Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3134
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЫНОК / TURKEY / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / TOURIST POTENTIAL / TOURIST MARKET

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аккалаева А. К.

В работе были рассмотрены особенности и ключевые направления развития туристической индустрии в Турецкой Республике. Показаны особенности развития туризма в стране и его отличительные черты. В работе, также анализируются факторы развития туристической индустрии в республике, и успех Турции на рынке международных туристских услуг, основные направления и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TOURISM INDUSTRY IN TURKEY

This article was discussed the features and main areas of development of tourism industry in Turkey Republic. The features of the development of tourism and its distinctive features are shown. Also analysis of development factors of tourism industry in the republic and Turkey's success in the international travel market, main directions and development prospects.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ А.К. Аккалаева, магистр

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10854

Аннотация. В работе были рассмотрены особенности и ключевые направления развития туристической индустрии в Турецкой Республике. Показаны особенности развития туризма в стране и его отличительные черты. В работе, также анализируются факторы развития туристической индустрии в республике, и успех Турции на рынке международных туристских услуг, основные направления и перспективы развития.

Ключевые слова: Турция, туризм, туристическая индустрия, туристический потенциал, рынок.

Туризм является одним из наиболее развивающихся рынков в мире. За последнее десятилетие мировой туристический рынок вырос, и даже в период кризисов он оставался надежным сектором экономики. В 2019 году Всемирная туристская организация (ЮНВТО) зарегистрировала 1,5 миллиарда международных туристических поездок по всему миру [1]. При этом для некоторых стран индустрия туризма становиться особенно важно для развития экономики страны и ее человеческих ресурсов. Турция является одной из таких стран и занимает лидирующие позиции в современной туристической индустрии. Тот факт, что она продолжает развиваться, несмотря на негативные последствия экономического кризиса 2007-2008 гг. служит показателем успеха страны в сфере туризма. Турция - страна, обладающая большими рекреационными ресурсами.

Несмотря на ошибочное мнение, что вся эта страна существует исключительно за счет туризма, Турция не входит список стран с высокой долей туризма в ВВП. Согласно данным института статистики Турции (ТЦЖ), последние 10 лет доля туризма в ВВП Турции колеблется между 2,6 и 3,9% [2].

Однако, туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей турецкой экономики. Обилие уникальных исторических памятников на территории Турции, исключительной красоты средиземноморские пляжи, благоприятные кли-

матические условия, выгодное географическое положение - все это открывает широкие перспективы для туристического бизнеса. Турция занимает 9 место в рейтинге ведущих стран мира по прибытиям туристов и 2 место в рейтинге ведущих стран по прибытию российских туристов [3]. Турция ежегодно принимает 40 млн туристов, из более чем 110 стран. В основном туристический сезон в Турции длится с мая по октябрь включительно, но на курортах Эгейского моря сезон немного короче - с июня по сентябрь. Одним из главных аспектов для туристов является температура воздуха и морской воды: в Турции дневная температура в начале сезона достигает 30°С, а в июле порой -40°С. Море в мае прогревается до 22°С, а до конца сезона температура воды составляет не менее 27°-28°С [4].

Туризм в Турции начал активно развиваться в 50-е годы. Правительство начало разрабатывать пятилетние планы развития туристического бизнеса, в бюджете страны с каждым годом увеличивались ассигнования на подъем этой индустрии. В рамках проводимой политики в Турции началось создание свободных экономических зон, которые сыграли значительную роль в развитии сферы туризма. Ориентация на внешнюю сферу в период реформ, создание здоровой конкурентной обстановки во всей экономике и в сфере услуг, в частности, обеспечение в целом социально-экономической стабильности в стране

привели к бурному росту туризма. За короткий период времени в Турции благодаря использованию иностранных инвестиций была создана разветвленная сеть отелей, кемпингов. Были построены новые дороги, которые соединили основные центры туризма. Следует заметить, что в числе наиболее крупных инвесторов в развитие турецкого туристического бизнеса были преимущественно германские компании. Сегодня Турция превратилась в любимое место отдыха миллионов людей со всех концов света, здесь есть своя целевая аудитория, в первую очередь это люди, которые любят совмещать качественный и недорогой отдых. Курорты Анталии неоднократно признаны одними из лучших, поэтому отдых в Турции так ценится по всей Европе [5].

Отдых в Турции у всех ассоциируется с системой все включено. Данный факт закрепился довольно давно, хотя такой вид отдыха придумали не в республике. Системе all inclusive предложил бельгийский доктор Жерар Блитц в пансионате Club Med на одном из островов Карибского бассейна больше 60-ти лет назад. Новый формат отдыха стал набирать популярность во время экономического кризиса. В борьбе за клиентов, отели начали внедрение системы «все включено». Клиенты выбирали такой формат отдыха, потому что он был оптимальным по соотношению цены и качества, хоть и не был дешевым. В Турции система «все включено» появилась только в 80-е годы. Ее стали активно внедрять в массовом сегменте для немецких туристов, что и привело к буму all inclusive, который продолжается до сих пор [6].

На сегодняшний день, доход от туризма составляет почти четверть объема турецкого экспорта. При этом Турция продолжает развивать все новые и новые виды туризма, вовлекая в туристское освоение все новые ресурсы и территории. В последние годы туризм считается наиболее успешным сектором турецкой экономики и способствует интеграции страны в мировую экономику.

Основными составляющими успеха туристической индустрии Турции конечно же являются:

- наличие богатых природных и климатических ресурсов. Территория страны омывается водами четырех морей: Черного, Мраморного, Эгейского, Средиземного. Присутствуют различные типы ландшафта от плодородных равнин на побережье до горных плато в центре страны. Все указанное способствует развитию различных видов отдыха: от пляжного до горнолыжного, экстремального и оздоровительного.

- наличие богатейшего исторического и культурного наследия. На территории современной Турции находятся два из семи чудес света Древнего мира: храм Артемиды Эфесской в Сельчуке и Галикарнасский мавзолей в Бодруме. Все западное (Эгейское) побережье страны является прямым носителем древне-римской и древнегреческой культуры. Именно на этой территории прекрасно сохранились города эпохи расцвета Рима, которые сейчас стали яркими объектами туризма. Эфес, Троя, Константинополь и другие названия широко известны всем.

- наличие современной туристической инфраструктуры. Турция стала одним из лучших примеров развития туризма. Большие инвестиции позволили создать за достаточно короткий промежуток времени наиболее разнообразную сферу туризма. Начиная с транспорта и средств размещения до сети питания и развлечения, каждое звено туризма Турции соответствует самым разнообразным запросам клиентов [7].

В целом в Турции выделяется несколько видов туризма, не обособленных друг от друга, это - пляжный и культурно исторический, а также менее развитые религиозный и медицинский туризм.

Безусловно, основной вид туризма в Турции - пляжный отдых. По количеству туристов страна является одним из мировых лидеров и безусловным авторитетом на Средиземноморье. Для того чтобы повысить прибыль от туризма, Турция стремится не только внедрять в его развитие новые области, но и продвигать всевоз-

можные виды туризма, приумножая многообразие предоставляемых услуг [8].

В настоящее время Турция начала развитие «конгрессного» туризм. Общеизвестно, что конгрессный туризм, как разновидность делового туризма является наиболее эффективным. Так как бизнес туристы оставляют в стране в два раза больше денег, чем обычные туристы. Для этого были открыты специализированные центры, оснащенные необходимой площадью для большого количества гостей, техникой и всем необходимым для проведения научных конференций, собраний и заседаний в городах Стамбуле, Анталье и Измире.

Оздоровительный туризм не является популярным видом туризма в Турции. Однако, некоторые из известных бальнеологических курортов находятся именно здесь. Оздоровительный вид туризма основан на использовании термальных источников, которых в Турции находится более 1000, и более двухсот термальных центров. Таким образом, этот вид туризма сможет со временем стать еще одной точкой роса в туризме.

Формирование религиозного туризма зародилось в 90-х годах. Данный вид туризма очень интересен тем, что в Турции преобладают 3 мировые религии: ислам, христианство, иудаизм, которые как раз и привлекают в страну людей различных вероисповеданий.

Зимний отдых в Турции только набирает популярность. Местные курорты весьма молоды, но вполне соответствуют мировым стандартам и являются более дешевыми аналогами европейских. Благодаря чему, интерес к ним с каждым годом только растет, а значит и в этом сегменте возможен рост при значительном продвижении.

По причине заинтересованности в увеличении прибыли от данной отрасли, правительство Турции разработало амбициозный проект под названием «Туризм Турции 2023», главная цель которого - увеличение турпотока в два раза. Даже учитывая большую конкуренцию в индустрии туризма, у страны есть все шансы добиться поставленной цели. Новой стратегией развития туризма в Турции стал план по

продвижению особенностей различных регионов. Помимо культурного отдыха в Стамбуле и курортного в Анталии, планировалось развивать гастрономический, спортивный, эко и медицинский туризм.

Вместо того, чтобы просто продвигать страну только в одном направлении, предлагающем одни и те же направления туризма, турецкое правительство отказалось от этой стратегии и сосредоточилось на продвижении индивидуальных особенностей каждого региона, а это означает, что туризм будет доступен для всех категорий туристов.

Для осуществления планов власти планируют привлекать в страну состоятельных путешественников. Для них сейчас разрабатываются новые туристические продукты. Например, под отдельным брендом будут продвигаться гастрономические проекты и маршруты, а это на сегодня очень перспективный тренд.

Больше внимания будет уделяться оздоровительному и медицинскому туризму. Также государство делает ставку на новое направление - велосипедный туризм. Под эти цели в стране будут создаваться велодорожки и веломаршруты, открываться отели для велосипедистов. К 2023 году количество таких объектов увеличится со 100 до 1500.

Поддержку государства получат регионы и курорты, которые будут развивать экологический туризм. Стратегически важным объявлено увеличение на треть количества пляжей, отмеченных «голубым флагом», и отелей, имеющих сертификат Green Star.

Ну и наконец, важно признать, что туризм Турции уже достиг многого. Турция в 2019 заняла 6-е место в мире по посещаемости туристов (первое место у Франции) и 14-е по объему полученной прибыли в этой сфере.

С тех пор, как страна столкнулась со спадом турпотока, многие туроператоры и стратеги туриндустрии прогнозируют, что страна вернется не только к прежнему уровню, но и с легкостью достигнет поставленной цели амбициозного проекта Туризм Турции 2023 [9].

Благодаря существующему потенциалу, мегапроектам и амбициозным целям, сектор туризма продолжает расти такими темпами, которые превосходят его вместимость. Уделяется огромное внимание развитию инфраструктуры: расширяется гостиничный фонд, строятся новые железные дороги, морские порты, аэропорты, связывающие в единую сеть важнейшие для туризма точки страны [10].

Существует мнение, которое подкрепляется научными исследованиями, что туризм в Турции будет продолжать расти даже более высокими темпами, сем в Европе, а также в целом по миру, и дальнейшие перспективы и долгосрочные планы также кажутся довольно многообещающими [11].

Конечно, пандемия 2020 практически опрокинула рынок туризма во всем мире [12]. По оценке экспертов Всемирного совета по путешествиям и туризму ^ТТС), запреты на путешествие, введенные и продолжаемые многими странами для укрощения заболевания, отберут работу у половины сотрудников, занятых в туристической отрасли мира. Всего свои ставки рискуют потерять или уже потеряли около 175 млн человек, ранее занятых в туристической сфере планеты. Пандемия коронавируса уже нанесла удар по отрасли на сумму в $320 млрд. Менее чем за I полугодие количество зарубежных туристических поездок во всем мире сократилось более чем на 55%: в мае, в самый разгар пандемии, от пересечения границы ввиду предпринятых во многих странах карантинных мероприятий отказались практически все туристы, традиционно покидавшие в этот месяц пределы родины. Всего количество путешественников снизилось на 300 млн человек. Подобная статистика втрое превышает показатели, с которыми мировые курортные конгломераты столкнулись из-за экономического кризиса в 2009 году. Турция тоже столкнулась как с заболеваниями людей в стране, так и свертыванием туристического потока. И даже после открытия границы для туристов, прежний поток пока не восстанавливается. Туристический поток из России в Турцию,

который из-за пандемии коронавируса снизился в 250 раз, также не спешит восстанавливаться. По словам главы Роспот-ребнадзора Анны Поповой, из более чем 10 тысяч случаев коронавируса, приобретенного россиянами за рубежом, практически 90% приходится именно на эту страну, где многие наши сограждане уже давно предпочитают проводить летний отпуск [13].

На основании вышеизложенного, можно определить несколько особенностей туристической индустрии Турции. Несомненно, главная визитная карточка Турции это система «all inclusive» («все включено»). Особенности отдыха в Турецкой Республике: расположение всех удобств и развлечений на территории отеля, именно поэтому в них широко развита инфраструктура, в следствие чего, многие услуги предоставляются бесплатно. Во многом, именно благодаря этой системе в Турции начался туристский бум в начале 90-х гг. ХХ в. По данным Федерации отельеров Турции, в настоящее время систему «все включено» предлагают до 80% гостиниц страны [11].

Но успех Турции на рынке международных туристских услуг обусловлен еще и поддержкой государства и активными рекламными кампаниями. Государственная политика в сфере туризма нацелена на стимулирование развития и всестороннюю поддержку предпринимательской деятельности за счет бюджетных субсидий, налоговых каникул, льготного кредитования индустрии туризма. На законодательном уровне закреплены широкие возможности Министерства культуры и туризма Турецкой Республики, а также различные привилегии для этой отрасли. Политика турецких властей имеет четкую направленность: все для блага туристов!

Турция не останавливается на достигнутых результатах, продолжая держать курс на продвижение своего рынка туризма во всем мире и расширяя предложение услуг в области культурного туризма с акцентом на современную культуру и объекты, и районы, обладающие высоким, но еще не раскрытым потенциалом.

Библиографический список

1. Белякова М.Ю. К вопросу возникновения логики угроз и возможностей для мирового туризма при трансформации временной перспективы с коронавирусной ситуации // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №6 (119). - С. 1305-1309.

2. Кому нужен берег турецкий? // Новостной портал TRT. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.trtrussian.com/ekonomika/komu-nuzhen-bereg-tureckij-2207246/ (Дата обращения: 12.10.2020).

3. Турция туристическая // Russian Global . 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russianglobal.com (дата обращения 05.10.2020)

4. Турция - это интересно 2001-2020 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.turkey-info.ru (Дата обращения: 13.11.2020).

5. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие. - М.: Юнити-дана, 2006. - 255 с.

6. Что такое all inclusive, и почему его так любят туристы // ИНТЕРФАКС. 2015. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/travel_tips/advice/28765/ (дата обращения 15.10.2020)

7. Ефимов А.В. Развитие туризма в Турции на рубеже веков. Выпуск 5. М., ИИИиБВ, 2003, 456 с.

8. T.C. Kultur ve Turizm Bakanligi. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.turizm.gov.tr (Дата обращения: 13.11.2020).

9. Как коронавирус поменял стратегии продвижения международного туризма // Ассоциация Туроператоров. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.atorus.ru (Дата обращения: 08.11.2020).

10. Новости Турции.ру. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.turkishnews.ru (Дата обращения: 03.11.2020).

11. TURSAB Turkiye Seyahat Acentalari Birligi. Association of Turkish travel agencies. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tursab.org.tr (Дата обращения: 04.11.2020).

12. Белякова М.Ю. Влияние пандемии covid-19 на состояние туризма и возможности его развития после прекращения пандемии // В сборнике: Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира. Сборник научных статей. Под редакцией О.В. Архиповой, А.И. Климина. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 14-20.

13. Российские туристы готовы променять Крым на Мальдивы и Занзибар // Московский Комсомолец. Электронное периодическое издание «MK.ru». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mk.ru/economics/2020/11/04/rossiyskie-turisty-gotovy-promenyat-krym-na-maldivy-i-zanzibar.html

FEATURES OF THE TOURISM INDUSTRY IN TURKEY A.K. Akkalaeva, Master

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Moscow)

Abstract. This article was discussed the features and main areas of development of tourism industry in Turkey Republic. The features of the development of tourism and its distinctive features are shown. Also analysis of development factors of tourism industry in the republic and Turkey's success in the international travel market, main directions and development prospects.

Keywords: Turkey, tourism, tourism industry, tourist potential, tourist market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.