Менеджмент качества, безопасности, охраны здоровья и окружающей среды - менеджмент XXI века
Е.К. Медко
Факультет менеджмента, экономики и права МГТУ, кафедра менеджмента и маркетинга
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме управления качеством и экологией, разработке на предприятиях совместной системы менеджмента качества, безопасности, охраны здоровья и окружающей среды в соответствии с международными стандартами ИСО 9000 и ИСО 14000. Рассмотрены проблемы сертификации систем и оценка их эффективности.
Abstract. The paper is devoted to the urgent problem of the quality and ecology management, development of the joint system of the quality, safety, health and environment management at the enterprises according to the international standards ISO 9000 and ISO 14000. The problems of certification of the systems and estimation of their efficiency have been considered.
1. Введение
О качестве, охране окружающей среды и безопасности работы говорят сейчас во всем мире. Огромное значение приобрело качество продукции и менеджмент качества как для предприятий индустрии, так и для организаций образования, здравоохранения, правительственной администрации. Многие организации по всему миру активно работают в направлении получения сертификата на систему качества, экологии или региональной, национальной, интернациональной награды за качество.
Подход к менеджменту со стороны организации, уделяющей внимание качеству, безопасности труда, охране здоровья персонала и окружающей среды, основан на участии всех ее сотрудников в этом процессе и ставит целью долговременный успех деятельности организации через удовлетворение клиента, получение выгоды всеми членами организации и обществом.
2. Менеджмент качества, безопасности, охраны здоровья и окружающей среды (QSHE менеджмент)
2.1. Проблемы всеобщего управления качеством и экологией
Термин "качество" употребляется часто, и большинство людей знакомы с ним. Термин несет в себе позитивный смысл и поэтому широко применяется в продвижении товаров и услуг, при оценке их конкурентоспособности. Успех продаж продукции на рынке зависит не оттого, в какой степени качество продукции соответствует действующим стандартам и техническим условиям, а оттого, насколько реально его воспринимает и оценивает покупатель. "То, что фирма думает о своей продукции, еще не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем он видит ее ценность - вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направления и шансы на успех" (Друкер, 1998). Так в конце 80-х гг. в определении качества понятие потребностей становится исходным.
Стандартизировано следующее определение качества (МС ИСО 8402): качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Поэтому возникла необходимость всестороннего изучения действующих в разных странах концепций и методов деятельности, обеспечивающих высокое качество и стабильность продукции с точки зрения потребителя. В эволюции решения проблемы обеспечения качества на промышленных предприятиях А. Фейгенбаум (1986) выделил пять этапов: индивидуальный контроль качества, цеховой контроль качества, контроль качества при приемке продукции, статистический контроль качества и комплексное управление качеством.
Большой вклад в научную и практическую методологию комплексного управления качеством внесли такие всемирно известные основоположники менеджмента качества как американцы Э. Деминг, Дж. Джуран, А. Фейгенбаум, Ф. Кросби, японцы К. Исикава и Г. Тагути.
Дж. Харрингтон дает такую оценку американским специалистам в области качества: "В 40-е гг. Америка имела своих военных героев, а в 60-е образцами для подражания стали космонавты.
Медко Е.К. Менеджмент качества, безопасности, охраны здоровья и окружающей среды...
В настоящее время героями следует считать лидеров в области качества, поскольку их вклад в будущее процветание Америки может быть даже больше, чем вклад выдающихся личностей прошлого" (Харрингтон, 1990).
На базе общей методологии комплексного управления качеством в разных странах с учетом их национальных особенностей и экономических условий в 60-70-х гг. сформулированы организационные подходы к управлению качеством на уровне предприятия. Наиболее известны концепции TQC (Total Quality Control) - всеобщий контроль качества в США, CWQC (Company Wide Quality Control) -контроль качества в рамках фирмы в Японии, КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) и КСУКП (комплексные системы управления качеством продукции) в Советском Союзе.
Концепция TQC основана на построении системы управления качеством, охватывающей все стороны деятельности фирмы. В соответствии с этой концепцией, решение проблемы качества вошло в сферу ответственности руководства фирмы (менеджмента). Концепция CWQC предполагает участие в работах по качеству всего персонала фирмы: от президента до рядового работника, которые должны быть обучены методам управления качеством и применять их на практике. Другими особенностями японского управления качеством являются: широкое использование статистических методов, организация внутрифирменных проверок системы качества, деятельность кружков качества. В системах КАНАРСПИ и КСУКП упор был сделан на качество изделия и качество труда коллектива на базе стандартизации.
Большое влияние на практику комплексного управления качеством оказали также концепции ежегодного улучшения качества (AQI) Дж. Джурана, "14 принципов" Э. Деминга, принципы Ф. Кросби, концепция QFD (Quality Function Deployment) - развертывание функций качества, TQM (Total Quality Management) - "Всеобщее руководство качества". В TQM качество становится самым важным стратегическим оружием компании.
В конце 80-х гг. определяющим подходом к решению проблемы качества на фирменном уровне в странах Европейского сообщества являлось всестороннее удовлетворение требований потребителей, что нашло свое наиболее полное отражение в концепции стандартов ИСО 9000 (МС ИСО 9001-94).
В соответствии с нормами, принятыми в большинстве промышленно развитых стран (Европейское сообщество, США, Канада и др.), предприятие-поставщик продукции должно приложить усилия по созданию отношений доверия между ним и потребителем для осуществления поставок качественных изделий. Документ "Глобальная концепция законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке" опирается на систему качества у изготовителя; проверку продуктов через испытательные лаборатории, единую оценку соответствия качества (сертификацию).
Глобальная концепция ЕС предписывает применение системы менеджмента качества как гарантии стабильности качества производственных продуктов.
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (МС ИСО 8402).
Чтобы создать надежную систему менеджмента качества, был разработан комплекс стандартов, описывающий состав и структуру системы, требования к ее элементам - нормы ИСО 9000 (Свиткин и др., 1991).
Международные стандарты ИСО 9000 сосредотачивают свои рекомендации и требования на удовлетворении потребителя. Они делают различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции. Требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции. Стандарты ИСО 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предприятию предстоит выполнить. Стандарты ИСО 9000 не описывают, как достичь решения этих задач, но представляют такой выбор руководству предприятия. Концептуальной основой ИСО 9000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению.
Одновременно с большим вниманием к проблемам качества продукции, мировое сообщество в 90-х гг. обратило свое внимание на охрану окружающей среды, обеспечение устойчивости развития стран и регионов, защиту интересов будущих поколений.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) приняла ряд программных документов, которые должны определить согласованную политику во всех странах мира по обеспечению устойчивого развития и сохранению биосферы Земли. Под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, и не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека. В 90-е годы международная организация по стандартизации наряду с продолжением разработки стандартов на методы контроля компонентов окружающей среды (воздух, вода, почва)
приступила и разработала первые стандарты на системы экологического управления - стандарты ИСО 14000 (МС ИСО 14001-96).
Экологическое управление (менеджмент экологии) составляет часть системы управления организации: структура, ответственность, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы для внедрения экологической политики, целей и задач охраны окружающей среды могут координироваться с работами в таких областях, как производственная деятельность, финансы, обеспечение качества продукции, охрана здоровья и обеспечение безопасности населения.
В Европейском сообществе с 1 июня 1994 г. стали обязательными требования к предприятиям по внедрению системы менеджмента экологии, целями которой являются экономия электроэнергии, сохранение окружающей среды, внедрение экологически оптимальных технологий, уменьшение и переработка отходов, повышение надежности, долговечности и безопасности продукции.
В настоящее время в Европе наблюдается тенденция свести систему менеджмента качества и систему менеджмента экологии в одну систему менеджмента качества, безопасности, охраны здоровья и окружающей среды - QSHE-менеджмент.
2.2. Международные стандарты на системы качества и системы экологического управления
Системы экологического управления являются частью общей системы административного управления предприятий, имеют много общего с системой качества. Это определяет значительное сходство методологий управления качеством продукции и качеством окружающей среды, что отражается в определенной общности стандартов ИСО 14000 и ИСО 9000 (Пашков и др., 1997). Поэтому в настоящее время предприятия, которые относятся к таким отраслям, как горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, переработка рыбы и др., приступая к разработке систем качества, должны ориентироваться не только на обеспечение качества выпускаемой продукции, но и управление безопасностью продукции и производственных процессов, на охрану здоровья и охрану окружающей среды.
Мировоззренческой концепцией организаций должна стать политика, ориентированная на удовлетворение требований потребителя не только в качестве продукции, но экологической чистоте производства.
3. Сертификация продукции, систем качества экологии производства
Власти большинства европейских стран делают акцент на законодательном регулировании менеджмента качества и экологии (на основе стандартов ИСО), требуя от компаний создания систем управления качеством и экологией, ответственности и расширения круга задач по безопасности, охране здоровья и окружающей среды. Для властей становится закрепившейся практикой контроль системы менеджмента качества и экологии, а также соответствующей деятельности организации путем сертификации, в отличие от простой инспекции деятельности компании.
Проверки (аудиты), проводимые независимыми внешними организациями, используются как инструмент для оценки качества выпускаемой продукции, а также и для изучения других сфер, таких как здоровье, окружающая среда и безопасность. Чтобы произвести оценку систем менеджмента, сертификационные службы (CERT - TUV, DET NORSKE VERITAS и другие) разработали управленческие способы измерения годности и эффективности систем менеджмента качества и экологии.
Внутренние причины, побуждающие предприятия разрабатывать, внедрять системы качества и сертифицировать их - это необходимость улучшения качества работы и продукции и уменьшения издержек производства, а внешние - требования заказчиков и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В мире стремителен рост числа предприятий, сертифицировавших свои системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Если в январе 1993 г. их было около 27000, то в ноябре 1998 г. стало более 300000. Спрос российских предприятий на сертификацию систем качества в основном удовлетворяют зарубежные фирмы (на ноябрь 1998 г. международный сертификат получили всего около 50 предприятий). Для ликвидации этого серьезного недостатка Госстандарт разработал и ввел в действие ГОСТ Р 40001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации".
Работа по созданию систем качества, безопасности, охраны здоровья и окружающей среды (QSHE) только разворачивается. В международной организации по стандартизации идет интенсивная работа по гармонизации стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000 в части аудита систем качества и экологии и сертификации их.
Медко Е.К. Менеджмент качества, безопасности, охраны здоровья и окружающей среды... 4. Заключение
Система управления Р8ИБ определена как организационная структура, процедуры, процессы и ресурсы для выполнения управления качеством, безопасностью, здоровьем и окружающей средой.
Однако это не только документация. Неотъемлемый аспект системы управления - ее эффективное выполнение. Эффективность системы зависит от таких характеристик как действия, отношения, мотивации, умения и компетенция. Система управления Р8ИБ должна быть в одном ряду с философией управления. Развитие эффективности Р8ИБ управления является в большой степени делом обучения и образования.
Система менеджмента качества, безопасности, здоровья и окружающей среды Р8ИБ должна стать эффективным инструментом для хорошего управления и организационной практики в любой компании или организации, большой или маленькой.
Литература
Друкер П. Эффективное управление. М., ФАИР - ПРЕСС, 288с., 1998.
Менеджмент систем качества. Учебное пособие / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов. М., ИПК
Издательство стандартов, 368с., 1997. МС ИСО 14001-96 "Системы экологического управления. Требования и руководство по использованию". МС ИСО 9001-94 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке,
производстве, монтаже и обслуживании". Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы
экологического управления. М., ИПК Издательство стандартов, 464с., 1997. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахмин К.М. Международные стандарты ИСО серии 9000. Методика
и практика применения. М., НИИТЭХИМ, 205с., 1991. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М., Экономика, 471с., 1986.
Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М., Экономика, 272с., 1990.