2. Суслаков, Б.А. Статистические методы обработки результатов измерений // Спортивная метрология / под ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - С. 18-63.
3. Graham-Smith, P. A three-dimensional kinematic analysis of the long jump take-off / P. Graham-Smith, A. Lees // Journal of Sports Sciences. - 2005. -No. 23. - P. 891-903.
4. Linthorne, N.P. Optimum take-off angle in the long jump / N.P. Linthorne, M.S. Guzman, L.A. Bridgett // Journal of Sports Sciences. - 2005. - No. 23. - P. 703-712.
5. Differences in long jump takeoff techniques among combined events athletes of various qualifications [Электронный ресурс] / O. Nemtsev, N. Nemtseva, M. Shubin, S. Sorokin // Proceedings of the 32nd International Conference on Biomechanics in Sports, Johnson City, TN, US, 2014. - URL : https://ojs.ub.uni-konstanz.de/cpa. - Дата обращения 30.07.2014.
REFERENCES
1. Ivanov, V.S. (1990), Fundamentals of mathematical statistics, Physical culture and sport, Moscow
2. Suslakov, B.A. (1982), "Statistical methods of processing of results of measurements", in book Ed. Zatsiorsky V.M., Sport metrology, Physical culture and sport, Moscow, pp. 18-63.
3. Graham-Smith, P. and Lees, A. (2005), "A three-dimensional kinematic analysis of the long jump take-off", Journal of Sports Sciences, No. 23, pp. 891-903.
4. Linthorne, N.P., Guzman, M.S. and Bridgett, L.A. (2005), "Optimum take-off angle in the long jump", Journal of Sports Sciences, 23, 703-712.
5. Nemtsev, O, Nemtseva, N., Shubin, M. and Sorokin, S. (2014), "Differences in long jump takeoff techniques among combined events athletes of various qualifications", Proceedings of the 32nd International Conference on Biomechanics in Sports, Johnson City, TN, US, available at: https://ojs.ub.uni-konstanz.de/cpa.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2014.
УДК 796.83
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ БАДФАЙТА
Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Евгений Федорович Орехов, доктор педагогических наук, профессор, ректор,
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),
Челябинск
Аннотация
При подготовке юных тхэквондистов успешно применяется игровой метод. Если с общедвигательной подготовкой юных тхэквондистов на основе игровых заданий затруднений не возникает, то развитие специфичных для данного вида спорта двигательных качеств требует специального подхода в применении игрового метода. Целью написания данной статьи является анализ нетрадиционных игровых заданий и спортивных игр, а также путей их применения в процессе специальной двигательной подготовки юных тхэквондистов.
Ключевые слова: тхэквондо, игровой метод, специальная физическая подготовка, бадфайт.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p142-149
APPROACHES TO FORMATION OF THE SPECIAL MOTOR READINESS OF THE YOUNG TKHEKVONDISTS ON THE BASIS OF APPLICATION OF THE MEANS OF
BAD-FIGHT
Anton Valeryevich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg,
Evgeny Fedorovich Orekhov, doctor of pedagogical sciences, professor, rector, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
At preparation of the young taekwondists the game method is successfully applied. If with general motor preparation of the young taekwondists on the basis of game tasks the difficulties doesn't arise, development of the motor qualities specific to this sport demands special approach in application of the game method. The purpose of writing of this article is the analysis of the nonconventional game tasks and sports, and ways of their application in the course of the special motor preparation of the young taekwondist.
Keywords: taekwondo, game method, special physical preparation, bad-fight.
Современный этап в развитии тхэквондо [2] характеризуется большим количеством направлений и соревновательных дисциплин, что соответственно, оказывает существенное влияние на технику и тактику данного вида спорта и предъявляет особые требования к различным аспектам двигательной подготовленности. Сам формат поединков также претерпел целый ряд значительных изменений, среди которых можно выделить несколько ключевых, характерных для большинства направлений тхэквондо. Это, прежде всего усложнение техники и общая высокая плотность поединка. В процессе поединка за реализацию более сложных технических приёмов, судьями даётся соответственно более высокая оценка. Соответственно, уже на уровне этапа базовой подготовки встаёт вопрос о повышении качества освоения сложнокоординационных технических приёмов тхэквондистами. [1, 3, 4]. Успехи российских тхэквондистов на международной арене, тем не менее, не снимают вопрос о повышения качества и сокращения времени обучения базовым техническим действиям тхэквондо, особенно сложнокоординационным (удары во вращении, в прыжках и т.п.). Ключевым, по мнению авторов статьи здесь является вопрос развития специальных двигательных качеств тхэквондистов, присущих именно данному виду спорта.
Существует определённые тренерские наработки в этой области, но поскольку этап базовой подготовки в тхэквондо приходится на младший и средний школьный возраст, особое значение приобретает игровой метод обучения. Он позволяет проводить занятия с юными спортсменами в увлекательной форме, и оказывать сопряжённое влияние на целый спектр психофизических качеств. Если с общедвигательной подготовкой юных тхэквондистов на основе игровых заданий затруднений не возникает, то развитие специфичных для данного вида спорта двигательных качеств требует отдельного подхода в применении игрового метода. Целью написания данной статьи является анализ нетрадиционных игровых заданий и спортивных игр, а также путей их применения в процессе специальной двигательной подготовки юных тхэквондистов.
Прежде чем говорить об игровых заданиях для юных тхэквондистов в контексте затронутой темы, следует дать краткую характеристику технических приёмов тхэквондо [5-17]. В данном спортивном единоборстве, в зависимости от версии, в соревновательных поединках применяются технические приёмы выполняемые руками и ногами, причём 7090% из них - составляют именно двигательные действия ногами. В свою очередь, технические приёмы с использованием ног, включают в себя целый комплекс двигательных действий, к которому относятся: боевые стойки, перемещения в различных направлениях
и различными способами, а также атакующие и контратакующие технические действия (удары). Удары ногами, имея сложную биомеханическую структуру, подразделяются по определённым характеристикам на несколько групп и выполняются в различные зоны тела соперника в опорном и безопорном положениях. В поединках возникают также тактические ситуации, требующие взаимодействия рук и ног при выполнении комбинаций ударов, согласования дистанции и момента для нанесения этих ударов. Необходимы также мгновенные перемещения по площадке в разных направлениях, а также достаточно высокая реакция на действия соперника [9].
Таким образом, в тхэквондо имеет место специфика, обусловленная превалированием в технике данного единоборства двигательных действий, выполняемых ногами. Такие виды спортивных игр как баскетбол, волейбол, ручной мяч прекрасно подходят для базовой двигательной подготовки юных тхэквондистов, но формирование именно специфических для данного вида единоборств двигательных качеств в большинстве случаев затруднено. Несколько меняет ситуацию применение в учебно-тренировочном процессе футбола. Указанный вид спортивных игр основан на перемещениях и активных действиях ног, что приближает его к специфике тхэквондо. Вместе с тем, в футболе ряд особенностей игры не даёт в полной мере развить двигательные качества, присущие тхэквондистам. Например, командное взаимодействие игроков, большие по сравнению с тхэквондо размеры площадки, особенности дистанций при нанесении ударов, запрет на выполнение ряда ударов и т.д. В зависимости от целевой направленности игровые задания подразделяются на несколько групп, в каждой из которых решаются свои задачи. Взяв за основу указанную классификацию, авторами статьи сделана попытка сформировать основные подходы к использованию средств спортивных игр, которые могут быть направлены на решение задач специальной двигательной подготовки в тхэквондо. За основу была взята спортивная игра «бадфайт».
Игра «бадфайт» была создана в середине 90-ых годов в России петербургским тренером по самбо Михаилом Алексеевичем Семененко «Бад» - означает первый слог спортивной игры «бадминтон», из которой были позаимствованы инвентарь (волан, сетка) и частично правила состязаний. «Файт» (с англ.) - «схватка, бой». Т.е. оригинальное сочетание изящной игры и спортивного единоборства. Правила игры в бадфайт включают в себя передвижения по ограниченной площадке размером 5*12 м, разделенной сеткой, натянутой на высоте 190 см и делящей её на две. В каждой части площадки одним или двумя игроками выполняются технические действия с целью отбить волан ударом практически любой частью ноги (стопа, колено) или руки (кисть, предплечье) на другую часть площадки. На кисти и стопы используется специальная экипировка. Сетка предъявляет требования к высоте удара, а именно можно наносить удары руками и ногами по волану фактически любых типов и в любой уровень. В т. ч. разрешены и удары в прыжках. Игра ведётся до 15 очков. В целом правила игры в бадфайт достаточно просты, а технические действия доступны в освоении. Это позволяет заниматься бадфайтом людям практически в любом возрасте и с любым уровнем подготовки.
Цель исследования провести сравнительный анализ технико-тактических действий тхэквондо и спортивной игры «бадфайт», в аспекте развития специальных двигательных качеств юных тхэквондистов. Задачи исследования: проанализировать двигательные действия тхэквондо и спортивной игры «бадфайт» в аспекте исследуемой темы и определить основные группы средств игры в «бадфайт», направленные на повышение специальной двигательной подготовленности юных тхэквондистов
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в два этапа, в соответствии с поставленными задачами. На первом этапе (май-июнь месяц) проводился анализ двигательных действий тхэквондо и «бадфайта» в аспекте специальной двигательной подготовки тхэквондистов. На основе
анализа видеоматериалов, бесед с тренерами РОО «Санкт-Петербургская спортивная федерация тхэквондо (ВТФ)», работающих с юными спортсменами и педагогических наблюдений за занимающимися, который включал в себя просмотр игр и поединков спортсменов различного уровня подготовки в бадфайте и тхэквондо, был выявлен ряд положений. Характер технических и тактических действий в бадфайте требует по ряду показателей развития психомоторных качеств занимающихся практически аналогичных тем, что имеют место в тхэквондо. Предварительный анализ показал, что в обоих видах спорта необходимо высокое развитие таких качеств, как: время простой и сложной реакции при выполнении атаки соперника; скорость перемещения по площадке; скорость удара рукой, ногой; точность удара рукой, ногой; быстрота переработки информации в условиях ограниченного лимита времени; скоростная выносливость. В таблице 1 представлены обобщённые результаты экспертной оценки значимых психофизических показателей тхэквондистов и игроков в бадфайт. Каждый показатель в тхэквондо и бадфайте оценивался несколькими экспертами по степени значимости по 3-бальной шкале, после чего выводились средние значения
Таблица 1
Результаты экспертной оценки значимых психофизических показателей
тхэквондистов и игроков в бадфайт (n=10)
Показатель Тхэквондо Ранг Бадфайт Ранг
Время простой и сложной реакции 2,7 2 2,7 3
Скорость перемещения по площадке 2,7 2 2,9 1
Скорость удара рукой, ногой 2,9 1 2,6 4
Точность удара рукой, ногой 2,5 3 2,8 2
Быстрота переработки информации 2,9 1 2,8 2
Скоростная выносливость 2,9 1 2,7 3
Распределение баллов: 1 - низкая значимость; 2 - средняя значимость; 3 - высокая значимость
На втором этапе исследования (июль-август месяц) на основании представленного в таблице 1 анализа проводился опрос тренеров по тхэквондо. Цель опроса - сформировать предварительные методические рекомендации по применению средств бадфайта в учебно-тренировочном процессе юных тхэквондистов. В таблицах 2 и 3 отражены результаты данного опроса в семи показателях, выделенных в две независимые группы. Каждый показатель также оценивался несколькими экспертами по степени значимости по 3-бальной шкале, после чего выводились средние значения.
Таблица 2
Результаты опроса тренеров по тхэквондо по особенностям применения средств
бадфайта в учебно-тренировочном процессе юных тхэквондистов (п=10)
Показатель Балл Ранг
Закрепление и совершенствование прямых и боковых ударов ногами по волану в парах 2,7 1
Закрепление и совершенствование прямых и боковых ударов руками по волану в парах 2,1 3
Закрепление и совершенствование ударов ногами с вращением туловища (обратный-боковой с поворотом туловища назад на 180°, 225°, 270°, 360°; боковой в прыжке с поворотом туловища назад на 360°) по волану в парах 2,6 2
Распределение баллов: 1 - низкая значимость; 2 - средняя значимость; 3 - высокая значимость
Таблица 3
Результаты опроса тренеров по тхэквондо по методическим приёмам обучения элементам бадфайта в учебно-тренировочном процессе юных тхэквондистов (п=10)
Показатель Балл Ранг
Игра «один на один» 2,3 2
Игра «двое на двое» 2,1 3
Игровые задания с сеткой 1,7 4
Игровые задания без сетки 2,4 1
Распределение баллов: 1 - низкая значимость; 2 - средняя значимость; 3 - высокая значимость
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
Как следует из таблицы 1, большинство представленных показателей по средним баллам в тхэквондо и бадфайте практически совпадают. В тхэквондо самыми значимыми по оценке экспертов оказались показатели «скорость удара рукой, ногой», «быстрота переработки информации» и «скоростная выносливость». В бадфайте наиболее значимыми являются показатели «скорость перемещения по площадке», а на второй позиции «точность удара рукой, ногой» и «быстрота переработки информации». Показатель «скорость перемещения по площадке» несколько ниже в тхэквондо, что видимо, связано с контактными действиями соперников во время поединка, при которых они часто сближаются друг с другом. Также в тхэквондо менее значим показатель «точность удара рукой, ногой». По мнению экспертов, данный показатель играет меньшую роль в тхэквондо, поскольку удары наносятся в большую по площади часть туловища соперника, а вот скорость их нанесения, особенно на ближней и средней дистанциях имеет подчас решающее значение. В бадфайте как раз показатель «точность удара рукой, ногой» чрезвычайно важен, поскольку необходимо точно попасть конечностью по волану (чья площадь гораздо меньше площади туловища соперника) и послать его в ту или иную зону противоположной площадки.
В таблице 2 отражены результаты опроса тренерского состава по основному содержанию средств бадфайта, который по их мнению необходимо включить в учебно-тренировочный процесс юных тхэквондистов. Как видно, основной группой средств, являются упражнения, направленные на закрепление и совершенствование прямых и боковых ударов ногами по волану в парах. Экспертами эта группа упражнений оценивается как наиболее значимая, поскольку чаще всего именно данные удары составляют в тхэквондо технико-тактическую основу поединка. Второй по значимости экспертами определена группа упражнений цель которых - закрепление и совершенствование ударов ногами с вращением туловища (обратный-боковой с поворотом туловища назад на 180°, 225°, 270°, 360°); боковой в прыжке с поворотом туловища назад на 360°) по волану в парах. Указанные удары в бадфайте практически не применяют, однако в тхэквондо они при точном попадании по сопернику дают наиболее высокую оценку. Соответственно, по мнению тренеров необходимо включать задания с ударами ногами с вращением туловища по волану в процесс подготовки юных тхэквондистов тем более, что специфика бадфайта позволяет это делать.
В таблице 3 представлены результаты опроса тренеров тхэквондо по методическим приёмам обучения элементам бадфайта юных тхэквондистов. Первым в ряду методическим приёмов стоят игровые задания без сетки. По мнению тренерского состава, данная группа заданий способствует развитию у тхэквондистов навыка нанесения ударов руками и ногами практически по всем траекториям и самое главное, уровням туловища соперника. Игровые задания с сеткой не всегда дают эту возможность, отчего они и были поставлены тренерами на последнее по значимости место. Вторую по значимости позицию занимает непосредственно игра в бадфайт с соблюдением соответствующих правил в формате «один на один». Игра способствует эмоциональной разрядке спортсменов, а включение элементов соревнования делает её более эффективной по воздействию, на двигательные навыки тхэквондистов. Игра в формате «двое на двое», как отмечено экспертами в меньшей степени подходит для юных тхэквондистов, поскольку требует отдельно отработанных навыков взаимодействия в парах и тактически переходит в плоскость командных игр, что не всегда необходимо единоборцам. Безусловно, данные упражнения можно выполнять по желанию детей во время того или иного занятия.
На основании всего вышеизложенного, можно сделать ряд выводов. Во-первых, сравнивая технические действия тхэквондо и бадфайта методом экспертной оценки, была выявлена по ряду психофизических показателей определённая взаимосвязь. Применительно к процессу формирования специальной двигательной подготовленности юных
тхэквондистов это может говорить о высокой эффективности применения средств бадфайта в тренировочных занятиях данным единоборством. Во-вторых, в учебно-тренировочный процесс юных тхэквондистов по мнению экспертов необходимо включать следующие группы упражнений с элементами бадфайта: упражнения на закрепление и совершенствование прямых и боковых ударов ногами по волану; упражнения на закрепление и совершенствование ударов ногами с вращением туловища по волану; упражнения на закрепление и совершенствование прямых и боковых ударов руками по волану. Также необходимо использовать ряд методических приёмов обучения, а именно: игра в формате «один на один»; игра в формате «двое на двое»; игровые задания с сеткой; игровые задания без сетки.
Таким образом, одним из эффективных подходов, позволяющим повысить специальную двигательную подготовленность юных тхэквондистов, может быть применение в учебно-тренировочной работе с ними средств спортивной игры бадфайт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 3-9.
2. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев,
A.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.
3. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д. А. Момот // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.
4. Бакулев, С.Е. Структура физической подготовленности юных тхэквондистов / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 2 (36). - С. 19-22.
5. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.
6. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, И.А. Афанасьева, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 16-24.
7. Интегральная подготовка юных тхэквондистов : учеб. пособие / С. Е. Бакулев,
B.А. Таймазов, В.А. Чистяков, А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 122 с.
8. Информационно-измерительная система контроля параметров тренировочного процесса боксеров / Г.И. Мокеев, М.П. Иванов, В.Н. Харрасов, В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, М.С. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 63-66.
9. Павленко, А.В. Методика формирования базового технического арсенала на этапе начальной подготовки в тхэквондо : учебное пособие / А.В. Павленко. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 129 с.
10. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
11. Симаков, А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 93-97.
12. Симаков, А. М. Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 155-159.
13. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков, А.В. Павленко, М.С. Бакулев, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.
14. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.
15. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.
16. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.
17. Тренажер для бокса и других видов единоборств : Патент № 100729 Рос. Федерация / Мокеев Г.И., Бакулев С.Е., Чистяков В.А., Бакулев М.С., Иванов М.П., Таймазов В.А., Харрасов В.Н. ; опубл. 27.12.2010, Бюлл. № 36. - 3 с.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2006), "The differentiated approach to definition it is sports important coordination abilities of the boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 3-9.
2. Bakulev, S.E. (2007), "Interrelation of a blood type, size and speed of training effects as a selection factor in boxing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No. 5, pp. 11-14.
3. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2007), "Modern taekwondo as complex single combat", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 15-20.
4. Bakulev S.E., Simakov A.M., Momot D.A. (2008), "Aspects of Establishing an integrated readiness of young taekwondists (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 13-17.
5. Bakulev S.E., Simakov A.M., Momot D.A. (2008), "Structure of physical readiness young txakvondists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 36, No. 2, pp. 19-21.
6. Bakulev, S.E. Tajmazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), "Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation", Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.
7. Bakulev S.E., Dveyrina O.A., Afanasyeva I.A., Chistyakov V.A. (2013), "Individual training in striking single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 16-24.
8. Bakulev S.E., Taymazov V.A., Chistyakov V.A. and Simakov A.M. (2010), Integrated preparation of young taekwonndist: studies. grant, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
9. Mokeev, G.I., Ivanov, L.S., Harrasov, V.N., Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Bakulev M.S. and Chistyakov, V.A. (2010), "Information and measuring monitoring system of parameters of training process of boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 63-66.
10. Pavlenko, A.V. (2013), Method of forming a base technical arsenal at the stage of initial training in taekwondo, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
11. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
12. Simakov A.M. (2010) "Maintenance of physical readiness of young taekvondist at a stage of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.
13. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), "Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.
14. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
15. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
16. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
17. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev M.S., Ivanov, M.P., Taymazov, V.A., Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.08.2014.
УДК 797.21
РАЗРАБОТКА ОПИСАТЕЛЬНЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ТЕХНИКИ
ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Олег Викторович Новосельцев, доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Аннотация
На основе классификации эмпирических данных в статье рассмотрены существующие типы сочетаний элементов техники прикладного плавания. Обоснована необходимость перехода от классификации к типологическим моделям техники. Выявлены типологические синдромы в проявлении комбинаций технических элементов. Установлено, что выявленные типы описывают существующие комбинации элементов техники прикладного плавания, которыми владеют военнослужащие морских частей ВВ МВД РФ. Представлено описание типологических синдромов, позволяющее разрабатывать типологические эмпирические модели техники прикладного плавания.
Ключевые слова: типологические комбинации элементов техники прикладного плавания, типологические синдромы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p149-152
DEVELOPMENT OF THE TYPOLOGICAL DESCRIPTIVE MODELS OF THE APPLIED SWIMMING TECHNIQUE
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg,
Oleg Viktorovich Novoseltsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of science of the Russian Federation, St. Petersburg State Polytechnical University
Annotation
The article considered the types of combinations of the applied swimming technique elements based on the classification of the empirical data. The necessity in the transition from the classification to typological models of technique is substantiated. The typological syndromes in the manifestation of combinations of the technical elements are identified. The factor model of typical combinations of elements is identified. It has been found that identified types describe the existing combinations of theapplied swimming technique elements that are mastered by the service members of the marine interior troops. The descriptions of the typological syndromes, allowing designing the typological empirical models of the applied swimming technique are presented.
Keywords: typological combinations of elements of applied swimming technique, typological syndromes.
ВВЕДЕНИЕ
Факторные комбинации технических элементов передвижения в воде, полученные в результате классификации эмпирических данных, могут послужить основанием для разработки типологических моделей техники прикладного плавания. Суть разрабатываемых моделей - получение обобщенных эмпирических характеристик способов передвижений в воде, наиболее доступных большинству обучаемых.
Важно отметить, что каждый отдельно применяемый алгоритм классификации бу-