УДК 378-057.87
Суханов Петр Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебной части учебного военного центра при МАТИ -Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского moad ¡р55@та11.ги
Карлова Екатерина Николаевна
кандидат социологических наук, преподаватель учебного военного центра при МАТИ - Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского [email protected]
Крит Борис Львович
доктор технических наук, профессор, преподаватель кафедры технологий обработки материалов потоками высокой энергии при МАТИ - Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского [email protected]
Морозова Наталья Владиславовна
кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры медицинской техники Российской медицинской академии последипломного образования ¡[email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Рассмотрены актуальные проблемы информатизации образования в условиях глобальной информатизации общества, определены основные пути их решения. Определено понятие дидактической компьютерной среды, а так же условия успешного формирования умений самообразовательной деятельности обучаемых вуза.
Ключевые слова: информатизация общества, информатизация образования, дидактическая компьютерная среда, умения самообразовательной деятельности.
Sukhanov Petr Vladimirovich
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of Academic Studies Department of the Military Training Centre under MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky moad [email protected]
Karlova Ekaterina Nickolaevna
PhD in Sociology, Lecturer of the Military Training Centre under MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky [email protected]
Crete Boris Lvovich
Doctor of Technology, Professor, Lecturer of the Department of Technologies of Materials Treatment by High-Energy Flows under MATI -Russian State Technological University named after
K.E. Tsiolkovsky [email protected]
Morozova Nataliya Vladislavovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Lecturer of the Department of Medical Technology of Russian Medical Academy of Postgraduate Education [email protected]
CURRENT ISSUES OF EDUCATION INFORMATIZATION IN THE CONTEXT OF SKILLS DEVELOPMENT OF STUDENTS SELF-EDUCATION ACTIVITY
The topical problems of education informatization in the context of global informatization society have been considered; the basic ways of their solution have been defined. The concept of didactic computer environment as well as conditions for the successful formation of skills of self-education of students of higher education institutions have been introduced.
Key words: society informatization, education informatization, didactic computer environment, skills for selfeducation activities.
Современное состояние общества характеризуется важным историческим этапом перехода к стадии информационного общества, специфика которого заключается в большей открытости стран, стирании границ, возникновении мирового рынка, при котором роль информации и знаний становится ведущей.
Экономические и политические изменения последнего времени диктуют общие принципы и цели построения глобального информационного общества, указывают, что суть экономической и социальной трансформации общества, стимулируемой информационнотелекоммуникационными технологиями, заклю-
чается в их способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей, достижение которых потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий.
В сложившихся условиях обществу требуются социально активные и конкурентоспособные специалисты новой формации, специалисты способные к самообразованию, саморазвитию, инновационной деятельности, ориентированные на творческий подход к делу, обладающие высокой культурой мышления, готовые обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие.
Такие возрастающие требования общества неизбежно влекут за собой изменения приоритетов образовательного пространства. В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ФЦП) на 2009 - 2013 гг. сформулирован, в качестве приоритетного подход, направленный на развитие всех аспектов компетентности будущего специалиста.
Все это актуализирует процесс информатизации образования, который рассматривается российскими учеными как «процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационный и медийных средств, ориентированных на реализацию пси-холого-педагогических целей обучения, воспитания» [2].
Социально-педагогическая значимость
информатизации высшего профессионального образования (ВПО) при этом заключается в том, что ее целью является подготовка специалистов к полноценной жизни в информационном обществе. Однако, как свидетельствует опыт, до сих пор ожидания, возлагаемые на информатизацию и применение инновационных технологий в образовании, не оправдались в полной мере. Мы считаем, что информатизация образования сможет выполнять функции действенного механизма, работающего на повышение качества системы ВПО, только при условии опоры на научно обоснованные методологию и технологию с учетом современных достижений педагогической науки.
Методология рассматривается нами как система знаний об основаниях и структуре педагогической теории информатизации образования, о принципах и способах построения практической деятельности, отражающих динамический процесс интеграции педагогических и Информационных технологий в системе образования, а также научно- педагогическое моделирование национальных программ, логики и методов их реализации, оценки состояния, содействия и эффективности информатизации образования [1].
На наш взгляд, разработка педагогической теории эффективности функционирования и развития информатизации обеспечивает социально - значимую личностно ориентированную парадигму образования, предполагающую самореализацию обучаемых, формирование их личности, отвечающей потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться, самообучаться, саморазвиваться и активно трудиться [4], способной осуществлять рациональный выбор решения самых разных задач в ситуациях общественного бытия, готовой к современным способам коммуникации, поиска и обмена информацией для жизни и по-
стоянного самосовершенствования, самореализации, непрерывного образования.
В рамках исследования мы придерживаемся следующей формулировки: без информатизации образования формирование качественно новой образовательной системы невозможно в принципе [2]. При таком подходе информатизация образования рассматривается как педагогическая система в единстве взаимосвязанных структурных компонентов, ориентированных на личность педагога и обучаемого, содержание образования, интеграцию педагогических и инновационных технологий, объединенных единой образовательной целью формирования готовности личности к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
Размышляя на эту тему, мы предположили, что формирование требуемых качеств личности в условиях информатизации образования происходит в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности при условии ее целенаправленности. Это потребовало смещения акцентов в системе организации обучения на самостоятельные формы работы, доля которой повысилась в образовательных стандартах «нового поколения». Такой подход потребовал решения проблемы повышения эффективности организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых, выбора и обоснования оптимальных методик ее организации и проведения, средств, используемых для получения большего педагогического эффекта.
Основополагающим направлением в решении поставленной задачи является применение новых информационных технологий в обучении, которые в основном базируются на современных персональных компьютерах (ПК), позволяющих существенно изменить направленность интеллектуальной деятельности преподавателя и обучаемого. Вопрос о целесообразности применения персональных компьютеров в учебном процессе неоднократно обсуждался в педагогической и психологической литературе. Ретроспективный анализ педагогической литературы показал динамику изменения подхода к проблеме использования ЭВМ в учебном процессе высшей школы. Если в 1987 г. на страницах журнала «Вестник высшей школы» была развернута дискуссия о возможности и целесообразности применения новых компьютерных технологий в образовании, положительных и отрицательных аспектах данного явления, то в настоящее время компьютер рассматривается как неотъемлемая часть дидактической среды, при этом обсуждаются вопросы, касающиеся приоритетных направлений применения ЭВМ в образовательном процессе, необходимых условий повышения эффективности ком-
пьютерных технологий обучения, перспектив развития обучающих программ.
Нельзя забывать и о том, что «цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов, формировании готовности к самообучению и самообразованию, т.е. подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества» [3]. Основываясь на данном утверждении, в рамках исследования мы разделяем точку зрения ученых, которые полагают, что компьютер - это только средство, которое само по себе ничего не гарантирует, а эффективность обучения зависит от качества организации образовательного процесса в целом и от каждого из участников этого процесса в частности. Это подтверждает и выявленное в ходе исследования противоречие между имеющимися компьютерными средствами, обладающими потенциальными развивающими возможностями, и слабой теоретической и методической разработанностью основ их применения для развития профессионально значимых личностных качеств обучаемых, а так же не способностью обучаемых в полной мере самостоятельно воспользоваться данными средствами.
Решение данного противоречия предполагается нам в целенаправленном построении образовательного процесса в вузе, обеспечивающем ориентацию в целеполагании на развитие мышления обучаемых в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, при этом у каждого из обучаемых обеспечивается формирование умений самообразовательной деятельности как интегрального качества, которое:
во-первых, как внутреннее качество личности может развиваться в процессе обучения в вузе при целенаправленной организации самообразовательной деятельности;
во-вторых, во внешнем проявлении является средством, обеспечивающим в зависимости от уровня ее сформированности успешность обучения в вузе, а так же становление и развитие профессиональной компетентности специалиста в процессе обучения;
в-третьих, в единстве внутренней и внешней сторон выступает как триединый фактор успешности дальнейшей профессиональной деятельности: обеспечивающий, развивающий и прогностический.
В этом случае развитие умений самообразовательной деятельности обучаемых следует рассматривать как одну из целей профессионального образования, достижение которой возможно при адекватном выборе дидактиче-
ских подходов и средств их реализации в организации самостоятельной учебно-
познавательной деятельности обучаемых. Очевидно, что средством организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности при этом выступает дидактическая компьютерная среда, обеспечивающая получение знаний в вузе не путем присвоения готовых его образцов, а путем приобретения нового знания как личностного образовательного продукта, необходимого для дальнейшего образования и профессиональной деятельности, создающая условия для самореализации обучаемых, проявляющейся в способности проектировать свою учебную деятельность, быть ее субъектом, т.е. в способности принимать, а в ряде случаев самому ставить учебные задачи, определять способы их решения, находить и использовать нужную информацию, адаптировать известные способы деятельности к конкретным условиям, осуществлять управление собственной познавательной деятельностью, осознавать ответственность за ее результаты.
Под дидактической компьютерной средой мы понимаем совокупность условий, реализуемых компьютером в качестве специально разработанного педагогического программного продукта предметной области учебной дисциплины для развертывания самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых на основе ее самостоятельного проектирования, интегрирующей в себе как компоненты деятельности обучаемого (стимулирующую, содержательную и организационную), так и компоненты его деятельности (мотивационную, операционную, результативную).
При разработке дидактической компьютерной среды профессионального обучения учебную задачу необходимо конструироватьтак, чтобы усвоенные в процессе работы над ней способы деятельности выступли бы прямым продуктом обучения, необходимым и достаточным для успешности самостоятельной учебнопознавательной деятельности.
Определяющей характеристикой дидактической компьютерной среды является ее направленность, обусловленная иерархией целей обучения и реализующая их декомпозицию. Направленность дидактической компьютерной среды должна быть ориентирована, во-первых, на формирование определенных знаний учебных дисциплин путем включения обучаемых в необходимые виды деятельности, что обеспечивается предъявлением заданий, специально рассчитанных на определенные (репродуктивные или творческие) виды деятельности; во-вторых, на развитие личностных качеств обучаемых. Поскольку процесс развития творческих и других способностей в условиях обучения только тогда достигает цели, когда актуализи-
руется саморегуляция обучаемых, мы полагаем, что помимо узкопредметных целей направленность дидактической компьютерной среды должна предусматривать интенсификацию процесса саморазвития при работе с такой средой.
В качестве вывода к данной статье необходимо подчеркнуть, что только лишь целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива вуза на всех этапах учебного процесса (от планирования и до его практической реализации) является необходимым, но отнюдь
не достаточным условием успеха в решении выше означенных проблем. Залог успеха в нашем понимании состоит в готовности самого обучаемого целенаправленно и поэтапно, на начальных этапах под руководством преподавателя, а в дальнейшем самостоятельно, становиться субъектом образовательного процесса, что возможно при условии развития умений самообразовательной деятельности студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. № 4.
2. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. № 12.
3. Розенберг Н.М. Проблемы компьютерного обучения в изданиях последних лет // Педагогика. 1992. № 3-4.
4. Розман Г Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1.