арендных отношений. Новый стандарт усложнил процесс учета аренды, но в то же время повысил прозрачность и сопоставимость бухгалтерской отчетности организаций. Понимание теоретических аспектов и практических подходов к применению ФСБУ 25/2018 необходимо для правильного и эффективного учета арендных операций.
Источники:
1. Антошина, О. А. Условия применения ФСБУ 25/2018 и отдельные практические вопросы / О. А. Антошина // Налоговая политика и практика. - 2024. - № 2(254). - С. 31-35. - EDN EJDYEE.
2. Котова, К. Ю. Реформирование бухгалтерского учета в России: отражение операций аренды у лизингодателя в соответствии с ФСБУ 25/2018 / К. Ю. Котова, С. О. Мережинский // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 2-1(108). - С. 174-182. -EDN DQOZHB.
3. Проблемы применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» / В. Г. Широбоков, А. С. Созонов, Н. Н. Волкова, М. А. Пономарева // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 3(56). - С. 264-268. - EDN CWEQPU.
4. Чайковская, Л. А. Амортизация основных средств и ее ключевые элементы / Л. А. Чайковская, В. Л. Кожухов // Исследование проблем экономики и финансов. - 2022. - № 3. - EDN KCMJUK.
EDN: XEJTCT
Л.М. Капустина - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
L.M. Kapustina - doctor of economics, professor, Head of the Department of Marketing and International Management, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia;
М.А. Казанкина - менеджер по работе с клиентами, АО «СиАйТи Терминал», Екатеринбург, Россия, [email protected],
M.A. Kazankina - account manager, "CIT Terminal" JSC, Ekaterinburg, Russia.
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИЕЙ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ MANAGEMENT OF A TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANY IN THE CONTEXT OF ANTI-RUSSIAN SANCTIONS
Аннотация. В статье рассматриваются основные тренды развития российского рынка логистики, анализируются изменения макросреды для транспортно-логистических компаний, выявляются новые подходы к управлению компанией в условиях антироссийских санкций на примере ООО «ЛОГОПЕР». Получены выводы об увеличении железнодорожных грузоперевозок РФ с Китаем, перестройке маршрутов транспортировки внешнеторговых грузов, повышении роли цифровых технологий в логистике. Определены управленческие решения в транспортно-логистическом центре «Уральский», позволившие увеличить пропускную способность «сухого порта» и минимизировать время обработки контейнерных поездов: создание виртуального личного кабинета клиента, внедрение автоматизированного сервиса контейнерного поезда, внедрение современных систем управления складами и цифровизация управления приемоотправочным парком и др.
Abstract. The article deals with the main trends in the development of the Russian logistics market, analyzes changes in the macro environment for transport and logistics companies, identifies new approaches to company management in the context of anti-Russian sanctions on the example of LOGOPER LLC. Conclusions have been drawn on the increase in rail freight traffic between the Russian Federation and China, the restructuring of routes for the transportation of foreign trade goods, and the increasing role of digital technologies in logistics. Management solutions have been identified in the transport and logistics center «Ural», which made it possible to increase the capacity of the dry port and minimize the processing time of container trains: the creation of a virtual personal account of the client, the introduction of an automated container train service, the introduction of modern warehouse management systems and digitalization of the management of the receiving fleet, etc.
Ключевые слова: «сухой порт», логистический рынок, экономические санкции, контейнерные перевозки, железнодорожные грузоперевозки, транспортно-логистический центр «Уральский».
Keywords: "dry port", logistics market, economic sanctions, container transportation, rail freight, Uralsky transport and logistics center.
Введение
С 2022 года Россия сталкивается все с большим количеством санкций. На их фоне на рынке логистики появляется множество трендов, которые как положительно, так и негативно влияют на деятельность логистических компаний. На заседании Гильдии логистических операторов в Московской торгово-промышленной палаты было отмечено, что в 2023 году объем международных перевозок в направлении «Евросоюз - Россия» сократился на 33,3 % [Обсуждены тренды и точки роста транспортной логистики в 2024 году. Новости Московской торгово-промышленной палаты. 14.02.24. - URL: https://moscow.tpprf.ru/ru/news/529566/], при этом в такие страны, как Китай, Казахстан, Киргизия, Армения, Узбекистан, Белоруссия, Турция - наблюдается рост. Один лишь товарооборот с Китаем в 2023 году вырос с 185 до 240 млрд долл. США [Прогноз развития логистики: главные тренды 2024 года и как сервисы платформы «Мой экспорт» могут помочь в доставке грузов. Новости Российского Экспортного Центра. 09.02.24. -URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/prognoz-razvitiya-logistiki-glavnye-trendy-2024-goda-i-kak-servisy-platformy-moy-eksport-mogut-pomoch/]. В этом случае санкции оказывают содействие компаниям, занимающимся логистикой с КНР, в привлечении большего количества потенциальных клиентов, так как интересы заказчиков на китайское направление продолжают расти.
В условиях санкций выросла актуальность развития международного транспортно-логистического коридора «Север-Юг», инициированного Россией, Индией и Ираном еще в 2000 г. В последние годы число участников проекта увеличилось до 11, что позволит российским транспортно-логистическим компаниям перевозить внешнеторговые грузы альтернативными маршрутами [5]. К тому же данный транспортный коридор «способен в 2 раза ускорить доставку грузов по сравнению с морским путем через Суэцкий канал» [1]. Экономические санкции вынудили международные логистические компании отказаться от транзита грузов из Китая в Европу по российской территории, что негативно сказалось на объемах перевозок [3]. Наиболее сильно падение объемов перевозимых грузов коснулось Калининградской области, граничащей с европейскими странами. В частности, по железной дороге только в 2022 году было перевезено грузов меньше, чем в предыдущем году, почти на 26 % [2].
Против России до сих пор продолжают вводиться новые санкции. На этом фоне у логистических операторов возникают проблемы с бесперебойным ведением торговых сделок. С начала 2024 года ужесточилась по-
литика многих банков Гонконга вследствие давления США на Китай, а также из-за последнего пакета санкций [Крупнейшие банки Гонконга отказываются принимать платежи из России. BFM.ru. 04.02.2024. - URL: https://www.bfm.ru/news/543521]. Один из наиболее известных китайских банков Zhejiang Chouzhou Commercial Bank приостановил операции с Россией. Блокировка переводов происходит не только в рублях, но и в юанях. Конечно, эти случаи встречаются не повсеместно, однако они значительно нарушают работу по ведению внешнеторговых сделок. Помимо ограничений китайских банков стоит отметить, что политическая ситуация влияет на изменение множества логистических схем, которые постоянно требуют доработки под индивидуального клиента. При этом повышается вероятность введения новых запретов и ограничений во внешней торговле с Россией.
Несмотря на множество проблем, которые возникают по причине введения антироссийских санкций, нестабильная политическая ситуация привела к переориентации товарных потоков и дала толчок развитию логистики в юго-восточном направлении. Китай для России остается наиболее значимым торговым партнером.
Цель исследования - определить трансформации в макросреде и управлении транспортно-логистической компанией в условиях антироссийских санкций на основе выявления тенденций развития логистического рынка России и мира в контексте новых технологий организации бизнес-процессов.
Анализ изменений макросреды транспортно-логистических компаний
В условиях санкций внешнеторговые связи между Россией и азиатскими странами укрепляются все сильнее, активно растет объем товарооборота с Китаем. Важно отметить, что за последние 3 года экспорт и импорт в Китай выросли соответственно на 44 % и 19 % [7]. Значительнее всего увеличилось количество авиаперевозок в направлении Китая - в 2,5 раза. Из-за переадресации торговых потоков спрос на доставку из Китая вырос более чем на 40 % [9]. Таким образом, одним из трендов на 2024 год является достижение стабильности перевозок в направлениях Китая, Турции, Закавказья, Ирана, стран Центральной и Восточной Азии. Возможность реализации китайских товаров на местном рынке, а также желание продвигать собственную продукцию на рынке Китая способствуют росту популярности транспортно-логистических услуг в данном направлении, а также увеличению числа организаций, оказывающих спектр данных услуг.
Можно выделить несколько важнейших тенденций в развитии логистического рынка.
- Технологические тренды в логистике. Сейчас данный сектор и в России проходит активную цифровую трансформацию, при этом уже существует некоторая база подобных проектов. Основным преимуществом внедрения цифровых инноваций является снижение себестоимости и скорости доставки грузов. Активно развиваются сейчас также технологии блокчейн из-за возросшего числа вирусных атак, в 2023 году их количество в российских компаниях выросло примерно на 40% [6]. Популярными становятся датчики IoT, позволяющие отслеживать состояние и местонахождение груза в реальном времени, также активно развиваются облачные технологии. Чем больше цифровые инновации будут внедряться в ежедневные процессы компаний и чем больше о них будут говорить в транспортно-логистическом пространстве, тем более вероятен переход данной отрасли на следующий уровень своего развития.
- Формирование запроса на полный комплекс логистических услуг. Со временем операторы логистики развивают все большее количество дополнительных услуг для клиентов. В свою очередь спрос на комплексное оказание услуг растет, так как заказчикам требуется не только перевозка груза из одной точки в другую, но и полноценное документационное и таможенное сопровождение, поддержание связи с поставщиками и иные сложности, для которых не хочется привлекать третьи лица. При этом предложение этих услуг также возрастает, и, вполне вероятно, что в будущем будут появляться операторы не только 5PL-уровня, но и 6, 7 и прочие. Рост рынка будет продолжаться из-за перестройки и изменения географии грузопотоков.
- Инфляционный рост тарифов на грузоперевозки. В 2023 году в России было зафиксировано резкое удорожание грузоперевозок. Санкционное влияние так или иначе разорвало многие цепочки поставок, которые создали сложности для российского логистического бизнеса. Российским судам запрещено входить в европейские порты, а порты России потеряли былой объем грузопотоков. Автомобильные перевозчики также столкнулись с трудностями. Российские и белорусские грузовые автомобили не пропускают на территорию Евросоюза. Дополнительные сложности возникают при прохождении таможенных формальностей. Перечень запрещенных к экспорту и импорту санкционных товаров становится все больше, поэтому сотрудники таможни все тщательнее досматривают весь провозимый груз [4]. Причины удорожания перевозок также кроются в увеличении спроса на китайские товары, ведь Китай является одним из крупнейших производителей, поэтому объем товародвижения увеличивается каждый день. Особенно в настоящее время выросли тарифы на авиаперевозки, из-за чего импортеры начали больше консолидировать грузы для наземной сборки, либо заказывать товар большими партиями, но намного реже [10].
- Рост перевозок Китай - Россия. К концу 2023 года железнодорожные перевозки между Россией и КНР стали преобладающими, их объем увеличился на 36 % и составил 161 млн т. При этом 70 млн т пришлось на контейнерные грузоперевозки [В РЖД зафиксировали рекордный объем перевозок в сообщении с Китаем. РБК. 14.02.24. — URL: https://www.rbc.ru/industries/news/6579af959a7947111e724d01]. Стоит отметить, что их объемы к концу 2023 года значительно выросли - на 14,2 % по сравнению с предыдущим годом [В РЖД сообщили о росте объемов контейнерных грузоперевозок на 14%. РБК. - URL: https://www.rbc.ru/industries/news/6579af959a7947111e724d01]. Особенно отмечается рост импортных грузоперевозок в категории автомобилей и комплектующих, их доля увеличилась в 2,3 раза по сравнению с 2022 годом. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что спрос на наземные перевозки, в частности, железнодорожные контейнерные, повышается.
Новые управленческие решения российской транспортно-логистической компании в условиях санкций
В качестве кейса по изменению менеджмента в условиях санкций предлагается рассмотреть транспорт-но-логистический центр «Уральский», который входит в проект «Сухой порт Екатеринбург» и находится под управлением компании ООО «ЛОГОПЕР».
Деловая репутация. Компания позиционирует себя в качестве мультимодального оператора и экспедиторской компании с опытом контейнерных перевозок более 15 лет как во внутрироссийском, так и международном сообщении. Помимо нового терминала в Екатеринбурге компания владеет еще тремя транспортно-логистическими центрами в России. Компания периодически участвует в международных выставках и форумах, проводит экскурсии по своим терминалам для партнеров, заключает соглашения с другими транспортно-логистическими и производственными компаниями для повышения эффективности контейнерных перевозок.
Безопасность. На официальном сайте компании имеются все необходимые документы по охране труда работников, свидетельства, соглашение о сотрудничестве с РЖД. Также прописаны технические характеристики каждого терминала, представлены сведения об актуальных маршрутах и расписании поездов, присутствует необходимая информация обо всех видах дополнительных услуг компании. Результаты регламентной проверки на сайте СПАРК выявили, что компания ООО «ЛОГОПЕР» обладает высокой благонадежностью и низким уровнем риска, так как отвечает практически всем базовым критериям проверки.
Финансовое положение. Компания ООО «ЛОГОПЕР» в 2023 году удвоила выручку и собственный оборотный капитал, прибыль сократилась из-за санкций. Финансовое состояние компании рассматривается как устойчивое.
Технологии. В ООО «ЛОГОПЕР» запущен виртуальный личный кабинет, где другие компании имеют возможность оперировать детализированной информацией по счетам, получать и скачивать документы по перевозке в электронном виде, следить за информацией о движении контейнеров и многое другое. Данная разработка улучшает процесс коммуникации с клиентами и позволяет избежать недопониманий в процессе сделок. Кроме того, компания предлагает особый сервис предоставления контейнерных поездов на базе фитинговых платформ и в полувагонах с Дальнего Востока до терминалов в Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. Этот сервис позволяет ускорить процесс грузоперевозок в 1,5-2 раза, включая при этом доставку «от двери до двери».
Изначально программа «сухих портов» призвана была развивать международный коридор «Север - Юг» и Арктику, расширять возможности Северного морского пути. Данные направления перспективны, так как прежде всего помогут обеспечить новые маршруты со странами Ближнего Востока, Индией, Ираном, Пакистаном, Китаем. Межправительственное соглашение о «сухих портах» было подписано в 2013 году в Бангкоке (Таиланд) представителями 14 стран, в том числе РФ и Китаем. Один из «сухопутных причалов» в России начал свое развитие в конце 2022 года под названием ТЛЦ «Уральский». Этот проект призван в значительной мере облегчить перевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стимулировать международную торговлю, повысить эффективность и снизить стоимость транспортно-логистических услуг.
Пропускная способность ТЛЦ «Уральский» достигла 300 000 ДФЭ в год, где одновременно обслуживаются несколько полносоставных контейнерных поездов. Полностью завершить данный проект планируется к концу 2027 года и нарастить мощность ТЛЦ до 600 000 ДФЭ, что соответствует более 5 тыс. контейнерных поездов в год [ТЛЦ «Уральский» в Екатеринбурге к 2027 планирует удвоить перерабатывающие мощности. Интерфакс-Урал. 13.06.23. — URL: https://www.interfax-russia.ru/ural/news/tlc-uralskiy-v-ekaterinburge-k-2027g-planiruet-udvoit-pererabatyvayushchie-moshchnosti]. При этом увеличение потока поездов из дружественных стран может повлечь за собой наращивание производственных мощностей на территории «сухого порта», так как площадь в 130 гектаров позволяет это сделать. Кроме того, проект считается частично инновационным, поскольку совместно с партнерами в ТЛЦ «Уральский» постоянно совершенствуются технологии, например, время обработки одного контейнерного поезда с момента прибытия на терминал и до момента снятия последнего контейнера обычно не превышает полутора часов за счет внедрения сетевой технологии ускоренной обработки контейнерных поездов. Более быстрый процесс обслуживания контейнерных поездов относится к ключевым преимуществам компании.
Еще одним преимуществом ТЛЦ «Уральский» является электрифицированный приемоотправочный парк приема/отправления полносоставных контейнерных поездов, что отвечает принципам «зеленой логистики». На территории терминала планируется ввести в эксплуатацию дополнительные складские мощности. С 2023 года на терминале введена в эксплуатацию одна из площадок, предназначенная для хранения легковых автомобилей на 1500 мест с 3 технологичными участками, зоной растарки и раскрепления. Все это позволяет одновременно разгружать 15 контейнеров. Это приурочено к тому, что из Китая на Урал прибывают большими партиями легковые автомобили в контейнерах, так как на них есть большой спрос.
Серьезной проблемой для России стала ощутимая нехватка персонала в логистической отрасли, особенно увеличился спрос на такие профессии как водитель грузового автотранспорта, складской работник, экспедитор, курьер, логист. По данным сайта Headhunter, за год среднее количество вакансий в логистике выросло более чем в 1,5 раза - до 155,5 тыс., при этом число резюме сократилось на 10% [В логистике наблюдается дефицит и удорожание кадров. Коммерсант. 22.01.24. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/6464814]. Для многих логистических компаний с собственными автопарками это становится серьезным препятствием для развития. Также компании предстоит решать финансовые проблемы, связанные с отклонением денежных переводов в зарубежные страны
из российских банков. Чтобы избежать потери денег, логистические компании стараются рассчитываться с партнерами в юанях, а также проводить предварительную проверку банка поставщика, чтобы заранее знать, будет ли принят перевод из России.
Компании предстоит продолжить совершенствовать и внедрять новые технологии. В мире логистики наблюдается большое количество технологических трендов, которые компании по мере возможности начинают активно внедрять в работу, тем самым пытаясь максимально автоматизировать все процессы. Например, одним из направлений является внедрение систем управления складами (WMS) и транспортными системами (TMS). Это большой прорыв для компаний с собственными складскими площадями и позволяет им более точно контролировать перемещение товаров, а также сокращать время доставки. В логистике, как и во многих других отраслях набирают популярность инструменты с внедрением искусственного интеллекта (ИИ). На данный момент его используют всего лишь 14 % логистических компаний по всему миру [8]. ИИ становится активнее, однако далеко не все операторы могут доверить ему свои бизнес-процессы. При этом разработка качественной и полноценной цифровой платформы для логистики, которые включали бы ИИ-инструменты, требует дополнительных финансовых и временных ресурсов. Для этого необходимо либо расширить, либо создать в компании IT-подразделение с грамотными специалистами. Нельзя не упомянуть и о развивающейся технологии блокчейн, которая позволяет объединить все данные в одну сеть, оцифровать их и надежно хранить, а также передавать их в зашифрованном виде. С одной стороны, это обеспечивает безопасность данных, а с другой повышает прозрачность логистических операций, доставки грузов, важной документации. Эти и другие развивающиеся технологические тренды приводят к еще большему расцвету логистики и могут значительно упростить работу многих операторов.
Заключение
Экономические санкции вызвали существенные изменения макросреды в деятельности транспортно-логистических компаний и вызвали новые тренды и проблемы в развитии рынка логистики России: увеличение грузоперевозок со странами Юго-Восточной Азии, отказ от европейских поставщиков и перевозчиков, инфляционный рост тарифов, поиск финансовых решений по обеспечению внешнеторговых контрактов и др. Вместе с тем, мировой тренд на цифровизации логистических бизнес-процессов требует внедрения новых технологий, связанных с искусственным интеллектом, интернетом вещей, автоматизацией рутинных процессов для сокращения времени обработки контейнерного поезда и др.
В этих условиях транспортно-логистический центр «Уральский» под управлением ООО «ЛОГОПЕР» становится точкой притяжения грузов из КНР, наращивая при этом поставки наиболее востребованных товаров, таких как транспортные средства, комплектующие, бытовая техника и электроника, строительные материалы, мебель и другие. По спектру услуг терминал предлагает клиентам достаточно широкие возможности по грузоперевозкам. Важно отметить и удачный выбор локации нового центра, потому что такое расположение дает возможность максимально приблизить терминал к потребителю и без проблем доставить, например, скоропортящиеся продукты в нужное место. Компания приняла ряд серьезных управленческих решений, позволивших увеличить ее конкурентоспособность: приобретение значительных площадей «сухого порта», позволяющая ежегодно наращивать пропускную способность; формирование репутации мультимодального оператора, предлагающего полный спектр логистических услуг; создание виртуального личного кабинета клиента, внедрение автоматизированного сервиса контейнерного поезда, внедрение современных систем управления складами и цифровизация управления приемоотправочным парком, что минимизировало время обработки одного поезда, и др. Совершенствование управления позволило компании повысить технологический уровень, финансовую устойчивость, нарастить объемы продаж своих услуг в сложных условиях антироссийских санкций.
Источники:
1. Анистратова А. В., Бурдель Д. В., Мамедова Н. Х. Актуальные проблемы в области международных перевозок в условиях 20222023 годов и формирование новых транспортных маршрутов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2023. - №. 5-1 (80). - С. 183-186.
2. Василенок В.Л. и др. Оценка уровня развития транспортно-логистической инфраструктуры при принятии управленческого решения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2024. - N°. 1. - С. 76-92.
3. Левченко Н.В. Корпоративная стратегия международной логистической компании в условиях санкций Запада // Инновации и инвестиции. - 2023. - №. 4. - С. 126-132.
4. Сафиуллин, М. Р. Направления импортозамещения региона в условиях санкционного давления: пример Республики Татарстан / М. Р. Сафиуллин, А. А. Гатауллина, Л. А. Ельшин // Управленец. - 2023. - Т. 14, № 5. - С. 59-82. - DOI 10.29141/2218-5003-2023-14-5-5.
5. Метёлкин П. В., Лобачёв В. В., Голышкова И. Н. Современные тренды развития транспортно-логистической системы России // Транспортное дело России. - 2023. - №. 1. - С. 11-13.
6. Петров М. Логистика в России: потенциал и вызовы в условиях цифровой трансформации. ICT-Online. 02.02.24. https://releases.ict-online.ru/news/Logistika-v-Rossii-potentsial-i-vyzovy-v-usloviyakh-tsifrovoi-transformatsii-284376.
7. Стрельцов Г.Р. Тренды в логистике Российской Федерации в условиях санкционного давления/ Особенности развития мировой экономики в современных условиях: реинтеграция и новый мировой порядок: Сб. науч. статей Межвузовской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2023. - С. 172-178.
8. Феофанов А. Какие основные IT-тренды логистики можно выделить в 2024. РБК, 14.02.24. https://companies.rbc.ru/news/ OhNnr2ungb/kakie-osnovnyie-it-trendyi-logistiki-mozhno-vyidelit-v-2024/.
9. Хрущалев Д. Тренды в логистике: к чему приготовился рынок грузоперевозок в 2024 году / РЖД.Партнер.ру, 16.02.24. https://www.rzd-partner.ru/logistics/comments/trendy-v-logistike-k-chemu-prigotovilsya-rynok-gruzoperevozok-v-2024-godu.
10. Акбердина, В. В. Системная устойчивость промышленности индустриальных регионов к условиям санкционного давления: оценка и перспективы / В. В. Акбердина // Journal of New Economy. - 2022. - Т. 23, № 4. - С. 26-45. - DOI 10.29141/2658-50812022-23-4-2.