Научная статья на тему 'Проявление феномена интеллектуальной деятельности личности студентов'

Проявление феномена интеллектуальной деятельности личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИЯ / ДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ФЕНОМЕН / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ТВОРЧЕСТВО / АЛГОРИТМ / ИНТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ТИПОЛОГИЯ / OPERATION / ACTION / ACTIVITY / INTELLECT / INTELLECTUAL ACTIVITY / OBJECT / SUBJECT / STUDENT ENVIRONMENT / AN INTEGRATIVE APPROACH / PHENOMENON / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / CREATIVITY / ALGORITHM / INTENTION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISMS / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Марина Михайловна

В статье излагаются основные теоретические положения психологической концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности студентов, включающей интеграцию методологического, теоретического, эмпирического, прикладного и экспериментального уровней анализа. Кроме того, описан генезис концепций деятельности в системе научного знания; определены сущностные признаки изучаемого феномена и дано определение интеллектуальной деятельности личности; разработана теоретическая модель, а также параметры оценки показателей, отражающих дифференциацию уровней изучаемого феномена; раскрыты возрастные различия в динамике показателей проявления структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности; выделены типы изучаемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The manifestation of the phenomenon of intellectual activities of the students personality

The article presents basic theoretical principles of psychological conception of the manifestation of the phenomenon of intellectual activities of students personality, including the integration of methodological, theoretical, empirical, applied and experimental levels of analysis qualitatively unique phenomenon. Besides the genesis of concepts of activity in the system of scientific knowledge is described; the essential characteristics of the examined phenomenon is identified and the definition of the intellectual activity of the individual is given. A theoretical model and parameters of the assessment indicators, reflecting the differentiation of the levels of the studied phenomenon are developed; age and sex differences in dynamics of indicators of the existence of the structural components of the intellectual activity of the personality are revealed; the types of the studied phenomenon are marked.

Текст научной работы на тему «Проявление феномена интеллектуальной деятельности личности студентов»

Образование

М.М. Мишина

ПРОЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье излагаются основные теоретические положения психологической концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности студентов, включающей интеграцию методологического, теоретического, эмпирического, прикладного и экспериментального уровней анализа. Кроме того, описан генезис концепций деятельности в системе научного знания; определены сущностные признаки изучаемого феномена и дано определение интеллектуальной деятельности личности; разработана теоретическая модель, а также параметры оценки показателей, отражающих дифференциацию уровней изучаемого феномена; раскрыты возрастные различия в динамике показателей проявления структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности; выделены типы изучаемого феномена.

Ключевые слова: операция, действие, деятельность, интеллект, интеллектуальная деятельность, объект, субъект, студенческая среда, интегра-тивный подход, феномен, психологические барьеры, творчество, алгоритм, интенция, социально-психологические механизмы, типология.

Психологическая концепция проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде выполнена на основе реализации интегративного подхода1 и сложившейся теоретико-методологической базы изучения проблемы деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал классическое понимание деятельности: 1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины); 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она обязательно является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная2.

© Мишина М.М., 2016

А.В. Брушлинский пишет: «Нет ни бессубъектной деятельности, ни бездеятельностного субъекта. От человека отделяются, отчуждаются не его деятельность, а лишь некоторые из ее продуктов или результатов. Деяния, действия, поступки не бывают безличными и безликими, они совершаются не сами по себе, не независимо от человека. Это именно его деяния, он - их автор, творец, исполнитель, несущий за них ответственность и самостоятельно формирующийся в процессе их обдумывания и осществления»3.

Б.Ф. Ломов видит, что «в анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как "внутреннего условия", как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане как необходимой составляющей деятельности. Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъекту, никакими характеристиками не обладает. Ими обладает только субъект деятельности»4.

Обобщение имеющихся научных работ дает возможность выделить сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности: целостность, предметность, осознанность, принадлежность субъекту, смыслообразование, целеобразование, рефлексивность, интеллектуальная активность, творчество и применение знаний.

В ходе исследования было дано определение изучаемому феномену. Интеллектуальная деятельность личности - это динамическая, иерархическая, смысловая система единства «внешнего и внутреннего»; взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией. В процессе этого взаимодействия происходит: проявление интеллектуальной активности, напряженности и действий в решении теоретических и практических задач (контроль содержания и результата интеллектуальной деятельности, его оценка и моделирование); адаптация к новым условиям проблемных ситуаций, развертывание интеллектуальных действий и операций (понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, различение и сопоставление понятий, конструирование, ассоциирование, аналогии, аргументирование, установление связей, выяснение значений и смыслов, индукция, дедукция, доказательство и интерпретация) на основе рациональной и интуитивной трансформации знаний; преобразование предмета в продукт (соответствие знаний и навыков целям, сформированным на основе ценностей личности и ее представлений о конечном результате; новизна и авторское видение решения актуальных задач; выведение закономерностей; творческое преобразование или создание новых теоретических и практических

разработок; генерация идей и новой информации; познание себя и других; успех в жизни).

В психологической структуре интеллектуальной деятельности личности были выделены следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный и результативный, которые включают в себя определенные параметры оценки: предмет, операцию, мотив, задачу, позицию, средства, результат, оценку результата.

Интеллектуальная деятельность личности как вид деятельности имеет общие (одинаковые с любым другим видом деятельности) и специфические (присущие только данному виду деятельности) характеристики проявления. Общие характеристики проявления раскрываются через следующие параметры оценки: в когнитивном компоненте - предмет (анализ и обработка информации; применение знаний, умений и навыков, связанных с идеальным представлением о предмете; осмысление решаемой задачи), операция (развернутость отдельных операций в зависимости от содержания деятельности; наблюдение в целях обнаружения некоторого общего отношения исследуемого предмета); в мотивационном компоненте - мотив (реализация потребностей, интересов, убеждений, установок, стереотипов и ценностей личности, ее познавательной активности; наличие объекта деятельности), задача (обнаружение признаков исследуемого предмета и выявление его отношений с другими объектами окружающего мира; выполнение действий и операций исходя из целей и содержания деятельности); в эмоциональном компоненте - позиция (выраженность эмоционального отношения к задаче); в регулятивном компоненте - средства (наличие программы действий с использованием духовных, материальных, технических, инструментальных средств, понятий и потенциальной энергии) и в результативном компоненте - результат и его оценка (определяются в соответствии с целью деятельности путем выполнения предметно-практических действий, моделирования и преобразования предмета, его новизна).

Специфические характеристики проявления интеллектуальной деятельности личности раскрываются через следующие параметры: в когнитивном компоненте - предмет (познание специфичных явлений окружающего мира; отражение межпредметных связей и отношений; порождение полифункциональности; выявление актуальной задачи; определение объективного содержания интеллектуальной деятельности, которое направляет движение, перенос и интенцию интеллектуального действия), операция (фиксация выбора соответствующей операции); в мотивационном компонен-

те - мотив (актуализация интеллектуальных действий и операций в соответствии с поставленной целью и индивидуально-психологическими качествами личности, ее самомотивацией и локусом контроля), задача (выбор интеллектуальных действий и операций; активизация смысло- и целеобразования; развитие рефлексии); в эмоциональном компоненте - позиция (осуществление интеллектуальных действий в зависимости от знаний и опыта); в регулятивном компоненте - психологические средства (использование символьных, словесных и модельных заменителей материальных объектов в зависимости от знаний и индивидуально-психологических качеств личности, ее интуиции) и в результативном компоненте - результат и его оценка (адекватность системы оценивания интеллектуальных достижений личности; способность к выведению закономерностей; авторское видение решения задач, успешное выполнение тестовых заданий).

В эмпирическом исследовании интеллектуальной деятельности личности приняли участие 748 человек (145 мужчин и 603 женщины в возрасте от 18 до 53 лет) - студенты РГГУ, МГОУ и СФГА.

Применялись методики диагностики структуры интеллекта (Р. Амтхауэр в адаптации Э.Ф. Замбацявичене), эмоционального интеллекта (Н. Холл), личностной (Е.Е. Туник) и социальной креативности (Дж. Гилфорд и М. Салливан в адаптации Е.С. Михайловой), самооценки творческого потенциала, опросник 16-PF Р. Кеттела и тесты: «Сила интуиции» (Е.П. Ильин); «Индивидуальный стиль когнитивного поведения» (О.Н. Манолова), «Смыс-ложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Жизненное предназначение» (О.И. Мотков). В работе были использованы методы статистической обработки и анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента, факторный и дисперсионный анализ, сравнение групп по методу Г. Шеффе и методу Тюке). Обработка данных проводилась на основе пакета программ MS Excel, SPSS 14.0.

Динамика возрастных особенностей интеллектуальной деятельности личности (n = 748) проанализирована в трех возрастных группах студентов: от 18 до 21 года (n = 394), от 22 до 35 лет (n = 232) и от 36 до 53 лет (n = 122). Выявлены значимые различия по когнитивному компоненту интеллектуальной деятельности личности показателя «исключение слова» (0,023). Сравнительный анализ групп по методу Г. Шеффе показал значимые различия между группами респондентов от 18 до 21 года, от 36 до 53 лет (в последней группе - выше способности оперировать словами как сигналами и символами). Между группами респондентов от 18 до 21 года

и от 36 до 53 лет установлены значимые различия по показателю «теоретические способности»; показатели «интуитивный подход к решению проблемы» и «исключение понятий» значимо выше у респондентов от 36 до 53 лет.

Показатель «теоретические способности» имеет высокозначимую связь между возрастными группами от 22 до 35 лет и от 36 до 53 лет (при переходе от юности к первому и второму периодам зрелого возраста интеллектуальная деятельность личности характеризуется постепенным возрастанием способности теоретизировать). В целом от периода юности к первому периоду зрелости результативность интеллектуальной деятельности личности незначительно повышается, ко второму периоду зрелости резко возрастает, что связано с определенными достижениями в жизнедеятельности.

Динамика половых особенностей проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде показывает отсутствие значимых различий показателей когнитивного компонента, за исключением поленезависи-мости, которая выше у мужчин. По мотивационному компоненту существуют значимые различия: у мужчин более выражено наличие целей в жизни, ее осмысленность, направленность на самореализацию, они альтруистичны в оценке ситуации и ориентированы на общение с принятием других; у женщин более выражены этические и индивидуалистические ценности. Эмоциональный компонент отражает выраженность экспрессивности эмоциональных переживаний, чувствительность и эмоциональность у женщин по сравнению с мужчинами. По регулятивному компоненту для женщин более характерен внешний локус контроля, отражающий уровень развития социального интеллекта и ориентацию на внешние социальные признаки, а для мужчин - самодостаточность, самоконтроль и конкретная концептуализация. По результативному компоненту успешность выполнения тестовых заданий у мужчин значимо выше, чем у женщин. И у мужчин, и у женщин преобладает средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности.

Выявлены значимые корреляционные внутрикомпонентные связи < 0,01) внутри:

• когнитивного компонента: положительная достоверно значимая связь - между показателями «пространственное обобщение» и «числовые ряды»; «арифметические задачи» и «практические способности»; «теоретические способности» и «пространственное воображение»; отрицательная значимая взаимосвязь -между показателями «пространственное воображение» и «аналогии»;

• мотивационного компонента: положительная достоверно значимая связь (р < 0,05) - между показателями «самомотивация» и «внутренний локус контроля»; отрицательная взаимосвязь на достоверно значимом уровне (р < 0,05) - между показателями «ценность общения» и «разнонаправленность жизненных предназначений»;

• эмоционального компонента: положительная достоверно значимая связь - между показателями «эмоциональная стабильность» и «эмоциональная осведомленность»; отрицательная взаимосвязь (р < 0,05) - между показателями «экспрессивность» и «эмоциональная стабильность», т. е. чем выше уровень экспрессивности, тем ниже эмоциональная стабильность;

•регулятивного компонента: достоверно значимая связь (р < 0,05) - между показателями «абстрактная концептуализация» и «неуверенность»; показатель «смелость» отрицательно связан с показателем «социальная желательность», т. е. чем выше уровень смелости, тем ниже социальная желательность.

По аналогии с названием выделенных в процессе исследования факторов мы охарактеризовали девять типов структурной организации интеллектуальной деятельности личности (табл. 1).

Таблица 1

Индивидуально-типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности

Тип Особенность проявления

Операциональный Хорошая техническая (операциональная) подготовка, высокая скорость мыслительных операций. При четкой постановке задачи следует быстрое самостоятельное решение

Аксиологический Техническая оснащенность слабая, но осмысленность, «заряженность» интеллектуальной деятельности высокая, за счет чего личность «заражает» всех идеями и смыслами, реализация которых позволяет решать сложные задачи

Экстравертированный Личность решает задачи с целью реализации общественной деятельности

Эмоциональный Интеллектуальная деятельность личности сопровождается различными эмоциональными переживаниями, что либо подстегивает ее, либо уводит в сторону от решения конкретной задачи; выражена «хаотичность мышления»

Продолжение табл. 1

Тип Особенность проявления

Гармоничный Благоприятная выраженность локус-контроля, жесткая направленность на выполнение жизненных предназначений, вера в их осуществление позволяет решать поставленные задачи

Конкретный Личность направляет свои интеллектуальные усилия на решение конкретных актуальных задач

Абстрактный Личность направляет свои интеллектуальные усилия на решение абстрактных, теоретических задач, выполняя сложные интеллектуальные «манипуляции», осуществляя поиск закономерностей

Интеллектуально-выносливый Личность противостоит стрессу, обращая неудачи в интеллектуальной деятельности в «полезные переживания», возникает азарт, который дает толчок к успеху

Генерирующий Личность с высокой оценкой по фактору имеет выраженную продуктивность интеллектуальной деятельности

В табл. 2 представим частоту проявления типов интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде (п = 748).

Таблица 2

Типология структурной организации интеллектуальной деятельности личности (п = 748)

Тип интеллектуальной деятельности личности (п = 748) Частота проявления Процент

Операциональный 77 10,3

Аксиологический 63 8,4

Экстравертированный 86 11,5

Эмоциональный 76 10,2

Гармоничный 73 9,8

Конкретный 126 16,8

Абстрактный 108 14,4

Интеллектуально-выносливый 91 12,2

Генерирующий 48 6,4

Типология интеллектуальной деятельности личности определена различным соотношением показателей компонентов ее структуры с использованием корреляционного, факторного анализа и апостериорного сравнения групп по методу Тюке.

В ходе исследования выполнен однофакторный дисперсионный анализ влияния возраста на компоненты интеллектуальной деятельности личности (табл. 3).

Таблица 3

Однофакторный дисперсионный анализ влияния возраста на компоненты интеллектуальной деятельности личности

Анализируемый тип Возрастная группа Уровень значимости

18-21 год (п = 394) 22-35 лет (п = 232) 36-53 года (п =122)

Операциональный -0,0527708 0,0198759 0,1326268 1,670 0,189

Аксиологический -0,2948304 0,1787629 0,6122147 49,351 0,000

Экстравертированный -0,1127461 -0,2753155 0,8876652 70,390 0,000

Эмоциональный -0,0655767 0,1304171 -0,0362257 2,915 0,055

Гармоничный 0,0219893 0,0256981 -0,1198830 1,049 0,351

Конкретный -0,0851186 0,3203921 -0,3343791 21,248 0,000

Абстрактный -0,0851186 0,3203921 -0,3343791 21,248 0,000

Интеллектуально-выносливый 0,1144257 -0,0240604 -0,3237845 9,241 0,000

Генерирующий -0,0262602 0,0454506 -0,0016231 0,375 0,687

Примечание. Жирным шрифтом выделены компоненты, по которым имеются значимые различия между группами (р < 0,01).

На экспериментальном уровне разрабатываемой психологической концепции изучена системная детерминация продуктивного развития и выявлены психологические затруднения в проявлении интеллектуальной деятельности личности; апробирована и внедрена в практику комплексная экспериментальная программа «Техника интеллектуального труда».

Разработка психологической концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде осуществлена на основе научного синтеза субстратного (изучение интеллектуальной деятельности личности со стороны содержания специфических параметров ее компонентов; установление относительно самостоятельных, целостных повторя-

ющихся единиц (компонентов), их сравнительная характеристика с выяснением гомогенности или гетерогенности содержащегося материала), атрибутивного (определение онтологического статуса интеллектуальной деятельности личности и предметной области изучаемого феномена ее проявления; выяснение специфики изучаемого феномена по сравнению с близкими ему психологическими феноменами), категориального (обоснование состава выделенных для анализа категорий, раскрывающих уникальность психологического феномена), структурного (раскрытие природы интеллектуальной деятельности личности с точки зрения простоты или сложности ее внутренней организации, дифференцированности, связи ее параметров оценки и компонентов в целостную систему; сопоставление социально-психологических механизмов проявления и развития интеллектуальной деятельности личности), функционального (выявление целесообразного характера и функциональной направленности интеллектуальной деятельности личности, характеристики ее функций), генетического (обнаружение движущих сил и этапов развития интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде), динамического (установление возможности генезиса, согласования прошлого, настоящего и будущего, соотношения изменчивого и устойчивого в компонентах структуры интеллектуальной деятельности личности), критериального (реализация параметров оценки и эмпирических показателей, выражающих различную степень меж- и внутрикомпонентных связей интеллектуальной деятельности личности), топологического (выделение пространственной отнесенности интеллектуальной деятельности личности к внешнему или внутреннему миру человека) и типологического (выявление типологии интеллектуальной деятельности личности) аспектов обоснования целостного научного представления, а также с учетом интеграции методологического, теоретического, эмпирического, прикладного и экспериментального уровней анализа.

Примечания

1 Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 3-18; Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21; Агапов В.С., Мишина М.М. Психология интеллектуальной деятельности личности. М.: ИИУ МГОУ, 2015; Брушлинский А.В. С.Л. Рубинштейн - основоположник деятель-ностного подхода в психологической науке // Сергей Леонидович Рубинштейн:

Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 61-102; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл-Академия, 2004; Мишина Е.И. Феномен рефлексии в психологии // Вестник МГОУ. 2015. № 2; Мишина М.М. Развитие интеллектуальной деятельности личности будущих специалистов // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Меж-дунар. чтений памяти Л.С. Выготского: В 2 ч. / Под ред. В.Т. Кудрявцева. Ч. 1. М.: Левъ, 2015. С. 290-294; Она же. Развитие интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде // XI Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования» / Под ред. Л.М. Митиной. СПб.: Нестор-История, 2015; Она же. Особенности проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 1. С. 47-54.

2 Рубинштейн СЛ. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-108; Он же. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.

3 Брушлинский А.В. С.Л. Рубинштейн - основоположник деятельностного подхода в психологической науке // Сергей Леонидович Рубинштейн... С. 71.

4 Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.