ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Колбасин А.М., к.э.н., докторант ИЭ РАН
Описаны базовые принципы и основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.
Ключевые слова: особенности, инновационные проекты, объекты управления качеством
FEATURES INNOVATIVE PROJECTS AS A QUALITY CONTROL FACILITIES
Kolbasin A., Ph.D., IE RAN
Base principles and the basic tendencies of development of conceptual approaches to quality management of innovative projects are described. Keywords: features, innovative projects, objects of quality management
На современном этапе социально-экономического развития экономики внутренние ограничения роста обусловлены недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что при сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран. В этой связи в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ предусмотрено создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.
Однако наращивание объемов дорожного строительства должно сопровождаться ростом качественных показателей создаваемых объектов.
Развитие социально-ориентированной инновационной экономики предполагает использование в качестве базы закрепление и улучшение позиций России в результате модернизации традиционных секторов российской экономики, где наряду с нефтегазовым, сырьевым, энергетическим и аграрным выделяется транспортный сектор. Именно эти сектора призваны способствовать созданию институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих на следующих этапах развития системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Очевидно, что вплоть до 2020 года традиционные сферы экономики останутся ведущими секторами производства ВВП.
Развитие транспортной сферы связано:
- с формированием конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциа-
ла российской экономики;
- с формированием новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и созданием сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;
- с развитием частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий при развитии транспортной инфраструктуры.
В качестве первоочередных задач в транспортной сфере выделяются:
- завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;
- транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;
- внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг;
- и др.
В сложившихся условиях, с учетом опыта дорожного строительства в РФ проблема обеспечения качества проектов в условиях ожидаемого роста объемов дорожного строительства, с одной стороны, и увеличением уровня международных требований и запросов потребителей к качеству дорог, с другой стороны, выходит на принципиально новый уровень. С одной стороны, возникает необходимость масштабной реализации инновационных проектов в сфере дорожного строительства, а, с другой стороны, возникает
Таблица 1. Особенностей инновационного проекта как объекта управления
№ Особенность инновационного проекта Характеристика особенности Сложности управления качеством
1 Инновационный проект должен пройти полный воспроизводственный цикл "разработка - производство -распределение - обмен -потребление" Идея инновационного проекта должна быть направлена на удовлетворение нужд потребителей, иметь научную основу, и подтверждена научными разработками Множественность и неопределенность идей инновационного проекта осложняет выбор инструментов управления качеством
2 Сложность прогнозирования результатов инновационного проекта Создание инновации сопряжено с повышенным риском несовпадения фактического результата с ожидаемым. При этом вероятность получения положительного результата в рамках проекта обратно пропорциональна степени новизны инновации и может колебаться от 99% для рационализаторских инноваций до 5% для радикальных инноваций Высокие риски инновационного проекта осложняют оценку качества результатов инновационной деятельности в контрольных точках и принятие решений о корректирующих воздействиях
3 Уникальной инновационной разработки как творческой задачи, решаемой в рамках проекта Результат инновационного процесса во многом зависят от творческих способностей исполнителей и широты спектра их мотивационных устремлений Творческий характер задач, решаемых в рамках проекта требует модификации цикла непрерывного улучшения качества У.Шухарта-Э.Дэминга
4 Многовариантность сценариев развития инновационного проекта Творческий характер проекта и неопределенность ожидаемых результатов делает привычные схемы организации труда малоэффективными Необходимость гибкости и адаптивности схем управления в рамках петли качества
Таблица 2. Результаты исследования эволюции концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов
Пери- од Концепция менеджмента качества Основная идея концепции менеджмента качества Особенности управления качеством инновационных проектов
1900- 1920 гг. Концепция научного управления Необходимость учета вариабельности характеристик производственного процесса и важность контроля продукции Изменение системы требований качества к инновационной продукции
1920- 1930 гг. Концепция статистических методов контроля качества Подготовка всего персонала, воспитанного в духе статистики (SQC - Statistic Quality Control) Выявление новых статистических закономерностей для характеристик инновационной продукции
1930- 1950 гг. Концепция теории надежности и планирования эксперимента Теория надежности исследует способность технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах. Теория планирования экспериментов -составление планов испытаний, которые, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью результатов, а, с другой стороны, не были бы слишком громоздкими и обеспечивали бы малую трудоемкость при испытаниях и последующих расчетах. Выявление новых возможностей инновационной продукции при использовании теории планирования экспериментов при одновременной оценке ее надежности и стабильности производства.
1950- 1960 гг. Кружки качества (QC), семь основных инструментов качества (SBT), семь новых инструментов качества (SNT), система нулевых дефектов, инжиниринг качества (развертывание функции качества (QFD), анализ характера и последствий отказа (FMEA), методы надежного проектирования по Тагути) Практические формы реализации управленческих подходов к концепции контроля качества и повышения эффективности продукции на уровне цехов (QC, SBT, SNT). Самоконтроль качества (ZD). Использование инженерных принципов для управления качеством (QFD, FMEA, методы надежного проектирования по Тагути). Разработаны инструменты, позволяющие облегчить задачу контроля протекающих в рамках инновационных проектов процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов разработки и производства
1960- 1970 гг. Всеобщее управление качеством (TQC) и комплексное управление качеством в масштабах компании (CWQC) Объединение и координация работы всех подразделений предприятия, начиная от отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков (TQC) Тотальный охват служащих для участия в действиях по управлению качеством (CWQC). Концептуальный подход обеспечивает расширение границ деятельности по управлению качеством на всех этапах инновационного проекта - от маркетинговых исследований до продаж и послепродажного обслуживания.
1970- 1980 гг. Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM) Реализация идеологии "quality improvement” - постоянного улучшения качества Использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем в рамках инновационных проектов, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива, требующее постоянного повышения квалификации персонала.
1980- 1990 гг. Концепция универсального менеджмента качества (UQM) Универсальность проявляется в повышении качества обслуживания потребителей, повышении качества взаимоотношений внутри организации, реализации ее фирменного стиля Концепция инвариантна к изменению тематике инновационных проектов, что способствует универсализации процессов управления качеством
1990- 2000 гг. Концепция менеджмента на основе качества (MBQ). Сформировавшийся мощный набор теоретических и практических средств, базирующийся на: - комплексе международных стандартов по менеджменту качества; - международной системе сертификации систем качества; - практически сложившейся системе аудита систем качества. Применение в инновационных проектах лучшего мирового опыта управления качеством, распространяющегося вместе с расширением границ глобализации экономики.
2000- 2010 гг. Концепция управления по целям (МВО) Выделение каждого участка работы по управлению качеством в качестве центра внимания (фокусировка на всех элементах и процессах) Происходит процесс сращивания менеджмента качества МВ<3 и менеджмента организации МВО на каждом этапе инновационного проекта.
2010- 2020 гг. Концепция качества на основе информационных технологий (QIT) Создание единого информационного пространства как качественно новой информационной технологии, обеспечивающей синергетический эффект интеллектуальной базы и обеспечивающей ее технической базы. Быстрое и эффективное внедрение новейших информационных технологий как интеллектуального продукта, сопровождающего процесс создания материального инновационного продукта в рамках проекта обеспечивает производителю приоритет на рынке.
необходимость развития методологии управления качеством указанных проектом.
При исследовании теоретико-методологических основ управления качеством инновационных проектов были определены сущность, содержание и базовые принципы управления качеством инновационных проектов.
Под инновационным проектом понимается базовая форма осуществления (посредством организации и управления реализацией) инновационной деятельности, направленной на получение конкретного инновационного результата - инновационного продукта (товара, услуги, технологии и т.д.).
Качество инновационного проекта представляет собой комплексную характеристику поставленных задач, процессов и результатов реализации инновационной деятельности, отражающую их способность удовлетворять установленным и предполагаемым требованиям исходя из рыночной конкурентоспособности инновационного продукта, удовлетворительности результата для инвесторов, эффективности инновационного менеджмента и других составляющих, характеризующих отношение участников инновационного процесса в рамках проекта.
Исходя из особенностей инновационного проекта как объекта управления, необходимо отметить сложность управления качеством инновационного проекта в силу отсутствия привычных стандартов, присущих инвестиционным проектам выполнения традиционных (рутинных) работ (табл.1).
Исследования принципов управления качеством инновационных проектов показали, что ключевыми из них являются следующие.
Во-первых, это принцип закладки в проекте опережающих требований к качеству инновационной продукции. При этом указанное опережение должно быть рассчитано на момент окончания реализации проекта.
Во-вторых, это принцип закладки качества в саму схему инновационного проекта.
В-третьих, это принцип самоконтроля при реализации этапов инновационных проектов.
В-четвертых, это принцип опоры на статистические методы контроля, позволяющие сопоставлять инновационные проекты между собой.
В-пятых, это принцип привлечения контрагентов для исполнения инновационных проектов для повышения качества их реализации.
В-шестых, это принцип динамичного изменения допустимых диапазонов ожидаемых результатов, обусловленных новизной раз-
работок, с одной стороны, и требованиями обеспечения качества, с другой.
В-седьмых, это принцип поступательного повышения качества как основа роста производительности труда в последующем за инновационным проектом процессом производства.
В-восьмых, это принцип ориентации в инновационных проектах на рациональный, а не максимальный уровень качества.
В-девятых, это принцип планирования и учета затрат на повышение качества инновационного проекта.
В-десятых, это принцип личной ответственности каждого участника инновационного проекта за качество проекта, с одной стороны, при наличии права на ошибку, сопряженную с новизной процессов, с другой стороны. Последнее обеспечивает творческое участие персонала в повышении качества и изгоняет страхи и опасения не добиться желаемого результата на 100%.
В-одиннадцатых, это принцип ориентации на долгосрочные оценки при материальном стимулировании процессов управления качеством инновационных проектов.
В-двенадцатых, это принцип повышения роли морального стимулирования при управлении качеством инновационных проектов, повышающего уровень внутренней мотивации.
С учетом сущности, содержания и базовых принципов управления качеством инновационных проектов были выявлены основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.
Результаты исследования эволюции концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов приведены в табл.2.
Синергия рассмотренных концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов формирует современный облик их реализации в рамках проектного подхода.
Литература:
1. Тебекин А.В. Управление качеством. - М.: Юрайт, 2012.
2. Аныпин В.М., Колоколов В.А., Дагаев A.A., Кудинов Л.Г. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. Учебное пособие З изд.
- М.: Дело, 2007.
3. Афонин И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. - М.: Гардарики, 2006.
4. Балабанов B.C., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. -М.: Элит, 2006.
5. Балдин К.В., Барышева A.B., Передеряев И.И., Голов P.C. Инновации. Дашков и К, 2006.