Использованная литература
1. Кобелев Е.В. Российско-вьетнамские отношения: история и современность // Позиции России в ATP. М., 2007. С.172-175.
2. Bào cào «Nghiên cùu càc giài phâp và xùc tiên cho càc thi triràng Hàn Quôc, Trung Quôc và Nga» / Sà Vânhôa, Thê thao và Du lich Dà N?ng, 2013.
3. Nga gia nhâp WTO và tâc dông tori hop tâc thuang mai Viêt Nam — Nga / Cue xùc tiên thuang mai — Bô Công thuang. URL: http://www.vietrade.gov.vn.
4. Bào cào «Hçrp tâc kinh tê thuang mai giùa Liên bang Nga và Viêt Nam» / Bô Kinhtê Nga. URL: http://www.economy.gov.vn, 2011.
5. Bào cào «Lhi truàng Nga»/ Investmet and Lrade Promotion Centre (ILPC). URL: www.itpc.gov.vn, 2013.
6. Doing Business in the Russian Federation, 2014.
7. ILC, Ca sà dû lieu thuang mai, 2014.
8. Long eue Hâi quan Viêt Nam, Lhông kê Hâi quan Viêt Nam, 2014.
Михоко Като (Япония)
ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКО-ВЬЕТНАМСКОГО
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА (2001—2014 гг.)
В статье прослеживается динамика российско-вьетнамских отношений после установления стратегического партнерства в 2001 г. до настоящего времени и рассматриваются приоритеты и региональная стратегия в азиатско-тихоокеанской политике России, а также роль России в этом регионе. Особое внимание уделяется четырём встречам президентов России и Вьетнама, состоявшимся в течение 2001—2013 гг.
Ключевые слова: российско-вьетнамское стратегическое партнерство, энергетика, морская безопасность, Камрань.
This article examines changes in the Russo-Vietnamese bilateral relations after signing the strategic partnership in 2001 to today. Secondly, this study demonstrates priorities, Russia's regional strategy in Asia-Pa-cific region, and Russia's role in this region by focusing on the four summits between Russia and Vietnam that were held from 2001 to 2013.
Keywords: Russo-Vietnamese strategic partnership, energy, maritime security, Cam Rank Bay.
1. Введение
Хотя российские лидеры стремились к расширению присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период после администрации М.С. Горбачева, Россия долгое время оставалась на
обочине процесса экономической интеграции в этом регионе. После того, как лидеры АТЭС приняли предложение России о проведении саммита АТЭС 2012 г. во Владивостоке, Москва начала осуществлять с 2007 г. социально-экономическую программу развития российского Дальнего Востока. Это «возвращение России в Азию» привлекло внимание учёных и экономистов соседних азиатских стран. Однако большинство из них сосредоточились на экономических отношениях России с Китаем, территориальных спорах с Японией и тенденциях энергетического сотрудничества между субъектами Дальневосточного федерального округа и азиатскими государствами. В частности, эксперты по российской внешней политике в АТР указывает на нехватку последовательности в стратегии правительства Российской Федерации, а также на потребность расширить спектр экономических отношений с азиатско-тихоокеанскими странами1.
Тем не менее, подобная критика не предлагает объяснений того, что является необходимыми условиями для расширения отношений с азиатско-тихоокеанскими странами и какую роль Россия сможет играть в региональном сотрудничестве АТР.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности и задачи в развитии российско-вьетнамских отношений. Вьетнам — прежний союзник СССР и традиционный рынок сбыта российского оружия — не привлекал к себе особого внимания в экономическом и геополитическом аспектах внешней политики России в АТР в течение 1990-х годов. Впрочем, с началом первого президентского периода Владимира Путина, Россия стала расширять двусторонние отношения с Вьетнамом в сфере торговли, экономики и военного сотрудничества. В данной статье прослеживаются изменения в российско-вьетнамских отношениях и рассматриваются приоритеты и региональная стратегия в азиатско-тихоокеанской политике России, а также роль России в этом регионе.
В период холодной войны, Вьетнам сыграл для Москвы стратегически важную роль в борьбе против США и Китая за сферу влияния в Азии. Но после нормализации российско-китайских отношений в мае 1989 года, интерес Москвы к Юго-Восточной Азии заметно уменьшился и администрация Бориса Ельцина не видела
новых преимуществ сотрудничества с Вьетнамом в сфере безопасности и экономики после окончания холодной войны. Первая встреча лидеров России и Вьетнама состоялась в 1998 году, когда президент Вьетнама Чан Дык Лыонг посетил Москву. На этой встрече обе страны обсудили различные аспекты двусторонних отношений, а также проблемы вьетнамского долга и военной базы в Камрани, которые тормозили развитие российско-вьетнамского сотрудничества.
Начиная с 2000 года, стали активно проводиться встречи между президентами и правительственными чиновниками высокого уровня России и Вьетнама. Вскоре после своего прихода к власти в 2000 году Владимир Путин начал улучшать отношения с такими бывшими союзниками, как Китай, КНДР и Вьетнам. С 28 февраля по 2 марта 2001 года президент Путин посетил Ханой и подписал Декларацию о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам»2. После подписания этой декларации Россия в 2002 году покинула базу в заливе Камрань и двусторонние отношения постепенно вошли в новую стадию. Российско-вьетнамские отношения достигли наивысшего уровня, когда президент Дмитрий Медведев посетил Ханой 30— 31 октября 2010 года и было принято соглашение о строительстве во Вьетнаме до 2020 года двух атомных электростанций и о создании инвестиционного фонда.
В следующей главе рассматриваются соглашения, которые были приняты на четырех встречах президентов обеих стран, состоявшихся с 2001 по 2013 годы.
2. Визит президента В.В. Путина в Ханой в 2001 году: Стратегическое партнерство как основа для обновления двусторонних отношений
Проблема внешнего долга Вьетнама приблизилась к решению в конце 2000 года. 13—15 сентября премьер-министр Вьетнама Фам Ван Кхай совершил официальный визит в Москву и провел перего-
воры с председателем правительства Российской Федерации Михаилом Касьяновым. В ходе этих переговоров, главы российского и вьетнамского правительств согласились на списание 85 % долга Вьетнама перед СССР и на погашение остальных 15 % в течение 23 лет. Кроме того, обе стороны обсудили три цели использования платежей — повторное инвестирование во Вьетнаме, обучение вьетнамских специалистов в России и покрытие долга путем поставки товаров3. Через шесть месяцев после этой встречи, президент Путин посетил с официальным визитом Вьетнам и подписал Декларацию о стратегическом партнерстве. Это был первый визит главы российского государства во Вьетнам за более чем 5 0-летнюю историю двусторонних отношений.
В Декларации о стратегическом партнерстве, которая состоит из 17 пунктов, Россия и Вьетнам подтвердили, что Договор об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам 1994 года. Совместное Рос-сийско-Вьетнамское заявление 1998 года, а также другие ранее подписанные совместные документы являются прочной базой для поступательного развития отношений двух стран. Также стороны подтвердили, что будут поддерживать регулярные контакты на различных уровнях, в том числе на высшем, для обмена мнениями по важным вопросам двусторонних отношений и международной обстановки.
Среди наиболее важных задач для двусторонних отношений стороны заявили о необходимости наращивания торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества. Стороны подчеркнули значимость опыта многолетнего сотрудничества двух стран в нефтегазовой сфере. Высокая эффективность совместного предприятия «Вьетсовпетро» по разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе Юга Вьетнама была названа основой для наращивания масштабов взаимодействия в данной области посредством расширения зоны деятельности этого предприятия и разработки новых месторождений углеводородного сырья во Вьетнаме. Кроме того, правительства двух стран уделили приоритетное внимание реализации новых проектов в этой сфере, прежде всего строительству и скорейшему вводу в эксплуатацию первого во Вьет-
наме нефтеперерабатывающего завода «Зунгкуат». Перед официальным визитом Путина, правительство России одобрило проект Протокола к Соглашению между Правительством СССР и Правительством СРВ о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ в рамках Совместного советско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро» от 16 июля 1991 года4. Таким образом, Россия и Вьетнам существенно укрепили базу для наращивания сотрудничества в нефтегазовой области, которое переживало застойный период на протяжении 1990-х годов.
Россия и Вьетнам согласились на укрепление сотрудничества в оборонной области в интересах взаимной безопасности. В декларации стороны обозначили, что это сотрудничество не направлено против третьих стран. На совместной пресс-конференции после встречи с президентом Вьетнама Чан Дык Лыонгом, президент Путин сказал, отвечая на вопрос об оборонной сфере, что Россия готова участвовать не только в модернизации вьетнамской военной техники, которая была поставлена Советским Союзом, но и в поставках новейших образцов вооружения.
Начиная с 2000 года Россия увеличила число партнёров по экспорту оружия, в число которых, помимо Индии и Китая, вошли страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Северной Африки и Ближнего Востока. Что касается Вьетнама, то после подписания Декларации о стратегическом партнерстве стоимость контрактов на продажу ему российского оружия Вьетнаму не особенно возросла. В 1990-х годах только несколько стран, таких как Вьетнам, Малайзия и Мьянма, импортировали российское оружие, но после 2000 года Индонезия и Таиланд также подписали контракты с Россией. При этом среди стран Юго-Восточной Азии Вьетнам остается партнером России в течение самого продолжительного периода времени, и в этом смысле является для нее устойчивым и крупным рынком оружия в этом регионе. Доля Вьетнама составила 44 % (3,130 млн долл.) от общего объема российского экспорта оружия в страны Юго-Восточной Азии (7,091 млн долл.) с 2000 по 2013 гг.5
Почему начиная с 2000 года Россия и Вьетнам активно развивают свои двусторонние отношения, используя опыт экономического
сотрудничества в советский период? По сравнению с внешней политикой Ельцина, направления внешней политики первого президентского периода Путина характеризовались восстановлением внутренней экономики, интеграцией в мировую экономику, приоритетностью национальных интересов, стремлением к многополярности в миропорядке и многосторонней дипломатией. Путин впервые в качестве главы российского государства посетил Северную Корею и Вьетнам с целью восстановления ухудшившихся отношений с данными странами для стабилизации позиции России на Корейском полуострове и внутри АСЕАН и для создания благоприятного окружения в целях экономического сотрудничества.
В 1990-е годы получила серьезную реализацию политика «дой мой» (обновления), принятая Коммунистической партией Вьетнама в 1986 году. В результате этого произошел внутренний переход к рыночной экономике и внешнеполитический переход к многосторонней стратегии, что привело к увеличению иностранных инвестиций и помощи Вьетнаму. В дополнение к этому Вьетнам вступил в АСЕАН в 1995 году и в АТЭС в 1998 году, а также заключил торговое соглашение с США в июле 2000 года. Все это позволило Вьетнаму амортизировать для себя последствия распада социалистического блока, достичь одних из самых высоких в мире темпов прироста ВВП, стабильно поддерживая уровень прироста на средней отметке
9 % в течение ряда лет (до 1998 года)6. Кроме того, правительство СРВ ускорило освоение и разведочное бурение новых месторождений нефти и газа, так как объём добычи нефти на месторождении «Батьхо» (Белый тигр), которое является самым крупным месторождением во Вьетнаме и где с 1986 года ведет промышленную добычу нефти предприятие «Вьетсовпетро», по прогнозам, в ближайшем будущем достигнет своего пика. С подобными экономическими реформами и ожиданием дальнейшего экономического развития было связано стремление Москвы улучшить отношения с Вьетнамом вскоре после прихода к власти Путина в 2000 году.
3. Период до официального визита в Ханой президента Д. Медведева в октябре 2010 года: к всеобъемлющему партнерству
В ходе участия в саммите АТЭС в Ханое 20 ноября 2006 года состоялись переговоры президента Путина и президента СРВ Нгуен Минь Чиета. По итогам переговоров были приняты Совместное российско-вьетнамское заявление и Совместная декларация о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа, а также подписаны четыре документа, включая Соглашение о сотрудничестве между «Газпромом» и «Петровьетнам» и Соглашение между Центральным банком РФ и Государственным банком Вьетнама в области банковского надзора7. Накануне переговоров открылся совместный Российско-вьетнамский банк целью которого стало не только повышение эффективности системы банковских расчетов, но и обеспечение надежных гарантий по кредитам и страхованию сделок.
На совместной пресс-конференции с президентом Вьетнама по итогам переговоров Путин оценил развитие российско-вьетнамско-го стратегического партнерства за последние пять лет. Прежде всего, он отметил, что объем торгово-экономических связей увеличился за это время в три раза и что российские компании активно участвовали в модернизации и строительстве энергетических объектов во Вьетнаме8. Среди дальнейших задач, было указано продолжение и расширение сотрудничества в энергетической сфере, в том числе в сфере атомной энергетики.
Несмотря на постепенное развитие юридической, финансовой и банковской базы для расширения экономического сотрудничества, все это, вопреки ожиданиям, не привело к незамедлительному росту торговли между Россией и Вьетнамом. Объем торговли между двумя странами увеличился с 240 млн долл. в 2001 году до 910 млн в 2005 году9. При этом экспорт из России оставался на прежнем уровне. В 2007 году двусторонняя торговля достигла 1 млрд долл.1", а в 2011 году уже превысила 3 млрд долл.11 Несмотря на уменьшение экспорта из России, в течение этого периода вследствие глобального
финансового кризиса общий объем торговли между двумя странами увеличился, поскольку вьетнамская сторона начала, в свою очередь, укреплять экономические отношения с Россией, партнерство с которой открывало перед Вьетнамом новые возможности12.
Что касается двустороннего сотрудничества в энергетической
сфере, то с 2000 года усилилась конкуренция среди иностранных
компаний в разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе Вьетнама, однако положение российско-вьетнамского СП «Вьетсовпетро», которое служит оператором месторождения «Бать-хо», является прочным и устойчивым. Сегодня на долю этого предприятия приходится более 60 % объема производства нефти во Вьетнаме и 5 % доходов от экспорта13.
В то же время продвигается вперед и двустороннее сотрудничество в электроэнергетике, которое началось около шестидесяти лет назад. Даже в середине 2000-х годов гидроэлектростанции и теплоэлектростанции, которые были построены с помощью СССР и России, обеспечивают производство около 80 % электроэнергии во
Вьетнаме14. Так, известная ГЭС «Хоабинь» в Северном Вьетнаме стала самым крупным гидроэнергетическим объектом в Юго-Вос-точной Азии. Строительство основных сооружений комплекса в 1979 году велось при взаимном сотрудничестве лучших советских специалистов соответствующих отраслей промышленности и вьетнамских специалистов и рабочих15. Сегодня ГЭС Хоабинь (1920 мВт) вырабатывает 40 % электроэнергии Вьетнама16. Кроме того, в 2002 году в центральной части Вьетнама на реке Сесан была построена вторая по мощности ГЭС «Яли» (720 мВт с целью покрытия нагрузок электропотребления Центра и Юга страны. В строительстве ГЭС «Яли» участвовало российское предприятие «Технопромэкспорт»17.
Российские предприятия «Силовые машины» и «РАО ЕЭС» также участвуют в строительстве ГЭС и ТЭС во Вьетнаме18. Чтобы сохранить высокие темпы роста ВВП, Вьетнам нуждается в 12—14 % ежегодного прироста производства электроэнергии в среднесрочной перспективе, а в дальнейшем эти показатели должны возрасти до
15—17 %19. Поскольку у Вьетнама не хватает собственных возможностей для строительства и обслуживания электростанций, что является причиной хронического недостатка электроэнергии, то ожи-
дается дальнейшее расширение российско-вьетнамского сотрудничества в этой области.
Официальный визит президента Д. Медведева в Ханой в 2010 году ознаменовался открытием новых горизонтов в россий-ско-вьетнамских отношениях. 31 октября 2010 года после участия в саммите Россия-АСЕАН, состоялись первые переговоры Д. Медведева с президентом Нгуен Минь Чиетом. По итогам встречи было подписано двенадцать соглашений и два меморандума о сооружении атомной электростанции, развитии энергетики, о военно-техниче-ском сотрудничестве, о сотрудничестве в области таможенных дел, информационных технологий, в создании инвестиционного фонда и др.2" Среди подписанных документов самым важным результатом стало межправительственное соглашение о строительстве первой атомной электростанции во Вьетнаме. В совместном коммюнике об итогах официального визита президента России в СРВ, стороны отметили, что совместные усилия российско-вьетнамского стратегического партнерства достигли беспрецедентно высокого уровня и находятся на этапе динамичного развития21.
4. Визит президента СРВ Чыонг Тан Шанга в Москву: Изменения в ситуации международной безопасности и российско-вьетнамские отношения
7 мая 2012 года, в день начала своего третьего президентского срока, президент В. Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором шла речь и об Азиатско-Тихоокеанском регионе и подчеркивалось, что Россия стремится углублять равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с КНР, стратегическое партнерство с Индией и Вьетнамом22. Заслуживает внимания то, что Вьетнам занял третье место среди стран этого региона в новом внешнеполитическом курсе России.
26—30 июля 2012 года состоялся первый официальный визит в Россию Чыонг Тан Шанга, который был избран президентом СРВ в июле 2011 года и имел репутацию сторонника развития сотрудниче-
ства с Россией23. В ходе визита, Чыонг Тан Шанг встретился с президентом В. Путиным и премьер-министром Д.Медведевым и принял участие в российско-вьетнамском экономическом форуме. Кроме того, Чыонг Тан Шанг посетил Ненецкий автономный округ и участвовал в церемонии добычи первой нефти на Западно-Хоседаю-ском месторождении совместным российско-вьетнамским нефтегазовым предприятием «Русвьетпетро».
По итогам встречи Владимир Путин и Чыонг Тан Шанг приняли совместное заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства между двумя странами24. Главы обеих стран подтвердили намерение довести объем торговли к 2015 году до 5 млрд долл. При этом они высказались за расширение торгово-экономических связей между государствами-членами Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) и Вьетнамом. Кроме того, в сфере экономического сотрудничества главы государств дали высокую оценку результатам работы совместных предприятий и компаний двух стран в нефтегазовой отрасли. Россия и Вьетнам выразили желание укреплять сотрудничество в сфере разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе Вьетнама в соответствии с международным правом, прежде всего с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Что касается сотрудничества в атомной энергетике, то главы двух государств не только высоко оценили возведение на территории Вьетнама первой АЭС и нового Центра ядерной энергетики, но и признали необходимость взаимодействия в сфере образования и подготовки кадров квалифицированных специалистов по атомной энергетике с учетом растущих потребностей Вьетнама.
Что касается внешней политики, то главы двух государств подчеркнули, что позиции России и Вьетнама по большинству международных проблем совпадают. Относительно международной безопасности они выразили отрицательное отношение к действиям по обеспечению собственной безопасности за счёт безопасности других, в том числе путем расширения военно-политических альянсов и создания глобальных и региональных систем противоракетной обороны. На глобальном уровне было подтверждено, что центральная координирующая роль в международных делах, в том числе в
обеспечении безопасности и устойчивого развития, принадлежит ООН. На региональном уровне, с учетом растущей напряженности между Китаем и странами Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам, Россия и Вьетнам подчеркнули, что территориальные и иные споры на пространстве АТР должны решаться исключительно мирным путем, без применения силы или угрозы силой согласно действующему международному праву.
Накануне визита Чыонг Тан Шанга в Россию некоторые СМИ сообщали, что вьетнамский президент поеехал в Москву, чтобы договориться о возвращении российского военно-морского флота в Камрань25. Однако эта проблема не была упомянута в совместном заявлении. В интервью радио «Голос России» Чыонг Тан Шанг сказал, что Вьетнам намерен предоставить России преимущества в Камрани в целях развития военного сотрудничества. Одновременно он отметил, что Вьетнам ни в коем случае не намерен кооперироваться ни с какой из стран в целях военного использования этой базы26. Тем самым, на фоне ожиданий по расширению отношений в этой сфере после вьетнамского заказа на строительство подводных лодок в 2009 году, судя по всему, обозначились разные подходы в направлении военно-морского сотрудничества России и Вьетнама.
5. После визита В. Путина в Ханой в ноябре 2013 года: развитие энергетического сотрудничества и усиление сдерживающей функции военно-морских сил
12 ноября 2013 года в Ханое состоялись переговоры президента В. Путина и президента Чыонг Тан Шанга, на которых было принято совместное заявление о дальнейшем укреплении отношений и всеобъемлющем партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. В результате этих переговоров было подписано семнадцать договоров и соглашений, среди которых особенное внимание привлекли документы, касающиеся сотрудничества в области энергетики — разведка и добыча нефти и природного газа, строительство атомных электростанций и т. д. Были заключены договоры между ОАО «НК «Роснефть» и Корпора-
цией нефти и газа Вьетнама «Петровьетнам» о расширении сотрудничества в разработке месторождений на континентальном шельфе. Планируется участие «Петровьетнама» в разработке месторождения в Печорском бассейне на северо-западе России. Также запланировано увеличение объемов нефтедобычи совместным российско-вьет-намским предприятием «Русвьетпетро» посредством разработки трех нефтяных месторождений на севере России. Заключен договор об участии государственного предприятия «Газпромнефть» в расширении и модернизации нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода «Зунгкуат».
Кроме того, обсуждалось заключение соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Таможенным союзом России, Беларуси, Казахстана и Вьетнамом. Обе стороны нацелены на заключение данного соглашения в 2015 году, и, если это будет реализовано, то Вьетнам станет первым государством в Восточной Азии, заключившим соглашение о ЗСТ с Таможенным союзом. В результате подписания этого соглашения прогнозируется расширение морской торговли, напрямую связывающей Россию и Вьетнам, что послужит реализации цели по увеличению объема двусторонней торговли до 10 млрд долл. к 2020 году.
Также нельзя не упомянуть о сотрудничестве в военной области. Вьетнам находится в напряженных отношениях с Китаем из-за территориальных споров в Южно-Китайском море и поэтому стремится к усилению сдерживающей функции своих военно-морских сил посредством военно-технического сотрудничества не только с Россией, но и с США. В 2009 году был заключен договор о покупке шести российских подводных лодок проекта 877 «Палтус», третья из которых была поставлена в СРВ 10 декабря 2014 года27. Поставка оставшихся трёх лодок планируется до 2016 года, что позволит Вьетнаму еще более укрепить сдерживающие функции своего военно-морского флота. Кроме этого, в октябре 2014 года США также объявило об отмене эмбарго на поставки Вьетнаму вооружений оборонительного назначения, что считается результатом усилий вьетнамской стороны, опасающейся морского продвижения Китая.
Таким образом, как было изложено выше, сотрудничество России и Вьетнама в качестве стратегических партнеров в энергетиче-
ской, торговой, военной и других сферах развивается в направлении более качественных сотруднических отношений. В особенности, сотрудничество в военной сфере является чрезвычайно важным для вьетнамской стороны, которая стремится усилить сдерживающую функцию своих военно-морских сил по отношению к Китаю в Юж-но-Китайском море и для сбалансирования ситуации старается привлечь такие внешние силы, как Россия и США. При этом не ясно, в каких масштабах Россия намерена развивать это военное сотрудничество, учитывая, что она находится в отношениях стратегического партнерства также и с Китаем. Москве необходимо четко определить роль России по отношению к данным регионам.
б. Заключение
До недавних пор, когда речь заходила об отношениях России со странами Азии, отношениям между Россией и Вьетнамом не уделялось должного внимания. Тем не менее, как отмечено в данной работе, после подписания Декларации о стратегическом партнерстве в 2001 году отношения сотрудничества между двумя странами перешли на более высокий уровень, как в количественном, так и в качественном плане по сравнению с 1990-ми годами. Кроме того, стали очевидны значительные изменения во взаимной стратегической оценке России и Вьетнама. Ниже сделана попытка рассмотреть особенности и задачи развития российско-вьетнамских отношений.
(1) От оживления дипломатических контактов на высшем уровне к многоуровневым связям
По сравнению с временами Б. Ельцина после прихода к власти В. Путина отличительной чертой дипломатических отношений с Азией стало активное участие в них самого президента. Эта тенденция четко прослеживается и в отношениях с Вьетнамом. Начиная с 2001 года и до настоящего времени было проведено шесть встреч на высшем уровне: пять из них с участием В. Путина, и одна с участием Д. Медведева. Российско-вьетнамские встречи на высшем уровне в 2005 году (Пусан) и в 2006 году (Ханой) были организованы в рамках участия в саммите АТЭС. Это говорит о том, что Путин придает
важное значение непосредственному диалогу с руководителями других стран, используя для этого также и встречи на многосторонних конференциях. Кроме того, политический диалог между Россией и Вьетнамом ведется посредством регулярных встреч глав правительств, министров и заместителей министров иностранных дел.
Развитие и контроль деятельности на межправительственном уровне выполняет Российско-Вьетнамская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, заседания которой проводятся ежегодно28. В рамках Комиссии организованы рабочие группы по сотрудничеству в различных областях (энергетика, угольная промышленность и машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, агропромышленный комплекс, межрегиональное и банковское сотрудничество).
Взаимодействие между законодательными органами России и Вьетнама началось еще в 1990-е годы, а с наступлением следующего десятилетия стали развиваться отношения между политическими партиями и местными правительствами обеих стран. Коммунистическая партия Вьетнама, помимо развития связей с Коммунистической партией Российской Федерации, в ноябре 2009 года заключила соглашение о сотрудничестве с партией «Единая Россия»29.
(2) Направление вектора сотрудничества: прагматизм или империализм?
Как изложено в данной работе, в период после подписания Декларации о стратегическом партнерстве в 2001 году и до визита Д. Медведева в Ханой в 2010 году центральную роль в развитии взаимоотношений России и Вьетнама играла, главным образом, деятельность совместных предприятий в сфере геологической разведки и добычи горючих ископаемых, а также технологического сотрудничества. Принятие в 2001 году решения об уходе из воен-но-морской базы в Камрани свидетельствует о том, что во внешней политике России возобновление отношений с Вьетнамом было мотивировано не намерениями империалистического характера о расширении своего присутствия в Юго-Восточной Азии, а прагматической целью увеличить приток иностранной валюты и расширить
торгово-экономические отношения со странами Азии, в полной мере используя для этого экономические ресурсы, унаследованные от Советского Союза.
Начиная с 2007 года международная обстановка вокруг Вьетнама стала претерпевать очевидные изменения в связи с глобальным финансовым кризисом и напряженными отношениями с Китаем по вопросу спорных территорий и добычи природных ресурсов в Юж-но-Китайском море. Можно сказать, что в этих условиях Россия явилась для Вьетнама очень выгодным партнером благодаря отсутствию геополитических разногласий между двумя странами и стремлению России избегать ситуаций, когда какая-либо страна, будь то США или Китай, получает подавляющее влияние в рамках международной системы. Важное значение, придаваемое Россией в развитии внешнеполитического и торгового сотрудничества с Вьетнамом, послужило расширению торговли оружием и активизации сотрудничества между военными флотами двух государств.
Таким образом, российско-вьетнамское сотрудничество распространяется на экономическую, торговую и военную сферы, в каждой из которых на нынешнем этапе происходят изменения. В сфере экономики помимо нефтегазового комплекса активно развивается сотрудничество в области электроэнергетики (гидроэнергия, тепло-энергия, атомная энергия). Объем двусторонней торговли, составлявший 1 млрд долл. в 2007 году, в 2011—2012 годах уже превысил 3 млрд долл. С другой стороны, существуют опасения по поводу негативного влияния транспортных расходов и таможенных пошлин на дальнейшее развитие торговли. В этом отношении пристального внимания заслуживает ход переговоров по созданию зоны свободной торговли между Вьетнамом и Таможенным союзом, начало которых было объявлено в марте 2013 года.
Что касается торговли оружием, то с 2004 по 2010 г.г. Вьетнаму было продано 12 истребителей СУ-30 МК (500—600 млн долл.). В последнее время, с целью усиления обеспечения безопасности на морских территориях, увеличивается объем заказов на строительство патрульных судов и подводных лодок. Судя по сообщениям СМИ, за последние два года среди различных аспектов российско-вьетнам-ских отношений наибольшим вниманием пользуется расширение
военного сотрудничества. Тем не менее, если рассматривать содержание сотрудничества в экономической, торговой и военной сферах с долгосрочных позиций, то становится ясно, что речь здесь уже не идет о дихотомии «экономика — военная сфера» или «прагматизм — империализм» и что развитие сфер сотрудничества и их содержание носят многоуровневый характер. Вследствие российско-украинского конфликта, продолжающегося с 2013 г., Россия стала объектом экономических санкций со стороны Запада. Если Россия намерена укреплять политические и экономические отношения со странами АТР, то она не должна становиться причиной дестабилизации в зонах напряженности и конфликтов в данном регионе.
Примечания
1 См.: Rozman, Gilbert. Russia in Northeast Asia: In Search of a Strategy // Russian Foreign Policy in the 21st Century & The Shadow of the Past. Legvold, Rovert ed. Columbia University Press, 2007. P. 343—389; Kuhrt, Natasha. The Russian Far East in Russia's Asia Policy: Dual Integration or Double Periphery? // Europe-Asia Studies, Vol. 64, No. 3. 2012. P. 471-493.
2
Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/dd5bb78576497b3343256b27002ec0 3f! OpenDocument
3 Russia Eases Vietnam Debt // BBC News, 1 March 2001. URL: http://news.bbc. co.uk/2/hi/ asia-pacific/1195414.stm
4
Соответствующее постановление подписал M. Касьянов: «О Протоколе к Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ в рамках Совместного Советско-Вьетнамского предприятия »Вьетсовпетро» от 16 июля 1991 г.» URL: http://mid.ru/bdomp/ ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f43256a0000506d 74! OpenDocument
5 SIPRI Arms Transfers Database. URL: http://www.sipri.org/databases/armstran
sfers
6 Поляков А.Б., Климов В.Б. Россия — Вьетнам: от стратегического интереса к стратегическому партнерству//Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 3. С. 23.
7
Документы, подписанные в ходе официального визита президента России В. Путина в Социалистическую Республику Вьетнам, 20 ноября 2006 г. URL:
http://news.kremlin.ra/ refnotes/2931
g
Совместная пресс-конференция с президентом Вьетнама Нгуен Минь Чиетом по окончании российско-вьетнамских переговоров, 20 ноября 2006 г. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/23911
9 Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник. М., 2002. С. 9; 2006. С. 8.
111 Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник. М., 2008. С. 8.
11 Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник. М., 2013. С. 8.
12
Mazyrin, Vladimir. Russia and Vietnam: Building a Strategic Partnership // ASEAN-Russia Relations: Foundations and Future Prospects. Victor Sumsky, Mark Hong, Amy Lugg eds. Institute of Southeast Asian Studies, 2012. P. 179.
13 Ibid. P. 180.
14 Воронин A.C. Энергетика — материальный фундамент стратегического партнерства России и Вьетнама //Проблемы Дальнего Востока, 2012, № 4. С. 59.
15 Ibid. С. 58.
16 Ibid. С. 59.
17 Mazyrin. Op. cit. P. 180.
18 Mazyrin. Op. cit. P. 180.
19 Воронин. Op. cit. C. 57.
20
Документы, подписанные в ходе официального визита президента России в Социалистическую Республику Вьетнам, 31 октября 2010 г. URL: http://news. kremlin.ru/ref_notes/763
21
Совместное российско-вьетнамское коммюнике об итогах официального визита президента Российской Федерации в Социалистическую Республику Вьетнам, 31 октября 2010 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/762
22
Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» URL: http://mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/0d9el4cf60 la08b3442579fa00364f6c!OpenDocument
23
Воронин A.C. Взаимодействие России и Вьетнама выходит на новый уровень (К итогом визита в Россию президента СРВ Чыонг Тан Шанга) // Проблемы Дальнего Востока, 2012, № 6. С. 20.
24 Совместное заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам, 27 июля 2012 г. URL: http://news.kremlin.ra/ref_notes/1279
25
Воронин А.С. Взаимодействие России и Вьетнама выходит на новый уровень, С. 31.
26 Там же, С. 31.
27
Vietnam Receives Third Kilo Class Submarine from Russia // Communist Party of Vietnam Online Newspaper, 10 December 2014 URL: http://dangcongsan.vn/cpv/ Modules/ NewsEnglish/ News_Detail_E.aspx?CN_ID=690032&CO_ID=30107
28 Mazyrin. Op. cit. P. 175.
29
Российско-вьетнамские отношения, 6 октября 2011 г. RL:http://www.mid. ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/8f42c94242065fd8c3257 6fffl0427ecd!OpenDocument
М.Е. Тригубенко
ВЬЕТНАМ И РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: НЕСБЫВШИЕСЯ ПЛАНЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В статье рассказывается о разрабатывавшихся в начале 1980-х годов при участии практических и научных ведомств планах прямого сотрудничества между регионами Дальнего Востока России с Вьетнамом
Ключевые слова: Россия, Вьетнам, Дальний Восток, планы сотрудничества, конференция.
The paper exposes article is about the plans of direct cooperation between the regions of the Russian Far East with Vietnam that were discussed by practicians and scholars in the early 1980s.
Keywords: Russia, Vietnam, the Far East, cooperation plans, the conference.
Первые обсуждения возможностей сотрудничества России (в составе СССР) с Вьетнамом на российском Дальнем Востоке начались в Хабаровске и г. Хошимине в 1980 и 1982 годах.
В научном симпозиуме, проведенном 13—15 октября 1980 г. в Хабаровске, участвовали руководители дальневосточных регионов России, представители Госплана СССР и министерства внешней торговли, торгпред СССР во Вьетнаме. Советских учёных на хабаровском симпозиуме представляли председатель Дальневосточного