Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3
Экономика
УДК 332.1
Инновационный потенциал хозяйствующих агентов региональной экономики
Янакидис Х.В.
Аспирант кафедры менеджмента
Института социальных и гуманитарных знаний (Казань)
В статье рассматриваются вопросы формирования, использования и развития инновационного потенциала хозяйствующих субъектов региональной экономики, его сущность и структура, а также факторы, влияющие на инновационную и деловую активность хозяйствующих агентов региональной экономики.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационность и инновативность хозяйствующих субъектов, факторы деловой и инновационной активности хозяйствующих агентов.
В современных условиях инновационное развитие является основным фактором долгосрочного экономического роста, служит основой достижения конкурентных преимуществ на мировом экономическом рынке в целом и ее отдельных отраслей. Развитые страны достигают устойчивых темпов роста и высокого уровня жизни населения прежде всего за счет высокой производительности труда и инновационных факторов, позволяющих реализовывать уникальные преимущества в сфере производства и управления. Инновационность - это закон конкуренции, без которого та или иная рыночная система будет обречена на застой, вытеснение и гибель.
Тенденция к централизации производства, характерная для индустриального общества, была связана с доминирующим на первом этапе промышленной революции эффектом масштаба. Между тем, увеличение разнообразия общественных запросов, вызванное повышением уровня жизни, культурно-образовательного ценза населения и соответственно ростом числа существенных показателей «качества жизни», вело к неуклонному расширению обязательно-
го минимума номенклатуры вновь создаваемых изделий и услуг.
В условиях неуклонного роста требований мирового рынка по расширению номенклатуры продукции и увеличению темпов ее обновления меняется доминирующий тип общественного производства: сокращается доля массового производства стандартизованных изделий, растет общий объем самых разнообразных товаров и услуг, производимых большим числом средних, относительно небольших и совсем мелких предприятий, способных с требуемой оперативностью реагировать на изменения запросов рынка [1].
Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, так как позволяет своевременно приспособить производство к запросам потребителей через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен ре-
29
Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3
Экономика
агировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал.
Предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и осознано стремится его формировать, использовать и развивать, можно назвать инновационным.
Для целей дальнейшего исследования необходимо определить сущность и структуру инновационного потенциала хозяйствующих агентов.
Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет нововведений, в экономическую модель впервые было введено К. Фрименом. В работе Л.А. Панчевой [2] предлагается формулировка понятия инновационного потенциала как совокупности средств и возможностей, устанавливающей очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач, т.е. готовность и способность промышленного предприятия к использованию инновационных возможностей. По ее мнению, именно инновационные возможности составляют основное содержание инновационного потенциала и позволяют выделить три его основные черты.
М.П. Посталюк категорию инновационного потенциала трактует как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [3].
В более широком смысле потенциал - это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым.
Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-30
технической организации - это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время эта «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем инновационный потенциал включает наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям [4, с. 24].
На наш взгляд, инновационный потенциал хозяйствующего агента можно определить как совокупность его ресурсов, формирующих способности и возможности реализации инновационных целей. В инновационном потенциале хозяйствующих агентов можно выделить две составляющие: первая - это его инновационность, то есть эндогенная креативная способность и возможность к созиданию собственных инноваций, образующих собственный инновационный капитал, который должен приносить инновационный доход; вторая - инноватив-ность, то есть способность и возможность воспринимать «чужие» инновации, образующие заемный инновационный капитал, который также должен приносить инновационный доход, но меньший от первого на величину платежа за пользование лицензионным ресурсом, если последний не является контрафактным.
Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.
Помимо ресурсов, необходимо наличие еще одного элемента для эффективной реализации инновационного потенциала, а именно развитой инновационной культуры.
Инновационная культура или инновационная традиция входит непосредственно в струк-
Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3
Экономика
туру инновационного потенциала и является его неотъемлемой базовой частью. Под инновационной культурой следует понимать «генетическую среду» возникновения, использования и развития нововведений, опыт внедрения новых проектов, политику менеджмента в области инноваций, отношение персонала к новациям и т.д. [3]. С участием инновационной культуры можно реально добиться: в сфере конкретной экономики - ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений; в сфере управления - реального противодействия бюрократическим тенденциям; в сфере образования - содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации; в сфере культуры - оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур. Чем больше потенциал предприятия, тем вероятнее положительный исход инновационного проекта [5].
По оценкам специалистов, инновационный потенциал предприятий регионов современной России востребован сегодня лишь на 7-10 %. Огромные ресурсы креативности персонала остаются «в тени» и не реализуются [6].
В 70-х годах ХХ века в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, которые стимулировали как государственную деятельность, так и деятельность предпринимателей, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала работников. Так, в Японии была внедрена система «постоянных маленьких улучшений», названная кайзен. Она направлена на систематическое развитие потенциала предприятий с целью достижения более высоких стандартов жизнедеятельности фирмы и личности. В США широкое звучание приобрела система сбалансированных показателей, позволяющая находить потенциальные возможности развития фирмы и использовать их для инновационного прорыва.
В настоящий момент в региональной экономике России наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и способностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия регионов России имеют сильный инновационный потен-
циал, но еще меньше тех, которые могут эффективно его использовать.
В регионах нашей страны пока недостаточно развит предпринимательский подход к инновациям. По сути, на практике установлен приоритет имитационных схем освоения тех или иных новшеств, что приводит к реализации сценария «догоняющего развития» регионов России. Инновационный потенциал при этом понимается лишь как способность предприятий к восприятию чужих новых идей и имитации новых технологий, разработанных в экономически более развитых странах.
Оценивая инновационный потенциал предприятий региональной экономики, нужно четко разграничивать: стимулы, побуждающие предпринимателей становиться на рисковый путь инноваций; возможности для предпринимателей осуществлять инновации; ограничения, которые сдерживают инновационную активность; особенности предпринимателькой, в том числе инновационной культуры, сложившейся в данном регионе [7].
Основным стимулом к инновациям хозяйствующих агентов региона является сила рыночной конкуренции, действие законов рынка, сложившаяся инновационная культура в данном геоэкономическом пространстве. Среди возможностей можно отметить такие, как: наличие изобретения, другого результата научнотехнической деятельности или инновационной идеи, пригодного для технологического применения; наличие ресурсов для осуществления инноваций. К ограничениям, сопровождающим инновационную деятельность хозяйствующих агентов региона, следует отнести: ресурсные ограничения; временные ограничения; монополистические ограничения; межотраслевые ограничения (для базовых инноваций), негативные фрактальные образования.
Таким образом, инновационный потенциал хозяйствующих агентов региона в рыночной экономике первичный, мощный, но не безграничный. Он наталкивается на определенные ограничения, особенно в условиях отдельных регионов России. Достижение инновационных целей в экономической конкуренции требует создания системы устойчивого взаимодействия всех хозяйствующих агентов региона, на
31
Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3
Экономика
всех его уровнях, во всех сферах и на всех фазах инновационного цикла. Только так можно выстроить эффективную региональную инновационную сферу и адекватную ей инновационную инфраструктуру, что даст возможность эффективно использовать и развивать инновационный потенциал каждого хозяйствующего агента региональной экономики.
Литература:
1. Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. / Эссе, диалоги, очерки. - М.: Радио и связь, 2005. - 386 с.
2. Панчева Л.А. Формирование эффективной системы управления инновационным потенциалом промышленного предприятия на
принципах инвестиционно-производственного менеджмента: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. - Орел, 2006.
3. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизм реализации. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - 420 с.
4. Шаповалов А. Инновационная модель экономики России на подходе. Осталось начать и закончить // Коммерсантъ. - 2004. - № 25 (2864).
5. Бабаскин С.Я., Зинов В.Г. Менеджмент на рынке инноваций. - М.: Монолит, 2002. -260 с.
6. Научный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. nissi.ru/analinics
7. Кузык Б.Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва // Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 632с.
Innovational Potential of Business agents of Regional Economics
H. Yanakidis
The Institute of Social and Humanitarian Knowledge
The article refers to the problems of forming, using and developing of the innovational potential of business entities of regional economics, its essense, structure and factors affecting innovational and business activities of business agents of regional economics.
Key words: innovations, innovational potential, innovativeness of business entitites, factors affecting innovational and business activities of business agents
32