УДК 338.012
Н. Ю. Рябова,
старший преподаватель Омский государственный институт сервиса
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
В статье рассмотрены факторы, определяющие необходимость инновационного пути развития предпринимательских структур. Обоснована связь между инновационным развитием и сохранением конкурентоспособности. Определена роль инновационного предпринимателя в современных условиях.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие,
предпринимательские структуры.
В настоящее время взаимодействие стратегического и инновационного управления является важным инструментом повышения эффективности деятельности предпринимательских структур. Это связано с тем, что инновации обусловливают основную линию перспективного развития предприятия. Внедрение новых технологий, разработка новых товаров и услуг, формирование новых рынков или новых организационных форм позволяет создавать дополнительные финансовые источники, что позволяет предпринимательским структурам быть конкурентоспособными на рынке.
Предпринимательство, ассоциируясь с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», воплощает в жизнь разнообразные идеи,
способствуя прогрессу [8]. Поэтому, создание благоприятных условий для функционирования и развития предпринимательства способствует ускорению экономического роста регионов и страны в целом. А в условиях современных требований мировой экономики в настоящий момент является актуальным развитие предпринимательства инновационного типа.
Для развития инновационной деятельности необходимо создание механизма, способствующего функционированию предпринимательства инновационного типа. Существует ряд факторов, определяющих условия инновационного развития предпринимательских структур, и формирующих потребность в инновациях и средства реализации инновационных программ [5].
Фактор цикличности инноваций влияет на уровень инновационной активности и темпы экономического роста. Отставание, связанное с освоением постиндустриального (технологического и экономического) способа производства, ограничивает возможности освоения базисных инноваций из-за устаревшего производственного аппарата, выявляя необходимость его обновления на новейшей, эффективной базе. Но ограниченность ресурсов стимулирует поиск и освоение принципиально новых технологий, которые позволят провести модернизацию при относительно меньших затратах ресурсов [1].
Демографический фактор определяет общий уровень конечных потребностей в связи с изменением численности населения и демографическую нагрузку на трудоспособное население, связанную с изменением структуры населения. Демографические сдвиги в целом неблагоприятны для инновационного прорыва, так как уменьшается доля населения в активном возрасте, являющегося основным производителем и потребителем инноваций. Миграционные процессы также отрицательно влияют на инновационные процессы: из страны выезжает
квалифицированная, талантливая молодежь, конкурентоспособная в развитых странах. Замещение происходит за счет иммигрантов из стран СНГ, уступающих по уровню образования и квалификации.
Природно-экологический фактор определяется сокращением биологических ресурсов, возрастающим количеством регионов с дефицитом пресной воды. В таких условиях осуществление инновационной деятельности должно происходить в условиях ресурсосбережения и уменьшения нагрузки на природу.
Технологический фактор является основным для социальноэкономического развития экономики. В России на фоне интенсивного научно-технологического развития передовых стран и распространения шестого технологического уклада имеет место снижение промышленного потенциала, сопровождающееся уменьшением доли четвертого и особенно пятого технологических укладов.
В условиях современной конкуренции в различных секторах рынка доля инноваций остается невысокой, так как отсутствуют четкие подходы к технологиям создания и запуска инноваций на рынок. Каждой предпринимательской структуре, планирующей оптимизировать расходы, увеличивать долю на рынке, сохранять постоянную клиентскую базу необходимо понимать, каким образом можно увеличить роль инноваций и заниматься их постоянным созданием.
Инновационный предприниматель в современных условиях - это креативный тип бизнесмена, которому необходимо организовать связь между новаторами - исследователями, авторами оригинального научно -прикладного продукта - и обществом, в частности, сферами производства и потребления. Необходимо обладать индивидуальными качествами (талант, кругозор, воображение, готовность к деловому риску), а также своеобразной формой предвидения в условиях повышенной неопределенности жизнеспособности инновационного продукта,
представляемого к освоению, как правило, еще до конца не законченным -в виде образа, идеи или концептуальной модели.
В основе процесса принятия инновационного решения находится инновационная идея. Она формируется талантом, который зависит не столько от спроса и экономической конъюнктуры, сколько от воздействия специфических компонент интуитивного прогнозирования, потенциального портфеля перспективных разработок, находящихся в поле зрения предпринимателя, и способов продвижения нововведения на рынок.
Предприниматель систематизирует научно-прикладные продукты, взаимодействуя с новаторами и формируя инновационный портфель, оценивает возможные пути реализации и жизнеспособность каждой перспективной разработки посредством соответствующих критериев, которые подбираются и адаптируются индивидуально. Из созданных критериев (научно-технических, социально-психологических,
экологических, коммерческих и других), выбираются наиболее подходящие, исходя из интуиции, предпочтений и индивидуальнотипологических особенностей. В результате возникает образ проекта, при котором идея потенциального нововведения через несколько лет превратится в привлекательный для потребителей продукт [3].
Следовательно, для развития инновационных направлений предпринимательским структурам необходимо:
1. Наличие базы инновационных идей, собственной или в виде регионального инновационного центра.
2. Развитие инновационной культуры предприятия, в основе которой лежит знание, т.к. создание идей это творческий процесс. «Генераторы идей» должны понимать, что новые идеи в бизнес-процессе предприятия приветствуются, мотивируются, поощряются. Необходима соответствующая внутренняя культура и атмосфера, подталкивающая
команду сотрудников к генерированию нового, необходимого в данный момент времени.
3. Руководящему составу необходимо понимать пути развития инновации, которые приводят компанию к различным сценариям развития. Существует риск не потребления создаваемого продукта/услуги, возможно в случае его ненадобности, проблема аналогов на рынке. В результате, использование двух этих составляющих вместе позволяет произвести минимизацию расходов с учетом масштаба производства, а также развитие бизнеса по нескольким направлениям. Таким образом, создаются качественные ценности для потребителей, позволяя добиться дифференциации продуктов/услуг.
В России на начало 2012г. существует 20% так называемых «сумасшедших» инноваторов, предлагающих нереализуемые проекты, которые противоречат основополагающим законам науки - например, варианты вечного двигателя, изобретение «велосипеда» и т.д. Аналогичные показатели ведущих государств составляют 15 - 18%. И именно из этой среды в среднем раз в 5-10 лет, не смотря ни на что, рождаются прорывные проекты [2].
4. Наличие или возможность доступа к финансовым ресурсам. Как показывает практика, отсутствие или недостача финансовых средств на разработку инновационных проектов является одним из наиболее серьезных препятствий для предпринимательских структур, стремящихся работать в инновационной сфере. Возможность финансирования инновационных проектов определяется физическим наличием и доступностью капитала, вкладываемого сегодня для будущей высокой отдачи, не всегда сопровождаемой очевидным успехом.
Основными источниками финансовых ресурсов являются: собственные финансовые средства, некоторые виды активов в виде основных фондов, земельных участков, промышленной собственности и
так далее. Это могут быть привлеченные средства: ассигнования из федерального, регионального и местного бюджетов, иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале, кредиты государственного происхождения, коммерческих банков, иностранных инвесторов [7].
Чтобы ожидаемая прибыль превратилась в реальную, предприниматель должен принимать во внимание и то обстоятельство, что лишь меньшая часть капиталовложений идет на трансформацию идеи в концепцию и создание опытных образцов. А большую их долю надо потратить, чтобы вывести разработку на рынок для коммерческого использования. Поэтому должна быть смоделирована активная стратегия маркетинга по продвижению будущего продукта на рынок. В частности, для пионерных разработок такая стратегия может быть ориентирована на создание у потенциальных покупателей чувства неудовлетворенности существующим товаром и ожидания более привлекательного. Реализация подобной стратегии позволяет не только заинтересовать потребителей, но и нейтрализовать конкурентов [3].
Инновационный замысел и стратегия маркетинга служат ключевыми аргументами в пользу конкретного проекта. Естественно, непосредственно перед принятием решения о начале финансирования предприниматели не полагаются полностью на интуицию и удачу, а проводят (для уменьшения рисков) более детальную проверку его жизнеспособности, но уже с привлечением независимых специалистов-аналитиков.
Кроме того, не всегда инновационный замысел появляется в процессе мыслительного эксперимента, иногда это происходит ассоциативно -неожиданно, внезапно. Это зависит от настроя на экономикоуправленческий поиск, например, через средства массовой информации, “социальный заказ”, характеризующие потребности общества.
Поэтому, выбирая конкретные направления инновационной деятельности, особенно в сфере научно-технических разработок, предпринимательским структурам необходимо быть в курсе приоритетов в области научно-технической политики, осуществляемой нашим государством.
Предпринимательским структурам для эффективной инновационной деятельности необходима государственная научно-инновационная политика, основанная на следующих принципах: приоритет инноваций над традиционным производством; обеспечение свободы научного и научно-технического творчества, правовой охраны интеллектуальной собственности; содействие развитию конкуренции в сферах науки и техники, экономичность инновационных процессов; определение приоритетных направлений; гибкость инновационной политики; интеграция образования, науки и предпринимательской деятельности; взаимодействие развитию инновационного предпринимательства в регионах путем передачи определенных прав и обязательств на региональный уровень; масштабность; содействие развитию международного сотрудничества.
Приоритет инноваций над традиционным производством предусматривает признание за наукой ведущей роли в системе продуктивных сил. Только используя в практической деятельности приобретенные знания, результаты научных исследований, можно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции.
Обеспечение принципа - интеграции образования, науки и предпринимательской деятельности - позволит установить связи между системой образования и научно-производственными системами, и ускорить темпы инновационного развития.
Взаимодействие развитию инновационного предпринимательства в регионах путем передачи определенных прав и обязательств на
региональный уровень обосновывается тем, что в условиях рыночных отношений наблюдается общая децентрализация управления, касающаяся также инновационной сферы [4, с. 172]. Структурная перестройка экономики региона основывается на возможности использования геополитического положения региона и его научно-инновационного потенциала - научных кадров, материально-технической базы, финансовых и инвестиционных институтов.
Инициаторы инноваций работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации нововведений имеют запас «экономической прочности», который выражается в наличии новой конкурентоспособности продукции, более низкими удельными издержками производства.
Как свидетельствует статистика, деятельность по созданию и внедрению инноваций, несмотря на большой риск, характеризуется высокой прибыльностью, в среднем более, чем в 3 раза превышающей среднюю прибыль инвестиций в экономически развитых странах [6].
Список литературы:
1. Буланов, А. А. О механизме управления развитием инновационной сферы экономики России [Электронный ресурс] / А.А. Буланов // иКЬ: http://institutiones.com/innovations/1365-innovacionnaya-sfera-ekonomiki
2. Доля «сумасшедших» инновационных проектов в России составляет 20%. НАИРИТ провела исследование российского рынка инноваций. [Электронный ресурс] // ШЬ: http://www.nair-it.ru/news/01.2012
3.Инновационный хозяйственный механизм [Электронный ресурс] / П. Шеко // ЦКЬ: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_2_99.htm.
4. Калинина, Н. М. Интегрированный контроллинг как новая концепция
развития экономического потенциала хозяйствующих субъектов региона // Устойчивое развитие региона: прошлое, настоящее, будущее (I
Манякинские чтения): материалы международной научно-практической
конференции студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков. - Омск: Издатель ИП Скорнякова Е. В. - 2012. - С. 171 - 173
5. Кузык, Б. Н. Россия - 2050, стратегия инновационного прорыва [Текст] / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. // 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика» - 2005. - 624с.
6. Огородникова Ю. Г. Инновации как фактор конкурентоспособности.
[Электронный ресурс] / Ю.Г.Огородникова // URL: http: //
www.tisbi.ru/science/vestnik/2001/issue4/econom
7. Посталюк, Т.М. Механизм обеспечения инновационных отношений в современной экономике [Электронный ресурс] // URL: http://www.tisbi.org/science/vestnik/
8. Топсахалова, Ф. М. Инновационные механизмы экономического
развития АПК депрессивного региона. Монография [Электронный ресурс] / Ф. М. Топсахалова, К. В. Кириленко // URL:
http: //www.rae.ru/monographs/5 8