Научная статья на тему 'Исследование туристического потенциала Анталийского побережья Турции'

Исследование туристического потенциала Анталийского побережья Турции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1926
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АНТАЛИЙСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ ТУРЦИИ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБЪЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / TOURISM POTENTIAL / ANTALIA COAST OF TURKEY / NATURAL RESOURCES / HISTORICAL HERITAGE OBJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куксова Ирина Владимировна, Певнева Дарья Михайловна

Во многих странах туризм играет важную роль в создании валового внутреннего продукта, формировании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости местного населения, активизации внешнеторгового баланса, оказывает существенное влияние на ключевые отрасли экономики. В статье уделяется внимание такой стране, как Турция, с её удивительным туристическим потенциалом и древней историей. Турция обладает уникальным туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории находятся важные природные ресурсы, объекты исторического наследия. Охарактеризованы основные туристические районы Анталии - это Аланья, Сиде, Белек, Аксу, Кемер, Бельдиби, Гейнюк, Кириш, Чамьюва, Текирова, каждый район имеет свои отличительные особенности, и некоторым из них следует уделить отдельное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE TOURIST POTENTIAL OF ANTALYA COAST IN TURKEY

In many countries, tourism plays an important role in the creation of gross domestic product, the formation of additional jobs and providing local employment, activation of the foreign trade balance, has a significant impact on key sectors of the economy. The article focuses on Turkey, with its amazing tourist potential and ancient history. Turkey has a unique tourist and recreational potential, on its territory there are important natural resources, historical heritage objects. Described are the main tourist areas of Antalya Alanya, Side, Belek, Aksu, Kemer, Beldibi, Goynuk, Kiris, Camyuva, Tekirova, each district has its own distinctive features, and some of them should be given special attention.

Текст научной работы на тему «Исследование туристического потенциала Анталийского побережья Турции»

стр. 120 из 262

УДК 338.242 DOI: 10.12737/7473

ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АНТАЛИЙСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ТУРЦИИ

Куксова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, iris1982@yandex.ru,

Певнева Дарья Михайловна, студентка кафедры туризма и гостиничного дела,

iris1982@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»,

г. Воронеж, Российская Федерация

Во многих странах туризм играет важную роль в создании валового внутреннего продукта, формировании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости местного населения, активизации внешнеторгового баланса, оказывает существенное влияние на ключевые отрасли экономики. В статье уделяется внимание такой стране, как Турция, с её удивительным туристическим потенциалом и древней историей. Турция обладает уникальным туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории находятся важные природные ресурсы, объекты исторического наследия. Охарактеризованы основные туристические районы Анталии - это Аланья, Сиде, Белек, Аксу, Кемер, Бельдиби, Гейнюк, Кириш, Чамьюва, Текирова, каждый район имеет свои отличительные особенности, и некоторым из них следует уделить отдельное внимание.

Ключевые слова: туристический потенциал, Анталийское побережье Турции, природные ресурсы, объекты исторического наследия

Туристический бизнес на сегодняшний момент считается одной из самых важных отраслей экономики, и за такое быстрое развитие его признали экономическим феноменом XXI века. Туризм - это временные выезды людей на территорию другой страны, которая отличается от места постоянного проживания сроком от 24 часов до 6 месяцев одного календарного года. Люди, которые совершают такие путешествия, называются туристами. Сегодня, в связи с активным развитие транспортных сообщений, человек может беспрепятственно путешествовать по всему миру. Во многих странах туризм играет одну из главных ролей в создании ВВП, рабочих мест и обеспечении занятости населения, также туризм значительно влияет на развитие многих отраслей: транспорт и связь, производство, сельское хозяйство, строительство. Из этого можно сделать вывод, что туризм стабилизирует экономический и социальный рост.

ЮНЕСКО считает, что этот бизнес является наиболее важным фактором гуманитарного влияния, который сохраняет мир и способствует сближению народов посредством формирования диалога между традицией и культурой [1].

стр. 121 из 262

Значение туризма постоянно возрастает, это связано с увеличивающимся влиянием туризма на экономику отдельной страны. Международный туризм выполняет в некоторых странах ряд экономических функций:

— туризм - это источник денежных поступлений и вариант для занятости населения;

— с помощью туризма экономическая система расширяется за счёт создания отраслей, связанных со сферой туризма;

— международный туризм расширяет вклады в баланс страны;

— рост доходов населения и увеличение благосостояния страны меняется с ростом занятости в туризме.

Анализ, проведенный авторами, показывает, что не существует четкого алгоритма исследования туристического потенциала, совокупной оценки туристических ресурсов, а также не корректно охарактеризованы возможности развития туризма. Возникает необходимость проанализировать туристический потенциал, что позволит корректно определить стратегию развития туризма. Таким образом, в научной деятельности не сформировалось единое мнение по поводу термина туристического потенциала, который представляет собой обобщение природных, историко-культурных объектов, технологических и экономических возможностей для организации туристической деятельности. Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических и методологических подходов к формированию туристического потенциала, позволяющих повысить конкурентоспособности страны.

В данной статье уделяется внимание такой стране, как Турция, с её удивительным туристическим потенциалом и древней историей. Турция обладает уникальным туристско-рекреационным потенциалом, на ее площадях находятся важные природные ресурсы, объекты исторического наследия.

Площадь, занимаемая Турцией, составляет около 780 тыс. кв.км. Страна находится в окружении четырёх морей: Мраморного, Эгейского, Чёрного, Средиземного.

В Европейской части Турецкая республика имеет территории небольшой протяженности с Болгарией на севере, Грецией на западе, Грузией и Арменией в Закавказье, с Ираком и Ираном на востоке и с Сирией в междуречье Тигра и Евфрата. Географически турецкое побережье Средиземного моря явно разделено на два важных региона [3].

стр. 122 из 262

Западная местность до Мармариса относится к Эгейскому морю. Южная часть берет свое начало от Анталии. «Турецкая Ривьера» - так определяют это место из-за образовавшихся около моря песчаных пляжей. За пляжами располагается богатая природными ресурсами равнина, древняя Памфилия. С востока к ней добавляется древняя Киликия, представленная на территории между Анамуром и Аланией - горной местностью, где горы Тавры поднимаются прямо из моря.

Здешний климат удивляет своим разнообразием: в центре находится область континентального климата, а на западе и востоке страны климат субтропический.

В основном туристический сезон в Турции длится с мая по октябрь включительно, но на курортах Эгейского моря сезон немного короче - с июня по сентябрь. Одним из главных аспектов для туристов является температура воздуха и морской воды: в Турции дневная температура в начале сезона достигает 30°С, а в июле порой - 40°С. Море в мае прогревается до 22°С, а до конца сезона температура воды составляет не менее 27°-28°С [3].

Если говорить о природе страны, то она привлекает своим многообразием. В Турции можно встретить как сосновые леса, так и экзотическую растительность. Пляжи, как и природа, практически так же разнообразны: галечные, песчаные, смешанные.

Когда разговор заходит о курортах Турции, первое что приходит на ум - это, конечно же, курорты Анталии. Они очень популярны как среди русских, так и среди европейских туристов.

История Анталии начинается с 159 года до н.э. Она была основана Королем Атталасом II и получила название созвучное с его именем. Король всю жизнь мечтал о рае на земле и нашел его в удивительной по природе и красоте бухте.

Анталию по праву можно назвать центром туризма Средиземноморья. Анталийское побережье - это огромное количество пляжей от Текировы до Аланьи, именно они привлекают ежегодно путешественников со всего мира, т.к. признаны наиболее экологически чистыми.

Основные туристические районы Анталии - это Аланья, Сиде, Белек, Аксу, Кемер, Бельдиби, Кириш, Гейнюк, г. Кемер, Чамьюва, Текирова. Все районы имеют свои отличительные особенности, и некоторым из них следует уделить отдельное внимание (табл. 1).

Аланья является одним из наиболее любимых курортов среди туристов. Город символизируется с крепостью, которую возвели во II веке до н. э. В 65 году крепость пала под натиском древних римлян и стала подарком Клеопатре от Марка Антония. Именно

стр. 123 из 262

поэтому самый популярный пляж в городе называется пляжем Клеопатры. Отличительная черта Аланьи - это то, что современные отели здесь органично смотрятся вместе с недорогими пансионами. Приемлемые цены, бары, дискотеки - это всё в совокупности привлекает молодежь со всего мира. Курорт Аланья состоит из таких территорий, как Канаклы, Инджикум, Махмутлар, Карабурун.

Таблица 1 - Характеристика курортов Турции: Анталийское побережье

Характеристика Аланья Кемер Белек Сиде Анталия

Тип отдыха Экономичный отдых и шоппинг Демократичный отдых для среднего класса Элитный отдых Демократичный отдых для всх Экономичный отдых и шоппинг, большой аквапарк

Что Вы ожидаете от отдыха Теплое солнце, чистый воздух, вода; при минимальном бюджете -сбалансированный набор услуг Зеленый ландшафт, многочисленные бухты, клубные дискотеки и магазины, мандариновые сады VIP-услуги, зеленый ландшафт у отелей, сосновые экологичес-кие рощи Белый песок на пляжах, зеленый ландшафт у отелей Ночные клубы и магазины

Популярные ближайшие экскурсии Обзорные экскурсии по Аланье, пиратские пещеры, водопад Манавгат Водопад Куршунлу, античные архитектурные памятники Аспендос и Фазелис Водопад Куршунлу, античные архитектурные памятники Аспендос и Фазелис Имеются постройки Греко-Римской эпохи и эпохи Пергамского царства Город великолепно объединяет античные и средневековые памятники культуры с восточным колоритом улиц и домов

Услуги, ориентированные на спорт Парасейлинг (катер +парашют), рафтинг, водные лыжи и велосипеды, виндсерфинг

Недалеко от Анталии (около 70 км) располагается замечательный город Сиде. Он привлекает туристов множеством античных памятников, таких как агора, амфитеатр, термы, храм Фортуны, археологический музей Турции и т.д. Также Сиде славится большим количеством магазинов, ночных клубов, ресторанов, расположенных в непосредственной близости к морю [3].

Вполне естественно, что главный вид туризма в Турецкой республике - это пляжный отдых. По количеству отдыхающих республика является одним из лидеров в мировом сообществе и безусловным приоритетом на Средиземноморье.

Этот статус страна получила благодаря курортам мирового значения и удивительному сочетанию качества услуг и доступной цены. Если говорить о пляжах, то на побережье Эгейского моря они галечные, тогда как на Средиземноморье пляжи и

стр. 124 из 262

галечные, и песчаные. Иногда на галечные пляжи насыпают песок. Все пляжи радуют своей аккуратностью и чистотой. Промышленность в курортных зонах отсутствует. Не наблюдались такие морские обитатели, как медузы и акулы [3].

Понятно, что оздоровительный вид отдыха далеко не самый популярный вид туризма в Турции, хотя и для него в этой стране нашлось место. Здесь расположилось несколько бальнеологических отелей. Наиболее популярное место - всемирно известный Помуккале. Эти территории сами по себе прекрасны для созерцания. Здесь лечат многие заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, гинекологические заболевания, заболевания почек, мочевыводящих путей и кожи. В переводе «Памуккале» означает «хлопковый замок». Хрустальная вода, которая содержит в себе множество минералов и кальций, тысячелетиями спускалась с гор, формируя удивительные белые известковые породы. Минеральная вода и грязи благоприятно влияют на лечение глазных, сердечных, кожных заболеваний, ревматизма и остеохондроза. Но не только полезные свойства минеральных вод и красота природы привлекают сюда туристов. Недалеко от этого места находятся руины государства Хиераполиса, которые сохранились со времен Пергамского царства. Также там находится театр Аполлона, самый большой Некрополь, римские бани. Экскурсионная программа Помуккале включает в себя и посещение бассейна, наполненного минеральной водой, в котором, если верить легендам, купалась сама Клеопатра. Вечером туристам также не приходится скучать, они могут сходить в диско-клубы, принять пресный или термальный душ, посетить развлекательные шоу-программы. На одном из пляжей Эгейского моря находится бальнеоклиматический курорт Чемше. На небольшом расстоянии от Стамбула располагается бальнеологический курорт Ялова, курортом является и город Бурса, который считается одним из самых крупных в Турции.

Главным центром экотуризма в стране принято считать Каппадокию. Многочисленные пещеры, подземные государства, прекрасные пейзажи производят неизгладимые впечатления на экотуриста [3]. Древняя Каппадокия, которая находится в центре Турецкой республики, славится невероятными пейзажами. Несколько миллионов лет назад, во время извержения вулканов, раскаленная лава, распределялась по поверхности, изменяя всё вокруг. Затем долгое время природные условия постепенно разрушали слои лавы. В связи с этим и сформировались расщелины, каньоны и холмы фантастических конусообразных форм. Целая территория 41-метровых скал и Камины фей, известные на весь мир Красная и Лунная долины, каньон Ихлара и «город-голубятня» - эти и другие природные чудеса восхищают воображение.

стр. 125 из 262

Зимний отдых не так популярен в Турции. Но за счёт того, что все местные молодые курорты в стране отвечают мировым стандартам качества и цены более низкие, по сравнению с европейскими курортами, их популярность с каждым годом увеличивается. Наилучшие возможности стать самым востребованным местом в республике любителями горнолыжного отдыха имеет Паландокен. Этот курорт предлагает отдыхающим разнообразный досуг и развлечения: рестораны турецкой кухни, турецкие бани, ночные дискотеки, фитнес-центры с сауной и бассейном и, конечно же, теннис.

Инноваций с 2011 года в республике стало появление новых отелей, которые обслуживают только совершеннолетних отдыхающих. Привычные развлечения здесь отсутствуют. Вместо них аниматоры обещают отдыхающим тематические мероприятия. Цены на проживание довольно демократические. Спрос на такие гостиницы пока не очень высокий по нескольким причинам - летом большая доля отдыхающих едет в Турцию в основном с детьми, а также для «раскрутки» любой гостиницы требуется немного времени.

Если говорить о туристическом потоке и потенциале Турции, то следует отметить, что эта страна занимает одно из первых мест наряду с остальными знаменитыми курортами. Россия уже на протяжении многих лет является одним из двух китов, на котором держится турецкий туризм. Об этом говорят многие статистические данные [2].

По итогам начала 2014 года Турция приняла более 7 миллионов иностранных туристов. Больше всего было гостей из Германии - свыше 887,6 тысяч человек. Из России в этот период турецкие курорты посетили 423,6 тысяч человек (рис. 1).

1000

800

600

400

200

0

2012

2013

2014

туристы из Германии

туристы из России

Рисунок 1 - Число туристов, посетивших Турцию, из России и Германии

стр. 126 из 262

На открытие сезона в Турцию устремились гости из Европы и СНГ, а именно: 421,6 тыс. немцев, 215,8 тыс. россиян, 148,6 тыс. британцев, 142,5 тыс. болгар, 138 тыс. голландцев (рис. 2).

500

400

300

200

100

0

421,6

1

215,8

Ж

148,6 138

142,5

■ Столбец!

Рисунок 2 - Количество туристов, посетивших Турцию в августе 2014 года

Из этого следует, что только в августе Турция приняла 2,66 миллионов человек (на 8,2% больше в сравнении с августом прошлого года).

По данным Статистической палаты Турции, большинство российских туристов в Турции - представители среднего класса, возрастом от 24 до 54 лет, выезжающие на отдых с детьми, путешествующие по турпакетам. Растет популярность бизнес-туризма из России. Особую категорию гостей Турции составляют состоятельные клиенты. Это люди, в возрасте 25-45 лет, в основном супружеские пары или мужчины без детей. Они готовы тратить большие деньги и требуют повышенного внимания (табл. 2).

Таблица 2 — Анализ потенциальных туристов из России

№ 2011 г. 2012 г 2013 г.

Регион % турис тов Регион % турис тов Регион % турист ов

1. Чеченская республика 100 Чеченская республика 90 Чеченская республика 62

2. Республика Кабардино-Балкария 93 Республика Кабардино-Балкария 84 Оренбургская обл. 60

3. Республика Северная Осетия-Алания 60 Республика Карачаево- Черкессия 69 Республика Северная Осетия-Алания 48

4. Республика Адыгея 51 Оренбургская обл. 68 Республика Карачаево-Черкессия 47

5. Республика Калмыкия 51 Республика Северная Осетия-Алания 64 Республика Калмыкия 45

6. Ростовская обл. 49 Республика Калмыкия 46 Архангельская обл. 44

стр. 127 из 262

№ 2011 г. 2012 г 2013 г.

Регион % турис тов Регион % турис тов Регион % турист ов

7. Республика Татарстан 47 Республика Татарстан 43 Республика Кабардино-Балкария 40

8. Республика Карачаево-Черкессия 46 Тюменская обл. 41 Ставропольский край 39

9. Оренбургская обл. 45 Республика Адыгея 40 Республика Татарстан 38

10. Республика Дагестан 44 Краснодарский край 39 Ростовская обл. 35

11. Республика Башкортостан 42 Волгоградская обл. 39 Республика Башкортостан 35

12. Нижегородская обл. 42 Республика Башкортостан 39 Республика Марий Эл 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ульяновская обл. 42 Ставропольский край 38 Курганская обл. 33

14. Волгоградская обл. 41 Ульяновская обл. 38 Челябинская обл. 33

15. Пермский край 41 Ханты-Мансийский авт. окр. 37 Белгородская обл. 32

16. Тюменская обл. 40 Республика Марий Эл 35 Республика Адыгея 32

Российские туроператоры отмечают увеличивающийся спрос на эту страну нашими соотечественниками: количество бронирований увеличилось на 11-16%, а объемы продаж других массовых направлений снизился в среднем на 20-22%. И это легко объяснимо, по исследованиям компании Euromonitor International был сделан вывод, что от Европы россиян «отпугивает» девальвация рубля и экономические санкции. Турция в этой среде выглядит более успешно и привлекает большее число туристов [4].

По данным Статистической палаты Турции, в период с июня по август страну посетило 10 млн. 200 тыс. отдыхающих. Более 72% от общего числа туристов составляют люди со средним достатком, а 1 млн. 591 тыс. отдыхающих имеют высокий уровень доходов. В то же время 3 млн.721 тыс. отдыхающих имеют диплом об окончании лицея или проф. училища, 3 млн. 223 тыс. отдыхающих окончили высшую школу, около 2 млн. отдыхающих являются учащимися младших классов, а 1 млн. 12 тыс. отдыхающих окончили университет или аспирантуру. Также Статистическая палата выделяет тот факт, что из общего числа отдыхающих, посетивших страну, 5 млн. 308 тыс.человек - мужчины, а 4 млн. 891 тыс. человек - женщины [5].

На современном этапе развития отношений между странами необходимо проводить массовую политику для улучшения имиджа и продвижения туристского продукта на наших рынках. Принимаемые ранее меры по взаимодействию крупнейших российских и турецких туроператоров, как показывают официальные данные, не

стр. 128 из 262

оправдали возлагаемых на них надежд. Турция в настоящее время хоть и увеличивает принимаемый поток российских туристов, но от общего числа отправленных российских туристов в туры на Турцию приходится в среднем, за последние три года, 9,1%.

Подводя итог, можно сказать, что Турция с её необыкновенным колоритом и интереснейшей историей есть и будет одним из самых популярных туристических направлений среди европейских туристов и туристов стран СНГ.

Литература

1. Александрова, А.Ю. Международный туризм. - М.: КНОРУС, 2010 .- 361 с.

2. Журавлев, Ю.В., Куксова, И.В, Балабанова, Л.И. Стратегические приоритеты развития инфраструктуры туризма в Воронежской области // Экономика и предпринимательство. - 2014. - С. 464-466.

3. Турция. [Электронный ресурс]: URL: http://www. turkey-info.ru (дата обращения: 13.09.2014).

4. Ingram H., Grieve D. Exploring the nature and effects of perception and image in hospitality and tourism // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. Vol. 5 (1). 2013.

5. Lashley C. Discovering hospitality: observations from recent research // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. Vol. 1 (3). 2007.

A STUDY OF THE TOURIST POTENTIAL OF ANTALYA COAST IN TURKEY

Kuksova Irina Vladimirovna, PhD (Doctor of Science) in Economics,

Associate Professor, Associate Professor, Department of Tourism and Hospitality Management,

iris1982@yandex.ru,

Pevneva Daria Mihailovna, a student at the Department of Tourism and Hotel Management,

iris1982@yandex.ru

Voronezh State University of Technologies in Engineering,

Voronezh, Russian Federation

In many countries, tourism plays an important role in the creation of gross domestic product, the formation of additional jobs and providing local employment, activation of the foreign trade balance, has a significant impact on key sectors of the economy. The article focuses on Turkey, with its amazing tourist potential and ancient history. Turkey has a unique tourist and recreational potential, on its territory there are important natural resources, historical heritage objects. Described are the main tourist areas of Antalya - Alanya, Side, Belek, Aksu, Kemer, Beldibi, Goynuk, Kiris, Camyuva, Tekirova, each district has its own distinctive features, and some of them should be given special attention.

Keywords: tourism potential, Antalia coast of Turkey, natural resources, historical heritage objects

стр. 129 из 262

References

1. Aleksandrova, A.Iu. Mezhdunarodnyi turizm [International tourism]. - M.: KNORUS, 2010 .- 361 p.

2. Zhuravlev, Iu.V., Kuksova, I.V, Balabanova, L.I. Strategicheskie prioritety razvitiia infrastruktury turizma v Voronezhskoi oblasti [Strategic priorities for development of tourism infrastructure in the Voronezh region] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2014. - pp. 464466.

3. Turtsiia [Turkey]. [Elektronnyi resurs]: URL: http://www. turkey-info.ru (data obrashcheniia: 13.09.2014) [Accessed on September 13, 2014].

4. Ingram, H., Grieve, D. Exploring the nature and effects of perception and image in hospitality and tourism // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. Vol. 5 (1). 2013.

5. Lashley, C. Discovering hospitality: observations from recent research // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. Vol. 1 (3). 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.