Научная статья на тему 'Особенности интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде'

Особенности интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / INTELLECTUAL ACTIVITIES OF THE INDIVIDUAL / ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ / THE PERSONALITY TYPOLOGY OF INTELLECTUAL ACTIVITY / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / MIX-AGED STUDENT'S ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Марина Михайловна

Статья посвящена типологии интеллектуальной деятельности личности разновозрастной студенческой среды. В работе дается характеристика следующих типов структурной организации интеллектуальной деятельности личности: операционального, аксиологического, экстравертированного, эмоционального, гармоничного, абстрактного, интеллектуально-выносливого, генерирующего, проявление которых зависит от соотношения показателей выделенных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF INTELLECTUAL ACTIVITY OF A PERSONALITY IN A MULTI-AGE STUDENT ENVIRONMENT

The paper considered the typology of the intellectual activity of individuals in mix-aged student’s environment. The paper describes the following types of structural organization of the person’s intellectual activity: operational, axiological, extraverted, emotional, harmonious, abstract, intellectual endurance, generating, the display of which depends on the correlation of indicators selected components.

Текст научной работы на тему «Особенности интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Мишина Марина Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ); e-mail: mishinamm@yandex.ru; тел.: +7 (926) 863-87-35

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена типологии интеллектуальной деятельности личности разновозрастной студенческой среды. В работе дается характеристика следующих типов структурной организации интеллектуальной деятельности личности: операционального, аксиологического, экстравертированного, эмоционального, гармоничного, абстрактного, интеллектуально-выносливого, генерирующего, проявление которых зависит от соотношения показателей выделенных компонентов.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность личности, типология интеллектуальной деятельности личности, разновозрастная студенческая среда.

Типология структуры интеллектуальной деятельности личности построена на основе разработанной нами теоретической модели интеллектуальной деятельности личности, которая раскрывается как сложный, поэтапный, саморазвивающийся процесс возникновения, закрепления и преобразования содержательных характеристик когнитивного, мо-тивационного, эмоционального, регулятивного и результативного компонентов, обеспечивающих личности возможность проявлять интеллектуальную активность [1, 2, 5, 6].

Уровни развития интеллектуальной деятельности личности выявляются на основе разработанной теоретической модели, отражающей различную степень интеграции межи внутрикомпонентных связей в зависимости от соотношения показателей компонентов изучаемой психологической структуры: чем выше уровень развития интеллектуальной деятельности личности, тем выше показатели когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного компонентов.

Различия в динамике меж- и внутрикомпонентных связей в структуре интеллектуальной деятельности обусловлены индивидуальными, возрастными и половыми особенностями личности [3, 4].

Тип интеллектуальной деятельности личности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как процесс обмена опытом между людьми, а затем на этой основе формируются типологические различия в структурной организации интеллектуальной деятельности отдельной личности, опирающиеся на образы и понятия [7, 8].

В исследовании приняли участие 748 человек (145 мужчин и 603 женщины в возрасте от 18 до 53 лет) - представители российского студенчества, обучающиеся на гуманитарных факультетах по очной и очно-заочной формам в Российском государственном гуманитарном университете в г. Москве и в подмосковных филиалах (Балашиха, Домодедово, Дмитров, Павловский Посад, Железнодорожный, Фрязино, Воскресенск, Кашира); в Московском государственном областном университете; в Столичной финансово-гуманитарной академии (г. Москва), из них 713 человек - при проведении формирующего эксперимента продуктивности интеллектуальной деятельности в разновозрастной студенческой среде.

Математический анализ выявил глубинные факторы, которые имеют высокую факторную нагрузку (р > 0,05) и проявляются в интеллектуальной деятельности личности.

Операциональный тип имеет высокий уровень развития когнитивного компонента, который характеризуется высоким уровнем развития аналитико-синтетической деятельности. Высокий уровень соответствует следующим показателям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, память, поленезависимость, широкий диапазон эквивалентности, самоконтроль, внутренний локус-контроля, интеллектуальная активность, креативность, теоретический план способностей, любознательность, воображение, сложность, напряженность, смелость, тревожность, успешность выполнения всех тестовых заданий. Средний уровень соответствует следующим показателям: поленезависимость, пространственное воображение и пространственное обобщение, цели в жизни, смысловая наполненность жизни, результат жизни, ценности дела, конкретные и индивидуалистические ценности, вера в осуществление жизненных предназначений, рефлексивность. Низкий уровень показателей: самомотивация, управление своими эмоциями, эмпатия.

Аксиологический тип имеет высокий уровень следующих показателей: цели в жизни, смысловая наполненность жизни, результат жизни, локус контроля - Я, локус контроля -жизнь, ценности общения, самомотивация, внутренний локус контроля, осмысленность жизни, абстрактные ценности, ценности дела, ценности принятия других людей, вера, самоконтроль, теоретический план способностей, любознательность, воображение, рациональный подход к решению проблемы, креативность, рефлексивность. Средний уровень показателей: поленезависимость, интуитивный подход к решению проблемы, практический план способностей, сложность, креативность, широкий диапазон эквивалентности и успешность выполнения всех тестовых заданий. Низкий уровень - экспрессивность, чувствительность, творчество.

Экстравертированный тип имеет высокий уровень следующих показателей: по-ленезависимость, самомотивация, внутренний локус контроля, осмысленность жизни, абстрактные ценности, ценности дела, индивидуалистические ценности, ценности самоутверждения, склонность к доминированию, смелость, конкретная концептуализация, креативность, чувствительность, тревожность. Средний уровень показателей: дополнение предложений, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, память, узкий диапазон эквивалентности, нетолерантность, любознательность, успешность выполнения всех тестовых заданий. Низкий уровень - рефлексивность, ригидность познавательного контроля.

Эмоциональный тип имеет высокий уровень следующих показателей: любознательность, поленезависимость, ценности общения, внешний локус контроля, конкретные ценности, ценности дела, ценности самоутверждения, конкретная концептуализация, широкий диапазон эквивалентности, рефлексивность, чувствительность, напряженность, управление своими эмоциями, тревожность. Средний уровень показателей: обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, память, нетолерантность, успешность выполнения всех тестовых заданий. Низкий уровень - аналогии, творчество, ригидность познавательного контроля.

Гармоничный тип имеет высокий уровень следующих показателей: креативность, внутренний локус контроля, смысловая наполненность жизни, результат жизни, локус-контроля - жизнь, ценности общения, самомотивация, осмысленность жизни, ценности дела, ценности самоутверждения, ценности принятия других людей, вера, осознанность жизненных предназначений и гармоничность жизненных предназначений, тревожность. Средний уровень - аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, память, пространственное воображение, рациональный подход к решению проблемы, ло-кус контроля - Я, цели в жизни, управление своими эмоциями, эмпатия, распознавание эмоций других людей, смелость, социальная желательность, самодостаточность и успешность выполнения всех тестовых заданий. Низкий уровень гибкости познавательного контроля и склонность к доминированию, эмоциональная осведомленность.

Конкретный тип имеет высокий уровень следующих показателей: интуитивный подход к решению проблемы, практический план способностей, узкий диапазон эквивалент-

ности, полезависимость, конкретные ценности, ценности дела, индивидуалистические ценности, ценности самоутверждения, нетолерантность, склонности к доминированию, внутренний локус контроля, эмоциональная осведомленность, экспрессивность, тревожность, конкретная концептуализация. Средний уровень показателей: любознательность, воображение, сложность, креативность, творческий потенциал, чувствительность. Низкий уровень показателей: арифметические задачи, числовые ряды, самоконтроль, эмоциональная стабильность, абстрактная концептуализация, творчество, успешность выполнения всех тестовых заданий.

Абстрактный тип имеет высокий уровень следующих показателей: пространственное воображение, пространственное обобщение, рациональный подход к решению проблемы, теоретический план способностей, любознательность, воображение, сложность, креативность, творческий потенциал, широкий диапазон эквивалентности, абстрактные ценности, конформистские ценности, эмоциональная стабильность, абстрактная концептуализация, успешность выполнения всех тестовых заданий. Средний уровень показателей: поленезависимость, тревожность, рефлексивность, толерантность к нереалистическому опыту, смелость, социальная желательность, самоконтроль. Низкий уровень следующих показателей: интуитивный подход к решению проблемы, практический план способностей, узкий диапазон эквивалентности, полезависимость.

Интеллектуально-выносливый тип имеет высокий уровень следующих показателей: пространственное обобщение, сложность, креативность, творческий потенциал, широкий диапазон эквивалентности, самоконтроль, интеграция эмоций, экспрессивность. Средний уровень следующих показателей: аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, память, пространственное воображение, интуитивный подход к решению проблемы, практический план способностей, любознательность, воображение, полезависимость, цели в жизни, смысловая наполненность жизни, ценности общения, самомотивация, внешний локус контроля, конкретные ценности, конформистские ценности, управление своими эмоциями, чувствительность, эмоциональная стабильность, склонность к доминированию, успешность выполнения всех тестовых заданий. Низкий уровень следующих показателей: ценности самоутверждения, ценности принятия других людей, вера, самомотивация, интеграция эмоций, эмоциональная осведомленность, эмпа-тия, напряженность, рефлексивность.

Генерирующий тип имеет высокий уровень следующих показателей: аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, память, пространственное воображение, пространственное обобщение, рациональный подход к решению проблемы, теоретический план способностей, любознательность, сложность, креативность, полезависимость, цели в жизни, смысловая наполненность жизни, результат жизни, локус контроля - Я, тревожность, напряженность, социальная желательность, самодостаточность, креативность, успешность выполнения всех тестовых заданий. Средний уровень следующих показателей: творческий потенциал, эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, эмпатия, интеграция эмоций, экспрессивность, чувствительность, эмоциональная стабильность, широкий диапазон эквивалентности, смелость, самоконтроль, гибкость познавательного контроля. Низкий уровень: распознавание эмоций других людей, склонность к доминированию, конкретная концептуализация, толерантность и рефлексивность.

В структуре интеллектуальной деятельности личности (п = 748) наблюдаются тесные корреляционные межкомпонентные взаимосвязи на достоверно значимом уровне (р < 0,01) между когнитивным и результативным компонентами и между мотивационным и результативным компонентами. Обнаружена отрицательная корреляционная взаимосвязь (р < 0,05) между эмоциональным и регулятивным компонентами интеллектуальной деятельности личности. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального компонента интеллектуальной деятельности личности, тем ниже уровень ее регулятивного компонента.

Выявлены межкомпонентные связи интеллектуальной деятельности личности (р < 0,01) между следующими показателями: самомотивация мотивационного компонента и эмо-

циональная стабильность эмоционального компонента; разнонаправленность жизненных предназначений мотивационного компонента и смелость регулятивного компонента; отрицательная взаимосвязь между показателями, эмпатия эмоционального компонента и нетолерантность регулятивного компонента. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень нетолерантности. Показатель регулятивного компонента «смелость» связан с показателем мотивационного компонента «разнонаправленность». Показатель результативного компонента «успешность выполнения тестовых заданий» связан с показателем «смелость регулятивного компонента».

Корреляционная плеяда меж- и внутрикомпонентных связей структуры операционального типа интеллектуальной деятельности личности разновозрастной выборки студентов (n = 77) имеет положительную внутрикомпонентную связь (p < 0,01) следующих показателей когнитивного компонента: дополнение предложений и исключение слова, обобщение и пространственное обобщение, арифметические задачи и числовые ряды, а также отрицательную связь (p < 0,01) показателей когнитивного компонента: интуитивный подход к решению проблемы и полезависимость, рациональный подход к решению проблемы и практический план способностей.

В корреляционной плеяде меж- и внутрикомпонентных связей в структуре аксиологического типа интеллектуальной деятельности личности разновозрастной выборки студентов (n = 63) представлена положительная внутрикомпонентная связь (p < 0,01) показателей мотивационного компонента: цели в жизни и локус контроля - Я, результат жизни и осмысленность жизни, абстрактные ценности и ценности принятия других людей, смелость и ценности принятия других людей, ценности дела и индивидуалистические ценности.

Установлены положительные межкомпонентные связи (p < 0,01) показателей когнитивного и мотивационного компонентов: исключение слова и смысловая наполненность жизни, обобщение и локус контроля - жизнь, пространственное обобщение и абстрактные ценности; показателей мотивационного и эмоционального компонентов: цели в жизни и эмоциональная осведомленность, абстрактные ценности и эмоциональная стабильность, ценности дела и управление своими эмоциями, индивидуалистические ценности и экспрессивность.

В корреляционной плеяде меж- и внутрикомпонентных связей в структуре экстравер-тированного типа интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной выборке студентов (n = 86) обнаружена положительная внутрикомпонентная связь (p < 0,01) показателей мотивационного компонента: результат жизни и внутренний локус контроля, ценности общения и конкретные ценности, индивидуалистические ценности и ценности самоутверждения; положительные межкомпонентные связи (p < 0,01) показателей когнитивного и мотивационного компонентов: полезависимость и самомотивация, поленеза-висимость и ценности дела; показателей когнитивного и эмоционального компонентов: поленезависимость и эмоциональная стабильность, полезависимость и распознавание эмоций других людей, поленезависимость и смелость; показателей мотивационного и эмоционального компонентов. Установлена отрицательная внутрикомпонентная связь (p < 0,01) показателей регулятивного компонента: смелость и социальная желательность, толерантность к нереалистическому опыту и социальная желательность.

В корреляционной плеяде меж- и внутрикомпонентных связей в структуре эмоционального типа интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной выборке студентов (n = 76) обнаружена положительная внутрикомпонентная связь (p < 0,01) показателей когнитивного компонента: дополнение предложений и исключение слова, аналогии и обобщение; показателей эмоционального компонента: эмоциональная осведомленность и эмпатия, экспрессивность и эмпатия; показателей регулятивного компонента: смелость и социальная желательность; положительные межкомпонентные связи (p < 0,01) показателей когнитивного и мотивационного компонентов: поленезависимость и ценности общения, числовые ряды и ценности дела; показателей когнитивного и эмоционального компонентов: теоретический план способностей и управление своими эмоциями.

Структуру гармоничного типа интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной выборке студентов (n = 73) отражает корреляционная плеяда меж- и внутрикомпонентных связей с положительной внутрикомпонентной связью (p < 0,01) показателей когнитивного - пространственное обобщение и любознательность - и мотивационного -осознанность жизненных предназначений и вера - компонентов, а также с отрицательной внутрикомпонентной связью (p < 0,01) показателей: абстрактные ценности и конкретные ценности мотивационного компонента. Установлены положительные межкомпонентные связи (p < 0,01) показателей когнитивного и эмоционального компонентов: пространственное воображение и интегративный уровень, полезависимость и эмпатия; показателей мотивационного и эмоционального компонентов: индивидуалистические ценности и экспрессивность; показателей мотивационного и регулятивного компонентов: локус контроля - Я и толерантность к нереалистическому опыту..

Положительная внутрикомпонентная связь (p < 0,01) показателей когнитивного компонента - пространственное обобщение и рациональный подход к решению проблемы, любознательность и теоретический план способностей - обнаружена в абстрактном типе интеллектуальной деятельности личности разновозрастной выборки студентов (n = 108). Установлены положительные межкомпонентные связи (p < 0,01) показателей когнитивного и мотивационного компонентов: рациональный подход к решению проблемы и локус контроля - Я, рациональный подход к решению проблемы и осмысленность жизни; показателей мотивационного и эмоционального компонентов: осмысленность жизни и управление своими эмоциями; показателей мотивационного и регулятивного компонентов: смысловая наполненность жизни и тревожность.

Показано, что структуру конкретного типа интеллектуальной деятельности личности разновозрастной выборки студентов (n = 126) отражает корреляционная плеяда значимых меж- и внутрикомпонентных связей, которая представлена положительными внутриком-понентными связями (p < 0,01) показателей когнитивного компонента: арифметические задачи и любознательность, пространственное обобщение и интуитивный подход к решению проблемы.

Корреляционная плеяда меж- и внутрикомпонентных связей структуры интеллектуально-выносливого типа интеллектуальной деятельности личности разновозрастной выборки студентов (n = 91) представляет положительную внутрикомпонентную связь (p < 0,01) показателей когнитивного компонента: числовые ряды и любознательность; эмоционального компонента: эмоциональная осведомленность и экспрессивность, а также положительные межкомпонентные связи (p < 0,01) показателей когнитивного и эмоционального компонентов: рациональный подход к решению проблемы и эмоциональная стабильность, поленезависимость и экспрессивность.

В структуре генерирующего типа интеллектуальной деятельности личности разновозрастной выборки студентов (n = 48) отражена корреляционная плеяда меж- и внутрикомпо-нентных связей, где обнаружены положительные внутрикомпонентные связи показателей мотивационного компонента: цели в жизни и вера; показателей эмоционального компонента: эмоциональная стабильность и эмпатия, распознавание эмоций других людей и чувствительность; показателей регулятивного компонента: смелость и напряженность; а также положительные межкомпонентные связи (p < 0,01) показателей мотивационного и регулятивного компонентов: индивидуалистические ценности и абстрактная концептуализация.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Агапов В.С. Изучение профессионального Я-личности в когнитивной психологии // Ак-меология. 2011. № 3. С. 71-78.

[2]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. № 1. С. 133-143.

[3]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3. С. 26-31.

4. Мишина М.М. Индивидуально-типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. 2011. № 3. С. 40-47.

5. Мишина М.М. Индивидуально-психологические различия интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. 2012. № 4. С. 94-103.

6. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. 2013. № 2 (46). С. 35-40.

7. Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде): Монография. М.: ИИУ МГОУ, 2013. 410 с.

8. Мишина М.М. Типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности: Монография. М.: МГОУ, 2012. 96 с.

MANIFESTATION OF INTELLECTUAL ACTIVITY OF A PERSONALITY IN A MULTI-AGE STUDENT ENVIRONMENT

Marina M. Mishina - Ph.D., the associate professor of psychology department RGGU; e-mail: mishinamm@yandex.ru; +7 (926) 863-87-35.

ABSTRACT

The paper considered the typology of the intellectual activity of individuals in mix-aged student's environment. The paper describes the following types of structural organization of the person's intellectual activity: operational, axiological, extraverted, emotional, harmonious, abstract, intellectual endurance, generating, the display of which depends on the correlation of indicators selected components.

Key words: intellectual activities of the individual, the personality typology of intellectual activity, mix-aged student's environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.