УДК 332.12
Потехина Елена Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории,
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» г. Йошкар-Ола, Российская Федерация.
Potekhina Elena Nikolaevna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor Economic Theory, Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russian Federation.
ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА
INNOVATIVE DEVELOPMENT FACTOR IN REGIONAL COMPETITIVENESS
MANAGEMENT
В статье рассмотрены основные направления развития транспортных систем в Российской Федерации и их влияние на формирование устойчивости экономического развития страны. Так как расширение транспортных путей и коридоров позволит улучшить социально-экономическое развитие России, укрепив ее конкурентоспособность сделан вывод о актуальности развития транспортного бизнеса в стране. Транспортный бизнес на мировом рынке постоянно совершенствуется, поэтому России рекомендовано следить за темпами развития транспортных систем и внедрять в деятельность транспортных компаний информационные технологии, то есть осуществлять стратегию цифровизации транспортных систем. Инвестиции, направленные в разработки информационных технологий в сфере логистики позволит России расширить горизонты своего влияния, заключить новые мировые сделки, контракты и тем самым укрепить свое социально-экономическое положение.
Транспортные система Российской Федерации развивается за период 2017-2021 гг., внедряются инновации в транспортный бизнес, увеличивается доля интернет продвижения транспортных услуг, однако Россия по сравнению с странами конкурентами еще не на 100 % готова к цифровизации бизнес-процессов транспортных компаний. В РФ существует небольшая прослойка логистических организаций (фирм), которые масштабно реализовывают цифровые модели ведения своего бизнеса, к таким фирмам в большей степени относятся: WILDBERRIES, OZON, Яндекс, Delivery Club, Aviasels, ПЭК. Для развития транспортного (логистического) сектора экономики в России транспортным компаниям с низким уровнем использования инновационных технологий рекомендовано перенимать опыт данных компаний.
Ключевые слова: устойчивость развития региона, транспортные системы, транспортные коридор, цифровизация бизнес-процессов, логистические компании, конкурентоспособность, транспортировка грузов.
The article discusses the main directions of development of transport systems in the Russian Federation and their impact on the formation of the country's sustainability. Since the expansion of transport routes and corridors will improve the socioeconomic development of Russia, strengthening its competitiveness, the conclusion is made about the relevance of the development of transport business in the country. The transport business on the world market is constantly improving, therefore, Russia is recommended to monitor the pace of development of transport systems and introduce information technologies into the activities of transport companies, that is, to implement a strategy of digitalization of transport systems. Investments in the development of information technologies in the field of logistics will allow Russia to expand the horizons of its influence, conclude new world deals, contracts and thereby strengthen its socio-economic position.
The transport system of the Russian Federation has been developing over the period 2017-2021, innovations are being introduced into the transport business, the share of Internet promotion of transport services is increasing, but Russia is not yet 100 % ready to digitalize the business processes of transport companies compared to competing countries. In the Russian Federation, there is a small stratum of logistics organizations (firms) that implement large-scale digital models of doing their business, such firms mostly include: WILDBERRIES, OZON, Yandex, Delivery Club, Aviasels, PEC. For the development of the transport (logistics) sector of the economy in Russia, transport companies with a low level of use of innovative technologies are recommended to adopt the experience of these companies.
Keywords: sustainability of regional development, transport systems, transport corridor, digitalization of business processes, logistics companies, competitiveness, cargo transportation.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, устойчивость и экономическая безопасность как страны в целом, так и отдельно его регионов является основным направлением развития в Российской Федерации. Го-
186
сударство ежегодно контролирует развитие регионов, производит детальный анализ, на основе которого разрабатываются стратегии развития социально-экономических составляющих страны и ее регионов. Основным документом, регламентирующим направления устойчивого развития в России, является Указ Президента РФ ОТ 01.04.1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Данная концепция основывается на идеи социально-экономического развития страны при сохранении окружающей среды, так как РФ обладает высоким природ-но-ресурсным потенциалом, который так же в свою очередь позволяет стране поддерживать социально-экономическое развитие, укрепляет ее конкурентные позиции. Чтобы определить уровень устойчивости развития Российской Федерации, рассмотрим динамику нескольких основных показателей, характеризующие экономическую безопасность страны (уровень ВВП, индекс производственной промышленности, уровень инновационного развития). Мы выделили показатель инновационной активности, как основной фактор, влияющий на устойчивое развитие страны, так как он действительно важен в условиях развития 21 века, все страны занимаются инновациями, разрабатывают новые технологии и новые продукты, которые смогли бы принести стране больший доход при меньших затратах.
Таблица!. Показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2017— 2020 гг. *
Показатели в РФ 2017 2018 2019 2020 Темп роста 2020-2017 гг.
Валовой внутренний продукт, млрд руб. 91 843,2 103 861,7 109 241,5 106 967,5 15 124,3
Индекс производительности труда, % 102,1 103,1 102,6 99,6 -2,5
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млрд руб. 4167,0 4516,3 4863,4 5189,0 1 022,0
* Составлено автором
Из таблицы видно, что объемы валового внутреннего продукта в РФ за 2017-2020 гг. растут, объем их прироста составил 15124 млрд руб. или 116,47 %, что свидетельствует о росте произведенной продукции и увеличении поступлений налогов в бюджет страны, а значит и о экономическом росте в РФ в целом. Объем выпущенных инновационных товаров и услуг, также имеет динамику роста, за 2017-2020 гг выпуск данных товаров увеличился на 1022 млрд руб. или на 24,53 %. Однако индекс производительности труда за аналогичный период имеет динамику спада в 2,5 %, данный спад может негативно влиять на экономическое развитие страны, в РФ не хватает специализированной и высококвалифицированной рабочей силы.
Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом Российская федерация имеет стабильный социально-экономический рост, однако есть риски потери устойчивости развития ввиду не хватки специализированных кадров и спада производительной активности. Для роста производительности труда рекомендуется разрабатывать инновационные технологии производства и привлекать высококвалифицированные кадры.
Так как основным двигателем социально-экономического развития является торговля, для Российской Федерации очень важно развивать транспортную сеть (транспортные коридоры), посредством которой осуществляются торговые отношения и не только. В связи с этим, необходимо рассмотреть динамику развития транспортной системы страны, так как логистическое обеспечение страны является одним из факторов устойчивого развития, что и обуславливает актуальность данной статьи.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В научной работе подчеркивается сильное влияние развития транспортных систем и транспортного бизнеса на социально-экономическую устойчивость страны. Так как в России наблюдается спад индекса производительности труда (производительной мощности), что может повлечь за собой ухудшение устойчивости страны, следует разработать мероприятия по изменению ситуации. Так как, основным двигателем социально-экономического развития является торговля, для
187
Российской Федерации очень важно развивать транспортную сеть, следовательно, наша задача оценить уровень развития транспортной системы страны, выявить зоны роста и предложить мероприятия по оптимизации и совершенствованию транспортного бизнеса в России. РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведем анализ развития транспортных развязок (путей сообщения) в России за 2017— 2020 гг. (рис. 1).
н EÎ л Ö
К
о
*
g С
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
1 531,6
1 542,2
1 553,7
Рис. 1.
но автором)
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Протяженность автомобильныхдэрог общего пользования Протяженность внутренних водных судоходных путей Развитие транспортных развязок (путей сообщения) в России за 2017-2020 гг. (Составле-
Из рисунка отчетливо видно, что эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования за анализируемый период 2017-2020 гг. выросла на 0,5 тыс. км или на 0,58 %, протяженность внутренних водных судоходных путей незначительно увеличилась на 0,1 тыс. км или на 0,1 %, наибольшей рост транспортных путей достигнут в развитии протяженности автомобильных дорог общего пользования, которые увеличились на 45,9 тыс. км или на 3,04 %, что связано с увеличением спроса именно на перевозки, осуществляемые посредство грузовых и легковых автомобилей. В целом транспортные развязки в Российской Федерации за 2017-2020 гг. имеют динамику развития, что с положительной стороны характеризует устойчивость и конкурентоспособность страны.
Так как наибольшей рост наблюдается в развитии именно автомобильных дорог, актуально проанализировать показатели развития автотранспорта в РФ (рис. 2).
Из рисунка видно, то количество, эксплуатированных грузовые транспортные средства за 20172020 гг. выросло на 224 тыс. шт. или на 1,61 %, но больший рост наблюдается в транспортировке пассажиров, количество автомобилей, предназначенных для транспортировки пассажиров увеличилось на 2354 тыс. шт. или на 4,99 %.
Динамика развития грузоперевозок и пассажироперевозок в РФ представлена на рисунках 3 и 4.
Основная доля грузоперевозок в 2021 году, за исключением трубопроводных транспортировок осуществляется посредством воздушного транспорта — 25,29 %, их объемы за первое полугодие 2021 года составили 20593 млн тонн, что на 3,6 % выше показателей 1-го полугодия 2020 года. Второй по востребованности тип грузоперевозок — перевозки через внутренние воды — 12,71 %, их объемы за первое полугодие 2021 года составили 10350 млн тонн, что на 2,4 % выше показателей 1-го полугодия 2020 года. Меньшая доля грузоперевозок приходится на автомобильный вид транспорта — 3,3 % и железнодорожный — 1,7 %.
Основная доля пассажироперевозок в 2021 году, осуществляется посредством автомобильного транспорта — 87,2 %, их объемы за первое полугодие 2021 года составили 6044 млн чел, что на 12,1 % выше показателей 1-го полугодия 2020 года. Второй по востребованности тип пассажироперевозок — перевозки по железнодорожным путям — 11,4 %, их объемы за первое полугодие
188
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
49492,2
48673,7
47673
47138,6
0
10000
20000
30000
40000
50000
60000
Грузовые транспортные средства ИПассажирские транспортные средства
Рис. 2. Развитие автотранспорта в РФ за 2017-2020 гг. (Составлено автором)
70 000 -
60 000 -
50 000 -
40 000 -
30 000 -
20 000 -
10 000 -0
железно -дорожный
автомобильный морской
воздушный трубопроводный
Рис. 3.
млн тонн
вн утре нний во дн ый
■2019 2020 Иянварь-сентябрь 2021 г. Динамика развития грузоперевозок в РФ за период 2019 г. - январь-сентябрь 2021 г.,
(Составлено автором)
2021 года составили 793 млн чел, что на 9,4 % выше показателей 1-го полугодия 2020 года. Меньшая доля пассажироперевозок приходится на воздушный вид транспорта — 1,2 % и морские пас-сажироперевозки — 0,2 %.
Так как транспортное обеспечение в Российской Федерации развивается, актуально рассмотреть основные показатели деятельности логистического бизнеса в стране (табл. 2).
Из таблицы видно, что валовая добавленная стоимость, произведенная в логистическом бизнесе в РФ в первом полугодии 2021 года по сравнению с первым полугодием 2020 года выросла на 12,2 %, инвестиции в основной капитал за январь-июнь 2021 года составил 1030,6 млрд руб., что в сравнении с аналогичным периодом 2020 года выше на 16,6 %, среднегодовая численность сотрудников в 2021 году в сравнении с 2020 годом возрастает на 28,3 %, такой рост достигнут за счет увеличения за аналогичный период времени среднемесячной заработной платы работникам транспортной промышленности на 24,1 %.
Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что государство РФ рационально использует свои финансы, активно инвестируя денежные средства на развитие транспортной промышленности и увеличивая заработную плату сотрудникам данной сферы.
189
84
воздушный 69 128
I
морской
внутренний водный
автомобильный
железн одо рожный
11
7 403
79:
С
793 876 1 201
-г
0
2 000
4 000
6 000
8 000
10 361
10 000
12 000
2019 2020 ■ январь-сентябрь 2021 г.
Рис. 4. Динамика развития пассажироперевозок в РФ за период 2019 г. - январь-сентябрь 2021 г., млн чел. (Составлено автором)
Таблица2. Основные показатели развития транспортного бизнеса в России за 2017-2020 гг.
*
2019 2020 январь -июнь 2021 г. в % к январю-июню 2020 г.
Валовая добавленная стоимость, млрд руб. 6705,9 6252,2 3296,7 112,2
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд руб. 2709,4 2581,3 1030,6 116,6
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 3285,7 3248,7 3255,2 128,3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, тыс. руб. 51,2 52,9 56,6 124,1
* Составлено автором
Одним из важнейших направлений в социально-экономическом развитии страны является внешняя торговля (взаимоотношения с другими странами), следовательно, необходимо рассмотреть объемы импорта и экспорта транспортных средств (рис. 5 и 6).
Экспорт транспортных средств в страны СНГ в РФ за январь-июнь 2021 года составил 29,13 млн долл., а за период 2019-2020 гг. снизился на 517 млн долл. или на 14,32 %. Экспорт транспортных средств в страны дальнего зарубежья напротив за 2019-2020 гг. вырос на 353 млн долл. или на 4,82 % и за период январь-июнь 2021 года составил 6523 млн руб.
Импорт транспортных средств из стран СНГ в РФ за январь-июнь 2021 года составил 1911 млн долл., а за период 2019-2020 гг. снизился на 411 млн долл. или на 16,61 %. Импорт транспортных средств из стран дальнего зарубежья так же за 2019-2020 гг. снизился на 3083 млн долл. или на 10,32 % и за период январь-июнь 2021 года составил 32654 млн руб.
Проведенный анализ показал, что в Российской Федерации преобладает экспорт транспортных средств, в большей степени транспорт экспортируется из стран дальнего зарубежья, отношения с странами СНГ уменьшаются. Импорт транспортных средств из России как в страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья снижается. Россия импортирует меньше транспортных средств чем экспортирует за 2019-2021 гг., что в свою очередь образует внешнеторговой дефицит, а значит страна больше потребляет чем производит, что снижает уровень конкурентоспособности страны на внешнем рынке. Развитие импорта транспортных средств является одним из направлений,
190
9000
8000
4 5 7000
^
я ч 6000
й н 5000
а
Ч 4000
и
т 3000
2000
1000
0
7331
7684
2019
2020
январь-июнь 2021 г.
Экспорт транспортныхсредетв в страны СНГ, млн долл Экспорт транспортныхсредетв в страны дальнего зарубежья, млн долл. Рис. 5. Динамика экспорта транспортных средств в России за период 2019 г. - январь-июнь
2021 г. (Составлено автором)
40000
35000 29882
30000
25000
20000
15000
10000
5000 0 2474 •-
2019
32654
26799
2063
1911
2020 январь-июнь 2021 г.
О Импорт транспортных средств в страны дальнего зарубежья, млн долл. 9 Импорт транспортных средств в страны СНГ, млн долл. Рис. 6. Динамика импорта транспортных средств в России за период 2019 г. - январь-июнь
2021 г. (Составлено автором)
необходимым для развития в РФ, в связи с этим стране необходимо развивать и укреплять транспортную отрасль в стране.
Логистические (транспортные) системы в условиях развития 21 века ежедневно совершенствуются и усложняются, и на их развитие влияют множество факторов. Мы в своей работе выделим пять основополагающих факторов, которые оказывают наибольшее влияние на их развитие (рис. 7).
Факторы, представленные на рисунке 7, в наибольшей степени влияют на развитие логистических (транспортных) систем и взаимосвязаны между собой. Ввиду того, что рынок логистики расширяется, необходимо изменение динамики внутренних рынков. Важным политическим фактором, поддерживающим конкурентоспособность страны, является развитие международной торговли. Развивая новые технологии (программное обеспечение), поддерживая цифровизацию транспортных путей, Россия может выйти на новый уровень как на внутреннем рынке, так и в международной торговле.
191
Рис. 7. Факторы, оказывающие влияние на развитие транспортных систем (Составлено автором)
В таблице 3 описаны возможности для развития транспортного бизнеса, учитывая влияние пяти факторов, изложенных выше.
Таблица 3. Возможности для развития транспортного бизнеса в России *
Фактор Возможности для развития
1 2
Цифровизация 1. Упрощение внутренних посредством применения цифровых решений. 2. Рост выручки за счет использования цифровых технологий при осуществлении коммуникаций с клиентами. 3. Развитие онлайн-торговли. 4. Ускорение оплаты за счет онлайн-платежей. 5. Снижение затрат на обучение и привлечение квалифицированных специалистов за счет автоматизации и механизации процессов. 6. Разработка новых услуг, соответствующих требованиям клиентов.
Изменения в международной торговле 1. Открытие новых торговых путей. 2. Развитие и совершенствование путей сообщения (транспортных коридоров). 3. Развитие новых направление транспортного бизнеса используя международный опыт других стран. 4. Новые торговые соглашения. 5. Изменение системы поставок (использование новых стратегий с наименьшими затратами и сокращением времени на транспортировку).
Изменения в процессах в связи с внедрением нового программного обеспечения (ПО) 1. Разработка и внедрение новых систем управления заказов и грузоперевозок. 2. Сокращение затрат за счет механизации стандартных процессов и замена ручных операций компьютерными программами. 3. Роботизация большинства процессов. 4. Автоматизация и компьютеризация части контрольных процессов. 5. Применение расчетных компьютерных программ, позволяющих спрогнозировать сроки доставки и проложить наименее короткий транспортный путь.
Изменение динамики внутренних рынков 1. Рост выручки за счет развития новых услуг и услуг, осуществляющих торговлю через интернет (онлайн-услуги).
192
Продолжение таблицы 3
1 2
Изменение динамики внутренних рынков 2. Повышение эффективности посредством объединения средних и мелких компаний в крупные холдинги, занимающие самые высокие конкурентные позиции на рынке.
Изменения в процессах в связи с внедрением нового оборудования 1. Совершенствование хранения товаров на складах посредством новых транспортных технологий. 2. Автоматизация процессов, которая позволит сократить расходы на наемный персонал. 3. Работизированная доставка, которая позволит сократить время доставки, сократить затраты и повысить эффективность деятельности транспортах компаний. 4. Изменение законодательства и нормативно правовой базы в связи с развитием новых технологий.
* Составлено автором
Самым главным и системообразующим фактором, влияющим на развитие транспортной системы в России, является цифровизация, посредством которой происходит в том числе и разработка, внедрение нового ПО. Новые ПО и цифровизация процессов транспортировки и доставки позволяет повысить конкурентоспособность снизить затраты, повысить эффективность и выйти на новые внутренние и внешние рынки. В связи с вышеуказанным рассмотрим возможность цифро-визации логистического (транспортного) бизнеса в РФ. Цифровизация подразумевает под собой разработку инноваций, новых схем транспортировки, развитие интернет-торговли и прочее. Рассмотрим инновационную активность в транспортном бизнесе в России за период 2017-2020 гг.
Таблица 4. Инновационная активность в транспортном бизнесе в России за период 20172020 гг. *
Показатели 2017 2018 2019 2020 Темп роста 2020-2017 гг
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте, % 21,8 21,3 21,8 23,4 1,6
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП, % 1,11 1,0 1,04 1,14 0,04
Уровень инновационной активности организаций, % 10,6 12,8 9,1 10,8 0,2
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. человек населения), единиц 1,55 1,70 1,59 1,63 0,1
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет для осуществления продаж и предоставления услуг, % 83,2 86,5 86,6 88,9 5,7
* Составлено автором
Из таблицы видно, что доля продукций высокотехнологичных и наукоемких отраслей за анализируемый период 2017-2020 гг. в России выросла на 1,6 %, в связи с этим растут и затраты на проведение различных исследований на 0,04 %. Организации все больше используют инновационные технологии, за счет этого увеличивается инновационная активность в РФ за аналогичный период на 0,2 % и коэффициент изобретательской активности на 0,1 %. Применение инноваций в деятельности организаций невозможно без использования интернета и продвижения товаров услуг посредством интернет сетей. Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети
193
Интернет для осуществления продаж и предоставления услуг за 2017-2020 гг. в РФ увеличилась на 5,7 %.
Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что начало в развитии и внедрении инноваций в транспортном бизнесе России положено, организации используют интернет как средство продвижения своих товаров и услуг, а значит приобщаются к цифровизации, однако темпы внедрения и реализации цифровизации в Российской Федерации очень низкие. Если Россия продолжит развитие транспортных систем такими темпами, то она не сможет противостоять конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
На официальном сайте Eurostat «International Digital Economy and Society Index в 2018 году были опубликованы мировые данные готовности стран к цифровизации транспортных систем, данные представлены на рисунке 8.
1,8 -
0,40 0,42 0,44 0,46 0,48 0,50 0,52 0,54 0,56 0,58 0,60 0,62 0,64 0,66 0,68 0,70 0,72 0,74 0,76
Развитие цифровой инфраструктуры
Рис. 8. Мировые данные готовности стран к цифровизации транспортных систем в 2018 году
(Составлено автором)
За основу проведенного анализа были взяты 2 показателя: Индекс конкурентоспособности транспорта и логистики и Индекс развития цифровой инфраструктуры. Синей линией отмечены страны, обладающие средним уровнем развитости логистики, необходимым для соответствующего уровня цифровизации страны. К таким странам относятся: Канада, Австралия, Дания, Финляндия, ВЕНГРИЯ, Греция, Румыния. Выше синий отметки расположены страны, которые эффективно используют свой потенциал цифровизации в транспортном бизнесе: Германия, Япония, Китай, Бельгия, Австрия, Франция, Италия, Испания, Польша, Португалия, Турция, Чили, Великобритания, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия. И соответственно, ниже синей границы разместились страны, наименее эффективно использующие цифровые технологии в транспорте и логистики: Норвегия, Южная Корея, Исландия, Ирландия, Эстония, Израиль, Литва, Сербия, Хорватия, Словакия, Латвия, Болгария, Мальта и Россия. Россия находится на самом нижнем уровне готовности к использованию цифровых технологий и характеризуется слабой эффективностью внедрения цифровизации в логистическом бизнесе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия отстает от многих крупных стран в области развития цифровых технологий и их внедрения в транспортный сектор экономики.
На официальном сайте Eurostat «International Digital Economy and Society Index так же опубликованы официальные данные стран по размерам рынка информационных технологий (ИТ), приведенных в %-ом соотношении от ВВП за 2018 год и данные о затратах на НИОКР. Собранные данные систематизированы и представлены в виде диаграмм на рисунках 9 и 10.
194
Индекс конкурентоспособности транспорта; и логистики
Германия
Португалия Китай Польша
Чили
Франция Чешская Республика
Турция Ч!
■ ~ Кипр I 'умпщ III я Мексика Болгария
Бразилия
Нидерланды
Великобритания Япония ... \ г
Бельгия Швеция \
Австрия Новая Зеландия Швейцария
» ______ ■ ^{Дания
Австралия Финляндия Канада Люксембург
Норвегия
Ирландия
Испания
i Эстония
Южная Корея
Исландия
Рис. 9. Распределение стран по размерам рынка информационных технологий (ИТ), приведенных в %-ом соотношении от ВВП за 2018 год (Составлено автором)
Из рисунка 9 видно, что информационные технологии больше применяются в таких странах, как Швеция (размер ИТ в % от ВВП составляет 5,9 %); Швейцария (размер ИТ в % от ВВП составляет 5,4 %); Великобритания (размер ИТ в % от ВВП составляет 4 %); Ирландия, Франция, Германия. На среднем уровне по развитости рынка ИТ находятся: США, Канада, Финляндия, Канада, Бельгия, Израиль, Австрия. Аутсайдерами в области развития информационных технологий являются Россия (размер ИТ в % от ВВП составляет 1,8 %) и Румыния (размер ИТ в % от ВВП составляет 1,7 %).
0,05 0,045 0,04 0,035 0,03 0,025 0,02 0,015 0,01 0,005 0
1,1% 1(
1,3% 1,3% 1Д0/0
0,5%
0,5%
а I
о и
« Д
^ ^ Ц Й я
Й « 2 О «
£ I
к Й В н а Й ^ ¡3 ^
<
2
|н а с
л я и ш ._-, Н Й И м га ^ ь
К я
§ б %
3 Й в в
0 И К я
3 а 3 е
& с
8
ИН ^ 8 4 о
о
га
Рис 10. Распределение стран по уровню затрат на НИОКР за 2018 год (Составлено автором)
195
Данные рисунка 10 показывают, что в таких странах как: Южная Корея, Швеция, Австрия, Дания, Германия, США огромная роль отводится развитию ИТ и осуществляются крупные вливания (распределение затрат) на НИОКР. Меньше всего инвестируют средства в НИОКР такие страны как: Россия, Ирландия, Польша, Литва, Словакия, Латвия и Румыния.
Проведённый анализ мирового рынка показал, что России необходимо уделить особое внимание развитию информационных технологий и инвестированию в цифровизацию транспортных систем, чтобы не потерять свою конкурентную позицию на мировом рынке.
В 2019 году в Российской Федерации были выделены приоритетные направления цифровой трансформации. Основным направлением, подлежащим цифровизации, является транспортное направление бизнеса (рис. 11).
Логистика Финансы и Маркетинг Управление Сервисное Цепочки
отчетность персоналом обслуживание поставок
PUc. 11. Основные направления транспортных систем, подлежащих цифровизации в 2019 году по данным федеральной статистики (Составлено автором)
Из рисунка 11 видно, что основным направлением цифровизации в транспортных системах является логистика с долей значимости 40 %, цифровизация процессов составления отчетностей необходима на 27 %, следующим по значимости процессом является маркетинг — 21 %. Также, не значительная доля управления персоналом и сервисное обслуживание необходимо перевести на компьютерное обеспечение.
Компания Strategi Partners провела анализ и выделила эффективные доли секторов транспортной отрасли использующих цифровую бизнес-модель в 2019 году, % (рис. 12).
Из рисунка 12 отчетливо видно, что почтовые и курьерские компании наиболее эффективно используют цифровые бизнес-модели в 2019 году, их эффективность составляет 93 %. Компании, занимающиеся железнодорожными перевозками (Ж/Д перевозки) находятся почти на одном уровне эффективности с курьерскими фирмами — 92 %. Организация, занимающиеся пассажирскими авиаперевозками имеют уровень эффективности использования цифровых бизнес-моделей на уровне 81 %. Наименее эффективно используют цифровизацию в своей деятельности фирмы по грузовым автоперевозкам — 15 %. Следовательно, можно сделать вывод о том, что компаниям, которые занимаются грузовыми автоперевозками необходимо наращивать темпы цифровизации и увеличивать инвестиции в разработки и внедрение цифровых технологий в свои бизнес-процессы.
В 2019 году компания Strategi Partners провели анализ готовности транспортного сектора в России к цифровизации, были опрошены многочисленные транспортные компании, опрос состоял
196
Водные грузоперевозки
Грузовые автоперевозки
Городская мобильность
Пассажирские авиаперевозки
Ж/Д перевозки
Почтовые и курьерские компании
i 0%
15%
35°%
92%
93%
0%
20%
40%
60%
80%
100%
fUc. 12. Эффективные доли секторов транспортной отрасли РФ использующих цифровую бизнес-модель в 2019 году, % (Составлено автором)
из нескольких вопросов: Готовы ли вы на ваш взгляд к цифровизации бизнеса? Есть ли у Вас стратегия перехода к цифровым технологиям? Реализуете ли Вы в своей деятельности цифровые системы и технологии? Результат проведенного опроса представлен на рисунке 13.
10%
ЦТ не
является
приоритетом
У 31% компаний 55% компаний уже приступили
стратегия ЦТ отсутствует к реализации стратетий ЦТ
PUc. 13. Анализ готовности транспортного сектора в России к цифровизации (Составлено автором)
По результатам анализа, проведенного компанией Strategi Partners, следует сделать вывод о том, что транспортный бизнес в России характеризуется высоким потенциалом к развитию цифровых технологий в своей деятельности, так как более 55 % логистических компаний уже приступили к цифровизации и активно реализуют стратегии цифровых трансформаций. Тем не менее существует еще не малая доля компаний — 31 %, которые еще даже не разработали свою стратегию по внедрению цифровых технологий в свои бизнес-процессы.
На сегодняшний день в России уже существует небольшая прослойка логистических организаций (фирм), которые масштабно реализовывают цифровые модели ведения своего бизнеса, к таким фирмам в большей степени относятся: WILDBERRIES, OZON, Яндекс, Delivery Club, Aviasels, ПЭК и др. Для развития транспортного (логистического) сектора экономики в России транспортным компаниям с низким уровнем использования инновационных технологий необходимо перенимать опыт данных компаний, это позволит укрепить в целом транспортную систе-
197
му страны и вывести ее на новый уровень на мировом рынке повысив конкурентоспособность Российской Федерации. ВЫВОДЫ
Обобщая результаты проведенного анализа следует отметить, что в России логистика движется в положительном направлении развития, транспортные компании разрабатывают, а некоторые уже и реализует цифровизацию процессов деятельности. В России увеличивается доля продвижения товаров и транспортных услуг посредством сети интернет, ведется инвестирование инновационных разработок для совершенствования транспортной системы страны. Внедрение ЦТ в бизнес-процессы транспортных компаний дает потенциал более устойчивого функционирования Развитие транспортного сектора экономики в России, что в свою очередь позволяет стране повысить свою конкурентоспособность и укрепить социально-экономическое положение.
Стоит заметить, что в целом устойчивое развитие страны зависит от стабильного социально-экономического развития ее регионов, а значит и развитие транспортной системы России зависит от функционирования транспортного бизнеса в отдельных ее регионах. Транспортные коридоры РФ проходят через все ее области, округи, республики, следовательно, актуально рассмотреть инновационную активность транспортного бизнеса по субъектам РФ (табл. 5).
Таблица5. Уровень инновационной активности т
занспортных организаций по субъектам РФ, % :
Округ 2016 2017 2018 2019 2020 Темп роста 2016-2020 гг., %
Центральный федеральный округ 10,3 18,5 16,2 10,8 12,5 2,2
Северо-Западный федеральный округ 8,3 15,9 15,9 10,1 10,8 2,5
Южный федеральный округ 7,1 11,9 9,5 7,5 8,0 0,9
Северо-Кавказский федеральный округ 2,9 7,5 4,4 1,7 3,5 0,6
Приволжский федеральный округ 9,4 14,3 13,3 11,6 15,5 6,1
Уральский федеральный округ 8,2 15,7 14,9 9,3 10,2 2,0
Сибирский федеральный округ 7,0 12,3 9,9 7,5 9,8 2,8
Дальневосточный федеральный округ 6,2 10,5 8,9 6,0 6,9 0,7
* Составлено автором
Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что уровень инновационной активности транспортных организаций в РФ и в ее субъектах растет. Самым инновационно-активным субъектом является Приволжский Федеральный округ, поэтому актуально рассмотреть инновационную активность в разрезе его субъектов, чтобы определить наиболее сильные регионы и разработать цифровые решения для транспортных компаний, функционирующих на их территории, которые смогли бы позволить развить транспортную систему России в целом. Проблемы развития транспортной системы решаются на разных уровнях, что способствует формированию эффективной системы, отвечающей запросам развития экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ ОТ 01.04.1996 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.11.2021).
2. Потехина Е.Н. Концептуальная модель инновационной устойчивости логистической деятельности / Е.Н. Потехина // Инновационное развитие экономики. — 2017. — N° 6 (42). — С. 145-148.
3. Потехина Е.Н. Факторы инновационной устойчивости и их влияние на логистическую деятельность / Е.Н. Потехина // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 6 (42). — С. 149-151.
4. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения: 24.11.2021).
5. Кардашева М.А. Перспективы развития транспортной логистики / М.А. Кардашева, И.Д. Далгатова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2016. — № 9. — С. 69-75.
6. Eurostat «International Digital Economy and Society Index: official site [Electronic Resource]. — Access Mode: digital-strategy.ec.europa.eu/ (date of the application: 24.11.2021).
7. Strategi Partners: официальный сайт компании [Электронный ресурс] — Режим доступа: strategy.ru/ (дата обращения: 24.11.2021).
198
SPISOKLITERATURY
1. O kontseptsii perekhoda Rossiyskoy Federatsii k ustoychivomu razvitiyu: Ukaz Prezidenta RF OT 01.04.1996 g. [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 24.11.2021).
2. Potekhina Ye.N. Kontseptual'naya model' innovatsionnoy ustoychivosti logisticheskoy deyatel'nosti / Ye.N. Potekhina // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2017. — N° 6 (42). — S. 145-148.
3. Potekhina Ye.N. Faktory innovatsionnoy ustoychivosti i ikh vliyaniye na logisticheskuyu deyatel'nost' / Ye.N. Potekhina // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2017. — № 6 (42). — S. 149-151.
4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 24.11.2021).
5. Kardasheva M.A. Perspektivy razvitiya transportnoy logistiki / M.A. Kardasheva, I.D. Dalgatova // Regional'nyye problemy preobrazovaniya ekonomiki. — 2016. — № 9. — S. 69-75.
6. Eurostat «International Digital Economy and Society Index: official site [Electronic Resource]. — Access Mode: digital-strategy.ec.europa.eu/ (date of the application: 24.11.2021).
7. Strategi Partners: ofitsial'nyy sayt kompanii [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: strategy.ru/ (data obrashcheniya: 24.11.2021).
Статья поступила в редакцию 14 декабря 2021 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2021 года
199