Научная статья на тему 'Динамика развития интеллектуальной деятельности личности сформированного специалиста'

Динамика развития интеллектуальной деятельности личности сформированного специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ (КОГНИТИВНЫЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / РЕГУЛЯТИВНЫЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ) / ВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Марина Михайловна

В статье представлена динамика развития интеллектуальной деятельности личности сформированного специалиста (взрослого обучающегося), а также автором даны содержательные характеристики: сущностные признаки, отражающие содержательный (целостность, предметность, осознанность, принадлежность субъекту, смыслообразование, целеобразование, рефлексивность, интеллектуальная активность, творчество, применение знаний) и процессуальный (поэтапность, динамичность, регулятивность, продуктивность) аспекты. Как динамическая система интеллектуальная деятельность личности обладает определенной структурой (включает когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный и результативный компоненты) и имеет различные уровни организации. Автором в статье представлены основные этапы развития интеллектуальной деятельности личности, а также параметры оценки, показатели и уровни ее развития. Представлены программа и методики эмпирического исследования, которые позволили выявить возрастные и половые различия интеллектуальной деятельности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of intellectual activity development of personality of formed specialist

The article presents the dynamics of development of intellectual activity of the person formed specialist (adult learner); essential characteristics, reflecting the substantial (integrity, objectivity, awareness, affiliation, subject, sense, purpose, reflexivity, intellectual activity, creativity, application of knowledge) and procedural (step-by-step, dynamic, regularity, productivity) aspects are presented. As a dynamic intellectual activity of an individual has a certain structure (includes cognitive, motivational, emotional, regulatory and productive components) and has different levels of organization. The article describes the main stages of development of intellectual activities of the individual, as well as evaluation parameters, indicators and levels of development. The program and methodology of the empirical research that allowed us to identify age and sex differences in intellectual activities of the individual are also presented.

Текст научной работы на тему «Динамика развития интеллектуальной деятельности личности сформированного специалиста»

о

УДК 159.923

Динамика развития интеллектуальной деятельности личности сформированного специалиста

М. М. Мишина

Dynamics of intellectual activity development of personality of formed specialist

M. M. Mishina

Аннотация. В статье представлена динамика развития интеллектуальной деятельности личности сформированного специалиста (взрослого обучающегося), а также автором даны содержательные характеристики: сущностные признаки, отражающие содержательный (целостность, предметность, осознанность, принадлежность субъекту, смыслообразование, целеоб-разование, рефлексивность, интеллектуальная активность, творчество, применение знаний) и процессуальный (поэтапность, динамичность, регулятивность, продуктивность) аспекты. Как динамическая система интеллектуальная деятельность личности обладает определенной структурой (включает когнитивный, мотиваци-онный, эмоциональный, регулятивный и результативный компоненты) и имеет различные уровни организации. Автором в статье представлены основные этапы развития интеллектуальной деятельности личности, а также параметры оценки, показатели и уровни ее развития. Представлены программа и методики эмпирического исследования, которые позволили выявить возрастные и половые различия интеллектуальной деятельности личности.

Abstract. The article presents the dynamics of development of intellectual activity of the person formed specialist (adult learner); essential characteristics, reflecting the substantial (integrity, objectivity, awareness, affiliation, subject, sense, purpose, reflexivity, intellectual activity, creativity, application of knowledge) and procedural (step-by-step, dynamic, regularity, productivity) aspects are presented. As a dynamic intellectual activity of an individual has a certain structure (includes cognitive, motivational, emotional, regulatory and productive components) and has different levels of

organization. The article describes the main stages of development of intellectual activities of the individual, as well as evaluation parameters, indicators and levels of development. The program and methodology of the empirical research that allowed us to identify age and sex differences in intellectual activities of the individual are also presented.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность личности, динамика развития, сущностные признаки, структура, компоненты (когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный и результативный), взрослый обучающейся.

Keywords: intellectual activity of the personality, developmental dynamics, essential features, structure, components (cognitive, motivational, emotional, regulatory and productive), adult learning.

Современная система повышения квалификации кадров работников образования, требует рассмотрения на высоком научном уровне возможностей развития интеллектуальной деятельности личности сформированного специалиста (взрослого обучающегося), что влияет на реализацию новых возможностей педагога.

Переход на более высокие этапы развития интеллектуальной деятельности личности зависит от внешних и внутренних условий и различных индивидуальных обстоятельств.

Интеллектуальная деятельность личности -это динамическая, иерархическая, смысловая система единства «внешнего и внутреннего»; взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией. В процессе этого взаимодействия проис-

А

ЧИППКРО

ходит: проявление интеллектуальной активности, напряженности и действий в решении теоретических и практических задач (контроль содержания и результата интеллектуальной деятельности, его оценка и моделирование); адаптация к новым условиям проблемных ситуаций, развертывание интеллектуальных действий и операций (понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, различение и сопоставление понятий, конструирование, ассоциирование, аналогии, аргументирование, установление связей, выяснение значений и смыслов, индукция, дедукция, доказательство и интерпретация) на основе рациональной и интуитивной трансформации знаний; преобразование предмета в продукт (соответствие знаний и навыков целям, сформированным на основе ценностей личности и ее представлений о конечном результате; новизна и авторское видение решения актуальных задач; выведение закономерностей; творческое преобразование или создание новых теоретических и практических разработок; генерация идей и но-

вой информации; познание себя и других; успех в жизни) [1; 2]. На каждом новом этапе развития интеллектуальной деятельности личности происходит некоторый качественный сдвиг в развитии, что влечет перестройку личности. Мы согласны с А. Н. Леонтьевым, который считает, что любая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация; эф-фекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой; коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферен-тирующего образа [3].

В процессе развития интеллектуальной деятельности личности происходит интеграция интеллектуальных действий в более крупные блоки (личность применяет определенные способы и методы, которые обусловливают результат).

Прохождение этапов связано с возрастными особенностями развития личности.

В таблице 1 представлены основные этапы развития интеллектуальной деятельности личности.

Таблица 1

Этапы развития интеллектуальной деятельности личности

Этап Качественное содержание

Инициация Высокие познавательные потребности и интерес; интенсивная интеллектуальная активность; чувствительность к выявлению познавательных противоречий

Ориентировка Формирование ориентировочной основы действия как единицы интеллектуальной деятельности

Смыслообразование Видение личностного смысла при активном принятии интеллектуальной задачи

Эмоциональная активация Экспликация и осознание операциональных смыслов, предвосхищаемых эмоциями (преобладание конфликтных эмоций при предвосхищении неуспеха в решении задачи); целостно-интуитивная переработка предметного содержания задачи; эмоциональная регуляция

Операциональность Рационально-логическое осмысление интеллектуальной задачи, что влечет выбор действия; сильная внутренняя мотивация, направленная на поиск решения актуальной задачи; при доминировании внешней мотивации происходит аналитическая переработка предметного содержания информации и пошаговое рационально-логическое решение задачи

Продуктивность Наличие конкретного результата (интеллектуальный продукт)

J, «««■*>«*

Сложность выявления этапов развития интеллектуальной деятельности личности, заключается в анализе специфики внешних и внутренних факторов, выступающих в неразрывном единстве.

Корреляционный анализ показателей компонентов структуры интеллектуальной деятельности личности (количество функциональных связей, их тесноты и степени устойчивости по мере повышения уровня значимости, а также степени однородности) позволяет решать психолого-педагогические задачи развития изучаемого феномена.

Параметр оценки является обобщенным понятием, чем показатель, по нему можно судить о динамике изучаемого явления. Уровни развития интеллектуальной деятельности личности: низкий, средний и высокий определяют степень соответствия результатов выдвигаемым требованиям, обеспечивая личности интеллектуальный рост.

В процессе развития интеллектуальной деятельности личности могут наблюдать переходы от одного уровня ее развития (более низкого к другому более высокому) [4; 5].

Методы исследования интеллектуальной деятельности личности: типологизации, классификации, систематизации, научно-категориальный анализ, психологическое моделирование, контент-анализ, беседа, формирующий эксперимент.

Применялись методики диагностики структуры интеллекта (Р. Амтхауэр в адаптации Э. Ф. Замбацявичене), эмоционального интеллекта (Н. Холл), личностной (Е. Е. Туник) и социальной креативности (Дж. Гилфорд и М. Салливан в адаптации Е.С. Михайловой), самооценки творческого потенциала, опросник 16-PF Р. Кеттела и тесты: «Сила интуиции» (Е. П. Ильин); «Индивидуальный стиль когнитивного поведения» (О. Н. Манолова), «Смыс-ложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Жизненное предназначение» (О. И. Мотков).

В работе были использованы методы статистической обработки и анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента, факторный и дисперсионный анализ, сравнение групп по методу Г. Шеффе и методу Тюке). Обработка данных проводилась на основе пакета программ MS Excel, SPSS 14.0.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 354 человека (возраст от 21 до 53 лет).

В ходе исследования структурной организации интеллектуальной деятельности личности были выявлены значимые корреляционные внутрикомпонентные связи (р < 0,01):

- в когнитивном компоненте: достоверно значимая связь - между показателями пространственное обобщение и числовые ряды, арифметические задачи и практический план способностей, теоретический план способностей и пространственное воображение; значимая отрицательная взаимосвязь - между показателями числовые ряды и обобщение;

- в мотивационном компоненте: достоверно значимая связь (р < 0,05) - между показателями цели в жизни и однонаправленность жизненных предназначений, самомотивация и внутренний локус контроля, однонаправленность жизненных предназначений и внешний локус контроля; отрицательная взаимосвязь на достоверно значимом уровне (р < 0,05) - между показателями ценности общения и разнонаправ-ленность жизненных предназначений;

- в эмоциональном компоненте: достоверно значимая связь - между показателями чувствительность и склонность к доминированию, эмоциональная осведомленность и эмоциональная стабильность, отрицательная взаимосвязь (р < 0,05) - между показателями экспрессивность и эмоциональная стабильность, т. е. чем выше уровень экспрессивности, тем ниже эмоциональная стабильность;

- в регулятивном компоненте: достоверно значимая связь (р < 0,05) - между показателями абстрактная концептуализация и неуверенность; показатель смелость отрицательно связан с показателем социальная желательность, т. е. чем выше уровень смелости, тем ниже социальная желательность.

В ходе эмпирического исследования интеллектуальной деятельности личности были выявленные следующие ее типы.

Операциональный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности (запас относительно простых знаний: сравнение, обобщение, абстрагирование, оперирование пространственными образами).

Аксиологический тип структурной организации интеллектуальной деятельности лично-

осаА"Кт,.

А

ЧИППКРО

сти (осмысленность целей; интерес; удовлетворенность самореализацией, ориентация на условия среды, видение перспектив в зависимости от полученного результата).

Экстравертированный тип интеллектуальной деятельности (доминирование ценности общения при включенности в интеллектуальную деятельность; наличие альтруистических ценностей; самоутверждения и принятия других).

Гармоничный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности (потенциальная гармоничность личности в осуществлении жизненных предназначений; активность и гармонизация личностных характеристик).

Эмоциональный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности (эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; распознавание эмоций других людей; эмпатия; эмоциональная насыщенность интеллектуальной деятельности).

Конкретный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности (анализ ситуации в конкретных регламентирующих

условиях; ориентация на собственный опыт, регулируемый личностным смыслом).

Абстрактный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности (направленность на решение абстрактных задач, креативность, саморегуляция и самоконтроль).

Интеллектуально-выносливый тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности (способность противостоять, сопротивляться стрессу; социальная желательность; эмоциональная стабильность; смелость в преодолении интеллектуальных затруднений; легкость и уверенность при решении интеллектуальных задач).

Генерирующий тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности (успешность в функционировании посредством соотнесения собственных возможностей с логикой ситуации, существующей на данный момент).

В соответствии с выявленной типологией структурной организации интеллектуальной деятельности личности был проведен однофак-торный дисперсионный анализ взаимосвязи возраста и особенностей типа интеллектуальной деятельности личности (табл. 2).

Таблица 2

Однофакторный дисперсионный анализ влияния возраста на компоненты интеллектуальной деятельности личности

Анализируемый тип Возрастная группа Е Уровень значимости

22-35 лет (п = 232) 36-53 года (п = 122)

Операциональный 0,0198759 0,1326268 1,670 0,189

Аксиологический 0,1787629 0,6122147 49,351 0,000

Экстравертированный -0,2753155 0,8876652 70,390 0,000

Эмоциональный 0,1304171 -0,0362257 2,915 0,055

Гармоничный 0,0256981 -0,1198830 1,049 0,351

Конкретный 0,3203921 -0,3343791 21,248 0,000

Абстрактный 0,3203921 -0,3343791 21,248 0,000

Интеллектуально-выносливый -0,0240604 -0,3237845 9,241 0,000

Генерирующий 0,0454506 -0,0016231 0,375 0,687

Примечание. Жирным шрифтом выделены компоненты, по которым имеются значимые различия между группами (р < 0,01).

Таблица 3

Методическое содержание программы «Техника интеллектуального труда»

Виды технологий Методы Формы

Традиционная Лекционно-семинарская система методов обучения Лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы

Имитационные (неимитационные), игровые (неигровые) технологии Инновационные технологии и методы активного обучения Проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-дискуссия; рефлексивно-ролевые игры, включая компьютерные; синектика, мозговой штурм, «конференция идей», контекстное обучение, занятия с затрудняющими условиями, методы группового решения задач; имитационные игры: деловые игры, ролевые игры; технология «Развития критического мышления»

Технологии формирования опыта посредством научно-исследовательской деятельности Методы и технологии, наиболее приближенные к условиям реальной практики Авторская мастерская. Исследовательская лаборатория. Научно-исследовательские экспедиции. Научно-популярные (в «Учительской газете») и научные публикации.

Из таблицы 2 видно, что по аксиологическому, экстравертированному, абстрактному и интеллектуально-выносливому типам структурной организации интеллектуальной деятельности личности обнаружены значимые различия (р < 0,01) между группами взрослых обучающихся. При аксиологическом и экстра-вертированном типах структурной организации наблюдается увеличение показателей ко второму периоду зрелости от 36 до 53 лет. При абстрактном типе структурной организации происходит положительный «скачок» показателей в возрасте от 22 до 35 лет.

При конкретном типе структурной организации интеллектуальной деятельности личности происходит снижение показателей ко второму периоду зрелости от 36 до 53 лет. Здесь наблюдается положительный «скачок» показателей у личности в возрасте от 22 до 35 лет.

При интеллектуально-выносливом типе структурной организации интеллектуальной деятельности личности ко второму периоду зрелости происходит более интенсивное убывание показателей.

Исследование половых особенностей структурной организации интеллектуальной деятельности личности показало наличие значимых половых различий у аксиологического (у мужчин более выражены осмысленность, конструктивизм, творчество), экстравертированно-го (мужчины более ориентированы на внешние воздействия и на удовлетворение социальных

потребностей) и интеллектуально-выносливого (способность противостоять стрессу у женщин выше, чем у мужчин) типов.

Следует отметить, что системно детерминируют продуктивное развитие интеллектуальной деятельности личности средовые (семейная, разновозрастная и студенческая среда вуза, их традиции), природные (задатки, скорость мыслительных операций) и личностные (стремление реализовать интеллектуальные возможности, опыт, ранний интеллектуальный успех, повышение самостоятельности в выборе вектора интеллектуального развития, «уход» в собственную творческую деятельность) условия. Учет влияния средовых, природных и личностных условий развития интеллектуальной деятельности личности ведет к развитию конкретного, операционального, аксиологического, экстравертированного, эмоционального, гармоничного, абстрактного, интеллектуально-выносливого и генерирующего типов ее структурной организации.

Для того чтобы справляться с большим информационным объемом, современный педагог должен быть интеллектуально выносливым и иметь развитую мотивацию, направленную на достижение цели.

Понимание цели организует интеллектуальную деятельность личности, повышает ее эффективности за счет развития показателей мо-тивационного компонента. Наличие и осознание цели побуждает личность к усовершенст-

А

ЧИППКРО

вованию имеющихся знаний. Критическими моментами в генезисе мотивации является принятие и раскрытие личностного смысла интеллектуальной деятельности. В связи с этим мы попытались создать у участников тренинга мотивацию, побуждающую к усовершенствованию слабо выраженных ее показателей, актуализировав два ведущих мотива - мотив достижения успеха в интеллектуальной деятельности и мотив интереса к собственной ее структурной организации.

В таблице 3 представлено методическое содержание программы «Техника интеллектуального труда», которая разработана для развития интеллектуальной деятельности личности взрослых обучающихся.

Для развития интеллектуальной деятельности личности сформированного специалиста большое значение имеет творчество. Положительная динамика личных творческих достижений вызывает рефлексию, а возникающие при этом положительные эмоции способствуют саморазвитию личности взрослого обучающегося.

Библиографический список:

1. Агапов В. С. Психология интеллектуальной деятельности личности : монография / В. С. Агапов, М. М. Мишина. - М. : ИИУ МГОУ, 2015. - 431 с.

2. Мишина М. М. Проявление феномена интеллектуальной деятельности личности студентов / М. М. Мишина // Вестник РГГУ. - 2016. -№ 1.- С. 124-134.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл-Академия. - 2004. - 304 с.

4. Ильясов Д. Ф. ^^темный эффект в контексте реализации приоритетного национального проекта «образование» / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Южно-Уральского

государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2010. -№ 23 (199). - С. 14-21.

5. Ильясов Д. Ф. Особенности построения мониторинга качества общего образования на региональном уровне / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспи-ков, М. И. Солодкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2012. - № 4 (13). - С. 6-24.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Agapov V. S., Mishina M. M. Psychology of intellectual activity of the person: monograph [Psi-hologija intellektual'noj dejatel'nosti lichnosti : monografija]. M. : MSRU, 2015. 431 p.

2. Mishina M. M The manifestation of the intellectual activity of the students personality phenomenon [Projavlenie fenomena intellektual'noj dejatel'nosti lichnosti studentov] // Journal of Russian State Humanitarian University, 2016, N 1, pp.124-134.

3. Leontiev A. N. Activity. Consciousness. Personality [Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'] / Leontiev A. N., M. : Akademiya meaning, 2004. 304 p.

4. Ilyasov D. F., Ilyasova O. A. Systemic effect in the context of the implementation of the "Education " priority national project [Sistemnyj jeffekt v kontekste realizacii prioritetnogo nacional'nogo proekta "obrazovanie"] / D. F. Ilyasov, O. A. Ilyasova // Newspaper of South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences, 2010, N 23 (199), pp. 14-21.

5. Ilyasov D. F. Features of construction of quality monitoring of general education at the regional level [Osobennosti postroenija monitoringa kachestva obshhego obrazovanija na region-al'nom urovne] / D. F. Ilyasov, V. N. Kespikov, M. I. Solodkova // Scientific support of a system of advanced training, 2012, N 4 (13), pp. 6-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.