УДК 378:001.895
Жаркова Любовь Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор, проректор Московского государственного университета культуры и искусств [email protected]
Карлова Екатерина Николаевна
кандидат социологических наук, преподаватель учебного военного центра при МАТИ - Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского [email protected]
Крит Борис Львович
доктор технических наук, профессор, преподаватель кафедры технологий обработки материалов потоками высокой энергии при МАТИ - Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского [email protected]
Морозова Наталья Владиславовна
кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры медицинской техники Российской медицинской академии последипломного образования [email protected]
Суханов Петр Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебной части учебного военного центра при МАТИ -Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского moad ip55@mai 1.ш
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУКОЁМКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Рассмотрены ключевые вопросы инновационной деятельности студентов и аспирантов, занимающихся разработкой наукоёмких технологий, особенности создания и внедрения новых образовательных технологий в образовании, а так же основные показатели карьерного роста и уровня усвоения лингвистических знаний студентов.
Ключевые слова: инновационные технологии в образовании, наукоемкие технологии, инновационная деятельность, компетентность, усвоение лингвистического материала, личностные особенности студентов.
Zharkova Lyubov Sergeevna
Doctor of Pedagogy, Professor, Vice-President of Moscow State University of Culture and Arts
Karlova Ekaterina Nickolaevna
PhD in Sociology, Lecturer of the Military Training Centre under MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky [email protected]
Crete Boris Lvovich
Doctor of Technology, Professor, Lecturer of the Department of Technologies of Materials Treatment by High-Energy Flows under MATI -Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky [email protected]
Morozova Nataliya Vladislavovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Lecturer of the Department of Medical Technology of Russian Medical Academy of Postgraduate Education
Sukhanov Petr Vladimirovich
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of Academic Studies Department of the Military Training Centre under MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky moad [email protected]
FEATURES OF INNOVATION IN EDUCATION AND SCIENCE TECHNOLOGY DEVELOPMENT
Address key issues of innovation and graduate students involved in the development of high technologies, especially the creation and implementation of new educational technologies in education, as well as the main indicators of the level of career development and learning of linguistic knowledge of students.
Key words: innovation in education, science-intensive technology, innovation, competence, linguistic assimilation of the material, the personal characteristics of students
Наблюдая и анализируя развитие живой природы, Чарльз Дарвин сформулировал афоризм: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто быстрее реагирует на изменения жизни». Сегодня это как никогда актуально в любом виде деятельности, и особенно при продвижении на рынок образовательных продуктов и наукоемких научно-технологических разработок.
Современный научно-технический про-
гресс немыслим без создания интеллектуальной продукции, получаемой в результате инновационной деятельности. Общепринятое на сегодняшний день определение инновации - деятельность, характеризуемая введением на рынок продукции с новыми потребительскими свойствами (или качественным повышением эффективности производственных систем) и представляющая собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в
новую технологию (технику, новые формы организации труда). Логическим завершением инновационной деятельности считается коммерциализация - доведение выполненной разработки до стадии готового продукта, способного приносить прибыль.
Инновационная деятельность имеет мультиаспектный характер, так как в широком понимании инновация представляет собой коммерциализированное новшество, обладающее высокой эффективностью и являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека. Помимо научно-технической и конструкторско-технологической составляющих, по мере приближения к стадии коммерциализации стремительно возрастает организационнопсихологическая и лингвистическая сторона, связанная с необходимостью эффективного продвижения новаций в образовательной и научно-технологической сферах путем переговоров, рекламных действий, заключения договоров и подписания контрактов. Ученым самим сегодня приходится вести переговоры, добиваться инвестиций для осуществления своих идей, затем продвигать эти идеи на рынок продукции - иначе они не смогут их совершенствовать. Профессора, ведущие научные исследования и формирующие процесс обучения, примерно 20% своего времени тратят на обучение студентов и аспирантов, а 80% посвящают научным разработкам. И в дополнение к этому, ученым, занимающимся разработкой наукоемких технологий и уникальных образовательных продуктов, не знающим тонкостей ведения переговоров, приходится на равных выходить на рынок, заполненный менеджерами. Люди, изобретающие что-либо, часто далеки от настоящей жизни, их изобретения, может и очень своевременные, ждут своих заказчиков по многу лет, на сегодняшний день вопрос времени является главным. Если вопрос инвестиций не будет решаться вовремя, внедрение открытий останется за рамками сегодняшнего дня, и найдутся другие лаборатории, которые решат эти вопросы и продвинут свою продукцию раньше, а это, несомненно, скажется на развитии института и на оснащении кафедр новым оборудованием, а в конечном итоге - на качестве обучения студентов данному направлению. Если сами ученые будут искать потенциальных заказчиков для своих идей, они еще очень долго будут ждать своего потребителя.
В качестве примера можно привести разработки в диаметрально противоположных областях: создание и апробация новых образовательных технологий в Институте развития новых образовательных технологий (ИРНОТ) [1] и продвижение плазменно-электролитной технологии МДО на кафедре «Технологии обработки
материалов потоками высоких энергий» [2] МАТИ имени К.Э. Циолковского. Необходимость использования и развития в условиях современных реалий новых приемов в образовательной деятельности несомненна. Особенностью же МДО-модифицирования является то, что поверхность легких, недорогих и доступных металлов приобретает комплекс уникальных физических характеристик, в результате чего появляется возможность замены дорогостоящих керамических, композиционных материалов и специальных сплавов при изготовлении узлов и деталей во многих отраслях промышленности. Однако продвижение даже таких очевидно полезных инноваций сталкивается со многими проблемами, причем некоторые из них лежат в сферах, далеких от основного рода деятельности разработчиков образовательных и научнотехнологических продуктов, а именно - в области психологии и лингвистики.
Важность учета данных аспектов при инновационном продвижении разработок отмечали многие исследователи [3, 5]. По этой причине, для проведения предметных исследований и оказания помощи ученым при коммерциализации разработок, приобретения навыков в продвижении научной продукции без привлечения посредников, существенного повышения эффективности творческих усилий и отдачу при внедрении разработок, было принято решение организовать в ИРНОТ МАТИ специализированное структурное научно-исследовательское подразделение - Центр исследований инновационных аспектов образовательных технологий (ЦИИАОТ) с функциями проведения полноценных действий и в области нанотехнологических инноваций. В некотором смысле подобное решение вполне может быть расценено как инновация в области продвижения инновационных разработок.
Основная направленность усилий ЦИИАОТ - ориентация инновационных действий научных работников с учетом опыта исследований влияния лингвистической и психологической составляющих на показатели личностной активности. Нами установлена несомненная зависимость результативности деятельности человека от его лингвистических и психологических кондиций при реализации своих способностей.
Лингвистический аспект состоит в:
- наличии проблемы недостаточности уровня владения языком общения, что существенно снижает эффективность инновационной деятельности и коммерциализации разработок;
- проблеме качества владения «языком технического общения», особенно в процессе инноваций, когда появляются новые термины и дополнительные смысловые значения ранее
употребляемых понятий;
- в международной деятельности - трудности «состыковывания» терминологии, используемой при составлении договоров и контрактов, смысловой трактовке текстов, передаче результатов разработок и «know-how»;
- трудности перевода слов: (например, оксидирование - oxidation, oxidizing; установка -installation, set, machine, equipment; обработка -processing, elaboration, treatment; разработка -working out, development и т.д.).
Проведенные нами исследования установили влияние лингвистической составляющей на поступаемость абитуриентов в технические ВУЗы, дальнейшее их обучение, карьерный рост и продвижение по службе. На рис. 1 представлена гистограмма поступаемости в ВУЗы, а на рис. 2 - гистограмма показателя карьерного роста, сопоставленные с гистограммой уровня усвоения лингвистических знаний.
1.2
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45
(Постлпаемость (ВУЗы) степень усвоения лннгвстнческюс знаний
Рис. 1. Гистограммы поступаемости в ВУЗы и уровня усвоения лингвистических знаний.
1,2
1
0.8 t К \ л л А
0.6 \ mé Ґ ^
0.4 У \Щ\ ГЛ > m
Л »У Л Ид Г V V \ / \
0.2
0
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45
показатель карьерного роста )■' уровень усвоения лингвистических знаний
Уровень усвоения лингвистических знаний оценивали по обобщенным методикам анализа значимых ситуаций Л.М. Митиной; изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга; выявления уровня интеллектуальной рефлексии С.Ю. Степанова; измерения уровня компетентности А.К. Марковой:
Т = ах + ву + cz + dw, где х, у, z, н/- усредненные интегрированные оценки детерминированного функционирования (предполагающего воспроизведение известных фактов, действие по заданному алгоритму и т.п.) в процессе взаимодействия анкетирования обучаемого;
а, в, с, б - коэффициенты, отражающие влияние параметров сложности объекта изучения на показатели трудности, зафиксированные для конкретных условий взаимодействия обучаемого и объекта изучения.
Рис. 2. Гистограммы показателя карьерного роста и уровня усвоения лингвистических знаний.
Показатель поступаемости был равен 1 в случае достижения абсолютного результата при поступлении в выбранное высшее учебное заведение; значение индикатора 0,5 соответствовало нижней границе поступаемости в выбранный ВУЗ. Показатель карьерного роста имел значение 1 при достижении наивысшей ступени в иерархии организации и 0,5 - при отсутствии видимого карьерного роста. Корреляционный анализ проводили с применением формулы:
где x¡ — значения, принимаемые в выборке X (поступаемость в ВУЗы или показатель карьерного роста), y¡ — значения уровня усвоения лингвистических знаний.
Рассчитанные коэффициенты корреляции между значениями показателей: усвоения лингвистических знаний и поступаемости rxy = 0,917; усвоения лингвистических знаний и карьерного роста rxy = 0,878, свидетельствуют о наличии сильной обратной связи. Подобная зависимость прослеживается также в случае эффективности инновационной деятельности и коммерциализации разработок выпускниками и аспирантами, оставшимися в науке после окончания учебы.
Психологическими проблемами являются:
- преодоление естественного для практика скепсиса и консерватизма при проведении инноваций;
- восприятие и осознание возможности и необходимости глубокого изменения природы материалов, модифицирование поверхности которых на нано уровне приводит к макро эффектам;
- традиционные проблемы, связанные с «борьбой» конструкторов и технологов-материаловедов;
- осознание необходимости переподготовки кадров и повышения квалификации рабо-
тающих, привлечение квалифицированного, специально обученного персонала, обладающего более высоким уровнем подготовки в сравнении с традиционными производствами.
В результате проведенного нами психо-лого-организационного анализа были выявлены причины, снижающие эффективность диалога с потенциальными потребителями научной продукции, и сформулированы принципы общения.
Прежде всего, сотрудник должен учитывать необходимый (планируемый) результат переговоров, при этом основное внимание на переговорах должно уделяться: продвижению продукции; человеческим взаимоотношениям между сотрудниками компаний, занимающихся одним делом (например, созданием установки); планированию и организации контроля, проверкам, анализу наблюдений, деталям, доказательствам; развитию творческого потенциала людей, привлечению новых ученых для усовершенствования возможностей, новых путей, методов, альтернатив нововведений. В соответствии с этим были выявлены четыре психотипа людей, участвующих в продвижении НТОКТР на переговорной стадии, для которых выработаны поведенческие инструкции.
Рекомендации по учету личностных особенностей каждой группы в инновационной деятельности представлены в таблице:
Рекомендации по учету личностных особенностей _________в инновационной деятельности.________
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ: УСТАНОВКА:
1. прагматичность и прямолинейность, решительность и энергичность, способность быстро переключаться с одного вопроса на другой • сконцентрироваться на результатах, сформулировать свое заключение сразу после изложения позиций партнером; • сформулировать предложения, не предлагая слишком много альтернатив, быть кратким; • постоянно подчеркивать практическую направленность предложения, используя визуальные средства (графики, схемы)
2. многословие, ориентированность на систематичность и последователь- • использовать логический порядок: предыстория вопроса, современное его состояние, предпола-
ность, малая эмоциональность, тщательность и методичность гаемый исход; • разбить рекомендации на составные части, быть точным, опираться только на факты; • не торопить партнера
3. немногословность, психологическая ориентированность, способность к сопереживанию, чувствительность, восприимчивость, спонтанность, умение работать в команде • не начинать сразу о деле, предварить деловые отношения небольшой беседой; • подчеркнуть связь своих предложений с нуждами и проблемами людей; • рассказать о прецедентах эффективной работы того, что вы предлагаете; • показать, что вас поддерживают все уважаемые люди; • использовать неформальный стиль при общении и переписке
4. хорошее воображение, малая реалистичность, творческая настроенность, обладание множеством идей, способность к стимулирующему влиянию на других, харизматичность, эгоцентричность • начинать с общих положений, рассматривая тему в широком концептуальном контексте; • уделить достаточно времени для обсуждения, не раздражаясь, тому, что ваш партнер ходит «вокруг да около»; • постоянно подчеркивать уникальность продвигаемой идеи или темы
Таким образом, можно заключить, что сочетание знаний и умений в области образовательных и высокотехнологических наукоемких разработок с учетом роли организационно-
психологических и лингвистических особенностей реализации результатов способно существенно повысить эффективность коммерциализации инновационной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Морозова Н.В. Элементно-структурный анализ модели компетентности педагога в системе довузовского образо-
вания // Научные исследования. 2010. №1.
2. Суминов И.В., Крит Б.Л., Эпельфельд А.В. и др. Плазменно-электролитическое модифицирование поверхности
металлов и сплавов: в 2-х т. М., 2011.
3. Морозова Н.В. Модель развития профессиональной компетенции педагога // Среднее профессиональное образо-
вание. 2010. №1.
4. Materials Development in Language Teaching / Ed. by B. Tomlinson. Cambridge, 1998.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.