Научная статья на тему 'Факторы неопределенности социального статуса студентов учебных военных центров как новой социальной группы военной молодежи'

Факторы неопределенности социального статуса студентов учебных военных центров как новой социальной группы военной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ УВЦ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ФАКТОРЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА / ВОЕННЫЕ КАФЕДРЫ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБ / РЕФОРМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MARGINALITY OF MTC STUDENTS / SOCIAL STATUS / UNCERTAINTY FACTORS / CADETS OF MILITARY SCHOOLS / MILITARY DEPARTMENTS / EDUCATION MOTIVATION / MILITARY EDUCATION REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карлова Екатерина Николаевна, Жаркова Любовь Сергеевна, Морозова Наталья Владиславовна, Суханов Петр Владимирович

Рассмотрены актуальные проблемы становления новой социальной группы студентов учебных военных центров (УВЦ). Приведены результаты социологического исследования состояния общественного мнения студенческих коллективов УВЦ и военных кафедр, получены субъективные оценки студентами своего профессионального выбора и шансов на успешную офицерскую карьеру. Сформулированы выводы по результатам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карлова Екатерина Николаевна, Жаркова Любовь Сергеевна, Морозова Наталья Владиславовна, Суханов Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNCERTAINTY FACTORS OF SOCIAL STATUS OF MILITARY TRAINING CENTERS STUDENTS AS A NEW SOCIAL GROUP OF MILITARY YOUTH

The article considers the topical issues of the process of formation of the new social group of military training centers (MTC) students. The authors have introduced the results of the social research concerning the state of public opinion of MTC students and military departments; the subjective estimation of students' occupation choice and future career chances have been presented. The authors have made appropriate conclusions regarding the research subject matter

Текст научной работы на тему «Факторы неопределенности социального статуса студентов учебных военных центров как новой социальной группы военной молодежи»

УДК 316.66-057.87:378.635.5

Карлова Екатерина Николаевна

кандидат социологических наук, преподаватель учебного военного центра при МАТИ - Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского [email protected]

Жаркова Любовь Сергеевна

доктор педагогических наук, профессор, проректор Московского государственного университета культуры и искусств [email protected]

Морозова Наталья Владиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры медицинской техники Российской медицинской академии последипломного образования [email protected]

Суханов Петр Владимирович кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебной части учебного военного центра при МАТИ -Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского moad ip55@mai 1.ш

ФАКТОРЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ КАК НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Рассмотрены актуальные проблемы становления новой социальной группы студентов учебных военных центров (УВЦ). Приведены результаты социологического исследования состояния общественного мнения студенческих коллективов УВЦ и военных кафедр, получены субъективные оценки студентами своего профессионального выбора и шансов на успешную офицерскую карьеру. Сформулированы выводы по результатам исследования.

Ключевые слова: маргинальность студентов УВЦ, социальный статус, факторы неопределенности, курсанты военного училища, военные кафедры, мотивация учебы, реформа военного образования.

Российской Федерации после распада Советского Союза досталась одна из самых лучших в мире систем подготовки офицерских кадров, которой по праву можно гордиться. Значительные ресурсы, выделяемые на военное образование, давали возможность обеспечивать вузы всем необходимым и готовить высокопрофессиональные кадры для армии и флота. Новейшие, а подчас уникальные образцы вооружения и военной техники поставлялись в вузы в первоочередном порядке.

Вместе с тем, в государстве в целом, и в Вооруженных Силах, в частности, за последние

Karlova Ekaterina Nickolaevna

PhD in Sociology, Lecturer of the Military Training Centre under MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky [email protected]

Zharkova Lyubov Sergeevna

Doctor of Pedagogy, Professor, Vice-President of Moscow State University of Culture and Arts

[email protected]

Morozova Nataliya Vladislavovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Lecturer of the Department of Medical Technology of Russian Medical Academy of Postgraduate Education [email protected]

Sukhanov Petr Vladimirovich PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of Academic Studies Department of the Military Training Centre under MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky [email protected]

UNCERTAINTY FACTORS OF SOCIAL STATUS OF MILITARY TRAINING CENTERS STUDENTS AS A NEW SOCIAL GROUP OF

MILITARY YOUTH

The article considers the topical issues of the process of formation of the new social group of military training centers (MTC) students. The authors have introduced the results of the social research concerning the state of public opinion of MTC students and military departments; the subjective estimation of students’ occupation choice and future career chances have been presented. The authors have made appropriate conclusions regarding the research subject matter.

Key words: marginality of MTC students, social status, uncertainty factors, cadets of military schools, military departments, education motivation, military education reform.

20 лет произошли коренные изменения. Они коснулись всех сфер жизни российского общества, не оставив в стороне армию и систему военного образования. За сравнительно короткий период времени численность Вооруженных Сил сократилась более чем в три с половиной раза, на столько же сократился и ежегодный заказ на подготовку офицерских кадров, что привело к неизбежному сокращению количества военных вузов.

Принятых руководством страны и Министерством обороны в сложившейся обстановке мер оказалось недостаточно, так как в остав-

шихся вузах очень остро встала проблема малой численности переменного состава, что не позволяло организовать нормальную учебную, методическую и научную работу, это несомненно отразилось на качестве подготовки военных специалистов.

С учетом этого, а также в связи с системными изменениями Вооруженных Сил, приведением численности офицерского состава в соответствие с потребностями военной организации государства Президентом Российской Федерации 21 июля 2008 г. были одобрены предложения по формированию перспективной сети военно-учебных заведений, в основу которых были заложены следующие принципы:

укрупнение вузов, создание военных учебно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей;

межвидовое и межродовое объединение военно-учебных заведений;

интеграция военного образования и военной науки, сохранение научных школ, диссертационных советов, профессорско-преподавательского состава;

учет принципа региональности при сохранении военно-учебных заведений;

максимальное использование существующих инфраструктуры и материальнотехнической базы военно-учебных заведений и их дальнейшее развитие;

реинвестирование в военное образование средств, полученных от реализации избыточных фондов военно-учебных заведений;

безусловное выполнение договорных обязательств по подготовке иностранных военнослужащих, специалистов для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и другие [1].

С учетом этих принципов в 2008 г. было принято решение о создании учебных военных центров (УВЦ) на базе гражданских вузов, которые методом военного дня должны готовить кадровых офицеров для Вооруженных Сил из числа студентов, которые по окончанию обучения, в отличие от студентов военных кафедр, заключают контракт о прохождении военной службы на должностях офицеров сроком на три года. Идея пополнения офицерского состава за счет выпускников гражданских вузов не нова, в Советском Союзе и некоторое время после его распада широко применялась практика призыва выпускников военных кафедр, так называемых «двухгодичников». Таким образом, по замыслу военного руководства, современные студенты УВЦ теоретически должны быть более мотивированными к военной службе, чем когда-то «двухгодичники», а по выпуску из вуза стать подготовленными высококвалифицированными

военными специалистами. Более того, руководством Министерства обороны было принято решение о том, что новая система подготовки будет обеспечивать до 40% офицерского состава Вооруженных сил [2].

Скептики военной реформы и консервативные приверженцы устоявшейся системы подготовки военных специалистов сомневаются в способности гражданских вузов дать все необходимые профессиональные знания студентам и, тем более, привить им воинскую культуру, патриотизм и чувство корпоративности, необходимые для становления полноценного офицера. В целях разрешения данного «противостояния», возникла необходимость исследования мотивационной сферы граждан, проходящих военную подготовку в гражданских вузах, тем более что за пятилетний период существования УВЦ, подробных исследований новой социальной группы военной молодежи не проводилось.

С этой целью нами было организовано социологическое исследование, призванное оценить состояние общественного мнения студенческих коллективов УВЦ и военных кафедр, получить субъективную оценку студентами своего профессионального выбора и шансов на успешную офицерскую карьеру. В рамках исследования мы придерживались убеждения в том, что появление новых социальных групп неизбежно сопровождается проблемами самоидентификации их членов, а также затруднениями в общественном признании.

В ходе исследования было опрошено 1250 студентов в пяти российских вузах, 33,36% которых обучаются в УВЦ, и 66,64% на военных кафедрах. Данные анкетирования были дополнены материалами фокусированных групповых интервью со студентами УВЦ и военной кафедры. Для повышения объективности результатов, некоторые аспекты исследования потребовали сравнения мнений студентов и курсантов военного вуза, которые получают «классическое» военное образование, находясь почти круглосуточно в стенах военного учебного заведения. С этой целью была опрошена контрольная группа из 322 курсантов военного училища [3].

При проведении опросов мы учитывали тот факт, что военные кафедры готовят офицеров запаса уже достаточно долгий срок для того, чтобы было сформировано устойчивое отношение и понимание системы подготовки со стороны студентов, а опыта выпуска и трудоустройства выпускников УВЦ на момент проведения исследования не было, и как следствие, поступая в университет, студенты не имели четкого представления о военной службе и системе подготовки офицерских кадров в УВЦ.

Результаты опроса косвенно подтвердили

данное предположение и показали, что доля разочарованных в профессии военнослужащего оказалась больше, а индекс отношения к военной специальности студентов УВЦ составил 0,45, для военной кафедры и училища - 0,62 [4]. Если бы пришлось вновь делать профессиональный выбор, то в УВЦ поступили бы всего 46% обучаемых, на военную кафедру 75,4% студентов, в военное училище 68,3% курсантов. При этом каждый пятый студент УВЦ предпочел бы поступить в военный вуз, а наибольшее число желающих получить традиционное военное образование (54%) оказалось среди студентов УВЦ 2009 года набора, когда был приостановлен прием во все военные училища страны.

Еще один, на наш взгляд, немаловажный фактор, влияющий на успешность в обучении курсантов и студентов - это уровень мотивации к военной подготовке, при этом одним из приоритетных направлений его формирования является желание проходить военную службу по окончании обучения. Поступая в университет, студенты УВЦ знали, что в обязательном порядке будут обязаны отслужить в должности офицера, по крайней мере, три года. Как показали результаты исследования, такая перспектива не устраивает большую часть обучаемых. Только каждый третий респондент планирует после окончания УВЦ служить в армии до предельного возраста, 10,8% - до получения жилья, то есть не менее десяти лет. Сравнивая эти данные с аналогичным опросом курсантов военного училища (54,6% собираются служить до предельного возраста и 13,6% - до получения жилья), можно заключить, что мотивация к военной службе у студентов существенно ниже, чем у курсантов. Необходимо подчеркнуть, что 30% опрошенных, а это втрое больше, чем в военном училище, затрудняются сказать определенно о своих планах.

Наиболее ярко маргинальное положение студентов УВЦ демонстрирует их согласие с набором суждений, выражающих ценностные установки, чувство принадлежности к профессии военнослужащего, готовность и желание служить. Эти качества сформированы у студентов УВЦ в большей степени, чем у студентов военных кафедр, но в меньшей степени, чем у курсантов военного училища. Ценностные установки измерялись через степень согласия с рядом утверждений, например «Настоящий мужчина обязательно должен отслужить в армии», «Я горжусь тем, что у меня в будущем есть возможность служить в Вооруженных силах РФ», «Я хочу испытать себя, приняв участие в реальных боевых действиях» и др. Результаты исследования показали, что гордость и преданность профессии ярче выражены у курсантов, что может быть связано с изначально более сильной

мотивацией поступающих в военный вуз и круглосуточным воздействием воспитательной среды военного учебного заведения. Положительным является тот факт, что граждане, проходящие военную подготовку в УВЦ методом военного дня, несмотря на все сложности обучения и сомнительные перспективы офицерской карьеры, имеют более высокие показатели готовности и желания служить, чем студенты военных кафедр. Анализ ценностных установок показал, что будущие офицеры, проходящие подготовку в стенах гражданских учебных заведений, значительно менее уверены в своих силах, чем курсанты, они чаще признаются, что им было бы тяжело адаптироваться в армии на офицерской должности, и они не готовы испытать себя, приняв участие в боевых действиях. У курсантов, в свою очередь, сильнее развито чувство принадлежности к социальной группе военнослужащих, гордость за профессию.

Если бы после окончания учебного заведения студенты и курсанты продолжили военную службу по контракту, то самыми большими трудностями, по мнению всех категорий опрошенных, были бы тяжелая материальная ситуация, необходимость жить в удаленных гарнизонах и неудовлетворительные жилищно-бытовые условия (в среднем по 36% опрошенных студентов и более половины курсантов указали эти трудности). Вторым по значимости опасением для студентов является вероятность не вписаться в воинский коллектив, члены которого закончили военные вузы и, по мнению каждого четвертого студента, будут проявлять к ним неуважение. Эта обеспокоенность имеет под собой основания: в сознании жива память об опыте призыва в армию выпускников военных кафедр, получивших от профессиональных военных презрительное прозвище «пиджаки».

Сложности, связанные с профессией, взаимоотношениями с подчиненными и сослуживцами, волнуют будущих офицеров запаса гораздо меньше, чем насущные проблемы жилья и денежного обеспечения. Студенты УВЦ, напротив, выражают серьезные сомнения в своей военно-профессиональной компетенции, каждый пятый считает, что на службе ему будет недостаточно того уровня подготовки, который он приобрел в университете, и чаще выражают опасение, что на службе столкнутся со сложностями в управлении подчиненными.

В целом, студенты УВЦ и курсанты более оптимистично воспринимают условия службы по контракту, находят весомые преимущества и перспективы военной службы. Однако в ответах студентов УВЦ на вопросы о преимуществах и недостатках военной службы отмечается их неуверенность в своей способности соответствовать требованиям военной службы и профес-

сионального сообщества, а также сомнения в перспективах служебного роста и материального успеха в армии.

Некоторые аспекты организации образовательного процесса вызывают недовольство студентов, обусловленное их отношением к военному обучению и его местом в системе приоритетов профессионального становления. Обеспокоенность студентов УВЦ своим профессиональным будущим заставляет больше внимания уделять качеству военной подготовки, по сравнению со студентами военных кафедр. Будущие кадровые офицеры значительно чаще отмечают, что в процессе военного обучения им не достает практических занятий. Данное суждение полностью подтвердилось при обсуждении данной проблемы на фокус-группе, курсанты заявляли, что, посещая УВЦ раз в неделю, им сложно изучать материал и такое обучение «урывками» не обеспечивает требуемого уровня знаний, предъявляемого к военному профессионалу, - «многое надо учить по секретной литературе, которую можно изучать в часы самоподготовки, а дома я не могу учить». Респонденты УВЦ в полтора раза чаще студентов военных кафедр соглашаются с утверждением, что времени на овладение военной специальностью недостаточно (52,88%). «Как мы можем стать военными до корней волос, если шесть дней мы ходим в кроссовках, в гражданской одежде и только один день приходим в УВЦ?» Студенты УВЦ чаще отмечают несоответствие содержания военного обучения с предметами изучения на гражданских кафедрах, а порой и несогласованность действий руководства УВЦ и деканатов. Они также разочарованы отсутствием практики: «Когда я сюда поступал, мне говорили, что мы не будем постоянно сидеть в душных аудиториях и писать лекции. Говорили, что будем раз в полгода выезжать и работать с техникой, стрелять. Сейчас мы уже третий год учимся и никакой техники не видели. Хотя у нас тут есть тир, мы даже туда не ходим», «Да, преподаватели все прекрасно объясняют, все с презентациями, картинками, но этого недостаточно. Лучше один раз увидеть и попробовать самому, чем сто раз услышать». Обобщая эти результаты, необходимо отметить, что все граждане, проходящие военную подготовку, считают общее количество занятий, а особенно практической направленности, недостаточным. Различие состоит в том, что для студентов УВЦ этот факт вызывает большее беспокойство, они опасаются, попав в войска, показать свою некомпетентность, оказаться менее подготовленными, чем выпускники военных училищ.

Главным стимулом военной службы студенты УВЦ и военных кафедр считают духовную составляющую профессии военнослужащего -

патриотизм, верность Родине и воинским идеалам, преданность службе. Вместе с тем, такие материальные стимулы, как социальная защищенность и обеспеченность жильем, по мнению всех категорий респондентов, также являются весьма привлекательными для офицеров. Высокий уровень доходов привлекает только каждого четвертого опрошенного, несмотря на введенные сейчас в армии стимулирующие выплаты и повышение размера денежного довольствия с 1 января 2012 г. В беседах студенты признаются, что даже повышенный размер денежного содержания часто не может компенсировать высокий уровень нервной напряженности службы, ненормированный рабочий день, неопределенность будущего в условиях проводимых реформ, постоянные переезды и другие особенности военной службы.

Следует отметить, что в вопросах о мотивах успеваемости и прохождения военной службы курсанты чаще студентов УВЦ указывают интересное содержание труда, работу с вооружением и военной техникой, что свидетельствует о более осмысленном выборе и глубокой заинтересованности в военной карьере. Такие результаты дают нам право предположить, что в армии курсантов в большей степени, чем выпускников УВЦ будет удерживать интерес и преданность профессии, а не только социальные льготы и гарантии. Стоит учесть и тот факт, что неудовлетворительное материальное положение и сложные бытовые, жилищные условия, по мнению всех респондентов, являются главной причиной досрочного увольнения офицеров с военной службы. Курсанты военного училища чаще отмечают также низкое качество таких предоставляемых льгот военнослужащим, как питание, лечение, отдых.

Таким образом, результаты исследования подтвердили наше предположение о высокой вероятности проблем с общественным признанием выпускников УВЦ как новой социальной группы военной молодежи, которая пока занимает маргинальную позицию, определяемую в социологии как ситуация, возникающая на основе противоречия систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, и проявляющаяся в двусмысленности, неопределенности статуса и роли [5]. Такое положение студентов УВЦ, на наш взгляд, обусловлено следующими факторами:

Юридическое несовершенство законодательной базы по организации образовательного процесса в учебных военных центрах и организации взаимодействия двух министерств - Министерства обороны и Министерства образования и науки России в достижении поставленной цели. На студентов УВЦ не распространяется статус военнослужащего, кроме периода

нахождения на сборах и стажировке, а, следовательно, они не могут пользоваться внешними атрибутами военной службы (форма с нашивками), нести дисциплинарную ответственность, пользоваться льготами и гарантиями. Все эти аспекты могли бы положительно повлиять на моральное состояние студентов и их военную идентификацию.

Политическая неопределенность будущего. Как показывает практика последних лет, молодые офицеры-выпускники не востребованы в Вооруженных силах в связи с масштабным сокращением численности личного состава. Такое положение вызывает состояние депривации, разочарования в выбранной профессии и низкий уровень мотивации к дальнейшему обучению. В то время как мегаполис предоставляет молодому человеку множество возможностей реализовать себя и получить высокий уровень дохода, призрачные перспективы военной службы не привлекают студентов. В подобной ситуации для студентов уВц становится более важным получить бесплатное высшее образование, они также заинтересованы в стипендии, существенно превышающей среднюю студенческую. К сожалению, другие мотивы, связанные с военной профессией, отходят на второй план в связи с пониженной мотивацией к продолжению военной службы после выпуска из университета.

Неуверенность в качестве профессиональной подготовки в условиях гражданского вуза. Проявление интереса к содержанию будущей профессии студентов УВЦ заметно ниже по сравнению с курсантами, которые увлечены

практической работой с военной техникой и ожидают в будущем получения морального удовлетворения от содержания любимой работы. Такое расхождение может быть связано с недостаточной насыщенностью учебной программы студентов УВЦ практическими занятиями, недостатком общения с кадровыми военнослужащими, большой дистанцией студенческого и курсантского быта. Студентам УВЦ приходиться прикладывать больше усилий, чем курсантам на пути к полноценному обретению воинской идентичности и офицерской карьере. Однако, идея привлечения к подготовке военных специалистов материальные и интеллектуальные ресурсы лучших российских вузов, безусловно, нельзя назвать обреченной на провал. Вероятно, требуется время и определенные усилия для преодоления предрассудков и реальных проблем несогласованности военного и гражданского образования.

Отсутствие практики и опыта подобной формы военной подготовки. Система мотивации студентов учебных военных центров имеет отличия от мотивации студентов современных и существовавших ранее военных кафедр. Перечисленные проблемы идентификации можно отнести к «болезням роста», обычным при становлении новых форм социальной организации. При условии совершенствования законодательной базы, политической стабильности и четкого понимания приоритетов развития Вооруженных сил, а также при накоплении опыта подготовки военных кадров на базе гражданских вузов, проект УВЦ вполне можно будет назвать успешным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 10 июля 2009 г. N 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»

2. Гаврилов Ю. Заказ на штатского лейтенанта // Российская газета, Столичный выпуск №5425 (49), 10.03 2011.

3. В исследовании принимали участие следующие вузы: «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Сибирский федеральный университет, Сызран-ское высшее военное авиационное училище летчиков (Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Жуковского и Ю.А. Гагарина»).

4. Индекс рассчитывается по формуле р= а*1+Ь*0,5-с*1, где а - доля выбравших ответ «отношение улучшилось», Ь - «отношение не изменилось», с - «отношение ухудшилось». Значение индекса от 0,6 до 1 говорит, что почти у подавляющего большинства респондентов отношение улучшилось или осталось прежним, от 0,2 до 0,6 - перевес в сторону улучшения отношения, от -0,2 до 0,2 - мнения респондентов разделились почти пополам, от -0,6 до -0,6 - перевес в сторону ухудшения отношения, от -1 до -0,6 - отношение подавляющего большинства респондентов ухудшилось.

5. Маргинальность в современной России. Коллективная монография. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.