Научная статья на тему 'Менеджмент информационных продуктов и услуг'

Менеджмент информационных продуктов и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / МЕНЕДЖМЕНТ / INFORMATION / PHILOSOPHY OF INFORMATION / INFORMATION PRODUCTS / INFORMATION SERVICES / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галлеев Андрей Петрович

Статья раскрывает особенности и содержание менеджмента информационных продуктов и информационных услуг. Раскрыты основные понятия, связанные с менеджментом информационных продуктов и информационных услуг. Описаны особенности менеджмента качества информационных продуктов и информационных услуг. Раскрыта взаимосвязь информационного продукта и информационной услуги. Описаны особенности сетевого менеджмента как разновидности менеджмента информационных продуктов и информационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of information products and services

The article reveals the features and content. management of information products and information services. This article describes the basic concepts associated with the management of information products and information services. This article describes the features of a quality management of information products and information services. Article shows the relationship of the information products and information services. This article describes the features of network management as a form of management information products and information services.

Текст научной работы на тему «Менеджмент информационных продуктов и услуг»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 145-150. УДК 338.242.2, 004.9

А. П. Галеев

Менеджмент информационных продуктов и услуг

Статья раскрывает особенности и содержание менеджмента информационных продуктов и информационных услуг.Раскрытыосновныепонятия,связанные с менеджментоминформационныхпродуктов иинформационных услуг. Описаны особенности менеджмента качества информационных продуктов и информационных услуг. Раскрыта взаимосвязь информационного продукта и информационной услуги. Описаны особенности сетевого менеджмента как разновидности менеджмента информационных продуктов и информационных услуг.

Ключевые слова: информация, философия информации, информационные продукты, информационные услуги, менеджмент

Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 5 March 2015 No. 2 (14). pp. 145-150.

A. P. Galeev

Management of information products and services

The article reveals the features and content. management of information products and information services. This article describes the basic concepts associated with the management of information products and information services. This article describes the features of a quality management of information products and information services. Article shows the relationship of the information products and information services. This article describes the features of network management as a form of management information products and information services.

Keywords: Information, philosophy of information, information products, information services, management

Введение

Менеджмент часто определяется как интеграционный процесс [1] с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Менеджмент как концепция управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы [2], на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, ¡Гак внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. В словарях иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как совокупность

принципов, методов управления фирмой (шире экономикой), направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала фирмы. Менеджмент связан с оптимизацией использования фирмой всех ее ресурсов, персонала, оборудования, материальных ресурсов, финансовых ресурсов, интеллектуального потенциала. Соответственно этому выделяют: менеджмент персонала, оперативный менеджмент, финансовый менеджмент, информационный менеджмент и т. д. Менеджмент информационных продуктов (ИП) и информационных услуг (ИУ) опирается на информационное управление [3] и информационные технологии управления [4, 5].

Информационные продукты и услуги Информация становится источником и объектом производства; объектом собственности;! объектом обмена и продажи; объектом нако-

Цлен:йн'""и хранёния; ср€дСтвой"пвлучений" новых знаний и прибыли; средством увеличения капи-йШизации фирм; объектом защиты и объектом рационального значения [6]. Многоаспектное значение информации определяет динамику ее существования и связанные с этим различные ¡Процессы. Поскольку технология состоит из процессов, то становится необходимым определить информационные процессы как составную часть информационных технологий.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации, поиска, обмена и распространения

— информации. Объектами экономических отношений являются определенные в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" следующие объекты: информационная продукция информационные продукты и услуги.

Информационная продукция — полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации. Это понятие является общим по отношению к информационным продуктам и услугам и включает их в свой с®став.

Информационный продукт — совокупность описаний, данных, моделей, сформированная производителем в вещественной или невещественной форме. Это могут быть технологии, программы, наборы данных в различных формах представления, базы данных, экспертные системы и т.д. В законе это определение дается более узко «Информационные продукты (продукция) — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользо-вЦелей.» Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Глава I, Статья 2. В законе дается следующее определение.

Документированная информация (документ)

— зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Одним из основных информационных продуктов является программная продукция.

Информационная услуга — услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя с предоставлением в распоряжение пользователя информационных продуктов или без них. Широко распространенными являются информационные образовательные услуги [6, 7] . Как всякая другая продукция информационная должна отвечать определенным стандартам, Цребованиям и критериям. Для нее существует понятие качества и нормы его контроля.

Для современного менеджмента ИП и ИУ характерен перенос основных акцентов с развития внутренних факторов производства к раз-

витию фирмы как открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой и оперативно реагирующей на ее изменения. Большое значение придается поддержке управленческих решений [8] в условиях противоречивой информации.

Для того чтобы фирма могла адекватно реагировать на изменения внешней среды, ее управление должно основываться на стратегических планах, представляющих собой совокупность правил деятельности и ориентиров развития, рассчитанных на достаточно длительный срок. Появившееся понятие маркетинг-менеджмент описывает схему управления, в которой все операции фирмы выстраиваются в соответствии с целями ее маркетинговой стратегии.

Некоторые функции менеджмента ИП и ИУ

Одной из важнейших функций для менеджмента ИП и ИУ является прогнозирование [9]. Прогнозирование — это оценка последствий принимаемых решений или развития ситуаций в будущем. Если прогноз основан на изученных закономерностях и полной достоверной информации, то он осуществляется достаточно точно. Однако на практике множество трудно поддающихся учету факторов не позволяют дать однозначный обоснованный прогноз. В этом случае дают несколько прогнозов для наиболее вероятных вариантов развития ситуаций.

Менеджеру приходится прогнозировать будущее, принимать решения и действовать при реальном наличии информационной неопределенности. Все факторы, обуславливающие стохастическую неопределенность делят на четыре группы и обозначают термином СТЭП — факторы (по первым буквам от слов — социальные, технологические, экономические, политические) [10]. СТЭП-факторы действуют независимо. Помимо них существуют другие — факторы конкурентного окружения, которые являются ответной реакцией на управляющие действия менеджмента фирмы. Прогнозы при отсутствии полноты информации всегда опираются на некоторые предположения. Наиболее простым является предположение о неизменности состояния внешней среды, неизменности СТЭП факторов.

Однако иногда надо спрогнозировать развитие интересующего процесса как раз в необычных условиях. Для этого применяют моделирование ситуаций и метод сценариев. Он предусматривает выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. Таким образом, данный подход имеет много общего с естественной классификацией, поэтому логически и исторически он вполне обоснован. Каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценари-

146 '55М 2з°7-2447

ев — быт|!Шо1рийым. ' дляЯрименения метода* сценариев необходимо осуществить два этапа исследования:

- построение исчерпывающего, но обозримого качественного набора сценариев (построение основных классов);

- прогнозирование, развитие каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие менеджера вопросы (построение дерева классификации).

Существенная часть рассуждений проводится на качественном уровне [8], как это принято в общественно-экономических и гуманитарных науках, поскольку это обеспечивает большую полноту. Построение моделей [11], включающих количественное описание, может уменьшить неопределенность. Учет нежелательных тенденций, выявленных при прогнозировании, позволяет принять необходимые меры для их предупреждения, а тем самым помешать осуществлению прогноза. Прогнозирование — частный вид моделирования как основы познания и управления. Альтернативой статистическим методам служат экспертные методы прогнозирования, опирающиеся на опыт и интуицию специалистов.

Важной функций для менеджмента ИП и ИУ является планирование. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана [12] планирование — это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Таким образом, решения в области планирования — частный вид управленческих решений. Планирование — это разработка последовательности действий, позволяющая достигнуть поставленной цели. Выделяют стратегическое тактическое и оперативное планирование. Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности). Тактическое планирование ориентировано на формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей. Оперативное планирование ориентировано на учет коньюнктурных воздействий, которые возникаю вопреки тактическим и стратегическим планам. Результаты первичного планирования часто оформляют в виде "бизнес-плана". На практике технологии планирования ИП и ИУ достаточно сложны. Обычно им занимаются специальные подразделения

Менеджмент качества информационных продуктов и услуг

Общий менеджмент и менеджмент качества взаимосвязаны. До середины 60-х годов обеспечение качества состояло в основном в контроле и Отбраковке дефектной продукции. Контроль и отбраковка реализовывались методами, которые развивались под влиянием достижений научно-технического процесса. Организационно систе-

ма контроля качества соответствовала структуре производственного процесса и отвечала его требованиям.

Широкомасштабные внутрифирменные системы за рубежом еще называются системами контроля качества: TQC (Фейнгенбаум), CWQC (К. Исикава, семь инструментов качества), QC-агс^ (методы Тагути), QFD т. д.

Кибернетический подход послужил основой появления концепции управления качеством, которая пришла на смену традиционной концепции контроля. Одним из ее основоположников был американский ученый А. В. Фейгенба-ум, который предложил рассматривать каждый этап в процессе создания изделия, а не только его конечный результат [13]. Такой подход не ограничивался констатацией брака, а требовал выявить причины его возникновения и разработать меры (корректирующие воздействия) повышению уровня качества. По существу этот механизм задействовал систему обратной связи. Таким образом, появилась возможность управлять качеством.

С этих позиций производство продукции качество — совокупность определенных свойств, носителями которых является продукция. Бизнес-процесс создания изделия можно рассматривать как процесс создания качества. Меняя БП или воздействуя на него можно менять свойства продукции, т.е. ее качество. Это управляемый процесс. Следовательно, можно управлять качеством ИП и ИУ, находя цепочки обратной связи, чтобы воздействовать на процесс еще до появления продукции как носителя качества. При этом следует выделять: оценку качества, контроль качества и управление качеством.

В процессе контроля различные параметры, определяющие качество изделия, сравниваются с эталонными, зафиксированными в используемых стандартах, нормативах и технических условиях. На этой основе осуществляют оценку качества. Информация о несоответствии уровня качества заданным стандартам через цепь обратной связи поступают в управляющую систему, где вырабатывают меры по устранению отклонений. Главная цель контроля качества — обеспечить требуемый уровень качества и поддерживать его (а часто и повышать) в течение всего периода изготовления продукции. Достигнуть этой цели возможно при оптимизации по критерию качества всего процесса создания изделия.

Процесс управления качеством состоит из следующих укрупненных этапов:

• оценка уровня качества;

• долгосрочное прогнозирование;

• планирование уровня качества;

• проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологом;

• контроль качества изделия в условиях эксплуатации (после продажи);

• анализ отзывов и рекламаций покупателей.

Каждый из перечисленных этапов распадается на множество процессов, операций и рействий исполнителей. При этом процессы и действия управления качеством имеют четко обозначенные цели, критерии контроля, каналы обратной связи, процедуры анализа и методы воздействия. Следовательно, реальный процесс и система управления качеством представляют собой сложную совокупность взаимосвязанных контуров управления. Обеспечение качества распадается на ряд подцелей: анализ, проектирование, различные виды контроля качества, оценка его и другие подцели дробятся на еще более мелкие и таким образом, вырисовывается дерево целей, в соответствии с которым происходит управление качеством.

Для рынка информационных продуктов и услуг характерна тенденция [14] к повышению роли "неценовых" форм конкуренции, особенно конкуренции качества. Для информационных продуктов характерно, что все большую роль начинает играть не продажная цена изделия, а "стоимость полного жизненного цикла". Для сетевых информационных продуктов и услуг возрастает значение информационной поддержки, которая создает возможность увеличения жизненного цикла продукта, что де факто снижает его стоимость.

Предложенная Фейгенбаумом система управления качеством внесла значительные изменения во внутрифирменное управление. В частности, изменились организационные структуры: появились центральные отделы "управления" качеством или "обеспечения" качества и соответствующие комплексные системы управления качеством. Повысился статус работ по обеспечению качества. Систему управления качеством стал возглавлять управляющий самого высокого ранга — вице-президент по качеству. Таким образом, А. Фейгенбаум обосновал систему всестороннего управления качеством продукции. Практическую реализацию в полном объеме эта система получила в Японии в рамках системы Канба.

Система всестороннего управления качеством (СВУК) часто строится на так называемых циклах У. Э. Деминга. Цикл Деминга состоит из четырех этапов: планирование, производство, контроль, совершенствование продукции. Объектом СВУК является весь жизненный цикл изделия. Это означает системный подход ко всем этапам жизненного цикла: изучение требований рынка, доставка готовой продукции потребителю и ее техническое обслуживание в процессе ¡эксплуатации.

Организационными мерами невозможно до-Шичь требуемых показателей качества, если не обеспечены соответствующие уровни конструкторских разработок, качество техники и тех-¡нологии. Возможности техники и технологии определяют технологический аспект проблемы

обеспечения качества. Появление международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества явилось дальнейшим развитием теории и практики современного менеджмента качеством.

Предприятия стран с рыночной экономикой стали применять системный подход к менеджменту качества. В то же самое время уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджмента качества сегодня:

• 24 международных стандарта ИСО семейства 9000 (включая и ИСО 14000 по экологическому менеджменту);

• международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;

• международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества (ШСА), в котором уже работают 10000 специалистов из многих стран мира;

Можно констатировать, что менеджмент качества ИП и ИУ — становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания МВО и MBQ, но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание

Взаимосвязь информационного продукта и информационной услуги

Услуги и товары взаимосвязаны, хотя соотношение между ними может различаться. В достаточно широких видах продукции стоимость товара переносят в стоимость услуги. Особенно, если без нее нельзя обойтись. На рис.1 представлено соотношение стоимости товар-услуга. По существу стоимость товара это разовые затраты, а стоимость услуги, это разнесенное во времени оплата. Это дает возможность менять цену, перенося стоимость в услугу.

н О

Рис.1. Соотношение продукта и услуги

Существует взаимосвязь информационный продукт (ИП) — информационная услуга (ИУ). Например, покупая компьютер, потребитель должен воспользоваться услугами по его сборке в домашних условиях, установке, запуску.

Услуга

Продукт

Объем

148 15ЭМ 2307-2447

ЭтВттов&р'не рЦ^еЯимЩЦР^й^услцгой?'' Назовем это товар типа1 (Т1). Он может быть схематично обозначен в виде формулы

Т1= ИП+ИУ

Есть более сложная зависимость. Например, приобретая программное обеспечение, потребитель должен иметь соответствующий компьютер, на котором данная программа может функционировать. Обозначим этот товар как товар типа 2 (Т2). Он может быть схематично обозначен в виде формулы

Т2= (ИП+ИУ) + (базИП+ базИУ)

Здесь: базИП — базовый информационный продут. базИУ — базовая информационная услуга к этому продукту. При покупке сетевого информационного продукта эта система взаи-омсвязи еще более усложняется. Назовем этот товар типа 3 (Т3). Он может быть схематично обозначен в виде формулы

Т3= (ИП+ИУ) + (базИП+ базИУ) + (базсетИП+ базсетИУ)

Здесь: базсетИП — базовый сетевой информационный продут (браузер). базсетИУ — базовая сетевая информационная услуга к этому продукту. Таким образом, сетевая система дает возможность переносит стоимость информационного продукта в сетевые продукты или в сетевые услуги.

Сетевой менеджмент

Сетевой менеджмент относится к специальным видам менеджмента ИП и ИУ. Его можно рассмотреть как сложную систему, включающую элементы, части, связи. Сетевой менеджмент включает следующие блоки элементов управления: инсталляция и настройка сети; планирование и развитие сети; управление оборудованием; безопасное обслуживание и восстановление сети; управление сетевыми данными. Содержание менеджмента состоит в управлении бизнес-процессами (БП), соответствующими этим блокам.

Инсталляция и настройка сети состоит в конфигурировании сети, обеспечивающей готовность сети к поставке информационных продуктов и услуг. Бизнес-процессы, соответствующие этому элементу менеджмента, выполняют настройку сети, чтобы соответствовать требованиям услуги\товара, ограничениям сетевых и информационных технологий; изменения, удаления и изменения конфигурации в соответствии с сетевыми проблемами.

БП должен назначать и администрировать идентификаторы ресурсам и делать их доступ-шыми другим БП. Процесс администрирует логическую сеть и взаимодействует с процессом "Управление физической сетью и оборудовани-

ем" при физической инсталляции и применении сетевых и информационных технологий.

Планирование и развитие сети. Эти БП поддерживают развитие и инфраструктурных стратегий для сети и информационных технологий. Они основаны на использовании стандартных сетевых конфигураций, правил для сети, включая планирование, инсталляцию, протоколирование использования, обслуживания и т.п. Особенность проектирования сети состоит в необходимости учета специфических потребностей в услугах\товарах по желательной стоимости. Ввод в эксплуатацию новых сетевых и информационных технологий с целью снижения затрат и повышения качества продукции. Обеспечение условий для реакции на прогнозируемый спрос и случаев непрогнозируемых потребностей.

Управление оборудованием. Эти БП сопровождают все, что связано с оборудованием сети информационных технологий и администрированием этого оборудования. В этот бок входят задачи управление запасами и процессами ре-монта\замены.

Безопасное обслуживание и восстановление сети. Эти БП направлены на обеспечение операционного качества сети в соответствии с целями работы сети. Действия по обслуживанию сети должны быть упреждающими (например, запланированное регламентное обслуживание) или корректирующими. Корректирующее обслуживание должно быть реакцией на отказы и сбои в работе сети.

Управление сетевыми данными. БП осуществляют мониторинг: емкости, утилизации, трафика и сбора данных о потреблении услуг. Они начинается со сбора данных от инфраструктурных элементов и заканчивается корректным описание инфраструктуры данных и аккуратной и своевременной идентификацией проблем или потенциальных проблем в инфраструктуре. Эти БП направлены на сбор данных о потреблении услуг\товаров в сети, фиксацию событий в сети и информационных системах и сбор данных в целях анализа производительности сети и трафика. Эти данные должны поставляться на вход процессов биллинга с учетом вида услуги\то-вара и их архитектуры. БП должен поставлять полную и актуальную информацию, необходимую для определения степени несоответствия требованиям качества. БП также должен поставлять достаточную информацию о поставках для осуществления ценообразования.

Биллинг — своевременная и точная выписка счетов, компетентный и внимательный ответ на запросы по поводу оплаты, включая своевременную корректировку счетов и сбор платшЯ Исходя из необходимости поставки услуг (или потребительского качества) клиенту, ключевой задачей при работе с БП сети является построение "сквозных" или интегрированных БП. Например, могут быть выделены следующие

главные "сквозные" процессы, общие для любой компании, работающей в области поставки услуг\товаров с использованием телекоммуникационных технологий: биллинг, поставка ус-луги\товара, обеспечение услуги\товара, улучшение качества услуги\товара.

Заключение Современный менеджмент продуктов и услуг имеет ряд специфических особенностей

РЯЦЩЩцжЦРЯР инфор^а-циойных продуктов и информационных услуг является многоцелевым [16]. Это обусловлено вариативностью применения информационных продуктов и информационных услуг. Информационные методы и информационные продукты служат основой интеграции современного производства [17] и занимают важное место в общей цепочке создания национального продукта.

литература

1. Орлов А.И. Менеджмент. М.: Издательство «Изумруд», 2003. 298 с.

2. Теория управления / Под общей ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Панрушина. М.: Из-во РАГС, 2004. 558 с.

3. Цветков В.Я. Информационное управление. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany. 2012. 201 с.

4. Князев С.Т. Информационные технологии в управлении. М.: ИНФА-М. 2001.

5. Цветков В.Я. Информационные технологии управления / изд 2-е переработанное. М.: МГУГиК, 2007. 90 с.

6. Рузаев Е.Н., Рузаева П.Е. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1. С. 56-60.

7. Родионов И.И. и др. Рынок информационных услуг и продуктов. М.: МК-Периодика. 2002.

8. Цветков В.Я. Основы теории предпочтений. М.: Макс Пресс, 2004. 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем. М.: ИНФРА-М. 2005. 958 с.

10. Chomczynski P., Sacchi N. Single-step method of RNA isolation by acid guanidinium thiocyanate-phenol-chloroform extraction //Analytical biochemistry. 1987. Т. 162. № 1. С. 156-159.

11. Цветков В.Я. Моделирование в автоматизации научных исследований и проектировании. М.: ГКНТ, ВНТИЦентр, 1991. 125 с.

12. Хан Д., Хунгенберг Х. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. М.: Финансы и статистика. 2005. 177 с.

13. Фейгенбаум А. Новое качество для ХХ1 века // Стандарты и качество. 2000. № 6. С. 59-62.

14. Родионов И.И. и др. Рынок информационных услуг и продуктов. М.: МК-Периодика. 2002.

15. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Развитие регионального рынка информационных услуг: теоретические аспекты. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2011.

16. Tsvetkov V.Ya. Multipurpose Management // European Journal of Economic Studies 2012, Vol.(2), № 2 р.140-143.

17. Компьютерно-интегрированные производства и CALS-технологии в машиностроении. М.: Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности. 1999. 510 с.

REFERENCES

1. Orlov A.I. Menedzhment [Management]. Moscow, Izumrud Publ., 2003. 298 p.

2. Teoriia upravleniia / Pod obshchei red. A.L.Gaponenko, A.P. Panrushina [Theory of management / Under the General editorship by A. L. Gaponenko, A. P. Panrushin]. Moscow, RAGS Publ., 2004. 558 p.

3. Tsvetkov V.Ia. Informatsionnoe upravlenie [Information management]. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany. 2012. 201 p.

4. Kniazev S.T. Informatsionnye tekhnologii v upravlenii [Information technology in management]. Moscow, INFA-M Publ., 2001.

5. Tsvetkov V.Ia. Informatsionnye tekhnologii upravleniia / izd 2-e pererabotannoe [Information technology management / ed. 2nd revised]. Moscow, MGUGiK Publ., 2007. 90 p.

6. Ruzaev E.N., Ruzaeva P.E. The quality management of educational services and knowledge management in higher education. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz - University management: practice and analysis, 2004, no. 1, pp. 56-60 (in Russian).

7. Rodionov I.I. i dr. Rynok informatsionnykh uslugiproduktov [Information services market and products]. Moscow, MK-Periodika Publ., 2002.

8. Tsvetkov V.Ia. Osnovy teoriipredpochtenii [Basic theory of preferences]. Moscow, Maks Press Publ., 2004. 48 p.

9. Ekonomicheskaia informatika. Vvedenie v ekonomicheskii analiz informatsionnykh sistem [Economic Informatics. Introduction to economic analysis of information systems]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 958 p.

10. Chomczynski P., Sacchi N. Single-step method of RNA isolation by acid guanidinium thiocyanate-phenol-chloroform extraction. Analytical biochemistry, 1987, V. 162, no. 1, pp. 156-159.

11. Tsvetkov V.Ia. Modelirovanie v avtomatizatsii nauchnykh issledovanii i proektirovanii [Modelling in automation research and design]. Moscow, VNTITsentr Publ., 1991. 125 s.

12. Khan D., Khungenberg Kh. Planirovanie i kontrol'. Stoimostno-orientirovannye kontseptsii kontrollinga [Planning and control. Value-based controlling concept]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2005. 177 p.

13. Feigenbaum A. New quality for the twenty-first century. Standarty i kachestvo - Standards and quality, 2000, no. 6, pp. 59-62 (in Russian).

14. Rodionov I.I. i dr. Rynok informatsionnykh uslug i produktov [Information services market and products]. Moscow, MK-Periodika Publ., 2002.

15. Korabeinikov I.N., Korabeinikova O.A. Razvitie regionalnogo rynka informatsionnykh uslug: teoreticheskie aspekty [The development of regional market information services: theoretical aspects]. Ekaterinburg, Institut ekonomiki UrO RaN Publ., 2011.

16. Tsvetkov V.Ya. Multipurpose Management. European Journal of Economic Studies, 2012, Vol.(2), no. 2, pp.140-143.

17. Komp'iuterno-integrirovannye proizvodstva i CALS-tekhnologii v mashinostroenii [Computer integrated manufacturing and CALS-technologies in engineering]. Moscow, Federal'nyi informatsionno-analiticheskii tsentr oboronnoi promyshlennosti Publ., 1999. 510 p.

информация об авторе

Галлеев Андрей Петрович

(Россия, Москва) Кандидат технических наук, профессор кафедры прикладной информатики Московского государственного университете геодезии и картографии

Information about the author

Galeev Andrei Petrovich

(Russia, Moscow) PhD in Technical sciences Professor of Applied Informatics Moscow State University of Geodesy and Cartography

1S0 ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.