ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
УДК 338.242
Цинпаева Ф.С.
канд. экон. наук, доцент.
Дагестанский государственный университет
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Анализируется уровень развития инновационного предпринимательства в контексте состояния современной институциональной среды. Подвергается анализу фактическое проявление феномена инновационного мультипликатора в связи с институциональным базисом. Изучена стимулирующая роль инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновации, административные барьеры, институты, предпринимательство, инновационный мультипликатор
Tsinpaeva F.S.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.
Dagestan State University
INSTITUTIONAL BACKGROUND OF BUSINESS INNOVATION IN THE CURRENT CONDITIONS
Abstract. We analyze the level of development of innovative entrepreneurship in the context of the modern state of the institutional environment. Subjected to analysis of the actual manifestation of the phenomenon of innovation multiplier due to the institutional basis. Studied the catalytic role of innovation infrastructure.
Keywords: innovation, administrative barriers, institutions, entrepreneurship, innovative multiplier
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. обозначила приоритеты инновационного развития экономики, в том числе концентрации усилий на укреплении предпринимательской инициативы в применении и развитии технологий. Феномен инновационного предпринимательства не ограничивается созданием одних лишь инновационных продуктов, зачастую это более широкий диапазон действий, включающий создание базы для оказания услуг в сфере информационных технологий, продвижение современных технологий, новый организационный дизайн и содействие развитию инновационных производств и т.д.
Несмотря на рост компонентов инновационной структуры, таких, как бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д., инновационный потенциал страны, практически, не затронут.
Не в последнюю очередь это связано с институциональным базисом, который включает в себя правовую составляющую инновационного развития, частно-государственные объединения и союзы, стабильность экономического законодательства, отсутствие административных барьеров.
В Республике Дагестан функционируют 3 бизнес-инкубатора, основной задачей которых является организация помощи малому бизнесу. Ключевую роль в работе этих подразделений играет выделение грантов для поддержки начинающих предпринимателей и организация бесплатных бизнес-консультаций. За последние три года укрепилась тенденция предоставлять
небольшие кредиты предпринимателям, занимающимся в основном фермерством. Анонимный опрос предпринимателей показал, что кредиты получаются не полностью, то есть выдача кредита связана с определенными административными барьерами. Следовательно, вход на рынок для начинающего бизнесмена далеко не всегда свободен. В то же время принимаемые руководством республики меры по ужесточению контроля за целевым использованием средств в состоянии нормализовать проблему с кредитами, не полностью используется инновационная составляющая предпринимательства.
В информационной сфере не срабатывает закон убывания предельной производительности факторов производства. Напротив, распространение информационных продуктов расширяет возможности, как потребителей, так и производителей программного продукта, так как он апробируется в режиме онлайн и не требует многократного тестирования в лаборатории. Следовательно, идет сокращение издержек на создание нового продукта, уровень которого выше, чем предыдущий.
Например, запуск в продажу программного обеспечения для мобильных устройств окупает себя многократно, так как число пользователей таких устройств неуклонно растет. Вместе с тем в ходе эксплуатации новых версий операционных систем фиксируются ошибки и недочеты, которые затем дорабатываются в следующих версиях программного продукта. Таким образом, создание новых платформ и их разновидностей влечет за собой непрерывный цикл их «обкатки» в интерактивном режиме, что, несомненно, идет на пользу как продукту и производителю, так и потребителю.
В этих условиях может получить распространение «сетевая реакция рынка на нововведения», которая заключается в том, что появление и распространение одного инновационного продукта неизбежно влечет за собой появление и распространение других, смежных продуктов. Этот «мультипликатор» инноваций вызывает бум создания инновационных устройств, как, например, в Японии, когда распространение на рынке мобильных устройств с определенными характеристиками, например, считывания информации о владельце на расстоянии (технология NFC) приводит к массовому распространению терминалов, содержащих идентичные устройства. Более того, на рынке формируется устойчивый спрос на устройства, содержащие чип с такими характеристиками. Это и есть явление «инновационного» мультипликатора.
Инновационная активность российских предприятий в настоящее время сдерживается состоянием институциональной среды, в связи с чем, развитие институтов, необходимых для стимулирования инвестиционного развития, формирование комплексной институциональной инфраструктуры инновационной экономики являются приоритетными задачами, решение которых позволит ускорить процесс выхода нашей страны на инновационный путь развития.
Инновационная институциональная инфраструктура - это совокупность институтов и возникающих в процессе их функционирования институциональных отношений, которые способствуют производству инновационных знаний, коммерциализации результатов научных исследований, реализации интересов собственников знаний.
Основной задачей функционирования институтов инновационной инфраструктуры является обеспечение непрерывности инновационного процесса - процесса по разработке, производству и коммерческой реализации инноваций, улучшение его эффективности.
Институциональная инфраструктура, созданная искусственно, не в состоянии отвечать требованиям времени. Формальная институционализация продолжает развиваться на фоне деструктивных изменений в политической и экономической сфере, таких, как: усиление коррупции, административных барьеров, бюрократизации экономики.
Вместе с тем при поддержке республиканского Правительства предпринимаются меры, связанные с оказанием помощи субъектам малого и среднего предпринимательства инновационной сферы в форме субсидии, которая предоставляется в размере 70 процентов затрат (но не более 100 тысяч рублей). Направлениями поддержки объявлены: получение лицензий, патента и свидетельства о регистрации авторских прав, приобретение и разработку специального про-
99
граммного обеспечения, создание интернет-сайта, изготовление опытного и промышленного образца изобретения и другие виды инновационной деятельности. В республике созданы, развиваются и успешно продвигают свои технологии на рынок интернет-провайдеры и компании сотовых сетей. С начала действия Республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы» на сегодняшний день субъектам малого предпринимательства инновационной сферы выделены субсидии на общую сумму 7671,24 тыс. рублей.
Во многом благодаря государственной поддержке активизировалась инновационная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства республики, в результате чего Республика Дагестан занимает одно из первых мест по числу поданных в Роспатент заявок на изобретения среди республик Северного Кавказа, что позволило дополнительно создать 62 и сохранить 22 рабочих места.
Многие инновационные проекты, в том числе энергосберегающие, такие, как: полимерный солнечный коллектор, преобразователи электромагнитного излучения, устройство для получения сферических поверхностей успешно внедряются на объектах республики, к ним проявляют заинтересованность соседние республики, а также зарубежные предприниматели.
В Республике Дагестан достаточно много организаций, успешно зарекомендовавших себя в инновационном бизнесе. В 2011 году субсидированы такие проекты, как: «Полимерный солнечный коллектор», представленный ООО «Научно-производственное предприятие «Ре-сурс-М». Опытный образец этого предприятия демонстрировался на 10-м Московском Международном салоне инноваций и инвестиций на ВВЦ, где был награжден золотой медалью, отличается своей легкостью, прочностью и низкой себестоимостью. Филиалом объединенного института высоких температур Российской Академии наук технология производства полимерного солнечного коллектора отнесена к инновационным энергосберегающим технологиям: «Преобразователь потенциальной модели энергии сжатого воздуха в низкотемпературную и тепловую энергию» (ООО ИТЦ «Энергия»), Испытания данной модели показали, что с помощью простого устройства трубчатой конструкции можно получить воздушные потоки отрицательных (до -50°С) и горячих (до +78°С) температур. Кроме того, «Изобретение «Башенный стреловый кран» (ООО «Хафиз»). Модель отличается высокой степенью устойчивости против опрокидывания, уменьшения веса грузовой стрелы и практичностью в применении. Опытный образец демонстрировался при посещении Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан Министром экономического развития.
«Преобразователь электромагнитного излучателя», представленный ООО «Дагкремний», «Технология производства солнечных коллекторов», разработанная ООО «Ресурс-М» и «Способ получения порошка «Селикогель» из местного природного минерального носителя», разработанный ООО «Синколайн», являются инновационными технологиями, примыкающими к нанотехнологиям, получили диплом и серебряную медаль X Московского международного салона инноваций 2010 г.
Важным институтом инновационной экономики является институт науки, который имеет множество проблем, таких как недостаточное финансирование, отсутствие системности, нестабильность государственной поддержки. Одной из важных проблем в этой области является кооперация науки и бизнеса. Эффективное производство инноваций невозможно без адекватного функционирования института права, где основными требованиями являются правовое обеспечение получения инновационного дохода, защита интеллектуальной собственности, определение основных понятий инновационной экономики. Следовательно, необходимы специальные нормативно-правовые акты, регулирующие инновационный процесс, с целью совершенствования правовой защиты интересов его участников и обеспечения гарантий выполнения контрактов.
Различные исследования выделяют среди причин, препятствующих инновационному развитию, отсутствие готовности влиятельных групп принять новое направление развития. Кроме 100
того, всячески подчеркивается сырьевая направленность отечественной экономики и высокий уровень коррупции.
Исследователи объясняют отсутствие склонности к инвестированию в инновации различными причинами. Это опасение нестабильности и слабой защищённости бизнеса, особенно в условиях недостаточной специфицированности прав собственности. Слабая защита прав собственности, особенно авторских прав, не способствует развитию нововведений. Если предприятие не в состоянии обеспечить защиту интеллектуальной собственности, это ограничивает его возможности в привлечении интеллектуального капитала, что является дополнительным препятствием для развития инноваций. Кроме того, существует конфликт интересов между владельцами финансовых средств и предпринимательским сектором. Одной из ключевых задач финансирования инноваций является поддержание реактивности инновационного процесса, когда взаимосвязь между стратегией фирмы, её вовлечённостью в инновационную деятельность и финансовыми ресурсами становится обязательным условием развития элементов системы инновационного управления.
В то же время основной причиной может стать отсутствие мотивации к внедрению инноваций в долгосрочной перспективе. Проблема в том, что инновации напрямую связаны с использованием специфических активов, инвестиционные вложения в которые требуют тщательных расчетов и сопряжены с высокой степенью неопределенности. Наряду с этим в предпринимательском сообществе существует стойкое предубеждение против рискованных вложений, приносящих доход лишь в течение неопределенного периода времени, причем в любой момент может возникнуть ситуация, при которой повышается риск отторжения инвестиций.
Таким образом, принцип максимизации усилий может не приниматься в расчет в условиях динамической неопределенности при повышенной волатильности активов. Именно последнее соображение нацеливает предпринимательскую стратегию на достижение оптимального результата не с точки зрения максимизации усилий, а, напротив, с позиций их минимизации. Это приводит к ограничению ресурсной наполненности производства, что, в свою очередь, грозит ситуацией ухудшающего отбора как на основных рынках, так и на смежных с ними. Возникает цепная реакция отторжения эффективных инвестиций и срабатывает "обратный" мультипликатор, приводящий к резкому сокращению инновационных вложений в долгосрочной перспективе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аганбегян А.Г. Социально-технологическое развитие России. М.: Дело, 2004.
2. Артамонычева А.Р Перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Республики Татарстан) // Креативная экономика. - 2013. - № 2 (74). - С. 30-35.
3. Деревянко В.М. Некоторые проблемы формирования институциональной структуры экономики России // Вестник Санкт- Петербургского университета ГПС МЧС России» № 2, 2009 г.
4. Ивантер В.В., Кузык Б.Н. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? М.: ИНЭС, 2003.
5. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития /Под ред. В.М. Аныпина, A.A. Дагаева. - М.: Дело, 2006. - 584 с.
6. Камалтдинова P.M., Кочетков И.В. Проблемы становления инновационной экономики в России: институциональный подход // Креативная экономика. - 2011. - № 9 (57). -С. 28-33. -http://www.creativeconomy.ru/articles/4164/
7. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, http:// www. ifap .ru/ofdocs/
8. Логинова Т.П. Институциональные факторы инновационного развития российской экономики. Вестник Нижегородского университета, 2011, №5(2), с. 119-123.
9. Малкина М.Ю. Институциональные ловушки инновационного развития российской экономики. Журнал институциональных исследований. 2011. Т. 3, №1.
10. Мыльникова Е.М., Нагибина Н.П. Проблемы формирования инновационной экономики в России// Креативная экономика. — 2013. — № 3 (75).
11. Никулина О. В., Шевченко К. И. Управление инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. - № 28. - С. 38-49.
12. Прогноз инновационно-технологического развития России с учетом мировых тенденций на период до 2030 года. Под ред. Б.Н. Кузыка, Ю.В. Яковца, А.И. Рудского. М.: МИСК, 2008.
13. Теория и политика инновационного развития и овации в политике. Круглый стол журнала «Полис2 и Института социологии РАН// ПОЛИС. Политические исследования. 2010. №2. с. 136.