. Ежегодно услугами ПЭК пользуются 4,5 млн клиентов» [10].
В настоящий момент Компания «ПЭК» является холдингом, в его состав входят разнообразные бизнес-единицы (рис. 1).
GLOBAL Международные грузоперевозки
Установка и сборка товаров
Маркетплейс автозапчастей и MALL аксессуаров
EASYWAY
Комплекс логистических решений для и нтернет-м агазинов
'-Т'1- Доставка сборных
FTL
Доставка генеральных грузов
RETAIL
Доставка в торговые сети и маркетплейс ы
Срочная доставка грузов по России и за рубеж
EXPRESS
2р|_ Аутсорсинг складской логистики
Рис. 1. Сферы деятельности ООО «ПЭК» [10].
93
ООО «ПЭК» — одна из ведущих компаний в сфере грузоперевозок по России. Более четырёх с половиной миллионов клиентов ежегодно пользуются ее логистическими услугами, среди них частные лица, крупные промышленные и торговые предприятия.
Основная цель транспортной компании ПЭК — «это реализация торгово-хозяйственной и другой деятельности, которая изначально направлена на получение прибыли в соответствии с уставом компании и действующим законодательством» [10].
На рисунках 2 и 3 представлено, как изменялась выручка и чистая прибыль ООО «ПЭК» в 2021-2023 гг
35000000 30000000 25000000
а У
н 15000000 10000000 5000000
24540148
25065621
2021 год
2022 год
Рис. 2. Динамика выручки ООО «ПЭК» (Составлено по [14]). 60000
49085
50000 40000
ю а У
■а
н
30000
20000
30105329
2023 год
10000
6066
6446
2021 год 2022 год
Рис. 3. Динамика чистой прибыли ООО «ПЭК» (Составлено по [14]).
2023 год
Годовая выручка ООО «ПЭК» в 2023 г существенно выросла по сравнению с 2022 г (на 5 039 708 тыс. руб., или 20,1 %), составив 30 105 329 тыс. руб. На графике видно, что на протяжении анализируемого периода выручка только увеличивалась. На этом фоне в 2022 г. произошел обвал показателя чистой прибыли на 43 019 тыс. руб. из-за увеличения коммерческих и управленческих
94
расходов, а также, предположительно, изменения направлений важнейших логистических потоков в связи с началом СВО и связанных с этим санкционных мер. В 2023 г чистая прибыль увеличилась на 308 тыс. руб. и составила всего 6 446 тыс. руб., что ограничивает возможности развития такой крупной компании в плане инвестирования собственных средств.
Структура выручки ООО «ПЭК» за 2023 г. представлена на рисунке 4.
Другие услуги
Рис. 4. Доля различных услуг В выручке ООО «ПЭК» В 2023 Г. (Составлено авторами).
Очевидно, что услуги LTL, FTL, 3PL приносят ООО «ПЭК» более половины выручки, retail дает 15 %, авиаперевозки и международные перевозки — по 10 %, другие услуги — 5 % выручки.
Результаты диагностики финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПЭК»
Для анализа активы баланса ООО «ПЭК» были распределены по степени их ликвидности — от наиболее к наименее быстро превращаемым в деньги, а пассивы классифицированы по срокам погашения (табл. 2).
Анализ ликвидности ООО «ПЭК» позволил сделать вывод, что по данным бухгалтерского баланса предприятие не является абсолютно ликвидным, т. к. не все соотношения активов и пассивов соответствуют нормативным (например, A3 d" П3 в 2023 г — долгосрочные пассивы превысили медленно реализуемые активы, следовательно, для погашения долгосрочных кредитов, данных активов у компании «ПЭК» недостаточно; в 2022 г и 2023 г. А4 e" П4 может говорить о неликвидности предприятия — собственного капитала предприятия не хватает для того, чтобы пополнять оборотные средства).
Результаты расчета показателей для диагностики финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПЭК» на основании данных отчета о финансовых результатах представлены в таблице 3.
Расчет показателей платежеспособности ООО «ПЭК» за 2021-2023 гг. позволяет сделать следующие выводы:
• значения коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о спаде эффективности использования денежных средств;
• коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует норме 0,2, значит, риски банкротства для предприятия выше обычного, и нужно нарастить объем денежных средств и долю активов со средней ликвидностью;
95
Таблица 2. Группировка активов и пассивов баланса ООО «ПЭК» *
Активы, тыс. руб. Пассивы, тыс. руб.
Название группы 2023 год 2022 год 2021 год Название группы 2023 год 2022 год 2021 год
Наиболее ликвидные активы (А1) 203856 478616 291332 Наиболее срочные обязательства (П1) 4768856 4183573 3442624
Быстро реализуемые активы (А2) 3592029 2825530 1564255 Краткосрочные пассивы (П2) 509094 428629 1210291
Медленно реализуемые активы (А3) 2437024 3024946 3583362 Долгосрочные пассивы (П3) 4586892 1880083 182919
Трудно реализуемые активы (А4) 5398009 1940021 1504893 Постоянные пассивы (П4) 1766076 1776828 2108008
Итого активы 11630918 8269113 6943842 Итого пассивы 11630918 8269113 6943842
* Составлено по [14]
• общий коэффициент ликвидности ниже 1 указывает на высокий финансовый риск, так как компания не способна стабильно оплачивать текущие счета.
Показатели рентабельности деятельности ООО «ПЭК» за 2021-2023 гг. свидетельствуют о следующем:
• показатель рентабельности продаж означает, что темпы роста затрат опережают темпы роста выручки;
• рентабельность собственного капитала в 2023 г. незначительно увеличилась по сравнению с 2022 г, т.к. чистая прибыль растет, а собственные средства нет, поэтому компании необходимо снизить сбытовые, производственные и прочие расходы;
• рентабельность оборотных активов в 2022 г по сравнению с 2021 г — показатель негативного характера: снизилась получаемая прибыль;
• рентабельность заемного капитала снижается за период анализа, это отрицательно характеризует деятельность компании;
• период оборачиваемости запасов имеет разнонаправленные значения в период анализа;
• уменьшение фондоотдачи является отрицательным моментом, так как оно свидетельствует о сокращении объёма предоставляемых услуг на каждый рубль основных производственных фондов.
Значения показателей финансовой устойчивости ООО «ПЭК» за 2021 -2023 гг. позволяют сделать следующие выводы:
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами менее 0,2 говорит о неудовлетворительной структуре баланса у компании, а отрицательные значения свидетельствуют о том, что все оборотные, а также часть внеоборотных активов созданы за счет кредитов и различных займов, а устойчивость организации минимальна;
• коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами снижается, что может свидетельствовать о чрезмерной кредитной нагрузке на бизнес;
• коэффициент или индекс постоянного актива не соответствует норме—он выше 0,1, а финансовая устойчивость бизнеса стала ниже;
• снижение коэффициента маневренности собственного капитала может свидетельствовать о серьезных проблемах в развитии организации, высоком уровне ее зависимости от заемных средств, и, скорее всего, низкой платежеспособности;
• коэффициент автономии ниже нормативного значения, следовательно, желательным мероприятием является вложение дополнительных средств собственниками или привлечение стороннего инвестора;
96
Таблица 3. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПЭК» *
Наименование показателя Значение Абсолютное отклонение, тыс. руб Относительное отклонение, %
2023 год 2022 год 2021 год 2023/ 2022 2022/ 2021 2023/ 2022 2022/ 2021
Текущая ликвидность, тыс. руб. -1512065 -1307896 -2797328 -204169 1489272 115,61 46,76
Перспективная ликввдносгь, тыс. руб. -2149868 1144863 3400443 -3294571 -2255580 -187,81 33,66
Показатели платежеспособности предприятия
Коэффициент текущей ликвидности 1,18 1,37 1,17 -0,20 0,20 85,64 117,39
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,03 0,10 0,06 -0,07 0,04 31,74 165,74
Общий показ атель ликвидности баланса 0,42 0,56 0,52 -0,14 0,04 74,82 107,71
Показатели рентабельности деятельности (рентабельность)
продаж 0,02 0,02 0,20 0 -0,18 88,48 12,10
собственного капитала 0,36 0,34 2,33 0,02 -1,99 106,91 14,66
оборотных активов 0,10 0,10 0,90 0,01 -0,81 107,90 10,62
заемного капитала 0,07 0,09 1,02 -0,03 -0,92 69,94 9,21
Период оборота запасов 2,95 3,27 3,21 -0,32 0,06 90,17 101,92
Фондоотдача 8,12 16,23 59,21 -8,11 -42,97 50,02 27,41
Показатели с шнансовой устойчивости (коэффициенты)
обеспеченности собственными оборотными средствами -0,58 -0,03 0,11 -0,56 -0,14 2259,89 -23,25
обеспеченности материальных запасов собственными средствами -14,71 -0,72 2,75 -13,99 -3,47 2054,92 -25,99
(индекс) постоянного актива 3,06 1,09 0,71 1,96 0,38 279,94 152,94
маневр енности собственного капитала -2,06 -0,09 0,29 -1,96 -0,38 2239,09 -32,10
автономии (независимости) 0,15 0,21 0,30 -0,06 -0,09 70,67 70,78
капитализации (уровня задолженности) 5,59 3,65 2,29 1,93 1,36 152,87 159,28
общей финансовой устойчивости 0,55 0,44 0,33 0,10 0,11 123,51 134,04
имущества производственного назначения 0,49 0,26 0,25 0,22 0,01 185,11 105,61
концентрации заемного капитала 0,85 0,79 0,70 0,06 0,09 108,03 112,74
Доля дебиторской задолженности в активах 0,31 0,34 0,23 -0,03 0,12 90,38 151,68
* Составлено по [14]
97
• коэффициент капитализации говорит о том, что компания использует больше заёмных средств для финансирования своей деятельности, риски повышаются и инвестиционная привлекательность снижается;
• значение коэффициента общей финансовой устойчивости должно послужить для компании тревожным сигналом — возникает риск хронической неплатежеспособности, а также ее попадание в финансовую зависимость от кредиторов;
• низкий коэффициент имущества производственного назначения указывает на наличие в структуре активов избыточной доли непроизводственных объектов (например, незадействованных основных средств, неликвидных финансовых вложений и пр.);
• коэффициент концентрации заемного капитала стабильно растет, что говорит о высоком уровне финансовых рисков;
• доля дебиторской задолженности в активах в 2023 г снизилась, что можно рассматривать как позитивную тенденцию, свидетельствующую о повышении ликвидности организации.
Согласно классической теории, степень финансовой устойчивости предприятия и риск ее потери отражают показатели, представленные в таблице 4.
Таблица4. Оценка степени финансовой устойчивости и риска ее потери ООО «ПЭК» *
Показатель 2023 год | 2022 год 2021 год
тыс. руб.
Наличие собственных оборотных средств (СОС) -3631933 -163193 603115
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (Исд) 954959 1716890 786034
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (Ио) 6232909 6329092 5438949
* Составлено по [14]
Так 2021 год характеризуется абсолютной устойчивостью (СОС > 0; ИСД > 0; ИО > 0) — у компании в этот период был высокий уровень платежеспособности и кредитоспособности. ООО «ПЭК» практически не зависело от внешних источников денежных средств. Показатели 20222023 гг. показывают нормальную финансовую устойчивость компании (СОС < 0; ИСД > 0; ИО > 0) — ООО «ПЭК» в данный период имело удовлетворительный уровень платежеспособности и кредитоспособности. Компания рационально использовала заемные средства и получала высокую норму доходности от своей основной деятельности.
Оценка вероятности наступления банкротства с помощью трех моделей (R-модели, модели Савицкой [12] и модели Сайфуллина-Кадыкова [7]) показала, что вероятность наступления банкротства ООО «ПЭК» по показателям 2023 г. низкая. При этом результаты свидетельствуют об ухудшении структуры ликвидности активов компании, неэффективном использовании оборотных средств, росте дебиторской и кредиторской задолженности.
Анализ конкурентной среды на рынке грузоперевозок России
Каждый год Main Transport составляет рейтинг транспортно-логистических компаний России, цель которого—определить список крупных, стабильных и известных компаний-грузоперевозчиков, которым можно доверить транспортировку грузов разных объёмов в сегментах C2C, B2C и B2B.
«ТОП 5 перевозчиков России 2023 по версии Main Transport:
• Деловые Линии — в 2023 году компания вернула себе лидерство в рейтинге. Несмотря на то, что ежегодно в рейтинг Main Transport вносятся изменения, компания ни разу не опускалась ниже второго места. Можно отметить значительный прирост выручки (+26 %), чистой прибыли (+51 %) и чистых активов (+90 %) по сравнению с прошлым годом. Эти результаты выглядят особенно внушительно, если учесть, что компания уже является одним из лидеров отрасли.
• СДЭК — ТОП-1 2022 года, самая популярная коммерческая служба доставки в России (более чем в 4 раза превосходит в данном аспекте ближайшего конкурента). Компания прибавила 34 % в чистых активах и 15 % в выручке.
98
• ПЭК — системообразующий перевозчик, стабильный ТОП-2 в LTL-перевозках со значительным отрывом от компаний аналогичного типа, сильнейший бренд, уступающий в сегменте LTL только Деловым Линиям.
• FM Logistic — компания родом из Франции, основным видом деятельности которой является складская логистика и фулфилмент. В целом крупная компания со значительной выручкой (24 млрд. р.), активами (7,5 млрд. руб.) и персоналом (около 5 тыс. человек).
• DPD — ещё одна компания с французскими корнями, крупный LTL-перевозчик. Масштабы несколько меньше по сравнению Деловыми Линиями и ПЭК» [10].
ООО «ПЭК» занимает 2-е место по перевозке классического сборного груза за 2023 г среди всех транспортных компаний России (рис. 5) [11].
Остальные
ПЭК 21%
Рис. 5. Доля классического сборного груза транспортных компаний за 2023 г. (Составлено по [11]).
В таблице 5 представлены преимущества и недостатки основных конкурентов ООО «ПЭК».
Услуги «ПЭК» в среднем дороже, чем у некоторых конкурентов, но ненамного. Самые высокие цены у ТК «Деловые Линии».
«Преимуществами компании «ПЭК» являются: выгода (гибкие тарифы; возможность отсрочки платежа; программа лояльности), оперативность (забор и доставка грузов день в день, в выходные и праздники), надежность страхование грузов; дополнительная упаковка; опНпе-отслежи-вание грузов; фотографирование груза во время приема для личного кабинета клиента), комфорт (спецтехника для погрузо-разгрузочных работ; перевозка и возврат сопроводительных документов; API-интеграция), гибкость выдача грузов по SMS; управление выдачей; возможность замены грузополучателя или грузоотправителя)» [10].
Подводя итог, можно сделать вывод, что ООО «ПЭК» — одна из немногих компаний на рынке транспортно-логистических услуг, которая сочетает свои основные функции с индивидуальным подходом к клиентам, чтобы предоставлять более полный спектр услуг на транспортно-логисти-ческом рынке.
Анализ макросреды и внутренних возможностей бизнеса ООО «ПЭК»
«Стратегическое планирование — это процесс разработки и принятия стратегии для предприятия, в котором определяются миссия, долгосрочные цели и способы их достижения» [2].
Основная цель деятельности ООО «ПЭК» — это «реализация торгово-хозяйственной и другой деятельности, которая изначально направлена на получение прибыли в соответствии с уставом компании и действующим законодательством» [10].
99
Таблица5. Преимущества и недостатки конкурентов ООО «ПЭК» *
Название конкурента Преимущества Недостатки
Деловые линии Единый стандарт, большой спектр предоставляемых услуг, обширная география перевозок, удобные сервисы, которые позволяют клиенту работать с заказом в режиме онлайн: личный кабинет, калькулятор и т.д Высокий тариф на страхование, частое поднятие цен (сбор+ % наценки), неразвита доставка в торговые сети, срыв сроков доставки.
Байкал сервис Приоритет на большие грузы, недорого Неразвитая филиальная сеть в Сибире и на Дальнем Востоке. Маленькие склады в городах, большие сроки перевозки
Мэйджик Транс Точечное решение конфликтов, реф-режиратор Неразвитый личный каби-нет,несоблюдение технологий разгрузки, маленькие склады, порча груза до отправки, долго обрабатываются претензии
КИТ Выгодные тарифы, широкая филиальная сеть Плохое качество перевозки, иногда бумажный учет, маленькая закрепленная база клиентов.
* Составлено авторами.
Важно учесть, что цели компании могут уточняться и трансформироваться по результатам проведения комплексного анализа внешнего окружения и внутренних возможностей бизнеса. Чтобы обеспечить согласованность действий, рекомендуется визуализировать их в виде дерева целей, отражающего иерархию целей для реализации миссии организации.
Анализ внешней среды ООО «ПЭК», то есть совокупности внешних факторов, непосредственно влияющих на деятельность компании, показал следующее:
1. Социальные факторы:
• приоритет высококвалифицированных кадров вместо дешёвой рабочей силы;
• сокращение уровня квалификации специалистов из-за спада образования в России.
2. Технологические факторы:
• оптимизацию расходов на автомобильный транспорт за счёт улучшения аэродинамики, КПД коробки передач и двигателя, а также снижения массы автомобилей; это позволяет компании экономить на ГСМ;
• использование спутниковых систем мониторинга транспорта для точного определения местоположения грузов и автомобилей;
• расширение возможностей онлайн-заявок, что увеличивает охват потребителей, упрощает приём и формирование заявок, автоматизирует заказы и предоставляет потребителям всю необходимую информацию.
3. Экологические факторы:
• истощение мировых запасов нефти, что может привести к росту цен на топливо;
• ужесточение экологического законодательства и повышение сборов за выбросы СО2.
4. Экономические факторы:
• инфляция снизила реальные доходы населения и платёжеспособность потенциальных клиентов ООО «ПЭК»;
• рост цен на ГСМ увеличил расходы компании из-за повышения закупочных цен и железнодорожных тарифов;
• введение запретов на ввоз товаров в Россию привело к сокращению импорта и объёмов грузоперевозок.
100
5. Политико-правовые факторы:
• санкции против России вызывают политическую нестабильность, падение курса рубля, сокращение потребления и ухудшение экономической ситуации в стране;
• экологические требования к транспортным средствам усилились согласно правительственному постановлению 2018 года, требующему наличия сертификата «Евро-6» для всех автомобилей [13].
• новая система расчёта транспортного налога может увеличить налоговые отчисления и расходы компании.
Изучив факторы макросреды, можно сделать вывод, что для успешного развития ООО «ПЭК» важно сосредоточиться на технологических аспектах, так как в России развитие технологий в транспортно-логистической сфере происходит медленно, и инновации могут положительно повлиять на положение компании в отрасли. Также необходимо уделять постоянное м пристальное внимание политическим, экономическим и социальным факторам из-за их нестабильности и необходимости своевременно реагировать на изменения.
Состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций можно оценить с использованием 8К^анализа. Каждая позиция получает одну из трех оценок: сильная (8), нейтральная (К) или слабая Главная задача 8К^анализа — это выявление «актива» (8) и «пассива» предприятия, что позволяет использовать активы для нейтрализации и устранения пассива при разработке стратегии развития.
В данном случае к «активам» (сильным позициям) ООО «ПЭК» относятся:
• сильная конкурентная позиция на рынке;
• положительный имидж компании;
• способность к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий;
• гибкая организационная структура;
• квалифицированный персонал.
«Пассивы» ООО «ПЭК» могут быть представлены как:
• использование в некоторых филиалах наемного транспорта при адресной доставке;
• высокие расходы на содержание предприятия;
• несвоевременное и недостоверное предоставление информации от клиентов;
• нарушение документооборота.
Подводя итог анализа, можно отметить, что в целом компания имеет достаточно прочное положение на рынке и грамотно использует собственные преимущества, при этом внимательное отношение к своим слабым сторонам позволит нивелировать их и удерживать позиции в конкурентной борьбе.
Особенности и основные направления стратегии развития ООО «ПЭК»
На практике часто выявляется недостаточная оценка руководством транспортных компаний важности стратегического планирования. Долгосрочные цели устанавливаются редко. Компании в меньшей степени применяют базовые стратегии развития, в большей степени — функциональные и деловые стратегии, ориентированные на конкуренцию. При этом конкурентная стратегия нацелена на получение конкурентных преимуществ, функциональная стратегия охватывает все аспекты производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия [2].
Стратегическое планирование деятельности транспортной компании сильно подвержено влиянию внутренних и внешних факторов—общих и специфических, которые были рассмотрены выше.
Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что при выработке стратегии с учётом объёмов спроса и доли на рынке транспортных услуг выделяют четыре стратегические зоны освоения перевозок:
1) «большая стратегическая зона освоения — это массовые перевозки со стабильным спросом на них, большой долью на рынке и тенденцией к росту;
2) доходная стратегическая зона освоения — это перевозки, которые занимают меньшую долю на рынке, но приносят большой доход;
3) перспективная стратегическая зона освоения — это перевозки, которые занимают небольшую долю на рынке, но в будущем ожидается рост спроса на них;
101
4) ограниченная стратегическая зона освоения — это перевозки, которые занимают небольшую долю на рынке, генерируют невысокий доход и обладают незначительными возможностями для будущего роста» [2].
Для каждой транспортной компании содержание перечисленных зон будет отличаться. Обычно оно зависит от региона деятельности (городской, северный, курортный, аграрный и т. д.), внешнего окружения фирм (потенциальных клиентов), макроэкономических условий (инфляция, налоги и т. д.) и других факторов.
Стратегическим планированием и выработкой стратегии в ООО «ПЭК» занимается команда специалистов, состоящая из топ-менеджмента, маркетологов, аналитиков, дизайнеров и других экспертов. В настоящее время ООО «ПЭК» реализуется преимущественно стратегия роста, в которой значительная роль отведена технологическим инновациям и расширению объемов деятельности, компания ориентирована на активное развитие и упрочение собственных позиций на рынке.
«Мультисервисный логистический оператор планирует перестроить модель работы: до настоящего времени грузы ООО «ПЭК» на протяжении всего пути между Москвой и Санкт-Петербургом перевозил один беспилотник. За июнь-октябрь 2023 г ООО «ПЭК» совместно с «КамАЗом» выполнило 160 беспилотных рейсов и доставил более 1,9 тыс. тонн грузов. Ежедневно компания перевозит между двумя столицами различные категории отправлений: от одежды и обуви до автозапчастей и промышленного оборудования. С 2024 г. компания начнет использовать «хабовую» модель доставки — перецепка с классического тягача на беспилотный будет делаться дважды: сначала при въезде на трассу М11, а затем — при съезде с нее. Это позволит компании сократить число водителей-инженеров в кабине и оптимизировать транспортные ресурсы при перевозках между Москвой и Санкт-Петербургом» [10]. За счет этого компания планирует оптимизировать оплату труда персонала и транспортные ресурсы, а также ускорить доставку в среднем на 70 %.
ООО «ПЭК» автоматизирует складскую логистику с применением автономных грузовиков Evocargo, соглашение о сотрудничестве было подписано на 26-м Петербургском международном экономическом форуме. «Evocargo — инновационная компания, одна из первых в мире запустившая логистический сервис на базе автономных электрических грузовиков собственного производства. Партнерство Evocargo с «ПЭК», как с одним из ведущих логистических операторов России, будет способствовать технологическому развитию всей отечественной индустрии грузоперевозок. Сервис Evocargo на базе автономного транспорта компании будет использоваться для бесперебойной и безаварийной перевозки грузов на терминалах, складах и в фулфилмент-центрах логистического оператора, способствуя повышению эффективности транспортных процессов и снижению уровня аварийных ситуаций с человеческим фактором. Партнеры также займутся разработкой функциональных и технических требований к автономным грузовым тягачам категории N3 производства Evocargo специально для «ПЭК» [4].
ООО «ПЭК» уже использует автономные грузовики Evocargo на своих складских объектах. В 2020 г компания начала тестировать платформу EVO — 1 для перевозки грузов между складами. «Этот эксперимент показал сокращение времени простоя и отсутствие аварий, несмотря на интенсивное движение в крупнейшем логистическом центре «ПЭК» в Москве» [10].
Открытие филиалов «ПЭК» является одним из стратегических решений, которое позволяет компании наращивать клиентскую базу, расширять сегмент рынка, увеличить скорость и качество доставки грузов, а также обеспечить более тесное взаимодействие с клиентами. «За последние два года «ПЭК» открыл более 100 отделений, десять из которых — за рубежом, в странах, с которыми больше всего увеличился товарооборот. Регулярные сервисы по доставке грузов действуют между Россией и Китаем, Турцией, Казахстаном, Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном, Беларусью. Компания запустила автомобильные, ж/д и морские перевозки, доставку авиатранспортом, а также предложила своим клиентам дополнительные услуги, включая помощь в подборе поставщиков товаров, таможенное оформление и складскую логистику» [10].
С 2021 года ООО «ПЭК» увеличивает сеть за счет открытия филиалов на условиях франшизы — формы коммерческой деятельности, при которой одно юридическое лицо (франчайзер) предо-
102
ставляет другому юридическому лицу (франчайзи) право использовать свою торговую марку, бренд, бизнес-модель, процессы и другие интеллектуальные ресурсы в обмен на определенную плату или процент от выручки. Благодаря этому компания расширила географию доставки, а предприниматели из небольших городов получили возможность начать свой бизнес под известным брендом лидера рынка сборных грузоперевозок.
Напомним, что основными признаками франшизы являются:
• торговая марка или бренд: франчайзер предоставляет франчайзи право использовать свою торговую марку или бренд;
• оплата за право использования: франчайзер получает оплату от франчайзи за предоставление прав на использование своих интеллектуальных ресурсов;
• поддержка и обучение: франчайзер обеспечивает франчайзи поддержкой, обучением и консультациями во всех аспектах бизнеса;
• единые стандарты: франчайзер устанавливает определенные стандарты качества, обслуживания и работы, которые должен следовать каждый франчайзи;
• контроль и управление: франчайзер имеет право контролировать и управлять деятельностью франчайзи в соответствии с установленными стандартами;
• договорные отношения: отношения между франчайзером и франчайзи регулируются договором франшизы, который определяет права и обязанности каждой стороны.
Высокий спрос на доставку среди компаний и жителей небольших городов обычно удовлетворяется местными перевозчиками. Однако с появлением филиала крупной компании в маленьком городе клиенты получают доступ к маршрутной сети страны, что обеспечивает более быструю и эффективную доставку. Например, благодаря открытию филиала «ПЭК», время доставки груза из Москвы в Белую Калитву сократилось с семи до пяти дней [4].
На начало 2024 г ООО «ПЭК имеет около 150 отделений, открытых на условиях договора франшизы, что представляется вполне оправданным с учетом ограниченных объемов собственных средств компании для инвестирования по итогам последних двух лет работы.
На рисунке 6 представлена схема движения материальных и финансовых потоков при открытии филиала ООО «ПЭК» на условиях франшизы (в качестве примера взят филиал с площадью склада до 500 м2, количеством сотрудников — до 10 чел.).
Отметим, что инвестиции ООО «ПЭК» в открытие филиала на условиях франшизы, это денежное выражение стоимости обучения сотрудников для нового филиала, установки и поддержки
Паушальный взнос
Рис. 6. Материальные и финансовые потоки при открытии филиала ООО «ПЭК» на условиях
франшизы (Составлено авторами).
103
программного обеспечения, консультирования по всем вопросам организации и налаживания бизнес-процессов, что в денежном выражении составляет около 250 тыс. руб. Остальные капитальные вложения осуществляет предприниматель-франчайзи.
Условия работы филиала ООО «ПЭК» на основе договора франшизы предполагают, что 30 % от выручки филиала за оказание услуги «доставка/забор» и 91,2 % выручки от закрепленной клиентской базы идёт в головную организацию (рис. 7).
Закрепленная клиентская база Доставка/забор грузов в филиале
Выручка Франчайзи Франчайзер Франчайзи Франчайзер
8,8% 91,2% 70% 30%
Затраты Франчайзер Франчайзи
100% 100%
ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА - ЗАТРАТЫ
Рис. 7. Формирование прибыли франчайзера ООО «ПЭК» и франчайзи (Составлено авторами).
Для ООО «ПЭК» открытие филиала на условиях франшизы вместо собственного выгодно по нескольким причинам:
• сокращение затрат: франчайзинг позволяет компании расширять свое присутствие на рынке без необходимости инвестировать значительные суммы в открытие новых собственных филиалов, поскольку франчайзи берут на себя большую часть финансовых затрат, связанных с открытием и управлением бизнесом;
• опыт местных жителей: франчайзи чаще всего являются местными предпринимателями, знакомыми со спецификой местного рынка, это позволяет им лучше понимать потребности и предпочтения клиентов и адаптировать бизнес соответствующим образом;
• диверсификация рисков: открытие собственных филиалов связано с рисками, так как головная компания инвестирует средства в открытие и несет все операционные издержки, в то время как открытие при открытии филиала на условиях франшизы риски на себя берет франчайзи.
С учетом всего сказанного, ООО «ПЭК» может рассматривать возможность расширения географии своего присутствия в отдаленных и новых регионах Российской Федерации путем открытия филиалов на условиях договора франшизы как одно из направлений стратегии развития. Оно не требует от головной компании значительных инвестиций, минимизирует риски, позволяет освоить новый рынок и приносит дополнительный доход.
Предварительные расчеты основных показателей эффективности проекта открытия такого филиала в г. Донецк, сделанные на основе «осторожных» прогнозов, доказывают его целесообразность и привлекательность, как для головной компании, так и для франчайзи. Чистый приведённый доход для головной компании положителен и индекс рентабельности больше единицы. Период окупаемости инвестиций головной компании при открытии филиала по франшизе составляет 2,32 года. Чистая прибыль самого филиала при выходе на запланированный объем оказания услуг будет составлять 1494,42 тыс. руб. в год. Период окупаемости проекта для франчайзи составит 3,9 года. ВЫВОДЫ
1. Основные точки роста бизнеса транспортной грузовой компании: переход на электронный документооборот (повышение прозрачности и скорости транзакций, сокращение затрат); тестирование и внедрение новых технологий (повышение конкурентоспособности за счет использования беспилотных и экологичных транспортных средств); снижение выбросов углекислого газа при перевозках (уменьшение расхода топлива и, следовательно, затрат компании); расширение географии присутствия (создание представительств логистических компаний в крупных транзитных регионах и транспортных узлах).
2. ООО «ПЭК» — одна из ведущих компаний в сфере грузоперевозок по России с широким спектром логистических услуг и значительным числом клиентов. Анализ показал, что финансо-
104
вое состояние компании в 2022-2023 гг. напряженное, о чем свидетельствуют большинство финансовых коэффициентов и невысокие значения чистой прибыли по сравнению с выручкой, что ограничивает инвестиционные возможности ООО «ПЭК» в ближайший перспективе.
3. Изучение факторов макросреды ООО «ПЭК» показало, что для успешного развития компании важно продолжить развитие в технологических аспектах, так как в России внедрение технологий в транспортно-логистической сфере происходит медленно, а инновации могут положительно повлиять на положение компании и отрасль в целом. Также ООО «ПЭК» необходимо уделять повышенное внимание мониторингу политических, экономических и социальных факторов из-за их нестабильности.
4. По результатам анализа текущего финансового положения компании и рыночной ситуации в качестве инвестиционной стратегии может быть рекомендовано расширение филиальной сети на условиях франшизы. Это начинание не является новым для ООО «ПЭК», но в текущих условиях его актуальность повышается. Такое направление развития может быть предложено в силу скромных значений чистой прибыли компании за последние 2 года, слабого присутствия в отдаленных и новых регионах России и необходимости распространения своего влияния на новые сегменты рынка, при этом имеет смысл извлекать максимум выгоды из сформировавшегося положительного бренда и отлаженных бизнес-процессов ООО «ПЭК». Расчёты по проекту открытия филиала на условиях франшизы показывают, что такие начинания могут быть привлекательными с точки зрения основных показателей эффективности как для франчайзера, так и для франчайзи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ рынка автомобильных грузоперевозок в России в 2019-2023 гг., прогноз на 2024-2028 гг. // Бизнес-Стат. — URL: businesstat.ru/images/demo/trucking_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
2. Дьяченко А. С. Стратегическое планирование деятельности транспортной компании / А. С. Дьяченко // Образовательный портал «Справочник», 2022. — URL: spravochnick.ru/logistika/ strategicheskoe_planirovanie_deyatelnosti_transportnoy_kompanii/ (дата обращения: 09.04.2024).
3. Кельчевская Н. Р. Формирование и реализация стратегии развития промышленного предприятия как инструмент повышения его конкурентоспособности : монография / Н. Р. Кельчевская, С. А. Слукина, И. С. Пелымская, Ф. В. Вольф. — Москва : Первое экономическое издательство, 2021. — 212 с. — ISBN 978-591292-399-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: e.lanbook.com/book/ 276725 (дата обращения: 09.04.2024).
4. Логистика в российском бизнесе, практика применения инновационных логистических технологий // Отраслевой портал logistics.ru : официальный сайт. — Москва. — URL: logistics.ru/#google_vignette (дата обращения: 09.04.2024).
5. Логистика оправляется от кризиса // Российская государственная корпорация развития : официальный сайт. — Москва, 2021. — URL: вэб.рф/?ysclid=lx7mj72jv9571830344 (дата обращения: 09.04.2024).
6. Министерство транспорта Российской Федерации : официальный сайт. — Москва. — URL: mintrans.gov.ru/ ?ysclid=lx7m45a22o627645271 (дата обращения: 15.04.2024).
7. Модель банкротства предприятий Сайфуллина-Кадыкова // Финансовый анализ и инвестиционный анализ предприятия : сайт. — URL: www.beintrend.ru/2011-06-20-17-05-06 (дата обращения: 29.05.2024).
8. О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: Федеральный закон от 02.07.2021 N° 336-ФЗ // Официальное опубликование правовых актов : официальный сайт. — URL: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020065 (дата обращения: 23.04.2024).
9. Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. — URL: rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.05.2024).
10. Первая экспедиционная компания : официальный сайт. — Москва. — URL: pecom.ru/ (дата обращения: 05.05.2024).
11. Рейтинг транспортных компаний России 2023 // Main Transport : официальный сайт. — URL: maintransport.ru/ (дата обращения: 02.05.2024).
12. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия // Г. В. Савицкая. — 6-е изд., перераб. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 688 с.
13. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии : официальный сайт. — URL: www.rst.gov.ru/portal/gost/home/standarts/technicalregulationses (дата обращения: 25.04.2024).
105
14. Финансовая и бухгалтерская отчетность ООО «ПЭК» // Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности : официальный сайт. — URL: bo.nalog.ru/organizations-card/8377358 (дата обращения: 29.04.2024).
SPISOKLITERATURY
1. Analiz rynka avtomobil'nykh gruzoperevozok v Rossii v 2019-2023 gg., prognoz na 2024-2028 gg. // BiznesStat. — URL: businesstat.ru/images/demo/trucking_russia_demo_businesstat.pdf (data obrashcheniya: 15.04.2024).
2. D'yachenko A. S. Strategicheskoye planirovaniye deyatel'nosti transportnoy kompanii / A. S. D'yachenko // Obrazovatel'nyy portal «Spravochnik», 2022. — URL: spravochnick.ru/logistika/ strategicheskoe_planirovanie_deyatelnosti_transportnoy_kompanii/ (data obrashcheniya: 09.04.2024).
3. Kel'chevskaya N. R. Formirovaniye i realizatsiya strategii razvitiya promyshlennogo predpriyatiya kak instrument povysheniya yego konkurentosposobnosti : monografiya / N. R. Kel'chevskaya, S. A. Slukina, I. S. Pelymskaya, F. V Vol'f. — Moskva : Pervoye ekonomicheskoye izdatel'stvo, 2021. — 212 s. — ISBN 978-5-91292-399-9. — Tekst: elektronnyy // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: e.lanbook.com/book/276725 (data obrashcheniya: 09.04.2024).
4. Logistika v rossiyskom biznese, praktika primeneniya innovatsionnykh logisticheskikh tekhnologiy // Otraslevoy portal logistics.ru : ofitsial'nyy sayt. — Moskva. — URL: logistics.ru/#google_vignette (data obrashcheniya: 09.04.2024).
5. Logistika opravlyayetsya ot krizisa // Rossiyskaya gosudarstvennaya korporatsiya razvitiya : ofitsial'nyy sayt. — Moskva, 2021. — URL: veb.rf/?ysclid=lx7mj72jv9571830344 (data obrashcheniya: 09.04.2024).
6. Ministerstvo transporta Rossiyskoy Federatsii : ofitsial'nyy sayt. — Moskva. — URL: mintrans.gov.ru/ ?ysclid=lx7m45a22o627645271 (data obrashcheniya: 15.04.2024).
7. Model' bankrotstva predpriyatiy Sayfullina-Kadykova // Finansovyy analiz i investitsionnyy analiz predpriyatiya : sayt. — URL: www.beintrend.ru/2011-06-20-17-05-06 (data obrashcheniya: 29.05.2024).
8. O vnesenii izmeneniy v stat'yu 31 Federal'nogo zakona «Ob avtomobil'nykh dorogakh i o dorozhnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii i o vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii» i Federal'nyy zakon «Ustav avtomobil'nogo transporta i gorodskogo nazemnogo elektricheskogo transporta»: Federal'nyy zakon ot 02.07.2021 .№ 336-FZ // Ofitsial'noye opublikovaniye pravovykh aktov : ofitsial'nyy sayt. — URL: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020065 (data obrashcheniya: 23.04.2024).
9. Ofitsial'naya statistika // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki : ofitsial'nyy sayt. — URL: rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 03.05.2024).
10. Pervaya ekspeditsionnaya kompaniya : ofitsial'nyy sayt. — Moskva. — URL: pecom.ru/ (data obrashcheniya: 05.05.2024).
11. Reyting transportnykh kompaniy Rossii 2023 // Main Transport : ofitsial'nyy sayt. — URL: maintransport.ru/ (data obrashcheniya: 02.05.2024).
12. Savitskaya G. V Analiz khozyaystvennoy deyatel'nosti predpriyatiya // G. V Savitskaya. — 6-ye izd., pererab. —M.: INFRA-M, 2013. — 688 s.
13. Tekhnicheskiy reglament Tamozhennogo soyuza «O bezopasnosti zheleznodorozhnogo podvizhnogo sostava» // Federal'noye agentstvo po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii : ofitsial'nyy sayt. — URL: www.rst.gov.ru/ portal/gost/home/standarts/technicalregulationses (data obrashcheniya: 25.04.2024).
14. Finansovaya i bukhgalterskaya otchetnost' OOO «PEK» // Gosudarstvennyy informatsionnyy resurs bukhgalterskoy (finansovoy) otchetnosti : ofitsial'nyy sayt. — URL: bo.nalog.ru/organizations-card/8377358 (data obrashcheniya: 29.04.2024).
Статья поступила в редакцию 12 июля 2024 года Статья одобрена к печати 5 сентября 2024 года
106